Пентахорд

Пентахорд может означать одно в теории музыки из двух. В теории множеств тонких классов пентахорд определяется как любые пять звуковых классов , рассматриваемых как неупорядоченная коллекция ( Roeder 2001 ). В других контекстах пентахорд может представлять собой любую последовательную пятинотную часть диатонической гаммы ( Latham 2002 ). Пентада — из пяти нот это аккорд ( Bailey 1991 , 450).
Согласно последнему определению, диатоническая гамма состоит из пяти нетранспозиционно эквивалентных пентахордов, а не из семи, потому что ионические и миксолидийские пентахорды, а также дорийские и эолийские пентахорды интервально идентичны (CDEFG = GABCD; DEFGA = ABCDE).
Название «пентахорд» было также дано ныне вышедшему из употребления музыкальному инструменту , построенному по спецификациям сэра Эдварда Уолпола . Его продемонстрировал Карл Фридрих Абель на своем первом публичном концерте в Лондоне 5 апреля 1759 года, когда он был описан как «недавно изобретенный» ( Knape, Charters and McVeigh 2001 ). В посвящении Уолполу его сонат для виолончели соч. 3, виолончелист и композитор Джеймс Черветто похвалил пентахорд, заявив: «Я не знаю более подходящего инструмента для аккомпанемента голоса» ( Charters 1973 , 1224). Исполнения на этом инструменте задокументированы еще в 1783 году, после чего он, похоже, вышел из употребления. Похоже, он был похож на пятиструнную виолончель ( McLamore 2004 , 84).
Ссылки
[ редактировать ]- Бэйли, Кэтрин. 1991. Двенадцатинотная музыка Антона Веберна: старые формы в новом языке . Музыка в двадцатом веке 2. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-39088-0 (ткань). Перепечатано в Кембридже: Издательство Кембриджского университета, 2004. ISBN 978-0-521-54796-3 (пбк). Цифровое переиздание в мягкой обложке, Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2006.
- Чартерс, Мюррей. 1973. «Авель в Лондоне». Музыкальные Таймс 114, вып. 1570 (декабрь): 1224–26.
- Кнейп, Уолтер, Мюррей Р. Чартерс и Саймон Маквей. 2001. «Абель: (4) Карл Фридрих Абель». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла . Лондон: Издательство Macmillan.
- Лэтэм, Элисон (ред.). 2002. «Пентахорд». Оксфордский спутник музыки . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-866212-2 .
- Макламор, Элисон. 2004. «По воле и повелению провидения: Концерты семьи Уэсли, 1779–1787». Исследовательская хроника Королевской музыкальной ассоциации , вып. 37 (2004): 71–220.
- Редер, Джон. 2001. «Сет (ii)». Словарь музыки и музыкантов New Grove , второе издание, под редакцией Стэнли Сэди и Джона Тиррелла. Лондон: Издательство Macmillan.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ран, Джон. 1980. Основная атональная теория . Музыкальный сериал Лонгмана. Нью-Йорк и Лондон: Longman Inc.. ISBN 0-582-28117-2 .