Jump to content

Тар (струнный инструмент)

(Перенаправлено с Тар (лютня) )

принимая
Струнный инструмент
Классификация Сорванный
Диапазон игры
(Береговой тюнинг)
Связанные инструменты
Гитара , Уд , Бубен , Ребаб , Сетар

Тар , от персидского : تار , букв. с длинной шеей и талией «струна») — семейный инструмент лютни , используемый во многих культурах и странах, включая Иран , Азербайджан , Узбекистан ( Армению , Грузию , Таджикистан ( Иранское нагорье ), Турцию , и другие вблизи регионов Кавказа и Центральной Азии . [1] [2] [3] Более старое и более полное название тара — чахартар или чартар ( персидский : چارتار или چهارتار ), что на персидском означает «четыре струны» ( чахар часто сокращается до чар ). Это соответствует распространенной в персидскоязычных регионах практике различения лютней по количеству первоначально использованных струн. Помимо чартара, к ним относятся дотар ( دوتار , «две струны»), сетар ( سه‌تار , «три струны»), панчтар ( پنج‌تار «пять струн») и шаштар или шештар ( شش‌تار «шесть струн»). .

В 18 веке он был пересмотрен до нынешнего звукового диапазона. [4] и с тех пор остается одним из самых важных музыкальных инструментов в Иране и на Кавказе, особенно в персидской музыке , в то время как в азербайджанской музыке используется азербайджанский тар . Это излюбленный инструмент для исполнения радифов и мугамов .

Физические характеристики

[ редактировать ]
Вид спереди на кузов смолы
Вид сзади на кузов смолы

Наиболее легко узнаваемой особенностью является корпус в форме двойной чаши, вырезанный из тутового дерева, с тонкой мембраной, закрывающей верх. Мембрана представляет собой натянутую баранью шкуру в персидской смоле или перикард быка в азербайджанской (или кавказской) смоле . [5] [6] [7] На грифе имеется от двадцати пяти до двадцати восьми регулируемых внутренних ладов . Персидский тар имеет три двойных ряда струн и диапазон около двух с половиной октав . Кавказский тар имеет 11 струн в пяти парных курсах плюс басовый гул.

Длинный и узкий гриф имеет плоскую накладку грифа, идущую на уровне мембраны, и заканчивается сложной колковой коробкой с шестью/11 деревянными колками разных размеров, добавляющими декоративный эффект.

Струны персидского дегтя

[ редактировать ]

Он имеет три ряда двойных «поющих» струн (каждая пара настроена в унисон: первые два ряда из простой стали, третий из намотанной меди), которые настроены по основному тону, квинте, октаве (до, соль, до), плюс один «летающая» басовая струна (навитая из меди и настроенная на соль, на октаву ниже певческого среднего курса), которая выходит за пределы грифа и проходит над продолжением порожка. Каждая струна имеет свой колок и настраивается независимо. Персидский тар имел пять струн. Шестую струну к тару добавил Дарвиш Хан . Эта струна на сегодняшний день является пятой струной иранского дегтя.

Режимы игры

[ редактировать ]

Инструмент держат высоко на груди и щипают в центре тела с помощью небольшого медного плектра, известного на персидском/азербайджанском языке как мезраб/мизраб. Его держат в правой руке и используют в сочетании ударов вверх ( alt ) и вниз ( üst ), а также периодических тремоло в обоих направлениях. При этом ноты выбираются расположением пальцев левой руки, причем ноты иногда сгибаются движением помещенного пальца, как в блюзовой гитаре. Добавление нещипнутой ноты в виде трели поверх щипнутой басовой ноты известно на азербайджанском языке как лал бармак – буквально «приглушенный палец». [8] в то время как аналогичный эффект, называемый джирмаг, достигается при ударе ногтем по струне. Это дает более острый «царапающий» звук. [9]

Азербайджанский деготь

[ редактировать ]
Азербайджанский деготь

Азербайджанский тар — или кавказский, кавказский или «11-струнный тар» — родственный инструмент, немного отличающийся по форме от персидского тара, и был разработан примерно в 1870 году Садыгджаном . Он имеет другую конструкцию и использует больше строк. Азербайджанский тар имеет одну дополнительную басовую струну сбоку, на приподнятом порожке , и обычно имеет две сдвоенные резонансные струны, удерживаемые небольшими металлическими гайками посередине грифа . Все эти струны располагаются рядом с основными струнами над подставкой и крепятся к держателю струн и краю корпуса, что-то вроде ритмических струн индийского ситара . Всего в азербайджанском таре 11 игровых струн и 17 тонов . Считается национальным инструментом Азербайджана. [10]

По данным «Иранской энциклопедии» , азербайджанская художественная музыка также исполняется и в других регионах Кавказа, в основном среди армян , перенявших репертуар мугама и связанных с ним инструментов (таких как кяманче и тар). [11]

изображена смола. На оборотной стороне азербайджанской монеты «один гыпик» (чеканится с 2006 года) [12] и на аверсе азербайджанской банкноты номиналом один манат (также выпускаемой с 2006 года). [13]

В 2012 году мастерство, традиции и исполнение тара в Азербайджане были внесены в ЮНЕСКО человечества список нематериального культурного наследия . [14]

Музыка и исцеление

[ редактировать ]

Мелодии , исполняемые на таре, считались полезными при головной боли, бессоннице и меланхолии, а также для устранения нервных и мышечных спазмов. Считалось, что прослушивание этого инструмента вызывает тихое и философское настроение, заставляющее слушателя задуматься о жизни. Считалось, что его торжественные мелодии заставляют человека расслабиться и заснуть. [ нужна ссылка ]

Автор «Кабуснаме» (XI век) рекомендует при выборе музыкальных тонов ( парде ) учитывать темперамент слушателя (см. Четыре темперамента ). Он предположил, что более низкие тона ( бам ) эффективны для людей сангвинического и флегматического темперамента, тогда как более высокие тона ( зеер ) полезны для тех, у кого холерический темперамент или меланхолический темперамент. [15]

Использование в современной музыке

[ редактировать ]

Деготь занимает видное место в музыкальной версии «Войны миров » Джеффа Уэйна в разделе «Хорселл Коммон и тепловой луч». Джордж Фентон играл тар на оригинальном альбоме, и можно увидеть Гаэтана Шюррера. [16] проигрываю один на DVD производства 2006 года.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ тар (музыкальный инструмент) . Британская энциклопедия. Проверено 1 января 2013 г.
  2. ^ «Иранское камерное общество: Музыка Ирана: иранские традиционные музыкальные инструменты» . Иранская палата.com . Проверено 1 января 2013 г.
  3. ^ «История иранской музыки» . Фархангсара.com. Архивировано из оригинала 28 января 2013 года . Проверено 1 января 2013 г.
  4. ^ «Восточные инструменты – Тар» . Orientalinstruments.com . Проверено 20 апреля 2021 г.
  5. ^ Стивен Блюм. Слушание музыки Ближнего Востока: / Под редакцией Вирджинии Дэниэлсон, Дуайта Рейнольдса, Скотта Маркуса. - Энциклопедия мировой музыки Garland. - Тейлор и Фрэнсис, 2017. - Т. 6, Ближний Восток. — С. 8. — ISBN 978-1-351-54417-7.

    Он оставался важным для азербайджанского жанра, известного как мугам, который исполняется трио, состоящим из азербайджанского тара (отличного от персидского варианта), kəmənçe (скрипка с шипами) и певца, который также играет на рамочном барабане (dəf) во время инструментальных интермедий. .

  6. ^ Сурая Агаева. Азербайджан: История, культура и география музыки : / Под редакцией Джанет Стурман. — Международная энциклопедия музыки и культуры. - Публикации SAGE, 2019. - С. 294. - ISBN 978-1-4833-1774-8.

    В 1870–1875 годах известный тарист Мирза Садык Асад оглу (1846–1902, город Шуша) усовершенствовал основной музыкальный инструмент мугама – тар. Для усиления звука Мирза Садик увеличил количество струн, изменил количество ладов и добавил лад Забул для лучшего исполнения мугама Сега. Он модернизировал способ держать смолу: игрок кладет ее горизонтально на грудь вместо прежнего иранского способа держать ее на коленях. Этот вид азербайджанского дегтя широко используется на Южном Кавказе, в Дагестане, Средней Азии, Турции и других странах Ближнего Востока.

  7. ^ музыкальный инструмент (иранский тар); лютня . britishmuseum.org.

    Тар — лютня с длинной шеей из Ирана. Инструмент аналогичной формы и названия используется в государствах Кавказа (т.е. азербайджанский деготь/кавказский деготь). Этот инструмент ["тар" = "струна"] появился в современном виде в середине восемнадцатого века.

  8. ^ Руководство по ключевым особенностям игры на таре.
  9. ^ Руководство по ключевым особенностям игры на таре.
  10. ^ Ближний Восток . Атлас щипковых инструментов. Проверено 1 января 2013 г.
  11. ^ Энциклопедия Ираника

    Азербайджанская художественная музыка исполняется и в других регионах Кавказа, особенно среди армян, перенявших систему макама и инструменты каманча и тар.

  12. ^ Центральный банк Азербайджана . Национальная валюта: Монеты нового поколения . - Проверено 25 февраля 2010 г.
  13. ^ Центральный банк Азербайджана . Национальная валюта: 1 манат . - Проверено 25 февраля 2010 г.
  14. ^ Мастерство и искусство исполнения Тара, струнного музыкального инструмента с длинной шеей . ЮНЕСКО.орг. Проверено 29 апреля 2018 г.
  15. ^ Неттл, Бруно ; Рассел, Мелинда (1998). В курсе исполнительства: исследования в мире музыкальной импровизации . Издательство Чикагского университета. п. 30. ISBN  978-0-226-57410-3 .
  16. Музыкальная версия «Войны миров» Джеффа Уэйна . Thewaroftheworlds.com (16 августа 2007 г.). Проверено 1 января 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0a21a3a2a19c5203a3adab97f349d5ed__1722104100
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0a/ed/0a21a3a2a19c5203a3adab97f349d5ed.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tar (string instrument) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)