Соборность
Папское первенство , верховенство и непогрешимость |
---|
Сосилиаризм XIV, XV и XVI веков — реформаторское движение в Католической Церкви , согласно которому высшая власть в Церкви принадлежала Вселенскому собору , отдельно или даже против Папы Римского .
Движение возникло в ответ на западный раскол между конкурирующими папами в Риме и Авиньоне . Раскол вдохновил на созыв Пизанского собора (1409 г.), который не смог положить конец расколу, и Констанцского собора (1414–1418 гг.), Который добился успеха и провозгласил свое превосходство над Папой. Соборность достигла своего апогея на Базельском соборе (1431–1449), который в конечном итоге распался. Окончательным победителем в конфликте стал институт папства , подтвержденный осуждением соборности на Пятом Латеранском соборе 1512–1517 годов. [1] Последний жест — доктрина папской непогрешимости — не был обнародован до Первого Ватиканского Собора 1870 года.
Соборная теория [ править ]
Уильям Оккам (ум. 1349) написал некоторые из самых ранних документов, излагающих основное понимание соборности. Его целью в этих трудах было устранение Папы Иоанна XXII , который отменил декрет, поддерживающий идеи духовных францисканцев о Христе и апостолах, не владеющих ничем индивидуально или совместно. Некоторые из его аргументов включают в себя то, что избрание верующих или их представителей дает должность папы и еще больше ограничивает папскую власть. это собрание верующих, а не институциональная церковь, обещанная Апостолам Иисусом Католическая (универсальная) церковь – . Хотя вселенская Церковь не может впасть в ересь, известно, что Папа впадал в ересь в прошлом. [2]
Соборная теория имеет свои корни и основы как в истории, так и в богословии, утверждая, что многие из наиболее важных решений Католической церкви были приняты соборными средствами, начиная с Первого Никейского собора (325 г.). Соборность также опиралась на корпоративные теории церкви, которые позволяли сдерживать главу или осуждать его членов, когда его действия угрожали благополучию всего церковного тела. Канонисты и богословы, выступавшие за соборное превосходство, опирались на те же источники, что и Марсилий и Оккам, но использовали их более консервативно. Они хотели объединить, защитить и реформировать институт под контролем духовенства, а не продвигать францисканскую или светскую программу. Среди теоретиков этого более клерикального соборничества были Жан Жерсон , Пьер д'Айи и Франческо Забарелла . Николай Кузанский синтезировал эту разновидность соборности, балансируя иерархию с согласием и представительством верующих. [2]
В своем «Защитнике мира» (1324 г.) Марсилий Падуанский согласился с Уильямом Оккамом в том, что вселенская церковь — это церковь верующих, а не священников. Марсилиус сосредоточился на идее о том, что неравенство священства не имеет божественной основы и что Иисус, а не Папа Римский, является единственным главой Католической церкви. [3]
Джон Килкаллен писал в Стэнфордской энциклопедии философии , что «во Франции соборность была одним из источников галликанства ». [4]
Оппозиция соборности [ править ]
Многие члены Церкви продолжали считать, что папа, как преемник святого Петра , сохраняет высшую руководящую власть в Церкви. Хуан де Торквемада защищал папское превосходство в своей работе «Сумма де экклесии» , завершенной ок. 1453. Поколение спустя Томас Каэтан энергично защищал папскую власть в своей книге «О сравнении власти папы и совета» . Он писал, что «только Петр имел наместничество Иисуса Христа и только он получил власть юрисдикции непосредственно от Христа обычным способом, так что остальные ( Апостолы ) должны были получить ее от него в обычном порядке закона и были ему подвластны», и что «должно быть доказано, что Христос дал всю полноту церковной власти не общине Церкви, а одному лицу в ней». [5]
Папа Пий II был главным противником соборности. По словам Мишеля де ла Бедуайера , «Пий II [...] [настаивал], что доктрина, согласно которой Генеральные советы Церкви имеют превосходство над Папой, была еретической ». [6] Булла Пия II «Эксекрабилис» осуждала соборность.
Папа Пий VII осудил соборные сочинения Германоса Адама 3 июня 1816 года. [7]
Современный соборизм [ править ]
Хотя соборные направления мысли остаются в Церкви, Рим и учение Католической Церкви утверждают, что Папа является Наместником Христа на земле и имеет право делать безошибочные заявления. [8] На эту непогрешимость папы ссылались в данном Папой Пием IX в определении догмата о Непорочном зачатии Марии, данном Папой Пием XII в 1854 году, и в определении догмы об Успении Марии, 1950 году .
Новый интерес к соборности пробудился в кругах католической церкви с созывом Второго Ватиканского собора . [2]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Окли 1972
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тирни, 1998 г.
- ^ Марсилий Падуанский 2005 г.
- ^ Килкаллен 2012
- ^ Бернс и Избицкий 1997
- ^ Майкл де ла Бедуайер, Назойливый монах и своенравный папа , с. 59-60
- ^ Фортескью, Адриан и Джордж Д. Смит, Униатские восточные церкви , (First Giorgas Press, 2001), 210.
- ^ Брайденбах, 2016 г.
Источники [ править ]
- Брайденбах, Майкл Д. (1 января 2016 г.). «Соборность и американское основание». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 73 (3): 467–500. дои : 10.5309/willmaryquar.73.3.0467 . JSTOR 10.5309/willmaryquar.73.3.0467 . S2CID 148090971 .
- Бернс, Дж. Х.; Избицкий, Томас, ред. (1997). Соборничество и папизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521470896 .
- Килкаллен, Джон (2012) [Впервые опубликовано 14 июля 2006 г.]. «Средневековая политическая философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2012 г.). Стэнфорд, Калифорния: Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. ISSN 1095-5054 . LCCN 2004615159 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
- Марсилий Падуанский (2005). Бретт, Аннабель (ред.). Марсилий Падуанский: защитник мира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139447300 .
- Окли, Фрэнсис (1972). «Соборность на Пятом Латеранском соборе?». История Церкви . 41 (4): 452–463. дои : 10.2307/3163876 . ISSN 1755-2613 . JSTOR 3163876 . S2CID 162257012 .
- Тирни, Брайан (1998). Основы соборной теории: вклад средневековых канонистов от Грациана в Великий раскол (Enl., новое изд.). Лейден: Брилл. ISBN 9789004109247 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Окли, Фрэнсис (2008). Соборная традиция: конституционализм в католической церкви 1300-1870 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199541249 .
- Кардинал Николай (Кузский) (1995). Николай Кузанский: Католическое согласие . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521567732 .
- Краудер, CMD (1977). Единство, ересь и реформа, 1378-1460: Соборный ответ на Великий раскол . Эдвард Арнольд. ISBN 9780713159424 .
- Тирни, Брайан (2008). Религия, право и развитие конституционной мысли, 1150–1650 гг . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521088084 .
- Окли, Фрэнсис (1969). Совет над Папой?: К временной экклезиологии . Гердер и Гердер.
- Окли, Фрэнсис (1987–88). «Констанция и ее последствия: наследие соборной теории» . Бюллетень библиотеки Рочестерского университета . ХХХХ .