Лидийский режим
Современный лидийский лад представляет собой семитоновую музыкальную гамму, образованную восходящей структурой высот, состоящей из трех целых тонов , полутона , еще двух целых тонов и последнего полутона.
Из-за важности мажорной гаммы в современной музыке лидийский лад часто описывается как гамма, начинающаяся с четвертой ступени мажорной гаммы, или, альтернативно, как мажор с четвертой ступенью, поднятой на полшага. Эта последовательность тонов примерно описывает гамму, лежащую в основе пятого из восьми григорианских (церковных) ладов , известного как Mode V или аутентичный лад на F, теоретически с использованием B ♮ , но на практике чаще с использованием B ♭ . [ 1 ] Использование B ♭ вместо B ♮ позволило бы создать такое произведение в современной гамме фа мажор .
Древнегреческий лидийский
[ редактировать ]Название Лидийский относится к древнему королевству Лидия в Анатолии . В греческой теории музыки существовала лидийская гамма или « октавные виды », простирающиеся от паргипат-гипатона до банального diezeugmenon , эквивалентные в диатоническом роде современному ионическому ладу ( мажорному строю ). [ 2 ]
В хроматических и энгармонических родах лидийская гамма была эквивалентна CD ♭ EFG ♭ ABC и CC. И ФФ А Б С соответственно [ 3 ] где " " означает повышение высоты звука примерно на четверть тона .
Средневековый лидийский режим
[ редактировать ]В средние века и эпоху Возрождения этот режим описывался двояко. Первый способ - это диатонические октавы от фа до фа на октаву выше, разделенные на до, чтобы получить два сегмента:
Второй - это лад с финалом на фа и диапазоном, простирающимся до фа на октаву выше, и в котором нота до считалась имеющей важную мелодическую функцию. Многие теоретики того периода заметили, что B ♭ используется чаще, чем B ♮, в композициях в лидийском ладе. [ 1 ]
Современный лидийский режим
[ редактировать ]Лидийскую гамму можно описать как мажорную гамму с четвертой ступенью гаммы , поднятой на полутон, что делает ее увеличенной четвертой над тоникой, например, фа-мажорная гамма с B ♮, а не B ♭ . Увеличенная кварта этого лада и уменьшенная квинта локрийского лада - единственные лады, в которых есть тритон над тоникой.
В лидийском ладу являются тонические , доминантные и супертонические трезвучия мажорными . Субдоминанта уменьшена . Трезвучия, построенные на остальных трёх ступенях гаммы, являются минорными .
Альтернативно это можно записать в виде шаблона
- целое, целое, целое, половина, целое, целое, половина или (WWWHWWH)
Известные композиции в лидийском ладу
[ редактировать ]Классический (древнегреческий)
[ редактировать ]Пеан и Просодион Богу , известный как Второй Дельфийский Гимн , составленный в 128 г. до н. э. Атенайосом Афинайу, преимущественно состоит из лидийского тона , как диатонического, так и хроматического, с разделами также на гиполидийском языке . [ 4 ]
Средневековый
[ редактировать ]«Гимн Святому Магнусу» XII века с Оркнейских островов , отсылающий к Магнусу Эрлендссону, графу Оркнейским , написан в григорианском ладу или церковном ладу V (белые ноты F), [ нужна ссылка ] простирающийся от E внизу до октавы выше, с B ♮ повсюду, в двухчастной гармонии, в основном параллельных третей. В Sanctus, Agnus Dei и Ite, Missa est из де Машо Гийома «Messe de Nostre Dame» широко используются F ♮ и B ♮ , а также F ♯ и B ♭ . [ нужны разъяснения ] [ нужна ссылка ]
Романтический
[ редактировать ]Редким и расширенным использованием лидийского лада в классическом репертуаре является Саймона Сехтера 1822 года «Messe in der lydischen Tonart» («Месса в лидийском ладу»). [ 5 ] Более известный пример примерно того же времени - третья часть Струнного квартета № 15 Людвига ван Бетховена ля минор, соч. 132 (1825 г.), названный композитором «Heiliger Dankgesang eines Genesenen an die Gottheit, in der lydischen Tonart» («Святая песнь благодарения выздоравливающего от божественности в лидийском ладе»). [ 6 ] В чередующихся отрывках фа используется исключительно лидийская гамма с диезом четвертой ступени.
Шарля-Валентена Алькана ( Аллегро Барбаро Этюд, соч. 35, № 5, опубликовано в 1848 г.) написано строго на лидийском языке F, без присутствия B ♭ вообще. [ 7 ]
Антон Брукнер использовал заостренную кварту лидийской гаммы в своем мотете Os justi (1879) более строго, чем когда-либо делали композиторы эпохи Возрождения, когда писали в этом режиме. [ 8 ]
Песня Габриэля Фора «Лидия» из «2 мелодий» Op 4 №1872. Эта ода Лидии, написанная парнасским поэтом Леконтом де Лилем, начинается, соответственно, в лидийском ладу и в фа фа имеет повышенную кварту (си натуральную) в первой строке мелодии.
Современный
[ редактировать ]В 20 веке композиторы снова начали с некоторой частотой использовать модальные гаммы. Джордж Энеску , например, включает отрывки в лидийском ладу во вторую и третью части своего «Декрета для духовых инструментов» 1906 года , соч. 14. [ 9 ] Примером середины века является скерцо Симфонии Карлоса Чавеса ( № 3 1951–54). Часть начинается с темы фуги с чрезвычайно широкими прыжками в C лидийском языке с последующими записями в F и G лидийском языке. [ 10 ] В начале ХХ века Алексей Станчинский написал Прелюдию в лидийском ладу. [ 11 ]
Джаз
[ редактировать ]В «Лидийской хроматической концепции тональной организации » Джордж Рассел разработал теорию, которая стала очень влиятельной в мире джаза, вдохновив работы таких людей, как Майлз Дэвис , Джон Колтрейн , Орнетт Коулман и Вуди Шоу . [ 12 ]
Популярный
[ редактировать ]С практической точки зрения следует сказать, что немногие рок-песни, в которых используются такие лады, как фригийский, лидийский или лорийский, на самом деле сохраняют строго закрепленную за ними гармонию. Обычно происходит следующее: гамма гармонизируется в [аккордах с идеальными] квинтами, а затем риффы играются [поверх] этих [аккордов]. [ 13 ]
- « Blue Jay Way » (1967) группы The Beatles [ 14 ]
- «Сапсан» (1968) Донована [ 14 ]
- "Хилл Билли Гоута" (1961) Кингстонского трио
- «Вальс №1» из альбома XO 1998 года Эллиота Смита (D ♭ Lydian). [ 15 ]
- Отрывок, начинающийся со слов «Как бы мне ни нравилось одиночество» в песне « Возможно, может быть » Бьорк . [ 16 ]
- Песня XTC "Jason and the Argonauts" из их альбома English Settlement . [ 17 ]
- « Михалис » (1978) Дэвида Гилмора
- « Каждая мелочь, которую она делает, - волшебство » (1981) полиции
- « Полет в голубой мечте » (1989) Джо Сатриани
- « Станция черепах » (1977) группы The Grateful Dead
- « Unravel » из альбома « Homogenic » Бьорк
- « Человек на Луне » от REM
- « Когда мы танцуем » Стинга
- Концовка « Человека в зеркале » Майкла Джексона.
- Финальная часть "The Trader" группы Beach Boys.
- Тема «Симпсонов» Дэнни Эльфмана
- Тема Cut the Rope Александра Фалински
- Оркестровая интерлюдия в " Last Goodbye " (1994) Джеффа Бакли .
Народный
[ редактировать ]- Многие польские народные песни, в том числе мазурка , написаны в лидийском ладу; первые шесть нот этого лада иногда называли «польским ладом». [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]- Лидийский аккорд — аккорд, относящийся к лидийской гамме.
- Лидийский доминирующий масштаб
- Кальяни (рага) , эквивалент гаммы ( мелакарта ) в карнатической музыке.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Пауэрс 2001 .
- ^ Барбера 1984 , 233, 240.
- ^ Баркер 1984–1989 , 2:15.
- ^ Пёльманн и Вест 2001 , 85.
- ^ Карвер 2005 , 76.
- ^ Праут, Эбенезер (1903). Гармония: ее теория и практика , стр.317. Огенер. [ISBN не указан].
- ^ Смит 2000 , с. [ нужна страница ] .
- ^ Карвер 2005 , 74–75.
- ^ Хоффман и Ратиу 1971 , 319.
- ^ Орбон 1987 , 90–91.
- ^ Станчинский 1908 .
- ^ Анон. нд .
- ^ Руксби, Рикки (1 ноября 2010 г.). Риффы: как создавать и играть отличные гитарные риффы . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-4768-5548-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Эверетт, Уолтер (1999). Битлз как музыканты: Револьвер в антологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-512941-5 .
- ^ Макгуайр, Патрик (21 февраля 2018 г.). «Изучение лидийского лада с «Вальсом № 1» Эллиота Смита » . Липучка . Проверено 3 февраля 2023 г.
- ^ Хейн 2012 .
- ^ Престон 2012 .
- ^ Трохимчик н.д.
Источники
[ редактировать ]- Анон. nd « Часто задаваемые вопросы о лидийской хроматической концепции тональной организации Джорджа Рассела ». www.georgerussell.com (по состоянию на 23 февраля 2012 г.).
- Барбера, Андре. 1984. "Октавные виды". Журнал музыковедения 3, вып. 3 (июль): 229–241. JSTOR 763813 (доступ по подписке). два : 10.1525/jm.1984.3.3.03a00020
- Баркер, Эндрю . 1984–1989. Греческие музыкальные произведения . 2 тома. Кембриджские чтения по музыкальной литературе. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
- Карвер, Энтони Ф. 2005. «Брукнер и фригийский лад». Музыка и письма 86, вып. 1:74–99. doi : 10.1093/ml/gci004 (доступ по подписке).
- Хейн, Итан. 2012. « Мажорные гаммы ». Блог Итана Хейна: Музыка, технологии, эволюция (по состоянию на 26 января 2012 г.).
- Хоффман, Альфред и Адриан Ратиу. 1971. «Успехи симфониста (1900–1906)». В Джордже Энеску: Монография , 2 тома, под редакцией Мирчи Войканы, 237–329. Бухарест: Издательство Академии Социалистической Республики Румыния.
- Орбон, Хулиан . 1987. «Симфонии Карлоса Чавеса». (часть 2). Методическое пособие: Тетради музыкальной теории и критики 6, вып. 22 (апрель – июнь): 81–91.
- Пёльманн, Эгерт и Мартин Л. Уэст. 2001. Документы древнегреческой музыки: дошедшие до нас мелодии и фрагменты , отредактированные и переписанные с комментариями Эгерта Пёльмана и Мартина Л. Уэста. Оксфорд: Кларендон Пресс. ISBN 0-19-815223-X .
- Пауэрс, Гарольд С. 2001. «Лидиан». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла , 15:409–410. 29 томов. Лондон: Макмиллан. ISBN 978-1-56159-239-5 (набор) ISBN 978-0-19-517067-2 (набор) OCLC 44391762 (комплект) OCLC 248649842 (v. 15) OCLC 249589729 (т. 15, перепечатка с небольшими исправлениями) LCCN 00-55156 или 00055156 (набор).
- Престон, Уильям. 2012, с. 25. « Фанк-поп-ролл: стилистическая эволюция XTC ». Портленд, Орегон: Колледж Льюиса и Кларка.
- Смит, Рональд. 2000. Алкан, Мужчина, Музыка . Лондон: Кан и Аверилл. ISBN 9781871082739 .
- Прелюдия в лидийском ладу (1908, Станчинский, Алексей) : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Трохимчик, Майя. й « Мазур (Мазурка) ». Веб-сайт Центра польской музыки Университета Южной Калифорнии (по состоянию на 12 ноября 2018 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беато, Рик . 2018. « Что делает эту песню великолепной? Эпизод 2: Полиция ». YouTube (26 января. Дата обращения 28 марта 2018 г.).
- Бенвард, Брюс и Мэрилин Надин Сейкер. 2009. Музыка в теории и практике , издание восьмое, том. 2. Бостон: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-310188-0 .
- Чейз, Уэйн. 2006. Как на самом деле работает музыка!: Музыкальные и лирические техники мастеров , второе издание. Ванкувер: Roedy Black Publishing Inc. ISBN 1-897311-55-9 ; ISBN 1-897311-56-7 .
- Джонс, Джордж Таддеус. 1974. Теория музыки: фундаментальные концепции тональной музыки, включая нотную запись, терминологию и гармонию . Серия Barnes & Noble Outline 137. Нью-Йорк, Хагерстаун, Сан-Франциско, Лондон: Barnes & Noble. ISBN 9780064601375 .
- Миллер, Скотт. 2002. Мел Бэй начинает заниматься… гитарой в стиле джаз-фьюжн . Пасифик, Миссури: Публикации Мела Бэя. ISBN 0-7866-6248-4 .