Притчи Иисуса
События в |
Жизнь Иисуса согласно каноническим Евангелиям |
---|
Порталы: христианство Библия |
Притчи об Иисусе встречаются в синоптических евангелиях и некоторых неканонических евангелиях . Они составляют примерно треть его записанных учений. Христиане придают большое значение этим притчам , которые они обычно считают словами Иисуса . [1] [2]
Притчи Иисуса кажутся простыми и запоминающимися историями, часто образными, и все они преподают урок в повседневной жизни. Ученые отмечают, что, хотя эти притчи кажутся простыми, послания, которые они передают, глубоки и занимают центральное место в учении Иисуса. Христианские авторы рассматривают их не как простые иллюстративные сравнения, а как внутренние аналогии, в которых природа становится свидетелем духовного мира. [3]
Многие притчи Иисуса относятся к простым повседневным вещам, например, о женщине, пекущей хлеб ( притча о закваске ), о человеке, стучащемся ночью в дверь соседа ( притча о Друге ночью ) или о последствиях ограбления на обочине дороги . ( притча о добром самаритянине ); тем не менее, они затрагивают основные религиозные темы, такие как рост Царства Божьего , важность молитвы и значение любви .
В западной цивилизации эти притчи легли в основу термина «притча» , и в наше время, даже среди тех, кто мало знает Библию , притчи Иисуса остаются одними из самых известных историй в мире. [4]
Корни и источники [ править ]
Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2021 г. ) |
Как перевод еврейского слова מָשָׁל , машал , слово притча также может относиться к загадке. Во все времена своей истории евреи были знакомы с обучением посредством притч , ряд притч имеется и в Ветхом Завете . [5] Таким образом, использование Иисусом притч было естественным методом обучения, который соответствовал традиции его времени. [6] Епископ Том Райт отмечает, что его притчи подобны снам , рассказанным в Ветхом Завете, которые представлены «в поисках смысла». [7] Притчи Иисуса цитировались, преподавались и обсуждались с самого зарождения христианства .
Природа притч [ править ]
Притчи — одна из многих литературных форм Библии, но особенно они встречаются в Евангелиях Нового Завета. Притчи обычно считаются короткими рассказами, такими как « Добрый самаритянин» , и отличаются от метафорических утверждений, таких как «Ты — соль земли». Настоящую притчу можно рассматривать как расширенное сравнение. [8] Адольф Юлихер рассматривал притчи как расширенные метафоры с частью изображения ( Bildhälfte ), частью реальности ( Sachhälfte ) и точкой сравнения ( tertium comparationis ) между частью изображения и частью реальности. [9] Например, следующая притча из Луки 7:31–32 иллюстрирует подход Юлихера к притчам:
С чем же тогда я сравню людей этого поколения и какие они? Они подобны детям, сидящим на рыночной площади и кричащим друг другу: «Мы играли для тебя на флейте, а ты не танцевал; мы плакали, а ты не плакал». [10]
Хотя некоторые полагают, что притчи по сути являются расширенными аллегориями , другие решительно утверждают обратное. [11] Доктор Кеннет Боа утверждает, что «Притчи — это расширенные образы сравнения, в которых часто используются короткие истории, чтобы донести истину или ответить на вопрос. Хотя история в притче не является исторической, она правдива из жизни, а не из сказки. Форма устной литературы, притча использует реальные ситуации, но эффективно использует воображение... Некоторые из притч [Христа] были созданы для того, чтобы раскрыть тайны тем, кто находится внутри, и скрыть истину для тех, кто снаружи, кто хотел бы не слышать». [12]
Канонические евангелия [ править ]
Три синоптических евангелия содержат притчи Иисуса. Растет число ученых, которые также находят в Евангелии от Иоанна притчи , такие как небольшие истории о Добром пастыре (Иоанна 10:1–5) или о женщине, родившей ребенка (Иоанна 16:21). [а] В противном случае Иоанн включает аллегории , но не притчи. Некоторые авторы, такие как Барбара Рид, Арланд Халтгрен или Дональд Григгс, отмечают, что «притчи заметно отсутствуют в Евангелии от Иоанна». [13] [14] [15] [б]
Уильям Барри утверждает в Католической энциклопедии (1913 г.): «В Евангелии от Иоанна нет притч. В синоптиках [...] мы насчитываем всего тридцать три; но некоторые увеличили это число даже до шестидесяти, включив в него пресловутые выражения». [16] Евангелие от Луки содержит как наибольшее общее количество притч (24), так и восемнадцать уникальных притч; Евангелие от Матфея содержит 23 притчи, из которых одиннадцать уникальны; а Евангелие от Марка содержит восемь притч, две из которых уникальны.
В «Гармонии Евангелий » Кокс и Исли обеспечивают евангельскую гармонию притч, основываясь на следующих пунктах: только у Матфея: 11; только у Марка: 2; только у Луки: 18; Матфей и Лука: 4; Матфей, Марк и Лука: 6. Они не приводят притч к Евангелию от Иоанна. [17]
Другие документы [ править ]
Притчи, приписываемые Иисусу, встречаются и в других документах, помимо Библии. Некоторые из них совпадают с положениями канонических евангелий, а некоторые не являются частью Библии. Неканоническое Евангелие от Фомы содержит до пятнадцати притч, одиннадцать из которых имеют параллели в четырёх канонических Евангелиях . У неизвестного автора Евангелия от Фомы не было специального слова для обозначения «притчи», из-за чего было трудно понять, что они считают притчей. [18] [с] К уникальным произведениям Томаса относятся « Притча об убийце» и « Притча о пустой банке» .
Неканонический апокриф Иакова также содержит три уникальные притчи, приписываемые Иисусу. [19] Они известны как «Притча о колосе», «Притча о пшеничном зерне» и «Притча о побеге финиковой пальмы». [20]
Гипотетический документ Q рассматривается как источник некоторых притч Матфея, Луки и Фомы. [21]
Цель и мотив [ править ]
В Евангелии от Матфея (13:10–17) Иисус дает ответ на вопрос о том, как он использует притчи: [22]
Тогда его ученики спросили его, что означает эта притча. Он сказал: «Вам дано знать тайны Царствия Божия; а другим говорю притчами, так что они, глядя, не уразумевают, и слушая, не разумеют».
- Луки 8:9–10, Новая исправленная стандартная версия. [23]
Хотя Марка 4:33–34 [24] и от Матфея 13:34–35. [25] Некоторые современные ученые не поддерживают аргумент о частных объяснениях и предполагают, что Иисус использовал притчи как метод обучения. [26] Дуайт Пентекост предполагает, что, учитывая, что Иисус часто проповедовал смешанной аудитории, состоящей из верующих и неверующих, он использовал притчи, чтобы открыть истину одним, но скрыть ее от других. [1]
Англиканский епископ Монреаля Эштон Оксенден предполагает, что Иисус построил свои притчи на основе своего божественного знания о том, как можно научить человека:
Это был метод обучения, который наш благословенный Господь, казалось, с особым удовольствием применял. И мы можем быть вполне уверены, что, поскольку «Он знал, что было в человеке» лучше, чем мы знаем, Он не учил бы притчами, если бы не чувствовал, что такое учение лучше всего соответствует нашим желаниям.
- Оксенден 1864 , с. 1
В XIX веке Лиско и Фейрберн заявили, что в притчах Иисуса «образ, заимствованный из видимого мира, сопровождается истиной из невидимого (духовного) мира» и что притчи Иисуса не являются «простыми подобиями, служащими целью иллюстрации, а являются внутренними аналогиями, где природа становится свидетелем духовного мира». [3]
Точно так же и в XX веке, называя притчу «земной историей с небесным смыслом», [27] Уильям Баркли утверждает, что в притчах Иисуса используются знакомые примеры, чтобы направить умы людей к небесным концепциям. Он предполагает, что Иисус построил свои притчи не просто как аналогии, а на основе «внутреннего родства между естественным и духовным порядком». [27]
Темы [ править ]
Ряд притч, соседних в одном или нескольких Евангелиях, имеют схожую тематику. Притча о закваске следует за притчей о горчичном зерне у Матфея и Луки и разделяет тему Царства Небесного, растущего с малого. [28] Притча о сокрытом сокровище и притча о Жемчужине образуют пару, иллюстрирующую великую ценность Царства Небесного и необходимость действий для его достижения. [29]
Притчи о потерянной овце , потерянной монете и потерянном (блудном) сыне образуют у Луки трио, посвященное потере и искуплению. [30]
Смежные у Матфея притча о верном рабе и притча о десяти девах подразумевают ожидание жениха и имеют эсхатологическую тему подготовки к судному дню. [31] Притча о плевелах [32] притча о богатом дураке , [33] притча о распускающейся смоковнице , [34] и притча о бесплодной смоковнице [35] также имеют эсхатологические темы.
Особняком стоят другие притчи, такие как притча о непрощающем рабе , рассказывающая о прощении; [36] притча о добром самаритянине , посвященная практической любви; [37] и притча о Ночном Друге , посвященная настойчивости в молитве. [38]
Царство Небесное: слышать, искать и возрастать [ править ]
Сеятель | Спрятанное сокровище | Жемчуг | Выращивание семян | Горчичное семя | закваска |
Утрата и искупление [ править ]
Потерянная овца | Потерянная монета | Блудный (потерянный) сын |
Любовь и прощение [ править ]
Добрый самаритянин | Два должника | Неумолимый слуга |
Молитва [ править ]
Друг ночью | Несправедливый судья | Фарисей и мытарь |
Эсхатология [ править ]
Верный слуга | Десять девственниц | Большой банкет | Богатый дурак | Злые земледельцы | Плевелы |
Сеть | Растущее фиговое дерево | Бесплодная смоковница |
Другие притчи [ править ]
Мудрые и глупые строители | Лампа под бушель | Несправедливый управляющий | Богач и Лазарь | Таланты (Минас) | Притча о работниках в винограднике |
Искусство [ править ]
Из примерно тридцати притч канонических Евангелий четыре были показаны в средневековом искусстве почти полностью исключая остальные, но не смешиваясь с повествовательными сценами Жизни Христа . Это были: Десять дев , Богач и Лазарь , Блудный сын и Добрый самаритянин . [39] Художники, известные своими изображениями притч, включают Мартина Шонгауэра, Питера Брейгала Старшего и Альбрехта Дюрера. « Рабочие на винограднике» также появляются в произведениях раннего средневековья . Начиная с эпохи Возрождения количество показанных картин немного увеличилось, и явным фаворитом стали различные сцены «Блудного сына», а также популярный «Добрый самаритянин». Альбрехт Дюрер сделал знаменитую гравюру с изображением « Блудного сына среди свиней» (1496 г.), популярного сюжета в эпоху Северного Возрождения , а Рембрандт несколько раз изображал эту историю, хотя по крайней мере одна из его работ, «Блудный сын в таверне» , представляет собой портрет представление о себе как о Сыне, наслаждающемся со своей женой, есть, как и изображения многих художников, способ приукрасить жанровую трактирную сцену. Его позднее «Возвращение блудного сына» ( Эрмитаж , Санкт-Петербург ) — одно из самых популярных его произведений. В 1857 году братья Далзиел поручили Джону Эверетту Милле проиллюстрировать притчи, и эта работа была опубликована в 1864 году в Лондоне. [40]
Поэзия и гимны [ править ]
Ряд притч не только изображается в искусстве и обсуждается в прозе, но и служит источником вдохновения для религиозной поэзии и гимнов . «Девяносто девять» Например, гимн Элизабет К. Клефан (1868 г.) вдохновлен притчей о заблудшей овце :
Их было девяносто девять, которые благополучно лежали
В приюте склада.
Но один был на холмах далеко,
Вдали от золотых ворот.
Вдали, в горах, диких и голых.
Вдали от заботы нежного пастыря.
Вдали от заботы нежного пастыря.
Точно так же «Моя надежда построена» ( Эдвард Моут , ок. 1834 г. ) вдохновлена притчей о мудрых и глупых строителях , а «Как добр добрый самаритянин» ( Джон Ньютон , ок. 1779 г. ) вдохновлен притчей о Добром самаритянине .
Гармония притч [ править ]
Образец евангельской гармонии притч, основанный на перечне ключевых эпизодов Канонических Евангелий, представлен в таблице ниже. В целях единообразия эта таблица автоматически выбирается из основной таблицы гармонии в статье о гармонии Евангелия на основе списка ключевых эпизодов Канонических Евангелий . не связаны никакие притчи Обычно с Евангелием от Иоанна , а только аллегории. [17]
Число | Событие | Мэтью | Отметка | Люк | Джон |
---|---|---|---|---|---|
1 | Мудрые и глупые строители | Матфея 7:24–27 [41] | Луки 6:46–49 [42] | ||
2 | Новое вино в старые бурдюки | Матфея 9:16–17 [43] | Марка 2:21–22 [44] | Луки 5:37–39 [45] | |
3 | Сильный человек | Матфея 12:29 [46] | Марка 3:27 [47] | Луки 11:21–22 [48] | |
4 | Два должника | Луки 7:41–43 [49] | |||
5 | Сеятель | Матфея 13:3–9 [50] | Марка 4:3–9 [51] | Луки 8:5–8 [52] | |
6 | Лампа под сундуком | Матфея 5:14–15 [53] | Марка 4:21–25 [54] | Луки 8:16–18 [55] | |
7 | Растущее семя | Марка 4:26–29 [56] | |||
8 | Плевелы | От Матфея 13:24–30. [57] | |||
9 | Добрый самаритянин | Луки 10:25–37 [58] | |||
10 | Друг ночью | Луки 11:5–8 [59] | |||
11 | Богатый дурак | Луки 12:16–21 [60] | |||
12 | Бесплодная смоковница | Луки 13:6–9 [61] | |||
13 | Горчичное семя | Матфея 13:31–32. [62] | Марка 4:30–32 [63] | Луки 13:18–19 [64] | |
14 | Закваска | Матфея 13:33 [65] | Луки 13:20–21 [66] | ||
15 | Скрытое сокровище | Матфея 13:44 [67] | |||
16 | Жемчужина | Матфея 13:45–46. [68] | |||
17 | Рисование в сети | От Матфея 13:47–50. [69] | |||
18 | Свадебный пир | Луки 14:7–14 [70] | |||
19 | Подсчет стоимости | Луки 14:28–33 [71] | |||
20 | Потерянная овца | От Матфея 18:10–14. [72] | Луки 15:4–6 [73] | ||
21 | Непрощающий слуга | От Матфея 18:23–35. [74] | |||
22 | Потерянная монета | Луки 15:8–9 [75] | |||
23 | Блудный сын | Луки 15:11–32 [76] | |||
24 | Несправедливый управляющий | Луки 16:1–13 [77] | |||
25 | Богатый человек и Лазарь | Луки 16:19–31 [78] | |||
26 | Хозяин и слуга | Луки 17:7–10 [79] | |||
27 | Несправедливый судья | Луки 18:1–8 [80] | |||
28 | Фарисей и мытарь | Луки 18:9–14 [81] | |||
29 | Рабочие на винограднике | От Матфея 20:1–16. [82] | |||
30 | Два сына | От Матфея 21:28–32. [83] | |||
31 | Злые земледельцы | От Матфея 21:33–41. [84] | Марка 12:1–9 [85] | Луки 20:9–16 [86] | |
32 | Большой банкет | От Матфея 22:1–14. [87] | Луки 14:15–24 [88] | ||
33 | Распускающаяся смоковница | Матфея 24:32–35 [89] | Марка 13:28–31 [90] | Луки 21:29–33 [91] | |
34 | Верный слуга | От Матфея 24:42–51. [92] | Марка 13:34–37 [93] | Луки 12:35–48 [94] | |
35 | Десять девственниц | Матфея 25:1–13 [95] | |||
36 | Таланты или Минас | Матфея 25:14–30 [96] | Луки 19:12–27 [97] | ||
37 | Овцы и козы | От Матфея 25:31–46. [98] |
Параллели вне канонических евангелий [ править ]
Ряд притч имеет параллели в неканонических Евангелиях, Дидахе , посланиях апостольских отцов . Однако, учитывая, что неканонические евангелия, как правило, не имеют временной последовательности, эта таблица не является евангельской гармонией .
# | Притча | Мэтью | Отметка | Люк | Другие параллели [99] [100] [101] |
---|---|---|---|---|---|
3 | Сильный человек | Матфея 12:29 [102] | Марка 3:27 [103] | Луки 11:21–22 [104] | Томас 35 |
5 | Сеятель | Матфея 13:1–23 [105] | Марка 4:1–25 [106] | Луки 8:4–18 [107] |
|
6 | Растущее семя | Марка 4:26–29 [108] | Томас 21 | ||
7 | Плевелы | От Матфея 13:24–30. [109] | Томас 57 | ||
11 | Богатый дурак | Луки 12:16–21 [110] | Томас 63 | ||
13 | Горчичное семя | Матфея 13:31–32. [111] | Марка 4:30–32 [112] | Луки 13:18–19 [113] | Томас 20 |
14 | Закваска | Матфея 13:33 [114] | Луки 13:20–21 [115] | Томас 96 | |
15 | Скрытое сокровище | Матфея 13:44 [116] | Томас 109 | ||
16 | Жемчужина | Матфея 13:45 [117] | Томас 76 | ||
17 | Рисование в сети | От Матфея 13:47–53. [118] | Томас 8 | ||
20 | Потерянная овца | От Матфея 18:12–14. [119] | Луки 15:1–7 [120] |
| |
31 | Злые земледельцы | От Матфея 21:33–46. [121] | Марка 12:1–12 [122] | Луки 20:9–19 [123] | Томас 65 |
32 | Большой банкет | От Матфея 22:1–14. [124] | Луки 14:15–24 [125] | Томас 64 | |
34 | Верный слуга | От Матфея 24:42–51. [126] | Марка 13:33–37 [127] | Луки 12:35–48 [128] | |
36 | Таланты или Минас | Матфея 25:14–30 [129] | Луки 19:13–24 [130] | Назорейцы 18 |
См. также [ править ]
- Хронология Иисуса
- Евангельская гармония
- Иисус в христианстве
- Жизнь Иисуса в Новом Завете
- Служение Иисуса
- Чудеса Иисуса
- Плевелы
Ссылки [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ См., например, Zimmermann 2015 , стр. 333–360; «Немецкая см. БЛОГ лоза и ветви» Дэвида Трайона , как это делали и другие на протяжении всей истории, включая Кальвина 1847 , стр. 106
- ↑ Барри 1911 утверждает: «В Евангелии от Иоанна нет притч», а фон Хюгель 1911 утверждает: «Здесь учение Иисуса не содержит притч, а содержит только три аллегории, синоптики представляют его как параболическое насквозь».
- ^ Фактическое количество притч у Фомы непостоянно. Джон Доминик Кроссан насчитывает 15, Рон Кэмерон — 14, а Бернард Брэндон Скотт — 13. См. также Crossan 1992 и Cameron 1986.
Цитаты [ править ]
- ^ Перейти обратно: а б Пятидесятница 1998 , с. 10.
- ^ Осборн 1993 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Лиско 1846 , стр. 9-10.
- ^ Барклай 1999 , с. 9.
- ^ Бахер 1905 , стр. 512–514.
- ^ Перкинс 2007 , с. 105.
- ^ Райт, Т. (2001), Знак для всех , Общество содействия распространению христианских знаний , стр. 42
- ^ Бломберг 2009 .
- ^ Юлих 1888 .
- ^ «Луки 7:31–32 NKJV — И сказал Господь: «Чтобы…» . Библия . Проверено 20 января 2022 г. .
- ^ Куликовский Андрей Сергеевич «Толкование притч, аллегорий и прообразов» . Библейская герменевтика . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ Боа, Кеннет. «Литературные формы в Библии» . Библия . Проверено 25 сентября 2015 г.
- ^ Рид 2001 , с. 3.
- ^ Хультгрен 2000 , стр. 2.
- ^ Григгс 2003 , с. 52.
- ^ Барри 1911 .
- ^ Перейти обратно: а б Кокс и Исли 2006 , с. 348.
- ^ Скотт 1989 , стр. 33–34.
- ^ Кестер 2013 , с. 196–200.
- ^ Кэмерон 2004 , стр. 8–30.
- ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 339.
- ^ Матфея 13:10–17 , Марка 4:10–12 , Луки 8:9–10.
- ^ Луки 8: 9–10.
- ^ Марка 4:33–34.
- ^ Матфея 13: 34–35.
- ^ Харрис 2003 .
- ^ Перейти обратно: а б Барклай 1999 , с. 12.
- ^ Уизерингтон 1987 , стр. 40–41.
- ^ Нолланд 2005 , стр. 565–566.
- ^ Лонгенекер 2000 , с. 201–204.
- ^ Франция 1985 , стр. 348–352.
- ^ Франция 1985 , с. 225.
- ^ Перди 1985 , стр. 41–43.
- ^ Скотт 1989 , стр. 338–340.
- ^ Джонс 1999 , стр. 123–133.
- ^ Кинер 1999 , с. 456.
- ^ Грин 1997 , с. 432.
- ^ Маршалл 1978 , стр. 462–465.
- ^ Мужчина 1972 , с. 195.
- ^ Что 1975 год .
- ^ Матфея 7: 24–27.
- ^ Луки 6: 46–49.
- ^ Матфея 9: 16–17.
- ^ Марка 2: 21–22.
- ^ Луки 5:37–39.
- ^ Мэтью 12:29
- ^ Марка 3:27
- ^ Луки 11:21–22.
- ^ Луки 7: 41–43.
- ^ Матфея 13: 3–9.
- ^ Марка 4: 3–9.
- ^ Луки 8: 5–8.
- ^ Матфея 5: 14–15.
- ^ Марка 4:21–25.
- ^ Луки 8: 16–18.
- ^ Марка 4: 26–29.
- ^ Матфея 13: 24–30.
- ^ Луки 10:25–37.
- ^ Луки 11: 5–8.
- ^ Луки 12:16–21.
- ^ Луки 13: 6–9.
- ^ Матфея 13:31–32.
- ^ Марка 4: 30–32.
- ^ Луки 13: 18–19.
- ^ Мэтью 13:33
- ^ Луки 13: 20–21.
- ^ Мэтью 13:44
- ^ Матфея 13: 45–46.
- ^ Матфея 13: 47–50.
- ^ Луки 14:7–14.
- ^ Луки 14:28–33.
- ^ Матфея 18: 10–14.
- ^ Луки 15: 4–6.
- ^ Матфея 18: 23–35.
- ^ Луки 15: 8–9.
- ^ Луки 15: 11–32.
- ^ Луки 16: 1–13.
- ^ Луки 16:19–31.
- ^ Луки 17: 7–10.
- ^ Луки 18: 1–8.
- ^ Луки 18: 9–14.
- ^ Матфея 20: 1–16.
- ^ Матфея 21: 28–32.
- ^ Матфея 21: 33–41.
- ^ Марка 12: 1–9.
- ^ Луки 20: 9–16.
- ^ Матфея 22: 1–14.
- ^ Луки 14: 15–24.
- ^ Матфея 24: 32–35.
- ^ Марка 13:28–31.
- ^ Луки 21:29–33.
- ^ Матфея 24: 42–51.
- ^ Марка 13:34–37.
- ^ Луки 12:35–48.
- ^ Матфея 25: 1–13.
- ^ Матфея 25: 14–30.
- ^ Луки 19: 12–27.
- ^ Матфея 25: 31–46.
- ^ Фанк, Скотт и Баттс 1988 , с. 74–75.
- ^ Трокмортон 1992 , стр. xxx–xxxi.
- ^ Хультгрен 2000 .
- ^ Мэтью 12:29
- ^ Марка 3:27
- ^ Луки 11:21–22.
- ^ Матфея 13: 1–23.
- ^ Марка 4: 1–25.
- ^ Луки 8: 4–18.
- ^ Марка 4: 26–29.
- ^ Матфея 13: 24–30.
- ^ Луки 12:16–21.
- ^ Матфея 13:31–32.
- ^ Марка 4: 30–32.
- ^ Луки 13: 18–19.
- ^ Мэтью 13:33
- ^ Луки 13: 20–21.
- ^ Мэтью 13:44
- ^ Мэтью 13:45
- ^ Матфея 13: 47–53.
- ^ Матфея 18: 12–14.
- ^ Луки 15:01–7.
- ^ Матфея 21: 33–46.
- ^ Марка 12: 1–12.
- ^ Луки 20: 9–19.
- ^ Матфея 22: 1–14.
- ^ Луки 14: 15–24.
- ^ Матфея 24: 42–51.
- ^ Марка 13:33–37.
- ^ Луки 12:35–48.
- ^ Матфея 25: 14–30.
- ^ Луки 19: 13–24.
Источники [ править ]
- Бахер, Уильям (1905). «Притча» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. стр. 512–514.
- Барклай, Уильям (1999). Притчи Иисуса . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25828-3 .
- Барри, Уильям (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Бломберг, Крейг Л. (2009). Толкование притч . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-7572-6 .
- Кальвин, Жан (1847). Комментарий к Евангелию от Иоанна . Том. 2. Перевод преподобного Уильяма Прингла. Эдинбург: Общество переводчиков Кальвина.
- Кокс, Стивен Л.; Исли, Кенделл Х. (2006). Гармония Евангелий . Нэшвилл: Издательская группа B&H. ISBN 978-0-8054-9444-0 .
- Кэмерон, Рон (1986), «Притча и толкование в Евангелии от Фомы», Форум 2/2.
- Кэмерон, Рон (2004). Высказывания Традиции в апокрифе Иакова . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01789-4 .
- Клефан, Элизабет Сесилия Дуглас (1910), Было девяносто и девять , Торонто: Англо-канадская ассоциация музыкальных издателей
- Кроссан, Джон Доминик (1992). В притчах: вызов историческому Иисусу . Полбридж Пресс. ISBN 978-0-944344-22-4 .
- Франция, RT (1985). Евангелие от Матфея: введение и комментарий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0063-3 .
- Фанк, Роберт Уолтер; Скотт, Бернард Брэндон; Баттс, Джеймс Р. (1988). Притчи Иисуса: издание Red Letter: отчет о семинаре по Иисусу . Полбридж Пресс. ISBN 978-0-944344-07-1 .
- Грин, Джоэл Б. (1997). Евангелие от Луки . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2315-1 .
- Григгс, Дональд Л. (2003). Библия с нуля: Новый Завет для начинающих . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22577-3 .
- Харрис, Стивен Л. (2003). Понимание Библии . МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-7674-2916-0 .
- Халтгрен, Арланд Дж. (2000). Притчи Иисуса: комментарий . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6077-4 .
- Джонс, Питер Рея (1999). Изучение притч Иисуса . Смит и Хелвис. ISBN 978-1-57312-167-5 .
- Юлихер, Адольф (1888). Притчевые речи Иисуса . JCB Mohr (П. Зибек).
- Кинер, Крейг С. (1999). Комментарий к Евангелию от Матфея . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3821-6 .
- Кестер, Хельмут (апрель 2013 г.). Древние христианские Евангелия: их история и развитие . СКМ Пресс. ISBN 978-0-334-04961-6 .
- Лиско, Фридрих Густав (1846). Притчи Иисуса: объяснены и проиллюстрированы . Общество субботней школы Массачусетса.
- Лонгенекер, Ричард Н. (2000). Проблема притч Иисуса . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4638-9 .
- Мале, Эмиль (1972). Готический образ: религиозное искусство во Франции тринадцатого века . Нью-Йорк: Харпер и Роу. ISBN 9780064300322 .
- Маршалл, Я. Ховард (1978). Евангелие от Луки . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3512-3 .
- Милле, Джон Эверетт (1975) [1864]. Притчи о Господе и Спасителе нашем Иисусе Христе . Нью-Йорк: Dover Publications. ISBN 9780486204949 .
- Нолланд, Джон (2005). Евангелие от Матфея . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2389-2 .
- Осборн, Эрик (1993). Возникновение христианской теологии . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43078-4 .
- Оксенден, Эштон (1864). Притчи Господа нашего . Уильям Макинтош.
- Пятидесятница, Дж. Дуайт (1998). Притчи Иисуса: уроки жизни от главного учителя . Крегель. ISBN 978-0-8254-9715-5 .
- Перкинс, Фем (2007). Введение в синоптические Евангелия . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-1770-9 .
- Перди, Джон К. (1985). Притчи в действии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-24640-2 .
- Рид, Барбара Э. (2001). Притчи для проповедников: Евангелие от Матфея: год А. Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-2550-7 .
- Скотт, Бернард Брэндон (1989). Тогда выслушайте притчу: комментарий к притчам Иисуса . Крепость Пресс. ISBN 978-1-4514-0418-0 .
- Тайссен, Герд; Мерц, Аннет (1998). Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство . Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-3123-9 .
- Трокмортон, Бертон Гамильтон (1992). Евангельские параллели: сравнение синоптических евангелий: с альтернативными прочтениями рукописей и неканоническими параллелями . Т. Нельсон. ISBN 978-0-8407-7484-2 .
- фон Хюгель, Фридрих (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 15 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 452–458. . В
- Уизерингтон, Бен (1987). Женщины в служении Иисуса: исследование отношения Иисуса к женщинам и их роли, отраженные в его земной жизни . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-34781-5 .
- Циммерманн, Рубен (2015). Загадка притч Иисуса: методы и интерпретация . Крепость. ISBN 978-0-8006-9975-8 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Ч. Додд, Притчи о Царстве ISBN 0-02330460-X .
- Гоулер, Дэвид Б., 2000. Что они говорят о притчах? Махве, Нью-Джерси: Paulist Press. ISBN 978-0809139620
- Иоахим Иеремиас, Притчи Иисуса ISBN 0-33402917-1 .
- Шоттрофф, Луиза, 2006. Притчи Иисуса. ISBN 0-8006-3699-6
- Самнер, Джон Берд, 1850. Притчи о нашем господине и спасителе Иисусе Христе, издательство C. Cox Publishers, Лондон.
- Триндер, Уильям Мартин, 1816. Проповеди по притчам об Иисусе Христе Болдуине, издательство Cradock and Joy Publishers, Лондон.
Внешние ссылки [ править ]
- Еще один список , немного другой и только из синоптических Евангелий.
- PBS: Передовая линия : От Иисуса ко Христу: Притчи