Оливетский дискурс
Христианская эсхатология |
---|
Христианский портал |
Елеонская беседа или пророчество Елееты — это библейский отрывок, который можно найти в синоптических Евангелиях в Евангелиях от Матфея 24 и 25 , Марка 13 и Луки 21 . Он также известен как « Маленький Апокалипсис» , потому что он включает в себя использование апокалиптического языка и предупреждение Иисуса своим последователям о том, что они будут страдать от скорбей и гонений перед окончательным триумфом Царства Божьего . [1] Беседа на Елеоне является последней из пяти бесед Матфея и происходит непосредственно перед повествованием о страданиях Иисуса, начинающихся с помазания Иисуса .
Во всех трех синоптических Евангелиях к этому эпизоду относится притча о распускающейся смоковнице . [2]
Неясно, является ли скорбь, которую описывает Иисус , прошлым , настоящим или будущим событием . [3] : стр.5 Некоторые полагают, что этот отрывок в основном относится к событиям, связанным с разрушением Храма в Иерусалиме. [4] и поэтому используется для датировки Евангелия от Марка примерно 70 годом. [4] [5]
Настройка [ править ]
Ученые широко полагают, что этот дискурс содержит материал, представленный по разным поводам. [4]
В Евангелии от Матфея [6] и Евангелие от Марка , [7] Иисус говорил эту речь своим ученикам наедине на Елеонской горе , напротив храма Ирода . В Евангелии от Луки Иисус какое-то время учил в Храме и оставался на ночь на Елеонской горе. [8]
Библейское повествование [ править ]
События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
![]() |
Порталы: ![]() ![]() |

Согласно повествованию синоптических Евангелий, анонимный ученик замечает величие храма Ирода . [9] Иисус отвечает, что ни один из этих камней не останется нетронутым в здании, и все здание превратится в руины. [10]
Ученики спросили Иисуса: «Когда это произойдет и какой будет признак Твоего пришествия и кончины века?» Иисус сначала предупреждает их о том, что может произойти: [10]
Затем Иисус называет «начала родовых мук»: [10]
- Народы восстают против народов, и царства против царств;
- Землетрясения ;
- Голод ;
- Мор ;
- Страшные события.
Далее он описал еще больше родовых мук, которые приведут к грядущему Царству: [10]
- Лжепророки ; [11] [12] [13]
- Отступничество ;
- Преследование последователей Иисуса ;
- Распространение послания Иисуса ( Евангелия ) по всему миру.
Затем Иисус предупредил учеников о мерзости запустения, «стоящей там, где ей не место».
После того, как Иисус описал «мерзость, вызывающую запустение», он предупреждает, что народу Иудеи следует срочно бежать в горы, чтобы им не следовало даже возвращаться, чтобы забрать вещи из своих домов. Иисус также предупредил, что, если это произойдет зимой или в субботу, бежать будет еще труднее. Иисус описал это как время « великой скорби », худшей, чем все, что было раньше.
Затем Иисус утверждает, что сразу после времени скорби люди увидят знамение: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего; звезды упадут с неба, и небесные светила поколеблются». [14]
Утверждения о том, что Солнце и Луна потемнели, звучат довольно апокалиптически, поскольку это похоже на цитату из Книги Исайи . [15] Описание потемнения Солнца, Луны и звезд также используется в других местах Ветхого Завета. Иоиль писал, что это будет знамением перед великим и страшным Днем Господним . [16] В Книге Откровения также упоминается, что Солнце и Луна потемнели во время шестой из семи печатей , но этот отрывок добавляет больше деталей, чем упомянутые предыдущие стихи. [17]
Иисус утверждает, что после времени скорби и исчезновения знамения Солнца, Луны и звезд можно будет увидеть Сына Человеческого, приходящего на облаках с силой и великой славой . Сына Человеческого будут сопровождать ангелы , и по звуку трубы ангелы «соберут избранных Его от четырех ветров, от одного конца неба до другого» ( Матфея 24:31 ) .
Те, кто разделяют доктрину «восхищения» (взгляд, популярный в американском евангелизме), находят поддержку в этом стихе. Это означает, что люди будут собраны с Земли и отправлены на небеса. Это напрямую относится к цитате из Книги Захарии , в которой Бог (и небесное содержание в целом) придет на Землю и будет жить среди избранных , которые по необходимости собираются вместе для этой цели. [18]
Неизбежность [ править ]
Сообщается, что в «Еливетской беседе» Иисус сказал своим ученикам :
«Истинно говорю вам, род сей [греч. генеа ] не прейдет, как все это произойдет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
О правильном переводе слова «генеа» ведутся серьезные споры . В настоящее время наиболее распространенным английским переводом является «поколение». [19] которые, кажется, предполагают, что автор беседы об оливках ожидал, что второе пришествие Иисуса будет свидетелем современников Иисуса. Однако в большинстве немецких Библий генеа переводится как «семья/родословная» (geschlecht). [20] То же самое касается датского, шведского и норвежского языков (slægt, släkte и slekt соответственно). [21] [22] [23] Датский лингвист Ивер Ларсен утверждает, что слово «поколение», использованное в английской версии Библии короля Иакова (1611 г.), имело гораздо более широкое значение, чем сегодня, и что правильный современный перевод генеи (в конкретном контексте истории второго пришествия) должны быть «такими людьми». (особенно «хорошие» люди; люди ученика, которые, как и слова Иисуса, выдержат все невзгоды). В Псалме 14 версия короля Иакова явно использует слово «поколение» в этом ныне устаревшем смысле, когда говорится, что «Бог в поколении праведных». [24] По словам Ларсена, Оксфордский универсальный словарь утверждает, что последнее засвидетельствованное использование генеи в значении «класс, вид или группа людей» имело место в 1727 году. Ларсен заключает, что значение слова «поколение» в английском языке значительно сузилось. с того времени. [25]
Исследователь Библии Филип Лагранж дю Туа утверждает, что генеа в основном используется для описания вечной и духовной семьи/родословной хороших или плохих людей в Новом Завете, и что это относится и к беседе о втором пришествии в Евангелии от Матфея 24. Напротив, это относится и к беседе о втором пришествии в Евангелии от Матфея 24. Ларсену, однако, он утверждает, что слово генеа здесь обозначает «плохих» людей», потому что Иисус использовал это слово в этом уничижительном смысле в предыдущем контексте (глава 23). Он также перечисляет основные конкурирующие альтернативы перевода, и некоторые ученые, поддерживающие разные точки зрения:
- «Это поколение» относится к современникам Иисуса, которые станут свидетелями «всего этого» [πάντα ταῦτα], как указано в стихах 4–31, включая второе пришествие Иисуса (Davies & Allison 1997:367–368; Hare 1993:281; Maddox 1982: 111–115). Поскольку современники Иисуса не были свидетелями его второго пришествия, некоторые утверждают, что Иисус ошибся в своих предсказаниях (Luz 2005:209; ср. Schweitzer 1910:356–364).
- «Это поколение» относится к современникам Иисуса, которые будут свидетелями «всего этого», как описано в стихах 4–22 или 4–28, указывающих на разрушение храма в 70 году н. э. и все, что к этому привело. Второе пришествие Иисуса (ст. 29–31), таким образом, исключено из «всего этого» (Blomberg 1992:364; Carson 1984:507; France 2007:930; Hagner 1995:715).
- «Это поколение» указывает на Ἰουδαῖοι (евреи или иудеи), подразумевая, что они как раса просуществуют до Парусии (Hendriksen 1973:868–869; Schweizer 1976:458).
- По святоотеческому мнению, «род сей» указывает на церковь, против которой не одолеют врата ада (ср. Златоуст, Hom. Мф. 77:1; Евсевий, Frag. in Lc. ad loc).
- «Это поколение» указывает на какое-то будущее поколение, с точки зрения Мэтью, которое увидит «все эти вещи» (Bock 1996:538–539; Conzelmann 1982:105).
- Слова «произошло» или «случилось» [γένηται] интерпретируются как входящий аорист: «начинаться» или «иметь начало». Другими словами, «все эти вещи» начнут происходить при поколении нынешних учеников Иисуса, но не обязательно закончатся в их время (Cranfield 1954:291; Talbert 2010:270).
- «Это поколение» указывает на определенный тип людей в соответствии с уничижительным значением слова «поколение» [γενεά] в других местах Евангелия (Morris 1992:613; Nelson 1996:385; Rieske 2008:225; см., например, Мф 11). :16; 12:39, 41–42, 45; 17:17; Хотя ДеБрюн (2010:190) и Ленски (1943:953) интерпретируют это выражение сходным образом, они связывают «это поколение» с определенным типом людей из Ἰουδαῖοι, которые сопротивлялись Иисусу (ср. точку зрения 3, обсуждавшуюся ранее). [26]
В Первом послании к Фессалоникийцам , Павел по-видимому, предполагал, что он и христиане, которым он писал, увидят воскресение мертвых еще при жизни: «Ибо возвещаем вам словом Господним, что мы кто жив, кто остался до пришествия Господня, не предшествует усопшим (ЕСВ)». [27] Однако Евангелие от Иоанна, похоже, преуменьшает слух о том, что один ученик (Иоанн) доживет до второго пришествия:
«И распространился слух в обществе, что этот ученик не умрет. Но Иисус не сказал ему, что он не умрет, но: «Если Моя воля, чтобы он оставался, пока Я не приду, что тебе до того?» "
Христианская эсхатология [ править ]
Существует четыре совершенно различных христианских эсхатологических взгляда . Претеризм — это вера в то, что все эти предсказания исполнились ко времени падения Иерусалима в 70 году нашей эры. [28] Претеризм [3] считает, что большая часть, если не все, пророчества уже исполнились, обычно в отношении разрушения Иерусалима римлянами в 70 году н.э.
- Частичный претеризм утверждает, что большинство (но не все) библейских пророчеств, включая все, что содержится в Евангелии от Матфея 24, Даниила и Откровении вплоть до глав 19 или 20, уже исполнилось, когда Иерусалим был разрушен. [29] Поскольку он все еще включает веру в будущее физическое Второе пришествие Христа, воскресение мертвых и Страшный суд , частичный претеризм подпадает под параметры ортодоксальности , поскольку он соответствует раннехристианским вероучениям .
- Полный претеризм утверждает, что все библейские пророчества исполнились к 70 году н.э. Оно не касается будущего суда, возвращения Христа или воскресения мертвых (по крайней мере, для нехристиан). Из-за веры в то, что все библейские пророчества исполнились, его иногда считают «радикальным» и обычно называют «неортодоксальным», поскольку оно противоречит экуменическим вероучениям раннего христианства.
Историзм считает, что большинство пророчеств исполнилось или исполнится в нынешний период церкви. Это была основная точка зрения протестантов от Реформации до середины 19 века. Только среди адвентистов седьмого дня историзм применяется к современной консервативной христианской интерпретации понимания Скорби. [3]
Футуризм — это вера в то, что будущее, предсказанное Иисусом, — это развитие событий, происходящих из тенденций, которые уже действуют в современном человеческом обществе. [30]
Футуризм обычно считает, что все основные неисполнившиеся пророчества исполнятся во время глобальной катастрофы и войны, известной как Великая Скорбь , в которой многие другие пророчества исполнятся во время или после Тысячелетнего правления Иисуса Христа. По мнению многих футуристов, многие предсказания в настоящее время исполняются в эпоху церкви, когда беззаконие и отступничество в настоящее время преследуют светское общество. Это рассматривается как главный признак приближающегося исполнения всех других пророчеств периода Скорби. В евангельском христианстве за последние 150 лет футуризм стал доминирующим взглядом на пророчество. Однако примерно в 1970-х годах евангелический претеризм — полярная противоположность футуризма — стал рассматриваться как новый вызов доминированию футуризма, особенно в рамках реформатской традиции. Тем не менее, футуризм в настоящее время остается преобладающей точкой зрения. [3] : стр.7
Футуристы предвидят множество грядущих событий, которые исполнят все эсхатологические пророчества: семилетний период скорби, . всемирное правительство Антихриста [31] Битва Армагеддон, Второе пришествие Иисуса, тысячелетнее правление Христа, вечное состояние и два воскресения .
В своей популярной книге « Поздняя Великая Планета Земля», впервые опубликованной в 1970 году, христианский писатель-евангелист Хэл Линдси утверждал, что пророческая информация в 24-й главе Евангелия от Матфея указывает на то, что «поколение», являющееся свидетелем «возрождения Израиля», — это то же самое поколение, которое будет наблюдать исполнение из «знамений», упомянутых в Евангелии от Матфея 24:1–33 , — и которые завершатся вторым пришествием Христа примерно в 1988 году. Он датировал его «возрождением Израиля» в 1948 году и считал, что поколение будет « что-то около сорока лет. » [32] Позже Линдси продлил свой сорокалетний график до ста лет, написав, что он больше не уверен в том, что последнее «поколение» началось с возрождением Израиля. [33]
Другой подробный анализ, написанный евангелистским пастором Рэем Стедманом , называет его «Оливетовым пророчеством: самым подробным предсказанием в Библии». По словам Стедмана: «И в Ветхом, и в Новом Завете есть много пророческих отрывков, но ни один из них не является более ясным и подробным, чем послание, которое Иисус передал с Елеонской горы. Это послание было дано во время бурных событий последней недели Господней перед крест». [30]
Идеалист . не видит в Библии свидетельств времени наступления пророческих событий Таким образом, они приходят к выводу, что их время не может быть определено заранее. Идеалисты считают, что пророческие отрывки имеют огромную ценность в обучении истинам о Боге, которые можно применять в нынешней жизни. Идеализм в первую очередь связан с либеральной наукой и не является основным фактором в современных евангельских христианских дискуссиях о том, когда пророчество исполнится. [3]
В рамках консервативной, евангелической христианской мысли две противоположные точки зрения на Великую Скорбь были выражены в дебатах между теологами Кеннетом Л. Джентри и Томасом Айсом . [3] : 197–99
- Скорбь как событие прошлого (доктор Джентри)
- Великая Скорбь произошла в I веке.
- Эти события ознаменовали конец Божьего внимания и возвышения Израиля .
- Пророчества Иисуса ознаменовали начало христианской эры в Божьем плане.
- Скорбь – это Божий суд над Израилем за отвержение Мессии .
- Суды Скорби будут сосредоточены на местных событиях вокруг древнего Иерусалима , а также в некоторой степени затрагивают другие части бывшей Римской империи .
- Суды Скорби управляются Иисусом как Христом, чтобы отразить Его суд против Израиля, тем самым показывая, что Он находится на небесах, контролируя эти события.
- Скорбь как событие будущего (Доктор Айс)
- Великая Скорбь еще впереди и быстро приближается.
- Эти события ознаменовали начало Божьего внимания и возвышения Израиля.
- В пророчестве говорится, что христианская эра завершится сразу после того, как церковь будет взята из мира.
- Это не Божий суд над Израилем, а подготовка Израиля к принятию своего Мессии.
- Суды подразумевают катастрофы, которые буквально затронут звездную вселенную и затронут всю планету.
- Пришествие Христа во время Скорби требует Его публичного, видимого и физического присутствия, чтобы завершить эти суды.
См. также [ править ]
- Страшный суд
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Притча о цветущей смоковнице
- Краткое изложение христианских эсхатологических различий
Ссылки [ править ]
- ↑ Телесериал «Линия фронта» . ПБС. Доступ: 14 мая 2018 г.
- ^ Мэри Энн Гетти-Салливан (2007). Притчи Царства: Иисус и использование притч в синоптической традиции . Литургическая пресса. п. 46. ИСБН 978-0-8146-2993-2 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Джентри, Кеннет Л.; Томас Айс. Великая скорбь — прошлое или будущее?: два евангелиста обсуждают этот вопрос. Крегель Академический и Профессиональный, 1999. ISBN 978-0-8254-2901-9
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бен Уизерингтон «Евангелие от Марка: социально-риторический комментарий», стр. 340.
- ^ Морна Хукер, Евангелие от Марка (Continuum, 1991), стр. 8.
- ^ Матфея 24:3
- ^ Марка 13:3
- ^ Луки 21:37
- ^ Килгаллен, Джон Дж. Краткий комментарий к Евангелию Марка Паулиста Press, 1989. ISBN 0-8091-3059-9 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Марк 13» . помолимся Давайте
- ^ Ауне, Дэвид Э. (1983). «Пророчества Иисуса: разоблачение лжепророков» . Пророчества в раннем христианстве и древнем средиземноморском мире . Гранд-Рапидс, Мичиган : Wm. Б. Эрдманс . стр. 222–229. ISBN 978-0-8028-0635-2 . OCLC 9555379 .
- ^ Че, Янг С. (2006). «Матфея 7:15: Лжепророки в овечьей шкуре» . Иисус как эсхатологический пастырь Давида: исследования Ветхого Завета, иудаизма Второго Храма и Евангелия от Матфея . Научные исследования Нового Завета, 2-я серия. Том 216. Тюбинген : Мор Зибек . стр. 234–236. ISBN 978-3-16-148876-4 . ISSN 0340-9570 .
- ^ Франция, Ричард Т. (2007). «Сцена 2: Лжепророки» . Евангелие от Матфея . Гранд-Рапидс, Мичиган и Кембридж, Великобритания : Wm. Б. Эрдманс . стр. 289–291. ISBN 978-0-8028-2501-8 . LCCN 2007013488 .
- ^ Мэтт. 24:29–30 , Иоиль. 3:15
- ^ Один. 13:10
- ^ Иоиль 2: 30–31.
- ^ Откр. 6: 12–17.
- ^ Зах. 2:10
- ^ «Международная стандартная версия» . Библейский портал (английский) .
- ^ «Мясник 2000» . Библейский портал (английский) .
- ^ «Это Библия на датском языке» . Bible Gateway (датский) .
- ^ «Шведский 1917 год» . Библейский портал (шведский) .
- ^ «Норвежское библейское общество, 1930 год» . Библейские ворота (норвежский) .
- ^ «Версия короля Джеймса» . Библейский шлюз .
- ^ Ларсен, Ивер (28 января 2010 г.). «Поколение — неправильный выбор перевода для греческого генеа» . Академия.edu .
- ^ Дю Туа, Филип Ла Гранж (15 августа 2018 г.). « «Это поколение» в Матфея 24:34 как вечное, духовное поколение, подобное Бытию 3:15» . Verbum et Ecclesia . 39 (1). АОСИС. дои : 10.4102/ve.v39i1.1850 . ISSN 2074-7705 .
- ^ 4:15–17
- ^ Джексон, Уэйн. «Исследование Матфея Двадцать четвертого» 23 ноября 1998 г. Christian Courier . Содержит углубленное обсуждение значимости главы и признаков, которые осуществились.
- ^ Джентри, Кеннет Л. младший (ноябрь 1998 г.). «Ложное объявление« времени »: Великая скорбь в прогрессивном диспенсационализме (Часть 5)» . Диспенсационализм в переходный период: вызов «кодексу молчания» традиционного диспенсационализма . Архивировано из оригинала 26 июля 2016 года . Проверено 26 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Стедман, Рэй К. Что, черт возьми, происходит? Что Иисус сказал о конце века. Издательство Discovery House, 2003. ISBN 1-57293-092-6
- ^ «Возвышение и правление антихриста часть 1» . Архивировано из оригинала 10 октября 2011 г. Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ Линдси, Хэл. Поздняя Великая Планета Земля . Гранд-Рапидс, Мичиган. Зондерван, 1970 год.
- ^ Линдси, Хэл. 1977. Вечность , январь 1977 года.