Винисиус де Мораес
Ваше Превосходительство, посол Винисиус де Мораес | |
---|---|
![]() Винисиус де Мораес в Париже (1970) | |
Рожденный | Маркус Винисиус да Крус и Мелло Мораес 19 октября 1913 г. Рио-де-Жанейро , Бразилия |
Умер | 9 июля 1980 г. Рио-де-Жанейро, Бразилия | ( 66 лет
Псевдоним | "О Поэтинья"
|
Занятие |
|
Альма-матер | Федеральный университет Рио-де-Жанейро |
Жанр | босса-нова |
Литературное движение | Модернизм |
Маркус Винисиус да Крус и Мелло Мораес [1] (19 октября 1913 - 9 июля 1980), более известный как Винисиус де Мораес ( Португальское произношение: [viˈnisjuʒ dʒi moˈɾajʃ] ), получивший прозвище О Поэтинья («Маленький поэт»), был бразильским поэтом, дипломатом, автором текстов, эссеистом, музыкантом, певцом и драматургом. Благодаря его частым и разнообразным музыкальным партнерам, в том числе Антониу Карлосу Жобиму , его тексты и композиции сыграли важную роль в зарождении и знакомстве с миром музыки босса-нова . Он записал множество альбомов, многие из которых были в сотрудничестве с известными артистами, а также был успешным бразильским дипломатом. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]
Мораес родился в Гавеа , районе Рио-де-Жанейро, в семье Клодоальдо да Силва Перейра Мораес, государственного служащего, и Лидии Крус, домохозяйки и пианистки-любителя. В 1916 году его семья переехала в Ботафого , где он посещал Афраниу Пейшоту начальную школу . Спасаясь от восстания в форте Копакабана , его родители переехали на остров Говернадор , а Мораес остался в доме своего деда в Ботафого, чтобы закончить школу. Во время визитов к родителям по выходным и праздникам он познакомился с выдающимся композитором Ари Баррозу.
Начиная с 1924 года Мораес посещал иезуитскую среднюю школу Св. Игнатия, где пел в хоре и писал театральные зарисовки. Три года спустя он подружился с братьями Пауло и Харольдо Тапажосами, вместе с которыми написал свои первые музыкальные композиции, которые исполнялись на вечеринках друзей. В 1929 году он окончил среднюю школу, и его семья вернулась в Гавеа. [3] В том же году он был принят на юридический факультет Федерального университета Рио-де-Жанейро ( UFRJ ). В «Школе Катете» он подружился с эссеистом и будущим писателем Отавио де Фариа , католиком-интегратором и лидером группы правых католиков, организованной вокруг Centro Dom Vital , аналитического центра, созданного Джексоном де Фигейредо. [4] незадолго до его смерти.
Фариа поощрял литературное призвание Мораеса и пытался завербовать его на консервативную сторону. Мораес получил степень бакалавра юридических и социальных наук в 1933 году. Вскоре после этого он опубликовал свои первые два сборника стихов: Caminho para a distancia («Путь вдаль») (1933) и Forma e exegese («Форма и толкование»). ). Оба сборника были составлены и опубликованы под неофициальной редакцией Октавио де Фариа. Сборники представляли собой символистскую поэзию, посвященную католическому мистицизму и поиску искупления сексуального соблазнения. [5]
В своем эссе «Два поэта» (1935) Фариа сравнил поэзию Мораеса с поэзией Аугусто Фредерико Шмидта . [6] Напряженность между общим католическим активизмом Фариа и Мораеса и безответное влечение Фариа к Мораесу обострили их дружбу. Фария попыталась покончить жизнь самоубийством из-за этой безответной любви. [7] Несмотря на их отчуждение, Мораес написал два сонета: первый в 1939 году («Сонет Октавио де Фариа»), второй в 1960-х годах («Октавио»), в тщательно сформулированной похвале своему другу. [8]
В 1936 году Мораес стал киноцензором Министерства образования и здравоохранения. Два года спустя он выиграл стипендию Британского совета для изучения английского языка и литературы в колледже Магдалины университета Оксфордского . Он отказался от использования белого стиха и свободного стиха в пользу сонета , как итальянской формы, используемой в португальской поэзии (два четверостишия , два терцета ), так и английской формы (три четверостишия и двустишие ). [9] Его считали одним из самых выдающихся представителей «Поколения 45-х», группы бразильских писателей 1930-х и 1940-х годов, которые отвергали ранний модернизм в пользу традиционных форм и словарного запаса. [10] Если работы и техника Жоау Кабрала де Мелу Нето служили изображению объективной реальности, то работы Мораеша служили изображению субъективного настроения сексуальной любви. [11] Основным размером любовной поэзии Мораеса является десятисложный размер , взятый в основном из . лирики Камоэнса [12]
Во время пребывания в Англии Мораес написал сборник стихов Novos Poemas («Новые стихи»). Там он женился (по доверенности) на Беатрис Азеведо де Мелло, от которой у него впоследствии родилось двое детей: кинорежиссер Сузана де Мораес и Педро. В 1941 году он вернулся в Бразилию и работал кинокритиком в газете A Manhã («Утро»), сотрудником литературного журнала Clima («Климат») и в Институте социального обеспечения банковских служащих. государственный пенсионный фонд для работников банковских учреждений.
В следующем году он провалил вступительный тест на дипломатическую карьеру в Министерстве иностранных дел (MRE). Вскоре после этого его наняли сопровождать американского писателя Уолдо Франка , его литературного знакомого, в туре по северной Бразилии. По словам Мораеса, именно контакт с Франком и «ужасающая бедность» превратили его в «человека левых». [13]
В 1943 году Мораес сдал вступительный тест MRE со второй попытки и в качестве своей первой должности был назначен вице-консулом в консульстве Бразилии в Лос-Анджелесе, Калифорния. Там он опубликовал сборник стихов Cinco elegias («Пять элегий»), за которым последовал Poemas, sonetos e baladas («Стихи, сонеты и баллады»). После смерти отца в 1950 году он уехал в Бразилию, затем вернулся в Лос-Анджелес и опубликовал еще две книги: Livro de sonetos («Книга сонетов») и Novos Poemas II («Новые стихи II»). Продолжая свою дипломатическую карьеру, в 1950-е годы Мораес работал в консульской службе Бразилии в Париже и Риме. В Риме он часто навещал историка Серджио Буарке де Оланда (отца музыканта Чико Буарке де Оланда ), который преподавал в Италии в качестве приглашенного ученого.

В 1951 году Мораес женился на своей второй жене, Лиле Марии Эскердо и Босколи. Он писал рецензии на фильмы для Сэмюэля Вайнера газеты варгоистской « Última Hora» . Он был назначен делегатом кинофестиваля в Пунта-дель-Эсте и получил комиссию по изучению управления кинофестивалями в Каннах, Берлине, Локарно и Венеции в связи с предстоящим кинофестивалем в Сан-Паулу, который должен был стать частью празднования 400-летия города. [14]
В 1953 году у него родился третий ребенок, Джорджиана, а четвертый ребенок от Лилы Марии родился в 1956 году. Он уехал в Париж в качестве второго секретаря посольства Бразилии во Франции. Он выпустил свою первую самбу «Quando tu passas por mim» («Когда ты проходишь мимо»), написанную вместе с Антонио Марией . В течение следующего года он написал тексты к произведениям камерной музыки Клаудио Санторо . Он стал известным драматургом после постановки своего мюзикла Orfeu da Conceição («Орфей зачатия») в 1956 году и снятого по нему фильма под названием « Черный Орфей» . Он познакомился с пианистом Томом Жобимом , которому было поручено написать музыку к спектаклю. Жобим написал «Se todos fossem iguais a você» («Если бы другие были такими же, как ты»), «Um nome de mulher» («Женское имя») и другие песни, включенные в постановку. Спектакль был поставлен в 1956 году в Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, а его текст был опубликован в роскошном издании с иллюстрациями Карлоса Скляра. В конце 1956 года Мораес вернулся во Францию, будучи переведенным в 1957 году из посольства Бразилии в представительство Бразилии при ЮНЕСКО. В 1958 году его перевели в посольство Бразилии в Монтевидео , возвращающийся в Бразилию транзитом. Находясь в Бразилии, он женился на Марии Люсии Проэнса. [1]
босса-нова
[ редактировать ]» Элизете Кардозу — « Canção do Amor Demais плодотворный альбом в развитии босса-новы — состоит из композиций Жобима и Мораеса, написанных как вместе, так и соло («Canção do Amor Demais», «Luciana», «Estrada Branca»). , « Чега де Саудаде », «Де Ново»…). В запись также вошел относительно неизвестный Жоау Жилберту на двух треках. С выпуском этой пластинки началась музыкальная карьера Мораеса.
В августе 1962 года Мораес впервые выступил в качестве певца с Жобимом и Жилберто в Au Bon Gourmet в Рио. Это было первое из его «карманных шоу», выступлений перед небольшой аудиторией, где он представил новые композиции, некоторые из которых стали международными хитами, такие как «Garota de Ipanema» (« Девушка из Ипанемы »), а также « Самба да Бенсан ». Мораес представил многообещающих певцов того времени, таких как Нара Леан . Мораес не был прирожденным певцом. У него был ровный, гнусавый баритон, но он использовал бэк-вокалистов, чтобы сделать звук мягче. Его первая деятельность в качестве артиста закончилась в 1963 году, когда он вернулся на свой пост в представительстве Бразилии при ЮНЕСКО после женитьбы на Нелите Абреу Роша, своей четвертой жене. [1]
Признание в кино и сотрудничество
[ редактировать ]Его пьеса Orfeu da conceição ( «Орфей зачатия» ), переработка истории Орфея и Эвридики, действие которой происходит на карнавале в Рио, была адаптирована для фильма «Черный Орфей» , который получил премию «Оскар» в 1959 году как лучший фильм на иностранном языке. Он был удостоен Золотой пальмовой ветви Каннского международного кинофестиваля и премии Британской академии 1960 года . Фильм был создан совместно Францией, Италией и Бразилией и включал в себя « A felicidade песню Жобима и Мораеса » («Счастье»), ставшую международным хитом. Его песня «Samba da bênção» («Благословенная самба») вошла в саундтрек к фильму «Мужчина и женщина» ( Un homme et une femme , 1966), еще одному победителю Каннского кинофестиваля.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1960-х и 1970-х годах Мораес сотрудничал с Баденом Пауэллом над серией песен, известных как афро-самбы . Он сотрудничал с Эду Лобо над Элис Регина хитом "Arrastão".
Во время чистки в Министерстве иностранных дел он был принудительно отправлен в отставку в 1969 году в возрасте 55 лет. Хотя он и был ошарашен вынужденной отставкой, он посмеялся над делом против него. Когда стало известно, что чистка министерства направлена против «гомосексуалистов и пьяниц», он в шутку парировал, что его алкоголизм общеизвестен. [15]
В 1970-х годах Мораес сотрудничал с Антонио Печчи Фильо, гитаристом и вокалистом по прозвищу Токинью, над музыкальными и литературными произведениями. Он женился на трех женщинах подряд: Кристине Гуран, от которой у него родилась дочь Мария; актриса Гессе Джесси; и аргентинка Марта Родригес Сантамария. [1] Он гастролировал по Европе с Чико Буарке и Нара Леао , а также по Аргентине с Доривалом Каймми и Оскаром Кастро-Невесом . Однако его наиболее стабильное музыкальное партнерство осталось с Токиньо, с которым он выпустил популярные альбомы. Их живые выступления в Бразилии и Европе часто проводились как личные встречи с публикой. Мораес сидел на сцене за столом с клетчатой скатертью и бутылкой виски, болтая и рассказывая публике забавные истории на французском, английском, испанском, итальянском и португальском языках.
Смерть и наследие
[ редактировать ]
Часть серии о |
Интегрализм |
---|
![]() |
Мораес был заядлым курильщиком и алкоголиком, который сказал: « Виски — лучший друг человека, это собака в бутылке». [16] [17] После длительного периода плохого здоровья, включавшего несколько посещений реабилитационных клиник, он умер в своем доме в Рио-де-Жанейро 9 июля 1980 года в возрасте 66 лет в компании своей девятой жены Хильды де Кейрос Маттосо. верный Токиньо. Он похоронен на кладбище Сан-Жуан-Батиста в Рио-де-Жанейро .
В 2006 году Мораес был посмертно восстановлен в дипломатическом корпусе Бразилии. В феврале 2010 года нижняя палата Бразилии, Camara dos Deputados , одобрила его посмертное повышение до посла. [18]
В декабре 2014 года после трехнедельного общественного голосования талисман . летних Олимпийских игр 2016 года его именем был назван [19] [20]
Дискография
[ редактировать ]Год | Альбом | Партнерство | Этикетка |
---|---|---|---|
1956 | Орфей да Зачатие | Том Жобим | Одеон |
1963 | Винисиус и Одета Лара | Одете Лара , Баден Пауэлл | Список |
1965 | От Винисиуса и Бадена, особенно до Чиро Монтейро. | Баден Пауэлл | Список |
1965 | Винисиус и Каймми в Zum Zum | Доривал Каймми | Список |
1966 | Афро-самбы | Баден Пауэлл | Список |
1966 | Винисиус: стихи и песни | Форма | |
1967 | Девушка из Ипанемы (саундтрек к фильму) | Филипс | |
1967 | Винисиус | Список | |
1969 | Винисиус в Португалии | Вечеринка | |
1970 | En La Fusa con Maria Creuza y Toquinho , переизданный под испанским названием « Записано в Буэнос-Айресе con Maria Creuza y Toquinho» («Записано в Буэнос-Айресе с Марией Креуза и Токиньо») | Мария Креуса, Токиньо | Диорама |
1970 | Амалия/Винисиус | Амалия Родригес | |
1971 | Как сказал поэт... | Токиньо , Марилия Медалья | РГЭ |
1971 | Токиньо и Винисиус | Токиньо | РГЭ |
1971 | В Ла Фузе | Мария Бетаниа , Токиньо | Находки |
1972 | Марилия/Винисиус | Мария Медалья | РГЭ |
1972 | Наша дочь Габриэла | Токиньо | Полидор |
1972 | В этой жизни слишком много опасностей | Токиньо | РГЭ |
1973 | Возлюбленный | Как Ливр | |
1974 | Винисиус и Токиньо | Токиньо | Филипс |
1974 | Сарава Виниций! | Квартет в Токиньо городе | Меркурий |
1975 | Винисиус/Токиньо | Токиньо | Филипс |
1975 | Поэт и гитара | Токиньо | РГЭ |
1976 | Желание, безумие, безрассудство, радость | Орнелла Ванони , Токиньо | Ваниль |
1976 | Бог платит тебе | Эду Лобо | я |
1977 | Поэтическая антология | Филипс | |
1977 | Том, Винисиус, Токиньо и Миуча | Том Жобим , Токиньо, Миуча | Как Ливр |
1979 | 10 лет Токиньо и Винисиусу | Токиньо | Филипс |
1980 | Маленькая иллюзия | Токиньо | Ариола |
1980 | Завещание... | РГЭ | |
1980 | К Ноеву ковчегу | Токиньо | Универсальный |
1981 | К Ноеву Ковчегу 2 | Токиньо | Полиграмма |
1991 | Поэт, девушка и гитара | Клара Нуньес, Токиньо | Коллекционная редакция LTDA |
2006 | Винисиус и друзья | Избранное/Ридерс Дайджест | |
2015 | Свидание в Au bon gourmet | Жоау Жилберту, Антонио Карлос Жобим | Докси |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д НОГЕЙРА, Арнальдо мл. «Винисиус де Мораес - Биография» . www.releituras.com .
- ^ «Винисиус де Мораес: Биография и стихи | Бразильская поэзия» . Проверено 28 мая 2021 г.
- ^ «Винисиус де Мораес» . viniciusdemoraes.com.br . Архивировано из оригинала 1 октября 2009 года.
- ^ «Абриль.com —» . www.abril.com.br . Архивировано из оригинала 21 октября 2009 года.
- ^ «Винисиус де Мораес — часть I» . Educationrra.terra.com.br
- ^ «Бразильская академия литературы» . Бразильская академия литературы .
- ^ См. Хосе Кастелло, Винисиус де Мораес - O Poeta da Paixao , Сан-Паулу: Cia das Letras, 1994, ISBN 85-7164-355-5
- ^ «Оба доступны в» . Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 17 сентября 2017 г.
- ^ «Культура: Поэма Винисиуса де Мораеса» . Фонд Персеу Абрамо . 31 декабря 2001 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2007 г.
- ^ См. Альфредо Боси, Краткая история бразильской литературы , Сан-Паулу: Cultrix, 1997, стр. 464, ISBN 85-316-0189-4 , частично доступен в Google Books.
- ^ См. Боси, Краткая история , 458/459.
- ^ Боси, Краткая история , 459.
- ^ «Винисиус де Мораес» . www.tirodeletra.com.br . Проверено 2 сентября 2018 г.
- ^ См. официальный сайт, раздел "Жизнь"
- ^ «Винисиус: пристальное внимание к богемной жизни», O Globo , 28 июня 2009 г.
- ^ Жоао Карлос Печчи (1994), Винисиус без точки , Рио-де-Жанейро: Сарайва, стр. 40, ISBN 85-02-01391-2
- ^ «Бразилия - БРАЗЗИЛЬ - Почетный поэт Винисиуса де Мораеша - Бразильская культура - Обложка, май 1999 г.» . www.brazzil.com .
- ^ «Палата одобрила назначение Винисиуса де Мораеса, умершего в 1980 году, на пост первоклассного министра» . 10 февраля 2010 г.
- ^ «Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр в Рио-2016 по итогам общественного голосования назвали Винисиуса и Тома» . Рио 2016 . 14 декабря 2014 года. Архивировано из оригинала 8 августа 2016 года . Проверено 8 августа 2016 г.
- ^ Джонстон, Эбби (30 июля 2016 г.). «Что имеет в виду Винисиус? Талисман Олимпийских игр в Рио отдает дань уважения известному бразильцу» . Суета . Проверено 8 августа 2016 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Бразильские поэты-мужчины
- 1913 рождений
- 1980 смертей
- Певцы босса-нова
- Бразильские дипломаты
- Бразильские авторы песен-мужчины
- Латиноамериканские джазовые певцы
- Певцы бразильской популярной музыки
- Музыканты из Рио-де-Жанейро (город)
- Выпускники государственного университета Рио-де-Жанейро
- Бразильские поэты ХХ века
- Бразильские певцы ХХ века
- Бразильские певцы 20-го века
- Бразильские писатели-мужчины XX века
- Выпускники Оксфордского университета
- Бразильские джазовые музыканты мужского пола
- Похороны на кладбище Сан-Жуан-Батиста