Христианизация Армении
История Армении |
---|
Хронология • Происхождение • Этимология |
Христианство впервые распространилось в Армении до официального принятия веры в начале четвертого века, хотя подробности неясны. В начале четвертого века Королевство Великая Армения приняло христианство в качестве государственной религии, став первым государством, сделавшим это. Аршакидский царь Армении того времени Трдат был обращен Григорием Просветителем , который стал первым главой Армянской церкви . Традиционная дата обращения Армении — 301 год, хотя ученые предлагали множество альтернативных дат. Хотя церковная структура Армении была создана в это время, христианству потребовалось больше времени, чтобы полностью укорениться в стране. Наибольший прогресс произошел после изобретения армянского алфавита Месропом Маштоцем и перевода Библии и литургии на армянский язык в пятом веке.
Христианизация Армении рассматривается как одно из важнейших событий в армянской истории, существенно сформировавшее идентичность народа и отвратившее Армению от ее многовековых связей с иранским миром . Кроме того, считается, что Армянская церковь обеспечила структуру для сохранения армянской идентичности в отсутствие политической независимости Армении.
Предыстория [ править ]
До христианизации армяне в основном практиковали синкретическую форму зороастризма (вероятно, принятую в период Ахеменидов ) со значительными местными армянскими и другими религиозными элементами. [1] Царством Великой Армении правили члены парфянской династии Аршакидов с первого века нашей эры. Армении в значительной степени удалось сохранить независимое существование между двумя своими могущественными соседями, Парфянской и Римской империями, которые в первом веке достигли компромисса, согласно которому Арменией будет управлять князь Аршакидов, которого подтвердит Рим. [2] Свержение парфянской династии в Иране и возвышение Сасанидов в третьем веке резко изменили политическую ситуацию. Конфликт между Римом и Ираном усилился, а армянские Аршакиды вступили в «семейную распрю» с сасанидами, чтобы отомстить за своих свергнутых парфянских сородичей. В результате Армения стала более тесно связана с Римской империей и подвергалась нападениям, а иногда и оккупации Сасанидов. [3] Период сасанидской оккупации завершился восстановлением Аршакида Трдата III (позже принявшего христианство) на престоле Великой Армении во время правления Диоклетиана ( годы правления 284–305 ). Возможно, это произошло в 298/9 году, что совпало с Нисибисским миром , последовавшим за победой римлян над сасанидами; однако для восстановления Трдата были предложены другие даты. [4]
Раннее распространение христианства [ править ]
Христианство начало распространяться в Армении еще до обращения королевства в начале четвертого века, сначала придя из места зарождения религии в Палестине через Сирию и Месопотамию. [5] Некоторые традиции рассказывают о евангелизации Аддая Эдесского в первом веке, другие утверждают, что в Армении проповедовали апостолы Фаддей и Варфоломей . [6] Говорят, что Фаддей приехал заниматься прозелитизмом в Армению, где он был замучен армянским царем Санатруком в Артазе, недалеко от Маку . Позже эту историю соединили с историей Григория Просветителя , поместив его зачатие на могилу Фаддея. Однако эти традиции, устанавливающие апостольское преемство Армянской Церкви, считаются апокрифическими. [7] Тем не менее, очевидно, что некоторое проникновение христианской религии в Армению имело место на раннем этапе. Во втором веке отец церкви Тертуллиан описал армян как народ, принявший христианство. В середине третьего века епископ Александрийский Дионисий написал армянскому епископу по имени Мерузанес , из которого следует, что к этому времени в Армении существовала значительная христианская община. [5] Местоположение Мерузанеса доподлинно неизвестно. [8] Основываясь на имени епископа, Николас Адонц утверждает, что он находился в районе Софена на юге Армении. [5] [а] Южными районами Армении управляли автономные княжества или сатрапии, которые вошли в орбиту Рима после Нисибисского мира в 299 году. Нина Гарсоян предполагает, что традиционная идентификация Армении как первого христианского государства может фактически отражать раннее обращение южных сатрапий. которые считались суверенными армянскими государствами. [9] [5] Таким образом, христианство пришло в Армению двумя последовательными течениями: сирийским течением, пришедшим в южные районы страны с юга через Сирию и Месопотамию, и более поздним греческим течением, пришедшим в Армянское Аршакидское царство с запада через Малую Азию в начале IV в. век. [5]
Преобразование Армянского царства [ править ]
Традиционный аккаунт [ править ]
Традиционное описание христианизации Армении происходит из армянской истории, приписываемой Агафангелу , которая сочетает в себе факты и легенды. [8] [10] Согласно этому сообщению, в третьем веке армянский царь, которого Агафангелос называет Хосровом , воевал против недавно основанной Сасанидской династии в Иране; последний стремился уничтожить армянских Аршакидов как последний остаток вытесненной ими парфянской династии. Сасаниды послали парфянского дворянина по имени Анак, чтобы завоевать доверие армянского царя и убить его. Анаку удалось убить Хосрова и большую часть царской семьи, но затем он и его семья были убиты армянской знатью. После этого сын Хосрова Трдат (Тирдат) был взят на жительство в Рим, а сын Анака — в Кесарию в Каппадокии и воспитан христианами, давшими ему имя Григорий. [10]
Позже Трдат вернул себе армянский престол с помощью Рима. Григорий отправился в Армению, чтобы поступить на службу к Трдату, который вслед за своим римским сюзереном Диоклетианом преследовал христиан. [11] После того как Григорий отказался принести жертву богине Анаит , царь заключил Григория в тюрьму и подверг его многочисленным пыткам. [12] Как только Трдат обнаружил, что Григорий был сыном убийцы своего отца, он приказал бросить Григория в глубокую яму под названием Хор Вирап недалеко от Артаксаты , где он оставался тринадцать (или пятнадцать) лет. [13] [14] Тем временем по приказу Трдата была казнена группа христианских монахинь, бежавших из Римской империи. [15] В истории Агафангела Григорий чудесным образом спасается и выводится из ямы после того, как сестра Трдата Хосровидухт увидела видение. [16] Затем Григорий исцелил царя, который, как пишет Агафангел, за свое греховное поведение превратился в дикого вепря. [16] Трдат и его двор приняли христианство, что сделало Армению первым государством, принявшим христианство в качестве официальной религии. [15]
святилища монахинь-мучениц Гаяне и Рипсиме . воздвиг в Вагаршапате После освобождения Григорий проповедовал христианскую веру в Армении и на месте, указанном ему в видении, [16] [б] Позже Вагаршапат стал домом для материнской церкви армянского христианства и в средние века назывался Эчмиадзин («Сошествие единородного») в связи с видением Григория. [18] [с] Григорий, иногда в сопровождении Трдата, [17] обошел Армению, разрушая языческие капища, побеждая вооруженное сопротивление языческих жрецов. [19] Затем Григорий отправился в Кесарию со свитой армянских князей и был рукоположен Леонтием Кесарийским во епископа Армении . [16] До смерти Нерсеса I в конце четвертого века преемники Григория отправлялись в Кесарию для утверждения в качестве епископов Армении, а Армения оставалась под титульной властью митрополитов Кесарии. [20]
Вернувшись в Армению с христианскими помощниками из Кесарии, [21] Григорий воздвиг церкви на месте разрушенных языческих капищ и захватил их имения и богатства для Армянской церкви и своего дома. [17] [д] На месте разрушенного храма Ваагна в Аштишате Григорий воздвиг церковь, которая стала первоначальным центром Армянской церкви и оставалась таковой до раздела страны в 387 году. [11] [17] Григорий встретил царя Трдата недалеко от города Багавана и крестил армянского царя, войско и народ в Евфрате . [11] В другой версии истории Агафангела, сохранившейся лишь в переводе, Григорий также крестит вместе с Трдатом царей Кавказской Албании , Грузии и Лазицы /Абхазии. [23] Он основал школы для христианского воспитания детей, где языками обучения были греческий и сирийский . [24] Он установил церковную структуру Армении, назначив епископами некоторых детей языческих жрецов. [25]
Сейчас многие элементы повествования Агафангела признаны легендарными, хотя ряд деталей подтверждается другими источниками. [26] [27] Другие источники подтверждают лидерство Григория и его потомков над ранней армянской церковью. [26] а также посвящение Григория Леонтием в Кесарии во время церковного собора в 314 году. [27] Однако история Агафангела показывает, что распространение христианства в Армении произошло практически полностью при жизни Григория, хотя на самом деле это был более постепенный процесс, встретивший сопротивление. [28] Большая часть описания прозелитизма Григория взята из сведений о деятельности Месропа Маштоца в Корюна «Житии Маштоца» . [29]
Дата и причины [ править ]
Традиционная дата обращения Армении в христианство – 301 год. [30] хотя было предложено множество альтернативных дат, от 284 до 314. [31] [32] Многие современные ученые отдают предпочтение датировке 314 годом. [33] Интерпретации, которые отдают предпочтение более ранней дате обращения Трдата, утверждают, что армянский царь разочаровался в своем союзе с Римом и перестал следовать антихристианской политике Диоклетиана , вместо этого приняв христианство, чтобы укрепить государство и еще больше отделить Армению от Рима и Персии. [34] Сторонники более поздней даты - 314 г. - утверждают, что Трдат, как лояльный царь-клиент Рима, не мог сделать христианство государственной религией Армении в противоречие с антихристианской политикой Рима того времени, и помещают обращение после Указа . Милана в 313 году. [31] [35] Согласно одной из точек зрения, Трдат и его двор, возможно, в частном порядке обратились в христианство в 301 году, но сделали его официальной религией королевства только после Миланского эдикта. [30] Другой источник в пользу датировки 301 годом утверждает, что Римская империя, хотя и оставалась антихристианской, терпела обращение Армении в христианство, поскольку оно было направлено против Сасанидского Ирана. [36] Ученый Авраам Териан считает информацию из » Евсевия «Церковной истории о том, что римский император Максимин Даза вел войну с армянами-христианами в 311 году, как доказательство того, что Трдат обратился в христианство до этой даты. [37]
Джордж Бурнутян называет «внешнее давление, особенно со стороны зороастрийской Персии и ее новой ревностной династии Сасанидов» главным фактором, повлиявшим на решение Трдата принять христианство. [38] Мэри Бойс пишет, что Армения приняла христианство «отчасти, по-видимому, вопреки сасанидам». [39] Роберт Томсон называет решение Трдата «актом государства», но отмечает, что его личная мотивация до сих пор неясна. [40]
Христианизация армянского общества [ править ]
Как отмечает Томсон, христианство и институт церкви распространились в Армении «через исконную для этой страны социальную и политическую структуру». [41] Церковь овладела обширными владениями дохристианских культовых центров. [42] Ранние армянские церкви были построены на месте языческих храмов. [43] Церковное имущество принадлежало патриарху. [и] и передавались по наследству, как и у благородных кланов нахараров . Должность патриарха рассматривалась как наследственная привилегия потомков Григория Просветителя — точно так же, как светские государственные должности в Армении по наследству принадлежали определенным дворянским семьям. [41] — несмотря на то, что это противоречило христианской практике и закону. [44] Патриархат с некоторыми перерывами принадлежал представителям линии Григоридов до смерти Исаака Армянского в пятом веке. Вначале епископства, судя по всему, были организованы на основе кланов нахараров . [42] а не так, как видят в крупных городах. [45] Эти факторы позволили церкви играть независимую политическую роль, часто вступая в конфликт с монархами Аршакидов. [41]
Распространение христианской веры среди населения Армении и ликвидация дохристианских верований и обычаев было постепенным и неравномерным процессом. Сопротивление христианизации исходило как среди простого народа, так и среди дворянства. Армянские магнаты, выступавшие против проримской политики монархии, выступили против христианства и вместо этого приняли зороастризм. [46] Сын Григория Вртанес , сменивший своего брата Аристакеса на посту патриарха, был чуть не убит язычниками в своем резиденции в Аштишате. [47] В 365 году патриарх Нерсес I созвал Аштишатский собор, который запретил такие дохристианские обычаи, как кровнородственные браки, похороны в языческом стиле, сопровождавшиеся «чрезмерными причитаниями», [48] [49] и полигамия. [50] По мнению Роберта У. Томсона, первые попытки распространения христианства среди армянского населения исходили в основном от местных святых и аскетов, а не от согласованной миссионерской деятельности церковных учреждений. [51] [52] Большинство этих странствующих святых были сирийцами или связаны с Сирией. [51] Одной из причин медленного распространения христианства на раннем этапе было то, что литургия читалась на греческом или сирийском языке и поэтому была непонятна большинству армян. Это было с изобретением армянского алфавита в ок. В 405 г. Месропом Маштоцем, который сам был проповедником-аскетом, христианизация населения стала прогрессировать быстрее. Библия, литургия, сочинения главных отцов церкви и другие христианские тексты были переведены на армянский язык впервые. [53] В этом Маштоцу помогли царь Врамшапух и патриарх Исаак. [52] В середине пятого века сасанидский царь Йездигерд II попытался навязать Армении реформированный зороастризм и столкнулся с христианским восстанием . Значительная партия армянской знати встала на сторону сасанидского царя и отказалась от христианства, хотя попытки Сасанидов искоренить армянское христианство в конечном итоге потерпели неудачу. [54] Тем не менее, многие элементы дохристианской религии стали частью армянского христианства, а небольшая группа армян, называемая аревордиками, так и не обратилась в христианство, по-видимому, дожив до современного периода. [1]
Историческое значение [ править ]
Христианизация Армении рассматривается как одно из важнейших событий в армянской истории, существенно сформировавшее идентичность народа и отвратившее Армению от ее многовековых связей с иранским миром . [16] Кроме того, считается, что Армянская церковь обеспечила структуру для сохранения армянской идентичности в отсутствие политической независимости Армении. [55]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Мерузанес (арм. Меружан ) — династическое имя династии Арцруни , правившей Софеной. [5]
- ↑ Ученый Роберт В. Томсон отмечает, что, хотя Вагаршапат-Эчмиадзин «явно был священной святыней» с самого начала христианской армянской истории, связь Григория с Вагаршапатом датируется после раздела Армении в 387 году, когда мать увидела Армянская церковь переселилась в Восточную Армению. Фактический первоначальный центр Армянской церкви находился в Аштишате . [14] [17]
- ↑ Фигура, которая является Григорию, позже была отождествлена с Христом в армянской традиции, хотя у Агафангела об этом прямо не говорится. [17]
- ↑ Согласно истории пятого века, приписываемой Фаусту Византийскому , потомка Григория , ко времени патриарха Нерсеса I , владения дома Грегоридов насчитывали пятнадцать округов ( гаваров ). [22]
- ↑ Термин «патриарх» обычно использовался для обозначения Григория и его преемников в армянских источниках с пятого века, хотя, как отмечает Роберт В. Томсон, он является анахронизмом для ситуации четвертого века. До смерти Нерсеса I в 370-х годах армянские епископы находились под властью митрополитов Кесарии. [20]
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рассел 1986 : «Армяне сохранили сильные региональные традиции, которые, по-видимому, были включены в зороастризм, религию, принятую ими, вероятно, в период Ахеменидов».
- ^ Гарсоян 1997 , с. 67.
- ^ Гарсоян 1997 , стр. 71–72.
- ^ Гарсоян 1997 , стр. 74–75.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гарсоян 1997 , с. 83.
- ^ Банди 2007 , с. 136.
- ^ Гарсоян 1997 , стр. 82–83.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1999 , с. 54.
- ^ Гарсоян 1985 , стр. 345–346.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурнотьян 2006 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гарсоян 1997 , стр. 81–82.
- ^ Agathangelos 1976 , стр. xlii – xliii.
- ^ Ланг 1970 , с. 156.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1984 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1994 , с. 16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гарсоян 1997 , с. 81.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Томсон 1994 , с. 19.
- ^ Агафангелос 1976 , с. 478.
- ^ Рассел 2004 , с. 358.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Агафангелос 1976 , с. 69
- ^ Томсон 1988–1989 , с. 32.
- ^ Гарсоян 1989 , с. 139.
- ^ Агафангелос 1976 , стр. lxviii-lxix
- ^ Агафангелос 1976 , с. 375.
- ^ Агафангелос 1976 , с. 379: «Он взял некоторых детей языческих жрецов и воспитал их на своих глазах и под своей заботой, давая им наставление и воспитывая их с духовной заботой и страхом. Те, кто был достоин достичь сан епископа, получили сан епископа». от него».
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1988–1989 , с. 31.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсоян 2010 , с. 60: «Множество других подробностей в рассказе «Агатангега» об обращении царя и его царства безошибочно легендарны, но есть и другие, подтвержденные независимыми источниками. Присутствие епископа Леонтия в Кесарии Каппадокийской и проведение церковный собор в 314 году должным образом засвидетельствован и представляет собой аутентичную обстановку для рассказа «Агатангегос» о посвящении святого Григория».
- ^ Томсон 1994 , с. 22: «Обращение страны было медленным процессом, встретившим большое сопротивление; оно было осуществлено не одним Григорием, и не было крещено четыре миллиона армян за одну неделю».
- ^ Томсон 1994 , с. 18.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бурнутиан 2006 , стр. 49.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсоян 1997 , с. 82.
- ^ Ананян 1959 , с. 9.
- ^ Эндрюс 2018 .
- ^ Хайкакан советакан ханрагитаран 1977 , с. 212б: «Однако, вскоре убедившись, что Рим проводит мошенническую и агрессивную политику по отношению к Армении (в 297 году император Диоклетиан захватил Цопк, Ангех Тун, Агдзник, Кордук и Цавдек — затигровые земли Великой Армении), Трдатус разочаровался в свой «союз», а также прекратил гонения на христиан, находившийся между двумя враждебными державами, предпочел использовать эту власть в интересах своего государства), Трдат разочаровался в этом «союзе» и прекратил гонения. христиан, находясь между двумя враждебными державами, Трдат предпочел использовать эту силу [христианство] в интересах своего государства]».
- ^ Томсон 1988–1989 , стр. 31–32.
- ^ Еремян 1984 , стр. 71.
- ^ Териан 2023 , с. 4, н. 3.
- ^ Бурнутиан 2006 , стр. 48.
- ^ Бойс 2001 , с. 84.
- ^ Томсон 1988–1989 , с. 45.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Томсон 1988–1989 , с. 34.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гарсоян 1997 , стр. 83–84.
- ^ Бурнутиан 2006 , стр. 49–50.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 78.
- ^ Томсон 1994 , с. 20.
- ^ Томсон 1988–1989 , с. 35.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 85.
- ^ Нерсесян 2007 , с. 26.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 88.
- ^ Гарсоян 2013 , стр. 65–66.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 2006 , стр. 101–102.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Томсон 1988–1989 , с. 36–38.
- ^ Агафангелос 1976 , с. xiii.
- ^ Томсон 1988–1989 , стр. 43.
- ^ Гарсоян 1997 , с. 84.
Библиография [ править ]
- Агафангелос (1976). История армян . Перевод, введение и комментарии Роберта В. Томсона (Первое изд.). Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0-87395-323-1 .
- Ананян, Погос (1959). "С. Григор Лусаворч" С. Дата и принадлежности хиротонии Григора Лусаворича [Дата и обстоятельства хиротонии св. Григория Просветителя] (PDF) . Базмавеп (на армянском языке). 117 : 9–23, 129–142, 225–238. 118 (1960): 53–60, 101–113. (итальянская версия: Ананян, Пол (1961). «Дата и обстоятельства хиротонии св. Григория Просветителя». Ле Музеон . 74 :43–73, 317–60. )
- Эндрюс, Тара (2018). «Трдат, царь Армении» . Оксфордский словарь поздней античности . Издательство Оксфордского университета . ISBN 9780191744457 .
- Бурнутян, Джордж А. (2006). Краткая история армянского народа (Пятое изд.). Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. ISBN 1-56859-141-1 .
- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Библиотека религиозных верований и практик. Рутледж. ISBN 9780415239035 .
- Банди, Дэвид (2007). «Раннее азиатское и восточноафриканское христианство». В Кэсидей А., А.; Норрис, Ф.В. (ред.). Кембриджская история христианства . Том. 2. Издательство Кембриджского университета . стр. 118–148. дои : 10.1017/CHOL9780521812443.006 . ISBN 978-1-139-05413-3 .
- Еремян, С.Т. (1984). «Айастанум Кристонеутьян паштонакан чаначуме Трдат Ги Орок» Официальное признание христианства в Армении в период правления Трдата Г. Официальное признание христианства в Армении при Трдате III. В Агаян, Ц. П.; и др. (ред.). Ай жогховрди патмутюн История армянского народа [ История армянского народа ] (на армянском языке). Том. II. Ереван: Издательство Академии наук Армянской ССР. стр. 71–80.
- Гарсоян, Нина (1985). «Армения в четвертом веке. Попытка переопределить понятия «Армения» и «Лояльность»». Армения Между Византией и Сасанидами . Лондон: Перепечатки Валориума. стр. 341–352. ISBN 9780860781660 .
- Гарсоян, Нина (2010). «Тарон как раннехристианский армянский центр». Исследования по формированию христианской Армении . Лондон: Рутледж . стр. 59–69. ISBN 978-1-4094-0366-1 .
- Гарсоян, Нина (1997). «Династия Аршакуни». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский народ от древности до современности . Том. 1. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 0-312-10169-4 .
- Гарсоян, Нина (2013). «Проблемные браки армянского короля Аршака II». Студия Ираника . 42 (1): 57–70.
- "Григор Лусаворич" Григор Лусаворич [Gregory I the Illuminator]. Haykakan sovetakan hanragitaran Армянская советская энциклопедия [ Армянская советская энциклопедия ]. Том. 3. Ереван. 1977. с. 212 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Лэнг, Дэвид Маршалл (1970). Армения, колыбель цивилизации . Лондон: Аллен и Анвин. ISBN 0-04-956007-7 .
- Нерсесян, Вреж Нерсес (2007). «Армянское христианство». В Парри, Кен (ред.). Блэквеллский компаньон восточного христианства . Молден, Уайли: Блэквелл. стр. 23–46. ISBN 978-0-631-23423-4 .
- Рассел, Джеймс Р. (2004). Арменоведение и ирановедение . Кафедра ближневосточных языков и цивилизаций Гарвардского университета. п. 358. ИСБН 978-0-935411-19-5 .
- Рассел, младший (1986). «Армения и Иран iii. Армянская религия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника . Проверено 24 ноября 2023 г.
- Эпические истории, приписываемые Павстосу Бузанду (Бузандаран Патмутьивнк) . Перевод, введение и комментарии Нины Г. Гарсоян. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. 1989. ISBN 0-674-25865-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Житие Маштоца его ученика Коривна . Перевод, введение и комментарии Авраама Териана. Издательство Оксфордского университета . 23 февраля 2023 г. ISBN 978-0-19-284741-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - Томсон, RW (1984). «Агафангелос» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том I/6: Афганистан – Ариман . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 607–608. ISBN 978-0-71009-095-9 .
- Томсон, Роберт В. (1994). «Агафангелос». В Греппине, Джон AC (ред.). Исследования классической армянской литературы . Дельмар, Нью-Йорк: Caravan Books. стр. 15–26. ISBN 9780882065120 .
- Томсон, Роберт В. (1999). «Армянское христианство». В Парри, Кен; и др. (ред.). Блэквеллский словарь восточного христианства . Издательство Блэквелл. стр. 54–59. ISBN 978-0-631-23203-2 .
- Томсон, Роберт В. (2006). «Раннее армянское христианство и Эдесса». В Ованнисяне, Ричард Г. (ред.). Армянский Тигранакерт/Диарбекир и Эдесса/Урфа . Исторические города и провинции Армении. Коста Меса, Калифорния: Издательство Mazda. стр. 97–110. ISBN 9781568591537 .
- Томсон, Роберт В. (1988–1989). «Миссия, обращение и христианизация: армянский пример». Гарвардские украинские исследования . 13.12: 28–45. JSTOR 41036303 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Янг, Робин Дарлинг (1 января 2009 г.). «Обращение Армении как литературное произведение». В Кендалле, Кэлвин Б.; и др. (ред.). Обращение в христианство от поздней античности до современности . Миннеаполис: Центр ранней современной истории/Университет Миннесоты. стр. 115–135. ISBN 978-0979755903 .