Христианство в 9 веке
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( декабрь 2022 г. ) |
В 9 веке христианство распространялось по всей Европе, особенно в Каролингской империи , ее восточных соседях, Скандинавии и северной Испании .В 800 году Карл Великий был коронован как император Священной Римской империи , что продолжило Фотианский раскол .
Каролингский ренессанс [ править ]
В день Рождества 800 года римский патриарх Лев III короновал Карла, старшего сына Пипина Короткого, как « императора Священной Римской империи », по сути отрицая статус византийской императрицы Ирины , царствующей в Константинополе . Этот акт вызвал существенный дипломатический раскол между франками и Константинополем, а также между Римом и другими патриархами Востока . Хотя разногласия в некоторой степени урегулировались и Церковь в Риме теоретически оставалась единой с Константинополем и остальной частью императорской церкви , кульминацией этого пути стал Великий раскол .
С коронацией Карла Великого папство приобрело новый протекторат на Западе. Это в некоторой степени освободило понтификов от власти императора в Константинополе, но также привело к расколу , поскольку императоры и патриархи Константинополя считали себя истинными потомками Римской империи, восходящей к зарождению Церкви. [1] Папа Николай I отказался признать патриарха Константинопольского Фотия I , который, в свою очередь, напал на папу как на еретика за то, что он сохранил в символе веры филиокве , в котором говорилось о Святом Духе, исходящем от Бога Отца и Сына. Папство укрепилось благодаря этому новому союзу, который в долгосрочной перспективе создал новую проблему для Пап, когда в споре об инвеституре последующие императоры стремились назначать епископов и даже будущих пап. [2] [3]
Карл следовал политике насильственного обращения всех франкских подданных в Римскую церковь, в частности, заявляя о лояльности Риму (в отличие от Константинополя). Сила франкских армий помогла отразить дальнейшее вторжение мусульманских войск в Европу. На Западе считали, что Карл возродил Римскую империю и стал известен как Карл Великий ( «Карл Великий» по-французски). Воссоединение Европы привело к росту благосостояния и медленному возрождению культуры и образования в Западной Европе. Империя Карла Великого стала называться Священной Римской империей ее жителями . Церковь в Риме стала центральным определяющим символом этой империи.
Каролингский Ренессанс был периодом интеллектуального и культурного возрождения в конце 8-го и 9-го веков, в основном во времена правления Карла Великого и Людовика Благочестивого . Произошел рост литературы , искусства , архитектуры , юриспруденции , литургических и библейских исследований. В этот период также произошло развитие каролингского минускула , прародителя современного строчного письма, и стандартизация латыни , которая до сих пор становилась разнообразной и нерегулярной. Чтобы решить проблемы неграмотности среди духовенства и придворных писцов, Карл Великий основал школы и привлек к своему двору самых образованных людей со всей Европы, таких как Теодульф , Павел Диакон , Ангильберт , Паулин Аквилейский и Алкуин Йоркский .
К IX веку, во многом под вдохновением императора Карла Великого , Правило Бенедикта стало основным руководством для западного монашества.
Теология [ править ]
Западное богословие [ править ]
После разделения и упадка Каролингской империи заметная богословская деятельность сохранилась в некоторых соборных школах, которые при ней начали приобретать известность - например, в Осере в 9 веке или Шартре в 11 веке. Интеллектуальные влияния арабского мира (включая произведения классических авторов, сохраненные исламскими учеными) просочились на христианский Запад через Испанию, оказав влияние на таких богословов, как Герберт Орийакский , который впоследствии стал Папой Сильвестром II и наставником Оттона III . (Отто был четвертым правителем германской Оттоновской Священной Римской империи , преемницы Каролингской империи).
Напряженность между Востоком и Западом [ править ]
В 9 веке император Восточной Римской империи Михаил III изо всех сил пытался назначить Фотия патриархом Константинополя, а папа Николай I изо всех сил пытался удержать Игнатия там. После убийства Михаила Игнатий был безоговорочно восстановлен в сане патриарха. [4] Вселенский собор в Константинополе, состоявшийся при патриархе Игнатии, предал Фотия анафеме. [4] После смерти Игнатия в 877 г. Фотий стал патриархом, а в 879–880 гг. второй Вселенский собор в Константинополе отменил решение предыдущего собора. [4] Запад считает только первое истинно экуменическим и легитимным. Восток занимает только второе.
Рядом с сыном [ править ]
С V века христианский мир был разделен на пентархию из пяти престолов, первенство принадлежало Риму. Это определялось каноническим решением и не влекло за собой гегемонии какой-либо одной поместной церкви или патриархата над остальными. Однако Рим начал интерпретировать ее первенство с точки зрения суверенитета как данного Богом права, предполагающего универсальную юрисдикцию Церкви. От коллегиальности и соборности Церкви, по сути, постепенно отказывались в пользу верховенства неограниченной папской власти над всей Церковью. Эти идеи наконец получили систематическое выражение на Западе во время движения григорианской реформы XI века.
Это фундаментальное различие в экклезиологии приведет к провалу всех попыток исцелить раскол и преодолеть разногласия. Рим основывает свои претензии на «истинную и надлежащую юрисдикцию» (как выразился Ватиканский собор 1870 года) на Св. Петре. Однако эта «римская» интерпретация Матфея 16:18 была неприемлема для патриархов восточного православия. В частности, для них первенство св. Петра никогда не могло быть исключительной прерогативой какого-либо одного епископа. Все епископы, как и Св. Петр, должны исповедовать Иисуса Христом и, как таковые, все являются преемниками Св. Петра. Церкви Востока предоставили Римскому престолу первенство, но не верховенство, поскольку папа был первым среди равных, но не непогрешимым и не обладал абсолютной властью. [5]
Другим серьезным раздражителем восточного православия была западная интерпретация исхождения Святого Духа. Как и первенство, оно тоже развивалось постепенно. Этот богословски сложный вопрос заключался в добавлении Западом к Символу веры латинской фразы filioque («и от Сына»). В первоначальном Символе веры, утвержденном соборами и используемом до сих пор Православной Церковью, этой фразы не было; в тексте просто говорится: «Дух Святой, Господь и Податель жизни, исходящий от Отца». С богословской точки зрения латинская интерполяция была неприемлема для восточного православия, поскольку она подразумевала, что у Духа теперь было два источника происхождения и исхождения: Отец и Сын, а не только Отец. [6] Баланс между тремя Лицами Троицы был изменен, и понимание Троицы и Бога запуталось. [6] Результат, по мнению Православной Церкви, был богословски неоправданным.
Но в дополнение к догматическому вопросу, поднятому филиокве, греки утверждали, что эта фраза была добавлена в одностороннем порядке и, следовательно, незаконно, поскольку с Востоком не консультировались. [7] [8] В конечном итоге такое изменение мог внести только другой Вселенский Собор. Действительно, соборы, составившие первоначальный Символ веры, прямо запретили любые вычитания или дополнения к тексту.
Фотианский раскол [ править ]
Споры также касались восточных и западных церковных юрисдикционных прав в Болгарской церкви.Фотий действительно пошел на уступку в вопросе о юрисдикционных правах в отношении Болгарии, и папские легаты довольствовались его возвращением Болгарии в Рим. Эта уступка, однако, была чисто номинальной, поскольку возвращение Болгарии к византийскому обряду в 870 г. уже обеспечило ей автокефальную церковь. Без согласия Бориса I Болгарского папство не могло обеспечить соблюдение своих требований.
Юстиниан I [ править ]
Город Рим был охвачен хаосом и опустошением войн на итальянском полуострове в раннем средневековье . Император Юстиниан I попытался восстановить имперское владычество в Италии против готской аристократии. Последующие кампании были более или менее успешными, и в Равенне был создан Императорский экзархат для надзора за Италией, хотя на самом деле имперское влияние часто было ограниченным. Однако затем ослабленный полуостров подвергся вторжению лангобардов , и последовавшая за этим война, по сути, оставила Рим на произвол судьбы. Таким образом, папы по необходимости снабжали город зерном из папских поместий, заключали договоры, платили деньги за защиту лангобардским военачальникам и, в противном случае, нанимали солдат для защиты города. [9] В конце концов, неспособность империи отправить помощь привела к тому, что папы обратились за поддержкой из других источников, особенно к франкам.
Распространение христианства [ править ]
[ править ]
Раннюю евангелизацию в Скандинавии начал Ансгар , архиепископ Бременский , «Апостол Севера». Ансгар, уроженец Амьена , был отправлен с группой монахов в Ютландскую Данию около 820 года, во времена прохристианского ютландского короля Харальда Клака . Миссия увенчалась успехом лишь частично, и Ансгар вернулся в Германию два года спустя, после того как Харальд был изгнан из своего королевства. В 829 году Ансгар отправился в Бирку на озере Меларен в Швеции со своим адъютантом монахом Витмаром, а в 831 году была сформирована небольшая община, в которую входил королевский управляющий Хергейр. Однако обращение было медленным, и большинство скандинавских земель были полностью христианизированы только во времена таких правителей, как святой Канут IV из Дании и Олаф I из Норвегии, в годы после 1000 года.
Римский император поощрял миссионерские экспедиции в близлежащие страны, включая мусульманский халифат, тюркских хазар и славянскую Моравию .
Хотя к 800 году Западная Европа полностью находилась под властью христианских королей, Восточная Европа оставалась зоной миссионерской деятельности. Первая Болгарская империя была первой из восточноевропейских стран, принявшей христианство в качестве государственной религии в 868 году. Вскоре после этого она провозгласила независимость Константинополя и Рима. Болгарский алфавит был введен в конце 9 века, и многочисленные болгарские миссионеры представили болгарскую письменность сербам, русским, валахам и остальным народам Восточной Европы. Крещение Киева в 988 году способствовало распространению христианства по всей Киевской Руси , утвердив христианство на Украине , в Белоруссии и России .
Moravia[editМоравия
Евангелизацию, или христианизацию, славян начал один из самых ученых церковников Византии — патриарх Фотий. Византийский император Михаил III выбрал Кирилла и Мефодия в ответ на просьбу короля Моравии Ростислава , который хотел, чтобы миссионеры могли служить моравцам на их родном языке. Два брата говорили на местном славянском языке и переводили Библию и многие молитвенники. Поскольку подготовленные ими переводы копировались носителями других диалектов, был создан гибридный литературный язык староцерковнославянский . Фотия называли «Крестным отцом всех славян». В течение некоторого времени существовала реальная возможность того, что все недавно крещеные южнославянские народы: болгары, сербы и хорваты присоединятся к западной церкви. В конце концов к Римско-католической церкви присоединились только хорваты.
В Великой Моравии Константин и Мефодий столкнулись с франкскими миссионерами из Германии, представлявшими западную или латинскую ветвь Церкви и приверженными языковому и культурному единообразию. Они настаивали на использовании латинской литургии и считали Моравию и местные славянские народы частью своего законного миссионерского поля. Когда возникли разногласия, братья, не желая быть причиной раздора среди христиан, отправились в Рим, чтобы встретиться с Папой, добиваясь его одобрения своей миссионерской деятельности и использования болгарской литургии, которая позволила бы им продолжать свою работу и избежать ссор между миссионеры на местах. Константин поступил в монастырь в Риме, приняв имя Кирилл, под которым его сейчас помнят. Однако он умер всего через несколько недель после этого.
Папа Адриан II дал Мефодию титул архиепископа Сирмиума (ныне Сремска-Митровица в Сербии) и отправил его обратно в 869 году с юрисдикцией над всей Моравией и Паннонией и разрешением использовать славянскую литургию. Однако вскоре князь Ратислав умер, и его преемник не поддержал Мефодия. В 870 году франкский король Людовик и его епископы свергли Мефодия на синоде в Ратисбоне и заключили его в тюрьму на срок немногим более двух лет. Папа Иоанн VIII добился его освобождения, но поручил ему прекратить использовать славянскую литургию. В 878 году Мефодий был вызван в Рим по обвинению в ереси и использовании славянского богослужения. На этот раз Папа Иоанн убедился в доводах Мефодия в свою защиту и отправил его обратно с освобожденным от всех обвинений и с разрешением использовать славянскую литургию. Сменивший его Каролингский епископ Вичинг подавил славянскую литургию и вынудил последователей Мефодия отправиться в изгнание.
Болгария [ править ]
После своего основания при Кубрате новая Первая Болгарская империя оказалась между королевством восточных франков и Византийской империей . Христианизация произошла в 9 веке при Борисе I. Болгары стали православными христианами , и была создана Болгарская православная церковь .
В 863 году миссия константинопольского патриарха обратила болгарского царя Бориса I в христианство. Борис осознавал, что христианизация его подданных византийской миссией будет способствовать нежелательному распространению византийского влияния в Болгарии, поскольку литургия совершалась на греческом языке, а вновь созданная Болгарская Церковь подчинялась Константинопольской Церкви. Народное восстание против новой религии побудило короля попросить Константинополь предоставить Болгарской церкви независимость.
После того как Константинополь отказался предоставить Болгарской Церкви независимость, Борис обратился к Папе.В августе 866 года в Рим прибыла болгарская миссия со списком Бориса Папы из 115 вопросов относительно христианского образа жизни и будущей Болгарской Церкви под юрисдикцией Рима. В Константинополе люди нервно следили за событиями, происходящими у северного соседа, поскольку проримская Болгария угрожала непосредственным интересам Константинополя. Летом 867 года в византийской столице состоялся религиозный собор, на котором поведение Римской церкви было резко осуждено. Как личный виновник Папа Николай I был предан анафеме. 13 ноября 866 года Борису представили 106 ответов Папы епископы Формозы из Портуа и Павел Популонский, возглавлявший миссию Папы в Болгарию. Прибытие римской клерикальной миссии завершило деятельность византийской миссии, которой царь приказал покинуть Болгарию. В письме Борису византийский император Михаил III выразил неодобрение религиозной переориентации Болгарии и использовал оскорбительные выражения в адрес Римской церкви.
Усилия римской миссии увенчались успехом, и король Борис попросил Папу назначить Формозу Портуанского болгарским архиепископом. Папа отказался. Папа Николай I вскоре умер. Его преемник Папа Адриан II был более не склонен выполнять требование Бориса о назначении им болгарского архиепископа.
Следовательно, Борис снова начал переговоры с Константинополем. Результатом этих переговоров стало создание автономного национального (Болгарского) архиепископства, что было беспрецедентным явлением в практике Церквей. Обычно церкви, основанные апостолами или учениками апостолов, становились независимыми. Рим оспаривал равенство Константинополя с Римом на том основании, что Константинопольская церковь не была основана учеником Христа. Тем не менее Борису была дарована национальная независимая церковь и высокопоставленный верховный представитель. В последующие 10 лет папа Адриан II и его преемники предпринимали отчаянные попытки вернуть себе влияние в Болгарии и убедить Бориса покинуть сферу влияния Константинополя, но их усилия в конечном итоге потерпели неудачу.
Были заложены основы Болгарской национальной церкви. Следующим этапом стало введение глаголицы и болгарского языка в качестве официального языка Болгарской церкви и государства в 893 году — то, что большинство европейских христиан считали немыслимым. В 886 году ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из Моравии, а использование славянской литургии было запрещено Папой в пользу латыни. Св. Климент и Св. Наум , выходцы из знатного болгарского происхождения, и Св. Ангеларуй вернулись в Болгарию, где их приветствовал царь Борис, который рассматривал болгарскую литургию как средство противодействия византийскому влиянию в стране. За короткое время им удалось создать болгарский алфавит и обучить несколько тысяч будущих болгарских священнослужителей обрядам на вновь созданном болгарском языке. В 893 году Болгария изгнала византийское духовенство и провозгласила болгарский язык официальным языком Болгарской церкви и государства. Таким образом, она стала одной из первых европейских стран со своим официальным языком.
Русь [ править ]
После того как Первая Болгарская империя была обращена в христианство, она начала массовую миссионерскую экспансию на север и восток. В результате он смог обратить и помочь обратить в свою веру многие восточнославянские народы и познакомить их с болгарскими книгами и церковной литературой на болгарском языке, в первую очередь русов ( русинов ), предшественников белорусов , русских и украинцев / русинов . К началу XI века большая часть языческого славянского мира, включая Россию, Болгарию и Сербию, была обращена в христианство.Между 8 и 13 веками эта территория была заселена Киевской Русью . Усилия по ее христианизации окончательно увенчались успехом в X веке, когда около 980 года Владимир Великий крестился в Херсонесе .
Китай [ править ]
Раннесредневековая миссия Ассирийской церкви Востока принесла христианство в Китай, но оно было подавлено в 9 веке. Христианство того периода увековечено Несторианской стелой и пагодой Дацинь в Сиане .
Хронология [ править ]
- 822 - Моймир I Моравский принимает христианство.
- 826 г. — Ансгар из Франции послан папской властью в Данию в качестве королевского капеллана и миссионера; Харальд Клак крестится вместе с 400 своими последователями в Майнце [10]
- первая христианская церковь на территории современной Словакии построена 828 г. – в Нитре [1] ; Первые миссионеры достигают территории, которая сейчас является Чешской Республикой. [11]
- уроженец Шотландии, 830 — Эрлюф, проповедует евангелизацию в (нынешней) Германии, когда его убивают вандалы . [12]
- 849–865 Ансгар , архиепископ Бременский , «Апостол Севера», начал евангелизацию Северной Германии, Дании , Швеции.
- 855 Антипапа Анастасий , Людовик II, император Священной Римской империи, назначил его вместо Папы Бенедикта III , но давление народа вызвало отказ.
- 859 — Казнь Евлогия , сторонника конфронтационного христианского свидетельства в Испании и других обществах, где доминируют мусульмане. Вопреки любому чувству близости с мусульманской культурой , Евлогий выступал за использование миссиологии мученичества для противостояния исламу . [13]
- 863 Святые Кирилл и Мефодий посланы Константинопольским Патриархом для евангелизации славянских народов . Они переводят Библию на славянский язык .
- 863 г. - Кирилла и Мефодия приглашает Растислав для евангелизации в Великой Моравии и Балатонском княжестве. [14]
- 864 – Обращение князя Бориса болгарского . [15]
- 867 – Все сербские племена полностью христианизированы. [16]
- 869-870 Четвертый католический Константинопольский собор , осудивший патриарха Фотия , отвергнутый православными.
- 878 — Последнее определенное упоминание о христианах в Китае до монгольской эпохи.
- основано первое славянское архиепископство 880 г. - в Великой Моравии с Мефодием во главе ; Библия переведена на славянский язык [17]
- 879-880 Православный Четвертый Константинопольский собор , восстановлен Фотий, осужден Папой Николаем I и Стефаном VI, проводит суд над мертвым Папой Формозом , общественное восстание против Стефана привело к его заключению в тюрьму и удушению.
- 900 – Миссионеры из архиепархии Бремен-Гамбург достигают Норвегии. [17]
См. также [ править ]
- История христианства
- История Римско-католической церкви
- История Восточной Православной Церкви
- История христианского богословия
- История восточного православия
- христианизация
- Хронология христианства
- Хронология христианских миссий
- Хронология Римско-католической церкви
- Хронологический список святых 9 века.
Ссылки [ править ]
- ^ Всего 36
- ^ Видмар, Католическая церковь на протяжении веков (2005), стр. 107–111.
- ^ Даффи, Святые и грешники (1997), стр.78
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Фотий». Кросс, Флорида, изд. Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. 2005 г.
- ^ Православная церковь в Лондоне, автор Ware, издательство семинарии Св. Владимира Каллистоса, 1995 г. ISBN 978-0-913836-58-3
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мистическое богословие Восточной Церкви Владимира Лосского , СВС Пресс, 1997. ( ISBN 0-913836-31-1 ) James Clarke & Co Ltd, 1991. ( ISBN 0-227-67919-9 )
- ^ История русской философии Николая Лосского ISBN 978-0-8236-8074-0
- ^ История русской философии Николая Лосского ISBN 978-0-8236-8074-0 стр. 87
- ^ Ричардс, Джеффри. Папы и папство в раннем средневековье 476–752 (Лондон: Routledge & Kegan Paul, 1979), с. 36
- ^ Нил, с. 69
- ^ Барретт, с. 24
- ^ «Святой Эрлюф – Святые и ангелы» .
- ^ Андерсон, с. 202-203
- ^ Латуретт, 1953, с. 307
- ^ Андерсон, стр. 79-80.
- ^ «Антиохийская Православная Церковь в Соединенном Королевстве и Ирландии» . Архивировано из оригинала 13 мая 2008 г. Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Барретт, с. 25
Дальнейшее чтение [ править ]
- Флетчер, Ричард, Обращение Европы. От язычества к христианству 371-1386 гг. н.э. Лондон 1997.
- Падберг, Лутц против (1998): Христианизация Европы в средние века , Штутгарт, Reclam (немецкий)
- Лоуренс, CH Средневековое монашество . 3-е изд. Харлоу: Pearson Education, 2001. ISBN 0-582-40427-4