Теология религий
Часть серии о |
История Христианское богословие |
---|
![]() |
![]() |
Богословие религий — раздел богословия (в основном представленный христианской , индуистской , исламской и еврейской теологией). [1] ) и религиоведение , которое пытается богословски оценить явления религии. Три важные школы христианского богословия религий — это плюрализм, инклюзивизм и эксклюзивность, которые описывают отношение других религиозных традиций к христианству и пытаются ответить на вопросы о природе Бога и спасения.
Цель теологии религий
[ редактировать ]Американский теолог Лэнгдон Браун Гилки утверждал, что политическая ситуация на Западе после Второй мировой войны заставила христианских мыслителей пересмотреть место других религий именно из-за меняющегося политического мира:
- Колонии исчезли, Европа исчезла как крупная держава, появились другие незападные центры силы, представляющие другой образ жизни и другие религии. Запад больше не правил миром... Западная религия стала одной из мировых религий. [2]
Базовая трехточечная модель
[ редактировать ]Наиболее распространенной моделью взглядов христиан на другие религии является простая модель из трех пунктов, впервые сформулированная Аланом Рэйсом. [3]
Плюрализм
[ редактировать ]Плюрализм — это вера в то, что несколько религий истинны и одинаково значимы в передаче истины о Боге, мире и спасении. Главным толкователем этой точки зрения является Джон Хик из аспирантуры Клермонта в Калифорнии, который впервые изложил ее в своей книге «Бог и Вселенная верований» (1973) . [4]
Критика
[ редактировать ]Аргумент Джона Хика подвергся резкой критике в декларации Dominus Iesus кардинала Йозефа Ратцингера .
Для плюралиста, такого как Хик, христианство — не абсолютный, уникальный и окончательный путь к Богу, а один из нескольких. Хотя плюралисты утверждают обоснованность всех религий, они также отрицают окончательность всех религий. Хик бросает вызов старому мнению, согласно которому Христос или христианство должны рассматриваться в центре религий, и вместо этого утверждает, что Бога следует рассматривать в центре религий, - точка зрения, также называемая теоцентризмом. Плюралистическое утверждение заключается в том, что, хотя религии имеют разные внешние формы, все они имеют один и тот же источник в одном и том же боге. [4]
Для христианина-евангелиста такой плюрализм означает лишь отмену керигматической миссии (т.е. миссии евангелизации мира спасительным Евангелием Иисуса Христа). Плюрализм подвергался критике как агрессивная сила, которая маскируется под христианство и в то же время империалистически требует отказа от христианской самобытности. [5] Плюралисты отвечают, что христианский плюрализм вообще не является агрессивной силой, а на самом деле возникает из-за противоречий внутри христианской традиции в процессе самодеконструкции. [6] Некоторые отмечают сходство между теоцентризмом Хика и индуистским плюрализмом, представленным в Бхагавад-гите :
Как бы люди ни поклонялись Мне, так и Я принимаю их; ибо во всех отношениях, о Партха, люди идут по Моему пути» (IV.11) [7]
Другая распространенная евангельская критика плюрализма заключается в том, что религии мира фундаментально и непримиримо различны и что для того, чтобы ценить их одинаково, необходимо обесценивать пропозициональные утверждения об истине. Именно по этой причине плюрализм часто рассматривается как форма обреченного на провал релятивизма, хотя плюралисты обычно не принимают этот ярлык. По словам Джона Хика, «религиозный плюрализм категорически не является формой релятивизма». Хик считает себя критическим реалистом . [8]
Инклюзивизм
[ редактировать ]Инклюзивизм — это вера в то, что Бог присутствует в нехристианских религиях, чтобы спасать приверженцев через Христа. Инклюзивистский взгляд породил концепцию «анонимного христианина», приверженца нехристианской религии, которого христианский Бог, тем не менее, спасает через Христа. Эту позицию популяризировал римско-католический богослов Карл Ранер (р. 1904 – ум. 1984). [4]
Христианский инклюзивизм основан на двух аксиомах: первая заключается в том, что спасение осуществляется только через Христа, вторая заключается в том, что Бог желает, чтобы весь мир был спасен. [9] Следовательно, утверждают инклюзивисты, Бог спасает людей только через Христа; однако он делает это возможным способами, которые распространяются на все человечество.
По мнению Ранера, нехристианская религия является законной религией, поскольку до тех пор, пока ее последователи не получат христианского свидетельства, она является средством, с помощью которого нехристиане обретают правильные отношения с Богом. Кроме того, религия включена в Божий план спасения, который Бог предназначил для передачи Своей благодати.
Инклюзивизм очень привлекателен для людей из-за его сочувственного подхода к религии.
Эксклюзивизм
[ редактировать ]Эксклюзивизм — это богословская позиция, согласно которой в нехристианских религиях нет спасения. Среди эксклюзивистов двадцатого века выделяются Сэмюэл Цвемер , Хендрик Кремер и Лесли Ньюбигин . [4]
Ссылаясь на аристотелевскую концепцию истины как одной, а не многих, эксклюзивисты считают все религиозные утверждения, кроме христианства, ложными и недействительными. [10] Эксклюзивисты считают, что спасение происходит только через Христа, и что нехристиане не могут быть спасены, потому что они не признают ни уникальности, ни господства Христа.
Экстремистский эксклюзивизм воспринимает все нехристианские религии как демонические и враги христианской истины. [11] Умеренный эксклюзивизм считает, что некоторые нехристианские религии содержат элементы, посредством которых можно начать диалог с ними. [4]
Эксклюзивисты утверждают, что все претензии на истину, в том числе заявления плюралистов и инклюзивистов, должны исключать альтернативные утверждения. Однако некоторые эксклюзивисты признают, что Библия также говорит о христианском Боге, участвовавшем в истории народов. нападках на индуизм, Таким образом, хотя Неемия Горе он мог сказать: «Каким бы ошибочным ни было учение таких книг, как Бхагвадгита, Бхагвата и был очень громогласен в своих и т. д., они учат чему-то об ананьябхакти (безраздельной преданности Богу)». вайрагьи ( терпения (отказ от мира), намраты (смирения), кшамы ) и т. д., что позволяет человеку оценить заповеди христианства». [12]
Эксклюзивизм Хендрика Кремера основан на скептицизме по отношению к утверждениям о сходстве религий: «Каждая религия неделима и не подлежит разделению». Религия «не представляет собой ряд догматов, институтов, практик, которые можно рассматривать один за другим как независимые элементы религиозной жизни». [13]
Четырехточечная модель вязальщицы
[ редактировать ]Значительное расширение трехточечной модели было предложено Полом Ф. Книттером в его книге 2002 года «Введение в теологию религий» . Он изложил четыре возможных взгляда или модели, которые можно было бы принять. [14]
Модель замены
[ редактировать ]«Модель замены» Вязальщика соответствует эксклюзивизму в трехточечной модели, но разделена на два подраздела: полная замена и частичная замена. Модель полной замены чаще всего встречается в фундаменталистских / евангелических церквях и в значительной степени представляет собой работу Карла Барта . Это предполагает, что причина, по которой христианская религия считается истинной, заключается в том, что она осознает, что все религии ложны (включая ее саму), и признает, что единственную истинную веру можно найти в Иисусе. Здесь не обязательно говорится, что в других религиях нет ничего ценного, а просто говорится, что нет смысла изучать другие религии, поскольку все ценное можно найти во Христе. Модель частичной замены говорит то же самое и о других религиях, но не заходит так далеко, чтобы утверждать, что в других религиях нет ничего ценного. Это предполагает, что другие религии могут иметь доступ к Божьему откровению, но не к Божьему спасению. Это важное различие, поскольку оно подразумевает, что в других религиях можно найти некоторую истину, но не всю истину и ее недостаточно для спасения. Эта точка зрения во многом основана на взглядах, высказанных Всемирный совет церквей в дискуссии о религиозном диалоге и теологии.
Модель выполнения
[ редактировать ]Главный вклад Книттера, основанный на его христианской вере и идее о том, что христианство является воплощением иудаизма, подразумевает, что, хотя предыдущая религия не была неправильной, она была неполной и ждала дальнейшего воплощения. Этой точки зрения также придерживаются некоторые формы ислама в отношении предшествующих им христианства и иудаизма, а также мормонизм и все другие религии, которые чувствуют, что получили более позднее разъяснение от Бога.
Однако религия не обязательно должна быть основана после других, чтобы рассматривать свою религию как реализацию. Например, некоторые христианские богословы утверждают, что если их вера *приходит* позже, чем местная религия , даже если в истории христианство возникло первым, такие местные системы были «заместителем Бога», часто с общими истинами, полученными от природы, смешанными с ошибочными истинами откровения. это может быть исполнено и исправлено открытой истиной Христианских Писаний.
Среди сторонников этой точки зрения есть Карл Ранер , чья оценка фразы «всякая благодать есть благодать Христа» привела его к спорной теории «анонимных христиан» – тех, кто уже спасен светом, который у них есть, но еще не услышал Евангелия. . [15]
Модель взаимности
[ редактировать ]Эта модель признает, что смесь истины, заблуждения и неполноты откровения существует во всех религиях, и мы нужны друг другу, чтобы понять и найти истину. Хотя это своего рода плюрализм, он не заходит так далеко, чтобы признать, что все правы или что не существует объективной истины – он лишь признает, что мы должны учиться друг у друга, чтобы найти ее. Возможно, та или иная вера неверна даже в отношении основных доктрин, но она также правильна и имеет определенную ценность, внося свой вклад в целое.
Модель принятия
[ редактировать ]Это аналог чистого плюрализма у Книттера. Все пути могут вести к Богу, и никто не может с уверенностью утверждать, что их путь правильный. Мы все должны учиться друг у друга и воздерживаться от каких-либо абсолютных утверждений в духовных вопросах. Модель принятия использует субъективный подход, который допускает, что различные точки зрения могут работать или не работать для каждого конкретного человека, и это является мерой истины, а любые утверждения, выходящие за рамки этого, являются предположениями.
См. также
[ редактировать ]- Разделение мира в исламе
- Теократия
- Философия религии
- Нетеистическая религия
- Религиозный натурализм
- Религия и счастье
- Религия и миростроительство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бронк, Анджей (1996). «11. Теология религий». Основы религиозных наук . Антони Фетковски (ред.). Люблин: Издательство Научного общества Люблинского католического университета. стр. 129. ISBN 83-86668-44-Х .
- ^ Гилки, «Множественность и ее теологические последствия», в книге «Миф о христианской уникальности: к плюралистической теологии религий» (под редакцией Джона Хика ), стр. 40
- ^ Гонка, Алан (1982). Христиане и религиозный плюрализм: закономерности христианской теологии религий . Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Доменик Марбанианг (2007), Теология религии: плюрализм, инклюзивизм и эксклюзивность , документ Академии ACTS, Бангалор.
- ^ Алистер Э. МакГрат, «Заключение», в книге « Четыре взгляда на спасение в плюралистическом мире» , изд. Стэнли Н. Гандри, Деннис Л. Охолм и Тимоти Р. Филлипс (Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван, 1996), 205–7.
- ^ Кристофер Кэрролл Смит, «В защиту христианского плюрализма», Журнал обновления религии и теологии 5 (2009), доступен по адресу http://renewtheology.org/paperCSmith0709 .
- ^ Доменик Марбанианг, Теология религии: плюрализм, инклюзивизм и исключительность , цитируется Имтитоши Лонгкумером в «Проблемы миссии и евангелизма в плюралистическом контексте: исследование новой парадигмы», NCC Review, Vol. CXXXVII, № 01, январь-февраль 2017 г. (Нагпур: Национальный совет церквей Индии, 2017 г.), стр. 10.
- ^ Джон Хик, «Религиозный плюрализм и ислам», доступно по адресу http://www.johnhick.org.uk/article11.html .
- ↑ На основе Деяний 4:12 и 1 Тимофею 2:4.
- ^ Кен Гнанакан, Плюралистическое затруднительное положение (Бангалор: TBT, 1992), стр. 23
- ^ Эмиль Бруннер и Карл Барт, Естественное богословие (Лондон: Джеффри Блес: The Centenary Press, 1946), стр. 74, 128.
- ^ Цитата из «Доказательств божественности нашего Господа», цитируемая Р.С. Бойдом в «Индийской христианской теологии» (Дели: ISPCK, 1969), стр. 55
- ^ Хендрик Кремер, Христианское послание в нехристианском мире (1938), с. 40. Цитируется в Тим С. Перри (2001). Радикальное различие: защита теологии религий Хендрика Кремера . Уилфрид Лорье Univ. Нажимать. п. 115. ИСБН 978-0-88920-377-8 .
- ^ Знакомство с теологией религий. Мэрикнолл, Нью-Йорк: Orbis Books, 2002. 256 стр. ISBN 1-57075-419-5
- ↑ Knitter, 72, 73. См. также Карл Ранер, «Христианство и нехристианские религии», в Theological Investigations (Baltimore: Helicon Press, 1966) 5:115-134.
Библиография
[ редактировать ]- Эймс, Эдвард Скрибнер . Психология религиозного опыта , Нью-Йорк: Houghton Mifflin Company, 1910.
- Бэйли, Джон. Наши знания о Боге , Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1952.
- Бэмбро, Ренфорд . Разум, истина и Бог, Лондон: Methuen & Co. Ltd., 1969.
- Бойд, Робин . Индийское христианское богословие, Дели: ISPCK, 1975, ред. изд.
- Гнанакан, Кен. Плюралистическое затруднительное положение, Бангалор: TBT, 1992.
- Кант, Иммануил. Религия в пределах одного разума, тр. Теодор М. Грин и Нью-Йорк: издательство Basic Books, Inc., 1963.
- Отто, Рудольф. Мистика Востока и Запада, тр. Берта Л. Берси и Ричена К. Пейн, Нью-Йорк: Компания Macmillan, 1960.
- Сингх, Нарендра. Христианская теология религий, Бангалор: SAIACS Press, 2005.
- Сумитра, Сунанд. Христианское богословие с точки зрения Индии, Бангалор: Theological Book Trust, 1990.
- Тан, Ло-Джу. «Католическая теология религий: обзор II доВатиканского собора и соборного отношения к другим религиям». Шотландский богословский журнал 67, вып. 03 (2014): 285-303.