Jump to content

Адопционизм

Франческо Альбани , Крещение Христа когда Иисус стал един с Богом согласно адопционизму.

Адопционизм , также называемый динамическим монархианством , [1] раннехристианское нетринитарное богословское учение , [1] впоследствии возрожденный в различных формах, согласно которому Иисус был усыновлен как Сын Божий при крещении , воскресении или вознесении . Вопрос о том, насколько распространены были адопционистские взгляды среди ранних христиан, остается спорным, но, похоже, они были наиболее популярны в первом, втором и третьем веках. Некоторые ученые рассматривают адопционизм как веру первых последователей Иисуса, основанную на посланиях Павла и другой ранней литературе. Однако в четвертом и пятом веках популярность адопционистских взглядов резко снизилась, поскольку церковные лидеры осудили их как ересь .

Определение [ править ]

Адопционизм — одна из двух основных форм монархианства (вторая — модализм , который считает Бога единым, работая через различные «способы» или «проявления» Бога-Отца , Бога-Сына и Бога-Святого Духа , не ограничивая его модусы или проявления). Адопционизм отрицает вечное предсуществование Христа , и хотя он явно подтверждает его божественность после событий его жизни, многие классические тринитаристы утверждают, что доктрина неявно отрицает это, отрицая постоянный ипостасный союз вечного Логоса с человеческой природой Иисуса. . [2] При адопционизме Иисус является божественным с момента своего усыновления, хотя он не равен Отцу, поскольку «Мой Отец больше меня». [3] [4] и как таковой это своего рода субординационизм . (Однако цитируемое место Писания можно ортодоксально интерпретировать как тот факт, что в Троице Отец является источником без начала, тогда как Сын вечно получает божественность от Отца.) Адопционизм иногда, но не всегда, связан с отрицанием непорочное зачатие Иисуса .

История [ править ]

Раннее христианство [ править ]

и Адопционизм высокая христология

Барт Эрман утверждает, что писания Нового Завета содержат две разные христологии, а именно «низкую» или адопционистскую христологию и «высокую» или «христологию воплощения». [5] «Низкая христология» или «приемная христология» - это вера, «что Бог превознес Иисуса как Своего Сына, воскресив Его из мертвых». [6] тем самым возвысив его до «божественного статуса». [Интернет 1] Другая ранняя христология — это «высокая христология», которая представляет собой «представление о том, что Иисус был предсуществовавшим божественным существом, которое стало человеком, исполнило волю Отца на земле, а затем было взято обратно на небеса, откуда он первоначально пришел». " [Интернет 1] [7] и откуда он появился на земле . Хронология развития этих ранних христологий является предметом споров в современной науке. [8] [9] [10] [Интернет 2]

По «эволюционной модели» [11] или эволюционные теории [12] предложенное Буссе, а затем Брауном, христологическое понимание Христа со временем развилось от низкой христологии к высокой христологии, [13] [14] [15] как свидетельствует Евангелие. [16] [ нужна страница ] Согласно эволюционной модели, самые ранние христиане верили, что Иисус был возвышенным человеком и, таким образом, принят как Сын Божий. [17] [18] [19] когда он воскрес, [15] [20] сигнализируя о близости Царства Божия , когда все мертвые будут воскрешены и праведники возвысятся. [21] Концепции адопционизма можно найти в Евангелии от Марка . [22] [23] [примечание 1] Как отмечает Дэниел Йоханссон, большинство ученых считают Иисуса у Марка «возвышенной, но всего лишь человеческой фигурой», особенно если читать его в очевидном контексте еврейских верований. [24] Более поздние верования сместили экзальтацию на его крещение, рождение, а впоследствии и на идею его вечного существования, о чем свидетельствует Евангелие от Иоанна. [15] Марк перенес момент рождения Иисуса на крещение Иисуса , а еще позже Матфей и Лука перенесли его на момент божественного зачатия , и, наконец, Иоанн заявил, что Иисус был с Богом от начала: «В начале было Слово». [19] [25]

Один примечательный отрывок, который, возможно, цитировали ранние адопционисты, заключался в том, что именно Бог сказал при крещении Иисуса; записаны три разные версии. Один из них, найденный в версии Луки 3:22 Кодекса Безаэ , звучит так: «Ты сын Мой; ныне Я родил тебя». [26] Кажется, это также цитируется в Деяниях 13:32–33 (во всех рукописях, а не только в Безае) и в Евреям 5:5. [27] [28] Цитаты христианских писателей второго и третьего веков также почти всегда используют этот вариант, при этом многие писатели четвертого и пятого веков продолжают использовать его, хотя иногда и с смущением; Августин , например, цитирует эту строку, но уточняет, что Бог имел в виду вечное «сегодня». Эрман предполагает, что ортодоксальные книжники четвертого и пятого веков изменили этот отрывок из Луки, чтобы он соответствовал версии Марка, в защиту от адопционистов, цитирующих этот отрывок в свою пользу. [26]

С 1970-х годов эти поздние датировки развития «высокой христологии» оспариваются. [29] и большинство ученых утверждают, что эта «высокая христология» существовала еще до писаний Павла. [5] [примечание 2] По данным «Новой школы истории религии », [29] [Интернет 3] или Клуб ранней высокой христологии, [Интернет 4] в который входят Мартин Хенгель , Ларри Уртадо , Н.Т. Райт и Ричард Бокэм , [29] [Интернет 4] эта «воплощенная христология» или «высокая христология» не развивалась в течение длительного времени, а представляла собой «большой взрыв» идей, которые уже присутствовали в начале христианства и приняли дальнейшую форму в первые несколько десятилетий существования церкви. как видно из писаний Павла. [29] [Интернет 4] [Интернет 1] [примечание 3] Некоторые ученые-сторонники «ранней высокой христологии» утверждают, что эта «высокая христология» может восходить к самому Иисусу. [34] [Интернет 2]

По мнению Эрмана, эти две христологии существовали рядом друг с другом, называя «низкую христологию» «приемной христологией», а «высокую христологию» «христологией воплощения». [5] И наоборот, Майкл Берд утверждал, что адопционизм впервые возник только во II веке в результате более поздних богословских дебатов и других социально-религиозных влияний на чтение определенных библейских текстов. [35]

Новозаветные послания [ править ]

Адопционистское богословие также может быть отражено в канонических посланиях , самые ранние из которых предшествуют написанию Евангелий. В посланиях апостола Павла , например, не упоминается о непорочном зачатии Христа . Павел описывает Иисуса как «рожденного от женщины, рожденного под законом » и «по своей человеческой природе являющегося потомком Давида» В Послании к Галатам и Послании к Римлянам . Христианские толкователи, однако, считают, что его утверждения во 2-й главе Послания к Филиппийцам подразумевают, что Павел считал, что Иисус существовал как равный Богу до своего воплощения . [36]

Пастырь Ермы [ править ]

Работа II века « Пастырь Ермы», возможно, также учила, что Иисус был добродетельным человеком, наполненным Святым Духом и усыновленным как Сын. [примечание 4] [38] [39] Хотя «Пастырь Ермы» был популярен и иногда связан с каноническими писаниями, он не сохранил канонического статуса, если он когда-либо имел его.

Феодот Византийский [ править ]

Феодот Византийский ( конец II века), валентинианский гностик , [40] был наиболее видным представителем адопционизма. [41] Согласно Ипполиту Римскому ( Philosophumena , VII, xxiii) Феодот учил, что Иисус был человеком, рожденным от девы, согласно Иерусалимскому собору, что он жил, как другие люди, и был самым благочестивым. При крещении в Иордане «Христос» сошел на человека Иисуса в образе голубя ( «Философумена» , VII, XXII), но сам Иисус не был Богом до своего воскресения . [40] [42]

Адопционизм был объявлен ересью в конце III века и отвергнут Антиохийскими Синодами и Первым Никейским собором , которые определили ортодоксальное учение о Троице и отождествили человека Иисуса с вечно рожденным Сыном или Словом Божиим в Никейский Символ веры . [43] [44] Эта вера была также объявлена ​​еретической Папой Виктором I.

Ebionites[editЭбиониты

Адопционизма придерживались также иудеи-христиане , известные как эвиониты , которые, по словам Епифания в IV веке, считали, что Иисус был избран по причине его безгрешной преданности воле Божией . [45]

Эбиониты — еврейско-христианское движение, существовавшее в первые века христианской эры. [46] Они обнаруживают сильное сходство с самой ранней формой еврейского христианства, а их специфическая теология, возможно, была «реакцией на свободную от закона языческую миссию ». [47] Они считали Иисуса Мессией, отвергая при этом его божественность и непорочное зачатие . [48] и настаивал на необходимости следования еврейским законам и обрядам . [49] Они использовали Евангелие эвионитов , одно из иудейско-христианских евангелий ; еврейская книга Матфея, начиная с главы 3; почитал Иакова, брата Иисуса (Иакова Справедливого); и отверг апостола Павла как отступника от Закона . [50] Их название ( греческое : Ἐβιωναῖοι , транслит.   Ebionaioi , происходящее от еврейского אביונים , что означает « бедные » или « бедные » ) предполагает, что они придавали особое значение добровольной бедности .

Отличительные черты Евангелия от эвионитов включают отсутствие непорочного зачатия и генеалогии Иисуса ; адопционистская христология , [примечание 5] в котором Иисус избирается Сыном Божьим во время своего крещения ; отмена еврейских жертвоприношений Иисусом; и пропаганда вегетарианства . [примечание 6]

адопционизм Испанский

Иберийский адопционизм был богословской позицией, которая была сформулирована в Омейядах и христианских регионах Пиренейского полуострова в 8-м и 9-м веках. Проблема, по-видимому, началась с заявления архиепископа Элипанда Толедского о том, что – с точки зрения человеческой природы – Христос был приемным Сыном Божьим. Другим ведущим сторонником этой христологии был Феликс Ургельский . На Пиренейском полуострове адопционизму противостоял Беат Либанский , а на каролингских территориях позиция адопционистов осуждалась папой Адрианом I , Алкуином Йоркским , Агобардом , а официально на территории Каролингов Франкфуртским собором (794 г.).

Несмотря на общее название «адопционизм», испанская адопционистская христология, похоже, резко отличалась от адопционизма раннего христианства. Испанские защитники использовали термин усыновление Христа только в отношении Его человечности; однажды божественный Сын «очистил себя» от божественности и «принял образ раба» (Филиппийцам 2:7), [51] Человеческая природа Христа была «принята» как божественная. [52]

Исторически сложилось так, что многие ученые следовали за оппонентами адопционистов из Каролингов, называя испанский адопционизм небольшим возрождением « несторианской » христологии. [53] Джон К. Кавадини бросил вызов этому представлению, попытавшись рассмотреть испанскую христологию в ее собственном контексте Испании и Северной Африки в своем исследовании « Последняя христология Запада: адопционизм в Испании и Галлии, 785–820» . [54]

неоадопционизм Схоластический

Третьей волной была возрожденная форма («неоадопционизм») Петра Абеляра в 12 веке. Позже некоторые богословы XIV века предложили различные модифицированные и уточненные догматы адопционистов. Дунс Скот (1300 г.) и Дюран из Сен-Пурсена (1320 г.) допускают термин filius усыновитель в ограниченном смысле. В более поздние времена иезуит Габриэль Васкес и лютеранские богословы Георгий Каликст и Иоганн Эрнст Иммануил Вальх защищали адопционизм как по существу ортодоксальный.

группы усыновителей Современные

Форма адопционизма появилась в унитаризме в 18 веке, когда отрицание непорочного зачатия становилось все более распространенным, во главе с взглядами Джозефа Пристли и других.

Похожая форма адопционизма была выражена в трудах Джеймса Стрэнга , лидера Святых последних дней , который основал Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (Странгит) после смерти Джозефа Смита в 1844 году . Лорд , предполагаемый труд древних Священных Писаний, найденный и переведенный Стрэнгом, он предлагает эссе под названием «Заметки о жертвоприношении Христа», в котором он объясняет свои уникальные (для мормонизма в целом) доктрины по этому вопросу. Иисус Христос, сказал Стрэнг, был естественным сыном Марии и Иосифа , который был избран от начала времен, чтобы стать Спасителем человечества, но который должен был родиться обычным смертным от двух человеческих родителей (а не быть зачатым Отцом или Святым Духом ), чтобы иметь возможность по-настоящему исполнить свою мессианскую роль. [55] Стрэнг утверждал, что земной Христос, по сути, был «принят» как сын Божий при рождении и полностью раскрылся как таковой во время Преображения . [56] Доказав себя Богу, прожив совершенно безгрешную жизнь, он получил возможность принести приемлемую жертву за грехи людей перед своим воскресением и вознесением . [57]

Христианская община , эзотерическая христианская деноминация, основанная на учении Рудольфа Штайнера , принимает адопционистскую христологию , которая рассматривает Иисуса и Христа как отдельные существа до тех пор, пока они не соединятся при крещении . [58] «Христология Штайнера обсуждается как центральный элемент его мысли в книге Йоханнеса Хемлебена, Рудольф Штайнер: документальная биография », перевод Лео Тваймана (Ист-Гринстед, Сассекс: Генри Гулден, 1975), стр. 96-100. С точки зрения ортодоксальных Христианство, можно сказать, что Штайнер соединил докетическое понимание природы Христа с адопционистской ересью». [59]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Боярин: «[Мы] все еще можем наблюдать в Евангелии (особенно у Марка, в котором нет чудесной истории рождения, а также даже у Павла) остатки версии христологии, в которой Иисус родился человеком, но стал Богом в его крещение. Эта идея, позже названная ересью адопционизма (Бог, усыновивший Иисуса как своего Сына), не была полностью искоренена до Средних веков. [23]
  2. Ричард Бокэм утверждает, что Павел не был настолько влиятельным, чтобы он мог изобрести центральную доктрину христианства. До его активной миссионерской деятельности в регионе уже существовали группы христиан. Например, большая группа людей уже существовала в Риме еще до того, как Павел посетил это место. Самым ранним центром христианства были двенадцать апостолов в Иерусалиме. Сам Павел советовался и искал руководства у христианских лидеров в Иерусалиме (Галатам 2:1–2; [30] Деяния 9:26–28, [31] 15:2). [32] «То, что было общим для всего христианского движения, исходило от Иерусалима, а не от Павла, а сам Павел получил главное послание, которое он проповедовал, от иерусалимских апостолов». [33]
  3. ^ Локи (2017): «Последнюю группу теорий можно назвать «теориями взрыва» (можно также назвать это «теорией христологии большого взрыва»!). Это предполагает, что высшая христология была точкой зрения примитивных палестинских христиан. Признание Иисуса истинно божественным не было значительным достижением с точки зрения первобытной палестинской общины, скорее, оно «взорвалось» в самом начале христианства. Сторонники точки зрения «взрыва» сказали бы, что это высшая христология; более поздние сочинения Нового Завета (например, Евангелие от Иоанна) и вероучительные формулировки ранних отцов церкви с их явными утверждениями о предсуществовании и онтологической божественности Христа представляют собой не столько развитие по сути, сколько развитие в понимании и объяснении. того, что уже существовало в начале христианского движения. Как замечательно выразился Бокэм (2008a, x): «Самая ранняя христология уже была высшей христологией». Многие сторонники этой группы теорий были объединены общим названием «Новые теории». Religionsgeschichtliche Schule » (Hurtado 2003, 11), и в их число входят такие выдающиеся ученые, как Ричард Бокэм , Ларри Уртадо , Н.Т. Райт и покойный Мартин Хенгель ». [29]
  4. ^ «Святой Предсуществующий Дух. Который создал все творение, Бог заставил обитать во плоти, которую Он желал. Таким образом, эта плоть, в которой обитал Святой Дух, была подчинена Духу, ходя с честью в святости и чистоте, никоим образом не оскверняя Духа. Когда же тогда оно жило честно в целомудрии, и подвизалось с Духом, и во всем содействовало Ему, держа себя дерзновенно и мужественно, он избрал Его в соучастники Святому Духу; жизнь этой плоти была угодна [Господу], видя, что, как обладая Святым Духом, она не была осквернена на земле, поэтому Он взял сына в качестве советника и славных ангелов также, чтобы и эта плоть, послужив Духу. непорочно, мог бы иметь какое-нибудь место пребывания и, казалось бы, не лишился награды за свое служение, ибо всякая плоть, находящаяся незапятнанной и незапятнанной, в которой обитал Дух Святой, получит награду». [37]
  5. ^ Клоппенборг 1994 , стр. 435–9; п. 435 – «Эта вера, известная как «усыновление», утверждала, что Иисус не был божественным ни по природе, ни по рождению, но что Бог избрал его, чтобы он стал его сыном, то есть усыновил его».
  6. ^ Vielhauer & Strecker 1991 , стр. 166–71; п. 168 - «Задача Иисуса - покончить с« жертвоприношениями ». В этом высказывании (16.4–5) документально подтверждена враждебность эбионитов к культу Храма».

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Уильямс, Д.Х. (2012) [2011]. «Адоптионизм». Энциклопедия христианской цивилизации . Чичестер, Западный Суссекс : Уайли-Блэквелл . дои : 10.1002/9780470670606.wbecc0008 . ISBN  9781405157629 . Нехватка сохранившихся свидетельств делает неопределенными точные знания о взглядах того, что современные ученые называют «адопционистским» или «динамическим» монархианством. Никаких документов, написанных приверженцами этого направления христианского богословия, не сохранилось. В результате мы не можем сказать, что представляло собой чисто адопционистскую точку зрения или насколько тесно она была связана с тем, что обычно называют «модализмом». Верный своему акценту на божественном монотеизме, «адопционизм» выступал против любого существенного разделения внутри Бога, когда дело доходило до воплощения Христа как Логоса Бога. В результате Иисус из Евангелий был человеком, наделенным силой единого Бога.
  2. ^ Хусто Л. Гонсалес, Основные богословские термины , стр. 139 (Westminster John Knox Press, 2005). ISBN   978-0-664-22810-1
  3. ^ Иоанна 14:28
  4. ^ Эд Хиндсон, Эргун Канер (редакторы), Популярная энциклопедия апологетики: исследование доказательств истинности христианства , стр. 16 (Harvest House Publishers, 2008). ISBN   978-0-7369-2084-1
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эрман 2014 , с. 125.
  6. ^ Эрман 2014 , с. 120; 122.
  7. ^ Эрман 2014 , с. 122.
  8. ^ Выше 2017 года .
  9. ^ Эрман 2014 .
  10. ^ Талберт 2011 , с. 3-6.
  11. ^ Нетландия 2001 , стр. 175.
  12. ^ Локи 2017 , с. 3.
  13. ^ Мак 1995 .
  14. ^ Эрман 2003 .
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Барт Эрман, Как Иисус стал Богом , Руководство по курсу
  16. ^ Эрман 2014 , стр. 251–252.
  17. ^ Локи 2017 , с. 3-4.
  18. ^ Талберт 2011 , с. 3.
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун 2008 , с. без страниц.
  20. ^ Геза Вермез (2008), Воскресение , стр.138-139.
  21. ^ Фредриксен 2008 , без страниц.
  22. ^ Эрман 1996 , с. 48–49.
  23. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Boyarin 2012 , p. 56.
  24. ^ Йоханссон, Дэниел (01 июня 2011 г.). «Личность Иисуса в Евангелии от Марка: прошлые и настоящие предложения» . Течения в библейских исследованиях . 9 (3): 364–393. дои : 10.1177/1476993X10370474 . S2CID   162387829 .
  25. ^ Эрман 1996 , с. 74–75.
  26. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эрман 1996 , с. 49; 62–67; 107.
  27. ^ Деяния 13:32–33.
  28. ^ Евреям 5:5
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Локи 2017 , с. 5.
  30. ^ Галатам 2: 1–2.
  31. ^ Деяния 9: 26–28.
  32. ^ Деяния 15:2
  33. ^ Бокэм 2011 , с. 110–111.
  34. ^ Локи 2017 , с. 6.
  35. ^ Птица 2017 , с. 9.
  36. ^ Уртадо, LW (1993). «Предсуществование». В Хоторне, Джеральд Ф. (ред.). Словарь Павла и его посланий . Даунерс-Гроув, Иллинойс: InterVarsity Press. стр. 743–746.
  37. ^ «Пастырь Ермы (перевод Лайтфута)» . www.earlychristianwritings.com .
  38. ^ «Ерма никогда не упоминает Иисуса Христа или Слово, а только Сына Божьего, который является высшим ангелом. Как святой дух, Сын обитает во плоти; эта человеческая природа - приемный сын Бога» в книге Патрика В. Кэри, Джозеф Т. Линхард (редакторы), Биографический словарь христианских богословов , стр. 241 (Greenwood Press, 2008). ISBN   0-313-29649-9
  39. ^ Папандреа, Джеймс Л. (24 апреля 2016 г.). Самые ранние христологии: пять образов Христа в постапостольскую эпоху . Межвузовская пресса. п. 29. ISBN  978-0-8308-5127-0 . Самым ярким примером ангельского адопционизма ранней Церкви должен быть документ, известный как «Пастырь Гермассы». В «Пастыре» спасителем является ангел, называемый «ангелом оправдания», который, кажется, отождествляется с архангелом Михаилом. Хотя под ангелом часто понимают Иисуса, его никогда не называют Иисусом.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рукема, Ример (18 февраля 2010 г.). «Происхождение и личность Иисуса — Феодот [Византийский]» . Иисус, гнозис и догма . Издательство Блумсбери. п. 53. ИСБН  978-0-567-61585-5 . Спаситель Иисус Христос, от полноты ( плеромы ) Отца сошедший на землю, отождествляется с Логосом, но первоначально не вполне с Единородным Сыном. В Ин. 1:14 написано ведь, что слава Его была как Единородного, из чего делается вывод, что славу Его надо отличать от сей (7, 3б). Когда сошел Логос или Спаситель, София, по словам Феодота, дала кусок плоти ( саркион ), а именно плотское тело, называемое также «духовным семенем» (1, 1).
  41. ^ CARM, Адопционизм
  42. ^
    • Диркс, Джеральд Ф. (2006). «Иисус: Человек и Бог?». В Ф. Камале (ред.). Легко понять ислам: наконец-то я понял! : Сборник статей . ООО «Сеть пустынных колодцев». п. 219ф. ISBN  978-1-59236-011-6 . [Персонаж Иисуса и адопционизма] как понимать титул «Сын Божий», когда он применяется к Иисусу? Ответ следует искать в адопционистском движении раннего христианства. Траектория адопционизма в раннем христианстве начинается с крещения Иисуса Иоанном Крестителем. Согласно обычным формулировкам адопционистов, именно в момент крещения Иисус вступил в эти особые отношения или метафорическое «сыновство» с Богом, а не в момент своего зачатия или непорочного зачатия.   [...] древнейшие греческие рукописи и цитаты из Луки передают ключевой стих следующим образом. «Когда же весь народ крестился, и когда Иисус крестился и молился, небо отверзлось, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь. И раздался глас с неба: «Ты Мой». сын; ныне Я родил Тебя» ( Лк. 3:21-22).   [...] формулировку о крещении Иисуса также можно найти в Евреям 1:5а, Евреям 5:5 и Деяниях 13:33. Та же самая формулировка встречается также в Псалмах 2:7 по отношению к Давиду и в апокрифическом Евангелии эвионитов по отношению к крещению Иисуса.
    • Стейн, Герт Якобус (2011). Поиски предполагаемого LXX варианта явных цитат в Послании к евреям . Ванденхук и Рупрехт. п. 38. ISBN  978-3-525-53099-3 . Пс 2:7-8 также цитируется в 1 Клим. 36:4 и в книге «Правосудие». Наберите . 122:6, тогда как в Евионитском Евангелии (фр. 4) и в Иуд. Наберите . 88:8, 103:6. Цитата из Пс 2:7, встречающаяся в Евр. 1:5 и 5:5, попала в Послание к евреям через раннеиудейские и раннехристианские традиции.
  43. ^ Гарнак, Адольф фон (1889). История догмы .
  44. ^ Эдвард Э. Хиндсон; Дэниел Р. Митчелл (2013). Популярная энциклопедия церковной истории: люди, места и события, сформировавшие христианство . Издательство Harvest House. п. 23. ISBN  9780736948074 . Проверено 29 апреля 2014 г.
  45. ^ Епифаний Саламинский (403 г. н.э.). стр. 30:3 и 30:13.
  46. ^ Кросс, Е.А.; Ливингстон, Флорида, ред. (1989). «Эбиониты». Оксфордский словарь христианской церкви . Издательство Оксфордского университета.
  47. ^ Данн 2006 , с. 282.
  48. ^ «Эбиониты» . энциклопедия Британская
  49. ^ Колер, Кауфман (1901–1906). «Эбиониты» . У Зингера, Исидор; Олдер, Сайрус (ред.). Еврейская энциклопедия .
  50. ^ Хайам Маккоби (1987). Мифмейкер: Павел и изобретение христианства . ХарперКоллинз. стр. 172–183. ISBN  0-06-250585-8 . , сокращение
  51. ^ Филиппийцам 2:7
  52. ^ Джеймс Гинтер, Вестминстерский справочник по средневековому богословию , (Луисвилл, Кентукки: Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2009), 3.
  53. ^ Пример этой характеристики см. в Адольфе Гарнаке, «История догмы» , том. 5, пер. Нил Бьюкенен (Нью-Йорк: Дувр, 1961), 280.
  54. ^ Джон К. Кавадини, Последняя христология Запада: адопционизм в Испании и Галлии, 785–820 , (Филадельфия: University of Pennsylvania Press, 1993), 4–5.
  55. Книга Закона, стр. 157–58, примечание 9.
  56. ^ Книга Закона, стр. 165-66.
  57. ^ Книга закона, стр. 155-58.
  58. ^ «Движение христианской общины за религиозное обновление: наше кредо» . 2 апреля 2023 г. . Проверено 2 апреля 2023 г.
  59. ^ Эттер, Брайан К. (2019) [2001]. «Глава шестая. Новая музыка и влияние теософии». От классицизма к модернизму . Рутледж. п. без страниц. сн. 80. ИСБН  978-1-315-18576-7 .

Источники [ править ]

Печатные источники
Веб-источники

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1e7864335737669f0b15e54429208edc__1716801840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1e/dc/1e7864335737669f0b15e54429208edc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Adoptionism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)