Jump to content

Босса-нова

Боссанова ( Португальское произношение: [ˈbɔsɐ ˈnɔvɐ] ) — расслабленный стиль самбы [номер 1] разработан в конце 1950-х и начале 1960-х годов в Рио-де-Жанейро , Бразилия . [2] В основном для него характерен спокойный синкопированный ритм с аккордами и стилем пальцев, имитирующим ритм грува самбы, как если бы это было упрощение и стилизация на гитаре ритма, созданного школьным оркестром самбы . Еще одной определяющей характеристикой стиля является использование нетрадиционных аккордов, в некоторых случаях со сложными прогрессиями и «неоднозначными» гармониями. [3] [4] Распространенным заблуждением является то, что эти сложные аккорды и гармонии произошли от джаза , но гитаристы самбы использовали подобные структуры аранжировок с начала 1920-х годов, что указывает на случай параллельной эволюции стилей, а не на простой переход от джаза к босса-нове. [5] [6] Тем не менее, боссанова находилась под влиянием джаза, как в используемых гармониях, так и в инструментарии песен, сегодня многие песни боссановы считаются джазовыми стандартами . Рост популярности босса-новы помог обновить самбу и способствовал модернизации бразильской музыки в целом.

Одним из главных нововведений боссановы стал способ синтезировать ритм самбы на классической гитаре . [2] [6] По словам музыковеда Жилберто Мендеса , босса-нова была одной из «трех ритмических фаз самбы», в которой «бит босса» был извлечен Жуаном Жилберту из традиционной самбы. [5] Синтез, выполненный гитарой Жилберто , представлял собой сокращение « батукады » самбы, стилизации, созданной под один из ударных инструментов: большой палец стилизовал сурдо ; указательный, средний и безымянный пальцы имеют форму тамборима. [6] В соответствии с этим тезисом такие музыканты, как Баден Пауэлл , Роберто Менескаль и Роналдо Босколи, также понимают бит босса-нова как извлеченный из игры на тамбориме в батарии . [7]

Этимология

[ редактировать ]
Боссанова ритм [8]

В Бразилии слово босса — это старомодное сленговое слово, обозначающее что-то, сделанное с особым шармом, природным талантом или врожденными способностями. Еще в 1932 году Ноэль Роза использовал это слово в самбе:

«Самба, готовность и прочие боссы — это наши вещи, они наши вещи».
(«Самба, готовность и прочие боссы — наши вещи, вещи от нас».)

Фраза босса-нова на португальском языке буквально означает «новая тенденция» или «новая волна». [9] По мнению некоторых авторов, точное происхождение термина «босанова» оставалось неясным на протяжении многих десятилетий. В художественной пляжной культуре конца 1950-х годов в Рио-де-Жанейро термин босса использовался для обозначения любого нового «тренда» или «модной волны». В своей книге «Босса Нова » бразильский писатель Руй Кастро утверждает, что слово «босса» уже использовалось музыкантами в 1950-х годах как слово, характеризующее чье-либо умение играть или петь своеобразно. [10] Кастро утверждает, что термин «босанова» , возможно, впервые был использован публично в отношении концерта, данного в 1957 году Grupo Universitário Hebraico do Brasil («Группа еврейских университетов Бразилии»). Авторство термина боссанова приписывают тогдашнему молодому журналисту Мойсесу Фуксу, который продвигал это событие. [11] В эту группу входили Сильвия Теллес , Карлос Лира , Нара Леан , Луис Эса , Роберто Менескаль и другие. Описание г-на Фукса, полностью поддержанное большинством членов босса-новы, гласило просто : «HOJE. SYLVIA TELLES E UM GRUPO BOSSA NOVA» («Сегодня. Сильвия Теллес и группа «Босса-нова»)», поскольку Сильвия Теллес была самой известной музыкант группы того времени. В 1959 году Нара Леан также участвовала в более чем одной демонстрации эмбрионов босса-новы. В их число входит 1-й фестиваль самбы, проводимый студенческим союзом Папского католического университета . Это заседание проходило под председательством Карлоса Диега (позже известного Cinema Novo кинорежиссера ), студента юридического факультета, на котором Леан в конечном итоге женился. [12]

саундтрек к фильму « Чёрный Орфей В 1959 году вышел » (Orfeu Negro), в который вошел будущий Manhã de Carnaval , «Утро карнавала». Этот стиль возник в то время, когда самба-кансао [номер 2] был доминирующим ритмом на бразильской музыкальной сцене. [14] [15] Его первое появление состоялось на альбоме Canção do Amor Demais , в котором певица Элизет Кардозу записала две композиции дуэта Антониу Карлоса Жобима и Винисиуса де Мораеса , «Outra Vez» и « Chega de Saudade », которые сопровождались гитарой Жоау Жилберту. . Это был первый раз, когда баийский музыкант представил ритм своей гитары, который стал характерным для стиля. [2] Аккомпанируя голосу Кардосо, Жилберто применил новаторский подход к ритму, подчеркивая слабые моменты, чтобы осуществить синтез ритма самбы с гитарой. [2] [16]

В 1959 году был выпущен босса-альбом Жоау Жилберту, содержащий треки «Chega de Saudade» и «Bim Bom». [16] Считается вехой рождения босса-новы. [2] [16] в нем также был продемонстрирован новаторский способ пения самбы Жилберто, вдохновленный Доривалом Каймми . [17] [18] С пластинкой Chega de Saudade , выпущенной в 1959 году, Жилберто закрепил босса-нову как новый стиль игры в самбу. [2] [3] Его новаторский способ игры и пения самбы в сочетании с гармониями Антониу Карлоса Жобима и стихами Винисиуса де Мораеса нашел немедленный резонанс среди музыкантов, которые искали новые подходы к самбе в Рио-де-Жанейро. [2] [19] многие из них находились под влиянием американского джаза . [20] В 1964 году Жоау Жилберту и Стэн Гетц выпустили альбом Getz/Gilberto . , возникло художественное движение Затем вокруг Жилберту и других профессиональных художников, таких как Жобим, Мораес и Баден Пауэлл , которое привлекло молодых музыкантов-любителей из южной зоны Рио , таких как Карлос Лира , Роберто Менескаль , Роналдо Босколи и Нара Леан. . [19] [21] Хорхе Бен написал « Mas que Nada » в 1963 году, а Sergio Mendes & Brazil 66 выпустили босса-рок-хит «Mas que Nada» в 1966 году. [22] Он был занесен в Зал славы Латинской Грэмми . В 1960-х годах такие американские джазовые исполнители, как Стэн Гетц, Хэнк Мобли, Зут Симс, Пол Винтер и Куинси Джонс, записали альбомы босса-джаза.

Босса-нова продолжает влиять на популярную музыку во всем мире с 1960-х годов по сегодняшний день. Примером может служить песня « Break on Through (To the Other Side) » американской рок-группы The Doors , особенно барабанный бит. Барабанщик Джон Денсмор заявил, что, когда он придумал партию ударных для песни, на него очень повлияло звучание Бразилии. [23] Более поздняя отсылка – исландская джаз-поп-певица Лауфей и ее хит « From The Start » с ритмом, пропитанным босса-новой. [24]

Инструменты

[ редактировать ]

Классическая гитара

[ редактировать ]
Яркко Тойвонен Выступает в 1993 году.

Босса-нова чаще всего исполняется на классической гитаре с нейлоновыми струнами , на ней играют пальцами, а не медиатором . Его самой чистой формой можно считать гитару без аккомпанемента с вокалом, созданную, впервые разработанную и продемонстрированную Жоау Жилберту . Даже в более крупных джазовых аранжировках для групп почти всегда присутствует гитара, играющая основной ритм. Жилберто по сути взял один из нескольких ритмических слоев из ансамбля самбы , в частности тамборим , и применил его к играющей руке. По словам бразильского музыканта Паулу Биттенкура, Жоау Жилберту, известный своей эксцентричностью и одержимый идеей найти новый способ игры на гитаре, иногда запирался в ванной, где по многу часов подряд играл один и тот же аккорд. . [25]

Базовый гитарный ритм босса-нова для аккорда до мажор. Обратите внимание на синкопу в ритме аккорда, а также добавление шестой и девятой к до мажору для более богатого звучания.

Барабаны и перкуссия

[ редактировать ]

Как и в самбе, сурдо играет остинато на сильной доле первой доли, «ах» первой доли, сильной доле второй и «ах» второй доли. Паттерн клаве звучит очень похоже на клаву «два-три» или «три-два сына» кубинских стилей, таких как мамбо, но отличается тем, что на сторону «двойки» клаве выдвигается восьмая нота. В перкуссионной части босса-новы также важна кабаса , которая воспроизводит устойчивый рисунок шестнадцатых нот. Эти детали легко адаптируются к ударной установке, что делает босса-нову довольно популярным бразильским стилем среди барабанщиков.

Структура

[ редактировать ]

Некоторые другие инструменты и вокал также являются частью структуры босса-новы. К ним относятся:

Боссанова и самба

[ редактировать ]
Базовый образец аккомпанемента босса -нова

Босанова имеет в своей основе ритм, основанный на самбе . Самба сочетает в себе ритмические узоры и чувства, зародившиеся в афро-бразильских рабских общинах. Акцент самбы на второй доле переносится в боссанову (до такой степени, что она часто отмечается в размере 2/4). Однако, в отличие от самбы, босса-нова не сопровождается танцевальными па. [26] При игре на гитаре по простой схеме из одного такта большой палец играет басовые ноты на первой и второй долях, а пальцы в унисон берут аккорды на двух восьмых нотах первой доли, за которыми следует вторая шестнадцатая нота доли. два. Двухтактные модели обычно содержат синкопу во втором такте. В целом, ритм создает ощущение «раскачивания», а не «раскачивания», как в джазе. Как описывает это композитор босса-новы Карлос Лира в своей песне «Influência do Jazz», ритм самбы движется «из стороны в сторону», а джаз движется «спереди назад». Есть также некоторые свидетельства, указывающие на музыкальное влияние блюза в босса-нове, хотя этот эффект не сразу распознается в жанровой структуре. [27]

Помимо гитарного стиля, еще одним нововведением Жоау Жилберту стала проекция певческого голоса. До боссановы бразильские певцы использовали резкий, почти оперный стиль. Характерное гнусавое вокальное исполнение боссановы является своеобразной чертой народной традиции кабокло на северо-востоке Бразилии. [28] [29]

Темы и тексты песен

[ редактировать ]

Лирические темы босса-новы включают женщин, любовь, тоску, тоску по дому, природу. Босса Нова часто была аполитичной. Музыкальные тексты конца 1950-х годов изображали легкую жизнь бразильцев среднего и высшего класса, хотя большинство населения принадлежало к рабочему классу. В связи с политическими событиями начала 1960-х годов (особенно военным переворотом 1964 года ) популярность босса-новы затмилась Música Popular Brasileira , музыкальным жанром, который появился примерно в середине 1960-х годов и содержал тексты, которые были более политически заряженными. и сосредоточился на борьбе рабочего класса.

Боссанова также была модным танцем , соответствующим музыке. Он был представлен в конце 1950-х годов и исчез в середине шестидесятых. [30] [ ненадежный источник? ] Музыка босса-нова с ее мягкими, утонченными вокальными ритмами и импровизациями хорошо подходит для прослушивания, но не смогла стать танцевальной музыкой, несмотря на активную рекламу в 1960-х годах. Стиль основных танцевальных шагов хорошо подходил под музыку. Его танцевали на «мягких» коленях, которые позволяли покачиваться в стороны при движениях бедер, и его можно было танцевать как соло, так и в парах. Было опубликовано около десяти различных простых схем шагов.

Вариант основного 8-битного паттерна был: «шаг вперед, постукивание, шаг назад, шаг вместе, повтор с противоположной ноги». Разновидностью этого паттерна была своего рода медленная прогулка по самбе , где вышеприведенное слово «шаг вместе» было заменено на «замена». Коробчатые ступени румбы и двухступенчатые ступеньки ночного клуба могут быть дополнены стилем босса-нова. Украшения включали в себя размещение одной руки на животе и размахивание другой рукой на уровне талии в направлении покачивания, возможно, щелчком пальца. [ нужна ссылка ]

Известные записи босса-новы

[ редактировать ]
  • ОСТ "Чёрный Орфей", [31] [32] 1959
  • Нова — Карлос Лира — на Филлипсе, 1960 г.
  • A Bossa dos Cariocas - Os Cariocas - на Phillips, 1962 г.
  • Трио - Трио Тамба - на Филлипсе, 1962 г.
  • Биг-бэнд Bossa Nova - Оскар Кастро Невес - на Audio Fidelity, 1962 г.
  • Новости из Бразилии Босса-Нова — Элиана и Букер Питман, 1963 г.
  • «Очень современный босс», Донато — Жоао Донато — на сайте Polydor, 1963 г.
  • Баден Пауэлл à Vontade - Баден Пауэлл (Бразилия) - на Elenco, 1964 г.
  • Менина Рика - Карлос Лира и Дульсе Нуньес - на канале CBS, 1964 год.
  • Зимбо Трио - Зимбо Трио - на RGE, 1964 г.
  • Между нами - Уолтер Вандерли - на Филлипсе, 1964 г.
  • Мнение Нары - Нары Леан - о Phillips, 1964 г.
  • Банановое трио Милтона - Банановое трио Милтона - на Одеоне, 1965 год.
  • Элис — Элис Регина — на Филлипсе, 1966 год.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ "Центром босса-новы остается, как и самба, песня. Ее интуиция лирична и даже в самых сложных произведениях требует веры в своего рода спонтанность. Джаз, чья основная интуиция носит технический характер, отдает предпочтение аккорду». [1]
  2. ^ Более медленная самба, характеризующаяся доминированием мелодической линии над основной ритмической линией. [13]
  1. ^ Мамы 1992 , стр. 63–64.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г ЕБК 2018 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Рэтлифф 2019 .
  4. ^ Лопес и Симас 2015 , с. 46.
  5. ^ Перейти обратно: а б Лопес и Симас 2015 , с. 48.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Гарсия 2019 .
  7. ^ Гарсия 1999 , с. 21.
  8. ^ Блаттер, Альфред (2007). Возвращаясь к теории музыки: руководство к практике , с.28. ISBN   0-415-97440-2 .
  9. ^ «Определение Босса Новы» . Мерриам-Вебстер . Проверено 19 июня 2017 г. Происхождение и этимология: португальский буквально означает «новая тенденция». Первое известное использование: 1962 г.
  10. ^ Кастро, Руй (перевод Лизы Салсбери). Босса-нова: история бразильской музыки, соблазнившей мир . 2000. 1-е издание на английском языке. A Capella Books, издание Chicago Review Press, Inc. ISBN   1-55652-409-9 Впервые опубликовано в Бразилии издательством Companhia das Letras (1990).
  11. ^ Афонсу, Карлос Альберто (20 февраля 2010 г.). «БЛОГ TOCA: 000026 - МОЙСЕС ФУКС на АЛЛЕЕ СЛАВЫ ИПАНЕМА» . БЛОГ ТОКА . Проверено 10 февраля 2023 г.
  12. ^ «Нара Леан» . bossanova.folha.com.br . Проверено 10 февраля 2023 г.
  13. ^ Татит 1996 , стр. 23.
  14. ^ Севериано 2009 , с. 273.
  15. ^ Матос 2015 , с. 130
  16. ^ Перейти обратно: а б с Кастро 2018 .
  17. ^ Мачадо 2011 , с. 36.
  18. ^ Каймми 2001 , с. 377.
  19. ^ Перейти обратно: а б Маркондес 1977 , стр. 106–107.
  20. ^ Сильва 2017 , стр. 133-137.
  21. ^ Лопес и Симас, 2015 , стр. 46–47.
  22. ^ Азеведо, Зека. «100 величайших бразильских песен – «Mas que Nada» » . Роллинг Стоун Бразилия . Весна . Проверено 24 июля 2021 г.
  23. ^ История песни The Doors "Break on Through" , получено 6 октября 2023 г.
  24. ^ «Лауфей создает любовный треугольник, наполненный босса-новой, в «С самого начала» » , onestowatch.com , получено 19 июня 2024 г.
  25. ^ Биттенкур, Пауло. «Что такое босса-нова? Эту историю рассказывает музыкант Пауло Биттенкур» . Medium.com .
  26. ^ Коллин, Марк (26 июня 2008 г.). «Шаг первый, налей себе выпить…» The Guardian . ISSN   0261-3077 . Проверено 10 февраля 2023 г.
  27. ^ Макканн, Брайан (2007). «Блюз и самба: другая сторона истории босса-новы». Лузо-бразильский обзор . 44 (2): 21–49. дои : 10.1353/lbr.2008.0005 . S2CID   145569698 .
  28. ^ « Кабоклос относится к населению смешанной расы (индейцы или африканцы, «импортированные» в регион в эпоху рабства, и европейцы), которые обычно живут вдоль берегов реки Амазонки». Из «Двух примеров совместного муниципального планирования управления природными ресурсами в бразильской Амазонии», GRET – Groupe de Recherche et d'Échanges Technologiques, Франция (на английском языке)
  29. ^ «Боссанова» . Гроув Музыка онлайн . Проверено 10 февраля 2023 г.
  30. ^ «Введение в танец босса-нова» . www.heritageinstitute.com .
  31. ^ Юсефния, Юлия (19 июля 2007 г.). «Чёрный Орфей» .
  32. ^ Эли Курис (16 августа 2002 г.). «Рецензия: Черный Орфей (1959)» . Остинские хроники . Проверено 15 июля 2021 г.
  33. ^ «Девушка из Ипанемы» . Олди тексты песен . Проверено 15 июля 2021 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Карвальо, Эрминио Белло де (1986). Изменение разговора (на бразильском португальском языке) (1-е изд.). Сан-Паулу: Мартинс Фонтес.
  • Каймми, Стелла (2001). Доривал Каймми: море и время (на бразильском португальском языке) (1-е изд.). Сан-Паулу: Editora 34.
  • Лопес, Ней; Симас, Луис Антонио (2015). Словарь социальной истории самбы (на бразильском португальском языке) (2-е изд.). Рио-де-Жанейро: бразильская цивилизация.
  • Мачадо, Регина Стела Барселуш (2011). Голос в бразильской популярной песне: исследование Vanguarda Paulista (на бразильском португальском языке) (1-е изд.). Сан-Паулу: Редакция Atelie.
  • Маркондес, Маркос Антонио, изд. (1977). Энциклопедия бразильской музыки - классической, народной и популярной (на бразильском португальском языке) (1-е изд.). Сан-Паулу: Арт Эд.
  • Севериано, Хайро (2009). История бразильской популярной музыки: от истоков до современности (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу: Editora 34.
  • Татит, Луис (1996). Автор песен: написание песен в Бразилии (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу: Edusp.
  • Мамми, Лоренцо (ноябрь 1992 г.). «Жоау Жилберту и социальная утопия Босса-Нова» (PDF) . Новые исследования церебра (на бразильском португальском языке) (34). Сан-Паулу: 63–70.
  • Матос, Клаудия Нейва де (2015) [2013]. «Жанры популярной песни: случаи самбы и самбы-кансао» . Artcultura (на бразильском португальском языке). 15 (27). Уберландия: Федеральный университет Уберландии: 121–132.
  • Сильва, Рафаэль Мариано Камило да (2017). Расстроено: диссонансы в рассуждениях о влиянии джаза на Босса Нову (Мастер) (на бразильском португальском языке). Уберландия: Федеральный университет Уберландии . Проверено 7 августа 2020 г.
  • Кастро, Руй (9 июля 2018 г.). «Запись «Chega de Saudade» была трудной задачей, но она возвела безымянный звук в вечность» (на бразильском португальском языке). Фолья де С.Пауло . Проверено 7 августа 2020 г.
  • Гарсия, Уолтер (1999). Бим Бом: противоречие без конфликтов Жоао Жилберту (на бразильском португальском языке). Сан-Паулу: Мир и земля.
  • Гарсия, Уолтер (22 июля 2019 г.). «Самба батукада уместилась в руке Жоау Жилберту» (на бразильском португальском языке). Фолья де С.Пауло . Проверено 18 сентября 2020 г.
  • Рэтлифф, Бен (6 июля 2019 г.). «Жоао Жилберту, архитектор Босса-Нова, умер в возрасте 88 лет» . The New York Times (опубликовано 6 июля 2019 г.) . Проверено 7 августа 2020 г.
  • «60 лет Босса-Нова» (на бразильском португальском языке). ЕБК. 2018 . Проверено 18 сентября 2020 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Кастро, Руй (перевод Лизы Салсбери). Босса-нова: история бразильской музыки, соблазнившей мир. 2000. 1-е издание на английском языке. A Capella Books, издание Chicago Review Press, Inc. ISBN   1-55652-409-9 Впервые опубликовано в Бразилии издательством Companhia das Letras. 1990.
  • Де Стефано, Гильдо , Люди самбы, История и главные герои истории бразильской популярной музыки , Предисловие Чико Буарке де Холланда, Введение Джанни Мина, RAI-ERI, Рим, 2005 г., ISBN   8839713484
  • Де Стефано, Джильдо , Саудаде Босса Нова : музыка, загрязнения и ритмы Бразилии , Предисловие Чико Буарке , Введение Джанни Мина , Logisma Editore, Флоренция , 2017 г., ISBN   978-88-97530-88-6
  • Макгоуэн, Крис и Песанья, Рикардо. Бразильское звучание: самба, босса-нова и популярная музыка Бразилии. 1998. Издание 2-е. Издательство Университета Темпл. ISBN   1-56639-545-3
  • Перроне, Чарльз А. Мастера современной бразильской песни: MPB 1965–1985 . Остин: Техасский университет Press, 1989.
  • Мэй, Джанкарло. Латинское пение: происхождение, эволюция и главные герои бразильской популярной музыки. 2004. Альтернативная пресса-Новые балансы. Предисловие Серджио Бардотти; послесловие Милтона Насименто. (на итальянском языке)
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 382069b685291adc31ca0733b18b35fa__1720857120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/fa/382069b685291adc31ca0733b18b35fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bossa nova - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)