Jump to content

Соборность

Сосилиаризм XIV, XV и XVI веков — реформаторское движение в Католической Церкви , согласно которому высшая власть в Церкви принадлежала Вселенскому собору , отдельно или даже против Папы Римского .

Движение возникло в ответ на западный раскол между конкурирующими папами в Риме и Авиньоне . Раскол вдохновил на созыв Пизанского собора (1409 г.), который не смог положить конец расколу, и Констанцского собора (1414–1418 гг.), Который добился успеха и провозгласил свое превосходство над Папой. Соборность достигла своего апогея на Базельском соборе (1431–1449), который в конечном итоге распался. Окончательным победителем в конфликте стал институт папства , подтвержденный осуждением соборности на Пятом Латеранском соборе 1512–1517 годов. [1] Последний жест — доктрина папской непогрешимости — не был обнародован до Первого Ватиканского Собора 1870 года.

Соборная теория [ править ]

Уильям Оккам (ум. 1349) написал некоторые из самых ранних документов, излагающих основное понимание соборности. Его целью в этих трудах было устранение Папы Иоанна XXII , который отменил декрет, поддерживающий идеи духовных францисканцев о Христе и апостолах, не владеющих ничем индивидуально или совместно. Некоторые из его аргументов включают в себя то, что избрание верующих или их представителей дает должность папы и еще больше ограничивает папскую власть. это собрание верующих, а не институциональная церковь, обещанная Апостолам Иисусом Католическая (универсальная) церковь – . Хотя вселенская Церковь не может впасть в ересь, известно, что Папа впадал в ересь в прошлом. [2]

Соборная теория имеет свои корни и основы как в истории, так и в богословии, утверждая, что многие из наиболее важных решений Католической церкви были приняты соборными средствами, начиная с Первого Никейского собора (325 г.). Соборность также опиралась на корпоративные теории церкви, которые позволяли сдерживать главу или осуждать его членов, когда его действия угрожали благополучию всего церковного тела. Канонисты и богословы, выступавшие за соборное превосходство, опирались на те же источники, что и Марсилий и Оккам, но использовали их более консервативно. Они хотели объединить, защитить и реформировать институт под контролем духовенства, а не продвигать францисканскую или светскую программу. Среди теоретиков этого более клерикального соборничества были Жан Жерсон , Пьер д'Айи и Франческо Забарелла . Николай Кузанский синтезировал эту разновидность соборности, балансируя иерархию с согласием и представительством верующих. [2]

В своем «Защитнике мира» (1324 г.) Марсилий Падуанский согласился с Уильямом Оккамом в том, что вселенская церковь — это церковь верующих, а не священников. Марсилиус сосредоточился на идее о том, что неравенство священства не имеет божественной основы и что Иисус, а не Папа Римский, является единственным главой Католической церкви. [3]

Джон Килкаллен писал в Стэнфордской энциклопедии философии , что «во Франции соборность была одним из источников галликанства ». [4]

Оппозиция соборности [ править ]

Многие члены Церкви продолжали считать, что папа, как преемник святого Петра , сохраняет высшую руководящую власть в Церкви. Хуан де Торквемада защищал папское превосходство в своей работе «Сумма де экклесии» , завершенной ок. 1453. Поколение спустя Томас Каэтан энергично защищал папскую власть в своей книге «О сравнении власти папы и совета» . Он писал, что «только Петр имел наместничество Иисуса Христа и только он получил власть юрисдикции непосредственно от Христа обычным способом, так что остальные ( Апостолы ) должны были получить ее от него в обычном порядке закона и были ему подвластны», и что «должно быть доказано, что Христос дал всю полноту церковной власти не общине Церкви, а одному лицу в ней». [5]

Папа Пий II был главным противником соборности. По словам Мишеля де ла Бедуайера , «Пий II [...] [настаивал], что доктрина, согласно которой Генеральные советы Церкви имеют превосходство над Папой, была еретической ». [6] Булла Пия II «Эксекрабилис» осуждала соборность.

Папа Пий VII осудил соборные сочинения Германоса Адама 3 июня 1816 года. [7]

Современный соборизм [ править ]

Хотя соборные направления мысли остаются в Церкви, Рим и учение Католической Церкви утверждают, что Папа является Наместником Христа на земле и имеет право делать безошибочные заявления. [8] На эту непогрешимость папы ссылались в данном Папой Пием IX в определении догмата о Непорочном зачатии Марии, данном Папой Пием XII в 1854 году, и в определении догмы об Успении Марии, 1950 году .

Новый интерес к соборности пробудился в кругах католической церкви с созывом Второго Ватиканского собора . [2]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Окли 1972
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Тирни, 1998 г.
  3. ^ Марсилий Падуанский 2005 г.
  4. ^ Килкаллен 2012
  5. ^ Бернс и Избицкий 1997
  6. ^ Майкл де ла Бедуайер, Назойливый монах и своенравный папа , с. 59-60
  7. ^ Фортескью, Адриан и Джордж Д. Смит, Униатские восточные церкви , (First Giorgas Press, 2001), 210.
  8. ^ Брайденбах, 2016 г.

Источники [ править ]

  • Брайденбах, Майкл Д. (1 января 2016 г.). «Соборность и американское основание». Ежеквартальный журнал Уильяма и Мэри . 73 (3): 467–500. дои : 10.5309/willmaryquar.73.3.0467 . JSTOR   10.5309/willmaryquar.73.3.0467 . S2CID   148090971 .
  • Бернс, Дж. Х.; Избицкий, Томас, ред. (1997). Соборничество и папизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9780521470896 .
  • Килкаллен, Джон (2012) [Впервые опубликовано 14 июля 2006 г.]. «Средневековая политическая философия» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2012 г.). Стэнфорд, Калифорния: Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. ISSN   1095-5054 . LCCN   2004615159 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2013 г. Проверено 22 апреля 2013 г.
  • Марсилий Падуанский (2005). Бретт, Аннабель (ред.). Марсилий Падуанский: защитник мира . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139447300 .
  • Окли, Фрэнсис (1972). «Соборность на Пятом Латеранском соборе?». История Церкви . 41 (4): 452–463. дои : 10.2307/3163876 . ISSN   1755-2613 . JSTOR   3163876 . S2CID   162257012 .
  • Тирни, Брайан (1998). Основы соборной теории: вклад средневековых канонистов от Грациана в Великий раскол (Enl., новое изд.). Лейден: Брилл. ISBN  9789004109247 .

Дальнейшее чтение [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 9193a10419122b60c1e91e53fc061ee0__1707593040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/e0/9193a10419122b60c1e91e53fc061ee0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Conciliarism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)