Тар (струнный инструмент)
![]() | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация | Сорванный |
Диапазон игры | |
![]() (Береговой тюнинг) | |
Связанные инструменты | |
Гитара , Уд , Бубен , Ребаб , Сетар |
Тар , от персидского : تار , букв. с длинной шеей и талией «струна») — семейный инструмент лютни , используемый во многих культурах и странах, включая Иран , Азербайджан , Узбекистан ( Армению , Грузию , Таджикистан ( Иранское нагорье ), Турцию , и другие вблизи регионов Кавказа и Центральной Азии . [1] [2] [3] Более старое и более полное название тара — чахартар или чартар ( персидский : چارتار или چهارتار ), что на персидском означает «четыре струны» ( чахар часто сокращается до чар ). Это соответствует распространенной в персидскоязычных регионах практике различения лютней по количеству первоначально использованных струн. Помимо чартара, к ним относятся дотар ( دوتار , «две струны»), сетар ( سهتار , «три струны»), панчтар ( پنجتار «пять струн») и шаштар или шештар ( ششتار «шесть струн»). .
В 18 веке он был пересмотрен до нынешнего звукового диапазона. [4] и с тех пор остается одним из самых важных музыкальных инструментов в Иране и на Кавказе, особенно в персидской музыке , в то время как в азербайджанской музыке используется азербайджанский тар . Это излюбленный инструмент для исполнения радифов и мугамов .
Физические характеристики
[ редактировать ]

Наиболее легко узнаваемой особенностью является корпус в форме двойной чаши, вырезанный из тутового дерева, с тонкой мембраной, закрывающей верх. Мембрана представляет собой натянутую баранью шкуру в персидской смоле или перикард быка в азербайджанской (или кавказской) смоле . [5] [6] [7] На грифе имеется от двадцати пяти до двадцати восьми регулируемых внутренних ладов . Персидский тар имеет три двойных ряда струн и диапазон около двух с половиной октав . Кавказский тар имеет 11 струн в пяти парных курсах плюс басовый гул.
Длинный и узкий гриф имеет плоскую накладку грифа, идущую на уровне мембраны, и заканчивается сложной колковой коробкой с шестью/11 деревянными колками разных размеров, добавляющими декоративный эффект.
Струны персидского дегтя
[ редактировать ]Он имеет три ряда двойных «поющих» струн (каждая пара настроена в унисон: первые два ряда из простой стали, третий из намотанной меди), которые настроены по основному тону, квинте, октаве (до, соль, до), плюс один «летающая» басовая струна (навитая из меди и настроенная на соль, на октаву ниже певческого среднего курса), которая выходит за пределы грифа и проходит над продолжением порожка. Каждая струна имеет свой колок и настраивается независимо. Персидский тар имел пять струн. Шестую струну к тару добавил Дарвиш Хан . Эта струна на сегодняшний день является пятой струной иранского дегтя.
Режимы игры
[ редактировать ]Инструмент держат высоко на груди и щипают в центре тела с помощью небольшого медного плектра, известного на персидском/азербайджанском языке как мезраб/мизраб. Его держат в правой руке и используют в сочетании ударов вверх ( alt ) и вниз ( üst ), а также периодических тремоло в обоих направлениях. При этом ноты выбираются расположением пальцев левой руки, причем ноты иногда сгибаются движением помещенного пальца, как в блюзовой гитаре. Добавление нещипнутой ноты в виде трели поверх щипнутой басовой ноты известно на азербайджанском языке как лал бармак – буквально «приглушенный палец». [8] в то время как аналогичный эффект, называемый джирмаг, достигается при ударе ногтем по струне. Это дает более острый «царапающий» звук. [9]
Азербайджанский деготь
[ редактировать ]Азербайджанский тар — или кавказский, кавказский или «11-струнный тар» — родственный инструмент, немного отличающийся по форме от персидского тара, и был разработан примерно в 1870 году Садыгджаном . Он имеет другую конструкцию и использует больше строк. Азербайджанский тар имеет одну дополнительную басовую струну сбоку, на приподнятом порожке , и обычно имеет две сдвоенные резонансные струны, удерживаемые небольшими металлическими гайками посередине грифа . Все эти струны располагаются рядом с основными струнами над подставкой и крепятся к держателю струн и краю корпуса, что-то вроде ритмических струн индийского ситара . Всего в азербайджанском таре 11 игровых струн и 17 тонов . Считается национальным инструментом Азербайджана. [10]
По данным «Иранской энциклопедии» , азербайджанская художественная музыка также исполняется и в других регионах Кавказа, в основном среди армян , перенявших репертуар мугама и связанных с ним инструментов (таких как кяманче и тар). [11]
изображена смола. На оборотной стороне азербайджанской монеты «один гыпик» (чеканится с 2006 года) [12] и на аверсе азербайджанской банкноты номиналом один манат (также выпускаемой с 2006 года). [13]
В 2012 году мастерство, традиции и исполнение тара в Азербайджане были внесены в ЮНЕСКО человечества список нематериального культурного наследия . [14]
Музыка и исцеление
[ редактировать ]Мелодии , исполняемые на таре, считались полезными при головной боли, бессоннице и меланхолии, а также для устранения нервных и мышечных спазмов. Считалось, что прослушивание этого инструмента вызывает тихое и философское настроение, заставляющее слушателя задуматься о жизни. Считалось, что его торжественные мелодии заставляют человека расслабиться и заснуть. [ нужна ссылка ]
Автор «Кабуснаме» (XI век) рекомендует при выборе музыкальных тонов ( парде ) учитывать темперамент слушателя (см. Четыре темперамента ). Он предположил, что более низкие тона ( бам ) эффективны для людей сангвинического и флегматического темперамента, тогда как более высокие тона ( зеер ) полезны для тех, у кого холерический темперамент или меланхолический темперамент. [15]
Использование в современной музыке
[ редактировать ]Деготь занимает видное место в музыкальной версии «Войны миров » Джеффа Уэйна в разделе «Хорселл Коммон и тепловой луч». Джордж Фентон играл тар на оригинальном альбоме, и можно увидеть Гаэтана Шюррера. [16] проигрываю один на DVD производства 2006 года.
Галерея
[ редактировать ]- эпохи Каджара (в стиле Сефевидов ). Портрет женщины-музыкантки, играющей на таре,
- Юноша с иранским рубабом (16 в.), империя Сефевидов. Восьмерка по форме напоминает смолу, но шкурой покрыта только одна сторона; на смоле обе стороны инструмента покрыты шкурой. Рубабы имели нижнюю часть, покрытую шкурой, и верхнюю полую часть, покрытую деревом.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ тар (музыкальный инструмент) . Британская энциклопедия. Проверено 1 января 2013 г.
- ^ «Иранское камерное общество: Музыка Ирана: иранские традиционные музыкальные инструменты» . Иранская палата.com . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ «История иранской музыки» . Фархангсара.com. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 1 января 2013 г.
- ^ «Восточные инструменты – Тар» . Orientalinstruments.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
- ^ Стивен Блюм. Слушание музыки Ближнего Востока: / Под редакцией Вирджинии Дэниэлсон, Дуайта Рейнольдса, Скотта Маркуса. - Энциклопедия мировой музыки Garland. - Тейлор и Фрэнсис, 2017. - Т. 6, Ближний Восток. — С. 8. — ISBN 978-1-351-54417-7.
Он оставался важным для азербайджанского жанра, известного как мугам, который исполняется трио, состоящим из азербайджанского тара (отличного от персидского варианта), kəmənçe (скрипка с шипами) и певца, который также играет на рамочном барабане (dəf) во время инструментальных интермедий. .
- ^ Сурая Агаева. Азербайджан: История, культура и география музыки : / Под редакцией Джанет Стурман. — Международная энциклопедия музыки и культуры. - Публикации SAGE, 2019. - С. 294. - ISBN 978-1-4833-1774-8.
В 1870–1875 годах известный тарист Мирза Садык Асад оглу (1846–1902, город Шуша) усовершенствовал основной музыкальный инструмент мугама – тар. Для усиления звука Мирза Садик увеличил количество струн, изменил количество ладов и добавил лад Забул для лучшего исполнения мугама Сега. Он модернизировал способ держать смолу: игрок кладет ее горизонтально на грудь вместо прежнего иранского способа держать ее на коленях. Этот вид азербайджанского дегтя широко используется на Южном Кавказе, в Дагестане, Средней Азии, Турции и других странах Ближнего Востока.
- ^ музыкальный инструмент (иранский тар); лютня . britishmuseum.org.
Тар — лютня с длинной шеей из Ирана. Инструмент аналогичной формы и названия используется в государствах Кавказа (т.е. азербайджанский деготь/кавказский деготь). Этот инструмент ["тар" = "струна"] появился в современном виде в середине восемнадцатого века.
- ^ Руководство по ключевым особенностям игры на таре.
- ^ Руководство по ключевым особенностям игры на таре.
- ^ Ближний Восток . Атлас щипковых инструментов. Проверено 1 января 2013 г.
- ^ Энциклопедия Ираника
Азербайджанская художественная музыка исполняется и в других регионах Кавказа, особенно среди армян, перенявших систему макама и инструменты каманча и тар.
- ^ Центральный банк Азербайджана . Национальная валюта: Монеты нового поколения . - Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ Центральный банк Азербайджана . Национальная валюта: 1 манат . - Проверено 25 февраля 2010 г.
- ^ Мастерство и искусство исполнения Тара, струнного музыкального инструмента с длинной шеей . ЮНЕСКО.орг. Проверено 29 апреля 2018 г.
- ^ Неттл, Бруно ; Рассел, Мелинда (1998). В курсе исполнительства: исследования в мире музыкальной импровизации . Издательство Чикагского университета. п. 30. ISBN 978-0-226-57410-3 .
- ↑ Музыкальная версия «Войны миров» Джеффа Уэйна . Thewaroftheworlds.com (16 августа 2007 г.). Проверено 1 января 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]