Фригийский доминирующий масштаб
В музыке фригийская доминанта (или фригийская ♮3 гамма ) является пятым ладом гармонической минорной гаммы , причем пятая является доминантой . [ 1 ] Также называется измененной фригийской гаммой , доминирующей бемолью 2-бемоль 6 (в джазе) или фригийской гаммой (также пишется Fraigish). [ 2 ] ). Он похож на фригийский лад , но с большей терцией , а не с малой терцией . Увеличенная секунда между второй и третьей ступенями шкалы придает звуку «арабский» или ближневосточный оттенок для западных слушателей.
В методе Беркли он известен как миксолидийская ♭ 9 ♭ 13 аккордовая шкала, миксолидийская шкала с пониженной 9-й (2-й) и пониженной 13-й (6-й), используемая во вторичных доминантных аккордовых гаммах для V. 7 /III и V 7 /МЫ.
Строительство
[ редактировать ]Построенный на C, масштаб следующий.
Что касается ступеней мажорной гаммы , она гласит:
- 1 – ♭ 2 – 3 – 4 – 5 – ♭ 6 – ♭ 7 – 1
Последовательность шагов, образующих фригийскую доминирующую гамму, такова:
- половина – увеличенная вторая – половина – целая – половина – целая – целая
Традиционное использование
[ редактировать ]Эта гамма встречается в индийской , ближневосточной , балканской , восточноевропейской , среднеазиатской музыке и фламенко музыке . Он распространен в арабской и египетской музыке , в которой он называется Хиджаз-Нахаванд или Хиджаз макам . [ 3 ] и используется в молитвах на иврите и клезмерской музыке, где он известен как Ахава Рабба , Фрейгиш называется Дастгах-е Хомайун или просто «еврейская гамма», а в Иране . [ нужна ссылка ] Это наиболее распространенная гамма в североиндийской классической раге Хиджаз Бхайрав (Басант Мухари) и южноиндийской раге Вакулабхаранам . [ 4 ]
Его иногда называют испанской фригийской гаммой , испанской цыганской гаммой (см.: цыганская гамма ) или фригийской мажорной гаммой (см.: фригийский лад и мажорную гамму ) и она распространена в музыке фламенко . [ 5 ] Его также можно найти в традиционных испанских песнях за пределами фламенко, повсюду в Испании в разном количестве, но особенно в южных и центральных районах страны, часто его также называют escala andaluza ( андалузский масштаб ) на испанском языке. [ 6 ] Родственные гаммы в испанской традиционной музыке с хроматическими нотами второй степени, варьирующимися от полутона до тона, также известны как «gama española» («испанская гамма») или «gama de Castilla y León» (гамма Кастилии и Леона). ) и, хотя встречаются по всей Испании, особенно распространены в традиционных кастильских и леонских песнях. [ 6 ]
Сплющенная секунда и увеличенная секунда между второй и третьей ступенями гаммы создают ее характерное звучание. Примеры включают некоторые версии « Хава Нагила », [ 1 ] « Ша Штиль » и « Мисирлоу », в то время как другие версии этих мелодий используют близкородственную « двойную гармоническую гамму ». [ 2 ] Основные аккорды, полученные из этой гаммы: I , ♭ II , iv и vii . [ 2 ]
используется гамма Фрейгиша Когда в клезмерской музыке , шестую ступень можно оставить небемолизованной, если к ней мелодически подойти и оставить сверху, [ 7 ] седьмая степень или может быть повышена и .
Фригийский доминантный звукоряд часто используется в джазовых композициях и импровизациях вместо второстепенных доминант минорных аккордов в мажорной тональности, таких как VI. 7 аккорд в VI 7 -ii 7 -V 7 -Я прогресс . Некоторые модальные джазовые композиции, такие как « Nardis » Майлза Дэвиса , написаны во фригийском доминирующем ладе.
См. также
[ редактировать ]- Минорная цыганская гамма
- Венгерский минор
- Украинская дорийская шкала
- Режим фламенко
- Миксолидийский лад # Шкала Молоха
- Неаполитанский аккорд
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Дэйв Хантер (2005). Play Acoustic , Сан-Франциско: Backbeat, с. 226. ISBN 978-0-87930-853-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дик Вайсман, Дэн Фокс (2009). Руководство по неджазовой импровизации , гитарное издание, Pacific, Missouri: Mel Bay, стр. 130. ISBN 978-0-7866-0751-8 .
- ^ Питер Мануэль (2006). Майкл Тензер (ред.). Аналитические исследования мировой музыки . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 96 .
- ^ «Рага Басант Мухари» . srutimag.blogspot.com . 2 сентября 2013 года . Проверено 18 апреля 2018 г.
- ^ Скотт Джарретт; Холли Дэй (2008). Музыкальная композиция для чайников . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. п. 61. ИСБН 978-0-470-22421-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Кривилле и Баргалло, Хосеп (1981). «Системы, лады и гаммы в испанской традиционной музыке (заметки для изучения), Фольклорный журнал № 6» (PDF) . media.cervantesvirtual.com . Архивировано из оригинала (PDF) 17 апреля 2018 г. Проверено 9 апреля 2019 г.
- ^ Илана Кравиц (январь 2004 г.) Клезмер – Режимы и гаммы », ManchesterKlezmer.org на archive.org (по состоянию на 23 ноября 2014 г.).
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюитт, Майкл. Музыкальные гаммы мира . Дерево заметок. 2013. ISBN 978-0957547001 .