Jump to content

Христианизация Армении

Крещение армянского народа (1892 г.), Иван Айвазовский.

Христианство впервые распространилось в Армении до официального принятия веры в начале четвертого века, хотя подробности неясны. В начале четвертого века Королевство Великая Армения приняло христианство в качестве государственной религии, став первым государством, сделавшим это. Аршакидский царь Армении того времени Трдат был обращен Григорием Просветителем , который стал первым главой Армянской церкви . Традиционная дата обращения Армении — 301 год, хотя ученые предлагали множество альтернативных дат. Хотя церковная структура Армении была создана в это время, христианству потребовалось больше времени, чтобы полностью укорениться в стране. Наибольший прогресс произошел после изобретения армянского алфавита Месропом Маштоцем и перевода Библии и литургии на армянский язык в пятом веке.

Христианизация Армении рассматривается как одно из важнейших событий в армянской истории, существенно сформировавшее идентичность народа и отвратившее Армению от ее многовековых связей с иранским миром . Кроме того, считается, что Армянская церковь обеспечила структуру для сохранения армянской идентичности в отсутствие политической независимости Армении.

Предыстория [ править ]

До христианизации армяне в основном практиковали синкретическую форму зороастризма (вероятно, принятую в период Ахеменидов ) со значительными местными армянскими и другими религиозными элементами. [1] Царством Великой Армении правили члены парфянской династии Аршакидов с первого века нашей эры. Армении в значительной степени удалось сохранить независимое существование между двумя своими могущественными соседями, Парфянской и Римской империями, которые в первом веке достигли компромисса, согласно которому Арменией будет управлять князь Аршакидов, которого подтвердит Рим. [2] Свержение парфянской династии в Иране и возвышение Сасанидов в третьем веке резко изменили политическую ситуацию. Конфликт между Римом и Ираном усилился, а армянские Аршакиды вступили в «семейную распрю» с сасанидами, чтобы отомстить за своих свергнутых парфянских сородичей. В результате Армения стала более тесно связана с Римской империей и подвергалась нападениям, а иногда и оккупации Сасанидов. [3] Период сасанидской оккупации завершился восстановлением Аршакида Трдата III (позже принявшего христианство) на престоле Великой Армении во время правления Диоклетиана ( годы правления 284–305 ). Возможно, это произошло в 298/9 году, что совпало с Нисибисским миром , последовавшим за победой римлян над сасанидами; однако для восстановления Трдата были предложены другие даты. [4]

Раннее распространение христианства [ править ]

Христианство начало распространяться в Армении еще до обращения королевства в начале четвертого века, сначала придя из места зарождения религии в Палестине через Сирию и Месопотамию. [5] Некоторые традиции рассказывают о евангелизации Аддая Эдесского в первом веке, другие утверждают, что в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей . [6] Говорят, что Фаддей приехал заниматься прозелитизмом в Армению, где он был замучен армянским царем Санатруком в Артазе, недалеко от Маку . Позже эту историю соединили с историей Григория Просветителя , поместив его зачатие на могилу Фаддея. Однако эти традиции, устанавливающие апостольское преемство Армянской Церкви, считаются апокрифическими. [7] Тем не менее, очевидно, что некоторое проникновение христианской религии в Армению имело место на раннем этапе. Во втором веке отец церкви Тертуллиан описал армян как народ, принявший христианство. В середине третьего века епископ Александрийский Дионисий написал армянскому епископу по имени Мерузанес , из которого следует, что к этому времени в Армении существовала значительная христианская община. [5] Местоположение Мерузанеса доподлинно неизвестно. [8] Основываясь на имени епископа, Николас Адонц утверждает, что он находился в районе Софена на юге Армении. [5] [а] Южными районами Армении управляли автономные княжества или сатрапии, которые вошли в орбиту Рима после Нисибисского мира в 299 году. Нина Гарсоян предполагает, что традиционная идентификация Армении как первого христианского государства может фактически отражать раннее обращение южных сатрапий. которые считались суверенными армянскими государствами. [9] [5] Таким образом, христианство пришло в Армению двумя последовательными течениями: сирийским течением, пришедшим в южные районы страны с юга через Сирию и Месопотамию, и более поздним греческим течением, пришедшим в Армянское Аршакидское царство с запада через Малую Азию в начале IV в. век. [5]

Преобразование Армянского царства [ править ]

Традиционный аккаунт [ править ]

Армянская миниатюра XVI века с изображением святого Григория и царя Трдата, превратившихся в вепря.

Традиционное описание христианизации Армении происходит из армянской истории, приписываемой Агафангелу , которая сочетает в себе факты и легенды. [8] [10] Согласно этому сообщению, в третьем веке армянский царь, которого Агафангелос называет Хосровом , воевал против недавно основанной Сасанидской династии в Иране; последний стремился уничтожить армянских Аршакидов как последний остаток вытесненной ими парфянской династии. Сасаниды послали парфянского дворянина по имени Анак, чтобы завоевать доверие армянского царя и убить его. Анаку удалось убить Хосрова и большую часть царской семьи, но затем он и его семья были убиты армянской знатью. После этого сын Хосрова Трдат (Тирдат) был взят на жительство в Рим, а сын Анака — в Кесарию в Каппадокии и воспитан христианами, давшими ему имя Григорий. [10]

Позже Трдат вернул себе армянский престол с помощью Рима. Григорий отправился в Армению, чтобы поступить на службу к Трдату, который вслед за своим римским сюзереном Диоклетианом преследовал христиан. [11] После того как Григорий отказался принести жертву богине Анаит , царь заключил Григория в тюрьму и подверг его многочисленным пыткам. [12] Как только Трдат обнаружил, что Григорий был сыном убийцы своего отца, он приказал бросить Григория в глубокую яму под названием Хор Вирап недалеко от Артаксаты , где он оставался тринадцать (или пятнадцать) лет. [13] [14] Тем временем по приказу Трдата была казнена группа христианских монахинь, бежавших из Римской империи. [15] В истории Агафангела Григорий чудесным образом спасается и выводится из ямы после того, как сестра Трдата Хосровидухт увидела видение. [16] Затем Григорий исцелил царя, который, как пишет Агафангел, за свое греховное поведение превратился в дикого вепря. [16] Трдат и его двор приняли христианство, что сделало Армению первым государством, принявшим христианство в качестве официальной религии. [15]

святилища монахинь-мучениц Гаяне и Рипсиме . воздвиг в Вагаршапате После освобождения Григорий проповедовал христианскую веру в Армении и на месте, указанном ему в видении, [16] [б] Позже Вагаршапат стал домом для материнской церкви армянского христианства и в средние века назывался Эчмиадзин («Сошествие единородного») в связи с видением Григория. [18] [с] Григорий, иногда в сопровождении Трдата, [17] обошел Армению, разрушая языческие капища, побеждая вооруженное сопротивление языческих жрецов. [19] Затем Григорий отправился в Кесарию со свитой армянских князей и был рукоположен Леонтием Кесарийским во епископа Армении . [16] До смерти Нерсеса I в конце четвертого века преемники Григория отправлялись в Кесарию для утверждения в качестве епископов Армении, а Армения оставалась под титульной властью митрополитов Кесарии. [20]

Вернувшись в Армению с христианскими помощниками из Кесарии, [21] Григорий воздвиг церкви на месте разрушенных языческих капищ и захватил их имения и богатства для Армянской церкви и своего дома. [17] [д] На месте разрушенного храма Ваагна в Аштишате Григорий воздвиг церковь, которая стала первоначальным центром Армянской церкви и оставалась таковой до раздела страны в 387 году. [11] [17] Григорий встретил царя Трдата недалеко от города Багавана и крестил армянского царя, войско и народ в Евфрате . [11] В другой версии истории Агафангела, сохранившейся лишь в переводе, Григорий также крестит вместе с Трдатом царей Кавказской Албании , Грузии и Лазицы /Абхазии. [23] Он основал школы для христианского воспитания детей, где языками обучения были греческий и сирийский . [24] Он установил церковную структуру Армении, назначив епископами некоторых детей языческих жрецов. [25]

Сейчас многие элементы повествования Агафангела признаны легендарными, хотя ряд деталей подтверждается другими источниками. [26] [27] Другие источники подтверждают лидерство Григория и его потомков над ранней армянской церковью. [26] а также посвящение Григория Леонтием в Кесарии во время церковного собора в 314 году. [27] Однако история Агафангела показывает, что распространение христианства в Армении произошло практически полностью при жизни Григория, хотя на самом деле это был более постепенный процесс, встретивший сопротивление. [28] Большая часть описания прозелитизма Григория взята из сведений о деятельности Месропа Маштоца в Корюна «Житии Маштоца» . [29]

Дата и причины [ править ]

Традиционная дата обращения Армении в христианство – 301 год. [30] хотя было предложено множество альтернативных дат, от 284 до 314. [31] [32] Многие современные ученые отдают предпочтение датировке 314 годом. [33] Интерпретации, которые отдают предпочтение более ранней дате обращения Трдата, утверждают, что армянский царь разочаровался в своем союзе с Римом и перестал следовать антихристианской политике Диоклетиана , вместо этого приняв христианство, чтобы укрепить государство и еще больше отделить Армению от Рима и Персии. [34] Сторонники более поздней даты - 314 г. - утверждают, что Трдат, как лояльный царь-клиент Рима, не мог сделать христианство государственной религией Армении в противоречие с антихристианской политикой Рима того времени, и помещают обращение после Указа . Милана в 313 году. [31] [35] Согласно одной из точек зрения, Трдат и его двор, возможно, в частном порядке обратились в христианство в 301 году, но сделали его официальной религией королевства только после Миланского эдикта. [30] Другой источник в пользу датировки 301 годом утверждает, что Римская империя, хотя и оставалась антихристианской, терпела обращение Армении в христианство, поскольку оно было направлено против Сасанидского Ирана. [36] Ученый Авраам Териан считает информацию из » Евсевия «Церковной истории о том, что римский император Максимин Даза вел войну с армянами-христианами в 311 году, как доказательство того, что Трдат обратился в христианство до этой даты. [37]

Джордж Бурнутян называет «внешнее давление, особенно со стороны зороастрийской Персии и ее новой ревностной династии Сасанидов» главным фактором, повлиявшим на решение Трдата принять христианство. [38] Мэри Бойс пишет, что Армения приняла христианство «отчасти, по-видимому, вопреки сасанидам». [39] Роберт Томсон называет решение Трдата «актом государства», но отмечает, что его личная мотивация до сих пор неясна. [40]

Христианизация армянского общества [ править ]

Как отмечает Томсон, христианство и институт церкви распространились в Армении «через исконную для этой страны социальную и политическую структуру». [41] Церковь овладела обширными владениями дохристианских культовых центров. [42] Ранние армянские церкви были построены на месте языческих храмов. [43] Церковное имущество принадлежало патриарху. [и] и передавались по наследству, как и у благородных кланов нахараров . Должность патриарха рассматривалась как наследственная привилегия потомков Григория Просветителя — точно так же, как светские государственные должности в Армении по наследству принадлежали определенным дворянским семьям. [41] — несмотря на то, что это противоречило христианской практике и закону. [44] Патриархат с некоторыми перерывами принадлежал представителям линии Григоридов до смерти Исаака Армянского в пятом веке. Вначале епископства, судя по всему, были организованы на основе кланов нахараров . [42] а не так, как видят в крупных городах. [45] Эти факторы позволили церкви играть независимую политическую роль, часто вступая в конфликт с монархами Аршакидов. [41]

Распространение христианской веры среди населения Армении и ликвидация дохристианских верований и обычаев было постепенным и неравномерным процессом. Сопротивление христианизации исходило как среди простого народа, так и среди дворянства. Армянские магнаты, выступавшие против проримской политики монархии, выступили против христианства и вместо этого приняли зороастризм. [46] Сын Григория Вртанес , сменивший своего брата Аристакеса на посту патриарха, был чуть не убит язычниками в своем резиденции в Аштишате. [47] В 365 году патриарх Нерсес I созвал Аштишатский собор, который запретил такие дохристианские обычаи, как кровнородственные браки, похороны в языческом стиле, сопровождавшиеся «чрезмерными причитаниями», [48] [49] и полигамия. [50] По мнению Роберта У. Томсона, первые попытки распространения христианства среди армянского населения исходили в основном от местных святых и аскетов, а не от согласованной миссионерской деятельности церковных учреждений. [51] [52] Большинство этих странствующих святых были сирийцами или связаны с Сирией. [51] Одной из причин медленного распространения христианства на раннем этапе было то, что литургия читалась на греческом или сирийском языке и поэтому была непонятна большинству армян. Это было с изобретением армянского алфавита в ок. В 405 г. Месропом Маштоцем, который сам был проповедником-аскетом, христианизация населения стала прогрессировать быстрее. Библия, литургия, сочинения главных отцов церкви и другие христианские тексты были переведены на армянский язык впервые. [53] В этом Маштоцу помогли царь Врамшапух и патриарх Исаак. [52] В середине пятого века сасанидский царь Йездигерд II попытался навязать Армении реформированный зороастризм и столкнулся с христианским восстанием . Значительная партия армянской знати встала на сторону сасанидского царя и отказалась от христианства, хотя попытки Сасанидов искоренить армянское христианство в конечном итоге потерпели неудачу. [54] Тем не менее, многие элементы дохристианской религии стали частью армянского христианства, а небольшая группа армян, называемая аревордиками, так и не обратилась в христианство, по-видимому, дожив до современного периода. [1]

Историческое значение [ править ]

Христианизация Армении рассматривается как одно из важнейших событий в армянской истории, существенно сформировавшее идентичность народа и отвратившее Армению от ее многовековых связей с иранским миром . [16] Кроме того, считается, что Армянская церковь обеспечила структуру для сохранения армянской идентичности в отсутствие политической независимости Армении. [55]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Мерузанес (арм. Меружан ) — династическое имя династии Арцруни , правившей Софеной. [5]
  2. Ученый Роберт В. Томсон отмечает, что, хотя Вагаршапат-Эчмиадзин «явно был священной святыней» с самого начала христианской армянской истории, связь Григория с Вагаршапатом датируется после раздела Армении в 387 году, когда мать увидела Армянская церковь переселилась в Восточную Армению. Фактический первоначальный центр Армянской церкви находился в Аштишате . [14] [17]
  3. Фигура, которая является Григорию, позже была отождествлена ​​с Христом в армянской традиции, хотя у Агафангела об этом прямо не говорится. [17]
  4. Согласно истории пятого века, приписываемой Фаусту Византийскому , потомка Григория , ко времени патриарха Нерсеса I , владения дома Грегоридов насчитывали пятнадцать округов ( гаваров ). [22]
  5. Термин «патриарх» обычно использовался для обозначения Григория и его преемников в армянских источниках с пятого века, хотя, как отмечает Роберт В. Томсон, он является анахронизмом для ситуации четвертого века. До смерти Нерсеса I в 370-х годах армянские епископы находились под властью митрополитов Кесарии. [20]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рассел 1986 : «Армяне сохранили сильные региональные традиции, которые, по-видимому, были включены в зороастризм, религию, принятую ими, вероятно, в период Ахеменидов».
  2. ^ Гарсоян 1997 , с. 67.
  3. ^ Гарсоян 1997 , стр. 71–72.
  4. ^ Гарсоян 1997 , стр. 74–75.
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гарсоян 1997 , с. 83.
  6. ^ Банди 2007 , с. 136.
  7. ^ Гарсоян 1997 , стр. 82–83.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1999 , с. 54.
  9. ^ Гарсоян 1985 , стр. 345–346.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурнотьян 2006 , стр. 47–48.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарсоян 1997 , стр. 81–82.
  12. ^ Agathangelos 1976 , стр. xlii – xliii.
  13. ^ Ланг 1970 , с. 156.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1984 .
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1994 , с. 16.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гарсоян 1997 , с. 81.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Томсон 1994 , с. 19.
  18. ^ Агафангелос 1976 , с. 478.
  19. ^ Рассел 2004 , с. 358.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Агафангелос 1976 , с. 69
  21. ^ Томсон 1988–1989 , с. 32.
  22. ^ Гарсоян 1989 , с. 139.
  23. ^ Агафангелос 1976 , стр. lxviii-lxix
  24. ^ Агафангелос 1976 , с. 375.
  25. ^ Агафангелос 1976 , с. 379: «Он взял некоторых детей языческих жрецов и воспитал их на своих глазах и под своей заботой, давая им наставление и воспитывая их с духовной заботой и страхом. Те, кто был достоин достичь сан епископа, получили сан епископа». от него».
  26. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1988–1989 , с. 31.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсоян 2010 , с. 60: «Множество других подробностей в рассказе «Агатангега» об обращении царя и его царства безошибочно легендарны, но есть и другие, подтвержденные независимыми источниками. Присутствие епископа Леонтия в Кесарии Каппадокийской и проведение церковный собор в 314 году должным образом засвидетельствован и представляет собой аутентичную обстановку для рассказа «Агатангегос» о посвящении святого Григория».
  28. ^ Томсон 1994 , с. 22: «Обращение страны было медленным процессом, встретившим большое сопротивление; оно было осуществлено не одним Григорием, и не было крещено четыре миллиона армян за одну неделю».
  29. ^ Томсон 1994 , с. 18.
  30. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурнутиан 2006 , стр. 49.
  31. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсоян 1997 , с. 82.
  32. ^ Ананян 1959 , с. 9.
  33. ^ Эндрюс 2018 .
  34. ^ Хайкакан советакан ханрагитаран 1977 , с. 212б: «Однако, вскоре убедившись, что Рим проводит мошенническую и агрессивную политику по отношению к Армении (в 297 году император Диоклетиан захватил Цопк, Ангех Тун, Агдзник, Кордук и Цавдек — затигровые земли Великой Армении), Трдатус разочаровался в свой «союз», а также прекратил гонения на христиан, находившийся между двумя враждебными державами, предпочел использовать эту власть в интересах своего государства), Трдат разочаровался в этом «союзе» и прекратил гонения. христиан, находясь между двумя враждебными державами, Трдат предпочел использовать эту силу [христианство] в интересах своего государства]».
  35. ^ Томсон 1988–1989 , стр. 31–32.
  36. ^ Еремян 1984 , стр. 71.
  37. ^ Териан 2023 , с. 4, н. 3.
  38. ^ Бурнутиан 2006 , стр. 48.
  39. ^ Бойс 2001 , с. 84.
  40. ^ Томсон 1988–1989 , с. 45.
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томсон 1988–1989 , с. 34.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсоян 1997 , стр. 83–84.
  43. ^ Бурнутиан 2006 , стр. 49–50.
  44. ^ Гарсоян 1997 , с. 78.
  45. ^ Томсон 1994 , с. 20.
  46. ^ Томсон 1988–1989 , с. 35.
  47. ^ Гарсоян 1997 , с. 85.
  48. ^ Нерсесян 2007 , с. 26.
  49. ^ Гарсоян 1997 , с. 88.
  50. ^ Гарсоян 2013 , стр. 65–66.
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 2006 , стр. 101–102.
  52. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1988–1989 , с. 36–38.
  53. ^ Агафангелос 1976 , с. xiii.
  54. ^ Томсон 1988–1989 , стр. 43.
  55. ^ Гарсоян 1997 , с. 84.

Библиография [ править ]

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Янг, Робин Дарлинг (1 января 2009 г.). «Обращение Армении как литературное произведение». В Кендалле, Кэлвин Б.; и др. (ред.). Обращение в христианство от поздней античности до современности . Миннеаполис: Центр ранней современной истории/Университет Миннесоты. стр. 115–135. ISBN  978-0979755903 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d7e8a0000cb942b7ab17a1b9bc7864b__1719459840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/4b/8d7e8a0000cb942b7ab17a1b9bc7864b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianization of Armenia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)