Фрашокерети
Часть серии о |
Эсхатология |
---|
Часть серии о |
Зороастризм |
---|
Религиозный портал |
Фрашокерети ( авестийский : 𐬟𐬭𐬀𐬴𐬋⸱𐬐𐬆𐬭𐬆𐬙𐬌 frašō.kərəti ) — авестийский языковой термин (соответствует среднеперсидскому 𐭯𐭫𐭱(𐭠)𐭪𐭥𐭲 (a)gird <plškrt>) для зороастрийской доктрины окончательного обновления вселенной, когда зло будут уничтожены, и все остальное будет тогда в совершенном единстве с Богом ( Ахура Мазда ).
Доктринальные предпосылки таковы: (1) добро в конечном итоге победит зло; (2) творение изначально было совершенно добрым, но впоследствии было испорчено злом; (3) мир в конечном итоге будет восстановлен до того совершенства, которое он имел во время творения; (4) «спасение человека зависело от суммы мыслей, слов и дел [этого человека], и не могло быть никакого вмешательства, ни сострадательного, ни капризного, со стороны какого-либо божественного существа, чтобы изменить это». Таким образом, каждый человек несет ответственность за судьбу своей души и одновременно разделяет ответственность за судьбу мира. [1]
Этимология и значение [ править ]
Название предполагает «делать чудесное, превосходное». [n 1] Д. Н. Маккензи в «Кратком словаре Пехлеви» дает значение «Восстановление (в конце времен)». [2] Учитывая это значение, первая часть могла обозначать «ранний, первый, начальный», что связано с префиксом fra , родственным слову pro в греческом и латинском языках. Тогда общее значение будет «приведение в исходное состояние», следовательно, «восстановление».
Эсхатология [ править ]
Эсхатологические . идеи лишь упоминаются в сохранившихся текстах Авесты и подробно известны только из текстов зороастрийской традиции, в частности ок 9 века Бундахишн . Сопровождающая история, изложенная в « Бундахишне» ( GBd 30.1ff), звучит следующим образом: [1] В конце «третьего времени» (первое — эпоха творения, второе — смешения и третье — разделения) произойдет великая битва между силами добра (язата ) и силами зла. ( даэва ) , в котором восторжествует добро. На земле Саошьянт приведет к воскрешению мертвых в телах, которые они имели до смерти. За этим следует последний суд через испытание. Язата . Айрьяман река и Атар расплавят металл на холмах и горах, и расплавленный металл затем потечет по земле, как Все человечество — и живое, и воскресшее мертвое — должно будет перейти эту реку вброд, но праведникам ( ашаванам ) она покажется рекой теплого молока, а нечестивцы будут сожжены. Затем река потечет в ад, где уничтожит Ангра-Майнью и последние остатки зла во вселенной. В более поздних зороастрийских текстах написано, что расплавленный металл очистит нечестивцев. [3]
Повествование продолжается проекцией Ахура Мазды и шести Амеша Спент, совершающих заключительный акт поклонения ( ясна ), и приготовления парахаомы из «белой хаомы ». Праведники будут вкусить парахамы , которая дарует им бессмертие. После этого человечество станет похоже на Амеша Спентас, живущих без еды, без голода и жажды и без оружия (или возможности телесных повреждений). Материальная субстанция тел будет настолько легкой, что не будет отбрасывать тени. Все человечество будет говорить на одном языке и принадлежать к единой нации без границ. Все будут иметь единую цель и цель, соединяясь с божественным для вечного превознесения славы Божьей. [4]
Хотя фрашокерети и есть восстановление времени творения, возврата к уникальности первозданного растения, животного и человека нет; хотя вначале было одно растение, одно животное и один человек, возникшее с тех пор разнообразие останется навсегда. [1] Точно так же множество божеств, созданных Маздой, продолжают существовать отдельно, «и нет пророчества об их повторном поглощении Божеством». [1]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Вторая часть kərəti на авестийском языке означает «создание» ( кардан на новоперсидском языке), но значение прилагательного fraša- неясно; это, вероятно, означает и обычно переводится как «чудесный, превосходный».
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Бойс, Мэри (1979), Зороастрийцы: их религиозные верования и практики , Лондон: Routledge & Kegan Paul, стр. 27–29, ISBN. 978-0-415-23902-8 .
- ^ Маккензи, DN (Дэвид Нил) (1971), Краткий словарь Пехлеви , Лондон: Oxford University Press, стр. 33 .
- ^ Эйлин Гардинер (10 февраля 2006 г.). «О зороастрийском аде» . Архивировано из оригинала 15 октября 2008 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ Тейлор, Ричард П. (2000), Смерть и загробная жизнь: Культурная энциклопедия , ABC-CLIO, стр. 312 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Бойс, Мэри . (1975) История зороастризма, Том. 1 (Серия Handbuch der Orientalistik). Лейден: Брилл; Представитель 1996 как История зороастризма: Том 1, Ранний период .
- Бойс, Мэри . (1984) Текстовые источники для изучения зороастризма (Текстовые источники для изучения религии). Лондон: Роуман и Литтлфилд.
- Моазами, Махназ. (Зима 2000 г.) Милленаризм, эсхатология и мессианские фигуры в иранской традиции. Архивировано 22 октября 2012 г. в Wayback Machine (Журнал исследований тысячелетия) Бостонского университета.