Доминго Банез
![]() | Эта статья может быть слишком технической для понимания большинства читателей . ( январь 2024 г. ) |


Доминго Банез [ 1 ] (29 февраля 1528, Вальядолид — 22 октября 1604, Медина-дель-Кампо ) — испанский доминиканский и схоластический богослов. Квалификационное слово Mondragonensis, которое иногда присоединяется к его имени, по-видимому, относится к месту рождения его отца, Хуана Баньеса, в Мондрагоне в Гипускоа .
Жизнь
[ редактировать ]Образование и преподавание
[ редактировать ]Баньес родился в Медине-дель-Кампо , в провинции Вальядолид .
В пятнадцать лет он начал изучать философию в университете Саламанки . Три года спустя он принял доминиканский сан в монастыре Св. Стефана в Саламанке и сделал свою профессию 3 мая 1547 года. Во время годового обзора гуманитарных наук и позже у него был впоследствии выдающийся Бартоломе де Медина в качестве однокурсника. Под руководством таких профессоров, как Мельхиор Кано (1548–1551), Диего де Шавес (1551) и Педро Сотомайор (1550–51), он изучал богословие, заложив основы эрудиции и приобретя проницательность, которая позже сделала его выдающимся богословом и представитель и защитник томистического учения. Затем Баньес начал преподавать, и при Доминго Сото в качестве приора и регента он в течение десяти лет занимал различные профессорские должности. Он был назначен главой студентов, в течение пяти лет объяснял « Сумму» младшим братьям и попутно с заметным успехом заменял профессоров, которые были больны или по другим причинам отсутствовали на своих кафедрах в университете. Говорят, что на обычных, иногда конкурентных экзаменах перед повышением он легко получил все награды. Баньес преподавал в Доминикане. Университет Авилы с 1561 по 1566 год. Около 1567 года он был назначен на кафедру теологии в Алькале , древнем Комплутуме. Похоже, что он снова был в Саламанке в 1572 и 1573 годах, но в течение четырех учебных лет (1573-77) он был регентом Доминиканского колледжа Св. Григория в Вальядолиде , высшего учебного заведения, где готовились лучшие студенты кастильской провинции. ученая карьера. Избранный приором Торо , он вместо этого отправился в Саламанку, чтобы побороться за кафедру Дурандуса , оставшуюся вакантной из-за повышения Медины до должности главного профессора. Он занимал эту должность с 1577 по 1580 год. После смерти Медины (30 декабря 1580 года) он снова появился в качестве претендента на первую кафедру университета. Результатом стал академический триумф Баньеса, и он был должным образом назначен на новую должность под одобрение профессоров и студентов. Там он проработал почти двадцать лет. Его имя приобрело исключительный авторитет, и ведущие школы ортодоксальной Испании называли его proeclarissimum jubar — «самый яркий свет» — своей страны. [ 2 ]
Споры о свободе воли
[ редактировать ]Баньес в семье своего двоюродного брата был директором и духовником церкви Св. Тереза .
Великий спор, с началом которого во многом связано его имя, восходит к публичному диспуту, состоявшемуся в начале 1582 года. Модератором был Франсиско Зумель , кавалер Ордена Милосердия . Пруденсио де Монтемайор , иезуит , утверждал, что Христос не умер добровольно и, следовательно, претерпел смерть незаслуженно, если Отец дал Ему повеление умереть. Баньес спросил, каковы были бы последствия, если бы Отец распорядился не только о сути акта смерти, но и о его обстоятельствах. Пруденций ответил, что в этом случае не останется ни свободы, ни заслуг. Луис де Леон , августинец , встал на сторону Пруденция, и вскоре дискуссия была подхвачена присутствующими учителями и перешла к родственным темам предопределения и оправдания. Последовали и другие формальные споры, и проявились сильные чувства. Хуан де Санта э Крус , иеронимит , чувствовал себя вынужденным передать дело испанской инквизиции (5 февраля) и к своим показаниям приложил шестнадцать предложений, охватывающих спорные доктрины. Леон заявил, что он защищал тезисы только ради спора. Его главной мыслью было не допустить, чтобы их квалифицировали как еретиков. Несмотря на эти и последующие признания, ему было запрещено преподавать, публично или в частном порядке, шестнадцать положений, рассмотренных и запрещенных. [ 2 ]
В 1588 году Луис Молина , иезуит, представил в Лиссабоне свою Concordia liberi Arbitii cum gratiæ donis , отмеченную порицанием или санкцией доминиканца Бартоломеу Феррейру и посвященную генеральному инквизитору Португалии, кардиналу Альберту Австрийскому ; но настроения против его появления в Испании возникли на том основании, что он отдавал предпочтение некоторым запрещенным предложениям. Кардинал, уведомленный об этом, прекратил продажу и попросил Баньеса и, возможно, некоторых других осмотреть его. Три месяца спустя Баньес высказал мнение, что шесть из 11 запрещенных предложений появились в Конкордии . [ 2 ]
Молину попросили защитить себя, а его ответы на возражения и на некоторые другие замечания были добавлены в виде приложения, вместе с которым, после нового одобрения (25 и 30 августа 1589 г.), работе было разрешено распространяться. Это исследование считалось эпохальным, и многие отцы Общества Иисуса сплотились на его защиту. Из Вальядолида, где в 1594 году школы иезуитов и доминиканцев поочередно проводили публичные диспуты за и против учения о благодати, раздор распространился по всей Испании. Снова потребовалось вмешательство инквизиции, и авторитетом этого высокого трибунала истцы должны были представить свои соответствующие позиции и претензии, а с рядом университетов, прелатов и богословов были проведены консультации по существу спора. Однако папский нунций передал этот вопрос в Рим 15 августа 1594 года, и все споры должны были прекратиться до тех пор, пока не будет вынесено решение. Тем временем, чтобы противостоять своей доминиканской и другой критике, Молина выдвинул встречные обвинения против Баньеса и Зумеля. Последний представил свою защиту в трех частях, все из которых были полностью поддержаны Баньесом 7 июля 1595 года. Примерно в то же время позиция доминиканцев была изложена Баньесом и семью его братьями, каждый из которых представил отдельный ответ на обвинения. Но председатель инквизиции пожелал, чтобы эти восемь книг были сокращены до одной, и Баньес вместе с Педро Эррерой и Диего Альваресу Выполнить работу было поручено . Примерно через четыре месяца Альварес представил их совместный продукт под названием «Апологетика братьев-проповедников в провинции Испания, профессоров священного богословия, против новых определенных утверждений некоего доктора Людовичи Молине нункупати», опубликованный в Мадриде 20 ноября 1595 года. [.. .] Почти два года спустя, 28 октября 1597 года, Баньес возобновил дело в новом изложении и обратился к Папе с просьбой разрешить доминиканским школам снова возобновить преподавание на спорные вопросы. Это был супплекс Libellus, предложенный Клименту VIII для получения иммунитета от закона о молчании, наложенного на обоих истцов , опубликованный в Саламанке. Ответ на «Либеллус» был дан в письме кардинала Мадруццо от 25 февраля 1598 года, написанном от имени Папы, нунцию в Испании:
- Сообщите отцам Ордена проповедников, что Его Святейшество, смягчая введенный запрет, предоставляет им возможность свободно преподавать и обсуждать, как они это делали в прошлом, предмет de auxiliis divinae gratia, et eorum efficacia, соответственно к учению святого Фомы; а также отцы Общества, чтобы они также могли преподавать и обсуждать одни и те же темы, всегда придерживаясь, однако, здравого католического учения. [ 3 ]
Это заявление практически положило конец личному участию Баньеса в знаменитом споре. [ 2 ]
Работает
[ редактировать ]Утверждалось, что Баньес был, по крайней мере, фактически основателем современного томизма, особенно в той степени, в которой он включает в себя теории физического предвкушения , внутренней силы благодати и предопределения , независимо от предвидимых заслуг. Для любого читателя Баньеса очевидно, что он встретил бы такое заявление решительным отрицанием. Верность святому Фоме была его самой сильной чертой. [...] Он выделяет для особой анимации взгляды, в которых его профессора и сотрудники даже слегка расходятся с мнениями Ангельского Доктора. [ 2 ]
Рвение Баньеса к целостности томистского учения не могло терпеть доктринальной новизны, особенно если оно претендовало на одобрение имени Фомы Аквинского. В обширной литературе « De Auxiliis» и связанных с ней спорах основные положения томизма его оппоненты приписывают различному происхождению: Герхард Шнееман , [ 4 ] Теодор де Реньон [ 5 ] и Антуан де Годье [ 6 ] вероятно, являются ведущими современными авторами, которые называют томистов баннесианцами. Но против них выступает внушительный список известных иезуитов, которые либо сами были томистами, либо авторитетами других мнений. Суарес , например, [ 7 ] приписывает Медине первые признаки физического возбуждения и других явлений. [ 8 ] признает, что когда-то этому учил сам Фома Аквинский. Толет [ 9 ] и Перериус [ 10 ] считается томистическим Катехизис Тридентского Собора , который был работой (1566 г.) трех доминиканских богословов. [ 11 ] Виктор Фринс высказал свое мнение [ 12 ] что, хотя Медина и Педро де Сото (1551 г.) учили физическому предопределению, создателем теории был Франсиско де Витория (ум. 1546 г.). Доминиканцы Феррариенсис (1576 г.), Каэтан (1507 г.) и Иоанн Капреол (ум. 1436 г.) также являются аккредитованными томистами по мнению таких авторитетов, как иезуиты Мартин Беканус. [ 13 ] и Азориус , [ 14 ] и богословы Коимбры . [ 15 ] Молина цитирует учение «некоторого ученика Св. Фомы» — предположительно Баньеса — как отличающееся только на словах от учения Дунса Скота , вместо того, чтобы соглашаться с учением Фомы Аквинского. [ 16 ] Эти поразительные расхождения во мнениях, из которых были процитированы лишь некоторые, по-видимому, указывают на то, что попытка создать томистическую систему на Баньесе провалилась. [ 17 ] [ 2 ]
Развитие томистической терминологии в доминиканской школе произошло главным образом из-за необходимости не только позиции, занятой против Молины и уже упомянутых запрещенных положений, но и более серьезных споров с протестантскими богословами. «Предопределение» и «предопределение» Баньеса и его современников, среди которых были и другие, помимо доминиканцев, подчеркивали, со стороны Божьего знания и провидения, приоритет и независимость будущих свободных действий, которые в катарино-молинистических теориях , казалось им менее явно подпадающим под причинное действие Бога. Эти термины, однако, использует сам Фома Аквинский. [ 18 ] Слова «физическое предвижение» должны были исключить, во-первых, чисто моральный импульс и, во-вторых, совпадение божественной причинности и свободной воли без подчинения последней первой причине. То, что такие термины не только не нарушают учение своего великого лидера, но и являются его истинным выражением, было неизменным принципом томистской школы. Один из председательствующих Congregatio de Auxiliis , кардинал Мадруцци, говоря в этой связи о Баньесе, сказал: «Его учение, по-видимому, выведено из принципов св. Фомы и полностью вытекает из доктрины св. Фомы, хотя он и отличается от него. что-то в его манере говорить». [ 19 ] [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Иногда Ваньес или (ошибочно) Ибанез.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: Сандей Банез» . www.newadvent.org . Проверено 25 августа 2019 г.
- ^ Серри, Хист. Конг. из Aux., I, XXVI.
- ↑ Споры относительно божественной благодати и свободной воли на начальном этапе развития Конкордии , Фрайбург-им-Бр., 1881.
- ^ Баньес и Молина , Париж, 1883.
- ^ В Revue des Sciences Ecclesiastiques , Амьен, 1887, стр. 153.
- ^ Оп. omn., XI, ed Vives, Paris, 1886, Opusc., I, Lib. 3, О помощи vii.
- ^ Оп. все, 11, 50; Опуск. 1, Либ. 1, Де Конк.-Деи, xi, н. 6.
- ^ Комментарий. в 8 либ. Аристотель, Венеция, 1573 г., Либ. II, гр. III, вопрос 8
- ^ Преф. для Disquisit. Магикарум Либ. VI, I Ред.
- ^ О Дельрио см. Гуден, Философия (Civita Vecchia, 1860), IV pt. IV, 392, Дисп. 2, кв. 3, 2.
- ^ Сент-Томас Aq. ОП учение о сотрудничестве Бога со всей тварной природой, особенно свободной, Ответ Р. П. Даммермуту ОП, Париж, 1893 г.
- ^ Сумма Теол. Схол. (Майнц, 1612 г.), Де Део, XVIII, № 14.
- ^ Институт. Мораль. (Рим, 160–11), Либ. Я, XXI, 7.
- ^ Комментарий. в 8 книгах Физ., Либ. II, вопрос. 13, а. 1.
- ^ Конкордия (Париж, 1876 г.), q. 14, а. 13, дисп. 50
- ^ См. Защита доктрины Св. Фомы, А. М. Даммермут ОП, Лувен и Париж, 1895 г., также Кард. Зильяра, Сумма Фил. (Париж, 1898 г.), II, 525.
- ^ Комментарий. о божественных именах, Lect. iii.
- ^ Серри , Хист. Конг. через Аукс. приложение, кол. 89.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Волц, Джон. Доминго Баньес . Католическая энциклопедия. Том. 2. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1907 г., 17 декабря 2014 г.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Доминго Баньес ». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- 1528 рождений
- 1604 смерти
- Писатели из Вальядолида
- Испанские доминиканцы
- Испанские римско-католические богословы XVI века
- Латинские комментаторы Аристотеля
- Выпускники Университета Саламанки
- Академический состав Университета Саламанки
- Испанские философы XVI века
- Школа Саламанки
- Испанские философы XVII века