Перейти блюз
Перейти блюз | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1930-х годов, США. |
Жанры фьюжн | |
Джамп-блюз — это быстрый стиль блюза , джаза и буги-вуги, который обычно исполняется небольшими группами с использованием духовых инструментов. Он был популярен в 1940-х годах и был предшественником ритм-н-блюза и рок-н-ролла . [2] Признание прыжкового блюза возобновилось в 1990-х годах как часть возрождения свинга .
Происхождение
[ редактировать ]Джамп-блюз развился из музыки таких больших групп , как Лайонел Хэмптон и Лаки Миллиндер в начале 1940-х годов, в которых участвовали такие музыканты, как Луи Джордан , Джек МакВи , Эрл Бостик и Арнетт Кобб . [3] Джордан был самой популярной звездой прыжкового блюза; Среди других артистов, игравших в этом жанре, — Рой Браун , Амос Милберн и Джо Лиггинс , а также солисты-саксофонисты Джек МакВи, Биг Джей МакНили и Булл Мус Джексон . Среди хитов были такие синглы, как « Saturday Night Fish Fry » Роя Брауна » Джордана, « Good Rockin' Tonight и «Deacon's Hop» Биг Джея МакНили. [4]
Одним из важных стилистических прототипов в развитии R&B был джамп-блюз, впервые изобретенный Луи Джорданом, с… его Tympany Five… тремя валторнами и ритм-секцией, в то время как стилистически его музыка сочетала в себе элементы свинга и блюза, включая шафл-ритм. , басовые партии буги-вуги и короткие духовые паттерны или риффы. В песнях использовался афроамериканский народный язык, юмор и голосовые вызовы и ответы между Джорданом и группой. Музыка Джордана понравилась как афроамериканской, так и белой публике, и он имел большой успех с такими хитами, как «Is You Is or Is You Ain't My Baby» (1944). [5]
Блюз и джаз были частью одного музыкального мира, и многие музыканты сочетали оба жанра. [6] Джамп-группы, такие как Tympany Five , возникшие одновременно с возрождением буги-вуги , достигли максимального эффекта с помощью стиля буги-вуги «восемь на такт». [7]
«Хриплые записи» Джордана с Tympany Five, такие как « Saturday Night Fish Fry », одна из первых, в которой использовалась искаженная электрогитара, [8] «буквально заставлял слушателей подпрыгивать под его пульсирующий ритм». [9] По крайней мере, две другие пластинки Джордана считаются прыжковым блюзом: « Caldonia » и « Choo Choo Ch'Boogie ». [10] Джамп-блюз Джордана сочетал в себе добродушную новизну текстов (некоторые из которых имели двойной смысл); увеличение темпа; усиление ритма; наслаивая звук своим блюзовым саксофоном и игривыми мелодиями. [11]
Лайонел Хэмптон записал блюзовую песню биг-бэнда « Flying Home » в 1942 году. [2] Песня, включающая в себя сдавленное, кричащее на тенор-саксофоне исполнение Иллинойса Жаке , стала хитом в категории « гонки ». [4] [12] Billboard описал "Flying Home" как "необычайно подвижную сторону... с ярким отскоком в среднем темпе и постоянным напором, это прыгун, который бросает вызов стоянию на месте".
И Хэмптон, и Джордан объединили популярный ритм буги-вуги, более суровую версию стилей саксофона эпохи свинга, примером которой являются Коулман Хокинс и Бен Вебстер , а также игривые, юмористические тексты или словесные отступления, пронизанные джайв-разговором . [12]
По мере того как эта городская музыка, основанная на джазе, становилась все более популярной, музыканты, которые хотели «играть для людей», начали отдавать предпочтение тяжелому, настойчивому биту. который понравился чернокожим слушателям, которые больше не хотели, чтобы их отождествляли с «жизнью дома». [13]
Группы прыжков, нанятые для исполнения танцев джиттербаг по гораздо более низкой цене, чем биг-бэнды, стали популярными среди агентов и владельцев бальных залов. Саксофонист Арт Чейни сказал: «[мы] были оскорблены, когда публика не стала танцевать». [7]
Jump был особенно популярен в конце 1940-х и начале 1950-х годов благодаря таким артистам, как Луи Джордан , Биг Джо Тернер , Рой Браун , Чарльз Браун , Хелен Хьюмс , Ти-Боун Уокер , Рой Милтон , Билли Райт , Винони Харрис , Луис Прима и Сонни Терри и Брауни МакГи . [2] [14] Реже упоминается, что Гори Картер также записал несколько прыжковых блюзов; его " Rock A while считает, что Роберт Палмер " является подходящим кандидатом на звание первой рок-н-ролльной пластинки . [15]
К середине 1950-х годов джамп-блюз был практически забыт, за некоторыми исключениями, такими как «Five Guys Named Moe» и некоторые песни 1980-х годов группы Honeydrippers . [4]
Термин «рок-н-ролл» имел сильный сексуальный подтекст в джамп-блюзе и R&B, но к тому времени, когда диджей Алан Фрид упомянул рок-н-ролл в середине 1950-х годов, «сексуальный компонент был настолько снижен, что стал просто приемлемым». термин для танцев». [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Богданов, Владимир; Вудстра, Крис; Эрлевин, Стивен Томас. Весь музыкальный путеводитель по кантри: полный путеводитель по кантри-музыке . п. 912
- ^ Jump up to: а б с д Дю Нуайе, Поль (2003). Иллюстрированная энциклопедия музыки . Фулхэм, Лондон: Издательство Flame Tree. п. 170. ИСБН 1-904041-96-5 .
- ^ Дитше, стр. 9–10.
- ^ Jump up to: а б с Консидайн, JD (5 декабря 1993 г.). «Недостающее звено в эволюции рок-н-ролла JUMP BLUES» . Балтимор Сан . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Пурьер, Марк. «Расскажи все как есть: история ритм-н-блюза | Смитсоновский институт фольклора» . Смитсоновский центр фольклора и культурного наследия . Архивировано из оригинала 25 октября 2020 г. Проверено 21 февраля 2021 г.
- ^ Лес, с. 198.
- ^ Jump up to: а б Дитше, с. 9.
- ^ Доусон, Джим ; Пропес, Стив (1992). Какая была первая рок-н-ролльная пластинка? . Бостон и Лондон: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-12939-0 .
- ^ «Луи Джордан: «Король музыкальных автоматов» » . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 4 марта 2008 года . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Пероне, Джеймс Э., Слушайте блюз! Исследование музыкального жанра , ABC-CLIO, 2019 ( ISBN 9781440866159 ), с. 93.
- ^ «Jump Blues – дедушка рок-н-ролла» . Ampopmusic.com . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Палмер, с. 134.
- ^ Палмер, с. 146.
- ^ О'Нил, Джим (10 ноября 2016 г.). «Большой Джо Тернер» . Блюз.орг . Проверено 23 февраля 2021 г.
- ^ Ломакс, Джон Нова (1 декабря 2014 г.). «Перевернись, Айк Тернер» . Техасский ежемесячник . Проверено 19 декабря 2022 г.
Ссылаясь на безошибочное сходство с более поздними работами Чака Берри, лирическое указание «покачать немного» и то, как гитара потрескивала через перегруженный усилитель.
- ^ «Неожиданное происхождение самых часто используемых музыкальных терминов» . Би-би-си . 12 октября 2018 г. . Проверено 22 февраля 2021 г.
его значение охватывает как секс, так и танцы
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кон, Лоуренс; Хамфри, Марк А. (1993). Ничего, кроме блюза: музыка и музыканты . Абвиль Пресс. ISBN 1-55859-271-7 .
- Дитше, Роберт (2005). Джамптаун: золотые годы портлендского джаза, 1942–1957 . Издательство Университета штата Орегон. ISBN 0-87071-114-8 .
- Палмер, Роберт (1981). Глубокий блюз: музыкальная и культурная история дельты Миссисипи . Викинг взрослый. ISBN 978-0-670-49511-5 .
- Уолд, Элайджа (2004). Побег из Дельты: Роберт Джонсон и изобретение блюза . ХарперКоллинз. ISBN 0-06-052423-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Ричи Унтербергер : Jump Blues на AllMusic. Архивировано 29 августа 2011 г. в Wayback Machine.