Из королевства королю Кипра

De regno, ad regem Cypri ( лат . «О королевской власти, королю Кипра ») — политический трактат доминиканского монаха Фомы Аквинского, написанный между 1265 и 1266 годами. Посвященный кипрскому королю Гуго II , труд остался незавершённым из-за преждевременного смерть правителя. [1]
Исторический контекст
[ редактировать ]В отличие от других произведений Фомы Аквинского, Де Реньо защищает сильное и авторитарное монархическое правление по мере необходимости и не выступает за создание смешанного режима . Эта конкретная позиция была объяснена как реакция на состояние социальных волнений и потрясений, вызванных серией внутренних восстаний, начавшихся в 1233 году, которые привели Кипр в состояние политической нестабильности. [1] [2]
В предыдущих работах Фома Аквинский предлагал смешанную монархическую систему, в которой королю будет помогать аристократический класс, избираемый простым населением. Де Реньо , однако, отстаивает скорее абсолютистскую позицию и требует укрепления королевской власти. [1]
Работа находилась под сильным влиянием политических доктрин Альберта Великого . [3]
Доктрина
[ редактировать ]
Фома Аквинский ограничивает сферу своей работы монархическим правлением, пытаясь согласовать его со Священным Писанием , классической философией и христианским взглядом на общество. [1] [2]
Правление и общее благо
[ редактировать ]Автор оправдывает правление с телеологической точки зрения. Фома Аквинский рассматривает вечное счастье и спасение под руководством Католической церкви как конечную цель человеческой жизни, но признает важность удовлетворения основных потребностей для достижения этой цели. Рассматривая людей как по своей сути политических существ , которые собираются в общества для достижения общего блага удовлетворения своих временных потребностей и ведения добродетельной жизни, Фома Аквинский приходит к выводу о необходимости иметь главу, который направляет общество к этой цели и не допускает отклонений от нее. [1] Таким образом, государство рассматривается как божественное творение на благо человечества. Однако легитимность политической власти по существу становится обусловленной ее служением общему благу и ее подчинением естественному закону . [2] Существование государства рассматривается не как следствие первородного греха, а скорее как вопрос естественного порядка. [3]
Фома Аквинский анализирует различные формы правления, исходя из предпосылки, что правление должно быть ориентировано на общее благо общества, и приходит к выводу, что правление одного человека лучше ведет сообщество к его цели, поскольку оно препятствует индивидуальному интересу масс. от его унижения и поощрения своих личных устремлений, основанных на их низших страстях. Таким образом, основная функция правителя будет заключаться в содействии общему благу, понимаемому как удовлетворение человеческих потребностей и продвижение христианской добродетели. Фома Аквинский по-прежнему признает легитимными и потенциально хорошими другие формы правления, а именно аристократию и политею , несмотря на то, что считает их менее совершенными, чем монархия, поскольку их естественная нестабильность может препятствовать адекватному поиску общего блага. [1] [2]
Развращенные формы правления
[ редактировать ]
Фома Аквинский рассматривает людей как существ, естественно ориентированных на высшее благо , но испорченных первородным грехом , вызывающим отклонения от естественного порядка. Таким образом, хорошее правительство сможет направить общество к общему благу, игнорируя индивидуальные амбиции. Естественные разногласия, вызванные различными страстями человеческой природы, должны быть примирены законным королем, который направляет страну к добродетели и процветанию в поисках социального мира. [1]
Следовательно, плохим будет правительство, которое правит ради собственного блага или ради блага определенной части общества. Томистское общее благо рассматривается как универсальное для всех граждан, независимо от мнения большинства. Фома Аквинский делит извращённые правительства на три вида: [1]
- Тирании , коррупция монархий, заключающаяся в правлении одного человека ради собственной выгоды.
- Олигархии , коррупция аристократии, состоящая из правления богатой элиты, которая угнетает народ ради своей выгоды.
- Демократия , коррупция политей , состоящая из эгоцентричного множества, которое использует власть толпы для угнетения тех, кто находится за ее пределами.
Право революции
[ редактировать ]Рассматривая тиранию как худшую из возможных форм правления, Фома Аквинский пытается предложить способы ее предотвращения. Отвергая возможность насильственного восстания, автор защищает создание политических механизмов, с помощью которых народ может использовать свою «общественную власть» для свержения короля, который «не выполнил свои обязанности». [1] Однако предлагаемые ограничения никогда не оговаривались из-за незавершенного характера работы. [2]
Фома Аквинский выступает против вооруженного восстания, но утверждает, что граждане не обязаны подчиняться законам незаконного правителя, которые противоречат высшему благу. [2] Эта точка зрения была описана как благоприятная для « права на сопротивление ». [3]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Де Лима Жуниор, Хосе Урбано (2000). «Политическая мысль Фомы Аквинского в De Regno ad rem Cypri». Диссертация (на португальском языке) (12). Университет Пелотаса: 49–64.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Парада Родригес, Хосе Луис. (2003). Подход к политической идее Фомы Аквинского. Сравнение Де Реньо Святого Фомы и Принца Николаса де Макиавелли .
- ^ Jump up to: а б с Пьерпаули, Хосе Пауло (2016). «Политическая философия Фомы Аквинского: перечитывание доктрины Де Реньо из произведений Альберта Великого». Lex Humana (на испанском языке). 8 (2). Католический университет Петрополиса: 72–96.