Лангелейк
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2024 г. ) |
![]() | |
Струнный инструмент | |
---|---|
Классификация Хорнбостеля – Сакса | 314.122-6 ( хордофон /коробочная цитра, звучащая посредством плектра ) |
Развитый | Возможно, 16 век. |
Связанные инструменты | |
| |
Музыканты | |
Лангелейк норвежский , также называемый ланглейком, — струнный фольклорный музыкальный инструмент , гудящая цитра .
Описание
[ редактировать ]Лангелейк имеет только одну мелодическую струну и до 8 гудящих струн. [1] Под мелодической струной находится семь ладов на октаву, образующие диатоническую мажорную гамму . [2] Дроновые струны настроены на трезвучие . Лангелейк настроен примерно на ля, хотя в партитуре используется тональность до мажор, как если бы инструмент был настроен на до. Это сделано для упрощения как письма, так и чтения, за счет исключения использования случайных чисел .
Поскольку инструмент не может воспроизводить хроматическую гамму и не может быть легко настроен на другие высоты звука , его способность играть вместе с другими инструментами и/или более гармонически сложной музыкой очень ограничена.
Сочетание единственной мелодической струны и нескольких гудящих струн придает лангелейку необычайно богатое звучание.
История
[ редактировать ]В Европе существует множество коробчатых цитр. Немецкий шейтхольт и шведский хуммель были предложены в качестве предшественников лангелейка. Однако в 1980 году на ферме в Вибергсроа, Йёвик, Норвегия, был обнаружен лангелейк, датированный еще 1524 годом. Этот инструмент появился раньше любых задокументированных случаев использования шайтхольта, хуммеля или любого другого подобного инструмента.
Старые типы Лангелейка были настроены по пифагорейскому образцу, на основе чистых квинт и октав с переменными меньшими интервалами. Таким образом, высоту звука можно было легко перемещать между более мрачными «низкими» интервалами и более яркими мажорными. Фиксированный Лангелейк с узнаваемой мажорной гаммой датируется после 1850 года. После этого изменения тональности многим исполнителям пришлось изменить свои мелодии или найти новые, поскольку старый репертуар больше не вписывался в новую систему.
Типы или лангелейк
[ редактировать ]Ранние лангелейки в основном имеют прямоугольную форму и часто имеют открытое дно. Обычно они имеют пять или шесть струн . У них часто были уникальные традиционные гаммы, отличные от современной мажорной гаммы (с использованием 3/4 тона и т. д.). Особенно третий и седьмой отличаются ; третий часто бывает нейтральным (между мажорной и минорной терцией), а седьмой имеет тенденцию быть ниже современного ведущего тона.
Современные лангелейки несколько изогнуты, шире посередине, так как по опыту современных производителей инструментов это заставляет инструмент звучать громче. Все они настроены на мажорную гамму .
Играя
[ редактировать ]Правая рука держит длинный плектр и этим плектром отбивает такт, основной ритм. [3]
Левая рука использует только указательный, средний и безымянный пальцы.
Когда нужно исполнить нужную мелодическую ноту на основную долю, левой руке нужно только удерживать мелодическую струну, а правая рука будет ударять по ней плектром.
Когда требуется нота между основным ритмом, указательный или средний палец должен забить или оттянуть мелодическую струну.
Традиция
[ редактировать ]В Норвегии есть несколько областей культуры, которые усиливаются благодаря многочисленным горам, долинам и фьордам; в некоторых регионах есть свои версии спрингданов. (См. Польска )
Вальдрес и Вардал - единственные области, где лангелейк имеет живую (и, следовательно, более развитую) традицию, где доступно больше мелодий, особенно более поздних, более сложных, созданных для, возможно, лучших инструментов. На фотографии выше изображен Валдрес Лангелейк. Здесь также исполняется танец валдрес спрингар. Телемарк — еще один особый район Норвегии, где обитает спрингар Телемарк. Telemark langeleik отличается от типа Valdres тем, что звуковая камера тонкая и с прямыми стенками, тогда как Valdres-langeleik изгибается в более широкую нижнюю часть и не имеет доски внизу и, таким образом, больше зависит от хороший стол для усиления. И голова выглядит совсем по-другому.
Лангелейк пережил ренессанс, и, хотя на большей части Норвегии есть музыканты, не так уж много мест - по крайней мере, малоизвестных - где на этом инструменте играют официально. Возможно, это главным образом связано с тем, что это сольный инструмент.
Йёвик Спелеманслаг [а] (гильдия народных музыкантов Йёвика ) имеет постоянную группу музыкантов, играющих на лангелейке, которая собирается каждую среду. Они также изготавливают лангелейки и множество других инструментов.
Музыка
[ редактировать ]На инструменте чаще всего исполняются мелодии: рейлендер, вальс, мазурка, гангар, спрингар и халлинг.
Для получения дополнительной информации см. Гаммельданс (старинный танец) и Быгдеданс (деревенский танец).
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Gjøvik Spelemannslag строят и играют вместе на различных фольклорных и старых/средневековых инструментах.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зюдхольт, Дэвид; Листер, Сорен В.К.; Винкель, Оливер Б; Серафин, Стефания (2021). «Интерактивная физическая модель Лангелейка в реальном времени с использованием конечно-разностных схем и веб-аудио» . Проверено 20 января 2024 г.
- ^ «Музыка в мировых культурах: глоссарий» . Журнал музыкальных педагогов . 59 (2): 129–130. 1972. дои : 10.2307/3394153 . JSTOR 3394153 – через JSTOR.
- ^ Алфорд, Вайолет (1936). «Странные музыканты и их инструменты» . Музыкальный ежеквартальный журнал . 22 (1): 104. JSTOR 739018 – через JSTOR.