Jump to content

Пробуждение (финское религиозное движение)

пробуждения Фестиваль в Сейняйоки в июле 2009 г.

Пробуждение (Finnish: herännäisyysФинское произношение: [ˈherænːæi̯syːs] ; или занудство , Финский: [ˈkørtːilæi̯syːs] ) — лютеранское религиозное движение в Финляндии, нашедшее последователей в провинциях Саво и Остроботния . Истоки движения относятся к 18 веку. Он функционировал внутри Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии на протяжении всего ее существования. Раньше это движение было очень пиетистским , но в настоящее время считается частью основного течения финского лютеранства.

Основные характеристики [ править ]

В теологическом отношении Пробуждение подчеркивало величие Бога, греховность человека и ничтожность человеческих усилий по спасению (см. монергизм ).

Сегодня движение «Пробуждение» широко известно в Финляндии благодаря ежегодному фестивалю «Пробуждение» Herättäjäjuhlat . Фестиваль, проводимый в июле, привлекает около 30 000 посетителей и остается вторым по величине ежегодным религиозным мероприятием в Финляндии.

Пробуждение принесло с собой форму монастыря, известную как сёра , которая состоит из пения гимнов как молитвы, прерываемой короткими речами в качестве комментария к преобладающему настроению.

История [ править ]

Губка Боб Швед (1777–1852).
Нильс Густав Мальмберг (1807-1858)

В настоящее время широко распространено мнение, что корни Herännäisyys лежат в нескольких популярных религиозных движениях возрождения XVIII века, например, в провинции Саво . Были случаи, когда группы людей испытывали религиозные переживания, подобные трансу, например, на полях при сборе сена. Самый известный из них произошел на Тельппяснийитти в 1796 году. Первоначальным лидером движения был Юхана Лустиг .

Пааво Руотсалайнен представляет собой новый тип личности XIX века, сформировавшийся в результате появления привычки к чтению в сельской местности в тот период, когда для более широкой аудитории стала доступна особенно религиозная литература. Вместо мифологического религиозного лидера он изображается в позднейшей литературе фермером без формального образования, потребляющим религиозную литературу и занимающимся религиозной жизнью людей, развивая при этом умение сдерживать возникающие у людей религиозные экстазы. Его главным достижением было применение изучения религиозной литературы для поддержки религиозной жизни и предоставление утешительных духовных советов на основе своего опыта. [1]

Постепенно, в 1820-х годах, Пааво Руотсалайнен стал лидером движения. началось религиозное возрождение Одновременно в Калайоки . Движение поддержали пасторы Йонас Лагус и Нильс Густав Мальмберг . В 1830-х годах два возрождения сошлись и объединились. Движение всегда было самым сильным в Саво, Остроботнии и Кайнуу . Через лютеранское духовенство его влияние распространилось за пределы региона происхождения.

В середине 19 века единство движения было поставлено под сомнение. В конце концов евангелическое возрождение во главе с Фредриком Габриэлем Хедбергом отделилось от движения и было организовано отдельно. Одновременно движение вступило в период кризиса, когда первоначально сочувствовавшие ему священнослужители дистанцировались от движения в знак протеста против Пааво Руотсалайнена, и особенно против Н.Г. Мальмберга, которого они обвиняли в греховной жизни. Движение сохранялось как народное движение, поддерживаемое и организуемое независимо сторонниками среди крестьянского населения.

Вильхельми Мальмиваара , основатель перидикала движения «Hengellinen Kuukauslehti», автор гимнов и лидер движения «Пробуждение».

Позже возродился интерес лютеранского духовенства с пиетистскими взглядами и добавился элемент национального возрождения. В 1880-х годах на руководящую должность поднялся сын Нильса Густава Мальмберга, Вильхельми Мальмиваара . Он воспользовался современными средствами коммуникации, основав периодическое издание Hengellinen Kuukauslehti в 1888 году и основав издательскую компанию Herättäjä в 1892 году. Движение было институционализировано посредством основания Общества Herättäjä (Sisälähetysseura Herättäjä) в 1912 году. Движение позиционировалось как политическое националистическое правое движение. движения крыльев.

Согласно опросу, проведенному церковными профсоюзами в 2010 году, 48% финского лютеранского духовенства признали влияние пробуждения на свое мышление и 28% были связаны с этим движением (N=660). [2] Таким образом, те, кто отражает наследие Пробуждения, составляют самую большую группу духовенства.

Религиозные взгляды [ править ]

Движение строго придерживается лютеранской богословской основы финской церкви. Однако его миссия состоит в том, чтобы указать на значение веры в жизни человека и дать людям возможность следовать за Христом. Движение решительно подчеркивало, что вера и спасение являются действиями Бога. Люди не могут внести вклад в свое спасение. Спасение – это действие только Бога и Святого Духа Лютера , согласно принципу sola gratia . Бог велик, люди малы. Евангелие проповедуется на низком уровне среди людей, где также существует движение.

Религиозные взгляды были сформулированы в первую очередь первыми лидерами движения. Среди них, особенно взгляды Пааво Руотсалайнена, до сих пор продолжают влиять на мышление. Сегодня это умеренное движение, принимающее рукоположение женщин в пасторы и либерально относящееся к сексуальным меньшинствам. Исследование, опубликованное в 2010 году Финским церковным исследовательским центром, показало, что сторонники «Пробуждения» значительно отличаются от сторонников других финских лютеранских движений возрождения своими либеральными взглядами, например, на сексуальную этику. [3]

Религиозные черты и обычаи [ править ]

Венни Солдан-Брофельдт : Женщины в монастыре (1898 г.). Вид из дома художника, священника Иисалми .

Для движения было характерно подчеркивать тихую и простую жизнь и брать на себя ответственность в обществе. В наше время движение выразило обеспокоенность по поводу социальной справедливости в финском обществе.

Conventicle или seurat - типичное религиозное собрание движения. Традиционно они проводились дома, но в наши дни их можно проводить и в залах собраний и других местах. Обычно сёра длится около часа. Гимны поются в медитативном ритме без сопровождения. Текст гимнов представляет собой в основном молитву. Пение прерывается короткими речами. Первоначальная форма seurat организована демократично: приглашаются лишь несколько выступающих, и каждому присутствующему предоставляется возможность высказаться. Речь обычно ведется сидя с места говорящего, а не с кафедры. Выбор гимна также бесплатен: любой может выбрать и запустить гимн. Если речь считается неуместной, по обычаю допустимо прервать говорящего, начав гимн. Часто гимны и речи спонтанно тематически связаны, образуя цепочку мыслей. По традиции собрание начинается с кофе и заканчивается свободным обсуждением. Это также дает участникам возможность при необходимости уйти в частную дискуссию с пасторами или мирянами.

Гимн движения - Siionin Virret (Гимны Сиона), который первоначально был переводом шведского гимна движения Herrnhut 1740 года, Sions Sånger . Сборник неоднократно реорганизовывался и дополнялся. Новейшая реформация была опубликована в 2017 году. Многие гимны вошли в официальный сборник гимнов Евангелическо-лютеранской церкви . Наиболее характерной чертой движения было медитативное пение гимнов.

Традиционно для движения характерен строгий кодекс поведения приверженцев. Танцы, яркая одежда, театр и музыка были осуждены. Второе финское название движения, körttiläisyys , как говорят, происходит от типичной черной одежды его приверженцев с характерным körtti ( швед . skört ), то есть складкой на спине. Приверженцы хотели подчеркнуть свою свободу от моды и простую жизнь, одеваясь в простую черную одежду и с простой прической. Использование характерной одежды пришло в упадок и стало диковинкой.

Отражая способность к обновлению и более толерантный курс, движение несколько раз организовывало «радужные монастыри», чтобы создать безопасное пространство для ЛГБТ-сообщества сначала в Хельсинки в рамках Helsinki Pride 2019. [4] и в рамках летнего фестиваля в 2023 году [5]

В культуре [ править ]

Несмотря на то, что оно традиционно даже враждебно к культуре, это движение вдохновило выдающихся финских художников и пережило возрождение в 1970-х и 1980-х годах, когда оно было представлено в пьесах и чрезвычайно популярной финской опере. Финский писатель Юхани Ахо вырос в этом движении, и оно стало темой многих его романов и рассказов. Финский композитор Йоонас Кокконен поставил оперу «Последние искушения» , в которой изображена жизнь Пааво Руотсалайнена. Опера была написана для знаменитого финского баса Мартти Талвела , другом которого был мирский проповедник движения «Пробуждение» Аку Рятю.

Организация и деятельность [ править ]

Региональная деятельность Движения Пробуждения в Финляндии в 2007 году.
Активность:
  Ежемесячно
  Ежегодно
Конфирмация и месса в открытой церкви по окончании лагеря конфирмации в центре движения Пробуждения Ахолансаари.

Головной организацией движения является Herättäjä-Yhdistys (Общество Пробуждения), базирующееся в Лапуа . Бывшим председателем общества (2010 г.) была мирянка Кайса Рёнкя, первая женщина в Финляндии, возглавившая движение финского возрождения. В 2011 году Рёнкя на посту председателя сменил Юкка Хаутала. [6] Исполнительным директором общества является Симо Юнтунен. В обществе работают 20 человек — в основном пасторы или проповедники-миряне . Herättäjä-Yhdistys издает книги и музыку, организует конфирмационные занятия в усадьбе Пааво Руотсалайнена — Ахолансаари в Нильсии , а также продолжает издавать журнал Henki Magazine и другие периодические издания.

Безусловно, наиболее значимым мероприятием является организация летнего фестиваля herättäjäjuhlat . Фестиваль также является важным источником дохода движения. Фестиваль организуется в переезде в разных городах первоначального района движения, а иногда и в крупных городах.

Студенческое служение зародилось, когда семьи хотели обеспечить безопасный дом в Хельсинки для студентов богословия. Молодёжное служение было начато в 1970-х годах. Христианские народные средние школы сыграли очень важную роль для движения. Они были созданы движением, когда уровень образования в деревне был еще относительно низким. В настоящее время девять народных школ свободно связаны с движением. Они расположены в Эурайоки , Ювяскюля , Каяани , Лапуа , Лиекса , Лапинлахти , Юливиеска , Турку и Валкеала .

Сторонники движения активно участвовали в создании Финского миссионерского общества . Миссионерская поддержка осуществляется через ФМС. Самостоятельно движение ведет деятельность среди финнов и финно-угров в России и Эстонии.

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Мифический швед-Губка Боб» . Церковь и город. 2011 . Проверено 22 ноября 2023 г.
  2. ^ Ниемеля, Кати (2010), Духовенство и канторы 2010: Отчет об опросе членов церковных профессиональных организаций Акавы (PDF) , Тампере: Центр церковных исследований, стр. 7, ISBN   978-951-693-302-5 , заархивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2011 г. , получено 6 августа 2010 г.
  3. ^ Аластало, Симо (24 ноября 2010 г.), исключительная вседозволенность Кёртти удивила исследователя (на финском языке), FI: Kotimaa24 [ постоянная мертвая ссылка ] .
  4. ^ «Herättäjä-Yhdistys организует радужные клубы в конце недели прайда в Хельсинки» . www.kotimaa.fi (на финском языке) . Проверено 28 августа 2023 г.
  5. ^ «Häretäjäjuhlat собирает кортти в Сейняйоки — мирная вейсуу принадлежит партии, где лучшие речи имеют длину ромба кортти» . www.yle.fi (на финском языке) . Проверено 28 августа 2023 г.
  6. ^ Сеппяля, Олли. Юкка Хаутала в качестве председателя Ассоциации Возрождения . Родина24.

Ссылки [ править ]

  • Элениус, Яакко. С серьезным лицом, с веселым сердцем Ассоциация Возрождения, (1996)
  • Хаавио, Яакко. У Общества возрождения «Гимны Сиона» (1970)
  • Хейнинен, Симо и Хейккиля, Маркку. История финской церкви Эдита, (1996)

Внешние ссылки [ править ]

СМИ, связанные с Пробуждением (религиозное движение) на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2865e3d1bba4b581cc4ddd027fb05531__1717407120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/31/2865e3d1bba4b581cc4ddd027fb05531.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Awakening (Finnish religious movement) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)