Jump to content

Халкидонский совет

Халкидонский совет
Четвертый Вселенский Халкидонский собор , 1876 год, картина Василия Сурикова.
Дата 8 октября - 1 ноября 451 г.
Принято
Предыдущий совет
Совет Эфеса
Следующий совет
Второй Константинопольский собор
Вызванный Император Маркиан Восточной Римской империи
Президент
посещаемость Прибл. 520
Темы Решения, вынесенные на Втором Эфесском соборе в 449 году, предполагаемые преступления епископа Александрийского Диоскора , определение Божества и человечности Христа , многие споры с участием отдельных епископов и кафедр.
Документы и заявления
Халкидонский Символ веры , 28 канонов.
Хронологический список Вселенских соборов

( Халкидонский собор / k æ l ˈ s d ən , ˈ k æ l s ɪ d ɒ n / ; латынь : Concilium Chalcedonense ) [а] стал четвертым Вселенским собором Христианской Церкви. Его созвал римский император Маркиан . Собор собирался в городе Халкидоне , Вифиния (современный Кадыкёй , Стамбул , Турция ) с 8 октября по 1 ноября 451 года. [6] На соборе присутствовало более 520 епископов или их представителей, что сделало его крупнейшим и наиболее документированным из первых семи вселенских соборов . [6] Основная цель собора состояла в том, чтобы вновь утвердить учение Вселенского Эфесского Собора против учения Евтихия и Нестория . [7] Такие доктрины рассматривали божественную и человеческую природу Христа как отдельные ( несторианство ) или считали Христа исключительно божественным ( монофизитство ). [8]

Повестка дня [ править ]

Халкидон расположен в Стамбуле.
Халкидон
Халкидон
Халкидон отмечен на карте Стамбульского региона.

В постановлении совета говорилось:

Мы все учим гармонично, [что он] один и тот же совершенный в божестве, тот же совершенный в человечестве, истинно Бог и истинно человек, один и тот же разумной души и тела; homoousios с Отцом в божестве, и тот же homoousios с нами в человечестве... признанный в двух природах без смешения, без изменения, без разделения, без разделения. [9]

Хотя это решение стало важным поворотным моментом в христологических дебатах, [10] это также вызвало острые разногласия между собором и Восточной Православной Церковью, которая не согласилась с таким поведением или действиями. [11] Это разногласие позже привело к отделению Восточных Православных Церквей от остального христианства и привело к тому, что собор стал считаться Халкидонским, Зловещим . [11]

Другие обязанности совета включали разрешение разногласий, решение таких вопросов, как церковная дисциплина и юрисдикция, [12] и одобряя такие заявления веры , как Никейский Символ веры (325 г.), Константинопольский Символ веры (381 г., впоследствии известный как Никейский Символ веры ), два письма св. Кирилла Александрийского против Нестория и Фолиант Папы Льва I. [6] Христологию » за то, что она не приняла Эфесский собор, но в конце концов собралась , Церкви Востока можно назвать « неэфесинской чтобы ратифицировать Халкидонский собор на Синоде Мар -Абы I в 544 году. [13] [4] В рамках Общей христологической декларации 1994 года между Католической церковью и Ассирийской церковью Востока, Ассирийская церковь Востока и Католическая церковь приняли и исповедовали одну и ту же доктрину христологии. [14]

Предыстория [ править ]

В 325 году первый Вселенский собор ( Первый Никейский собор ) определил, что Иисус Христос есть Бог, « единосущный » Отцу, и отверг арианское утверждение о том, что Иисус был сотворенным существом. Это было подтверждено на Первом Константинопольском соборе (381 г.) и Первом Эфесском соборе (431 г.).

Евтихианский спор [ править ]

Примерно через два года после смерти Кирилла Александрийского в 444 году пожилой монах из Константинополя по имени Евтихий начал преподавать тонкую вариацию традиционной христологии в попытке остановить то, что он считал новой вспышкой несторианства . [15] Он утверждал, что является верным последователем учения Кирилла, объявленного православным в унии 433 года.

Кирилл учил, что «есть только один физис , поскольку он есть Воплощение Бога-Слова». Кирилл, по-видимому, считал, что греческое слово «физис» означает примерно то же, что означает латинское слово «персона» (человек), в то время как большинство греческих богословов интерпретировали бы это слово как означающее «натура» (природа). Энергия и неосторожность, с которой Евтихий отстаивал свои взгляды, привели к тому, что его неправильно поняли. Таким образом, многие полагали, что Евтихий защищал докетизм , своего рода противоположность арианству – там, где Арий отрицал единосущную божественность Иисуса , Евтихий, похоже, отрицал, что Иисус был полностью человеком. [15] Папа Лев I писал, что ошибка Евтихия, по-видимому, произошла скорее из-за недостатка умения, чем из-за злого умысла.

Евтихий обвинял различных личностей в скрытом несторианстве. В ноябре 448 года Флавиан, епископ Константинопольский, провел местный синод по дисциплинарному вопросу, связанному с провинцией Сарды . По окончании заседания этого синода один из обвиняемых, Евсевий, епископ Дорилейский встречное обвинение в ереси , выдвинул против архимандрита . [16] Евсевий потребовал отстранения Евтихия от должности. Флавиан предпочел, чтобы епископ и архимандрит уладили свои разногласия, но, поскольку его предложение осталось без внимания, был вызван Евтихий для разъяснения своей позиции относительно природы Христа. В конце концов Евтихий неохотно явился, но его позиция была сочтена богословски бесхитростной, и синод, посчитав его ответы безответными, осудил и сослал его. [15] Флавиан отправил полный отчет Папе Льву I. Хотя он был случайно задержан, Лев написал краткое объяснение всей рассматриваемой доктрины и отправил его Флавиану как формальное и авторитетное решение вопроса. [17]

Евтихий обжаловал это решение, заклеймив Флавиана несторианином, и получил поддержку папы Диоскора I Александрийского . Джон Энтони МакГакин видит «врожденное соперничество» между Александрийским и Константинопольским престолами. [18] Диоскур, подражая своим предшественникам, приняв на себя первенство над Константинополем, созвал собственный синод, который отменил приговор Флавиану и оправдал Евтихия.

Эфесский вор [ править ]

Под влиянием придворного чиновника Хрисафия, крестника Евтихия, в 449 году конкурирующие претензии между константинопольским и александрийским патриархами побудили императора Феодосия II созвать собор , который состоялся в Эфесе в 449 году. [19] под председательством Диоскора.

Папа Лев послал четырех легатов представлять его и выразил сожаление по поводу того, что краткость уведомления должна помешать присутствию любого другого епископа Запада. [17] Он предоставил своим легатам, один из которых умер в пути, письмо, адресованное Флавиану, с объяснением позиции Рима в этом споре. В письме Льва, ныне известном как «Книга Льва» , признавалось, что Христос имел две природы и не был двухприродным или исходил из двух природ. [20]

8 августа 449 года Второй Эфесский собор начал свое первое заседание. Деяния первого заседания этого синода были прочитаны на Халкидонском соборе 451 года и таким образом сохранились. Остальная часть Деяний (первая часть отсутствует) известна благодаря сирийскому переводу, выполненному монахом-миафизитом, написанному в 535 году и опубликованному по рукописи, хранящейся в Британском музее. [21] Тем не менее, существуют несколько разные интерпретации того, что произошло на самом деле. На соборе по повелению императора стоял вопрос, справедливо ли Флавиан на соборе, состоявшемся им в Константинополе в ноябре 448 г., низложил и отлучил от церкви архимандрита Евтихия за отказ признать во Христе две природы.

Диоскор начал совет с запрета всем членам синода, состоявшегося в ноябре 448 года и свергнувшего Евтихия, занимать должности судей. Затем он представил Евтихия, который публично заявил, что, хотя до воплощения у Христа было две природы, после воплощения эти две природы слились в одну природу. Из 130 собравшихся епископов 111 проголосовали за реабилитацию Евтихия.

На протяжении всего этого разбирательства Хилари (один из папских легатов) неоднократно призывал к чтению Тома Льва, но его игнорировали. Восточная Православная Церковь имеет очень разные версии Второго Эфесского Собора. Папа Диоскор попросил отложить чтение Тома Льва, поскольку с самого начала он не считался необходимым и мог быть прочитан позже. Это было воспринято как упрек представителям Римской церкви, которые не читали Том с самого начала.

Затем Диоскор предложил свергнуть Флавиана Константинопольского и Евсевия Дорилейского на том основании, что они учили, что Слово стало плотью, а не просто приняло плоть от Девы, и что Христос имел две природы. Когда Флавиан и Хилари возражали, Диоскор призвал толпу сторонников монофизитов войти в церковь, которая напала на Флавиана, когда он цеплялся за алтарь. Флавиан умер через три дня. Затем Диоскор арестовал Евсевия Дорилейского и потребовал, чтобы собравшиеся епископы одобрили его действия. Все они сделали это, опасаясь толпы. Папские легаты отказались присутствовать на второй сессии, на которой были низложены еще несколько православных епископов, в том числе Ивас Эдесский, Ириней Тирский, Домн Антиохийский и Феодорит. Затем Диоскор объявил православными «Двенадцать анафем» Кирилла Александрийского. [22] с намерением осудить любое исповедание иной природы, чем одна природа во Христе.

Согласно письму к императрице Пульхерии , собранному среди писем Льва I, Хилари извинялся за то, что не передал ей письмо папы после синода, но из-за Диоскура, который пытался воспрепятствовать его поездке то в Рим, то в Константинополь, он ему было очень трудно сбежать, чтобы донести до понтифика известие о результатах собора. [23] Хилари, который позже стал Папой и посвятил ораторское искусство в Латеранской базилике в знак благодарности за свою жизнь, [24] сумел бежать из Константинополя и принес известие о соборе Льву, который сразу же окрестил его «синодом разбойников» – Латроцинием – и отказался принять его заявления. Решения этого совета теперь угрожали расколу между Востоком и Западом.

Утверждения о том, что епископов заставляли одобрять действия, были оспорены Папой Диоскором и египетскими епископами в Халкидоне.

Созыв и сессия [ править ]

Халкидонский собор, фреска Ферапонтова монастыря , ок. 1502

Ситуация продолжала ухудшаться: Лев требовал созыва нового собора, а император Феодосий II отказывался уступить, при этом назначая епископов по согласованию с Диоскором. Все это резко изменилось со смертью императора и возведением Маркиана на императорский престол. Чтобы разрешить нарастающую напряженность, Маркиан объявил о своем намерении созвать новый собор, чтобы отменить Второй Эфесский собор 449 года, получивший название «Латроциниум». [25] или «Разбойничий совет» Папы Льва. Пульхерия , сестра Феодосия, возможно, повлияла на это решение или даже сделала созыв совета обязательным во время своих переговоров с Аспаром , magister militum , о женитьбе на Маркиане.

Лев настаивал на том, чтобы оно состоялось в Италии , но император Маркиан вместо этого призвал собрать его в Халкидоне, поскольку он был ближе к Константинополю и, таким образом, позволял бы ему быстро реагировать на любые события на Дунае, на который совершались набеги. гунны под властью Аттилы.

Собор открылся 8 октября 451 года. Маркиан приказал свергнутым Диоскором епископам вернуться в свои епархии, а тело Флавиана привезли в столицу для погребения с честью. Император попросил Льва возглавить совет, но Лев снова решил послать вместо себя легатов. На этот раз западную церковь на соборе представляли епископы Пасхасин Лилибейский и Юлиан Косский, а также два священника Бонифаций и Василий. На соборе присутствовало около 520 епископов или их представителей, и он был самым крупным и наиболее документированным из первых семи вселенских соборов . [26] Все заседания проходили в церкви святой мученицы Евфимии , за городом и прямо напротив Константинополя. Что касается количества заседаний Халкидонского Собора, то в различных текстах Деяний, а также у древних историков Собора имеются большие разногласия. Либо соответствующие рукописи были неполными; или историки обошли молчанием несколько заседаний, проводившихся в второстепенных целях. По словам диакона Рустика, всего сеансов было шестнадцать; это разделение общепринято учеными, в том числе Карлом Йозефом фон Хефеле , историком советов. Если посчитать все отдельные встречи, получится двадцать одна сессия; однако некоторые из этих заседаний считаются дополнительными к предыдущим сессиям. [27]

Пасхазин отказался предоставить Диоскору (который отлучил Льва от церкви перед совещанием) место в совете. В результате его перенесли в неф церкви. Пасхасин далее приказал восстановить Феодорита в должности и предоставить ему место, но этот шаг вызвал такой резонанс среди отцов собора, что Феодорит также сидел в нефе, хотя ему было предоставлено право голоса на слушаниях, которые начались с суда. Диоскора.

Маркиан хотел как можно скорее завершить судебное разбирательство и попросил совет высказать мнение по поводу доктрины воплощения, прежде чем продолжить судебное разбирательство. Отцы совета, однако, считали, что никакого нового вероучения не требуется и что доктрина была ясно изложена в Томе Льва. [20] Они также не решались писать новое вероучение, поскольку Первый Эфесский собор запретил создание или использование любого нового вероучения. Затем Аэций, диакон Константинополя, прочитал письмо Кирилла Несторию и второе письмо Иоанну Антиохийскому. Епископы ответили: «Мы все так верим: Папа Лев так верит... мы все так верим. Как Кирилл так верим мы, все мы: вечная да будет память о Кирилле: как учат послания Кирилла, таков и наш разум, такова была наша вера, такова наша вера: таков ум архиепископа Льва, так он верит, так он пишет». [28]

Бероникиан, секретарь консистории, затем прочитал из книги, подаренной ему Аэцием, синодическое письмо Льва Флавиану (Фолиант Льва). Прочитав письмо, архиереи воскликнули: «Это вера отцов, это вера апостолов. Так мы все веруем, так верят православные... Так говорил Петр через Льва. Так Свято и истинно учил Лев, так учил Кирилла Вечная память Кириллу, и Кирилл учил тому же,... Вот истинная вера... Вот вера отцов. разве это не читалось в Ефесе?» [28]

Однако во время чтения Томона Льва три отрывка были подвергнуты сомнению как потенциально несторианские, и их ортодоксальность защищалась с использованием сочинений Кирилла. [29] Из-за таких опасений собор решил прервать заседание и назначить специальный комитет для расследования ортодоксальности Тома Льва, оценивая его по стандарту Двенадцати глав Кирилла, поскольку некоторые из присутствующих епископов выразили обеспокоенность по поводу их совместимости. Эту комиссию возглавил Константинопольский Патриарх Анатолий, и ей было дано пять дней на тщательное изучение вопроса. Комиссия единогласно приняла решение в пользу православия Льва, определив, что сказанное им совместимо с учением Кирилла. Ряд других епископов также выступили с заявлениями о том, что, по их мнению, Книга Льва также не противоречит учению Кирилла. [29]

Совет продолжил суд над Диоскором, но он отказался явиться на собрание. Однако в исторических отчетах Восточной Православной Церкви отмечается, что Диоскор был помещен под одиночный арест. В результате он был осужден, но в незначительной степени (более половины архиереев, присутствовавших на предыдущих заседаниях, не присутствовали на его осуждении), а все его указы были признаны недействительными. Императрица Пульхерия (жена Маркиана) сказала Диоскору: «Во времена моего отца был упрямый человек (имеется в виду святой Иоанн Златоуст ), и вы знаете, что с ним сделали», на что Диоскор ответил: «И вы можете вспомни, что твоя мать молилась у его могилы, истекая кровью». Говорят, что Пульхерия ударила Диоскора по лицу, сломав ему несколько зубов, и приказала стражникам задержать его, что они и сделали, выдернув за волосы его бороду. Говорят, что Диоскор положил их в коробку и отправил обратно в свою церковь в Александрии, отметив, что «это плод моей веры». [30] [31] Маркиан ответил изгнанием Диоскора.

Затем всех епископов попросили подписать свое согласие на Фолиант, но группа из тринадцати египтян отказалась, заявив, что они согласятся с «традиционной верой». В результате уполномоченные императора решили, что кредо действительно необходимо, и представили отцам текст. Никакого консенсуса достигнуто не было. Пасхазин пригрозил вернуться в Рим, чтобы вновь собрать собор в Италии. не будет добавлен этот пункт Маркиан согласился, заявив, что, если в кредо , епископам придется переехать. Затем комитет заседал в молельне святейшего мученика Евфимида и впоследствии представил определение веры, которое, хотя и преподавало то же учение, не было Томом Льва. [28]

Хотя ее можно было согласовать с «Формулой воссоединения» Кирилла, она не была совместима по своей формулировке с «Двенадцатью анафемами» Кирилла. В частности, третья анафема гласит: «Если кто разделит в одном Христе ипостаси после соединения, соединяя их только соединением достоинства, или власти, или силы, а не скорее соединением в союз по природе, то пусть быть анафеме». Некоторым это казалось несовместимым с определением Льва о двух ипостасно соединенных природах . Однако собор определил (за исключением 13 египетских епископов), что это вопрос формулировки, а не доктрины; комитет епископов, назначенный для изучения ортодоксальности Фолианта с использованием писем Кирилла (которые включали двенадцать анафем) в качестве критериев, единогласно определил его как ортодоксальный, и собор, за немногими исключениями, поддержал это. [ нужны разъяснения ] [32]

На нем были утверждены Никейский символ веры (325 г.), Константинопольский символ веры (381 г.; впоследствии известный как Никейский Символ веры), два послания Кирилла против Нестория, настаивавшие на единстве божественной и человеческой личности во Христе, и Томик Папы Римского. Лев I подтверждает две различные природы во Христе. [26]

Принятие [ править ]

Спектр христологических взглядов в поздней античности.

Догматические определения Собора признаны нормативными Восточной Православной и Католической церквями, а также некоторыми другими западными церквями ; кроме того, большинство протестантов согласны с тем, что учение собора о Троице и Воплощении является ортодоксальной доктриной, которой необходимо придерживаться. Собор, однако, отвергается Восточными Православными Церквями , причем последняя скорее учит, что «Господь Иисус Христос есть Бог Воплощенное Слово . Он обладает совершенным Божеством и совершенным человечностью. Его полностью божественная природа соединена с Его полностью человеческой природой». но без смешивания, смешения или изменения». [33] Восточные православные утверждают, что это последнее учение было неправильно понято как монофизитство — наименование, с которым они категорически не согласны, но, тем не менее, отказываются принять постановления собора.

Многие англиканцы и большинство протестантов считают его последним авторитетным Вселенским собором. [34] Эти церкви, наряду с Мартином Лютером , считают, что и совесть, и Священное Писание имеют приоритет над доктринальными соборами, и в целом согласны с тем, что выводы более поздних соборов не подкреплялись Священным Писанием или противоречили ему. [35]

Результаты [ править ]

Халкидонский Собор издал Халкидонское Определение , которое отвергало представление о единой природе во Христе, и заявляло, что Он имеет две природы в одном лице и ипостаси . Оно также настаивало на полноте двух его природ: Божества и человечности. [36] Собор также издал 27 дисциплинарных правил, регулирующих церковное управление и власть. В следующем указе, позже известном как канон 28, епископы заявили, что Константинопольский престол (Новый Рим) имеет патриарший статус с «равными привилегиями» ( τῶν ἴσων ἀπολαύουσαν по-гречески, aequalibus privilegiis по-латыни) с Римским престолом . [37] [38] [39] [40] В 28-м каноне не было никаких упоминаний о том, что епископы Рима или Константинополя имели свои полномочия как преемники Петра или Андрея соответственно. Вместо этого в самом тексте Канона заявленными причинами того, что епископство этих городов получило свой статус, была важность этих городов как крупных городов империи того времени. [37] [б]

Исповедь Халкидонская [ править ]

Халкидонский собор в Нюрнбергской хронике

Халкидонское исповедание дает четкое утверждение о двух природах Христа, человеческой и Божественной: [41]

Итак, мы, следуя святым отцам, все единодушно, учим людей исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Того же Совершенного в Божестве и Совершенного в человечестве; истинно Бог и истинно человек, разумной [разумной] души и тела; единосущный [единосущный] Отцу по Божеству и единосущный нам по Человечеству; во всем подобно нам, без греха; рожденный прежде всех веков от Отца по Божеству, и в последние дни, для нас и для нашего спасения, рожденный от Девы Марии, Матери Божией, по Человечеству; один и тот же Христос, Сын, Господь, единородный, признаваемый в двух природах, неслитно, неизменяемо, неразделимо, неразлучно; ( ἐν δύο φύσεσιν ἀσυγχύτως, ἀτρέπτως, ἀδιαιρέτως, ἀχωρίστως in duabus naturis inconfuse, immutabiliter, individise, inseparabililiter ) различие природ, являющихся соединение никоим образом не отнимает, но, скорее, свойство каждой природы сохраняется и сосуществует в один человек ( prosopon ) и одно Ипостась ( hystasis ), не разделяемая и не разделенная на два Лица, но один и тот же Сын, и единородный Бог ( μονογενῆ Θεόν ), Слово, Господь Иисус Христос; как пророки от начала [возвещали] о Нем, и Сам Господь Иисус Христос научил нас, и Символ веры святых Отцов передал нам.

Полный текст определения подтверждает решения Эфесского Собора и главенство Никейского Символа веры (325 г.). [с] Он также канонизирует как авторитетные два письма Кирилла Александрийского и Том Льва, написанные против Евтихия и отправленные архиепископу Константинопольскому Флавиану в 449 году.

Каноны [ править ]

Работу совета завершила серия из 30 дисциплинарных канонов , древними воплощениями которых являются: [20]

  1. Каноны каждого Синода святых Отцов должны соблюдаться.
  2. Кто покупает или продает рукоположение, вплоть до Просмонария, подвергается опасности потерять свою степень. То же самое должно быть и с посредниками: если они клирики, то их следует исключить из сана, если миряне или монахи, то они должны быть преданы анафеме.
  3. Те, кто берет на себя заботу о светских домах, должны быть исправлены, если только закон не призовет их к управлению теми, кто еще не достиг совершеннолетия, от чего нет освобождения. Если в дальнейшем их Архиерей не разрешит им заботиться о сиротах и ​​вдовах.
  4. Домашние часовни и монастыри не должны возводиться вопреки решению епископа. Каждый монах должен подчиняться своему епископу и не должен покидать свой дом иначе, как по его предложению. Однако раб не может вступить в монашескую жизнь без согласия своего господина.
  5. На тех, кто переезжает из города в город, распространяется действие канонического права по этому вопросу.
  6. В мучениках и монастырях рукоположения строго запрещены. Если кто-либо будет рукоположен там, его рукоположение не будет считаться недействительным.
  7. Если какой-либо священнослужитель или монах высокомерно ущемляет воинское или какое-либо другое достоинство, да будет он проклят.
  8. Любой священнослужитель в богадельне или монастыре должен подчиняться власти епископа города. Но тот, кто восстает против этого, пусть понесёт наказание.
  9. Спорные священнослужители будут наказаны по канону, если они пренебрегают епископской властью и обращаются к светскому трибуналу. Когда у клирика возник спор с епископом, пусть он подождет, пока заседает синод, а если у епископа возник спор с митрополитом, пусть он перенесет дело в Константинополь.
  10. Ни один клирик не может быть записан в список клириков церквей двух городов. А если он заблудился, пусть его вернут на прежнее место. Но если его переведут, пусть не имеет участия в делах своей прежней церкви.
  11. Пусть бедняки, нуждающиеся в помощи, совершают свой путь с умиротворяющими, а не рекомендательными письмами: ибо рекомендательные письма следует давать только тем, кто открыт для подозрений.
  12. Одна провинция не может быть разделена на две. Кто сделает это, будет изгнан из епископата. Такие города, которые будут отрезаны императорским рескриптом, будут пользоваться только честью поселения в них епископа, но все права, принадлежащие истинной метрополии, будут сохранены.
  13. Ни один клирик не может быть принят к причастию в другом городе без рекомендательной грамоты.
  14. Кантор или чтеец, чуждый здравой веры, если он в то время был женат, то должен родить детей, пусть приведет их к причащению, если они там были крещены. А если они еще не были крещены, то еретики не будут крестить их впоследствии.
  15. Никто не может быть рукоположен в диакониссу, если ему не исполнилось сорока лет. Если она обесчестит свое служение, заключив брак, да будет она анафема.
  16. Монахи и монахини не могут вступать в брак, а если они это сделают, пусть будут отлучены от церкви.
  17. Сельские и сельские приходы, если они находились во владении в течение тридцати лет, так и остаются. Но если в течение этого времени дело подлежит рассмотрению в судебном порядке. Если же по повелению императора город будет обновлен, то порядок церковных приходов будет следовать гражданским и общественным формам.
  18. Клирики и монахи, если они осмелятся проводить монастыри и составлять заговоры против епископа, должны быть изгнаны из своего сана.
  19. Дважды в год созывается Синод там, где его укажет епископ Митрополии, и решаются все вопросы, представляющие неотложный интерес.
  20. Священнослужителю одного города нельзя лечиться в другом. А если он будет изгнан из своего родного места и перейдет в другое, то он не будет виноват. Если какой-либо епископ примет клириков извне своей епархии, он должен быть отлучен от церкви, как и клирик, которого он принимает.
  21. Клирик или мирянин, опрометчиво обвиняющий своего епископа, не будет принят.
  22. Кто захватит имущество своего умершего епископа, тот будет изгнан из его сана.
  23. Клирики или монахи, которые проводят много времени в Константинополе вопреки воле своего епископа и возбуждают смуту, должны быть изгнаны из города.
  24. Монастырь, воздвигнутый с согласия епископа, недвижим. И все, что относится к нему, не должно быть отчуждено. Кто бы ни взял на себя обязательство поступить иначе, не будет признан невиновным.
  25. Пусть рукоположение епископов произойдет в течение трех месяцев: однако необходимость может продлить срок. Но если кто-либо издаст указ, противоречащий этому указу, он подлежит наказанию. Доходы остаются в Экономусе .
  26. Экономус во всех церквях должен выбираться из духовенства. И епископ, который пренебрегает этим, не без вины.
  27. Если священнослужитель сбежит с женщиной, пусть его исключат из Церкви. Если мирянин, да будет анафема. То же будет с каждым, кто поможет ему.
  28. Епископ Нового Рима (Константинополя) будет пользоваться теми же привилегиями, что и епископ Старого Рима, в связи с устранением Империи. По этой причине [митрополиты] Понтийские, Азиатские и Фракийские, а также варварские епископы должны быть рукоположены епископом Константинопольским.
  29. Кощунственно тот, кто низводит епископа в сан пресвитера. Ибо виновный в преступлении недостоин священства. А кто низложен без причины, пусть будет [ещё] епископом.
  30. У египтян существует обычай: никто не подписывается без разрешения своего архиепископа. Поэтому не следует винить тех, кто не подписал Послание святого Льва до тех пор, пока им не был назначен архиепископ.

Канон 28 предоставляет Константинополю равные привилегии ( isa presbeia ) с Римом, поскольку Константинополь — это Новый Рим , обновленный каноном 36 Пятишестого Собора . Папа Лев объявил 28-й канон недействительным и утвердил только каноны собора, относящиеся к вере. [42] [43] Первоначально собор выразил понимание того, что для того, чтобы канон был обязательным, необходима ратификация Папы Льва. [44] пишет: «Мы приняли еще один постановление, которое мы сочли необходимым для поддержания хорошего порядка и дисциплины, и мы убеждены, что Ваше Святейшество одобрит и подтвердит наш указ. ... Мы уверены, что вы изольете его на Церковь Константинополь — луч того апостольского великолепия, которым ты обладаешь, ибо ты всегда дорожил этой церковью и совсем не скупишься на передачу своего богатства детям своим... Сподоби же, Святейший и Благословенный Отец, принять то, что есть. мы сделали это от вашего имени и в дружественном духе ( hos oikeia te kai phila ), ибо ваши легаты резко выступили против этого, желая, несомненно, чтобы это доброе дело исходило в первую очередь от вас. Но мы, желая угодить благочестивым христианским императорам, и прославленному Сенату, и столице империи, сочли, что Вселенский Собор был наиболее подходящим случаем для осуществления этой меры, поэтому мы осмелились утвердить привилегии. вышеупомянутого города (tharresantes ekurosamen), как если бы ваше святейшество взяло на себя инициативу, ибо мы знаем, как нежно вы любите своих детей, и чувствуем, что, почитая ребенка, мы почтили его родителя. ... Мы сообщили вам обо всем с целью доказать нашу искренность и получить для наших трудов ваше подтверждение и согласие». [45] После отклонения Львом канона епископ Константинопольский Анатолий признал: «И все же вся сила подтверждения деяний была отведена за властью Вашего Блаженства. Поэтому дайте Вашему Святейшеству знать наверняка, что я ничего не сделал для продвижения дела». , всегда зная, что я обязан избегать похотей гордости и алчности». [46] Однако с тех пор Восточная Православная Церковь считает Канон действительным. [47]

По некоторым древнегреческим сборникам, собору приписывают 29-е и 30-е правила: 29-е правило, в котором говорится, что недостойный епископ не может быть низложен, но может быть отстранен, представляет собой выписку из протокола 19-го заседания; Канон 30, который дает египтянам время обдумать свой отказ от Фолианта Льва , представляет собой выдержку из протокола четвертого заседания. [48]

По всей вероятности, официальная запись заседания была сделана либо во время самого совета, либо вскоре после него. Собравшиеся епископы сообщили папе, что ему будут переданы копии всех «Актов»; В марте 453 года папа Лев поручил Юлиану Косскому, находившемуся тогда в Константинополе, составить собрание всех Деяний и перевести их на латынь. Большинство документов, главным образом протоколы заседаний, были написаны на греческом языке; другие, например имперские буквы, выпускались на обоих языках; другие, опять же, например, папские письма, были написаны на латыни. В конце концов почти все они были переведены на оба языка. [42]

Статус кафедр Константинополя и Иерусалима [ править ]

Статус Иерусалима [ править ]

На седьмой сессии Собора , « епископ «Декрет о юрисдикции Иерусалима и Антиохии» содержит: Иерусалима, или, вернее, Святейшая Церковь, находящаяся под ним, будет иметь под своей властью три Палестины». [20] Это привело к тому, что Иерусалим стал патриархатом , одним из пяти патриархатов, известных как пентархия , когда титул патриарха был учрежден в 531 году Юстинианом . [49] Оксфордский словарь христианской церкви св. патриарх (церковный) также называет его «титулом VI века для епископов пяти великих престолов христианского мира». Энциклопедия мировых религий Мерриам-Вебстера, [50] говорит: «Пять патриархатов, вместе называемых пентархией, были первыми, признанными законодательством императора Юстиниана (годы правления 527–565)».

Статус Константинополя [ править ]

В каноне оспариваемой действительности, [51] Халкидонский собор также возвысил Константинопольскую кафедру до положения «второго по значимости и власти после епископа Рима ». [39] [40]

Никейский собор 325 года отметил, что кафедры Рима , Александрии и Антиохии должны иметь первенство над другими, меньшими епархиями. В то время Константинопольский престол еще не имел церковного значения, но его близость к императорскому двору повышала его важность. Константинопольский собор 381 года несколько изменил ситуацию, поставив Константинополь на второе место по чести после Александрии и Антиохии, заявив в III каноне, что «константинопольский епископ... будет иметь прерогативу чести после епископа Рима; потому что Константинопольский собор 381 г. это Новый Рим». В начале V века этот статус был оспорен епископами Александрии, но Халкидонский собор подтвердил в каноне XXVIII:

Ибо отцы справедливо даровали привилегии трону старого Рима, потому что это был царский город. И сто пятьдесят благочестивейших епископов, движимые тем же соображением, дали равные привилегии ( ἴσα πρεσβεῖα ) Святейшему престолу Нового Рима, справедливо рассудив, что город, удостоенный суверенитета и сената, пользуется равными привилегиями со старым имперским Римом, в церковных делах также должна быть возвеличена, как она есть, и поставиться на второе место после нее. [20]

Выдвигая свою точку зрения, отцы собора утверждали, что традиция оказывала «честь» кафедре старого Рима, потому что это был первый имперский город. Соответственно, «движимые теми же целями», отцы «распределили равные прерогативы Святейшему престолу нового Рима», потому что «город, который почитается императорской властью и сенатом и пользуется привилегиями, равными старому императорскому Риму, также должен быть возведен к ней». уровень в церковных делах и занять второе место после нее». [52] Структура распределения церковной власти, отстаиваемая отцами собора, отражала распределение императорской власти в более поздний период Римской империи . Позицию Востока можно охарактеризовать как политическую по своей природе, а не как доктринальную точку зрения. На практике все христиане Востока и Запада обращались к папству как к Престолу Петра и Павла или Апостольскому Престолу, а не как к Престолу имперской столицы. Рим понимает это как указание на то, что его приоритет всегда исходил из его прямого происхождения от апостолов Петра и Павла, а не из-за его связи с императорской властью. [ нужны разъяснения ]

После принятия 28-го канона Рим подал протест против уменьшения чести, оказанной Антиохии и Александрии. Однако, опасаясь, что отказ в одобрении Рима будет истолкован как отказ от всего собора, в 453 году папа подтвердил каноны собора, объявив 28-й собор недействительным. Эта позиция изменится и позже будет принята в 1215 году на Четвертом Латеранском соборе .

: Халкидонский Последствия раскол

Почти немедленным результатом собора стал крупный раскол. [ нужны разъяснения ] Епископы, которых не устраивал язык Тома папы Льва, отвергли собор, заявив, что принятие двух физисов равносильно несторианству. Диоскор Александрийский пропагандировал миафизитство и доминировал на Эфесском соборе. [53] Церкви, которые отвергли Халкидон в пользу Эфеса, отделились от остальной части Восточной Церкви церковь в результате раскола, наиболее значительной из которых была Александрийская , сегодня известная как Коптская Православная Церковь . [54] Подъем «так называемого» монофизитства на Востоке (как его клеймит Запад) возглавили копты Египта. Это надо учитывать [ сомнительно обсудить ] как внешнее выражение растущих националистических тенденций [ нужна ссылка ] в этой провинции против постепенного усиления византийского империализма, который вскоре достигнет своего апогея во время правления императора Юстиниана.

В Египте противники значительно превосходили сторонников, поскольку 30 000 греков халкидонского толка противостояли примерно пяти миллионам коптских нехалкидонцев. [55] Значительное влияние на православных христиан в Египте оказала серия преследований со стороны Римской (позже Византийской) империи, вынудившая последователей Восточной Православной Церкви заявить о своей верности Тому Льва, или Халкидону. Это привело к мученичеству, преследованиям и смерти тысяч [ сомнительно обсудить ] египетских святых и епископов до арабского завоевания Египта. [56] В результате Халкидонский собор среди коптских египтян называют «Халкидонским, Зловещим», учитывая, как он привел к тому, что христиане впервые начали преследовать других христиан. [ нужна ссылка ] в истории. Коптские православные христиане и по сей день продолжают отличаться от последователей Халкидона. Хотя богословские различия считаются ограниченными (если вообще не существуют), именно политика, последующие преследования и борьба за власть в Римской империи, возможно, привели к Великому расколу или, по крайней мере, внесли значительный вклад в его усиление через века.

Раскол в церкви ослабил восточные провинции Византийской империи и помог облегчить последующие сасанидские и арабские вторжения . [57]

Юстиниан I пытался привести к общению с великой церковью тех монахов, которые все еще отвергали решение Халкидонского собора. Точное время этого события неизвестно, но считается, что оно произошло между 535 и 548 годами. Авраам Фаршутский был вызван в Константинополь и решил привести с собой четырех монахов. По прибытии Юстиниан вызвал их и сообщил, что они могут либо принять решение совета, либо потерять свои должности. Авраам отказался принять эту идею. Феодора пыталась убедить Юстиниана изменить свое мнение, но, похоже, безуспешно. Сам Авраам заявил в письме своим монахам, что предпочитает остаться в изгнании, чем подписаться под веру, противоположную вере Афанасия . [ нужны разъяснения ] Они были не одни: нехалкидонские церкви составляют восточное православие , а Александрийская церковь является их primus inter pares . Лишь в последние годы наблюдается определенная степень сближения между халкидонскими христианами и восточными православными.

православный взгляд - Восточно

Несколько историков Восточной Православной Церкви [ ВОЗ? ] рассматривали собор как спор с Римской церковью по поводу приоритета между различными патриархальными кафедрами. Коптские источники, [58] как на коптском, так и на арабском языке, предполагают, что вопросы политической и церковной власти преувеличивают различия между двумя исповеданиями веры.

Литургические поминки [ править ]

Восточная Православная Церковь поминает «Святых Отцов IV Вселенского Собора, собравшихся в Халкидоне» в воскресенье 13 июля или после него; [59] [60] однако в некоторых местах (например, в России) в этот день скорее праздник отцов первых шести Вселенских соборов. [61]

Для обоих вышеперечисленных полных свойств составлено и находится в Минее .

и богоносных отцов IV... призванных против монофизитов Ефтихия и Диоскора» была составлена ​​в середине XIV века Константинопольским патриархом Филофеем I. Ибо бывшая «Служба 630 святых Он содержит многочисленные гимны, разоблачающие учение собора, прославляющие его лидеров, которых он восхваляет и чьими молитвами он умоляет, а также уничижительные имена своих противников, например: «Придите, давайте ясно отвергнем ошибки ... но восхвалим в божественных песнях четвертый собор благочестивые отцы». [60]

Собственное название последнего озаглавлено: «Шесть Святых Вселенских Соборов памятуем». [61] При этом неоднократно проклинаются анафематствованные соборами такой риторикой, как «Христос разбивающий обман поработил Нестория» и «бездумный Арий и... терзается в огне геенны», при этом восхваляются отцы соборов и догматы соборов. излагаются в гимнах.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Греческий : Синод Халкидона , Synodos tēs Chalkēdonos
  2. ^ Канон 28: «[...] Ибо отцы справедливо предоставили привилегии престолу старого Рима, потому что это был царский город. И сто пятьдесят наиболее религиозных епископов, движимые теми же соображениями, предоставили равные привилегии святейший престол Нового Рима, справедливо рассудив, что город, удостоенный суверенитета и сената и пользующийся равными привилегиями со старым императорским Римом, должен в церковных делах также возвеличиваться, как он есть, и ставиться на второе место после него; так что в Понтийской, Азиатской и Фракийской епархиях только митрополиты, а также такие епископы из названных епархий, которые находятся среди варваров, должны быть рукоположены на вышеупомянутый Святейший престол Святейшей Константинопольской Церкви; митрополит названных епархий вместе с епископами своей провинции рукополагает своих провинциальных епископов, как положено божественными канонами, но митрополитов названных епархий, как сказано выше, рукополагает архиепископ; Константинополя после того, как надлежащие выборы были проведены согласно обычаю и ему было доложено».
  3. ^ Дальнейшие определения Константинопольского Собора (381 г.) можно найти в Wikisource .

Ссылки [ править ]

  1. ^ Моффетт, Сэмюэл Х. (1992). История христианства в Азии. Том I: Начало 1500 года . ХарперКоллинз. п. 219.
  2. ^ Мейендорф 1989 , с. 287-289.
  3. ^ Моффетт, Сэмюэл Х. (1992). История христианства в Азии. Том I: Начало 1500 года . ХарперКоллинз. п. 219.
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мейендорф 1989 , стр. 287–289.
  5. ^ Прайс, Ричард; Гэддис, Майкл (2007). Деяния Халкидонского Собора . Том. 45. Издательство Ливерпульского университета . п. 42. ИСБН  978-1-84631-100-0 . Архивировано из оригинала 25 декабря 2023 г.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Халкидонский собор | Описание, история и значение» . Британская энциклопедия . Проверено 29 марта 2021 г.
  7. ^ «Католическая энциклопедия: Халкидонский собор» . www.newadvent.org . Проверено 29 марта 2021 г.
  8. ^ Уортен, Молли (12 мая 2008 г.). «Проблема Халкидона: Русас Джон Рашдуни и истоки христианского реконструкционизма» . История Церкви . 77 (2): 399–437. дои : 10.1017/s0009640708000590 . ISSN   0009-6407 . S2CID   153625926 .
  9. ^ Пеликан, Ярослав Ян (1971). Христианская традиция: история развития доктрины . Том. 1: Возникновение католической традиции (100–600). Чикаго: Издательство Чикагского университета. стр. 262–263 . Проверено 8 мая 2024 г.
  10. ^ Ричард Прайс; Майкл Гэддис (2006). Деяния Халкидонского Собора . Издательство Ливерпульского университета. стр. 1–5. ISBN  0-85323-039-0 . Проверено 1 ноября 2016 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Великий раскол христианства 1054 года нашей эры» . www.ecumenicalexaminer.com . Проверено 29 марта 2021 г.
  12. ^ «Халкидонский собор» . Энциклопедия христианства онлайн . дои : 10.1163/2211-2685_eco_c358 . Проверено 29 марта 2021 г.
  13. ^ Моффетт, Сэмюэл Х. (1992). История христианства в Азии. Том I: Начало 1500 года . ХарперКоллинз. п. 219.
  14. Общая христологическая декларация Католической церкви и Ассирийской церкви Востока , Преамбула, по состоянию на 8 февраля 2022 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Евтихий | Биография, евтихианство, убеждения и факты» . Британская энциклопедия .
  16. ^ Общественное достояние источника В эту статью включен текст из общедоступного : Чепмен, Джон. «Евтихий». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 6 февраля 2019 г.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Чепмен, Джон. «Диоскур». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 8 февраля 2019 г.
  18. ^ МакГакин, Джон Энтони. Св. Кирилл Александрийский: христологический спор . Лейден: Э. Дж. Брилл, 1994. с. 12 ISBN   9789004099906
  19. ^ Хьюз, Филип (1954). Популярная история католической церкви . Гарден-Сити, Нью-Йорк: Имиджевые книги (Doubleday). п. 37.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «NPNF2-14. Семь Вселенских Соборов | Эфирная библиотека христианской классики» . Ccel.org. 01.06.2005 . Проверено 25 августа 2013 г.
  21. ^ Чепмен, Джон. «Разбойничий совет Эфеса». Католическая энциклопедия Том. 5. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1909 г., 9 февраля 2019 г.
  22. ^ Френд, WHC , Рост монофизитского движения , Cambridge University Press, 1972, стр. 41–43
  23. ^ Кирш, Иоганн Петер. «Папа Святой Иларус». Католическая энциклопедия Том. 7. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 9 февраля 2019 г.
  24. ^ «Святая Хилари» . Архивировано из оригинала 13 июня 2010 г. Проверено 9 ноября 2009 г.
  25. ^ Кросс, Флорида; Ливингстон, Э.А., ред. (1974). « Латроциниум ». Оксфордский словарь христианской церкви (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Халкидонский собор | Христианство» . Britannica.com . 15 апреля 1955 г. Проверено 1 ноября 2016 г.
  27. ^ Шефер, Фрэнсис. «Халкидонский собор». Католическая энциклопедия Том. 3. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1908 г., 8 февраля 2019 г.
  28. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Справочники по истории Интернета» . sourcebooks.fordham.edu .
  29. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Романидес (1964). «Св. Кирилл «Единый Фисис или Ипостась Бога Воплотившегося Логоса» и Халкидон» . Греческий православный богословский обзор . Х.
  30. ^ История Коптской церкви , отец Менасса Юханна
  31. ^ Тадрос, Ю. Малати (1993). «Введение в Коптскую церковь» (PDF) . www.copticchurch.net . п. 71. Архивировано (PDF) из оригинала 22 июня 2006 г. Проверено 7 декабря 2018 г.
  32. ^ «Православная и восточно-православная консультация» . Романити.орг . Проверено 1 ноября 2016 г.
  33. ^ «Вопросы и ответы Его Преосвященства Епископа Юсефа» . подозреваемые . Проверено 10 июня 2014 г.
  34. ^ Дональд С. Арментраут; Роберт Боак Слокам (2005). Епископальный словарь церкви . Черч Паблишинг Инкорпорейтед. п. 81. ИСБН  0-89869-211-3 . Проверено 1 ноября 2016 г.
  35. ^ «Вселенский собор» . Колумбия.edu . Архивировано из оригинала 15 октября 2014 г. Проверено 8 октября 2014 г.
  36. ^ Мейендорф 1989 , стр. 167–178.
  37. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Канон на языке оригинала можно увидеть здесь: https://earlychurchtexts.com/main/chalcedon/canons_of_chalcedon_03.shtml . Английский перевод доступен здесь: https://earlychurchtexts.com/public/chalcedon_canons.htm.
  38. ^ Шверин, Филип, Как епископ Рима принял титул «Викария Христа». Архивировано 5 августа 2017 г. в Wayback Machine , стр. 3: «Лев верил, что в нем был голос Петра. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне в 451 г. провозгласил, что Константинополь имеет тот же патриархальный статус, что и Рим (28-е правило), утверждение, с которым Лев никогда не соглашался и с которым он даже пытался объявить недействительным. Когда Лев попытался восстановить в должности лишенного сана французского епископа, св. Хилари, председательствовавший в Галликанской церкви в качестве Верховного понтифика, велел Льву держать свой римский нос в стороне от французских дел. Константинополь, однако благодаря ему папство все же добилось определенных успехов».
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бокенкоттер, Томас (2004). Краткая история католической церкви . Даблдэй. п. 84 . ISBN  0-385-50584-1 .
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Благородный, Томас; Штраус, Барри (2005). Западная цивилизация . Компания Хоутон Миффлин. п. 214. ИСБН  0-618-43277-9 .
  41. ^ «Халкидонское определение» . Earlychurchtexts.com . Проверено 1 ноября 2016 г.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Католическая энциклопедия: Халкидонский собор» . www.newadvent.org . Проверено 7 декабря 2018 г.
  43. ^ Минь, Жаки Поль, Patrologia Latina , 54 , 1038 и 1143.
  44. ^ Келли, Арт (2004). Ответ на статью «Евангелисты, католики и единство» .
  45. ^ Опп. Сент-Леонис, Эп. 98. [23] Эп. 101. [24] Эп. 132. [25] Эп. 100. 232, http://www.clerus.org/bibliaclerusonline/en/ui.htm
  46. Льву, Послание 132.
  47. ^ Уэр, Каллистос, Православная церковь . Новое издание. Книги о пингвинах. 1997. с. 26
  48. ^ Постановления Вселенских Соборов , Том. 1, изд. Норман П. Таннер, SJ (1990), стр. 75–76.
  49. ^ «Идея пентархии в христианстве» . Homo laicus .
  50. ^ Энциклопедия мировых религий . Мерриам-Вебстер. 1999. ISBN  978-0-87779044-0 . Проверено 1 ноября 2016 г.
  51. ^ «Канон xxviii и восточное папство: причина или следствие?» . АОИ США. Архивировано из оригинала 10 января 2013 г. Проверено 23 февраля 2013 г.
  52. ^ Постановления Вселенских Соборов , изд. Норман П. Таннер, SJ, стр. 99–100.
  53. ^ "Латроциниум". Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
  54. ^ «Египет» . Центр Беркли по религии, миру и мировым делам . Архивировано из оригинала 20 декабря 2011 г. Проверено 14 декабря 2011 г. См. раскрывающееся эссе на тему «Исламское завоевание и Османская империя».
  55. ^ Бери 1889 , с. 249.
  56. ^ Батлер, Альфред Джошуа (1902). Арабское завоевание Египта и последние тридцать лет римского владычества . Библиотека Конгресса. Оксфорд, Кларендон Пресс.
  57. ^ Франческа Аран Мерфи (2015). Оксфордский справочник по христологии . Издательство Оксфордского университета. п. 146. ИСБН  9780191061677 .
  58. ^ А. Эль-Мохарраки, Пахум; Аталла Гиргис, Вахиб (1995). Христологическое учение нехалкидонских церквей . Манчестер: Коста Цумас.
  59. ^ «В неделю святых отцов IV Вселенского Собора, собравшихся в Халкидоне» . Богослужебные тексты – Минея – Июль – Святые отцы . Анастасис — Домашняя страница архимандрита Ефрема. Архивировано из оригинала 30 декабря 2013 г. Проверено 28 августа 2013 г.
  60. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «МЕСЯЦ – Июль – Неделя Святых Отцов Четвертого Вселенского Собора, собравшихся в Халкидоне» . Проверено 28 августа 2013 г.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б "Богослужебные тексты – Рядовая Минея – Июль – 16 июля: Священномученика Афиногена и десяти учеников его. Святые отцов шести Вселенских соборов" (PDF) . Archived (PDF) from the original on 2013-09-27 . Retrieved 2013-08-28 .

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Халкидонский собор». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1c61e264511230ce968686335213d77e__1718875800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1c/7e/1c61e264511230ce968686335213d77e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Council of Chalcedon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)