Глэм-рок
Глэм-рок | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Начало 1970-х, Великобритания. |
Производные формы | |
Жанры фьюжн | |
Другие темы | |
Глэм-рок — стиль рок-музыки , который развился в Великобритании в начале 1970-х годов и исполнялся музыкантами-мужчинами, которые носили яркую и женственную одежду, макияж и прически, особенно туфли на платформе и с блестками , а также музыкантами-женщинами, которые носили мужскую одежду. [1] [2] [3] Глэм-исполнители использовали различные источники музыки и поп-культуры . [4] от поп-музыки и рок-н-ролла 1950-х годов до кабаре , научной фантастики и сложного арт-рока . [5] [6] Яркая одежда и визуальный стиль исполнителей часто были лагерными или андрогинными и описывались как игра с другими гендерными ролями . [7] Глиттер-рок был более экстремальной версией глэм-рока. [8]
Британские чарты были наводнены глэм-рок-исполнителями с 1971 по 1975 год. [9] появление в марте 1971 года T. Rex фронтмена Марка Болана на музыкальном шоу BBC Top of the Pops с песней « Hot Love Началом движения часто называют » в блестящем и атласном костюме. Среди других британских исполнителей глэм-рока были Дэвид Боуи , Mott the Hoople , Sweet , Slade , Mud , Roxy Music и Gary Glitter . Такие артисты, как Элтон Джон , Род Стюарт и Фредди Меркьюри из Queen, хотя и не занимают центральное место в этом жанре, также переняли гламурный стиль. [10] В Соединенных Штатах эта сцена была гораздо менее распространена: Элис Купер и Лу Рид были единственными американскими артистами, добившимися успеха в Великобритании. [9] Среди других американских глэм-исполнителей — New York Dolls , Sparks , Сьюзи Кватро , Игги Поп и Джобриат . Глэм-рок пришел в упадок после середины 1970-х годов, но оказал влияние на другие музыкальные жанры, включая панк-рок , глэм-метал , дэт-рок и готик-рок . Движение «Новый романтик» , которое началось как андеграундное модное субкультурное движение в ночных клубах в конце 1970-х, а затем стало мейнстримом в начале 80-х, также было вдохновлено визуальными эффектами эпохи глэм-рока.
Характеристики
[ редактировать ]Глэм-рок можно рассматривать как моду, а также музыкальный поджанр. [11] Глэм-исполнители отвергли революционную риторику рок-сцены конца 1960-х годов, вместо этого прославляя декаданс , поверхностность и простые структуры ранней поп-музыки. [12] [13] В ответ на эти характеристики такие ученые, как И. Тейлор и Д. Уолл, охарактеризовали глэм-рок как «наступательное, коммерческое и культурное выхолащивание». [14]
Артисты опирались на такие музыкальные влияния, как поп-музыка , дерзкие гитарные риффы хард -рока , топающие ритмы и рок-н-ролл 1950-х годов , фильтруя их через инновации в звукозаписи конца 1960-х. [12] [15] [16] В конечном счете, он стал очень разнообразным, варьируясь от простого рок-н-ролльного возрождения таких фигур, как Элвин Стардаст, до сложного арт-попа Roxy Music . [11] Вначале это была ориентированная на молодежь реакция на ползущее доминирование прогрессивного рока и концептуальных альбомов – какая бомба! назвал «общей джинсовой скучностью» «смертельно скучной, преждевременно созревшей музыкальной сцены». [17]
Визуально это была смесь различных стилей: от голливудского гламура 1930-х годов до сексуальной привлекательности в стиле пин-ап 1950-х, довоенного театра кабаре , викторианского литературного и символистского стилей, научной фантастики до древнего и оккультного мистицизма и мифологии ; проявляясь в эпатажной одежде, макияже, прическах и ботинках на платформе. [6] Глэм-рок наиболее известен своей сексуальной и гендерной двусмысленностью и представлением андрогинности , помимо широкого использования театральных представлений. [18]
Его прообразом стал яркий английский композитор Ноэль Кауард , особенно его песня 1931 года « Бешеные собаки и англичане », в которой музыкальный писатель Дэрил Исли заявил: «Влияние Ноэля Кауарда на таких людей, как Боуи, Roxy Music и Cockney Rebel, было абсолютно огромным. Это наводило на мысль о стиле. Искусственность и поверхность были так же важны, как глубина и содержание. Журнал Time отметил «чувство личного стиля Кауарда, сочетание дерзости и шика, позы и уравновешенности». [19] Зрелищность и манипулирование гендерной идентичностью включали группы Cockettes и Alice Cooper , последний из которых сочетал глэм с шок-роком . [20]
История
[ редактировать ]Глэм-рок возник на английской психоделической и арт-роковой сцене конца 1960-х годов и может рассматриваться как продолжение этих тенденций и реакция на них. [11] Его истоки связаны с Марком Боланом , который к концу 1960-х годов переименовал свой акустический дуэт в T. Rex и занялся электрическими инструментами. [17] По словам музыкального критика Кена Барнса , Болан был «человеком, с которого все началось». [17] Моментом зарождения часто называют появление Болана на музыкальном шоу BBC Top of the Pops , которая станет его вторым хитом в десятке лучших в Великобритании (и первым хитом номер 1 в Великобритании). в марте 1971 года в блестящем и атласном костюме, чтобы исполнить песню Hot Love ". [21] The Independent заявляет, что появление Болана в Top of the Pops «позволило поколению подростков начать играть с идеей андрогинности». [19] Альбом T. Rex Electric Warrior 1971 года получил признание критиков как новаторский глэм-рок-альбом. [22] В 1973 году, через несколько месяцев после выпуска альбома Tanx , Болан появился на обложке журнала Melody Maker с заявлением: «Глэм-рок мертв!» [23]
С конца 1971 года, уже будучи второстепенной звездой, Дэвид Боуи разработал свой образ Зигги Стардаста , включив в свои выступления элементы профессионального грима, пантомимы и перформанса. [10] Боуи в интервью 1972 года, в котором он отметил, что другие артисты, которых называют глэм-роком, делали другую работу, сказал: «Я думаю, что глэм-рок - прекрасный способ классифицировать меня, и еще приятнее быть одним из его лидеров». [24] За Боланом и Боуи вскоре последовали такие группы, как Roxy Music , Sweet , Slade , Mott the Hoople , Mud и Alvin Stardust . [10] Популярность глэм-рока в Великобритании была такова, что три глэм-рок-группы выпустили главные рождественские хиты Великобритании ; « Всем счастливого Рождества » группы Slade, « I Wish It Could Be Christmas Everyday » группы Wizzard и « Lonely This Christmas » группы Mud, все они до сих пор пользуются огромной популярностью. [25] [26] Глэм был не только очень успешным направлением в британской популярной музыке, но и стал доминирующим в других аспектах британской популярной культуры в 1970-е годы. [9]
Более тяжелый вариант глэм-рока, подчеркивающий песни, ориентированные на гитарные риффы, драйвовые ритмы и живые выступления с участием публики, был представлен такими группами, как Slade и Mott the Hoople , с более поздними последователями, такими как Def Leppard , Cheap Trick , Poison , Kiss и Quiet. Riot , некоторые из которых либо исполняли каверы на композиции Slade (такие как « Cum On Feel the Noize » и « Mama Weer All Crazee Now »), либо сочиняли новые песни по шаблонам Slade. [27] Несмотря на большой успех в чартах синглов в Великобритании (например, у Slade было шесть синглов номер один), очень немногие из этих музыкантов смогли оказать серьезное влияние в США; Дэвид Боуи был главным исключением: он стал международной суперзвездой и способствовал принятию глэм-стилей среди таких исполнителей, как Лу Рид , Игги Поп , New York Dolls и Jobriath , часто известных как «блестящий рок» и с более мрачным лирическим содержанием, чем их британские коллеги. . [28]
В Великобритании термин «глитер-рок» чаще всего использовался для обозначения экстремальной версии глэма, которую преследовал Гэри Глиттер и независимая группа, с которой он часто выступал, известная как Glitter Band . В период с 1972 по 1975 год у Glitter Band и Гэри Глиттера было восемнадцать синглов, попавших в десятку лучших в Великобритании. [8] Вторая волна глэм-роковых групп, в том числе Сьюзи Кватро , Роя Вуда , Wizzard и Sparks имела хиты в британских чартах синглов в 1973 и 1974 годах. [10] [29] Кватро и Ти-Рекс непосредственно вдохновили новаторскую женскую группу The Runaways из Лос-Анджелеса . [30] Существующие группы, некоторые из которых обычно не считаются центральными в жанре, также переняли гламурный стиль, в том числе Род Стюарт , Элтон Джон , Queen и, какое-то время, Rolling Stones . [10] Увидев Марка Болана в костюмах, созданных Зандрой Роудс , Фредди Меркьюри поручил Роудсу разработать костюмы для следующего тура Queen в 1974 году. [31] Панк-рок , отчасти являющийся реакцией на выдумку глэм-рока, но с использованием некоторых элементов жанра, включая грим и кавер-версии пластинок глэм-рока, [32] помог положить конец моде на гламур примерно с 1976 года. [28]
Влияние и наследие
[ редактировать ]В то время как глэм-рок был исключительно британским культурным явлением, а Стивен Уэллс в The Guardian написал: «Американцы получили глэм из вторых рук только благодаря шикарной версии Боуи», каверы на классику британского глэм-рока теперь являются основным продуктом музак на спортивных мероприятиях в США. [34] Глэм-рок оказал фоновое влияние на Ричарда О'Брайена , автора лондонского мюзикла 1973 года «Шоу ужасов Рокки Хоррора» . [35] Хотя во второй половине 1970-х годов популярность глэм-рока в Великобритании резко упала, он оказал прямое влияние на группы, которые позже приобрели известность, включая Kiss и американские глэм-металлические группы, такие как Quiet Riot , WASP , Twisted Sister , Бон Джови , Mötley Crüe и Ratt . [36]
Новые романтические группы в Великобритании, такие как «Адам и муравьи» и «Стая чаек», расширили гламур, а их андрогинность и сексуальная политика были подхвачены такими группами, как «Культурный клуб» , «Бронски Бит» и «Фрэнки едет в Голливуд» . [37] Готик-рок во многом основывался на макияже, одежде, театральности и звучании глэма, а панк-рок перенял некоторые тенденции гламурного исполнения и создания личности, а также акцент жанра на качествах поп-арта и простых, но мощных инструментах. [28]
Глэм-рок имел влияние во всем мире. [38] В Японии 1980-х годов визуальный кей находился под сильным влиянием эстетики глэм-рока. [39] С тех пор глэм-рок пользуется постоянным влиянием и спорадическими скромными возрождениями в кроссовере R&B группы Prince . [40] такие группы, как Мэрилин Мэнсон , Suede , Placebo , [41] Котята Бензопилы , Космический Свинок и Тьма , [42] и вдохновил таких поп-исполнителей, как Леди Гага . [43]
Его застенчивое принятие славы и эго продолжает отражаться в поп-музыке спустя десятилетия после смерти ее прототипа суперзвезды Марка Болана из T. Rex в 1977 году. Будучи эластичной концепцией, а не фиксированной стратосферой личностей 70-х, она даже готовы пережить потерю своего самого стойкого артиста, Дэвида Боуи .
Фильм
[ редактировать ]К фильмам, отражающим эстетику глэм-рока, относятся:
- Ти Рекса Документальный фильм «Рожденный в стиле буги» (1972). [44]
- группы The Sweet Документальный фильм BBC " Все, что блестит" (1973) [45]
- Брайана Де Пальмы ( Призрак рая 1974) [46]
- Гэри Глиттер « Помни меня таким» (1974) [47]
- Фотошоу Рокки Хоррора (1975) [46]
- Slade 's Slade в огне (1975) [48]
- Никогда не слишком молод, чтобы рок (1975) [49]
- Брюс Бересфорд Бок о бок (1975)
- Дэвида Боуи ( Зигги Стардаст и пауки с Марса: Кинофильм 1979) [50]
- Тодда Хейнса жила Бархатная золотая (1998) [51]
- Джон Кэмерон Митчелл, « Хедвиг и злосчастный дюйм» (2001) [52] [53] [54]
- Кирана Тернера Джобриат AD (2012) [55]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Руководство по стилю глэм-рока» . отношениеодежда.co.uk . 9 июня 2020 г.
- ^ «Глэм-рок» . Энкарта . Архивировано из оригинала 28 августа 2009 года . Проверено 21 декабря 2008 г.
- ^ Бесс Кори (16 июля 2010 г.). «Сирены и глэм-рокеры 70-х» . девочки в гараже . Архивировано из оригинала 21 сентября 2010 года.
- ^ Лестер, Пол (11 июня 2015 г.). «Франц и Спаркс: этот город достаточно велик для нас обоих» . Хранитель .
- ^ «Глэм-рок | Значимые альбомы, исполнители и песни» . Вся музыка . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-472-06868-7 , стр. 57, 63, 87 и 141.
- ^ Рейнольдс, Саймон (1995). Сексуальные бунты: гендер, бунт и рок-н-ролл . Лондон: Змеиный Хвост. п. xiii.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б В. Богданов, К. Вудстра и С. Т. Эрлевин, « Все музыкальные руководства по року: полное руководство по року, поп-музыке и соулу» (Милуоки, Висконсин: Backbeat Books, 3-е изд., 2002 г.), ISBN 0-87930-653-X , с. 466.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ауслендер, Филип (2006). Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке . Издательство Мичиганского университета. п. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и П. Ауслендер, «Наблюдайте за этим человеком, Дэвидом Боуи: Хаммерсмит Одеон, Лондон, 3 июля 1973 года» в издании И. Инглиса, « Исполнение и популярная музыка: история, место и время» (Олдершот: Эшгейт, 2006), ISBN 0-472-06868-7 , с. 72.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Р. Шукер, Популярная музыка: ключевые концепции (Abingdon: Routledge, 2-е изд., 2005 г.), ISBN 0-415-34770-X , стр. 124-5.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рейнольдс, Саймон. «Саймон Рейнольдс выступает в Фордхэме об истории глэм-рока» . Фордэм английский . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ «Глэм-рок» . Британника . Проверено 12 ноября 2016 г.
- ^ Грегори, Джорджина (2002). «Мужественность, сексуальность и визуальная культура глэм-рока» (PDF) . Культура и коммуникация – Университет Центрального Ланкашира . 5 : 37. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас (2001). All Music Guide: Полное руководство по популярной музыке . Корпорация Хэла Леонарда. п. 3.
- ^ Фарбер, Джим (3 ноября 2016 г.). «Растем геем под саундтрек к глэм-року» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 ноября 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Барнс, Кен (март 1978 г.). «Эра блеска: Подростковое буйство» . Бомп! . Проверено 26 января 2019 г. - через Rock's Backpages .
- ^ «Глэм-рок» , AllMusic. Проверено 26 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Бокс-сет, объявленный исчерпывающим путеводителем по музыкальному жанру семидесятых, еще больше подверг остракизму его опальную бывшую звезду» . Независимый. Проверено 15 сентября 2017 г.
- ^ П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-472-06868-7 , с. 34.
- ^ Марк Пэйтресс, Болан - Взлет и падение суперзвезды 20-го века ( Omnibus Press, 2002) ISBN 0-7119-9293-2 , стр. 180–181.
- ^ Хьюи, Стив. « Electric Warrior - T. Rex | Песни, обзоры, авторы, награды | AllMusic» . Вся музыка . Проверено 29 декабря 2014 г.
- ^ Болан, Марк (16 июня 1973 г.). «Глэм-рок мертв!» . Создатель мелодий . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 4 января 2014 г.
- ^ «Дэвид Боуи — новейшая рок-звезда, привезенная из Англии» . Нашуа Телеграф . Ассошиэйтед Пресс. 4 ноября 1972 г. с. 14 . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ «Раскрыта самая популярная рождественская песня Великобритании» . НМЕ . Проверено 12 декабря 2017 г.
- ^ « PRS for Music объявляет 50 лучших рождественских песен (Великобритания)» , 14 декабря 2012 г. Пресс-релиз PRS.
- ^ «Основатель Kiss Джин Симмонс говорит, что «сердце и душа группы лежат в Англии» » . Абсолютный классический рок . 8 января 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с П. Ауслендер, «Наблюдайте за этим человеком, Дэвидом Боуи: Хаммерсмит Одеон, Лондон, 3 июля 1973 года» в издании Яна Инглиса, « Исполнение и популярная музыка: история, место и время» (Олдершот: Эшгейт, 2006), ISBN 0-472-06868-7 , с. 80.
- ^ Родос, Лиза (2005). Ледиленд: женщины и рок-культура . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. п. 35.
- ^ П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , стр. 222-3.
- ^ Блейк, Марк (2010). Это настоящая жизнь?: Нерассказанная история Queen . Аурум.
- ^ С. Фрит и А. Гудвин, В записи: рок, поп и письменное слово (Pantheon Books, 1990), ISBN 0-394-56475-8 , с. 88.
- ^ Мюррей, Робин (30 октября 2013 г.), «Бой Джордж: Как стать поп-идолом» , Clash , получено 6 ноября 2021 г.
- ^ Уэллс, Стивен (14 октября 2008 г.). «Почему американцы не любят глэм-рок» . Хранитель.
- ^ Рейнольдс, Саймон (2016). Шок и трепет: глэм-рок и его наследие, от семидесятых до двадцать первого века . Фабер и Фабер.
- ^ Р. Мур, Продается как дух подростка: музыка, молодежная культура и социальный кризис (Нью-Йорк, Нью-Йорк: New York University Press, 2009), ISBN 0-8147-5748-0 , с. 105.
- ^ П. Ауслендер, «Наблюдайте за этим человеком, Дэвидом Боуи: Хаммерсмит Одеон, Лондон, 3 июля 1973 года» в издании И. Инглиса, « Исполнение и популярная музыка: история, место и время» (Олдершот: Эшгейт, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , с. 79.
- ^ Чепмен, Ян; Джонсон, Генри (2016). Глобальный глэм и популярная музыка: стиль и зрелище с 1970-х по 2000-е годы . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 9781138821767 .
- ^ И. Кондри, Хип-хоп Японии: рэп и пути культурной глобализации (Duke University Press, 2006), ISBN 0-8223-3892-0 , с. 28.
- ^ П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , с. 227.
- ^ П. Бакли, The Rough Guide to Rock (Лондон: Rough Guides, 3-е изд., 2003 г.), ISBN 1-84353-105-4 , с. 796.
- ^ Р. Хук, За пределами субкультуры: поп, молодежь и идентичность в постколониальном мире (Абингдон: Routledge, 2006), ISBN 0-415-27815-5 , с. 161.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «От Боуи до Гаги: как живет глэм-рок» . Вилы . Проверено 2 января 2020 г.
- ^ П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , с. 81.
- ^ «Би-би-си опубликовала несколько архивных кадров The Sweet, и это чистая гламурная магия» . Громче звук . Проверено 31 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , с. 63.
- ^ International Who's Who in Popular Music 2002 Europa International Who's Who in Popular Music (Абингдон: Routledge, 4-е изд., 2002), ISBN 1-85743-161-8 , с. 194.
- ^ «В кинопрограмме на этой неделе» . Кинопрограмма . Радио Би-би-си 4 . 6 апреля 2007 года . Проверено 12 февраля 2010 г.
- ^ Л. Хант, Британская низкая культура: от костюмов сафари до сексуальной эксплуатации (Абдиндон: Routledge, 1998), ISBN 0415151821 , с. 163.
- ^ П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , с. 55.
- ^ П. Ауслендер, Исполнение глэм-рока: гендер и театральность в популярной музыке (Анн-Арбор, Мичиган: University of Michigan Press, 2006), ISBN 0-7546-4057-4 , с. 228.
- ^ Холден, Стивен (20 июля 2001 г.). «ОБЗОР ФИЛЬМА: Между, между на гламурной границе» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Эмерсон, Джим (3 августа 2001 г.). Рецензия на фильм «Хедвиг и злосчастный дюйм (2001)» . Роджер Эберт . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Трэверс, Питер (20 июля 2001 г.). «Хедвиг и злосчастный дюйм | Обзоры фильмов» . Роллинг Стоун . Проверено 11 ноября 2013 г.
- ^ Тернер, Киран (19 июля 2012 г.). «Иобриат А.Д.: Его время пришло» . Хаффингтон Пост . Проверено 20 сентября 2012 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Чепмен, Ян и Джонсон, Генри. (ред.) Глобальный глэм и популярная музыка: стиль и зрелище с 1970-х по 2000-е годы . Нью-Йорк: Рутледж, 2016. ISBN 9781138821767
- Рок, Мик, Глэм! Отчет очевидца Omnibus Press, 2005 г. ISBN 1-84609-149-7
- Рейнольдс, Саймон Шок и трепет: глэм-рок и его наследие, от семидесятых до двадцать первого века Day Street Press, 2016 г. ISBN 978-0062279804