Аналитический томизм
Часть серии о |
Фома Аквинский |
---|
Аналитический томизм — философское движение , которое способствует обмену идеями между мыслью Фомы Аквинского (включая философию, продолжавшуюся в связи с его мышлением, называемую « томизмом »), и современной аналитической философией .
Шотландский философ Джон Холдейн впервые ввёл этот термин в начале 1990-х годов и с тех пор является одним из ведущих сторонников движения. По словам Холдейна, «аналитический томизм предполагает приведение во взаимную связь стилей и взглядов современной англоязычной философии, а также идей и проблем, разделяемых святым Фомой и его последователями». [1]
История XIX век – Мировая война.
[ редактировать ]Современное возрождение мысли Аквинского можно проследить до работ томистов середины XIX века, таких как Томмазо Мария Зильяра , Йозеф Клейтген , Гаэтано Сансеверино и Джованни Мария Корнольди . Это движение получило огромный импульс благодаря Папы Льва XIII Aeterni энциклике Patris 1879 года. В первой половине двадцатого века Эдуард Гюгон , Режинальд Гарригу-Лагранж , Этьен Жильсон и Жак Маритен , среди других, поддержали призыв Льва к возрождение томизма. [2] Гилсон и Маритен, в частности, преподавали и читали лекции по всей Европе и Северной Америке, оказав влияние на поколение англоязычных католических философов . Некоторые из последних затем начали гармонизировать томизм с более широкими современными философскими тенденциями.
Точно так же Краковский кружок в Польше использовал математическую логику для представления томизма, который, по мнению кружка, имеет «структурированный набор предложений, связанных по смыслу и предмету и связанных логическими отношениями совместимости и несовместимости, следствия и т. д.». [3] Говорят, что Круг был «наиболее значительным выражением католической мысли между двумя мировыми войнами». [4]
Послевоенный философский прием Фомы Аквинского
[ редактировать ]К середине 20-го века мысль Фомы Аквинского вступила в диалог с аналитической традицией благодаря работам Джема Анскомба , Питера Гича и Энтони Кенни . Анскомб был Людвига Витгенштейна учеником и его преемником в Кембриджском университете ; она была замужем за Гичем, опытным логиком и философом религии . Гич обратилась в католицизм во время учебы в Оксфорде, Анскомб обратилась в католицизм еще до того, как появилась на свет, и оба обучались вере в Оксфорде у доминиканца Ричарда Кехо, который принял их обоих в Церковь еще до того, как они встретились. Кенни, бывший священник и бывший католик, стал выдающимся философом в Оксфордском университете , а также редактором и распорядителем литературного наследия Витгенштейна, и некоторые до сих пор изображают его как пропагандиста Аквинского (Патерсон и Пью, xiii-xxiii), хотя его отрицание некоторых основных томистских доктрин (например, божественной вневременности) ставит это под сомнение.
Анскомбу и другим сторонникам Аристотеля , таким как Аласдер Макинтайр , Филиппа Фут , Мортимер Адлер и Джон Финнис , во многом можно приписать возрождение « этики добродетели » в аналитической теории морали и « теории естественного права » в юриспруденции . Оба движения во многом опираются на Аквинского.
Известные аналитические томисты
[ редактировать ]Философы и теологи, работающие на стыке томизма и аналитической философии, включают:
- Майкл Старон (Школа аббатства Святого Ансельма)
- Мортимер Адлер (1902–2001)
- Дэвид Брейн
- Джон К. Кахалан (независимый ученый)
- Брайан Дэвис (Фордхэм)
- Габриэле Де Анна (Удине) (Бамберг)
- Эдвард Фезер
- Джон Финнис (Оксфорд)
- Питер Гич (умер)
- Джон Холдейн (Сент-Эндрюс) (Университет Бэйлора)
- Саймон Хьюитт (Лидс)
- Джонатан Джейкобс (Колгейт)
- Энтони Кенни (Оксфорд)
- Фергус Керр (Оксфорд)
- Дьюла Клима (Фордхэм)
- Норман Крецманн
- Джон Ламонт
- Элизабет Анскомб (умерла)
- Энтони Дж. Лиска (Денисон)
- Аласдер Макинтайр (Нотр-Дам)
- Брюс Д. Маршалл (Южный методистский университет)
- Уильям Маршнер (христианский мир)
- Кристофер Мартин (Сент-Томас, Хьюстон)
- Сирил Мишон (Нант, Франция)
- Марк Мерфи (Джорджтаун)
- Герберт Маккейб (умер)
- Джон П. О'Каллаган (Нотр-Дам)
- Роберт Паснау (CU Boulder)
- Крейг Патерсон (независимый ученый)
- Роже Пуиве (Нанси, Франция)
- Александр Прусс (Университет Бэйлора)
- Мэтью С. Пью (Колледж Провиденса)
- Элеонора Стамп ( Сент-Луис )
- Томас Салливан и Сандра Менссен (Университет Сент-Томас, Миннесота)
- Стивен Терон, Денис Тернер (Йель), Майкл Томпсон (Питтсбург)
- Джованни Вентимилья (Лугано, Швейцария)
- Джеймс Мэдден (Бенедиктинский колледж)
- Джеффри Брауэр (Университет Пердью)
- Эндрю Джегер (Бенедиктинский колледж)
- Роберт Олспо (Школа аббатства Святого Ансельма)
- Кристофер Бобье (Университет Святой Марии, Миннесота)
- Т. Адам Ван Варт (Университет Аве Мария)
- Дэвид Баррелл
- Михал Гловала (Вроцлавский университет)
См. также
[ редактировать ]- Юзеф Мария Боченский ( Краковский кружок томизма )
- Метаэтика
- Философия религии
- Неосхоластика
- Ричард Суинберн – английский философ и христианский апологет
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Холдейн 2004 , с. xii.
- ^ Патерсон и Пью 2006 , стр. xiii–xxiii.
- ^ Саймонс 2003 , стр. 281–297.
- ^ Муравски 2014 , стр. 359–376.
Источники
[ редактировать ]- Холдейн, Джон (2004). Верный разум: очерки католические и философские . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- Муравский, Роман (2014). «Краковский кружок и его философия логики и математики» . Аксиоматика . 25 (3): 359–376. дои : 10.1007/s10516-014-9256-5 . ISSN 1122-1151 .
- Патерсон, Крейг; Пью, Мэтью С., ред. (2006). «Введение» (PDF) . Аналитический томизм: традиции в диалоге . Олдершот и Берлингтон, Вермонт: Эшгейт. Архивировано из оригинала (PDF) 26 мая 2011 г.
- Саймонс, Питер (2003). «Боченский и баланс: система и история аналитической философии». Исследования восточноевропейской мысли . 55 (4): 281–297. дои : 10.1023/А:1025344204927 . hdl : 2262/61823 . ISSN 0925-9392 . S2CID 142830603 . , перепечатано в книге Эдгара Моршера, Отто Ноймайера и Питера Симонса (2011), «Приземленный» философ: О жизни и творчестве Джозефа М. Боченского , Санкт-Августин: Академия, стр. 61-79.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альфред Фреддосо, Две роли католических философов
- Брайан Дж. Шенли, ОП, Томистская традиция (Дордрехт/Бостон/Лондон: Kluwer, 2002).
- Записи Стивена Терона в книгах Холдейн (ред.) (1997) и Патерсон и Пью (ред.) (2006).
- Записи Шэнли и Джона Кнасаса в Paterson & Pugh (ред.) (2006).
- «Tomismo analitico» [Аналитический томизм] (на испанском языке).
- Джон К. Кэхалан, Причинный реализм: эссе о философском методе и основах знаний (Routledge, 1985)
- Коплстон, ФК (1955). Аквинский . Пингвины.
- Джон Финнис, Аквинский: моральная, политическая и правовая теория (Оксфорд, 1998).
- Джон Холдейн (редактор), «Аналитический томизм», том журнала Monist 80 (4), октябрь,
- Холдейн, Джон (1999). «Томизм и будущее католической философии». Новые Блэкфрайерс . 80 (938): 158–169. дои : 10.1111/j.1741-2005.1999.tb01656.x . ISSN 0028-4289 .
- Керр, Фергус (2004). «Фома Аквинский и аналитическая философия: естественные союзники?». Современная теология . 20 (1): 123–139. дои : 10.1111/j.1468-0025.2004.00245.x . ISSN 0266-7177 .
- Энтони Дж. Лисса, Теория естественного права Фомы Аквинского: аналитическая реконструкция (Оксфорд: Нью-Йорк, 1996).
- Перес де Лаборда, Мигель, «Аналитический томизм», Philosophica: Философская онлайн-энциклопедия, 2007 г.
- Брюс Д. Маршалл, Троица и истина (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1999).
- Роже Пуиве, После Витгенштейна, Сент-Томас (PUF, 1997).
- Т. Адам Ван Варт, Ни природа, ни благодать: Фома Аквинский, Барт и Гарригу-Лагранж об эпистемическом использовании воздействия Бога (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2020).
- Михал Гллова, Возможности и их действия. Исследование аналитического томизма (Oficyna Wydawnicza Atut - Wrocławskie Wydawnictwo Oświatowe, 2016).
- Вентимилья, Джованни (2012). Быть или быть? Вопрос о бытии в аналитическом томизме [ Быть или им? Вопрос о бытии в аналитическом томизме . Рим: Кароччи.