Хроматический гексахорд
Интервалы компонентов от корня | |
---|---|
идеальная четвертая | |
главная треть | |
малая треть | |
главная секунда | |
второстепенная секунда | |
корень | |
Сильно нет. / | |
6-1 / | |
Интервальный вектор | |
<5,4,3,2,1,0> |


В теории музыки хроматический гексахорд — это гексахорд, состоящий из последовательных шестинотных отрезков хроматической гаммы . Это первый гексахорд по числу Форте , а его дополнением является хроматический гексахорд в тритоне . Например, от нуля до пяти и от шести до одиннадцати. На С:
- С, С ♯ , Д, Д ♯ , Е, Ж
и
- Ф ♯ , Г, Г ♯ , А, А ♯ , Б.
Это первый из шести гексахорд, определенных Милтоном Бэббитом как полностью комбинаторные исходные множества , причем «исходный набор» представляет собой «множество, рассматриваемое только с точки зрения содержания его гексахорд, и комбинаторные характеристики которого не зависят от порядка, наложенного на это содержание» ( Babbitt 1955 , 57). В более широком контексте тридцати пяти исходных гексахордов, каталогизированных Дональдом Мартино , он обозначается как «Тип А» ( Мартино 1961 , 229–30). Применение преобразования квинтового круга к хроматическому гексахорду дает диатонический гексахорд ( Babbitt 1987 , 93). Как и диатоническая гамма, хроматический гексахорд «иерархичен по составу интервалов» и может также состоять из 3-1, 3-2, 3-3, 3-6 и 3-7 или содержать их ( Фридман 1990 , 111).
Серийные композиции, в том числе Карлхайнца Штокхаузена » «Кройцшпиль и «Клавирстюк I» , содержат хроматический гексахорд в перестановочном порядке , как и некоторые пьесы, сочиненные Милтоном Бэббитом , Альбаном Бергом , Эрнстом Кренеком , Луиджи Ноно , Карлхайнцем Штокхаузеном, Игорем Стравинским и Антоном Веберном в различных фиксированных композициях. порядковые производные ( двенадцатитоновые ряды и массивы ). Бэббита Второй квартет и «Размышления» для фортепиано и кассеты содержат гексахорд ( Babbitt 1987 , 93). Ретроградно-симметричная всеинтервальная серия, впервые использованная Луиджи Ноно в «Canti per tredeci» в 1955 году, также использованная в его «Il canto sospeso» и почти во всех последующих произведениях, вплоть до «Composizione per оркестр n». 2: Diario polacco '58 в 1959 году построен из двух хроматических гексахордов ( Nielinger 2006 , 97–98).


Сюита Стефана Вольпе в гексахорде (1936) начинается с хроматического гексахорда на G, вводя дополнительный гексахорд в заключительной части, в то время как Эллиот Картер называет свою собственную пьесу «Внутренняя песня» для гобоя соло - вторая часть Трилогии для гобоя. и арфа (1992) — «некоторые мысли о гексахорде Вольпе» ( Шифф 1998 , 146).
См. также
[ редактировать ]Источники
[ редактировать ]- Бэббит, Милтон . 1955. «Некоторые аспекты двенадцатитоновой композиции». The Score и журнал IMA 12:53–61.
- Бэббит, Милтон. 1987. Слова о музыке: Мэдисонские лекции под редакцией Стивена Дембски и Джозефа Штрауса. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина. ISBN 9780299107949 .
- Дуарте, Джон. 2008. Мелодия и гармония для гитаристов . Пасифик, Миссури: Мел Бэй. ISBN 9780786676880 .
- Форте, Аллен . 1973. Структура атональной музыки . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 0-300-01610-7 .
- Фридманн, Майкл Л. 1990. Тренировка слуха для музыки двадцатого века . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300045376 .
- Мартино, Дональд . 1961. "Источник и его совокупные образования". Журнал теории музыки 5, вып. 2:224–73. Приложение к Journal of Music Theory 6, вып. 2, 1962: 322–23.
- Нилингер, Карола. 2006. «'Невоспетая песня': Il canto Луиджи Ноно приостанавливается », Журнал Королевской музыкальной ассоциации 131, вып. 1:83–150.
- Шифф, Дэвид . 1998. Музыка Эллиота Картера , второе издание. Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801436123 .