Блюзовая гамма
Термин «блюзовая гамма» относится к нескольким различным гаммам с разным количеством высот и соответствующими характеристиками. Блюзовая гамма часто формируется путем добавления выходящей из тональности « синей ноты » к существующей гамме, в частности, бемольной пятой добавки к минорной пентатонике. Однако гептатонику блюза можно считать мажорной гаммой с измененными интервалами.
Типы
[ редактировать ]гексатонический
[ редактировать ]Гексатоническая , или шестинотная , блюзовая гамма состоит из минорной пентатоники плюс ♭ 5-й степени исходной гептатонической гаммы . [1] [2] [3] Эту добавленную ноту можно записать как ♭ 5 или ♯ 4.


Первым известным опубликованным примером этой шкалы является Джейми Эберсольда книга « Как играть в джаз и импровизировать, том 1» (редакция 1970 года, стр. 26), а Джерри Кокер утверждает, что Дэвид Бейкер, возможно, был первым преподавателем, который организовал этот конкретный сборник нот. с педагогической точки зрения как гамма, которую нужно преподавать, чтобы помочь новичкам вызвать в памяти звуки блюза. [4]
Основной особенностью блюзовой гаммы является использование синих нот — нот, которые исполняются или поются микротонально , с немного более высокой или более низкой высотой звука, чем стандартная. [5] Однако, поскольку синие ноты считаются альтернативными перегибами, можно считать, что блюзовая гамма не соответствует традиционному определению гаммы. [6] По сути, одна версия этой блюзовой гаммы обычно используется для всех изменений (или аккордов ) в двенадцатитактовой блюзовой прогрессии . [7] Точно так же в современной теории джаза его использование обычно основано на тональности, а не на отдельном аккорде. [2]
Гринблатт выделяет две блюзовые гаммы: мажорную и минорную. Мажорная блюзовая гамма — 1, 2, ♭ 3, 3, 5, 6, минорная — 1, ♭ 3, 4 , ♭ 5, ♭ 7. [8] Последняя аналогична описанной выше гексатонической гамме.
В Movable do solfège гексатоническая мажорная блюзовая гамма солмизируется как «do-re-me-mi-sol-la»; В минорном подвижном до сольфеджио на основе ля гексатоническая минорная блюзовая гамма сольмизируется как «ла-до-ре-ме-ми-соль».
гептатонический
[ редактировать ]Одна из гептатонических , или семинотных, концепций блюзовой гаммы представляет собой диатоническую гамму ( мажорную гамму ) с пониженной третьей, пятой и седьмой ступенями. [9] что эквивалентно дорийской гамме ♭ 5, второму ладу гармонической мажорной гаммы . Практика блюза основана на «соединении «африканских гамм» и диатонических западных гамм». [10]
Стивен Смит утверждает, что «относить синие ноты к «блюзовой гамме» — это серьезная ошибка, если только мы не изменим значение слова «гамма»». [ нужны дальнейшие объяснения ] [11]
нонатонический
[ редактировать ]По сути, блюзовая гамма из девяти нот определяется Бенвардом и Сейкером как хроматическая вариация мажорной гаммы с плоскими третьей и седьмой ступенями (по сути, заменами дорийского лада ), которые «чередуются с обычными третьими и седьмыми ступенями гаммы, используются для создания блюзовых нот. Эти «синие ноты» отражают влияние африканских гамм на эту музыку». [12]
Другой, неформальный способ исполнения гаммы — использование четвертей тонов , добавляемых к 3-й и 7-й ступеням минорной блюзовой гаммы. Например, блюзовая гамма ля минор с четвертями тонов: A–B–C. –Д–Е–Ф–Г
, где
наполовину острый . Также нота D ♯ может использоваться как дополнительная. Гитаристы могут поднять данную ноту на четверть тона путем подгибания.
Использование
[ редактировать ]Среди хитов в блюзовой тональности - "Rock Me"..., " Jumpin' Jack Flash "..., "Higher Ground"..., " Purple Haze "..., " I Can See for Miles ". .., « После полуночи »…, « Она женщина »…, « Длинная крутая женщина в черном платье »…, « Розовый кадиллак »…, « Дайте мне одну причину »… и многие другие. [13]
В джазе блюзовая гамма используется музыкантами-импровизаторами в различных гармонических контекстах. Его можно играть на протяжении всей двенадцатитактовой блюзовой последовательности, построенной на основе первого доминантного септаккорда. Например, гексатоническую блюзовую гамму C можно использовать для импровизации соло поверх последовательности блюзовых аккордов C. Блюзовую гамму также можно использовать для импровизации на минорном аккорде. Преподаватель джаза Джейми Эберсолд описывает звучание и ощущение блюзовой гаммы как «фанковое», «домашнее», «землистое» или «блюзовое». [14] [ нужна страница ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фергюсон, Джим (2000). Вся блюзовая гамма для джазовой гитары: соло, грувы и паттерны , с. 6. ISBN 0-7866-5213-6 .
- ^ Jump up to: а б Арнольд, Брюс (2002). Основы: таблицы аккордов, гаммы и модели соло для гитары , с. 8. ISBN 1-890944-94-7 .
- ^ Харрисон, Марк (2003). Блюзовое фортепиано: Серия стилей клавиатуры Хэла Леонарда , с. 8. ISBN 0-634-06169-0 .
- ^ Тибо, доктор медицины (2022). «Педагогика Эберсольда для долгой игры и изобретение начинающего студента, занимающегося джазовой импровизацией». Журнал исследований в области музыкального образования дои : 10.1177/00224294211031894
- ^ «Пентатоника и блюзовая гамма» . Как играть на блюзовой гитаре. 09.07.2008. Архивировано из оригинала 14 июля 2008 г. Проверено 11 июля 2008 г.
- ^ Дж. Брэдфорд Робинсон/Барри Кернфельд. «Blue Note», Джазовый словарь New Grove , второе издание, Лондон (2002)
- ^ Брайан Хельмиг (25 февраля 2008 г.). «Блюзовые фразы из блюзовых гамм» . Между ликами. Архивировано из оригинала 28 апреля 2008 г. Проверено 24 июня 2008 г.
- ^ Гринблатт, Дэн (2011). Блюзовые гаммы – версия Eb , [ нужна страница ] . ISBN 9781457101472 .
- ^ Смоллвуд, Ричард (1980). «Евангелие и блюзовая импровизация» с. 102, Журнал музыкальных педагогов , Том. 66, № 5. (январь 1980 г.), стр. 100–104.
- ^ Оливер, Пол. «Это определенное чувство: блюз и джаз… в 1890 году?» п. 13, Популярная музыка , Том. 10, № 1, 1890-е гг. (январь 1991 г.), стр. 11–19. Цитирует Руди Блеша.
- ^ Смит, Стивен Г. (1992). «Блюз и наши проблемы разума и тела», Popular Music , Vol. 11, № 1. (январь 1992 г.), стр. 41–52.
- ^ Бенвард и Сакер (2003). Музыка: В теории и практике , Том. я, с. 39. Издание седьмое. ISBN 978-0-07-294262-0 .
- ^ Качулис, Джимми (2004). Мастерская песенника , стр.41. Беркли Пресс. ISBN 9781476867373
- ^ Эберсолд, Дж. (1967). Как играть джаз и импровизировать: Том первый . ISBN 9781562241223 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хьюитт, Майкл. 2013. Музыкальные гаммы мира , [ нужна страница ] . Дерево заметок. ISBN 978-0957547001 .
- Чодос, AT (2018). «Шкала блюза: исторические и эпистемологические соображения». Перспективы джаза , 11 (2), 139–171. дои : 10.1080/17494060.2019.1616872
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Диаграммы блюзовой гаммы для гитары, нанесенные во всех позициях.
- Блюзовая гамма и ее применение для гитары
- Джазовый ресурс Как играть в блюзовой гамме
- Гитара Slowhand Blues Подробная информация о блюзовых гаммах