Гиполидический режим


Гиполидийский лад , буквально означающий «ниже лидийского», — общее название шестого из восьми церковных ладов средневековой теории музыки. [ 1 ] Название взято из термина Птолемея Александрийского, обозначающего один из его семи тоноев , или ключей транспонирования. [ 2 ] Этот режим является плагиальным аналогом настоящего пятого режима .
В средневековой теории гиполидийский лад описывался либо как (1) диатонический октавный вид от C до C на октаву выше, разделенный на последнюю F (C – D – E – F + F – G – A – B – C). или (2) режим с F в качестве финального и диапазоном от C под финалом до D над ним. Третья над финальным, A, соответствующая тону декламации или «тенору» шестого тона псалма , считалась в этом ладе имеющей важную мелодическую функцию. Таким образом, последовательность интервалов была разделена финалом на нижний тетрахорд тон-тон-полутон и верхний пентахорд тон-тон-тон-полутон. Однако уже со времен Гукбалда гипополидийский лад — даже в большей степени, чем соответствующий подлинный лад, лидийский — характеризовался преобладанием В ♭ вместо В ♮ как четвертой ступени над конечной. [ 1 ] Мелодический акцент на F и A, а также использование B ♭ вместо B ♮ иллюстрируется в сопроводительном примере из вступления Requiem Mass «Requiem aeternam».
Иногда проводятся более тонкие различия между ступенями гаммы: нота D ниже финала, называемая «медиантой», самая нижняя нота, «до», «участник» (тон, служащий вспомогательным по отношению к медиане), соль, си и B ♭ «допускаемые модуляции» (дополнительные степени), а также самая низкая C, конечная F, и (редко) D «абсолютные инициалы». [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Гиполидиан» Гарольда С. Пауэрса .
- ^ Диктант Нью-Гроув. M&M 2001 , «Дориан» Гарольда С. Пауэрса .
- ^ Рокстро, Уильям Смит. 1880. «Модесы церковные». Словарь музыки и музыкантов (1450–1880 гг. н. э.), написанный выдающимися английскими и зарубежными писателями , том. 2, под редакцией Джорджа Гроува, 340–43. Лондон: Macmillan and Co. p. 342.
- Сэди, Стэнли ; Тиррелл, Джон , ред. (2001). Словарь музыки и музыкантов New Grove (2-е изд.). Лондон: Макмиллан. ISBN 9780195170672 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гиссель, Зигфрид. 1997. «Глареанские ключи Лидия и Иполидия и их рассмотрение теоретиками/композиторами примерно до 1650 года». Музыкальная дисциплина 51:73–102.
- Марци, Джованни. 1973. "Музыкальный папирус Еврипида Ореста (Пап. Виндоб. Г 2315)". В «Писаниях в честь Луиджи Ронги» , 315–29. Милан и Неаполь: Риккарди.
- Рунке, Мартин. 1992а. «Лидийские и гипополидийские лады Глареана в Дулихии». В Festschrift Hubert Unverricht к его 65-летию под редакцией Карлхайнца Шлагера, 221–29. Эйхштеттерские трактаты по музыковедению 9. Тутцинг: Ганс Шнайдер. ISBN 3-7952-0719-3 .
- Рунке, Мартин. 1992б. «Подготовка издания годового евангельских песнопений Филиппа Дулихия». В «Музыке Востока: Центрально-Восточная, Восточная и Юго-Восточная Европа». XII , под редакцией Хуберта Унверрихта, 95–113. Музыка Востока: Центрально-Восточная, Восточная и Юго-Восточная Европа 12. Кассель: Bärenreiter. ISBN 3-7618-1066-0 .