Блюз-рок
Блюз-рок | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | С начала до середины 1960-х годов, США и Великобритания. |
Типовые инструменты |
|
Производные формы |
Блюз-рок фьюжн — это жанр и форма рок-музыки , основанная на аккордах/гаммах и инструментальной импровизации блюза . [3] [4] В основном это музыка в стиле электрического ансамбля с инструментами, похожими на электрический блюз и рок (электрогитара, электрическая бас-гитара и барабаны, иногда с клавишными и губной гармошкой). С момента своего зарождения в начале и середине 1960-х годов блюз-рок претерпел несколько стилистических изменений и по пути вдохновил и оказал влияние на хард-рок , южный рок и ранний хэви-метал .
Блюз-рок начался с того, что рок-музыканты из Великобритании и США исполнили американские блюзовые песни. Обычно они воссоздавали электрические чикагские блюзовые песни, такие как песни Уилли Диксона , Мадди Уотерса и Джимми Рида , в более быстром темпе и с более агрессивным звучанием, характерным для рока. В Великобритании стиль популяризировали такие группы, как The Rolling Stones , The Yardbirds и The Animals , которые поместили несколько блюзовых песен в поп-чарты. В США Лонни Мак , The Paul Butterfield Blues Band и Canned Heat были одними из первых представителей. Некоторые из этих групп также играли долго, используя импровизации, что в то время было обычным явлением на джазовых пластинках. [5] В конце 1960-х — начале 1970-х годов стиль стал более ориентирован на хард-рок. В США Johnny Winter , ранняя группа Allman Brothers Band , и ZZ Top представляли направление хард-рока, наряду с Led Zeppelin , Ten Years After , Savoy Brown и Foghat в Великобритании.
В 1980-х годах более традиционные стили блюза оказали влияние на блюз-рок, который продолжается и в 2000-е, с большим возвратом к основам. [ нужна ссылка ] Наряду с хард-роком, песни блюз-рока стали основой музыки, транслируемой на ориентированном на альбомы рок -радио в США, классического рока . , а позже в 1980-х годах там утвердился формат [6]
Характеристики
[ редактировать ]Блюз-рок может характеризоваться блюзовой импровизацией , расширенными буги- джемами, обычно сосредоточенными на соло на электрогитаре, и часто более тяжелым, ориентированным на риффы звучанием и ощущением песен, чем в типичном блюзе в чикагском стиле . Блюз-рок-группы «заимствовали [редактировали] идею инструментального комбо и громкого усиления у рок-н-ролла». [5] Его также часто играют в быстром темпе, что опять же отличает его от блюза. [5]
Блюз-рок-песни часто следуют типичным блюзовым структурам, таким как блюз с двенадцатью тактами , блюз с шестнадцатью тактами и т. д. В них также используется последовательность I - IV - V , хотя есть исключения: некоторые пьесы имеют секцию «B», а другие. оставайтесь на I. " группы Allman Brothers Band Версия " Stormy Monday , в которой используются замены аккордов на основе исполнения Бобби "Блю" Блэнда 1961 года, добавляется сольная секция, где "ритм легко переходит в быстрый темп 6/8". -время джаза». [7] Тональность обычно мажорная , но может быть и второстепенной , как, например, в « Женщине-черной магии ».
Одним из заметных отличий является частое использование прямой восьмой ноты или рок-ритма вместо триолей, обычно встречающихся в блюзе. Примером может служить Cream » группы « Перекресток . Хотя он был адаптирован из » Роберта Джонсона « Cross Road Blues , бас «в сочетании с барабанами создает и постоянно подчеркивает непрерывность обычного метрического драйва». [8]
1960–1970-е годы
[ редактировать ]В рок-музыке используются драйвовые ритмы и техники электрогитары , такие как дисторшн и пауэр-аккорды, которые уже использовались блюзовыми гитаристами 1950-х годов, особенно блюзменами из Мемфиса , такими как Джо Хилл Луис , Уилли Джонсон и Пэт Хэйр . [9] [10] Характеристики, которые блюз-рок заимствовал у электрического блюза, включают его плотную текстуру, базовые инструменты блюзового оркестра, [11] грубый декламационный вокальный стиль, тяжелые гитарные риффы , гитарные соло в блюзовой гамме, сильный бит, насыщенная текстура риффов и позерство. [12] Предшественниками блюз-рока были чикагские блюзовые музыканты Элмор Джеймс , Альберт Кинг и Фредди Кинг , которые начали включать элементы рок-н-ролла в свою блюзовую музыку в конце 1950-х - начале 1960-х годов. [13] [14] [15]
1963 год ознаменовался появлением американского солиста рок-гитары Лонни Мака , чей своеобразный, динамичный стиль электроблюзовой гитары. [16] стал отождествляться с появлением блюз-рока как отдельного жанра. Его инструментальные партии того периода были узнаваемы как блюз или ритм-н-блюзовые мелодии, но он во многом полагался на методы быстрого выбора, заимствованные из традиционных американских кантри и мятлика жанров . Самыми известными из них являются хит-синглы Billboard 1963 года « Memphis » и «Wham!». [17] Примерно в то же время блюз-бэнд Пола Баттерфилда была сформирована . Возглавляемый блюзовым арфистом и певцом Полом Баттерфилдом , в него входили два участника Howlin' Wolf гастролирующей группы , басист Джером Арнольд и барабанщик Сэм Лэй , а позже два электрогитариста, Майк Блумфилд и Элвин Бишоп . [18] дебютный альбом The Paul Butterfield Blues Band В 1965 году вышел AllMusic из . Майкл Эрлевин прокомментировал: «Привыкший слушать блюз в исполнении таких групп, как Rolling Stones, этот первый альбом оказал огромное влияние на молодых (и в первую очередь белых) рок-исполнителей». [17] Второй альбом East West (1966) представил расширенное соло - 13-минутный инструментальный заглавный трек включал в себя влияние джаза и индийской раги - которое послужило образцом для психоделического и кислотного рока . [17] В 1965 году заядлые коллекционеры блюза Боб Хайт и Алан Уилсон сформировали группу Canned Heat . Их ранние записи в основном были сосредоточены на электрических версиях блюзовых песен Delta , но вскоре они начали использовать длинные музыкальные импровизации (« джемы »), построенные вокруг Джона Ли Хукера . песен [17] Другие популярные группы середины 1960-х годов, такие как The Doors , Big Brother и The Holding Company с Дженис Джоплин , также адаптировали песни блюзовых исполнителей, включив в них элементы рока. Баттерфилд, Canned Heat и Джоплин выступали на фестивалях в Монтерее (1967) и Вудстоке (1969).
В Великобритании несколько музыкантов оттачивали свое мастерство в нескольких британских блюзовых группах, в первую очередь в группах Сирила Дэвиса и Алексиса Корнера . [19] В то время как ранние британские ритм-н-блюзовые группы, такие как Rolling Stones , Yardbirds и Animals , включали в себя американский R&B , рок-н-ролл и поп-музыку , Джон Мэйолл придерживался более отчетливо электрического блюзового подхода. [19] В 1966 году он выпустил Blues Breakers с Эриком Клэптоном , первый из нескольких влиятельных блюз-рок-альбомов. [20] Когда Эрик Клэптон покинул Mayall и сформировал Cream , они создали гибридный стиль с блюзом, роком и джазовой импровизацией , который был самым инновационным на сегодняшний день. [21] Британская группа Fleetwood Mac изначально играла традиционно ориентированный электрический блюз, но вскоре развилась. [22] Их гитарист Питер Грин , который заменил Клэптона Мэйоллом, привнес в их музыку множество новшеств. [23] Куриная Хижина , [24] ранние Jethro Tull , Keef Hartley Band и Climax Blues Band записывали песни в стиле блюз-рок.
Игра на электрогитаре Джими Хендрикса (ветерана многих американских ритм-н-блюз- и соул- групп начала-середины 1960-х годов) и его пауэр-трио , Jimi Hendrix Experience и Band of Gypsys , оказала широкое и продолжительное влияние на развитие блюз-рока, особенно для гитаристов. Клэптон продолжал исследовать несколько музыкальных стилей и внес свой вклад в то, чтобы блюз-рок стал мейнстримом. [19] В конце 1960-х Джефф Бек со своей группой Jeff Beck Group превратил блюз-рок в разновидность хэви-рока. [19] Джимми Пейдж , заменивший Бека в The Yardbirds, последовал его примеру с Led Zeppelin. [19] и стал главной силой на хэви-метал сцене 1970-х годов. Среди других блюз-рок-музыкантов 1970-х годов — Dr. Feelgood , Рори Галлахер и Робин Троуэр .
Начиная с начала 1970-х годов американские группы, такие как Aerosmith, сочетали блюз с нотками хард-рока. Блюз-рок разросся и включил в себя южные рок- группы, такие как Allman Brothers Band , ZZ Top и Lynyrd Skynyrd , в то время как британская сцена, за исключением появления таких групп, как Status Quo и Foghat , сосредоточилась на инновациях в области хэви-метала. [25]
1980-е – настоящее время
[ редактировать ]Хотя в начале 1970-х блюз-рок и хард-рок имели много общего, в 1980-х годах на блюз-рок повлияли более традиционные стили блюза. [5] когда Fabulous Thunderbirds , Стиви Рэй Вон , Georgia Satellites и Роберт Крей записали свои самые известные произведения, и 1990-е годы, когда гитаристы Гэри Мур , Джефф Хили и Кенни Уэйн Шепард стали популярными концертными достопримечательностями. Блюзовые певицы, такие как Бонни Райт , Сьюзен Тедески , Сью Фоули , Джоанн Шоу Тейлор и Шеннон Керфман, записали блюз-рок-альбомы.
Такие группы, как Jon Spencer Blues Explosion и The White Stripes, привнесли в 2000-е более острый и разнообразный стиль, а Black Keys вернулись к основам. [ нужна ссылка ] Гэри Кларк-младший , известный своим сочетанием блюза, рока и соула, был классифицирован как исполнитель блюз-рока. [26] Джонатан Бернштейн из Rolling Stone журнала назвал альбомы Кларка Blak and Blu (2012) и The Story of Sonny Boy Slim (2015) «пропитанными изящным современным стилем производства блюз-рока». [27]
основанная в 2017 году Bulls of Prey — успешная венгерская группа этого жанра, .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вайнштейн 2000 , с. 14.
- ^ Кристе 2004 , с. 1.
- ^ «Блюз-рок — Музыкальный жанр — RYM/Sonemic» . Оцените свою музыку . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ «Обзор музыкального стиля блюз-рок» . Вся музыка . Проверено 25 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Блюз-Рок» . Вся музыка . Проверено 10 мая 2015 г.
- ^ Парелес, Джон (18 июня 1986 г.). "Старые на подъеме в альбомно-рок-радио" . Nytimes.com . Проверено 19 апреля 2019 г.
- ^ По 2006 .
- ^ Хедлам 1997 , стр. 63–71.
- ^ Палмер 1992 , стр. 24–27.
- ^ Палмер 1980 , с. 12: «Черные кантри-блюзмены делали свои собственные, сильно усиленные записи в стиле буги, особенно в Мемфисе, где такие гитаристы, как Джо Хилл Луис, Уилли Джонсон (с ранней группой Howlin' Wolf) и Пэт Хэйр (с Little Junior Parker) играли за рулем. ритмы и обжигающие, искаженные соло, которые можно считать далекими предками хэви-метала».
- ^ Кэмпбелл и Броуди 2007 , стр. 80–81.
- ^ Кэмпбелл и Броди 2007 , с. 201.
- ^ Дикер 1999 .
- ^ Гловер, Тони. «Элмор Джеймс – Вводное эссе» . Рокхолл.com . Проверено 5 мая 2021 г.
- ^ Сантелли 1997 , стр. 377–378.
- ^ Гутерман 1992 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Проун и Ньюквист 1997 , с. 25.
- ^ Эрлевин 1996 , стр. 40–42.
- ^ Jump up to: а б с д и Эдер 1996 , стр. 376–378.
- ^ Гуральник 1989 , с. 27.
- ^ Адельт 2011 , стр. 72–73.
- ^ Унтербергер 1996 , стр. 85–87.
- ^ Брэкетт 2007 , с. 25.
- ^ Начало куриной хижины Стэна Уэбба Stanwebb.co.uk. Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Проун и Ньюквист 1997 , с. 113.
- ^ «Гэри Кларк-младший, Old Crow Medicine Show, Йола, Аойф О'Донован и Мисти Блюз среди тех, кто приедет в FreshGrass» . Беркширский орел . 1 апреля 2022 г. . Проверено 12 февраля 2023 г.
- ^ Бернштейн, Джонатан (22 февраля 2019 г.). «Обзор: Гэри Кларк-младший борется за свободу на «этой земле» » . Роллинг Стоун . Проверено 12 февраля 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Адельт, Ульрих (2011). Блюзовая музыка шестидесятых: история в черно-белых тонах . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса . ISBN 978-0813551746 .
- Брэкетт, Дональд (2007). Fleetwood Mac: 40 лет творческого хаоса . Вестпорт, Коннектикут: Прегер . ISBN 978-0-275-99338-2 .
- Кэмпбелл, Майкл; Броуди, Джеймс (2007). Рок-н-ролл: Введение . Cengage Обучение . ISBN 978-1111794538 .
- Кристе, Ян (2004). Звук Зверя . Эллисон и Басби . ISBN 0-7490-8351-4 .
- Дикэр, Дэвид (1999). «Элмор Джеймс». Блюзовые певцы . МакФарланд . ISBN 978-0786406067 .
- Эдер, Брюс (1996). «Британский блюз». В Эрлевине, Майкл ; Богданов Владимир ; Вудстра, Крис; Кода, Каб (ред.). Весь музыкальный гид по блюзу . Сан-Франциско: Книги Миллера Фримена . ISBN 0-87930-424-3 .
- Эрлевин, Майкл (1996). "Блюз-бэнд Пола Баттерфилда". В Эрлевине, Майкл ; Богданов Владимир ; Вудстра, Крис; Кода, Каб (ред.). Весь музыкальный гид по блюзу . Сан-Франциско: Книги Миллера Фримена . ISBN 0-87930-424-3 .
- Гуральник, Питер (1989). Чувствую себя как дома: портреты в стиле блюза и рок-н-ролла . Вечная библиотека . ISBN 978-0060971755 .
- Гутерман, Джимми (1992). Лучшие рок-н-ролльные пластинки всех времен . Кэрол. ISBN 978-0806513256 .
- Хедлам, Дэйв (1997). «Блюзовые трансформации в музыке Cream». В Коваче, Джон; Бун, Грэм М. (ред.). Понимание рока: очерки музыкального анализа . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19510-0051 .
- Палмер, Роберт (1980). Миллер, Джим (ред.). Журнал Rolling Stone иллюстрировал историю рок-н-ролла . Нью-Йорк: Роллинг Стоун . ISBN 039-4513223 .
- Палмер, Роберт (1992). «Церковь звуковой гитары». В ДеКертисе, Энтони (ред.). Настоящее время: рок-н-ролл и культура . Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка . ISBN 0-8223-1265-4 .
- По, Рэнди (2006). Skydog: История Дуэйна Оллмана . Сан-Франциско, Калифорния: Книги Backbeat . ISBN 0-87930-891-5 .
- Проун, Пит; Ньюквист, Харви П. (1997). Легенды рок-гитары: важнейший справочник величайших гитаристов рока . Хэл Леонард . ISBN 0-7935-4042-9 .
- Сантелли, Роберт (1997). Лучшее из блюза: 101 незаменимый альбом . Книги о пингвинах . ISBN 978-0140237559 .
- Унтербергер, Ричи (1996). «Блюз-рок». В Эрлевине, Майкл ; Богданов Владимир ; Вудстра, Крис; Кода, Каб (ред.). Весь музыкальный гид по блюзу . Сан-Франциско: Книги Миллера Фримена . ISBN 0-87930-424-3 .
- Вайнштейн, Дина (2000). Хэви-метал: музыка и ее культура . Да Капо Пресс . ISBN 0-306-80970-2 .