Присциллианство
Присциллианство — христианская секта, разработанная в римской провинции Испания в IV веке Присциллианом . Оно происходит от гностических доктрин, которым учил Маркус, египтянин из Мемфиса . Позднее присциллианство считалось ересью как в Восточной Православной Церкви , так и в Римско-Католической Церкви .
История [ править ]
Маркус, уроженец Мемфиса в Египте, приехал в Испанию и преподавал гностические теории. Двое его последователей, испанка по имени Агапе и ритор Гельпидий, обратившие Присциллиана, [1] который был мирянином «благородного происхождения, большого богатства, смелым, беспокойным, красноречивым, много читаемым, очень готовым к дебатам и дискуссиям». [2] Благодаря своим ораторским способностям и репутации крайнего аскетиста Присциллиан привлек большое количество последователей, в том числе Гельпида и двух епископов, Инстанция и Сальвиана.
Они основали новую секту как связанное присягой общество, привлекая внимание епископа Гигина Кордовского . Гигин сообщил о своих опасениях Гидацию, епископу Эмериты , и Ифацию из Оссонобы . Епископы Испании и Аквитании провели синод в Сарагосе в 380 году. Присциллианисты, хотя и были вызваны, отказались явиться. Синод вынес приговор об отлучении четырех лидеров: Инстанция, Сальвиана, Гельпидия и Присциллиана. [3]
Ифаций был выбран для обеспечения соблюдения постановлений синода, но ему не удалось привести еретиков к соглашению. Вопреки вызову Присциллиан был рукоположен в сан священника и назначен епископом Авилы . Затем Ифаций обратился к имперским властям. Император Грациан издал указ, лишавший присциллианистов церквей и приговаривавший их к ссылке. Инстанций, Сальвиан и Присциллиан отправились в Рим, чтобы заручиться помощью Папы Дамасия I (также из Испании) в отмене этого приговора. В их путешествии к ним присоединились многие сторонники из Галлии, в том числе большое количество женщин, упомянутых в современных источниках. Против них распространялись сообщения о неподобающем поведении их последователей и благотворителей – возможно, сфабрикованные. [1]
Получив отказ в аудиенции у папы Дамасия, они отправились в Милан, чтобы обратиться с аналогичной просьбой к святому Амвросию , но с тем же результатом. Затем они прибегли к интригам и подкупу при дворе с таким успехом, что были не только освобождены от приговора о ссылке, но и получили разрешение вернуть себе свои церкви в Испании, где под покровительством имперских чиновников они пользовались такой властью. как заставить Ифация покинуть страну. Тот, в свою очередь, обратился к Грациану , но прежде чем что-либо было сделано, император был убит в Лионе, и Магнус Максим . его место занял [3]
Максим рассматривал этот вопрос не как вопрос церковного соперничества, а как вопрос морали и общества. [1] Желая заслужить благосклонность православных епископов и пополнить свою казну путем конфискации, император приказал созвать синод, который состоялся в Бордо в 384 году. Инстанция сначала судили и приговорили к низложению. Присциллиан обратился к императору в Трире . Ифаций выступал в качестве его обвинителя и был настолько яростен в своих доносах, что вмешался святой Мартин Турский , находившийся тогда в Трире. Выразив свое неодобрение вынесению церковного дела на рассмотрение гражданского трибунала, он добился от императора обещания не доводить своего осуждения до пролития крови.
После того как святой Мартин покинул город, император назначил судьей префекта Эводия. Он признал Присциллиана и некоторых других виновными в магическом преступлении. Об этом решении было доложено императору, который приказал казнить Присциллиана и нескольких его последователей. Имущество других было конфисковано, а сами они сосланы. Поведение Ифация подверглось резкой критике. Святой Мартин, узнав о произошедшем, вернулся в Трир и заставил императора отменить приказ военным трибунам , направлявшимся в Испанию для искоренения ереси. Церковь не призывала гражданскую власть наказывать еретиков. Папа осудил действия не только Ифация, но и императора. Св. Амвросий столь же сурово обличал это дело. Некоторые галликанские епископы, находившиеся в Трире под предводительством Феогниста, разорвали общение с Ифацием. Впоследствии он был свергнут со своего престола синодом латиноамериканских епископов, а его друг и пособник Гидаций был вынужден уйти в отставку.
Однако после казни Присциллиана и его последователей императором число и рвение еретиков возросло. состоялся еще один синод В 400 г. в Толедо для решения этой проблемы; многие, в том числе епископы Симфоний и Диктинний, примирились с Церковью через этот синод. Диктинний был автором книги «Весы» («Весы»), морального трактата с точки зрения присциллианцев. Переворот в Испании из-за вторжения вандалов , аланов и свевов способствовал распространению присциллианства. Паулюс Орозий , галлецкий священник из северо-западной Испании, написал святому Августину (415 г. н. э.), чтобы заручиться его помощью в борьбе с ересью. Папа Лев I в более позднее время предпринял активные действия по его подавлению и по его настоятельному настоянию в 446 и 447 годах были проведены соборы в Асторге , Толедо и Браге . Несмотря на эти усилия, секта продолжала распространяться в пятом веке. В следующем столетии оно начало приходить в упадок. После Первого Брагского собора (561 г.), который конкретно касался его доктрин, он вскоре прекратил свое существование.
Обучение [ править ]
Присциллианисты учили гностической доктрине дуализма , вере в существование двух царств: одного Света, а другого Тьмы. Считалось, что ангелы и души людей отделены от субстанции Божества. Человеческие души предназначались для завоевания Царства Тьмы, но пали и были заключены в материальные тела. Таким образом, оба царства были представлены в человеке. Их конфликт символизировали на стороне Света Двенадцать Патриархов, небесных духов, которые соответствовали определенным человеческим силам, а на стороне Тьмы Знаки Зодиака , символы материи и низшего царства. Спасение человека состоит в освобождении от господства материи. Двенадцать небесных духов не смогли освободиться, и Спаситель пришел в небесном теле, похожем на тело других людей. Через Свое учение и Свою кажущуюся смерть Он освободил души людей от влияния земной материи.
Эти доктрины могли быть согласованы с учением Священного Писания только посредством сложной системы экзегезы , отвергающей общепринятые толкования и опирающейся на личное вдохновение. Присциллианцы уважали большую часть Ветхого Завета, но отвергали историю Сотворения. Они считали, что некоторые из апокрифических текстов Писания были подлинными и вдохновленными. Поскольку присциллианцы считали материю и природу злом, они стали аскетами и постились по воскресеньям и в Рождество. Поскольку их доктрины были эзотерическими и экзотерическими, а также поскольку считалось, что люди в целом не могут понять высшие пути, присциллианистам или, по крайней мере, тем из них, кто был просветленным, разрешалось лгать ради святой цели. Августин написал знаменитый труд Contra Mendacium («Против лжи») в качестве реакции на эту доктрину.
и повторные открытия Сочинения
Некоторые сочинения Присциллиана считались православными и не были сожжены. Например, он разделил послания Павла (включая Послание к Евреям) на серию текстов, основанных на их богословских положениях, и написал введение к каждому разделу. Эти «каноны» сохранились в виде, отредактированном Перегрином . [4] Они содержат убедительный призыв к жизни в личном благочестии и аскетизме, включая безбрачие и воздержание от мяса и вина. Харизматические дарования всех верующих одинаково подтверждаются. Изучение Священных Писаний настоятельно рекомендуется. Присциллиан придавал большое значение второканоническим книгам Библии не как богодухновенным, а как помогающим в различении истины и заблуждения; однако некоторые книги были признаны подлинными и вдохновенными. [3]
Долгое время считалось, что все сочинения самого Присциллиана исчезли, но в 1885 году Георг Шепс обнаружил в Вюрцбургском университете одиннадцать подлинных трактатов, опубликованных под названием Priscilliani quae supersunt . Под редакцией Георга Шепса. (Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum, 18.) Вена, 1889 г. Хотя они носят имя Присциллиана, четыре, описывающие суд над Присциллианом, похоже, были написаны его близким последователем.
Согласно Раймонда Брауна «Посланию Иоанна» , источником Comma Yoganeum, по-видимому, является латинская книга Liber Apologeticus Присциллиана.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- Маккенна, Стивен, «Присциллианство и языческие пережитки в Испании», в книге «Язычество и языческие пережитки в Испании до падения Вестготского королевства».
- Знаменитая книга Генри Чедвика «Присциллиан Авильский: оккультизм и харизматика в ранней церкви » ( Oxford University Press , 1975).
- «Апологетическая книга» [1] .
- Флетчер, Ричард А., Катапульта Святого Иакова: Жизнь и времена Диего Гельмиреса , Глава 1 и пассим : *Галисия, онлайн по адресу [2] Историческая и географическая справка о строительстве собора в Компостеле
- Буррас, Вирджиния, Создание еретика ( University of California Press , 1995).
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Уэйс, Генри. «Присциллиан и присциллианство, Присциллиан» . Словарь раннехристианской биографии , Джон Мюррей, Лондон, 1911 г.
- ↑ Сульпиций Север, Historia Sacra , II, 46.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хили, Патрик. «Присциллианство». Католическая энциклопедия. Том. 12. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1911. 26 октября 2014 г.
- ^ «Перегринус» . Католическая энциклопедия . Проверено 15 апреля 2018 г.