Каменный топор
Каменный топор | |
---|---|
![]() Wings , одна из самых известных малазийских рок-капак-групп. | |
Этимология | От слова «капак», вероятно, искажено слово «автостоянка» (где проводилось много ранних неформальных рок-концертов капака). |
Другие имена | Соул-рок, медленный рок, малайский рок |
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | 1980-е – начало 1990-х, Малайзия и Сингапур. |
Рок-капак — поджанр рок-музыки , исполняемый в основном на малайском языке со стилистическим влиянием глэм-метала , хард-рока и хэви-метала . Зародившись в Малайзии и Сингапуре в 1980-х годах, он достиг пика массовой популярности в этих странах в начале-середине 1990-х годов.
Этимология
[ редактировать ]Малайский термин «капак» буквально переводится как «топор». Однако в данном случае это считается искажением английского термина «автостоянка». [1] Многие ранние малазийские рок-группы устраивали выступления, также известные как «ярмарки развлечений», на автостоянках, поскольку они были легкодоступным и доступным городским общественным пространством. Таким образом, название «рок-капак» было принято как несколько ироничный термин, отличающий местных малазийских рок-исполнителей от более известных, «иностранных» рок-исполнителей, выступающих на стадионах. [ нужна ссылка ]
Основная часть рок-музыки капак обозначается как «дживан», малайский сленговый термин, используемый для обозначения (часто экстравагантного или чрезмерного уровня) романтизма или сентиментализма, аналогично английским сленговым терминам « сентиментальный » или « сентиментальный ». . Этот термин приобрел популярность вместе с тщательно продуманными романтическими рок-балладами капак, которые доминировали в поп-чартах и популярной культуре Малайзии на протяжении 1990-х годов. [2]
Характеристики
[ редактировать ]Рок-капак в музыкальном отношении характеризуется медленными пауэр- балладами , часто с тщательно продуманными соло на электрогитаре и широким вокальным диапазоном. В первую очередь на него повлияли такие хард-роковые группы, как AC/DC , Led Zeppelin , Twisted Sister и Deep Purple . «Scorpions» , немецкая хард-рок-группа, была отмечена как особенно влиятельная, поскольку ее более «мелодичный» стиль рока сильно повлиял на многие мейнстримные рок-группы капак. Влияние также оказали традиционные формы малайской народной музыки, такие как асли, с ее характерным ровным ритмом и ритмичным вокальным стилем. [3]
Рок-капак почти исключительно исполняется на малайском языке, а тексты обычно посвящены романтическим темам. Это объясняется сочетанием строгого контроля со стороны правительства Малайзии за свободой выражения мнений, а также рок-капак, который в значительной степени является массовым явлением, ориентированным на поп-музыку, и оба эти фактора служат эффективному ограничению тем, исполняемых рок-капак-группами. Многие артисты, исполняющие более подрывные темы, обычно оставались на андеграундной музыкальной сцене и / или в основном исполняли свои произведения на английском языке, чтобы ориентироваться на меньшинство, в основном урбанизированную и либеральную аудиторию. В результате они так и не получили значительного эфирного времени и практически отсутствовали в основной популярной культуре. [3] [4]
Мода
[ редактировать ]В то время как рок-капак, как правило, в музыкальном отношении в основном опирался на хард-рок , на заре своей массовой популярности исполнители рок-капак часто перенимали андрогинные стили под влиянием глэм-метала и хэви-метал-групп, таких как Scorpions . Обычно это длинные волосы, уложенные с использованием лака для волос, макияж и сложные костюмы, часто состоящие из плотной кожи и джинсовой одежды. Их считали революционными в продвижении культурных и гендерных норм, но в то время они считались весьма противоречивыми и часто подвергались стигматизации как связанные с употреблением запрещенных наркотиков или общим плохим поведением. [5] [6]
Несмотря на разногласия, эти стили оказались влиятельными в малайской популярной культуре, особенно среди нового поколения урбанизированных молодых малайцев, которые начали мигрировать в Куала-Лумпур в результате относительно централизованной индустриализации и экономического развития Малайзии. [6]
Начиная с 1980-х годов «беспорядочный» стиль рок-музыкантов-капак привел к тому, что их стали называть куту (от малайского слова, означающего «вши»). Затем «Куту» стал ярлыком, более широко применяемым к молодым малайцам, городским и в основном из рабочего класса, в частности, «беспризорным детям», черпавшим влияние из моды рок-артистов. Термин «мат-рок» (от разговорной аббревиатуры общего имени «Мохаммед» в сочетании с «рок») также чаще использовался фанатами рока как самостоятельный термин. [7] [8]
В 1990-е годы меры правительства Малайзии по отношению к воспринимаемым «антиобщественным» аспектам рок-капак привели к тому, что многие основные артисты отступили от этих стилей. запретил длинноволосым исполнителям работать на тогдашней правительственной монопольной телерадиокомпании Malaysia министр информации Мохамад Рахмат в 1992 году , что Radio Наиболее печально известно Televisyen . в конце концов согласились подстричься Рахматом на телевидении. Это было отмечено как переломный момент в массовой популярности рок-капак, поскольку его молчаливое одобрение правительства открыло возможности для более массового продвижения, и как начало его окончательного упадка, поскольку он начал терять свой «аутсайдерский», «бунтарский» статус. . [5] [9]
История
[ редактировать ]звуков с электрогитарой Самое раннее проявление рок-музыки на Малайском полуострове появилось в начале 1960-х годов, особенно под влиянием рок-н-ролльных таких исполнителей « Британского вторжения », как Клифф Ричард , The Beatles и The Rolling Stones . Этот поджанр , известный как поп-йе-да (по характерным фразам «да-да» в популярной музыке той эпохи) и в основном исполняемый на малайском языке, уникальным образом включал в себя ритмичные, ритмичные вокальные стили, характерные для малайского асли (народного, буквально «народного»). natural") музыки наряду с драйвовыми, быстрыми стилями современного рок-н-ролла. [10] Будучи выдающимся коммерческим центром с хорошо развитой малайскоязычной индустрией развлечений, Сингапур оказался на переднем крае развития поп-музыки.
Популярность поп-музыки йе-йе начала снижаться к 1970-м годам, поскольку сочетание меняющихся музыкальных вкусов (включая появление психоделического рока и панка ) и усиливающихся ограничений на живые рок-выступления со стороны правительства Сингапура привело к ее постепенному упадку. [11] Однако наследие эпохи поп-музыки , в том числе локализация современной рок-музыки и моды, а также сильный акцент на живых концертах, окажут влияние на признание и рост рок-капака в мире. последующие десятилетия.

На протяжении 1980-х годов популярность малазийских рок-групп «капак» значительно возросла благодаря громким телевизионным шоу, таким как «Музик-Музик», в которых освещались новые исполнители и песни; и Anugerah Juara Lagu . музыкальный конкурс [12]
Рок-капак, возможно, достиг своего зенита в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда рок-группы доминировали в местных чартах. Молчаливая государственная поддержка этого местного музыкального явления сочеталась с растущим акцентом на рок-капак со стороны музыкальной индустрии Малайзии. Поскольку местные китайские и индийские этнические меньшинства в основном отдают предпочтение артистам из Гонконга / Тайваня и Индии соответственно, а лейблы, как правило, неохотно выпускают англоязычные песни из-за опасений по поводу того, как будет воспринят английский язык с малайзийским акцентом , музыка на малайском языке стала подавляющей. фокус местной промышленности.
Это значительно повысило авторитет и популярность рок-капака, возможно, позволив ему выйти за пределы этнолингвистических границ, несмотря на то, что он почти исключительно исполняется на малайском языке. [13] В 1989 году было подсчитано, что из примерно 15 альбомов, выпускаемых местными лейблами каждый месяц, 12 были альбомами в стиле рок-капак. [6] Это положило начало почти десятилетнему периоду доминирования в малазийских чартах с самыми продаваемыми альбомами, включая «убийственный альбом» Search 1989 года, Fenomena («Феномен») (250 000 экземпляров), альбом Ukays 1992 года Bisa Berbisa («Может быть ядовитым»). ") (350 000 копий) и альбом XPDC 1997 года Brutal (500 000 копий). [14] [15]
Рок-капак также начал набирать популярность в Индонезии, где гораздо большее население и взаимопонятный язык сделали ее прибыльным рынком для малазийских групп. Search зафиксировала совокупный объем продаж почти 2 миллионов копий (почти в 10 раз больше, чем продажи в Малайзии), продавая 50 000 альбомов каждый день на пике своего развития. компании Fenomena Например, [15]
Несмотря на доминирование в чартах, рок-капак начал приходить в упадок в середине-конце 1990-х. Широко разрекламированные случаи беспорядков на живых концертах, кульминацией которых стал концерт «Битва групп» в 1989 году, когда присутствовавшие фанаты, как сообщается, начали бросать стулья и банки с безалкогольными напитками, привели к периодическим репрессиям под руководством премьер-министра Махатхира Мохамада . К ним относятся запрет на рок-концерты под открытым небом в 1986 году и запрет на длинноволосых рок-артистов-мужчин со стороны государственной монопольной телекомпании Radio Televisyen Malaysia в 1990 году. [16] [17]
Из-за относительно небольшой и консервативной местной звукозаписывающей индустрии, а также растущего контроля со стороны правительства, рок-капак стал в основном ограничиваться романтическими медленными рок-балладами «дживан», которые сохраняли массовую популярность вплоть до 1990-х годов, но делали его все более «предсказуемым». [4] [18] Некоторые молодые поклонники начали мигрировать в трэш-метал , но, поскольку он вызвал еще больше споров и пристального внимания правительства, он так и не приобрел такой массовой популярности, как рок-капак, и в основном оставался андерграундным явлением. [13] [18]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Будиман, Мохд Зохди (27 января 2021 г.). «Топор рок-славы» . Синар Хариан .
- ^ "ДУША" . p71sma . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Феррарезе, Марко (2016). «Гламур Юго-Восточной Азии: странный случай рок-капака в Малайзии». В Чепмен, Джонсон (ред.). Глобальный глэм и популярная музыка: стиль и зрелище с 1970-х по 2000-е годы . Рутледж . ISBN 9781315743127 .
- ^ Jump up to: а б «Малайзия и Сингапур: плюрализм и популярная музыка». Танец жизни: популярная музыка и политика в Юго-Восточной Азии (PDF) . Гавайский университет Press . 1998. стр. 207–261.
- ^ Jump up to: а б «Увеличиваем громкость истории малазийской рок-музыки» . Звезда . Проверено 23 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Ибрагим, Захави (2016). «Дисциплинирующий рок и борьба за идентичность: гибридизация, ислам и новые музыкальные жанры в современной малазийской популярной музыке» (PDF) . Ситуации . 9 (1): 21–47.
- ^ Абдулладжонес (11 октября 2020 г.). «Мэт-рок, топор-рок и сладкий рок» . Малайзикини . Проверено 22.11.2023 .
- ^ Стармандала (15 декабря 2007 г.). «ADOI!: Хэви-метал Куту» . АДОИ! . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Омар, Ареф (29 июля 2020 г.). «NST175: Rock's Locks: Когда RTM запретил длинноволосых рокеров | New Straits Times» . НСТ Онлайн . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ «We Love You (Pop Yeh Yeh): Краткая история малайского рок-н-ролла 1960-х годов» . We Love You (Pop Yeh Yeh): Краткая история малайского рок-н-ролла 1960-х годов | Подножка | Музыкальные средства массовой информации поддерживают и освещают музыку в Азии . 26 сентября 2015 г. Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Фу, Лью (2008). «От фолк-дьяволов к фолк-музыке: исследование малайской сцены хэви-метала в Сингапуре». Sonic Synergies: музыка, технологии, сообщество, идентичность . Рутледж . ISBN 9781315087825 .
- ^ Бенлиев (10 апреля 2009 г.). «Рок Капак» . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Феррарезе, Марко. «Хедбэнгеры Kami semua: хэви-метал как строитель многоэтнического сообщества на острове Пенанг, Малайзия» . Международный журнал общественной музыки . 7 (2): 153–171.
- ^ Ритм, автор Fiq (08 декабря 2020 г.). «4 крупнейших рок-группы Малайзии» . Музыкальные наркоманы Малайзия . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Радзи, Риадз (21 апреля 2019 г.). «Феномен 30 лет» . Метро Дейли . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ «Концерты хэви-метала запрещены в Малайзии - Архив UPI» . УПИ . Проверено 24 ноября 2023 г.
- ^ Ариф, Имран (6 декабря 2020 г.). «Доктор М. и непреходящий призрак цензуры в Малайзии» . Свободная Малайзия сегодня .
- ^ Jump up to: а б Камаль, Амалина (12 июня 2022 г.). «КЛ, город, построенный на рок-н-ролле» . Вибрации .