Физическое предвкушение
В теории, разработанной испанским теологом Баньесом и другими томистами XVI века второй схоластики , физическое преддвижение ( лат . praemotio physica ) представляет собой причинное влияние Бога Доминго на вторичную причину (особенно на волю свободного агента), которая предшествует ( метафизически , но не во времени) и вызывает фактическое движение его причинной силы (например, воли): это редукция силы от потенции к действию. В этом смысле это своего рода [[Concursus Dei|divine concursus ]], так называемый concursus preevius, пропагандируемый томистами.
В более широком смысле, согласно этой томистической теории, физическое ускорение — это причинное влияние любой основной причины на соответствующую инструментальную причину (например, влияние писца на его перо), посредством которого инструментальная причина возвышается до такой степени, что становится способной производить эффект, превосходящий его естественные силы (например, перо позволяет написать стихотворение).
В томизме теория физического предвидения помогает объяснить божественное провидение (предвидение) и универсальное правление; ) считают его с другой стороны, его критики (в основном иезуиты, защищающие альтернативную теорию молинизма ведущим к богословскому детерминизму . Поскольку сторонники физического продвижения, как и католики , привержены свободе воли , их позицию можно рассматривать как форму компатибилизма . Являются ли они действительно детерминистами, зависит от того, насколько строго понимается необходимость связи между божественным указом, возникающим в результате предопределением и предельным свободным действием. Сторонники теории обычно стараются не прибегать к безусловной необходимости, выбирая термин «непогрешимость».
Теория praemotio physica применялась 1) на естественном уровне, выступая и как теория concursus ordinarius , и как теория инструментальной причинности ; 2) на сверхъестественном уровне, служащая теорией действительной благодати .
История
[ редактировать ]Хотя Баньес утверждал, что ее корни уходят от Аквинского, теория была впервые явно сформулирована в Доминго Баньеса ( « Apologia Fratrum Predicatorum» 1595 г.). [1] в ответ на Луиса де Молины » « Конкордию ; [2] и это было далее развито Диего Альваресом в его De auxiliis . [3]
завязалась жестокая полемика Между доминиканцами и иезуитами , приведшая к вмешательству папы ). Сначала (1594 г.) Папа просто приказал обеим сторонам хранить молчание в том, что касается Испании; но в конце концов, в 1598 году, он назначил Congregatio de Auxiliis для разрешения спора, который становился все более партийным. После проведения очень многочисленных заседаний конгрегация не смогла ничего решить, и в 1607 году ее заседания были приостановлены Павлом V , который в 1611 году запретил всякое дальнейшее обсуждение вопроса De auxiliis и дискуссий о действенной благодати, и были предприняты старательные усилия, чтобы контролировать публикацию даже комментариев к Фоме Аквинскому [ нужна ссылка ] . несколько магистров-регентов Доминиканского колледжа Св. Фомы, будущего Папского университета Святого Фомы Аквинского ( Анжеликум ) В полемику были вовлечены . Двум доминиканским сторонникам физического продвижения, Диего Альваресу и Томасу де Лемосу , было поручено представлять Доминиканский Орден в дебатах перед Папой Климентом VIII и Папой Павлом V. [4]
В современной аналитической философии противники молинизма (такие как Роберт Меррихью Адамс или Уильям Хаскер ) обычно не поддерживают банезианско-томистскую теорию praemotio physica ; вместо этого они поддерживают либертарианскую свободу, но настаивают на том, что она исключает возможность молинистского среднего знания . Таким образом, теория остается ограниченной рядами традиционного томизма.
Известные сторонники
[ редактировать ]- Доминго Баньес (1528–1604)
- Диего Альварес (ок. 1555–1632)
- Фома Лемосский (1540–1629)
- Иоанн Святого Фомы (1589–1644)
- Джозеф Гредт (1863–1940)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Баньес, Доминго - Схоластикон» .
- ^ По свободной воле с дарами благодати, божественного предвидения, предопределения и осуждения (4 тома, Лиссабон, 1588 г.).
- ^ Диего Альварес, De auxiliis divinae gratiae et human provii vibusum et libertà, книга двенадцатая (Рим, 1610; Лион, 1611, 1620); Работа о помощи божественной благодати разделена на четыре отдельные книги (Кёльн, 1621 г.).
- ^ «Лемос «ле-», Томас де» . Энциклопедия Треккани (на итальянском языке) . Проверено 9 марта 2013 г.