Пробуждение (финское религиозное движение)
Часть серии о |
лютеранство |
---|
![]() |
Пробуждение (Finnish: herännäisyys Финское произношение: [ˈherænːæi̯syːs] ; или занудство , Финский: [ˈkørtːilæi̯syːs] ) — лютеранское религиозное движение в Финляндии, нашедшее последователей в провинциях Саво и Остроботния . Истоки движения относятся к 18 веку. Он функционировал внутри Евангелическо-лютеранской церкви Финляндии на протяжении всего ее существования. Раньше это движение было очень пиетистским , но в настоящее время считается частью основного течения финского лютеранства.
Основные характеристики [ править ]
В теологическом отношении Пробуждение подчеркивало величие Бога, греховность человека и ничтожность человеческих усилий по спасению (см. монергизм ).
Сегодня движение «Пробуждение» широко известно в Финляндии благодаря ежегодному фестивалю «Пробуждение» Herättäjäjuhlat . Фестиваль, проводимый в июле, привлекает около 30 000 посетителей и остается вторым по величине ежегодным религиозным мероприятием в Финляндии.
Пробуждение принесло с собой форму монастыря, известную как сёра , которая состоит из пения гимнов как молитвы, прерываемой короткими речами в качестве комментария к преобладающему настроению.
История [ править ]


В настоящее время широко распространено мнение, что корни Herännäisyys лежат в нескольких популярных религиозных движениях возрождения XVIII века, например, в провинции Саво . Были случаи, когда группы людей испытывали религиозные переживания, подобные трансу, например, на полях при сборе сена. Самый известный из них произошел на Тельппяснийитти в 1796 году. Первоначальным лидером движения был Юхана Лустиг .
Пааво Руотсалайнен представляет собой новый тип личности XIX века, сформировавшийся в результате появления привычки к чтению в сельской местности в тот период, когда для более широкой аудитории стала доступна особенно религиозная литература. Вместо мифологического религиозного лидера он изображается в позднейшей литературе фермером без формального образования, потребляющим религиозную литературу и занимающимся религиозной жизнью людей, развивая при этом умение сдерживать возникающие у людей религиозные экстазы. Его главным достижением было применение изучения религиозной литературы для поддержки религиозной жизни и предоставление утешительных духовных советов на основе своего опыта. [1]
Постепенно, в 1820-х годах, Пааво Руотсалайнен стал лидером движения. началось религиозное возрождение Одновременно в Калайоки . Движение поддержали пасторы Йонас Лагус и Нильс Густав Мальмберг . В 1830-х годах два возрождения сошлись и объединились. Движение всегда было самым сильным в Саво, Остроботнии и Кайнуу . Через лютеранское духовенство его влияние распространилось за пределы региона происхождения.
В середине 19 века единство движения было поставлено под сомнение. В конце концов евангелическое возрождение во главе с Фредриком Габриэлем Хедбергом отделилось от движения и было организовано отдельно. Одновременно движение вступило в период кризиса, когда первоначально сочувствовавшие ему священнослужители дистанцировались от движения в знак протеста против Пааво Руотсалайнена, и особенно против Н.Г. Мальмберга, которого они обвиняли в греховной жизни. Движение сохранялось как народное движение, поддерживаемое и организуемое независимо сторонниками среди крестьянского населения.

Позже возродился интерес лютеранского духовенства с пиетистскими взглядами и добавился элемент национального возрождения. В 1880-х годах на руководящую должность поднялся сын Нильса Густава Мальмберга, Вильхельми Мальмиваара . Он воспользовался современными средствами коммуникации, основав периодическое издание Hengellinen Kuukauslehti в 1888 году и основав издательскую компанию Herättäjä в 1892 году. Движение было институционализировано посредством основания Общества Herättäjä (Sisälähetysseura Herättäjä) в 1912 году. Движение позиционировалось как политическое националистическое правое движение. движения крыльев.
Согласно опросу, проведенному церковными профсоюзами в 2010 году, 48% финского лютеранского духовенства признали влияние пробуждения на свое мышление и 28% были связаны с этим движением (N=660). [2] Таким образом, те, кто отражает наследие Пробуждения, составляют самую большую группу духовенства.
Религиозные взгляды [ править ]
Движение строго придерживается лютеранской богословской основы финской церкви. Однако его миссия состоит в том, чтобы указать на значение веры в жизни человека и дать людям возможность следовать за Христом. Движение решительно подчеркивало, что вера и спасение являются действиями Бога. Люди не могут внести вклад в свое спасение. Спасение – это действие только Бога и Святого Духа Лютера , согласно принципу sola gratia . Бог велик, люди малы. Евангелие проповедуется на низком уровне среди людей, где также существует движение.
Религиозные взгляды были сформулированы в первую очередь первыми лидерами движения. Среди них, особенно взгляды Пааво Руотсалайнена, до сих пор продолжают влиять на мышление. Сегодня это умеренное движение, принимающее рукоположение женщин в пасторы и либерально относящееся к сексуальным меньшинствам. Исследование, опубликованное в 2010 году Финским церковным исследовательским центром, показало, что сторонники «Пробуждения» значительно отличаются от сторонников других финских лютеранских движений возрождения своими либеральными взглядами, например, на сексуальную этику. [3]
Религиозные черты и обычаи [ править ]

Для движения было характерно подчеркивать тихую и простую жизнь и брать на себя ответственность в обществе. В наше время движение выразило обеспокоенность по поводу социальной справедливости в финском обществе.
Conventicle или seurat - типичное религиозное собрание движения. Традиционно они проводились дома, но в наши дни их можно проводить и в залах собраний и других местах. Обычно сёра длится около часа. Гимны поются в медитативном ритме без сопровождения. Текст гимнов представляет собой в основном молитву. Пение прерывается короткими речами. Первоначальная форма seurat организована демократично: приглашаются лишь несколько выступающих, и каждому присутствующему предоставляется возможность высказаться. Речь обычно ведется сидя с места говорящего, а не с кафедры. Выбор гимна также бесплатен: любой может выбрать и запустить гимн. Если речь считается неуместной, по обычаю допустимо прервать говорящего, начав гимн. Часто гимны и речи спонтанно тематически связаны, образуя цепочку мыслей. По традиции собрание начинается с кофе и заканчивается свободным обсуждением. Это также дает участникам возможность при необходимости уйти в частную дискуссию с пасторами или мирянами.
Гимн движения - Siionin Virret (Гимны Сиона), который первоначально был переводом шведского гимна движения Herrnhut 1740 года, Sions Sånger . Сборник неоднократно реорганизовывался и дополнялся. Новейшая реформация была опубликована в 2017 году. Многие гимны вошли в официальный сборник гимнов Евангелическо-лютеранской церкви . Наиболее характерной чертой движения было медитативное пение гимнов.
Традиционно для движения характерен строгий кодекс поведения приверженцев. Танцы, яркая одежда, театр и музыка были осуждены. Второе финское название движения, körttiläisyys , как говорят, происходит от типичной черной одежды его приверженцев с характерным körtti ( швед . skört ), то есть складкой на спине. Приверженцы хотели подчеркнуть свою свободу от моды и простую жизнь, одеваясь в простую черную одежду и с простой прической. Использование характерной одежды пришло в упадок и стало диковинкой.
Отражая способность к обновлению и более толерантный курс, движение несколько раз организовывало «радужные монастыри», чтобы создать безопасное пространство для ЛГБТ-сообщества сначала в Хельсинки в рамках Helsinki Pride 2019. [4] и в рамках летнего фестиваля в 2023 году [5]
В культуре [ править ]
Несмотря на то, что оно традиционно даже враждебно к культуре, это движение вдохновило выдающихся финских художников и пережило возрождение в 1970-х и 1980-х годах, когда оно было представлено в пьесах и чрезвычайно популярной финской опере. Финский писатель Юхани Ахо вырос в этом движении, и оно стало темой многих его романов и рассказов. Финский композитор Йоонас Кокконен поставил оперу «Последние искушения» , в которой изображена жизнь Пааво Руотсалайнена. Опера была написана для знаменитого финского баса Мартти Талвела , другом которого был мирский проповедник движения «Пробуждение» Аку Рятю.
Организация и деятельность [ править ]

Активность:
Головной организацией движения является Herättäjä-Yhdistys (Общество Пробуждения), базирующееся в Лапуа . Бывшим председателем общества (2010 г.) была мирянка Кайса Рёнкя, первая женщина в Финляндии, возглавившая движение финского возрождения. В 2011 году Рёнкя на посту председателя сменил Юкка Хаутала. [6] Исполнительным директором общества является Симо Юнтунен. В обществе работают 20 человек — в основном пасторы или проповедники-миряне . Herättäjä-Yhdistys издает книги и музыку, организует конфирмационные занятия в усадьбе Пааво Руотсалайнена — Ахолансаари в Нильсии , а также продолжает издавать журнал Henki Magazine и другие периодические издания.
Безусловно, наиболее значимым мероприятием является организация летнего фестиваля herättäjäjuhlat . Фестиваль также является важным источником дохода движения. Фестиваль организуется в переезде в разных городах первоначального района движения, а иногда и в крупных городах.
Студенческое служение зародилось, когда семьи хотели обеспечить безопасный дом в Хельсинки для студентов богословия. Молодёжное служение было начато в 1970-х годах. Христианские народные средние школы сыграли очень важную роль для движения. Они были созданы движением, когда уровень образования в деревне был еще относительно низким. В настоящее время девять народных школ свободно связаны с движением. Они расположены в Эурайоки , Ювяскюля , Каяани , Лапуа , Лиекса , Лапинлахти , Юливиеска , Турку и Валкеала .
Сторонники движения активно участвовали в создании Финского миссионерского общества . Миссионерская поддержка осуществляется через ФМС. Самостоятельно движение ведет деятельность среди финнов и финно-угров в России и Эстонии.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Мифический швед-Губка Боб» . Церковь и город. 2011 . Проверено 22 ноября 2023 г.
- ^ Ниемеля, Кати (2010), Духовенство и канторы 2010: Отчет об опросе членов церковных профессиональных организаций Акавы (PDF) , Тампере: Центр церковных исследований, стр. 7, ISBN 978-951-693-302-5 , заархивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2011 г. , получено 6 августа 2010 г.
- ^ Аластало, Симо (24 ноября 2010 г.), исключительная вседозволенность Кёртти удивила исследователя (на финском языке), FI: Kotimaa24 [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ «Herättäjä-Yhdistys организует радужные клубы в конце недели прайда в Хельсинки» . www.kotimaa.fi (на финском языке) . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ «Häretäjäjuhlat собирает кортти в Сейняйоки — мирная вейсуу принадлежит партии, где лучшие речи имеют длину ромба кортти» . www.yle.fi (на финском языке) . Проверено 28 августа 2023 г.
- ^ Сеппяля, Олли. Юкка Хаутала в качестве председателя Ассоциации Возрождения . Родина24.
Ссылки [ править ]
- Элениус, Яакко. С серьезным лицом, с веселым сердцем Ассоциация Возрождения, (1996)
- Хаавио, Яакко. У Общества возрождения «Гимны Сиона» (1970)
- Хейнинен, Симо и Хейккиля, Маркку. История финской церкви Эдита, (1996)
Внешние ссылки [ править ]
СМИ, связанные с Пробуждением (религиозное движение) на Викискладе?
- Ассоциация возрождения (на финском языке)