Самба-рок
Самба-рок | |
---|---|
Стилистическое происхождение | |
Культурное происхождение | Конец 1950-х годов, Сан-Паулу , Бразилия. |
Региональные сцены | |
Бразилия | |
Другие темы | |
Самба-рок (также известный как самба-соул , самба-фанк и самбалансо ) — бразильская танцевальная культура и музыкальный жанр , сочетающий самбу с роком , соулом и фанком . Он возник на танцевальных вечеринках Сан-Паулу общин низшего класса чернокожих после того, как они познакомились с рок-н-роллом и афроамериканской музыкой в конце 1950-х годов.
Как развитие популярной бразильской музыки 1960-х годов , этот жанр был впервые использован в записи таких исполнителей, как Хорхе Бен , Тим Майя и Трио Мокото . Более широкую популярность оно приобрело в последующие десятилетия после того, как проникло на дискотеки . К 2000-м годам самба-рок превратился в более широкое культурное движение с участием танцоров, диск-жокеев, ученых и музыкантов, которые заново изобрели этот жанр в модернизированной форме.
Происхождение
[ редактировать ]Истоки самбы-рока лежат в преимущественно черных фавелах Сан - Паулу в конце 1950-х годов, когда бразильское радио и танцевальные залы достигли глобального распространения американского рок-н-ролла и связанной с ним афроамериканской музыки, такой как блюз и джаз . Его первое воплощение было танцевальным феноменом на вечеринках общественных блоков , где эти стили начали играть наряду с традиционной музыкой самбы и болеро . Эти вечеринки в конечном итоге переместились на более крупные площадки, где выступали диск-жокеи . [1]
Первый известный диджей самба-рока Освальдо Перейра, известный под своим сценическим псевдонимом «Orquestra Invisível (Невидимый оркестр) Давайте потанцуем», дебютировал в 1958 году в центре Сан-Паулу. «Вечеринки стали переполняться, а помещения для вечеринок стали становиться больше», - вспоминает Перейра. «Затем я подумал о создании собственного оборудования, которое должно было быть мощным и точно передавать звучание живых оркестров». Его раннее оборудование включало 100-ваттную звуковую систему с элементарной версией кроссовера , которая позволяла Перейре контролировать частоты музыки. [1]
Танцевальная культура
[ редактировать ]На первых самба-рок-вечеринках диджеи исполняли музыку разных жанров, включая самбу Partido Alto и итальянский рок , в то время как посетители объединялись в пары и занимались рок-н-роллом ( линди-хоп , рокабилли ) и танцами самбы ( самба де гафиейра ) . . В 1957 году бразильский пианист Вальдир Калмон записал самбо-версию песни Билла Хейли « Rock Round the Clock », что стало поворотным моментом в событиях; по словам бразильской журналистки Беатрис Миранды, «постепенно тусовщики превратили все движения рока и самбы в один единый танцевальный стиль, позже названный самба-рок». [1]
По словам Местре Аталибы, одного из первых инструкторов танцев самба-рок в Сан-Паулу, танцы самба-рок представляют собой сочетание оригинальной музыки и множества других стилей. «С точки зрения танца, самба-рок – это расслабление и концентрация одновременно», - сказал он. «Он сочетает в себе африканскую « джингу » (поток тела из капоэйры ), который присутствует в ступнях и бедрах, и европейский эталон бального этикета. Мы можем танцевать его под звуки Риты Павоне , пагоды самбы , регги , R&B действительно охватывает все музыкальные культуры». [1]
Музыкальное развитие
[ редактировать ]Жанр самба-рок развился в 1960-х годах благодаря популярным бразильским музыкантам, которые соединили самбу с американским роком , соулом и фанком . [2] Это развитие произошло вместе с художественным движением Tropicália в середине 1960-х годов в рамках Música Popular Brasileira (MPB), которое само по себе модернизировало традиционные босса-новы ритмы с влиянием других бразильских и международных звуков поп-рока . [3] Среди создателей самбы-рока были Трио Мокото , Тим Майя и Хорхе Бен , которого считали «отцом самба-рока». [4]
Ранняя музыка Бена внесла значительный вклад в ритмическую самобытность жанра. Отойдя от европейских музыкальных влияний боссановы, певец использовал афроамериканские стили, такие как джаз, ритм-н-блюз и, в конечном итоге, соул , фанк и рок-музыку , чтобы разработать уникальный ритм, который он назвал «sacundim sacundem». [5] Стилистически Бен объединил самбу с инструментами и элементами рок-н-ролла, включая электрогитару, ударную установку и реверберацию . [6] По словам Джейкоба Маккина из журнала Impose , «тяжелое звучание биг-бэнда» в песне «Take It Easy My Brother Charles» (из одноименного альбома Бена 1969 года ) является ключевым элементом жанра. [7] Его альбом 1970 года Força Bruta , записанный с Trio Mocotó, также стал пионером в области самба-рока, сочетая в себе грувовый аккомпанемент группы и более роковые ритмы гитары Бена. [8] В их инструментальных композициях 1970-х годов часто использовались гитара, пандейро и тимбау , традиционный барабан. [1]
Многие другие музыканты подражали стилю Бена и развивали его. [6] Их звучание стало известно как самба-рок; его также называют соул самбы, самба-фанк и самбалансо ( сочетание слов самба и балансо , что на португальском языке означает «качели» или «бит» ). [9] Жанр стал определяться ударной установкой, бас-гитарой , клавишными , духовыми инструментами , сильным грувом и «tumxicutumxicutum», звукоподражанием, относящимся к характерному ритму самба-рока. По словам вокалиста и гитариста Clube do Balanço Марко Маттоли, «песня всегда должна быть хорошей для танца, иначе она не имеет смысла. Она ограничивает процесс сочинения, но создает культурную самобытность нашей группы. Сегодня мы не можем видеть это уже не рок, самба, соул или фанк. Самба-рок превратился в оригинальную вещь». [1]
Популярность и модернизация
[ редактировать ]Самба-рок достиг широкой аудитории в конце 1960-х годов. [6] Он стал более популярным в 1970-х и 1980-х годах, особенно на дискотеках . Это дало больше внимания Бену, Трио Мокото и другим артистам черной музыкальной сцены Сан-Паулу, хотя ни один из них не объявил себя исполнителями самба-рока. Песни Бена, в частности, стали неизменными фаворитами на традиционных вечеринках самба-рока. В последующие годы самба-рок превратился из танцевального феномена и музыкального стиля в сложное культурное движение, в котором приняли участие музыканты, продюсеры, ди-джеи, танцоры, художники и ученые. В конечном итоге на вечеринках стали выступать биг-бэнды и хип-хоп , а также музыка самбы. [1]
В начале 2000-х этот жанр был преобразован в более модернизированную форму с использованием электронных сэмплов , отходя от традиционной композиции музыки Бена и Трио Мокото 1970-х годов. Типичными представителями этой новой формы были группы Sandália de Prata и Clube do Balanço, которые сначала выступали в районах Сан-Паулу, где проживал средний класс. [1] Новая волна артистов сознательно создавала музыку, подходящую танцам самба-рок. [10] В 2001 году компания Universal Music Brasil воспользовалась этим возрождением самба-рока, выпустив серию переизданий "Samba Soul", перевыпустив альбомы Бена и других исполнителей этого стиля 1970-х годов. [11] Бен, который в то время все еще выступал, был признан Time Out «стареющим маэстро», представителем контингента «фавел-самба-рока» на современной сцене MPB. [12]
Модернизация самбы-рока привела к его включению в учебные программы танцевальных академий , занятия в тренажерном зале, вечеринки, танцевальные коллективы и другие мероприятия. [13] Танцевальные формы самба-рок прошлого были возвращены в 2000-х годах чернокожей бразильской культурой и танцевальными клубами, а также бразильскими хип-хоп группами, такими как Soul Sisters. [14] Культура самба-рока также сталкивается с дебатами по поводу гендерного равенства . Пропагандистский проект «Samba Rock Mulheres» (англ. «Samba Rock Women» ) был создан в ответ на маргинализацию женщин, поддерживающих танцоров по отношению к звездам преимущественно мужского пола на танцевальных мероприятиях. [1]
В 2010 году три деятеля, связанные с движением самба-рока, — танцор Хорхе Йошида, музыкант Марко Маттоли и продюсер Него Жуниор — начали массовую кампанию за регистрацию самба-рока в качестве культурного наследия Сан-Паулу. В конечном итоге кампания привлекла участие различных артистов, музыкальных групп, продюсеров, политических лидеров и жителей Сан-Паулу. В ноябре 2016 года Муниципальный совет по сохранению истории, культуры и окружающей среды города Сан-Паулу (CONPRESP) наконец объявил рок-самба культурным наследием муниципалитета. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Миранда 2018 .
- ^ Кацнельсон 2009 , с. 192; Макканн 2004 , с. 73.
- ^ Кацнельсон 2009 , стр. 191–2.
- ^ Гермес 2002 , с. 135; Кацнельсон 2009 , с. 192; Миранда 2018 .
- ^ Нестровский 2002 , стр. 141–2.
- ^ Перейти обратно: а б с Макканн 2004 , с. 73.
- ^ Маккин 2008 .
- ^ Парахиба 2005 .
- ^ Макканн 2004 , с. 73; Нестровский 2002 , с. 142; Кастро 2003 , с. 202.
- ^ Перейти обратно: а б Юниор 2016 .
- ^ Гомес 2001 , с. 37.
- ^ Футнер 2007 , с. 180.
- ^ Миранда 2018 ; Юниор 2016 .
- ^ Пардью 2008 , стр. 152–153.
Библиография
[ редактировать ]- Кастро, Руй (2003). Босса-нова: история бразильской музыки, соблазнившей мир . Чикаго Ревью Пресс . ISBN 1556524943 .
- Футнер, Эндрю, изд. (2007). Тайм-аут Рио-де-Жанейро . Руководство по тайм-ауту. ISBN 978-1846700453 .
- Гомес, Том (18 августа 2001 г.). «АмерикаЛатина...». Рекламный щит .
- Гермес, Уилл (март 2002 г.). «Рэкджобинг». Вращаться .
- Джуниор, Него (11 ноября 2016 г.). «Самба-рок внесен в список нематериального культурного наследия города Сан-Паулу» . Samba Rock Na Veia (на португальском языке) . Проверено 17 сентября 2019 г.
- Кацнельсон, Анна, изд. (2009). Тайм-аут Сан-Паулу . Руководства по тайм-ауту . ISBN 978-1846701269 .
- Макканн, Брайан (2004). «Черный По: раскрытие истории бразильской души» В Эрнандесе — Дебора Пачини; Фернандес Запад, Гектор Д.; Золов, Эрик (ред.). Rockin 'The Americas: Глобальная политика рока в Латинской Америке . Издательство Питтсбургского университета . ISBN 0822972557 .
- Маккин, Джейкоб (2008). «Хорхе Бен Хорхе Бен (1969) + Форса Брута» . Налоги . Проверено 23 сентября 2018 г.
- Миранда, Беатрис (11 сентября 2018 г.). «Прослеживая эволюцию самбы-рока в Сан-Паулу» . Винил «Мне, пожалуйста ». Проверено 1 октября 2018 г.
- Нестровский, Артур Розенблат (2002). Бразильская популярная музыка сегодня (на португальском языке). Том 50. Публифолья. ISBN 8574024058 .
- Парахиба, Йыао (21 сентября 2005 г.). «Одна ночь, Бен Джор» . Поездка (на португальском языке) . Проверено 23 сентября 2018 г.
- Пардью, Дерек (2008). Идеологии маргинальности в бразильском хип-хопе . Издательство Спрингер . ISBN 978-0230613409 .