Jump to content

Ассамблея СПИДа

Congregatio de Auxiliis (лат. «Конгрегация на помощь (по Божественной благодати)») — комиссия, созданная Папой Климентом VIII для разрешения теологического спора о божественной благодати , который возник между доминиканцами и иезуитами в конце шестнадцатого века. . Некоторое время им руководил Питер Ломбард, архиепископ Армы . [1]

Контекст спора

[ редактировать ]

Главный вопрос, давший название всему спору, касался помощи ( auxilia ), предоставляемой благодатью ; решающим моментом было примирение действия божественной благодати с человеческой свободой . Католическая теология утверждает, что, с одной стороны, действующая благодать, данная для совершения действия, неизбежно получает согласие человека, и действие совершается; с другой стороны, поступая таким образом, человек свободен. Отсюда вопрос: как можно гармонизировать эти два фактора — непогрешимый результат и свободу?

Доминиканцы решили эту проблему с помощью своей теории физического предопределения и предопределения ; благодать действенна тогда, когда, помимо помощи, необходимой для действия, она дает физический импульс, посредством которого Бог определяет и применяет наши способности к действию. Иезуиты нашли объяснение в том среднем знании ( scientia media ), посредством которого Бог знает в объективной реальности вещей, что сделал бы человек в любых обстоятельствах, в которые он мог бы попасть. Предвидя, например, что человек будет свободно соответствовать благодати А и что он свободно не будет соответствовать благодати Б, Бог, желая обращения человека, дает ему благодать А. Это действенная благодать . Доминиканцы, которые, казалось, склонялись к теодицее Августина , заявляли, что иезуиты слишком много уступали свободе воли. В свою очередь, иезуиты, похоже, склонялись к пелагианству , которое подвергалось резкой критике со стороны Августина в V веке, и жаловались, что доминиканцы недостаточно защищают свободу человека.

Начало спора

[ редактировать ]

Обычно считается, что спор начался в 1581 году, когда иезуит Пруденсио де Монтемайор защищал некоторые тезисы о благодати, которые подверглись энергичной критике со стороны доминиканца Доминго Баньеса . То, что эти дебаты имели место, несомненно, но текст тезисов иезуита так и не был опубликован. Что касается тех, о которых доложили инквизиции , то ни Монтемайер, ни какой-либо другой иезуит никогда не признавал их своими. Полемика продолжалась шесть лет, пройдя три фазы — в Лувене , в Испании и в Риме.

В Лувене и Левенском университете жил знаменитый Мишель Байю , предложения которого были осуждены церковью. Иезуит (впоследствии кардинал ) Франсиско де Толедо , уполномоченный Григорием XIII , обязал Бая в 1580 году отказаться от своих ошибок в присутствии всего университета. Вслед за этим Баюс почувствовал глубокую неприязнь к иезуитам и решил отомстить. Во время Великого поста 1587 года он и некоторые из его коллег извлекли из записных книжек некоторых студентов, которые были учениками иезуитов, тридцать четыре предложения, многие из которых были явно ошибочными, и попросили университет осудить «эти иезуитские доктрины». Узнав об этой схеме, Леонард Лессий , самый выдающийся богослов Общества в Нидерландах и особый объект нападок Бая, составил еще один список из тридцати четырех положений, содержащих подлинную доктрину иезуитов. Он представил их декану университета и попросил провести слушание перед некоторыми профессорами, чтобы показать, насколько его учение отличалось от приписываемого ему. Запрос не был удовлетворен. 9 сентября 1587 года университет опубликовал осуждение первых тридцати четырех предложений. Сразу по всей Бельгии иезуитов назвали еретиками и Лютеране . Университет призвал епископов Нидерландов и другие университеты поддержать порицание, и это фактически было сделано некоторыми прелатами, в частности Университетом Дуэ . Ввиду этих мер бельгийский провинциал Общества Фрэнсис Костер выступил с протестом против действий тех, кто, не дав выслушать иезуитов, обвинил их в ереси . Лессий также опубликовал заявление о том, что профессора университета исказили доктрину иезуитов. Профессора ответили тепло. Чтобы прояснить вопросы, Лессий, по настоянию архиепископа Мехелена , сформулировал шесть антитез , кратких утверждений, воплощающих учение иезуитов относительно содержания осуждаемых положений, причем третий и четвертый антитезы относятся к основной проблеме, т.е. , действенная благодать .

Дискуссия продолжалась с обеих сторон еще год, пока папскому нунцию не удалось смягчить ее резкость. Он напомнил участникам спора, что окончательное решение по таким вопросам принадлежит Святому Престолу , и направил Сиксту V основные публикации обеих сторон с просьбой о вынесении окончательного решения. Однако этого не было сделано; полемика в том же духе началась в Саламанке , и внимание теперь сосредоточилось на Испании, где две дискуссии слились в одну.

Публикация работы Молины

[ редактировать ]

В 1588 году испанский иезуит Луис де Молина опубликовал в Лиссабоне свою книгу «Concordia liberi ativity cum gratiæ donis» , в которой объяснил действенную благодать на основе scientia media . Баньес, доминиканский профессор в Саламанке, сообщил эрцгерцогу Альберту , при Габсбургах Португалии вице-королю , что работа содержит тринадцать определенных положений, которые испанской инквизиции подверглись осуждению . Эрцгерцог запретил продажу книги и отправил копию в Саламанку. Баньес изучил ее и сообщил эрцгерцогу, что из тринадцати предложений девять придерживаются Молины и, следовательно, книгу не следует распространять. Он также отметил отрывки, которые, по его мнению, содержали ошибки. Альберт передал свои комментарии Молине, который составил ответ. Поскольку книга была одобрена инквизицией в Португалии и ее продажа разрешена советами Португалии и Кастилии и Арагона, было сочтено уместным напечатать в конце ответы Молины; вместе с ними работа появилась в 1589 году. Доминиканцы напали на нее на том основании, что Молина и все иезуиты отрицали действенную благодать. Последний ответил, что такое отрицание невозможно со стороны какого-либо католика. Иезуиты критиковали доминиканскую теорию предопределения, которую они считали несовместимой с человеческой свободой.

Дебаты продолжались пять лет и в 1594 году стали публичными и бурными в Вальядолиде , где иезуит Антонио де Падилья и доминиканец Диего Нуньо защищали свои позиции. Подобные встречи имели место в Саламанке, Сарагосе , Кордове и других испанских городах. Ввиду возникших таким образом беспорядков папа Климент VIII взял дело в свои руки и приказал обеим сторонам воздержаться от дальнейшего обсуждения и дождаться решения Апостольского Престола .

Затем Папа попросил высказать свое мнение у различных университетов и выдающихся богословов Испании. Между 1594 и 1597 годами было представлено двенадцать отчетов; тремя университетами Саламанки, Алькалы и Сигуэнсы; епископами Кории , Сеговии , Пласенсии , Картахены и Мондоньедо ; Серра, Мигель Салон (монах-августинец), Кастро (каноник Толедо ) и Луис Колома, в Вальядолиде приор августинцев . В Рим также были отправлены некоторые заявления в объяснение и защиту иезуитских и доминиканских теорий. Климент VIII назначил комиссию под председательством кардиналов Мадруччи (секретаря инквизиции) и Арагона, которая начала свою работу 2 января 1598 года и 19 марта вынесла результат, осуждающий книгу Молины. Недовольный их поспешностью в решении столь важного вопроса, Папа приказал им еще раз просмотреть работу, имея в виду документы, присланные из Испании.

Хотя на их рассмотрение потребовалось бы несколько лет, в ноябре комиссия снова отчиталась и настояла на осуждении Молины. После этого Климент VIII приказал генералам доминиканцев и иезуитов соответственно предстать перед комиссией вместе с некоторыми из своих богословов, объяснить свои доктрины и уладить разногласия. Повинуясь этому приказу, оба генерала начали (22 февраля 1599 г.) перед комиссией серию совещаний, продолжавшуюся весь тот год. Беллармин , назначенный кардиналом в марте, был допущен к участию в заседаниях. Однако мало что было достигнуто: доминиканцы стремились скорее критиковать Молину, чем излагать свои собственные взгляды. Смерть кардинала Мадруччи прервала эти совещания, и Климент VIII, видя, что никакого решения по этим вопросам достичь не удалось, решил обсудить этот вопрос в его присутствии. На первых дебатах 19 марта 1602 года председательствовал папа при участии кардинала Боргезе (позже Павла V) и Арагона, а также членов бывшей комиссии и различных богословов, вызванных папой. Таким образом, было проведено шестьдесят восемь сессий (1602–1605 гг.).

Заключение

[ редактировать ]

Климент VIII умер 5 марта 1605 года, и после недолгого правления XI Льва Павел V. на папский престол взошел В его присутствии состоялось семнадцать дебатов. Доминиканцев представляли Диего Альварес и Томас де Лемос , оба профессора римского колледжа Святого Фомы ; Иезуиты Грегорио де Валенсия , Педро де Аррубаль, Фернандо де Бастида и Хуан де Салас. Франциск де Сальский был одним из богословов, с которыми консультировался Папа; по словам Юнана Макдоннелла, мораторий, объявленный Папой, соответствовал позиции Франциска. [2]

Итак, после двадцати лет публичных и частных дискуссий и восьмидесяти пяти конференций в присутствии пап вопрос не был решен, но спорам был положен конец. Указ Папы, переданный 5 сентября 1607 года как доминиканцам, так и иезуитам, разрешал каждой партии защищать свою собственную доктрину, предписывал каждой из них подвергать цензуре или осуждать противоположное мнение и предписывал им, как верным сыновьям Церкви, ждать окончательного решения Апостольский Престол. Это решение, однако, не было принято, и, следовательно, оба ордена могли придерживаться своих соответствующих теорий, как и любое другое богословское мнение. Длительный спор вызвал значительные чувства, и папа, стремясь восстановить мир и взаимопомощь между религиозными орденами, запретил декретом инквизиции (1 декабря 1611 г.) публикацию любой книги, касающейся действенной благодати, до дальнейших действий со стороны Святого Иоанна. Видеть. Запрет оставался в силе на протяжении большей части XVII века, хотя его широко обходили посредством явных комментариев Фома Аквинский . Одним из тех, кто предложил новое решение проблемы, был Бернард Лонерган , SJ, который интерпретировал Summa Theologiae 1-2, q. 111, а. 2, и отошел на расстояние как от молинистских, так и от банезианских позиций. [3]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шуцеман, Controversiarum controversiarum de divinae gratia e free willi concordia initia et progreso , Фрайбург, 1881 г.
  2. ^ Юнан МакДоннелл, Концепция свободы в трудах святого Франциска де Саля (Питер Ланг, 2009) 61. См. Ф. де Сальса, Lettre CDXVII: монсеньор Пьер-Франсуа Коста, Эвек де Савон, Nonce Apostolique à Turin, ОЕА XIII: 326-328. См. также Андре Равье, Франсуа де Саль. Un Sage et un Saint, 6-е изд. [Nouvelle Cité, Domaine d'Arny, 2009] 42, в котором указывается, что Франциск, хотя и рекомендовал мораторий на дебаты, сам склонялся к молинистской позиции. По мнению Лажени, позиция, отвергнутая святым, была не позицией святого Фомы, а позицией одного из его переводчиков, Анри де Ганда.
  3. ^ См. Бернард Лонерган, Благодать и свобода: действующая благодать в мысли святого Фомы Аквинского, Собрание сочинений Бернарда Лонергана, том. 1 (Торонто: Издательство Университета Торонто, 2000).

Источники

[ редактировать ]
  • В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). « Ассамблея СПИДа ». Католическая энциклопедия Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  • Ульрих Л. Ленер (редактор), Схоластическое богословие в спорах эпохи благодати (серия монографий, первый том: 2007 г.) [1]

Библиография

[ редактировать ]
  • Гиацинт Серри , Historiae Congregationum de Auxiliis (Лёвен, 1699 — опубликовано анонимно, до сих пор классическое произведение, написанное доминиканцем )
  • Бернард Лонерган. Благодать и свобода: действующая благодать в мысли святого Фомы Аквинского. Эд. Фредерик Э. Кроу и Роберт М. Доран. Собрание сочинений Бернарда Лонергана, том. 1 (Торонто: Издательство Университета Торонто, 2000).
  • Роберт Дж. Матава. Божественная причинность и свободный выбор человека. Доминго Баньес, Возвращение к физическому возбуждению и противоречиям De Auxiliis. (Лейден: Брилл, 2016).
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cf416b1d5c83612409689c1c7df96b39__1715848440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cf/39/cf416b1d5c83612409689c1c7df96b39.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Congregatio de Auxiliis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)