Jump to content

Теологический детерминизм

Теологический детерминизм — это форма предетерминизма , которая утверждает, что все происходящие события предопределены и/или предопределены одним или несколькими божественными существами, или что им суждено произойти, учитывая всеведение божественных существ . Теологический детерминизм существует в ряде религий, включая джайнизм , иудаизм , христианство и ислам . Его также поддерживают сторонники классического пантеизма, такие как стоики , и такие философы, как Барух Спиноза .

Категоризация богословского детерминизма

[ редактировать ]

Существуют две формы теологического детерминизма, которые здесь называются сильным и слабым теологическим детерминизмом. [1]

  • Сильный теологический детерминизм основан на концепции божества-творца, диктующего все события в истории: «все, что происходит, было предопределено всеведущим и всемогущим божеством». [2]
  • Слабый богословский детерминизм основан на концепции божественного предвидения – «поскольку всеведение Бога совершенно, то, что Бог знает о будущем, неизбежно произойдет, а это, следовательно, означает, что будущее уже предопределено». [3] Эта форма подтверждается джайнизмом и энергично защищается сектой джайнизма Кандзи , которая требует веры в нее как необходимого условия и первого шага к освобождению. Они часто цитируют Эйнштейна в поддержку своего тезиса: «Событий не происходит. Они уже существуют и их можно увидеть на Машине Времени». [4] Эта форма также допускает множественность богов, поскольку нет противоречия в достижении всеведения несколькими сущностями.

Существуют небольшие вариации приведенной выше классификации. Некоторые утверждают, что богословский детерминизм требует предопределения всех событий и результатов божеством (т.е. они не классифицируют более слабую версию как «теологический детерминизм», если только не предполагается, что либертарианская свобода воли отрицается как следствие), или что более слабая версия не вообще представляют собой «теологический детерминизм». [5] Теологический детерминизм также можно рассматривать как форму причинного детерминизма , в которой предшествующими условиями являются природа и воля Бога. [6] Что касается свободы воли и приведенной ниже классификации богословского компатибилизма/инкомпатибилизма, «теологический детерминизм — это тезис о том, что Бог существует и обладает непогрешимым знанием всех истинных утверждений, включая утверждения о наших будущих действиях», более минимальные критерии, предназначенные для инкапсулирования всех форм теологического детерминизм. [7]

Свободная воля и богословский детерминизм

[ редактировать ]
Упрощенная таксономия философских позиций относительно свободы воли и теологического детерминизма. [8]

Существуют различные последствия для метафизической либертарианской свободы воли как следствие теологического детерминизма и его философской интерпретации.

  • Сильный богословский детерминизм несовместим с метафизической либертарианской свободой воли и является формой жесткого теологического детерминизма (эквивалентного богословскому фатализму ниже). Он утверждает, что свободы воли не существует и что Бог имеет абсолютный контроль над действиями человека. Жесткий теологический детерминизм по смыслу аналогичен жесткому детерминизму , хотя он не отменяет компатибилистскую свободу воли. [8] Жесткий теологический детерминизм — это форма теологического инкомпатибилизма (см. рисунок вверху слева).
  • Слабый теологический детерминизм либо совместим, либо несовместим с метафизической либертарианской свободой воли в зависимости от философской интерпретации всеведения и как таковой интерпретируется либо как форма жесткого теологического детерминизма (известного как теологический фатализм ), либо как мягкий теологический детерминизм (терминология, используемая для только ясность). Мягкий теологический детерминизм утверждает, что люди (или все организмы в соответствии с джайнизмом , потому что в противном случае они никогда не прекратят свое первоначальное существование в отсутствие создателя или директора вселенной в соответствии с аргументом, аналогичным теореме о свободной воле ) обладают свободной волей. выбирать свои действия, считая, что Бог, зная об их действиях до того, как они произойдут , не влияет на результат. Считается, что их Божье провидение «совместимо» с добровольным выбором. Мягкий теологический детерминизм известен как теологический компатибилизм (см. рисунок вверху справа). Этой точки зрения придерживается джайнизм .

Отказ от теологического детерминизма (или божественного предвидения ) также классифицируется как теологический инкомпатибилизм (см. рисунок внизу) и имеет отношение к более общему обсуждению свободы воли. [8]

Основной аргумент в пользу теологического фатализма в случае слабого богословского детерминизма заключается в следующем;

  1. Предполагайте божественное предвидение или всеведение
  2. Безошибочное предвидение подразумевает судьбу (доподлинно известно, что человек сделает)
  3. Судьба исключает альтернативную возможность (иначе нельзя поступить)
  4. Утверждать несовместимость с метафизической либертарианской свободой воли.

Этот аргумент часто принимается в качестве основы теологического инкомпатибилизма: отрицания либо либертарианской свободы воли, либо божественного предвидения (всеведения) и, следовательно, теологического детерминизма. С другой стороны, теологический компатибилизм должен попытаться найти в этом проблемы. Формальная версия аргумента опирается на ряд предпосылок, многие из которых вызвали некоторую степень разногласий. Теологические компатибилистские ответы включали;

  • Отрицать истинность будущих контингентов , как это предлагал, например, Аристотель (хотя это отрицает предвидение и, следовательно, теологический детерминизм).
  • Утверждать различия во вневременных знаниях (независимость от пространства и времени), подход, использованный, например, Боэцием . [9] Фома Аквинский , [10] и К.С. Льюис . [11]
  • Отрицайте принцип альтернативных возможностей : «Если вы не можете поступить иначе, когда совершаете действие, вы не действуете свободно». Например, у человека-наблюдателя в принципе может быть машина, которая могла бы обнаружить, что произойдет в будущем, но существование этой машины или ее использование не влияет на исход событий. [12]

Многие христиане выступают против мнения, что у людей нет свободы воли. Святой Фома Аквинский , средневековый римско-католический богослов, твердо верил, что человечество обладает свободной волей. (Однако, хотя он и хотел защитить доктрину свободы воли, в конечном итоге он стал сторонником того, что сегодня будет известно как компатибилизм или «мягкий детерминизм».) [13] Иезуиты реальна в том смысле, что благодать , были одними из главных противников этой точки зрения, поскольку они считали, что божественная благодать среди прочего, является соучастной, и что люди могут свободно извлекать выгоду из благодати посредством посредничества между своей несовершенной волей и бесконечной милость Божия.

Мартин Лютер и Дезидерий Эразм

[ редактировать ]

Концепция богословского детерминизма берет свое начало как в Библии , так и в христианстве . Крупный богословский спор во времена шестнадцатого века помог вызвать четкое разделение идей – спор между двумя выдающимися мыслителями того времени, Дезидерием Эразмом и Мартином Лютером , ведущим протестантским реформатором . Эразм в «Рассуждениях о свободе воли» считал, что Бог создал людей со свободной волей. Он утверждал, что, несмотря на падение Адама и Евы, свобода все еще существовала. В результате этого у людей появилась способность творить добро или зло. Лютер, наоборот, подверг критике эту идею в «О рабстве воли» . Он признал, что вопрос автономии лежит в основе религиозных разногласий. Он изобразил образ человечества, которым манипулируют посредством греха. Люди, по Лютеру, знают, что морально правильно, но не способны этого достичь. Он утверждал, что люди, таким образом, должны отказаться от стремления творить добро в своем падшем состоянии и своими собственными силами, поскольку только это может спасение будет сформировано. Это отражено в реформационной доктрине Sola Fide , которая утверждает, что спасение достигается только верой, а не заслугами добрых дел. Лютер также считал, что падение Адама и Евы, описанное в Библии, подтверждает это мнение.

См. также

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  1. ^ Энн Локьер Джордан; Энн Локьер Джордан Нил Локьер Эдвин Тейт; Нил Локьер; Эдвин Тейт (25 июня 2004 г.). Философия религии для уровня A Level OCR Edition . Нельсон Торнс. п. 211. ИСБН  978-0-7487-8078-5 . Проверено 22 декабря 2012 г.
  2. ^ А. Пабл Янноне (2001). "детерминизм". Словарь мировой философии . Тейлор и Фрэнсис. п. 194. ИСБН  978-0-415-17995-9 . Проверено 22 декабря 2012 г. богословский детерминизм, или учение о предопределении: точка зрения, согласно которой все происходящее было предопределено всеведущим и всемогущим божеством. Более слабая версия утверждает, что, хотя это и не было предопределено, все, что происходит, было вечно известно благодаря божественному предвидению всеведущего божества. Если это божество также всемогуще, как в случае с иудео-христианскими религиями, эту более слабую версию трудно отличить от предыдущей, потому что, хотя Бог способен предотвратить то, что происходит, и зная, что это произойдет, Бог позволяет этому случиться. . На это сторонники свободы воли отвечают, что Бог допускает это, чтобы освободить место для свободной воли людей.
  3. ^ Вентцель Ван Хейсстин (2003). «теологический детерминизм». Энциклопедия науки и религии . Том. 1. Справочник Макмиллана. п. 217. ИСБН  978-0-02-865705-9 . Проверено 22 декабря 2012 г. Теологический детерминизм представляет собой пятый вид детерминизма. Есть два типа теологического детерминизма, оба совместимые с научным и метафизическим детерминизмом. В первом случае Бог определяет все происходящее либо в одном всеопределяющем акте при первоначальном сотворении вселенной, либо посредством непрерывного божественного взаимодействия с миром. В любом случае, следствием является то, что все происходящее становится действием Бога, а детерминизм тесно связан с божественным действием и всемогуществом Бога. Согласно второму типу теологического детерминизма, Бог обладает совершенным знанием всего во вселенной, поскольку Бог всеведущ. И, как говорят некоторые, поскольку Бог находится вне времени, Бог обладает способностью знать прошлое, настоящее и будущее в одном экземпляре. Это означает, что Бог знает, что произойдет в будущем. А поскольку всеведение Бога совершенно, то то, что Бог знает о будущем, неизбежно произойдет, а это, следовательно, означает, что будущее уже предопределено.
  4. ^ «Ссылка на предопределение» (PDF) . п. 27.
  5. ^ Раймонд Дж. ВанАррагон (21 октября 2010 г.). Ключевые термины философии религии . Международная издательская группа «Континуум». п. 21. ISBN  978-1-4411-3867-5 . Проверено 22 декабря 2012 г. Теологический детерминизм, с другой стороны, утверждает, что все события определяются Богом. С этой точки зрения Бог постановляет, что все будет идти так-то и так-то, и гарантирует, что все идет именно так, так что в конечном итоге Бог является причиной всего, что происходит, и все, что происходит, является частью Божьего плана. Здесь мы могли бы думать о Боге как о всемогущем кинорежиссере, который пишет сценарий и заставляет все идти в соответствии с ним. Заметим, кстати, что ведутся споры о том, чего достаточно для того, чтобы богословский детерминизм был истинным. тем, что Бог просто знает Некоторые люди утверждают, что то, что произойдет, определяется , что произойдет, в то время как другие полагают, что Бог должен не только знать, но и вызывать эти события, чтобы их возникновение было определено.
  6. ^ Эшлеман, Эндрю (2009). «Моральная ответственность» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2009 г.).
  7. ^ Вихвелин, Кадри (2011). «Аргументы в пользу инкомпатибилизма» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2011 г.).
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Загжебски, Линда (2011). «Предвидение и свободная воля» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2011 г.). См. также Маккенна, Майкл (2009). «Компатибилизм» . В Эдварде Н. Залте (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2009 г.).
  9. ^ Боэций. «Книга V, Проза VI». Утешение философии .
  10. ^ Фома Аквинский, Святой Фома (1923). «Я, кв. 14, ст. 13.». Сумма теологии . См . Summa Theologica.
  11. ^ К.С. Льюис (1980). Просто христианство . Пробный камень: Нью-Йорк. п. 149.
  12. ^ Линда Тринкаус Загжебски (25 апреля 1996 г.). «глава 6, раздел 2.1». Дилемма свободы и предвидения . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-510763-0 . Проверено 22 декабря 2012 г.
  13. ^ Энтони Кенни, Фома Аквинский в мыслях (Нью-Йорк: Routledge, 1993), стр. 77.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbcc379e6d83ed3f6f29b092c552e3c6__1721080260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/c6/dbcc379e6d83ed3f6f29b092c552e3c6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theological determinism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)