Jump to content

История лютеранства

Лютеранство как религиозное движение зародилось в Священной Римской империи в начале 16 века как попытка реформирования католической церкви . Движение зародилось с , к публичным дебатам по ряду вопросов внутри католической церкви призывом Мартина Лютера , тогда профессора Библии в молодом Виттенбергском университете . Лютеранство вскоре стало более широким религиозным и политическим движением в Священной Римской империи благодаря поддержке ключевых избирателей и широкому распространению печатного станка . Это движение вскоре распространилось по всей Северной Европе и стало движущей силой более широкой протестантской Реформации . Сегодня лютеранство распространилось из Европы на все шесть населенных континентов.

Реформации (15 век ) Корни

В 15 веке в европейском обществе произошло множество изменений, каждое из которых можно отнести к вкладу в академический и политический климат, который способствовал распространению лютеранского движения. Многие религиозные движения до Мартина Лютера продвигали идеи, которые он перенял, включая гуситов , вальденсов и последователей Джироламо Савонаролы . Важно отметить, что условия, созданные эпохой Возрождения, позволили таким мыслителям, как Дезидерий Эразм, подвергнуть сомнению роль и природу самой Церкви .

Социальные потрясения в Европе [ править ]

Отец Лютера, Ганс, картина Лукаса Кранаха Старшего

В начале 16 века на европейском континенте за последние 200 лет произошли огромные изменения в устройстве общества и культуры. Резкая потеря населения из-за Черной смерти создала новые экономические возможности и мобильность среди низших классов общества. Новые технологии появились для решения проблемы нехватки рабочей силы и необходимости повышения производительности, что, в свою очередь, создало новые классы общества для поддержки производства и торговли. Ганс Лютер, отец Мартина Лютера , был представителем этого нового среднего класса. Ганс Лютер зарабатывал на жизнь арендой и эксплуатацией медных рудников и плавильных заводов. Семья Лютера имела достаточный доход и социальный статус, поэтому Ганс мог мечтать о университетском образовании и карьере юриста для своего сына.

XIV век также вызвал переворот в Римско-католической церкви с разрешением западного раскола в начале века, спорами вокруг папства эпохи Возрождения и новым давлением, вызванным вторжениями в христианский мир растущей Османской империи. .

грамотности Распространение

Распространение книг и высшего образования оказало очевидное влияние на лютеранских реформаторов. Библия Гутенберга была впервые напечатана в 1455 году, а последующие издания Библии и других книг быстро стали доступны более широкому распространению, чем когда-либо прежде. Вместе с распространением книги университеты становились центрами новой академической культуры, существовавшей вне непосредственного контроля Римско-католической церкви. В 1502 году Фридрих III, курфюрст Саксонии , основал Виттенбергский университет , университет, в котором жил молодой монах -августинец , «профессор Библии» по имени Мартин Лютер.

Начало Реформации [ править ]

Кардинал Альбрехт Гогенцоллерн , архиепископ Майнца и Магдебурга, использовал часть доходов от индульгенций для выплаты взяточничества; [1] Портрет Альбрехта Дюрера , 1519 г.
Продажа индульгенций, показанная в «Вопросе монетному дворнику» , гравюра на дереве Йорга Бреу Старшего из Аугсбурга, ок. 15:30

В 1516–1517 годах Иоганн Тецель , доминиканский монах и папский комиссар по индульгенциям , был отправлен Римско-католической церковью в Германию для продажи индульгенций, чтобы собрать деньги на восстановление базилики Святого Петра в Риме. [2]

31 октября 1517 года Лютер написал Альбрехту, архиепископу Майнца и Магдебурга , протестуя против продажи индульгенций. К своему письму он приложил копию своего «Диспута Мартина Лютера о силе и эффективности индульгенций», который стал известен как « Девяносто пять тезисов» . Ганс Хиллербранд пишет, что Лютер не собирался противостоять церкви, но рассматривал свой диспут как научное возражение против церковной практики, и, соответственно, тон его письма является «исследовательским, а не доктринерским». [3] Хиллербранд пишет, что, тем не менее, в некоторых тезисах есть скрытый вызов, особенно в Тезисе 86, в котором задается вопрос: «Почему папа, чье богатство сегодня превышает богатство самого богатого Красса, строит базилику Св. Петра деньгами бедных верующих, а не своими собственными деньгами?» [3]

Сундук Тецеля на выставке в церкви Св. Николая в Ютербоге (статья на немецком языке).

Лютер возражал против высказывания, приписываемого Иоганну Тецелю, о том, что «как только монета в сундуке зазвенит, душа из чистилища вырвется наружу». [4] настаивая на том, что, поскольку прощение было единственным даром Бога, те, кто утверждал, что индульгенции освобождают покупателей от всех наказаний и даруют им спасение, ошибались. Христиане, сказал он, не должны ослаблять следования за Христом из-за таких ложных заверений.

По словам Филиппа Меланхтона , писавшего в 1546 году, Лютер в тот же день прибил копию « Девяносто пяти тезисов» к двери замковой церкви в Виттенберге (двери церкви служили досками объявлений его времени) — событие, которое сейчас рассматривается как искра протестантская Реформация , [5] и отмечается каждый год 31 октября как День Реформации . Некоторые ученые поставили под сомнение точность рассказа Меланхтона, отметив, что для него не существует современных доказательств. [6] Другие возражали, что в таких доказательствах нет необходимости, поскольку во времена Лютера это был обычный способ рекламы мероприятия в университетском кампусе. [7]

Девяносто пять тезисов были быстро переведены с латыни на немецкий язык, напечатаны и широко скопированы, что сделало эту полемику одной из первых в истории, в которой участвовал печатный станок . [8] В течение двух недель тезисы распространились по всей Германии; в течение двух месяцев по всей Европе.

Оправдание верой [ править ]

Дверь Schlosskirche (замковой церкви) в Виттенберге, к которой, как говорят, Лютер прибил свои 95 тезисов.

С 1510 по 1520 год Лютер читал лекции по Псалмам , книгам Послания к Евреям , Римлянам и Галатам . Изучая эти части Библии, он таких терминов, как покаяние и праведность по-новому взглянул на использование Римско-католической церковью . Он пришел к убеждению, что церковь по-своему развращена, и упустил из виду то, что он считал несколькими центральными истинами христианства, самой важной из которых для Лютера было учение об оправдании – Божье действие, объявляющее грешника праведным. — только верой Божией , по благодати . Он начал учить, что спасение или искупление — это дар Божьей благодати, достижимый только через веру в Иисуса как Мессию . [9] «Эта одна и твердая скала, которую мы называем учением об оправдании, — писал он, — есть главный пункт всего христианского учения, объемлющего понимание всякого благочестия». [10]

Лютер пришел к пониманию оправдания как полностью Божьего дела. Вопреки учению своего времени о том, что праведные поступки верующих совершаются в сотрудничестве с Богом, Лютер писал, что христиане получают такую ​​праведность исключительно извне; что праведность не только исходит от Христа, но на самом деле является праведностью Христа, вмененной христианам (а не влитой в них) через веру. [11] «Вот почему только вера делает человека справедливым и исполняет закон», — писал он. «Вера – это то, что приносит Святого Духа через заслуги Христа». [12] Вера для Лютера была даром от Бога. Он объяснил свою концепцию «оправдания» в статьях Смалькальда :

Первая и главная статья такова: Иисус Христос, наш Бог и Господь, умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания (Римлянам 3:24–25). Он один — Агнец Божий, который берет на себя грехи мира ( Иоанна 1:29), и Бог возложил на Него грехи всех нас ( Исаия 53:6). Все согрешили и оправданы даром, без своих дел и заслуг, по Его благодати, через искупление во Христе Иисусе, в Его крови (Римлянам 3:23–25). В это необходимо верить. Это не может быть приобретено или постигнуто каким-либо другим трудом, законом или заслугами. Поэтому ясно и несомненно, что одна эта вера оправдывает нас... Ничего из этой статьи нельзя уступить или отказаться, хотя бы небо и земля и все прочее пали ( Мк. 13:31). [13]

Ответ папства [ править ]

Папа Лев X автора Рафаэль

Расширение нарушения [ править ]

Сочинения Лютера широко распространялись, достигнув Франции, Англии и Италии уже в 1519 году, и студенты стекались в Виттенберг, чтобы послушать его выступления. Он опубликовал краткий комментарий к Посланию к Галатам и своей работе над псалмами . В то же время он принял депутации из Италии и утраквистов Богемии ; Ульрих фон Хуттен и Франц фон Зикинген предложили Лютеру взять его под свою защиту. [ почему? ] [14]

Этот ранний период карьеры Лютера был одним из самых творческих и продуктивных. [15] Три из его самых известных работ были опубликованы в 1520 году: «К христианской знати немецкой нации» , «О вавилонском пленении церкви» и «О свободе христианина» .

Наконец 30 мая 1518 года, когда Папа потребовал объяснений, Лютер написал Папе краткое изложение и объяснение своих тезисов. Хотя Папа, возможно, и признал некоторые пункты, ему не понравился вызов его авторитету, поэтому он вызвал Лютера в Рим, чтобы ответить на них. В этот момент Фридрих Мудрый вмешался саксонский курфюрст . Он не хотел, чтобы одного из его подданных отправили в Рим на суд католического духовенства, поэтому он убедил императора Священной Римской империи Карла V , который нуждался в поддержке Фридриха, договориться о компромиссе.

Однако была достигнута договоренность, согласно которой этот вызов был отменен, и Лютер отправился в Аугсбург в октябре 1518 года, чтобы встретиться с папским легатом кардиналом Томасом Каэтаном . Спор был долгим, но ничего не разрешилось. Лейпцигские дебаты состоялись в июне и июле 1519 года в замке Плейсенбург в Лейпциге, Германия. Его целью было обсуждение учения Мартина Лютера, и оно было начато и проведено в присутствии Георга, герцога Саксонского, противника Лютера.

Отлучение от церкви [ править ]

Первое издание Exsurge Domine

15 июня 1520 года Папа предупредил Лютера папской буллой (эдиктом) Exsurge Domine , что ему грозит отлучение от церкви , если он не откажется от 41 предложения, взятого из его сочинений, включая Девяносто пять тезисов , в течение 60 дней.

Той осенью Иоганн Эк провозгласил буллу в Мейсене и других городах. Карл фон Мильтиц , папский нунций , попытался найти решение, но Лютер, который послал Папе копию « О свободе христианина» в октябре, публично поджег буллу и декреталии в Виттенберге 10 декабря 1520 года. [16] поступок, который он защищал в книге «Почему Папа и его последняя книга сожжены» и «Утверждения относительно всех статей» .

Как следствие, Лютер был отлучен Львом X 3 января 1521 года в булле Decet Romanum Pontificem .

Изгнание [ править ]

Диета червей [ править ]

Лютер перед сеймом червей . Фотогравюра по картине Антона фон Вернера (1843–1915).

Обеспечение исполнения запрета по 41 приговору возложено на светские власти. 18 апреля 1521 года Лютер, как было приказано, предстал перед Вормсским сеймом . Это было общее собрание сословий Священной Римской империи, проходившее в Вормсе , городе на Рейне . Оно проводилось с 28 января по 25 мая 1521 года под императора Карла V. председательством Принц Фридрих III, курфюрст Саксонии , добился соглашения, согласно которому Лютеру будет обещан безопасный проход на собрание и обратно.

Иоганн Экк, выступая от имени Империи в качестве помощника архиепископа Трира , подарил Лютеру копии его сочинений, разложенные на столе, и спросил его, принадлежат ли эти книги и придерживается ли он их содержания. Он подтвердил, что является автором, но попросил время подумать над ответом на второй вопрос. Он молился, советовался с друзьями и на следующий день дал свой ответ: «Если меня не убедят свидетельства Священного Писания или ясный разум... действовать против совести». [17] Также известно, что он добавил: « Hier stehe ich. Ich kann nicht anders. Gott helfe mir. Amen ». («Вот я стою. Я не могу поступить иначе. Боже, помоги мне. Аминь»). Это описание декларации может быть апокрифом . [18] поскольку в современных отчетах встречаются только последние четыре слова.

В течение следующих пяти дней проводились частные конференции, на которых решалась судьба Лютера. Император представил окончательный проект Вормсского эдикта 25 мая 1521 года, объявляя Лютера вне закона , запрещая его литературу и требуя его ареста: «Мы хотим, чтобы он был задержан и наказан как отъявленный еретик». [19] Кроме того, в Германии было объявлено преступлением предоставление Лютеру еды или приюта. Он разрешал любому убить Лютера без юридических последствий. Эдикт вызвал разногласия и расстроил более умеренных людей, в частности Дезидерия Эразма . [ нужна ссылка ]

Ссылка в замке Вартбург [ править ]

Замок Вартбург , Айзенах

Исчезновение Лютера во время его обратного путешествия было запланировано. Фридрих III, курфюрст Саксонии, приказал незаметно перехватить его на пути домой всадниками в масках и препроводить в безопасный замок Вартбург в Айзенахе , где Лютер отрастил бороду и прожил инкогнито почти одиннадцать месяцев, притворяясь рыцарем по имени Юнкер Йорг. . [20]

Во время своего пребывания в Вартбурге (май 1521 г. – март 1522 г.), который он называл «мой Патмос», [21] Лютер перевел Новый Завет с греческого на немецкий и опубликовал доктринальные и полемические сочинения, в том числе в октябре возобновил нападки на архиепископа Майнца Альбрехта , которого он пристыдил, заставив прекратить продажу индульгенций в своих епископатах. [22] и «Опровержение довода Латомуса», в котором он изложил принцип оправдания Якобу Латомусу , философу из Лувена . [23] В письме Меланхтону от 1 августа 1521 года он писал: «Пусть ваши грехи будут сильны, но пусть ваша вера во Христа будет сильнее, и радуйтесь Христу, который является победителем над грехом, смертью и миром. Мы будем совершать грехи, пока мы здесь, ибо эта жизнь — не то место, где обитает справедливость». [24]

Комната в Вартбурге, где Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык. Под футляром на столе лежит оригинал первого издания перевода.

в своей книге «Об отмене частной мессы Летом 1521 года » Лютер расширил свою мишень от индивидуального благочестия, такого как индульгенции и паломничества, до доктрин, лежащих в основе церковной практики. Его эссе «Об исповеди» отвергло требование Римско-католической церкви об исповеди , хотя он подтвердил ценность частной исповеди и отпущения грехов . Во введении к своему Новому Завету, опубликованному в сентябре 1522 года и проданному тиражом 5000 экземпляров за два месяца, он объяснил, что добрые дела происходят от веры; они его не производят.

В Виттенберге Андреас Карлштадт , позже поддержанный бывшим августинцем Габриэлем Цвиллингом , принял сеющую разногласия программу реформ, которая превзошла все, предусмотренное Лютером, и спровоцировала беспорядки, включая восстание монахов-августинцев против своего настоятеля, разрушение статуй и изображений в Виттенберге. церкви и доносы на магистратуру. После тайного посещения Виттенберга в начале декабря 1521 года Лютер написал « Искреннее наставление Мартина Лютера всем христианам остерегаться восстания и мятежа» ; но Виттенберг стал более нестабильным после Рождества, когда прибыла группа фанатиков-мечтателей, так называемых пророков Цвиккау , проповедующих равенство людей, крещение взрослых , скорое возвращение Христа и другие революционные доктрины. [22] Лютер решил, что пришло время действовать.

Возвращение в Виттенберг [ править ]

Михаил Диакон и Мартин Лютер собираются в Виттенберге , картина Инес Ли по заказу сэра Джона Даса (2018).

Около Рождества 1521 года анабаптисты из Цвиккау вошли в Виттенберг и вызвали серьезные гражданские волнения. Категорически выступая против их радикальных взглядов и опасаясь их результатов, Лютер тайно вернулся в Виттенберг 6 марта 1522 года. «Во время моего отсутствия, — писал он курфюрсту, — сатана вошел в мой овчарн и совершил разрушения, которые я не могу исправить своими силами». письменности, но только моим личным присутствием и живым словом». [22]

В течение восьми дней Великого поста , начиная с 9 марта, воскресенья Invocavit , и заканчивая следующим воскресеньем, Лютер произнес восемь проповедей, которые стали известны как «Проповеди Invocavit». В этих проповедях он подчеркнул главенство основных христианских ценностей, таких как любовь, терпение, милосердие и свобода, и напомнил гражданам, чтобы они доверяли Слову Божьему, а не насилию, чтобы добиться необходимых перемен:

Знаете ли вы, что думает Дьявол, когда видит, как люди используют насилие для распространения Евангелия? Он сидит, скрестив руки, за огнем ада и говорит со злым взглядом и пугающей ухмылкой: «Ах, как мудры эти безумцы, играя в мою игру! Пусть они продолжают; я пожну выгоду. Я наслаждаюсь ею». Но когда он видит, что Слово бежит и сражается в одиночку на поле битвы, тогда он содрогается и дрожит от страха. [22]

В 1534 году диакон Эфиопской православной церкви Михаил отправился в Виттенберг, чтобы встретиться с Мартином Лютером , оба из которых согласились, что лютеранская месса и месса, используемая Эфиопской православной церковью, согласуются друг с другом. [25] [26] В ходе дискуссии Михаил Диакон также подтвердил «Статьи христианской веры» Лютера как «доброе вероучение». [27] Мартин Лютер видел, что Эфиопская Православная Церковь практиковала элементы веры, включая «общение как добрых, народных Писаний, так и женатого духовенства», и эти практики стали обычными в лютеранских церквях . [28] Для лютеран «Эфиопская церковь придала легитимность формирующемуся Лютеру протестантскому видению церкви, находящейся вне власти римско-католического папства», поскольку это была «древняя церковь, имеющая прямые связи с апостолами». [29]

и Политический конфликт религиозный

То, что началось как чисто теологическая и академическая дискуссия, теперь превратилось в нечто вроде социального и политического конфликта, натравливающего Лютера, его немецких союзников и сторонников в Северной Европе против Карла V , Франции, итальянского Папы, их территорий и других союзников. После смерти Лютера конфликт перерос в религиозную войну, подогреваемую политическим климатом Священной Римской империи и сильными личностями с обеих сторон.

После того, как Нюрнбергские сеймы не смогли достичь цели по аресту Лютера, в 1526 году на Первом сейере в Шпейере было решено, что до тех пор, пока Генеральный совет не соберется и не урегулирует богословские вопросы, поднятые Мартином Лютером, Вормсский эдикт не будет действовать. было введено в действие, и каждый принц мог решить, будут ли лютеранские учения и богослужения разрешены на его территориях. В 1529 году на Втором Шпейерском сейме решение предыдущего Шпейерского сейма было отменено — несмотря на сильные протесты лютеранских князей , вольных городов и некоторых цвинглианских территорий. Эти государства быстро стали известны как протестанты . Сначала этот термин «протестант» использовался в политических целях для обозначения государств, сопротивлявшихся Вормсскому эдикту . Однако со временем этот термин стал использоваться для обозначения религиозных движений, выступавших против римско-католической традиции в 16 веке.

Йенский университет около 1600 года. Йена была центром гнесио-лютеранской деятельности во время споров, приведших к Формуле согласия .

Лютеранство стало известно как отдельное движение после Аугсбургского сейма 1530 года , который был созван Карлом V , чтобы попытаться остановить растущее протестантское движение. На сейме Филипп Меланхтон представил письменное изложение лютеранских верований, названное Аугсбургским исповеданием . Несколько немецких князей (а позже короли и принцы других стран) подписали документ об определении «лютеранских» территорий. Ответом римско-католической церкви на это было Confutatio Augustana , также представленное на сейме в Аугсбурге в 1530 году . на Confutatio В ответ Филипп Меланхтон подготовил Prima delineatio . Хотя это было отвергнуто императором, Меланхтон усовершенствовал его как частный документ, пока он не был подписан на заседании Шмалькальдского союза как Апология Аугсбургского исповедания 1537 года , но католическая сторона не ответила на него до Собора 1545–1563 годов. Трента .

В свою очередь, несколько лютеранских государств во главе с курфюрстом Иоанном Фридрихом I Саксонским и ландграфом Филиппом I Гессенским встретились в городе Шмалькальден , где в 1531 году учредили Шмалькальденский союз . Сначала Нюрнбергский религиозный мир 1532 года предоставил религиозную свободу членам Шмалькальдский союз. В это время Мартин Лютер использовал свое политическое влияние для предотвращения войны, но признавал право правителей защищать свои земли в случае вторжения (см. концепцию Лютера о правителе Пивного волка ). [30]

Мартин Лютер и Реформация также принесли период радикальных изменений в церковную архитектуру и дизайн. Согласно идеалам протестантской реформации, произнесенное слово, проповедь должно быть центральным актом церковного служения. Это подразумевало, что кафедра стала центром церковного интерьера и что церкви должны быть спроектированы так, чтобы все могли слышать и видеть служителя. [31] [ нужна страница ] Основное внимание уделялось проповеди Слова, а не священническому акценту. Столы для Святого Причастия стали деревянными, чтобы подчеркнуть, что жертва Христа была принесена раз и навсегда, и стали более непосредственными для прихожан, чтобы подчеркнуть прямой доступ человека к Богу через Христа. Поэтому католические церкви были отремонтированы, когда они были реформированы: картины и статуи святых были удалены, а иногда алтарный стол ставился перед кафедрой, как в Страсбургском соборе в 1524 году. Скамьи были повернуты к кафедре. Первой недавно построенной протестантской церковью была придворная часовня замка Нойбург в 1543 году, за ней последовала придворная часовня замка Хартенфельс в Торгау , освященная Мартином Лютером 5 октября 1544 года.

Титульная страница Аугсбургского мира

Лютер умер в 1546 году. В 1547 году Шмалькальдская война началась как битва между двумя лютеранскими правителями, но вскоре имперские силы Священной Римской империи присоединились к битве и победили членов Шмалькальдской лиги, угнетая и изгоняя многих лютеран, когда они навязывали условия. Временного Аугсбургского периода до тех пор, пока религиозная свобода не была обеспечена для лютеран Пассауским миром 1552 года и Аугсбургским миром 1555 года. [32]

Религиозные споры между криптокальвинистами , филиппистами , сакраментарианцами , универсалистами и гнесио-лютеранами бушевали внутри лютеранства во время серии противоречий.

: доктринальная Конкордия гармония

Однако лютеранское движение было далеко от поражения. В 1577 году следующее поколение лютеранских богословов объединило труды предыдущего поколения, чтобы определить доктрину сохранившейся лютеранской церкви. Этот документ известен как « Формула согласия» . В 1580 году оно было опубликовано вместе с « Аугсбургским исповеданием» , «Апологией Аугсбургского исповедания» , « Большим и малым катехизисами Мартина Лютера», «Статьями Смалькальда» и « Трактатом о власти и первенстве Папы» . Вместе они были распространены в томе, озаглавленном «Книга согласия» . Этот доктринальный стандарт заменил ранее неполные сборники доктрин , объединив всех немецких лютеран идентичной доктриной и положив начало периоду лютеранского православия . Лютеранская церковь традиционно считает себя «главным стволом исторического христианского древа», основанного Христом и апостолами, считая, что во время Реформации отпала Римская церковь . [33] [34] Таким образом, Аугсбургское исповедание учит, что «вера, исповедуемая Лютером и его последователями, не является чем-то новым, а является истинной католической верой, и что их церкви представляют истинную католическую или вселенскую церковь». [35] Когда лютеране представили Аугсбургское исповедание Карлу V, императору Священной Римской империи , они объяснили, «что каждый символ веры и практики соответствует прежде всего Священному Писанию, а затем также учению отцов церкви и соборов». [35]

Раннее православие: гг . 1580–1600

Книга Согласия дала внутреннее единство лютеранству, которое имело множество противоречий, в основном между гнесио-лютеранами и филиппистами , из-за внешнего римско-католического давления и предполагаемого « криптокальвинистского » влияния. Лютеранское богословие стало более устойчивым в своих теоретических определениях.

Высокое православие: гг . 1600–1685

Лютеранская схоластика развивалась постепенно, особенно с целью спора с иезуитами , и окончательно утвердилась Иоганном Герхардом . Авраам Каловиус представляет собой кульминацию схоластической парадигмы ортодоксального лютеранства. Другими ортодоксальными лютеранскими богословами были, например, Мартин Хемниц , Эгидиус Хунниус , Леонард Хуттер , Николаус Хунниус , Йеспер Расмуссен Брохманд , Саломо Глассиус , Иоганн Хюльсеманн , Иоганн Конрад Даннхауэр , Йоханнес Андреас Квенштедт , Иоганн Фридрих Кёниг и Иоганн Вильгельм Байер .

Богословское наследие Филиппа Меланхтона вновь проявилось в школе Гельмстедта и особенно в богословии Георгия Каликста , что вызвало синкретическую полемику . Другой богословской проблемой был крипто-кенотический спор . [36]

православие ( Позднее 1685–1730 )

Исторический пиетистский приют в Галле , Германия, центр пиетизма.

В целом 17 век был более трудным временем, чем более ранний период Реформации , отчасти из-за Тридцатилетней войны . Финляндия пережила сильный голод в 1696–1697 годах в рамках того, что сейчас называется Малым ледниковым периодом , и почти треть населения умерла. [37] Эту борьбу за выживание часто можно увидеть в гимнах и религиозных произведениях.

Позднее православие было раздирано влиянием рационализма , философии, основанной на разуме, и пиетизма , движения возрождения в лютеранстве, которое стремилось подчеркнуть важность личной преданности, морали, эмоций и изучения Священного Писания. После столетия жизнеспособности богословы-пиетисты Филипп Якоб Шпенер и Август Герман Франк предупреждали, что лютеранская ортодоксия выродила изменяющую жизнь библейскую истину в бессмысленный интеллектуализм и формализм . Пиетизм усилился за счет ортодоксальности, но их упор на личную мораль и освящение произошел за счет преподавания доктрины оправдания. Пиетиситская направленность на возбуждение благочестивых эмоций была подвержена аргументам рационалистической философии. [38]

Последним выдающимся ортодоксальным лютеранским богословом до эпохи Просвещения и неологии был Дэвид Холлатц . Более поздний ортодоксальный богослов Валентин Эрнст Лёшер принял участие в полемике против пиетизма. Средневековая мистическая традиция продолжилась в творчестве Мартина Мёллера , Иоганна Арндта и Иоахима Люткемана . Пиетизм стал соперником ортодоксальности, но перенял некоторую ортодоксальную религиозную литературу, например, книги Арндта, Кристиана Скривера и Стефана Преториуса , которые позже часто смешивались с пиетистской литературой.

и возрождение Рационализм

Йенский университет в 1770 году больше не является оплотом ортодоксального лютеранства . В 1700-х годах Германия обратилась к рационализму .

Рационализм [ править ]

На эту сложную религиозную сцену -рационалисты огромное влияние оказали философы из Франции и Англии, а также немецкие рационалисты Кристиан Вольф , Готфрид Лейбниц и Иммануил Кант . Вместо веры в Бога и доверия обещаниям Библии и христианскому учению, людей учили доверять собственному разуму и чувствам. В лучшем случае рационализм оставил после себя веру в смутное сверхъестественное . Нравственность и посещение церкви резко упали одновременно. [38]

Подлинное благочестие можно было обнаружить почти исключительно на небольших собраниях пиетистов. Однако некоторые миряне сохранили лютеранскую ортодоксальность как от пиетизма, так и от рационализма, повторно используя старые катехизисы, сборники гимнов, постилы и религиозные сочинения, в том числе написанные Иоганном Герхардом , Генрихом Мюллером и Кристианом Скривером . [39] Однако, помимо этого, лютеранство исчезло вслед за рационалистической философией. [38]

Возрождения [ править ]

Пробуждение [ править ]

Вторжение Наполеона в Германию способствовало развитию рационализма и разозлило немецких лютеран, пробудив среди людей желание сохранить теологию Лютера от рационалистической угрозы. Это Erweckung , или «Пробуждение» , утверждало, что разума недостаточно, и указывало на важность эмоционального религиозного опыта. Возникали небольшие группы, часто в университетах, которые посвящали себя изучению Библии, чтению религиозных произведений и встречам пробуждения. [40] Члены этого движения в конечном итоге взялись за восстановление традиционной литургии и доктрины лютеранской церкви в неолютеранском движении. Мирянин Иоганн , ученый Лютера Георг Хаманн , прославился своим противодействием рационализму и продвижением Пробуждения . [41]

Это Пробуждение также прокатилось по Скандинавии под влиянием как немецкого неолютеранства, так и пиетизма. Датский пастор и философ Н. Ф. С. Грундтвиг изменил церковную жизнь по всей Дании посредством реформаторского движения, начавшегося в 1830 году. Он также написал около 1500 гимнов, в том числе « Слово Божье — наше великое наследие ». [42] В Норвегии Ханс Нильсен Хауге , уличный проповедник-мирянин, делал упор на духовную дисциплину и положил начало хаугианскому движению. [43] В Швеции Ларс Леви Лестадиус основал лестадианское движение , которое делало упор на моральные реформы. [43] В Финляндии фермер Пааво Руотсалайнен начал реформаторское движение, когда начал проповедовать о покаянии и молитве. [43]

Старые лютеране [ править ]

В 1817 году Фридрих Вильгельм III Прусский приказал лютеранской и реформатской церквям на своей территории объединиться, образовав Евангелическую церковь Прусского союза . Объединение двух ветвей немецкого протестантизма вызвало раскол старых лютеран . Многие лютеране, называемые « старыми лютеранами », несмотря на тюремное заключение и военную силу, [41] предпочли покинуть существующие церкви и сформировать независимые церковные организации, или « свободные церкви », в то время как другие уехали в Соединенные Штаты и Австралию . Аналогичное законодательное слияние в Силезии побудило тысячи людей присоединиться к старому лютеранскому движению. Спор об экуменизме затмил другие разногласия внутри немецкого лютеранства. [44]

Неолютеране [ править ]

Несмотря на политическое вмешательство в церковную жизнь, местные лидеры стремились восстановить и обновить христианство. Учитель средней школы Август Фридрих Кристиан Вильмар обратился от рационализма к вере и тем самым осознал важность неизменного Аугсбургского исповедания и других лютеранских исповеданий веры. Сторонник неолютеранского движения (которое было в союзе со старыми лютеранами против рационализма), он работал над обновлением церкви с помощью лютеранских исповеданий. [41] Неолютеранин Иоганн Конрад Вильгельм Лёэ и лидер старой лютеранской свободной церкви Фридрих Август Брюнн [45] оба отправили молодых людей за границу служить пасторами среди американцев немецкого происхождения , в то время как Внутренняя миссия сосредоточилась на восстановлении ситуации дома. [46] Иоганн Готфрид Гердер , суперинтендант Веймара и участник движения Внутренней миссии, присоединился к романтическому движению в своем стремлении сохранить человеческие эмоции и опыт от рационализма. [47]

Результаты [ править ]

Штурмовики проводят пропаганду немецких христиан во время выборов в церковный совет 23 июля 1933 года в церкви Святой Марии в Берлине .

Нео-лютеранскому движению удалось замедлить секуляризм и противостоять атеистическому марксистскому социализму , но оно не добилось полного успеха в Европе. [46] Частично ему удалось продолжить стремление пиетистского движения исправить социальные несправедливости и сосредоточиться на индивидуальном обращении. Нео-лютеранский призыв к обновлению не смог получить широкого общественного признания, потому что он был основан на возвышенном идеалистическом романтизме , который не был связан со все более индустриализированной и секуляризованной Европой. [48] В лучшем случае работа местных лидеров привела к тому, что в определенных областях произошло яркое духовное обновление, но в целом люди в лютеранских регионах продолжали все больше отдаляться от церковной жизни. [46] Начиная с 1867 года, конфессионально и либерально настроенные немецкие лютеране объединились, чтобы сформировать Общую евангелическо-лютеранскую конференцию против постоянно надвигающейся перспективы юридически обязывающего союза с реформатами. [49] Однако им не удалось достичь консенсуса между собой относительно того, насколько согласие в доктрине необходимо для церковного союза. [46] В конце концов, фашистское движение немецких христиан привело к окончательному национальному слиянию лютеран и реформаторов в единую церковь Рейха , Немецкую протестантскую церковь , в 1933 году. После Второй мировой войны Немецкая протестантская церковь была вновь основана под новым названием Протестантская церковь в Германии. .

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Рупп, Эрнст Гордон . «Мартин Лютер», Британская энциклопедия , по состоянию на 2006 год.
  2. ^ « Иоганн Тетцель », Британская энциклопедия , 2007: «Опыт Тецеля как проповедника индульгенций, особенно между 1503 и 1510 годами, привел к его назначению генеральным комиссаром Альбрехтом, архиепископом Майнца, который был по уши в долгах, чтобы заплатить за большую сумму. накопление бенефиций, пришлось внести значительную сумму на восстановление базилики Святого Петра в Риме. Альбрехт получил разрешение от Папы Льва X провести продажу особой полной индульгенции (т. е. прощения временного наказания за грех), половины которой. из доходов, от которых Альбрехт должен был платить гонорары своим бенефициям, по сути, Тецель стал продавцом, чей товар должен был вызвать скандал в Германии, который перерос в величайший кризис (Реформацию) в истории западной церкви. ."
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер: индульгенции и спасение», Британская энциклопедия , 2007.
  4. ^ Бейнтон, Роланд. Вот я стою: жизнь Мартина Лютера . Нью-Йорк: Пингвин, 1995, 60; Брехт, Мартин. Мартин Лютер . тр. Джеймс Л. Шааф, Филадельфия: Fortress Press, 1985–93, 1:182; Киттельсон, Джеймс. Лютер Реформатор . Миннеаполис: Издательство Аугсбургской крепости, 1986, 104.
  5. ^ «Эксперты по острым ощущениям Лютера в туалете» , BBC News, 22 октября 2004 г.
  6. ^ Изерло, Эрвин. Тезисы не были опубликованы . Торонто: Сондерс из Торонто, Ltd., 1966.
  7. ^ Юнгханс, Хелмер. «Виттенберг Лютера» в книге Маккима, Дональда К. (ред.) « Кембриджский компаньон Мартина Лютера» . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2003, 26.
  8. ^ Брехт, Мартин. Мартин Лютер . тр. Джеймс Л. Шааф, Филадельфия: Fortress Press, 1985–93, 1: 204–05.
  9. ^ Ридт, Маркус. «Богословие Лютера» в «Кембриджском справочнике Лютера» . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 2003, 88–94.
  10. ^ Бауман, Герберт Дж. А. «Доктрина оправдания в лютеранских исповеданиях». Архивировано 12 мая 2008 г. в Wayback Machine , Concordia Theological Monthly , 26 ноября 1955 г., № 11:801.
  11. Дорман, Тед М., « Оправдание как исцеление: Малоизвестный Лютер. Архивировано 23 сентября 2007 г. в Wayback Machine », Quodlibet Journal : Том 2, номер 3, лето 2000 г. Проверено 13 июля 2007 г.
  12. ^ «Определение веры Лютера» .
  13. ^ Лютер, Мартин. «Статьи Смалькальда» в «Конкордии: Лютеранские исповедания» . (Сент-Луис: Издательство Concordia, 2005, 289, Часть вторая, Статья 1.
  14. ^ Маколи Джексон, Сэмюэл и Гилмор, Джордж Уильям. (ред.) «Мартин Лютер» , Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога , Нью-Йорк, Лондон, Funk and Wagnalls Co., 1908–1914; Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера, 1951), 71.
  15. ^ Шпитц, Льюис В. Движения Возрождения и Реформации , Сент-Луис: Издательство Concordia, 1987, 338.
  16. ^ Брехт, Мартин. (тр. Вольфганг Катенц) «Лютер, Мартин», в Хиллербранде, Ганс Дж. (ред.) Оксфордская энциклопедия Реформации . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1996, 2:463.
  17. ^ Маколи Джексон, Сэмюэл и Гилмор, Джордж Уильям. (ред.) «Мартин Лютер» , Новая энциклопедия религиозных знаний Шаффа-Герцога , Нью-Йорк, Лондон, Funk and Wagnalls Co., 1908–1914; Гранд-Рапидс, Мичиган: Книжный дом Бейкера, 1951, 72.
  18. ^ Хиллербранд, Ганс Дж. «Мартин Лютер: Диета червей», Британская энциклопедия , 2007.
  19. ^ Брэтчер, Деннис. « Вормсский эдикт (1521 г.) » в журнале «Голос: библейские и теологические ресурсы для растущих христиан» . Проверено 13 июля 2007 г.
  20. ^ Шафф-Герцог, « Лютер, Мартин », 72; Джеффри Элтон , Европа Реформации: 1517–1559, Лондон: Фонтана, 1963, с. 53; Диармайд МакКаллок , Реформация: разделенный дом Европы, 1490–1700, Лондон: Аллен Лейн, 2003, стр. 132.
  21. ^ Лютер, Мартин. «Письмо 82» в трудах Лютера . Ярослав Ян Пеликан, Хилтон К. Освальд и Хельмут Т. Леманн (редакторы), Vol. 48: Письма I, Филадельфия: Fortress Press, 1999, c1963, 48:246. Иоанн , автор Откровения , был сослан на остров Патмос .
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Шафф, Филип, История христианской церкви, Том VII, Глава IV .
  23. ^ Мартин Брехт и Джеймс Ф. Шааф, Мартин Лютер , Fortress Press, 1993, стр. 7. ISBN   0-8006-2814-4 .
  24. Мартин Лютер, «Пусть ваши грехи будут сильными», письмо Лютера Меланхтону , август 1521 г., Проект Виттенберг, получено 1 октября 2006 г.
  25. ^ Дэниелс, Дэвид Д. (2 ноября 2017 г.). «Мартин Лютер и эфиопское христианство: исторические следы» . Чикагский университет . Проверено 9 апреля 2018 г. В том же году Лютер приветствовал в своем экуменическом диалоге новый голос: Михаила Диакона, эфиопского священнослужителя. Вспоминая свой диалог с Михаилом, Лютер заявил: «Мы также узнали от него, что обряд, который мы соблюдаем при проведении Вечери Господней и Мессы, соответствует Восточной Церкви». Лютер выразил свое одобрение Эфиопской церкви и объятия диакона Михаила в письме от 4 июля 1534 года: «По этой причине мы просим, ​​чтобы добрые люди проявили христианскую любовь и к этому [эфиопскому] посетителю». По словам Лютера, Михаил положительно отреагировал на его статьи о христианской вере, провозгласив: «Это доброе вероучение, то есть вера» (см. Мартин Лютер, Table-Talk, 17 ноября 1538 г. [WA, TR 4:152– 53, № 4126]).
  26. ^ Дайджест Лютера: Ежегодное сокращение исследований Лютера, тома 2–4 . Академия Лютера. 1994. с. 146. Летом 1534 года Виттенберг посетил эфиопский монах диакон Михаил. С большим удовлетворением Лютер отмечал, что среди христиан Эфиопии не были известны ни частная месса, ни канон мессы, и их порядок служения в целом соответствовал порядку евангелических общин Германии (WA Tr 5:450, #6045).
  27. ^ Дэниелс, Дэвид Д. (31 октября 2017 г.). «Увлечение Мартина Лютера эфиопским христианством» . Христианский век . Проверено 9 апреля 2018 г. Со своей стороны, после того, как ему были истолкованы «Символы христианской веры» Лютера, диакон Михаил провозгласил: «Это доброе вероучение, то есть вера».
  28. ^ Дэниелс, Дэвид Д. (28 октября 2017 г.). «Церковь мечты Мартина Лютера? Это была не Европа» . Служба религиозных новостей . Проверено 9 апреля 2018 г.
  29. ^ Дэниелс, Дэвид Д. (21 октября 2017 г.). «Чти африканские корни Реформации» . Коммерческий призыв . Проверено 9 апреля 2018 г.
  30. ^ Брехт, Мартин . Мартин Лютер . тр. Джеймс Л. Шааф, Филадельфия: Fortress Press, 1985–93, 3: 199–228.
  31. ^ Хосар, Коре (1988). Церковь Сёр-Фрон. Местный бэкграунд и импульсы извне (Диссертация, История искусств) (на норвежском языке). Университет Осло .
  32. ^ Фюрбрингер, Л., Concordia Cyclopedia Издательство Concordia. 1927. с. 425
  33. ^ Юниус Бенджамин Ременснидер (1893). Лютеранское руководство . Компания Бошен и Вефер. п. 12.
  34. ^ Фрей, Х. (1918). Одна церковь так же хороша, как другая? . Том. 37. Лютеранский свидетель . стр. 82–83.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Людвиг, Алан (12 сентября 2016 г.). «Католическая реформация Лютера». Лютеранский Свидетель . Когда лютеране представили Аугсбургское исповедание императору Карлу V в 1530 году, они тщательно показали, что каждый пункт веры и практики соответствует прежде всего Священному Писанию, а затем также учению отцов церкви, соборов и даже канону. право Римской церкви. Они смело заявляют: «Речь идет о сумме нашего учения, в котором, как можно видеть, нет ничего, что отличалось бы от Священного Писания, или от католической церкви, или от Римской церкви, как известно ее авторам» ( AC XXI Заключение 1). Основной тезис Аугсбургского исповедания заключается в том, что вера, исповедуемая Лютером и его последователями, не является чем-то новым, а является истинной католической верой, и что их церкви представляют истинную католическую или вселенскую церковь. Фактически именно Римская Церковь отошла от древней веры и практики католической церкви (см. AC XXIII 13, XXVIII 72 и другие места).
  36. ^ Лютеранское богословие после 1580 г. Архивировано 17 октября 2009 г. в статье Wayback Machine в христианской циклопедии.
  37. ^ История Финляндии. Хронология Финляндии. Архивировано 27 апреля 2011 г. в Wayback Machine . Фэган, Брайан М. (2001). Малый ледниковый период: как климат изменил историю, 1300–1850 гг . Основные книги. ISBN  0-465-02272-3 .
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фюрбрингер, Л., Concordia Cyclopedia Издательство Concordia. 1927. с. 426
  39. Проект религиозной литературы. Архивировано 24 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
  40. ^ Суэлфлоу, Рой А. Прогулка с мудрецами . Милуоки: округ Южный Висконсин (LCMS) , 1967. с. 10.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грич, Эрик В. История лютеранства . Миннеаполис: Fortress Press, 2002. с. 180.
  42. ^ Грич, Эрик В. История лютеранства . Миннеаполис: Fortress Press, 2002. с. 182.
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Грич, Эрик В. История лютеранства . Миннеаполис: Fortress Press, 2002. с. 183.
  44. ^ Бентон, Уильям , изд. (1974). «Лютеранские церкви» энциклопедия Британская Том. 11 (15-е изд.). Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. п. 198. ИСБН  0-85229-290-2 .
  45. Статья в христианской циклопедии о Брно.
  46. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Грич, Эрик В. История лютеранства . Миннеаполис: Fortress Press, 2002. с. 184.
  47. ^ Грич, Эрик В. История лютеранства . Миннеаполис: Fortress Press, 2002. с. 187.
  48. ^ Грич, Эрик В. История лютеранства . Миннеаполис: Fortress Press, 2002. с. 188.
  49. ^ Грич, Эрик В. История лютеранства . Миннеаполис: Fortress Press, 2002. с. 185.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Аранд, Чарльз П. и Роберт Колб, ред. Лютеранские исповедания: история и теология Книги согласия (2012)
  • Боденсик, Юлиус, изд. Энциклопедия Лютеранской церкви (3 том 1965 г.), том 1 и 3 онлайн бесплатно.
  • Брауэр, Джеймс Леонард и Фред Л. Прехт, ред. Лютеранское богослужение: история и практика (1993)
  • Гранквист, Марк. Лютеране в Америке: новая история (2015)
  • Мейер, Карл С. Сдвигая границы: чтения по истории Синода лютеранской церкви штата Миссури (1986)
  • Робер, А.Г. Палатин, свобода и собственность: немецкие лютеране в колониальной Британской Америке (1998)
  • Венгерт, Тимоти Дж. и Марк Гранквист, ред. Словарь Лютера и лютеранских традиций (2017)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c88e5214f49d3562cb2837ea60cbc52e__1710238140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/2e/c88e5214f49d3562cb2837ea60cbc52e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of Lutheranism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)