Декатоническая шкала


Декатоническая гамма состоящая из десяти нот – это музыкальная гамма, . Если ноты упорядочены, декатонический набор имеет 3 628 800 перестановок. [ 3 ] однако в двенадцатитоновой равной темперации существует только шесть неупорядоченных наборов из десяти нот , 10-1—10-6:
- (все классы высоты звука, кроме t и e)
- (все, кроме 9 и е)
- (все, кроме 8 и е)
- (все, кроме 7 и е)
- (все, кроме 6 и е)
- (все, кроме 5 и е)
Учитывая, что две ноты хроматической гаммы отсутствуют и только два целых тона возможны , все 10-нотные гаммы являются когемитоническими .


Четырехполутоновая тритоновая шкала (набор 10-6) представляет собой декатоническую гамму, состоящую из четырех полутонов, целого тона, четырех полутонов и целого тона (четыре полутона на расстоянии тритона ): 0,1,2,3,4, 6,7,8,9,10. Это может быть связано с семью нотами диатонической гаммы как «1 ♭ 2 ♮ 2 ♭ 3 ♮ 3 ♯ 4 ♮ 5 ♭ 6 ♮ 6 ♭ 7», и, таким образом, пишется на C как C, D ♭ , D. ♮ , Е ♭ , Е ♮ , Ф ♯ , Г, А ♭ , А ♮ , Б ♭ . [ 1 ] Это модус Оливье Мессиана седьмого режима ограниченного транспонирования ; у него есть шесть транспозиций, как у тритона, и пять ладов (те же классы высоты звука, где C, D ♭ , D, E ♭ или E считаются первой ступенью гаммы или тоникой). Это позволяет доминантному септаккорду строиться на тонике и септаккорде-диез девятке , а также позволяет тоническому аккорду иметь измененные девятый , одиннадцатый и тринадцатый факторы . [ 1 ] Однако наборы тонов, содержащие более семи нот, становятся все более похожими друг на друга. [ 4 ]
Декатоническая гамма, которая использовалась или рассматривалась Кайлом Ганном и Ла Монте Янгом в 13-предельной интонации, равна 1/1, 12/11, 32/27, 9/7, 4/3, 132/91, 3/2. , 18/11, 16/9, 176/91 и 2/1. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дзюба, Марк (2014). Библия Ultimate Guitar Scale: 130 полезных гамм для импровизации , с. 48. Альфред Музыка. ISBN 9781470625757 .
- ^ Рехбергер, Герман (2018). Масштабы и лады во всем мире: Полное руководство по шкалам и ладам мира , с. 43. Фенника Герман. ISBN 9789525489286 .
- ^ Уайбл, Джимми (2011). Концепции классической и джазовой гитары , с. 2. Мел Бэй. ISBN 9781610656207 .
- ^ Хэнсон, Ховард . (1960) Гармонические материалы современной музыки , с. 33. Нью-Йорк: Эпплтон-Сентьюри-Крофтс. ЛОК 58-8138. «Когда проекция [идеальной квинты] выходит за пределы семи тонов, новые интервалы добавляться не могут». «С другой стороны, поскольку звучности проецируются за пределы шеститонового ряда, они имеют тенденцию терять свою индивидуальность. Все семитоновые ряды, например, содержат все шесть основных интервалов, и разница в их пропорциях уменьшается по мере добавления дополнительных тонов. добавил... Такие узоры имеют тенденцию терять свою идентичность, создавая монохроматический эффект с сопутствующим отсутствием существенного элемента контраста».
- ^ Сеть Just Intonation (2002). 1/1: Ежеквартальный журнал сети Just Intonation, том 11 , с. 17. Сеть Just Intonation: Сан-Франциско.