Христианский экзистенциализм
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
Христианский портал |
Христианский экзистенциализм — теофилософское движение, которое использует экзистенциалистский подход к христианскому богословию. Школа мысли часто восходит к работам датского философа и теолога Сёрена Кьеркегора (1813–1855), которого многие считают отцом экзистенциализма. [1]
Кьеркегоровские темы [ править ]
Кьеркегором Христианский экзистенциализм опирается на понимание христианства . Кьеркегор обращался к таким темам, как подлинность, тревога, любовь, а также иррациональность и субъективность веры, отвергая попытки содержать Бога в объективной, логической системе. Для Кьеркегора в центре внимания богословия была борьба человека с субъективной истиной, а не с набором объективных утверждений – точку зрения, которую он продемонстрировал, часто писая под псевдонимами, которые имели разные точки зрения. Он утверждал, что каждый человек должен делать независимый выбор, который затем составляет его или ее существование. Каждый человек страдает от мук нерешительности (сознательно или неосознанно), пока не выберет свой образ жизни. Кьеркегор постулировал три стадии человеческого существования: эстетическую, этическую и религиозную, последняя наступает после того, что часто называют прыжком веры. [ нужна ссылка ] Кьеркегор утверждал, что Вселенная фундаментально парадоксальна и что ее величайшим парадоксом является трансцендентный союз Бога и людей в личности Иисуса Христа . Он также утверждал, что личные отношения с Богом превосходят все предписанные нормы морали, социальные структуры и общественные нормы. [2] поскольку он утверждал, что следование социальным условностям — это, по сути, личный эстетический выбор, сделанный людьми. [ нужна ссылка ]
Основные помещения [ править ]
Одна из главных предпосылок кьеркегоровского христианского экзистенциализма предполагает призыв масс вернуться к более подлинной форме христианства. Эту форму часто отождествляют с некоторым представлением о раннем христианстве , которое в основном существовало в течение первых трех столетий после распятия Христа . Начиная с Миланского эдикта , изданного римским императором Константином I в 313 году нашей эры, христианство пользовалось определенной популярностью среди римлян , а затем и среди других европейцев . И все же Кьеркегор утверждал, что к XIX веку окончательный смысл новозаветного христианства ( любовь , ср. agape , милосердие и любящая доброта ) стал извращенным, и христианство значительно отклонилось от своего первоначального тройственного послания о благодати, смирении и милосердии. любовь.
Другая важная предпосылка кьеркегоровского христианского экзистенциализма связана с концепцией Кьеркегора о Боге и Любви . По большей части Кьеркегор отождествляет Бога с Любовью. [3] Таким образом, когда человек занимается актом любви, он фактически достигает аспекта божественного . Кьеркегор также рассматривал личность как необходимый синтез конечных и бесконечных элементов . Поэтому, когда человек не приходит к полному осознанию своей бесконечной стороны, о нем говорят, что он находится в отчаянии . Многие современные христианские богословы считают отчаяние грехом . Однако, по мнению Кьеркегора, человек согрешил, когда он подвергся этой идее отчаяния и избрал путь, отличный от пути, соответствующего воле Божией .
Последняя основная предпосылка христианского экзистенциализма Кьеркегора влечет за собой систематическое устранение злых действий. Кьеркегор утверждал, что после того, как действие завершено, оно должно быть оценено перед лицом Бога, поскольку единственный способ судить о своих действиях — это предстать перед божественным контролем. Поскольку действия определяют способ, которым что-то считается хорошим или плохим, человек должен постоянно осознавать потенциальные последствия своих действий. Кьеркегор считал, что выбор добра в конечном итоге остается за каждым человеком. Однако Кьеркегор также предвидел потенциальное ограничение выбора для людей, впавших в отчаяние . [4]
Библия [ править ]
Христианский экзистенциализм часто ссылается на то, что он называет косвенным стилем учения Христа, который он считает отличительным и важным аспектом его служения. В нем говорится, что точка зрения Христа часто остается невысказанной в какой-либо конкретной притче или высказывании, чтобы позволить каждому человеку самостоятельно противостоять истине. [5] Это особенно очевидно в его притчах (но, конечно, не ограничивается ими) ; например, в Евангелии от Матфея ( Матфея 18:21–35 ). Хорошим примером непрямого общения в Ветхом Завете является история Давида и Нафана во 2 Царств 12:1–14 . [ нужна ссылка ]
Экзистенциальное чтение Библии требует, чтобы читатель осознал, что он является существующим субъектом , изучающим слова, которые Бог сообщает ему лично. Это контрастирует с рассмотрением совокупности истин, которые находятся снаружи и не связаны с читателем. [6] Такой читатель обязан следовать заповедям не так, как если бы их ему навязывала внешняя сила, а так, как если бы они находились внутри него и руководили им внутренне. Именно эту задачу ставит перед собой Кьеркегор, когда спрашивает: «Кому предстоит труднее задача: учителю, читающему лекции о серьезных вещах, находящихся на расстоянии метеорита от повседневной жизни, или ученику, который должен применить это?» [7] С экзистенциальной точки зрения Библия не станет авторитетом в жизни человека до тех пор, пока он не позволит Библии стать его личным авторитетом. [ нужна ссылка ]
христианские Известные экзистенциалисты
Среди христианских экзистенциалистов — немецкие протестантские теологи Пауль Тиллих и Рудольф Бультманн , американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй (который представил большую часть мыслей Тиллиха широкой американской читательской аудитории), британский англиканский теолог Джон Маккуорри , американский философ Клиффорд Уильямс , французские католические философы Морис Блондель , Габриэль Марсель. , Луи Лавель Карл Эммануэль Мунье и Пьер Бутан , а также французский протестант Поль Рикёр , немецкий философ Ясперс , испанский философ Мигель де Унамуно и русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов . Карл Барт добавил к идеям Кьеркегора представление о том, что экзистенциальное отчаяние приводит человека к осознанию бесконечной природы Бога. Русского писателя Федора Достоевского можно отнести к традиции христианского экзистенциализма. [ нужна ссылка ]
Корни экзистенциализма восходят к Августину Гиппонскому . [8] [9] [10] Некоторые из наиболее ярких отрывков « Паскаля » Мыслей , включая знаменитый раздел «Пари » , посвящены экзистенциалистским темам. [11] [12] [13] [14] Жак Маритен , в книге «Существование и существующее: очерк христианского экзистенциализма» . [15] находит ядро истинного экзистенциализма в мысли Фомы Аквинского . [ нужна ссылка ]
Экзистенциальная теология [ править ]
В монографии « Экзистенциальная теология: введение» (2020) Хью Вудсон дает конструктивное введение в эту область и, как он утверждает, мыслителей, которых можно рассматривать в более широком смысле как занимающихся экзистенциальной теологией, определяя французскую школу, включая Габриэля Марселя , Жака Маритена. и Жан-Люк Марион , [16] немецкая школа, включающая Иммануила Канта , Иоганна Готлиба Фихте , Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга , Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Дитриха Бонхеффера , [17] и русская школа, включающая Федора Достоевского , Льва Толстого и Николая Бердяева . [18]
Радикальное экзистенциальное христианство [ править ]
Утверждалось, что вера радикальных экзистенциальных христиан основана на их разумном, непосредственном и непосредственном переживании Бога, обитающего в человеческих понятиях. [19] Предполагается, что люди не создают и не создают свое христианское существование; оно не приходит в результате решения, которое человек принимает лично. Радикальные протестанты 17-го века, например квакеры, возможно, в некотором смысле были теофилософски связаны с радикальным экзистенциальным христианством. [ нужна ссылка ]
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кобб, Джон Б. (1967). Структура христианского существования (Филадельфия: Вестминстер Пресс)
- Кокрейн, Артур (1956). Экзистенциалисты и Бог (Дубюк: The University of Dubuque Press)
- Дэвис, Джордж У. (1957). Экзистенциализм и теология: исследование вклада Рудольфа Бультмана в богословскую мысль (Нью-Йорк: Философская библиотека)
- Хайнеманн, Ф.Х. (1958). Экзистенциализм и современные затруднения (Нью-Йорк: Харпер и Роу)
- Янсен, GM, A. (1966). Экзистенциальный подход к богословию (Милуоки: Издательство Брюса)
- Дженкинс, Дэвид. (1987). Объем и пределы экзистенциальной теологии Джона Маккуорри (Стокгольм: Уппсала)
- Куитерт, HM (1968). Реальность веры: путь между протестантским православием и экзистенциалистской теологией (Гранд-Рапидс: Эрдманс)
- Маккуорри, Джон (1957). Экзистенциалистская теология: сравнение Хайдеггера и Бультмана (Нью-Йорк: The Macmillian Company)
- Мартин, Бернар (1963). Экзистенциалистская теология Пола Тиллиха (Нью-Хейвен: издательство колледжа и университета)
- Майклсон, Карл, изд. (1956). Христианство и экзистенциалисты (Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера)
- Слаат, Ховард А. (1971). Парадокс экзистенциалистской теологии: диалектика подчиненного вере разума-существования (Нью-Йорк: Humanities Press)
- Спир, Дж. М. (1953), Христианство и экзистенциализм (Филадельфия: Пресвитерианская и реформатская издательская компания)
- Стэгг, Фрэнк. (1973). Полярности существования человека с библейской точки зрения (Филадельфия: Вестминстер Пресс)
- Уильямс, Дж. Родман. (1965). Современный экзистенциализм и христианская вера (Энглвудские скалы: Прентис Фолл)
- Вудсон, Хюэ. (2020). Экзистенциальная теология: введение (Юджин: Випф и Сток) ISBN 978-1-5326-6840-1
См. также [ править ]
- Антиномический спор
- Атеистический экзистенциализм
- Христианский анархизм
- Христианская экзистенциальная апологетика
- Христианский гуманизм
- Христианская философия
- Восточно-православное богословие
- Фидеизм
- Свобода воли в богословии
- Гимнобиблизм
- Еврейский экзистенциализм
- Смысл (экзистенциальный)
- Неоортодоксальность
- Постлиберальная теология
- Постмодернистское христианство
- Пресуппозиционная апологетика
- Светское богословие
- Теория
Ссылки [ править ]
- ^ MJ Элиаде и CJ Адамс (1987). Энциклопедия религии (т.5). Издательство Макмиллан.
- ^ Сёрен Кьеркегор (1846). Заключительный ненаучный постскриптум , написанный под псевдонимом Йоханнес Лествичник.
- ^ Сёрен Кьеркегор (1849). Болезнь к смерти Пер. Аластер Хэнней (Нью-Йорк: Penguin Books, 2004), 14.
- ^ Сёрен Кьеркегор (1849). Болезнь к смерти Пер. Аластер Хэнней (Нью-Йорк: Penguin Books, 2004), 24 года.
- ^ Дональд Д. Палмер (1996). Кьеркегор для начинающих . Лондон, Англия: Writers And Readers Limited. п. 25.
- ^ Говард В. Хонг (1983). «Историческое введение» в «Страх и трепет» . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, пикс.
- ^ Сёрен Кьеркегор (1847). Работы Любви . Харпер и Роу, Издательство. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, 1962. с. 62.
- ^ Гордон Р. Льюис (зима 1965 г.). «Августин и экзистенциализм» . Журнал Евангелического теологического общества 8,1, стр. 13–22.
- ^ Мичиал Фармер (6 июля 2010 г.). «Букварь по религиозному экзистенциализму, часть 4: Августин» . christianhumanist.org
- ^ Крейг Дж. Н. де Пауло, изд. (2006). Влияние Августина на Хайдеггера: возникновение августинской феноменологии . Льюистон: Эдвин Меллен Пресс.
- ^ Десмонд Кларк (2011). «Блез Паскаль» , Стэнфордская энциклопедия философии .
- ↑ Клиффорд Уильямс (3 июля 2005 г.). «Паскаль» . Клиффордвильямс.нет
- ↑ Мичиал Фармер (20 июля 2010 г.). «Букварь по религиозному экзистенциализму, часть 5: Блез Паскаль» . christianhumanist.org
- ↑ Мичиал Фармер (27 июля 2010 г.). «Букварь по религиозному экзистенциализму, часть 6: Апологетика» . christianhumanist.org
- ^ Жак Маритен (1947). Существование и существующее: очерк христианского экзистенциализма ( Court Traété de l'existence et de l'existent ), перевод Льюиса Галантьера и Джеральда Б. Фелана. Нью-Йорк: Книги Пантеона, 1948.
- ^ Вудсон, 2020, с. 50-66
- ^ Вудсон, 2020, с. 67-91
- ^ Вудсон, 2020, с. 92-108
- ^ Ди Джованни, Альдо (2014). Существующий Христос: экзистенциальная христология . Чарльстон: независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 9781503134911 .