Интервальный вектор





В теории музыкальных множеств вектор интервалов представляет собой массив натуральных чисел , которые суммируют интервалы , присутствующие в наборе классов высоты тона . (То есть набор высот , в которых октавы не учитываются.) Другие названия включают: вектор ic (или вектор интервального класса), вектор PIC (или вектор интервала высотного класса) и вектор APIC (или вектор интервала абсолютного класса высоты, что, по мнению Михеля Шуйера, более правильно.) [1] : 48
Хотя интервальные векторы в первую очередь являются аналитическим инструментом, они также могут быть полезны композиторам, поскольку они быстро показывают качества звука, создаваемые различными наборами классов высоты тона. То есть наборы с высокой концентрацией условно несогласных интервалов (т. е. секунд и седьмых) звучат более диссонансно, в то время как наборы с большим количеством условно согласных интервалов (т. е. терций и шестых) звучат более согласными . Хотя фактическое восприятие консонанса и диссонанса включает в себя множество контекстуальных факторов, таких как регистр , тем не менее интервальный вектор может быть полезным инструментом.
Определение
[ редактировать ]В двенадцатитоновой одинаковой темпераменте интервальный вектор состоит из шести цифр, каждая цифра представляет количество раз, когда интервальный класс появляется в наборе. или вертикального расположения набора Поскольку используются интервальные классы, вектор интервалов для данного набора остается неизменным, независимо от перестановки . Классы интервалов, обозначаемые каждой цифрой, возрастают слева направо. То есть:
- малые секунды/большие седьмые (1 или 11 полутонов)
- мажорные секунды/малые септимы (2 или 10 полутонов)
- малые трети/большие сексты (3 или 9 полутонов)
- мажорные трети/малые шестые (4 или 8 полутонов)
- идеальные четверти/идеальные квинты (5 или 7 полутонов)
- тритоны (6 полутонов) (Тритон инверсионно эквивалентен самому себе.)
Класс интервала 0, представляющий унисоны и октавы, опускается.
В своей книге 1960 года «Гармонические материалы современной музыки » Говард Хэнсон представил мономиальный метод обозначения этого понятия, который он назвал интервальным содержанием : и м д н с .с б д а т ж [примечание 1] для того, что бы сейчас было написано ⟨ abcdef ⟩ . Современные обозначения, введенные Алленом Форте. [ когда? ] [ нужна ссылка ] , имеет значительные преимущества [ указать ] и расширяется до любого равного деления октавы .
Говорят, что масштаб, интервальный вектор которого имеет шесть уникальных цифр, обладает свойством глубокого масштаба . Этим свойством обладает мажорная гамма и ее лады.
В качестве практического примера: вектор интервалов для трезвучия до мажор ( 3-11B ) в корневой позиции, {CEG} ( ), это ⟨001110⟩ . Это означает, что в наборе есть одна большая треть или малая шестая часть (т. е. от C до E или от E до C), одна малая треть или большая шестая часть (т. е. от E до G или от G до E) и одна чистая квинта или чистая квинта. четвертый (т.е. от C к G или от G к C). Поскольку вектор интервалов не меняется при транспозиции или инверсии, он принадлежит всему классу множества , а это означает, что ⟨001110⟩ является вектором всех основных (и второстепенных) триад. Некоторые интервальные векторы соответствуют нескольким наборам, которые нельзя транспонировать или инвертировать для получения другого. (Они называются наборами, связанными с Z , как описано ниже).
Для набора из n классов высоты сумма всех чисел в интервальном векторе набора равна треугольному числу T n −1 = п × ( п - 1) / 2 .
Расширенная форма вектора интервала также используется в теории трансформации , как изложено в Дэвида Левина книге «Обобщенные музыкальные интервалы и трансформации» . [ нужна полная цитата ]
Z-отношение
[ редактировать ]
В теории музыкальных множеств Z-отношение , также называемое изомерным отношением , представляет собой отношение между двумя наборами высотных классов, в которых эти два набора имеют одинаковое интервальное содержание (и, следовательно, один и тот же интервальный вектор), но они не связаны транспозиционно (имеют одно и то же интервальное содержание). разные T n -типы) или инверсионно связаны (имеют разные T n /T n I-типы). [1] : 99 Например, два набора 4-z15A {0,1,4,6} и 4-z29A {0,1,3,7} имеют один и тот же интервальный вектор ⟨111111⟩ , но его нельзя транспонировать и/или инвертировать. поставил на другой.
В случае гексахордов каждый может называться Z-гексахордой . Любой гексахорд, не относящийся к типу «Z», является собственным дополнением , а дополнением Z-гексахорда является его Z-корреспондент, например 6-Z3 и 6-Z36. [2] См.: 6-Z44 , 6-Z17 , 6-Z11 и число Форте .
Термин, обозначающий « зиготику » ( соединённую или слияние двух репродуктивных клеток), [1] : 98 Шуйер (2008), стр. 98 и 98n18. возникла у Аллена Форте в 1964 году, но, похоже, впервые эту идею рассмотрел Говард Хэнсон. Хэнсон назвал это изомерными отношениями и определил два таких набора как изомерные . [3] См.: изомер .
Согласно Михиэлю Шуйеру (2008), теорема о гексахордах , согласно которой любые два дополнительных гексахорда основного тона имеют один и тот же интервальный вектор, даже если они не эквивалентны при транспонировании и инверсии, была впервые предложена Милтоном Бэббитом , и «открытие Об этом отношении «сообщил» Дэвид Левин в 1960 году в качестве примера теоремы о дополнении : разница между интервалами тон-классов в двух дополнительных наборах тон-классов равна разнице между кардинальными числами наборов. (при наличии двух гексахордов эта разница равна 0). [1] : 96–7 [4] Математические доказательства теоремы о гексахорде были опубликованы Касслером (1961), Регенером (1974) и Уилкоксом (1983). [1] : 96–7
Хотя обычно наблюдается, что наборы, связанные с Z, всегда встречаются парами, Дэвид Левин заметил, что это результат двенадцатитонового равного темперамента (12-ET). [ нужна ссылка ] В 16-ET множества, связанные с Z, встречаются в виде триплетов. Ученик Левина Джонатан Уайлд продолжил эту работу для других систем настройки, обнаружив Z-родственные туплеты с числом до 16 членов в высших инопланетных системах. [ нужна ссылка ]
Отношение эквивалентности «имеющего одинаковое содержание интервалов», допускающее тривиальный изометрический случай, первоначально изучалось в кристаллографии и известно как гомометрия . Например, теорема о дополнении известна физикам как принцип Бабине . Недавний опрос см. [5]
Штраус утверждает: «[наборы] в Z-отношении будут звучать одинаково, потому что они имеют одинаковое интервальное содержание». [6] [1] : 125 что побудило некоторых композиторов использовать Z-отношение в своих работах. Например, игра между {0,1,4,6} и {0,1,3,7} ясна во Эллиота Картера Втором струнном квартете . [ нужна ссылка ]
Умножение
[ редактировать ]Некоторые аккорды , связанные с Z, соединяются с помощью M или IM ( умножение на 5 или умножение на 7) из-за идентичных записей для 1 и 5 в векторе интервалов. [1] : 83, 110
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Чтобы количественно оценить содержание согласного и диссонанса в наборе, Хэнсон упорядочил интервалы в соответствии со степенью их диссонанса: p = идеальная пятая часть, m = большая третья, n = min или третья, s = большая секунда , d = (более диссонантный ) минорная секунда, t = t ритон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Шуйер, Михель (2008). Анализ атональной музыки: теория множеств высоты звука и ее контексты . Университет Рочестера. ISBN 978-1-58046-270-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Форте, Аллен (1977). Структура атональной музыки (Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета), стр. 79. ISBN 0-300-02120-8 .
- ^ Хэнсон, Ховард (1960). Гармонические материалы современной музыки (Нью-Йорк: Appleton-Century-Crofts), с. 22. ISBN 0-89197-207-2 .
- ^ Левин, Дэвид. «Интервальное содержание сборника нот, интервальные отношения между сборником нот и его дополнением: приложение к гексахордальным пьесам Шёнберга», Journal of Music Theory 4/1 (1960): 98–101.
- ^ Джон Мандеро, Даниэле Гизи, Эммануэль Амио, Морено Андреатта, Карлос Агон. Z-отношение и гомометрия в музыкальных распределениях. Журнал математики и музыки, Тейлор и Фрэнсис (2011), 5 (2), 83–98.
- ^ Штраус, Джозеф Натан (1990). Введение в посттональную теорию , стр.67. 1-е изд. Прентис Холл: Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси. ISBN 0-13-189890-6 . Цитируется по Шуйеру (2008), стр. 125.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Ран, Джон (1980). Основная атональная теория . Нью-Йорк: Лонгман. ISBN 9780582281172 . Перепечатано в 1987 году, Нью-Йорк: Schirmer Books; Лондон: Кольер Макмиллан. ISBN 0-02-873160-3 .