раздражение
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2018 г. ) |
Лад — это любая из тонких полосок материала, обычно металлической проволоки, вставленных сбоку в определенных местах вдоль грифа или грифа струнного инструмента . Лады обычно проходят по всей ширине грифа. На некоторых исторических и неевропейских инструментах лады состоят из кусков струны, привязанных к шее.
Лады делят гриф на фиксированные сегменты с интервалами, соответствующими музыкальному каркасу. На таких инструментах, как гитары , каждый лад представляет один полутон в стандартной западной системе, в которой одна октава делится на двенадцать полутонов. Fret часто используется как глагол, означающий просто «прижимать струну за ладом». Фреттинг часто относится к ладам и/или системе их размещения.
Объяснение
[ редактировать ]Прижатие струны к ладу уменьшает длину вибрации струны до длины между подставкой и следующим ладом между ладовым пальцем и подставкой. Это демпфируется, если струну остановить мягким кончиком пальца на безладовом грифе.
Лады значительно облегчают музыканту достижение приемлемого стандарта интонации , поскольку лады определяют положение правильных нот. Кроме того, накладка грифа с ладами облегчает точную игру аккордов .
Недостатком ладов является то, что они ограничивают высоту звука темпераментом, определяемым положением ладов. Однако игрок по-прежнему может влиять на интонацию , потянув струну в сторону, чтобы увеличить натяжение струны и повысить высоту звука. Эта техника (обычно называемая « изгибом ») часто используется электрогитаристами всех жанров и является важной частью игры на ситаре . На инструментах с более толстыми ладами на грифе натяжение и высота струны меняются в зависимости от давления пальца за ладом. Иногда игрок может натянуть струну в сторону подставки или порожка , тем самым уменьшая или увеличивая натяжение и высоту струны. Однако, за исключением инструментов, допускающих интенсивное натягивание струн, таких как ситар, влияние на интонацию возможно гораздо меньше, чем на инструментах без ладов.
Поскольку интонация большинства современных западных ладов одинаково темперирована , соотношение расстояний двух последовательных ладов до бриджа равно. (корень двенадцатой степени из двух) , или примерно 1,059463. [1] Теоретически двенадцатый лад должен делить струну ровно на две половины . Чтобы компенсировать увеличение натяжения струны при прижатии струны к ладам, положение бриджа слегка регулируется, чтобы 12-й лад играл точно в гармонии .
Лады многих инструментов не расположены по полутонам , одинаковой темперации примеры: аппалачский цимбал (с ладами в диатонической гамме ), турецкий саз (с расположением ладов по макам системе турецкой народной музыки ), арабский бузук ( с ладами, расположенными в соответствии с арабской системой макам ), персидским сетаром и таром (с ладами, расположенными в соответствии с персидской системой Дастгях ), и турецким танбуром , чтобы покрыть все запятые (с пятью ладами на полутон турецкая система Макам ).
Вариации
[ редактировать ]Веерные лады (также веерные лады, наклонные лады) или многомензурные : хотя лады обычно перпендикулярны центральной линии грифа инструмента и параллельны друг другу, на «веерообразном» грифе лады расположены под углом (распространены как веер) с только один центральный лад перпендикулярен центральной линии грифа. Это дает струнам с более низким тоном большую длину, а струнам с более высоким - более короткую (сравнимо с фортепиано или арфой , где более тяжелые струны имеют разную длину). Идея состоит в том, чтобы дать более точную настройку и более глубокий бас . Некоторые считают, что раздутые лады могут быть более эргономичными . XVI века Веерные лады впервые появились на Орфарионе , варианте цитры , настроенной как лютня . Джон Старретт возродил эту идею в конце семидесятых годов на своем инновационном инструменте Starrboard . Рикенбакер использовал наклонный лад, но он не был мультигаммным и не разветвленным. Novax Guitars среди других предлагает сегодня такие гитары. Появление угловых ладов на этих современных инструментах противоречит древности этой техники.
Зубчатая накладка грифа . Зубчатая накладка предполагает удаление части древесины между некоторыми или всеми ладами. Это сделано для того, чтобы обеспечить более легкое прикосновение для более точной аппликатуры, одновременно ослабляя изгибы или вибрато (поскольку между кончиками пальцев и деревянной поверхностью грифа нет контакта). Он пользуется некоторой популярностью среди музыкантов, играющих хэви-метал , хотя эту концепцию можно также увидеть в древних инструментах, таких как ситар . Зубчатые накладки грифа не нашли широкой популярности, поскольку для тонально точной игры требуется гораздо более легкая рука, чем может достичь большинство гитаристов, а также зачастую значительно более тяжелые струны.
Толстые лады : на старых гитарах (особенно Fender Stratocaster ) лады обычно делались из тонкой проволоки, и некоторые электрогитаристы заменяли ее более толстой проволокой для «толстых ладов» или «гигантских ладов». Толстые лады облегчают изгиб и меняют ощущение гитары. Кроме того, на больших ладах, содержащих больше металла, можно играть гораздо дольше, чем на тонких. Побочным эффектом более толстого лада является менее точная нота, поскольку струна удерживается на более широкой поверхности, вызывая небольшую неточность высоты звука, значение которой возрастает по мере износа ладов. [2]
Полуладовые инструменты
[ редактировать ]Также можно найти полуладовые инструменты; примеры включают малагасийский кабоси и афганский рубаб . Однако полуладные версии гитар и других струнных инструментов с ладами обычно представляют собой разовую индивидуальную адаптацию, созданную для исполнителей, которые хотят объединить элементы обоих типов звука. Один из вариантов заключается в том, что лады проходят только частично вдоль грифа, чтобы более высокие ноты можно было играть с плавной экспрессией, возможной при использовании безладовой накладки грифа. Другой подход - использование ладов, которые проходят только частично через гриф, так что некоторые ряды струн являются ладовыми, а другие - безладовыми, например, Latar Рышарда Латецкого .
Ладовая интонация
[ редактировать ]Инструменты с прямыми ладами, такие как гитары, требуют специальной компенсации на седле и порожке. Каждый раз, когда струна нажимается, она также растягивается, и по мере растяжения высота струны повышается , благодаря чему все звуки на ладах звучат резко. Однако, когда седло расположено правильно, все лады звучат одинаково резко, если расстояния между ладами правильные. При правильной компенсации порожка высота струны без ладов может быть увеличена на ту же величину. В результате, когда натяжение струн снижается, высота всех нот, как ладовых, так и неладовых, становится правильной.
Лады носить
[ редактировать ]На инструментах со стальными струнами, таких как фолк-гитары и электрогитары , лады со временем изнашиваются, поскольку струны прорезают в них канавки. В этом случае инструменту может потребоваться доработка (лады снимаются и заменяются) или, в менее серьезных случаях, «обработка ладов» (лады выравниваются, полируются и, возможно, заново коронуются).Часто на гитаре можно выполнить несколько ладов, прежде чем потребуется полная перестановка.
Привязанные лады, используемые на таких инструментах, как лютня или виолончель , быстро изнашиваются и требуют регулярной замены.
Ладовый шум
[ редактировать ]Гудение ладов — одно из многих нежелательных явлений, которые могут возникнуть на гитаре или аналогичном струнном инструменте . Шум ладов возникает, когда вибрирующая часть одной или нескольких струн физически ударяет по ладам, которые находятся выше, чем ладовая нота (или открытая нота). Это вызывает на гитаре «жужжащий» звук, который может варьироваться от небольшого раздражения до достаточно сильного, приглушающего ноту и значительно уменьшающего сустейн . Иногда жужжание ладов может быть настолько минимальным, что происходит лишь небольшое изменение тона ( тембра ) ноты без какого-либо заметного жужжания. Шум ладов может быть вызван разными причинами: [3]
- Низкое действие
- Неправильно установленные лады
- Струны слишком свободны
- Неправильный рельеф грифа гитары.
Шум ладов заметен в некоторых известных записях; примером является « Friends » группы Led Zeppelin (хотя этот пример, несомненно, вызван альтернативными открытыми строями, которые уменьшают натяжение струн). [ нужна ссылка ] В некоторых песнях, таких как « My Last Serenade » группы Killswitch Engage , гитары настроены на Dropped C , а низкое натяжение струн используется для создания жужжания ладов басистом, чтобы создать грязный звук.
История
[ редактировать ]Неизвестно, когда впервые были использованы лады. Ранний образец, датируемый примерно III веком нашей эры, был обнаружен в 1907 году в руинах Ния в Синьцзяне , Китай: сломанный гриф лютни с двумя неповрежденными внутренними ладами. [4] Гриф и колышек лютни похожи на лютню, нарисованную на стене в гробнице № 5 Динцзячжа (384–441 гг. Н.э.). [5] ), у которого тоже есть лады. Буддийские произведения искусства VI-X веков нашей эры в пещерах Могао (558-907 гг. н.э.) и пещерах Юлинь (618-907 гг. н.э.), похоже, имеют лады. Некоторые длинные лютни в Утрехтской Псалтири ( ок. 850 г. н.э. ) во Франции также кажутся резными, как и цитолы из Испании в Кантигас-де-Санта-Мария ( ок. 1280 г. ).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Моттола, РМ (1 января 2020 г.). Циклопедический словарь лютерийских терминов Моттолы . LiutaioMottola.com. п. 2. ISBN 978-1-7341256-0-3 .
- ^ Хантер, Дэйв (февраль 2014 г.). «Что такого особенного в Джамбо-ладах?». Гитарист .
- ^ «Базовый диагноз» . Архивировано из оригинала 8 января 2011 г. Проверено 22 января 2011 г.
- ^ «Лютня» . Британский музей.
Фрагмент деревянной лютни. Это только гриф инструмента, корпус не сохранился... В верхней части грифа видны следы, где находятся две жилки, вероятно, с третьей нитью поверх них, чтобы увеличить высоту струн. служил орехом. Сохранившаяся двойная струна кишки была ладом, а чуть более толстая одинарная струна, возможно, была ладом для более высоких нот... Регистрационный номер 1907,1111.90
- ^ (сентябрь 2014 г.). Чжу, Фэнш Перевод : Журнал Vitality Magazine : Heilongjiang Daily Newspaper Group. Архивировано из 24 сентября 2018 г. Проверено 24 сентября 2018 г. .
оригинала на www.xueshu.com/hl/201410/3683520.html]
Внешние ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( июнь 2009 г. ) |
- Конрад Швингенштайн: Интонация струнных инструментов с прямыми ладами , http://www.pepithe Second.com
- Расчет позиций ладов - статья о расчете позиций ладов для любого равнотемперированного инструмента на Liutaio Mottola Lutherie.
- Как заменить лады. Архивировано 30 сентября 2007 г. в Wayback Machine - Фоторепортаж.
- Установка ладов в струнном музыкальном инструменте с ладами. Архивировано 26 января 2021 г. в Wayback Machine . Статья об установке ладов для нового инструмента, автор Liutaio Mottola Lutherie.
- Оформление ладов струнного музыкального инструмента с ладами. Архивировано 26 января 2021 г. в Wayback Machine . Статья об оформлении ладов о Лютаио Моттола Лютери.
- Исправить жужжание гитарных струн — статья о проблемах с гудением гитарных струн и их исправлениях на Guitar Repair Bench.
- Связанные и несвязанные грифы Re-fret - статья о снятии, установке, выравнивании, выравнивании и отделке гитарных ладов на Guitar Repair Bench.