Тацит об Иисусе

Часть серии о |
![]() |
Римский историк и сенатор Тацит упомянул Иисуса , его казнь Понтием Пилатом и существование ранних христиан в Риме в своем последнем труде «Анналы» (написанном около 116 г. н.э.), книга 15, глава 44 . [1]
Контекст этого отрывка – шестидневный Великий Римский пожар , который сжег большую часть города в 64 году нашей эры во время правления римского императора Нерона . [2] Этот отрывок является одним из самых ранних нехристианских упоминаний об истоках христианства. [ сломанный якорь ] , казнь Христа, описанная в евангелиях , а также присутствие и гонение христиан канонических I века в Риме . [3] [4]
В отрывке есть два словарных момента. Во-первых, Тацит, возможно, использовал слово «хрестиане» ( Chrestianos ) для обозначения христиан, но затем говорит о «Христе» ( Christus ) как о происхождении этого имени. Во-вторых, он называет Пилата «прокурором», хотя в других источниках указывается, что он имел титул «префекта». Ученые предложили различные гипотезы, объясняющие эти особенности.
Ученые пришли к единому мнению, что упоминание Тацита о казни Иисуса Понтием Пилатом является одновременно достоверным и имеет историческую ценность как независимый римский источник. [5] [6] [7] Однако Тацит не раскрывает источник своей информации. Существует несколько гипотез относительно того, какими источниками он мог пользоваться.
Тацит дает нехристианское подтверждение распятия Иисуса. [8] [9] Ученые рассматривают это как установление трех отдельных фактов о Риме около 60 г. н. э.: (i) что в то время в Риме проживало значительное количество христиан, (ii) что в Риме можно было отличить христиан от евреев, и (iii) ), что в то время язычники связывали христианство в Риме с его зарождением в римской Иудее . [10] [11]
Тацит — один из нехристианских писателей того времени, упоминавший Иисуса и раннее христианство наряду с Иосифом Флавием , Плинием Младшим и Светонием . [12]
Отрывок и его контекст
[ редактировать ]
( Отрывок из Анналов 15.44 ) , который подвергся тщательному научному анализу, следует за описанием шестидневного Великого Римского пожара , который сжег большую часть Рима в июле 64 года нашей эры. [13] Ключевая часть отрывка гласит следующее (перевод с латыни А. Дж. Черча и У. Дж. Бродрибба, 1876 г.):
Но не благодаря человеческой помощи, ни щедрости принца, ни умиротворению богов позор прошел, так как порядок сожжения не был поверен. поэтому, пресекая слух, Нерон покорил виновных и наложил самые суровые наказания на тех, кого простой народ называл христианами, которых ненавидели за их преступления. Автор его имени, Христос, был предан смерти безудержной казнью Тиберия прокуратором Понтием Пилатом; и, подавленное на время, роковое суеверие вспыхнуло снова, не только через Иудею, источник его зла, но и через город, где со всех сторон собирается и прославляется все ужасное или постыдное. поэтому сознавшиеся сначала были арестованы, а затем огромное множество их осуждено не столько за преступление поджога, сколько за ненависть к роду человеческому. [14] |
Но все человеческие усилия, все щедрые дары императора и умилостивления богов не изгнали зловещего убеждения, что пожар был результатом приказа. Следовательно, чтобы избавиться от донесения, Нерон закрепил вину и подверг самым изощренным пыткам класс, ненавистный за свои мерзости, названный населением христианами. Христос, от которого произошло это имя, во время правления Тиберия подвергся крайнему наказанию от руки одного из наших прокураторов Понтия Пилата, и самое вредное суеверие, пресеченное таким образом на данный момент, снова вспыхнуло не только в Иудее. , первый источник зла, но даже в Риме, где все отвратительное и постыдное со всех концов света находит свой центр и становится популярным. Соответственно, сначала были арестованы все, кто признал себя виновным; затем, по их сведениям, огромное множество людей было осуждено не столько за поджог города, сколько за ненависть к человечеству. |
Затем Тацит описывает пытки христиан:
К их смерти добавлялись всякого рода насмешки. Покрытые звериными шкурами, они были растерзаны собаками и погибли, или были прибиты к крестам, или были обречены на пламя и сожжены, чтобы служить ночным освещением, когда дневной свет истекал. Нерон предоставил для зрелища свои сады и устраивал представление в цирке, смешиваясь с людьми в одежде возничего или стоя на колеснице. Отсюда даже к преступникам, заслужившим крайнее и примерное наказание, возникало чувство сострадания; ибо их уничтожали, как казалось, не ради общественного блага, а для того, чтобы утолить жестокость одного человека. [15]
Точная причина пожара остается неясной, но большая часть населения Рима подозревала, что император Нерон . поджог устроил сам [13] Чтобы отвлечь внимание от себя, Нерон обвинил христиан в разжигании пожара и преследовал их, сделав это первым задокументированным противостоянием христиан с властями в Риме. [13] Тацит предположил, что Нерон использовал христиан как козлов отпущения. [16]
Как и почти вся древнегреческая и латинская литература, [17] оригинальных рукописей Анналов не существует . Сохранившиеся копии основных работ Тацита происходят из двух основных рукописей, известных как Медичи рукописи , которые хранятся в Лаврентийской библиотеке во Флоренции , Италия. [18] Вторая из них (Плут. 68.2), как единственная, содержащая книги xi–xvi «Анналов » , является древнейшим свидетелем отрывка, описывающего христиан. [19] Ученые в целом сходятся во мнении, что этот кодекс был написан в 11 веке в бенедиктинском аббатстве Монте-Кассино , и его конец относится к Аббасу Рейналдусу ку... который, скорее всего, был одним из двух настоятелей аббатства с таким именем в тот период. [19]
Словарный запас
[ редактировать ]Христиане и христиане
[ редактировать ]
В отрывке говорится:
... население называло их христианами. Кристус, от которого и произошло название...
В 1902 году Георг Андресен прокомментировал появление первой буквы «i» и последующий пробел в самой ранней дошедшей до нас копии «Анналов» XI века во Флоренции , предполагая, что текст был изменен, и первоначально в букве «е» стояла буква «е». текст, а не это «я». [20] «При ультрафиолетовом исследовании MS изменение было убедительно показано. Сегодня невозможно сказать, кто изменил букву « е» в « i ». [21] С тех пор, как об изменении стало известно, оно вызвало споры среди ученых о том, намеренно ли Тацит использовал термин «хрестиане» или же писец допустил ошибку в средние века . [22] [23] Было заявлено, что термины «христиане» и «хрестиане» время от времени использовались населением Рима в целом для обозначения ранних христиан. [24] Роберт Э. Ван Вурст утверждает, что многие источники указывают на то, что термин «хрестиане» также использовался среди первых последователей Иисуса во втором веке. [23] [25] Термин «христиане» встречается в Новом Завете только три раза , причем первое употребление ( Деяния 11:26 ) указывает на происхождение этого термина. [23] Во всех трех случаях неисправленный Синайский кодекс на греческом языке читается как «Хрестианой» . [23] [25] Во Фригии в ряде погребальных надписей на камнях используется термин «хрестиане», а в одной каменной надписи используются оба термина вместе: « Хрестиане для христиан ». [25]
Адольф фон Гарнак утверждал, что первоначальная формулировка «Хрестиане» была первоначальной, и что Тацит намеренно использовал «Христус» сразу после нее, чтобы продемонстрировать свои превосходящие знания по сравнению с населением в целом. [23] Роберт Ренехан заявил, что для римлянина было естественно смешивать два слова, которые звучали одинаково, и что «Хрестианос» было оригинальным словом в «Анналах», а не ошибкой переписчика. [26] [27] Ван Вурст заявил, что маловероятно, чтобы сам Тацит называл христиан христианами, то есть «полезными», учитывая, что он также называл их «ненавистными за их постыдные действия». [22] Эдди и Бойд не видят существенного влияния на подлинность отрывка или его значение, независимо от использования того или иного термина Тацитом. [28]
Какова бы ни была первоначальная формулировка Тацита, другой древний источник о неронианских гонениях, написанный Светонием , по-видимому, говорит о «христианах»: «В Нероне Светония 16.2 , однако, ' christiani ', по-видимому, является первоначальным прочтением». [21]
Сан Пилата
[ редактировать ]Звание Пилата, когда он был правителем Иудеи, указано в латинской надписи на Пилатском камне , в которой он назван префектом , тогда как в этом тацитовом отрывке он назван прокуратором . Иосиф Флавий называет Пилата общим греческим термином ἡγεμών ( hēgemṓn ), то есть правителем. Тацит сообщает, что Клавдий был правителем, который дал прокураторам управляющую власть. [29] [30] После смерти Ирода Агриппы в 44 году нашей эры, когда Иудея вернулась под прямое римское правление, Клавдий передал прокураторам контроль над Иудеей. [13] [31] [32] [33]
Были выдвинуты различные теории, объясняющие, почему Тацит должен использовать термин «прокуратор», когда археологические данные указывают на то, что Пилат был префектом. Джерри Вардаман предполагает, что титул Пилата был изменен во время его пребывания в Иудее и что Камень Пилата датируется первыми годами его правления. [34] Барух Лифшиц предполагает, что в надписи первоначально упоминался титул «прокурора» наряду с «префектом». [35] Л. А. Ельницкий утверждает, что употребление слова «прокуратор» в Анналах 15.44.3 является христианской интерполяцией . [36] SGF Брэндон предполагает, что между этими двумя рангами нет реальной разницы. [37] Джон Доминик Кроссан утверждает, что Тацит «перенес» титул прокуратора, который использовался во времена Клавдия, обратно на Пилата, которого в свое время называли префектом. [38] Брюс Чилтон и Крейг Эванс , а также Ван Вурст заявляют, что Тацит, по-видимому, использовал титул «прокуратор», потому что он был более распространен во время его написания, и что это изменение в использовании титула не следует воспринимать как свидетельство для сомнений в правильности информация, которую предоставляет Тацит. [39] [40] Уоррен Картер утверждает, что, поскольку термин «префект» имеет военный оттенок, а термин «прокурор» является гражданским, использование любого термина может быть уместным для губернаторов, на которых лежит ряд военных, административных и финансовых обязанностей. [41]
Луис Фельдман говорит, что Филон (умерший в 50 году нашей эры) и Иосиф Флавий также используют термин «прокуратор» для Пилата. [42] Как и Филон, и Иосиф Флавий писали по-гречески, ни один из них на самом деле не использовал термин «прокуратор», а использовал греческое слово ἐπίτροπος ( epítropos ), которое обычно переводится как «прокуратор». Филон также использует этот греческий термин для обозначения правителей Египта (префект), Азии (проконсул) и Сирии (легат). [43] Вернер Эк в своем списке терминов для правителей Иудеи, найденном в трудах Иосифа Флавия, показывает, что, хотя в ранней работе « Иудейская война » Иосиф Флавий использует эпитропос менее последовательно, это первый правитель, который упоминается под этим термином в «Древностях». из евреев был Куспий Фад (занимавший должность в 44–46 гг. н.э.). [44] Фельдман отмечает, что Филон, Иосиф Флавий и Тацит, возможно, анахронично перепутали время присвоения титулов - позже префект стал прокуратором. [42] Фельдман также отмечает, что использование титулов, возможно, не было жестким, поскольку Иосиф Флавий называет Куспия Фадуса одновременно «префектом» и «прокуратором». [42]
Подлинность
[ редактировать ]
Большинство ученых считают этот отрывок подлинным и что его автором был Тацит. [45] [46] [47]
Предположения о том, что этот отрывок мог быть полной подделкой, в целом отвергаются учеными. [48] [49] Джон П. Мейер заявляет, что нет никаких исторических или археологических свидетельств, подтверждающих аргумент о том, что этот отрывок мог быть включен в текст писцом. [50] Такие ученые, как Брюс Чилтон, Крейг Эванс , Пол Эдди и Грегори Бойд, согласны с заявлением Джона Мейера о том, что «несмотря на некоторые слабые попытки показать, что этот текст является христианской интерполяцией Тацита, этот отрывок явно подлинный». [39] [28]
патриотом Тацит был римским сенатором- . [51] [52] В его трудах нет ни сочувствия к христианам, ни знания того, кем был их лидер. [5] [53] Его характеристика «христианских мерзостей», возможно, была основана на слухах в Риме о том, что во время евхаристических ритуалов христиане ели тело и пили кровь своего Бога, интерпретируя этот ритуал как каннибализм. [53] [54] Андреас Кестенбергер утверждает, что тон этого отрывка в отношении христиан слишком негативен, чтобы его автором мог быть христианский писец. [55] Ван Вурст также утверждает, что этот отрывок вряд ли является христианской подделкой из-за уничижительного языка, используемого для описания христианства. [56]
Тациту было около семи лет во время Великого пожара в Риме , и, как и другие римляне, когда он вырос, он, скорее всего, услышал о пожаре, уничтожившем большую часть города, и обвинениях Нерона в адрес христиан. [16] Когда Тацит писал свой отчет, он был губернатором провинции Азия и, будучи членом ближайшего окружения в Риме, он должен был знать официальную позицию в отношении огня и христиан. [16]
Уильям Л. Портье заявил, что ссылки на Христа и христиан Тацита, Иосифа Флавия и письма императору Траяну к Плиния Младшего последовательны, что подтверждает достоверность всех трех сообщений. [57]
Источники, использованные Тацитом
[ редактировать ]Большинство ученых считают, что этот отрывок принадлежит Тациту. Однако он не раскрывает источник своей информации. По этой причине некоторые ученые спорят об исторической ценности этого отрывка. [58]
Герд Тайссен и Аннет Мерц утверждают, что Тацит временами опирался на более ранние исторические работы, ныне утраченные для нас, и, возможно, в этом случае он использовал официальные источники из римского архива; однако, если бы Тацит копировал из официального источника, некоторые ученые ожидали бы, что он правильно назовет Пилата префектом, а не прокуратором . [59] Тайссен и Мерц утверждают, что Тацит дает нам описание широко распространенных предрассудков о христианстве и несколько точных подробностей о «Христе» и христианстве, источник которых остается неясным. [60] Однако Пол Эдди заявил, что, учитывая его положение сенатора, Тацит, вероятно, также имел доступ к официальным римским документам того времени и не нуждался в других источниках. [28]
Ученые также обсуждали проблему слухов в упоминании Тацита. Шарль Гиньеберт утверждал, что «пока существует такая возможность [что Тацит просто повторяет то, что говорили сами христиане], этот отрывок остается совершенно бесполезным». [61] RT France утверждает, что отрывок Тацита — это в лучшем случае просто повторение Тацитом того, что он слышал от христиан. [62] Однако Пол Эдди заявил, что, как выдающийся историк Рима, Тацит был известен тем, что проверял свои источники и не имел привычки распространять сплетни. [28]
Тацит был членом Quindecimviri saris faciundis , совета священников, в обязанности которого входило наблюдение за иностранными религиозными культами в Риме, что, как указывает Ван Вурст, дает основание предположить, что он приобрел бы знания о христианском происхождении благодаря своей работе. с этим телом. [63]
Историческая ценность
[ редактировать ]
В зависимости от источников, которые использовал Тацит, этот отрывок потенциально имеет историческую ценность в отношении Иисуса, раннего христианства и его преследований при императоре Нероне.
Что касается Иисуса, Ван Вурст утверждает, что «из всех римских писателей Тацит дает нам наиболее точную информацию о Христе». [56] Кроссан считает этот отрывок важным для установления того, что Иисус существовал и был распят, и заявляет: «То, что он был распят, столь же несомненно, как и что-либо историческое, поскольку и Иосиф Флавий, и Тацит... согласны с христианскими взглядами, по крайней мере, в этом основном факт." [64] Эдди и Бойд заявляют, что теперь «твердо установлено», что Тацит предоставляет нехристианское подтверждение распятия Иисуса. [9] Библеист Барт Д. Эрман писал: «Отчет Тацита подтверждает то, что мы знаем из других источников, а именно, что Иисус был казнен по приказу римского правителя Иудеи Понтия Пилата где-то во время правления Тиберия». [65]
Однако некоторые ученые ставят под сомнение ценность этого отрывка, учитывая, что Тацит родился через 25 лет после смерти Иисуса. [56]
Что касается раннего христианства, ученые обычно считают ссылку Тацита имеющей историческую ценность как независимый римский источник, согласующийся с другими историческими записями. [5] [6] [7] [57] Джеймс Д.Данн считает этот отрывок полезным для установления фактов о ранних христианах , например, о том, что около 60 г. н.э. в Риме проживало значительное число христиан. от них. [10] Раймонд Э. Браун и Джон П. Мейер заявляют, что отрывок Тацита не только устанавливает, что в Риме проживало большое количество христиан, но и дает еще две важные исторические сведения, а именно, что примерно к 60 г. н.э. стало возможным различать между Христиане и евреи в Риме, и что даже язычники связывали христианство в Риме с его происхождением в Иудее. [11]
Что касается преследований Нерона, ученые сходятся во мнении, что они действительно имели место. [66] Ставя под сомнение этот консенсус, Уивер отмечает, что Тацит говорил о гонениях на христиан, но ни один другой христианский автор не писал об этом преследовании в течение ста лет. [67] Брент Шоу утверждал, что Тацит полагался на христианские и еврейские легендарные источники, изображавшие Нерона как Антихриста, для получения информации о том, что Нерон преследовал христиан и что на самом деле никаких гонений при Нероне не было. [46] Шоу задался вопросом, представляет ли этот отрывок «некую модернизацию или обновление фактов» для отражения христианского мира на момент написания текста. [68]
Взгляды Шоу подверглись резкой критике и в целом не были приняты научным консенсусом: [66] Кристофер П. Джонс ( Гарвардский университет ) ответил Шоу и опроверг его аргументы, отметив, что антихристианская позиция Тацита делает маловероятным использование им христианских источников; он также отметил, что Послание к римлянам апостола Павла ясно указывает на тот факт, что в Риме в 50-е годы действительно существовала ясная и отчетливая христианская община и что о гонениях упоминает также Светоний в «Двенадцати цезарях» . [69] Ларри Уртадо также критически отнесся к аргументам Шоу, назвав их «расплывчатыми и туманными». [70] Бригит ван дер Ланс и Ян Н. Бреммер также отвергли аргумент Шоу, отметив, что неронианские преследования зафиксированы во многих христианских писаниях I века, таких как Послание к евреям , Книга Откровения , апокрифическое Вознесение Исайи , Первое Послание Петра , Евангелие от Иоанна и Первое послание Климента ; они также утверждали, что Chrestianus, Christianus и Χριστιανός, вероятно, были терминами, изобретенными римлянами в 50-х годах, а затем принятыми самими христианами. [71] Джон Грейнджер Кук также раскритиковал тезис Шоу, утверждая, что Кристиан, Кристиан и Χριστιανός не являются творениями второго века и что римские чиновники, вероятно, знали о Крестиани в 60-х годах. [72] Барри С. Штраус также отвергает аргумент Шоу. [73]
Другие ранние источники
[ редактировать ]Тацит — не единственный нехристианский писатель того времени, упоминавший Иисуса и раннее христианство.
Самые ранние известные упоминания о христианстве встречаются в «Иудейских древностях» , 20-томном труде, написанном еврейским историком Титом Флавием Иосифом около 93–94 годов нашей эры, во время правления императора Домициана . В нынешнем виде эта работа включает две ссылки на Иисуса и христиан (в Книге 18, Глава 3 и Книге 20, Глава 9 ), а также ссылку на Иоанна Крестителя (в Книге 18, Глава 5 ). [74] [75]
Следующее известное упоминание о христианстве было написано Плинием Младшим , который был римским губернатором Вифинии и Понта во время правления императора Траяна . Около 111 года нашей эры, [76] Плиний написал письмо императору Траяну . В его нынешнем виде в письме содержится просьба дать указания о том, как поступать с подозреваемыми христианами, которые предстали перед ним на судебных процессах, которые он проводил в то время. [77] [78] [79] Ссылки Тацита на гонения Нерона на христиан в «Анналах» были написаны около 115 г. н.э. [76] через несколько лет после письма Плиния, но также и во время правления императора Траяна.
Другим известным ранним автором был Гай Светоний Транквилл , написавший « Жизнеописания двенадцати цезарей» около 122 года нашей эры. [76] во время правления императора Адриана . В этом труде Светоний, по-видимому, описал, почему иудеи-христиане были изгнаны из Рима императором Клавдием, а также гонения на христиан со стороны Нерона, который был наследником и преемником Клавдия.
См. также
[ редактировать ]
- Анналы (Тацит)
- Тацит
- Христианство в I веке
- Преследования христиан в Римской империи
- Историчность Иисуса
- Источники историчности Иисуса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ П. Е. Истерлинг, Э. Дж. Кенни (главные редакторы), Кембриджская история латинской литературы , стр. 892 (Cambridge University Press, 1982, перепечатано в 1996 г.). ISBN 0-521-21043-7
- ^ Стивен Дандо-Коллинз (2010). Великий пожар Рима . ISBN 978-0-306-81890-5 . стр. 1–4.
- ^ Брент 2009 , с. 32–34.
- ^ Ван Вурст 2000 , с. 39–53.
- ^ Jump up to: а б с Эванс 2001 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б Уотсон Э. Миллс, Роджер Обри Буллард (2001). Библейский словарь Мерсера . ISBN 0-86554-373-9 . стр. 343.
- ^ Jump up to: а б Хелен К. Бонд (2004). Понтий Пилат в истории и толковании . ISBN 0-521-61620-4 . стр. xi.
- ^ Микитюк, Лоуренс (январь 2015 г.). «Существовал ли Иисус? В поисках доказательств за пределами Библии» . Общество библейской археологии .
- ^ Jump up to: а б Эдди и Бойд 2007 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б Данн 2009 , с. 56.
- ^ Jump up to: а б Браун, Раймонд Эдвард; Мейер, Джон П. (1983). Антиохия и Рим: новозаветные колыбели католического христианства . Паулист Пресс. п. 99. ИСБН 0-8091-2532-3 .
- ^ Ван Вурст 2000 .
- ^ Jump up to: а б с д Брент 2009 , с. 32-34.
- ^ «Безмолвное: Анналы XV» .
- ↑ Тацит, Анналы, книга 15, глава 44.
- ^ Jump up to: а б с Барнетт 2002 , стр. 30.
- ^ Л. Д. Рейнольдс, Н. Г. Уилсон, Писцы и ученые. Руководство по передаче греческой и латинской литературы , Оксфорд, 1991 г.
- ^ Cornelii Taciti Annalium, Книги V, VI, XI, XII: с введением и примечаниями Генри Фюрно, Х. Питмана ISBN 1-108-01239-6, стр. iv
- ^ Jump up to: а б Ньютон, Фрэнсис, Скрипторий и библиотека в Монте-Кассино, 1058–1105 гг ., ISBN 0-521-58395-0 Издательство Кембриджского университета, 1999. «Дата Медичи Тацита ( Флор. Лаур. 68.2)», стр. 96-97.
- ^ Георг Андресен в Еженедельном журнале классической филологии 19, 1902, кол. 780f
- ^ Jump up to: а б Дж. Боман, Честерский толкатель? Divus Claudius 25.4 Светония в источниках и рукописях. Архивировано 4 января 2013 г. в archive.today , Liber Annuus 61 (2011), ISSN 0081-8933, Studium Biblicum Francisconum , Иерусалим, 2012, стр. 355, н. 2.
- ^ Jump up to: а б Ван Ворст 2000 , с. 44-48.
- ^ Jump up to: а б с д и Бромили 1995 , с. 657.
- ↑ Христиане в Риме в первые два столетия Питера Лампе, 2006 г. ISBN 0-8264-8102-7 стр. 12
- ^ Jump up to: а б с Ван Ворст 2000 , с. 33-35.
- ^ Роберт Ренехан, «Христос или Хрестус в Таците?», Слово прошлого 122 (1968), стр. 368-370
- ^ Сделки и протоколы Американской филологической ассоциации , Том 29, JSTOR (Организация), 2007. стр. vii.
- ^ Jump up to: а б с д Эдди и Бойд 2007 , с. 181.
- ^ Тацит, Анналы 12.60: Клавдий сказал, что решения его прокураторов имели такую же эффективность, как и те решения, которые он выносил.
- ^ П. А. Брант, Темы Римской империи , Oxford University Press, 1990, ISBN 0-19-814476-8 , ISBN 978-0-19-814476-2 . стр.167.
- ^ Тацит, Истории 5.9.8.
- ^ Бромили 1995 , с. 979.
- ^ Павел, апостол сердца, освобожденный Ф.Ф. Брюсом (2000) ISBN 1842270273 Эрдсманс, стр. 354
- ^ «Новая надпись, в которой Пилат упоминается как «префект » », JBL 81/1 (1962), стр. 71.
- ^ «Латинские надписи из Кесарии (Кесарии Палестинской)» в Latomus 22 (1963), стр. 783–4.
- ^ «Кесарийская надпись Понтия Пилата и ее историческое значение» в Вестнике Древних Историй 93 (1965), стр. 142–6.
- ^ «Понтий Пилат в истории и легендах» в History Today 18 (1968), стр. 523–530.
- ^ Кроссан 1999 , стр. 9.
- ^ Jump up to: а б Чилтон, Брюс; Эванс, Крейг А. (1998). Изучение исторического Иисуса: оценки состояния современных исследований . стр. 465–466. ISBN 90-04-11142-5 .
- ^ Ван Вурст 2000 , с. 48.
- ↑ Понтий Пилат: Портреты римского губернатора Уоррена Картера (1 сентября 2003 г.) ISBN 0814651135 стр. 44
- ^ Jump up to: а б с Фельдман 1997 , с. 818.
- ↑ Мэтью и Империя: первоначальные исследования Уоррена Картера (T&T Clark: 10 октября 2001 г.) ISBN 978-1563383427 с. 215.
- ^ Вернер Эк, « Именование римских чиновников и политико-военно-административных функций у Флавия Иосифа: Проблемы правильной идентификации автора » в Журнале папирологии и эпиграфики , 166 (2008), с. 222.
- ^ Ван Вурст 2000 , с. 42-43.
- ^ Jump up to: а б Шоу 2015 .
- ^ Блом, Виллем (2019), «Почему молчаливое свидетельство достоверно: ответ носителю», Christian Watch
- ^ Ван Вурст 2000 , с. 42.
- ^ Фюрно 1907 , Приложение II, стр. 418.
- ^ Мейер, Джон П. (1991). Маргинальный еврей: переосмысление исторического Иисуса . Том. 1. Даблдей. стр. 168–171.
- ^ Фельдман, Луи Х. (1997). Иосиф Флавий, Библия и история . п. 381. ИСБН 90-04-08931-4 .
- ^ Пауэлл, Марк Аллан (1998). Иисус как фигура в истории: как современные историки видят человека из Галилеи . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 33. ISBN 0-664-25703-8 .
- ^ Jump up to: а б Данстан, Уильям Э. (2010). Древний Рим . Роуман и Литтлфилд. п. 293. ИСБН 978-0-7425-6833-4 .
- ^ Беркетт, Делберт Ройс (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. п. 485. ИСБН 0-521-00720-8 .
- ^ Кестенбергер, Андреас Дж.; Келлум, Л. Скотт (2009). Колыбель, крест и венец: введение в Новый Завет . Издательство B&H. стр. 109–110. ISBN 978-0-8054-4365-3 .
- ^ Jump up to: а б с Ван Ворст 2000 , с. 39-53.
- ^ Jump up to: а б Портер 1994 , с. 263.
- ^ Брюс, Ф.Ф. (1974). Иисус и христианское происхождение вне Нового Завета . Гранд-Рапидс: Эрдманс. п. 23.
- ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 83.
- ^ Тайссен, Герд; Мерц, Аннет (1998). Исторический Иисус: подробное руководство . Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 83. ИСБН 978-0-8006-3122-2 .
- ^ Иисус , Университетские книги, Нью-Йорк, 1956, стр.13.
- ^ Франция, RT (1986). Свидетельства об Иисусе (Библиотека Иисуса) . Издательство Трафальгарской площади. стр. 19–20. ISBN 978-0-340-38172-4 .
- ^ Ван Вурст, Роберт Э. (2011). Справочник по изучению исторического Иисуса . Лейден: Издательство Brill. п. 2159. ИСБН 978-9004163720 .
- ^ Кроссан, Джон Доминик (1995). Иисус: революционная биография . ХарперУан. п. 145. ИСБН 0-06-061662-8 .
- ^ Эрман, Барт Д. (2001). Иисус: апокалиптический пророк нового тысячелетия . Издательство Оксфордского университета. п. 59. ИСБН 978-0195124743 .
- ^ Jump up to: а б Макнайт, шотландец; Гупта, Ниджай К. (05.11.2019). Состояние исследований Нового Завета: обзор недавних исследований . Бейкер Академик. ISBN 978-1-4934-1980-7 .
Мне кажется, что историки Древнего Рима в целом согласны с гонениями Нерона на христиан.
- ^ Уивер, Уолтер П. (июль 1999 г.). Исторический Иисус в двадцатом веке: 1900–1950 . А&С Черный. стр. 53, 57. ISBN. 9781563382802 .
- ^ Шоу, Брент (2015). «Миф о неронианских преследованиях». Журнал римских исследований . 105 : 86. дои : 10.1017/S0075435815000982 . S2CID 162564651 .
- ^ Джонс, Кристофер П. (2017). «Историчность неронианских преследований: ответ Бренту Шоу» (PDF) . Исследования Нового Завета . 63 : 146–152. дои : 10.1017/S0028688516000308 . S2CID 164718138 – через издательство Кембриджского университета.
- ^ «Нерон и христиане» . Блог Ларри Уртадо . 14 декабря 2015 г. Проверено 14 сентября 2021 г.
- ^ Ван дер Ланс, Биргит; Бреммер, Ян Н. (2017). «Тацит и гонения на христиан: изобретение традиции?» . Эйрен: Studia Graeca et Latina . 53 : 299–331 – через Центр классических исследований.
- ^ Дж. Кук, Джон (2020). «Христиане, христиане, христиане: анахронизм второго века?» . бдения Христианские 74 (3): 237–264. дои : 10.1163/15700720-12341410 . S2CID 242371092 – через Brill .
- ^ Штраус, Барри (03 марта 2020 г.). Десять Цезарей: римские императоры от Августа до Константина . Саймон и Шустер. ISBN 978-1-4516-6884-1 .
- ^ Майер, Пол Л. (1995). Иосиф Флавий, Основные сочинения: Сжатие еврейских древностей и еврейской войны . Гранд-Рапидс, Мичиган: Публикации Крегеля. п. 12. ISBN 978-0825429637 .
- ^ Барас, Цви (1987). « Свидетельство Флавиана и мученичество Иакова» В Фельдмане, Луи Х .; Хата, Гохей (ред.). Иосиф Флавий, иудаизм и христианство . Лейден: Издательство Brill. стр. 100-1 54–7. ISBN 978-9004085541 .
- ^ Jump up to: а б с Кроссан 1999 , стр. 3.
- ^ Кэррингтон, Филип (1957). «Войны Траяна». Раннехристианская церковь . Том. 1: Первый христианский век. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 429. ИСБН 978-0521166416 .
- ^ Бенко, Стивен (1986). Языческий Рим и ранние христиане . Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы. стр. 5–7. ISBN 978-0253203854 .
- ^ Бенко, Стивен (2014). «Языческая критика христианства в первых веках нашей эры». В Темпорини, Хильдегард; Хаазе, Вольфганг (ред.). Взлет и падение римского мира . вторая серия (Принципат) (на немецком языке). Берлин: Де Грюйтер. стр. 1055–118. ISBN 978-3110080162 .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Барнетт, Пол (2002). Иисус и возникновение раннего христианства: история времен Нового Завета . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. ISBN 978-0830826995 .
- Брент, Аллен (2009). Политическая история раннего христианства . Эдинбург: T&T Кларк. ISBN 978-0567031754 .
- Бромили, Джеффри В. (1995). Международная стандартная библейская энциклопедия . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0802837851 .
- Кроссан, Джон Доминик (1999). «Голоса первых аутсайдеров». Рождение христианства . Эдинбург: T&T Кларк. ISBN 978-0567086686 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2009). Начиная с Иерусалима (Христианство в становлении, т. 2) . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0802839329 .
- Эдди, Пол Р.; Бойд, Грегори А. (2007). Легенда об Иисусе: аргументы в пользу исторической достоверности синоптической традиции Иисуса . Ада, Мичиган: Baker Academic. ISBN 978-0801031144 .
- Эванс, Крейг А. (2001). Иисус и его современники: сравнительные исследования . Лейден: Издательство Brill. ISBN 978-0391041189 .
- Портье, Уильям Л. (1994). Традиция и воплощение: основы христианского богословия . Махва, Нью-Джерси: Paulist Press. ISBN 978-0809134670 .
- Ван Вурст, Роберт Э. (2000). Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства . Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0802843685 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сайм, Рональд (1958). Тацит . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-814327-7 .
- Тацит и написание истории Рональда Х. Мартина, 1981 г. ISBN 0-520-04427-4
- Анналы Тацита Рональда Меллора, 2010 Oxford University Press, ISBN 0-19-515192-5