Jump to content

Транспортное средство

Статуя Ваагна Драконоборца, душащего дракона в Ереване. Художник/скульптор: Карлен Нуриджанян, 2 октября 1929 г. – 25 февраля 1982 г.

Ваагн или Ваагн ( арм . Ваагн ), также известный как Ваагн Вишапаках ( Ваагн Вишапаках , «Ваагн -Жнец драконов ») — бог-воин в армянской мифологии . [1] Ученые считают его либо богом грома, либо богом солнца и огня дохристианского армянского пантеона, а также богом войны, храбрости и победы. [2] [3] Он образовал триаду с Арамаздом и Анаит . [4] Ваагн этимологически происходит от *Varhraγn , парфянского имени индоиранского бога Веретрагны , хотя между этими двумя божествами существуют ключевые различия. [5]

Ваагну поклонялись в трехстороннем храмовом комплексе вместе с его невестой Астхик и богиней Анаит в округе Тарон , на склонах горы Карке близ селения Аштишат . [3] [6] [7] После того, как Армения попала под эллинистическое влияние в древности, Ваагна отождествляли с эллинским божеством Гераклом , но также редко с Аполлоном . [1]

Теоним Авесте Ваагн родственен Веретрагне , имени индоиранского бога победы, упомянутому в , а также ведическому Врахану , обычному эпитету бога-громовержца Индры . [1] Оно было заимствовано в армянский язык из парфянского *Varhraγn и развилось из более ранней формы *Varhagn . [8] В старом армянском календаре двадцать седьмой день месяца назывался Ваагном. [3] планету Марс называли Атрахер («огненные волосы») в честь Ваагна. Кроме того, древние армяне [3] Сегодня Ваагн используется как мужское имя среди армян. [9]

Исторические свидетельства

[ редактировать ]

Ваагн упоминается в ряде классических армянских письменных источников. [4] Например, в истории, приписываемой Агафангелу , армянский царь Тиридат III в приветствии своему народу вызывает триаду Арамазда, Анаит и Ваагна: «Пусть здоровье и процветание придут к вам с помощью богов, богатая полнота от мужественного Арамазда , провидение от Анаит Госпожи, и храбрость придет к тебе от храброго Ваагна». [10]

Историк Мовсес Хоренаци называет Ваагна одним из сыновей Тиграна (мифологизированная составная фигура нескольких армянских царей в истории Хоренаци) и записывает о нем следующую песню: [11] [8]

Оригинальный классический армянский

Небо на небо, небо на землю
небо и море абрикосовые.
небо было над морем и
сладкий тростник.
дым пошел из камыша,
при помощи трости и трубы выходило пламя.
и побежал в огне
молодой мальчик.
у него был зять
... у моей матери было пламя
а глаз был солнцем.

Транслитерация

Эркнер эркин, эркнер эркир,
erknēr, что молодой сосед.
erkn i covun unēr ew
зкармрикн элегни.
Самый красивый пёл о многом возвещает,
и ełegan p῾oł boc῾ elanēr.
фу, я бокойн васер
xarteaš patanekik.
нет часа каждый час,
… boc῾ uner mòrus,
он ač῾kunk῾n ēin aregakunk῾:

English translation by Vyacheslav Ivanov

Небо рожало, земля рожала,
пурпурное море тоже рожало;
в море также состоялись трудовые муки
маленькая красная трость.
По камышовой трубке дым поднимался,
По тростниковой трубке поднималось пламя.
И из пламени
из машины выскочил рыжеволосый мальчик.
У него был (небесный) огонь для волос,
и имел пламя вместо бороды,
и глаза его были солнцами.

Хоренаци не приводит остальную часть песни, но утверждает, что она повествует о том, как Ваагн сражался и победил армянской из мифологии вишапов, драконов . [11] Этот атрибут Ваагна является причиной его титула вишапаках , что означает «жнец вишапов » или «дракон-жнец». [1]

Армянский писатель 7-го века Анания Ширакаци рассказывает миф, в котором Ваагн крадет соломинку у Баршама (то есть Баалшамина ) и бросает ее на обратном пути, создавая Млечный Путь . Предполагается, что отсюда произошло одно из народных названий Млечного Пути на армянском языке, Хардагоги чанапар , буквально «путь вора соломы». [12]

Главный храм Ваагна в Аштишате на склонах горы Карке часто назывался храмом Вахеванеан или Вахевахеан, потому что его священники были членами благородного дома Вахевуни или Вахнуни, которые заявляли о своем происхождении от Ваагна. [3] Ваагну поклонялись в храме вместе с Анаит и Астхик. [3] [6] [7] По словам Агафангела, после обращения царя Тиридата III в христианство в начале четвертого века первый глава Армянской церкви Григорий Просветитель отправился в Аштишат и разрушил храм Ваагна. [13] [3] На месте разрушенного храма была построена церковь, ставшая первой Первопрестольной Армянской Церкви . [13] [3]

Интерпретации и сравнительная мифология

[ редактировать ]

Жорж Дюмезиль сказал, что Ваагн кажется ближе к ведическому Врахану Индре, чем к авестийскому Веретрагне, поскольку первый изображается как убийца драконов/змей, как Ваагн, а второй - нет. [14] Ваагна часто рассматривали как аналог Индры, но Армен Петросян считает, что сходство между ними лежит в основе индоевропейских общностей, а не является результатом прямого заимствования, поскольку в этом случае несходство с Веретрагной было бы необъяснимым. [1] [15] Филолог Вячеслав Иванов считал «Песнь о Ваагне», записанную Хоренаци, «одним из ярких образцов индоевропейской поэзии». [16] Иванов говорит, что миф о Ваагне состоит из нескольких слоев, включая более поздний иранский миф о Веретрагне и более ранний индоевропейский слой о боге, преследующем врага. [17] Армен Петросян говорит, что Ваагн – это доиранский армянский бог, принявший иранское имя, а не полное заимствование. [16] Петросян также провел параллели между Ваагном и ведическим огненным божеством Агни , основываясь на сходстве рассказов об их рождении. [1] Ваагн, возможно, получил свой атрибут убийцы драконов от хурро-урартского божества Тешуба . [18]

Ваагн отождествлялся с Гераклом в эллинистический период . [7] В армянском переводе Библии V века Ваагн используется для перевода Геракла во 2 Маккавейской 4:19, а Хоренаци утверждает, что песня Ваагна повествует о героических поступках, напоминающих Геракла. [19] Реже его отождествляли с богом Солнца Аполлоном . [1] Иоанна Крестителя называли «христианским наследником характера Ваагна», поскольку рядом с разрушенным храмом Ваагна была построена посвященная ему церковь. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Петросян 2007 , с. 6.
  2. ^ Петросян 2002 , с. 36.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Катвалян 1985 .
  4. ^ Jump up to: а б Рассел 1987 , с. 192.
  5. ^ Петросян 2002 , с. 35.
  6. ^ Jump up to: а б Петросян 2007 , стр. 6–7.
  7. ^ Jump up to: а б с Петросян 2018 , с. 207.
  8. ^ Jump up to: а б Иванов 2011 , с. 8.
  9. ^ «Ваагн» . www.anun.am (на армянском языке) . Проверено 24 января 2023 г.
  10. ^ Петросян 2018 , с. 206.
  11. ^ Jump up to: а б Томсон 1978 , с. 123.
  12. ^ Абегян 1948 , с. 32.
  13. ^ Jump up to: а б Рассел 1987 , стр. 192–193.
  14. ^ Дюмезиль 1970 , с. 123.
  15. ^ Петросян 2018 , стр. 211–212.
  16. ^ Jump up to: а б Петросян 2018 , с. 211.
  17. ^ Иванов 2011 , с. 9.
  18. ^ Рассел 1986 .
  19. ^ Рассел 1987 , с. 196.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • История Армении (армянская мифология) Ваана М. Куркджяна. Издано Всеобщим армянским благотворительным союзом Америки, 1958 г./Г.Р.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6dea358a7cc792f40485369f95dba6c8__1719672300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6d/c8/6dea358a7cc792f40485369f95dba6c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vahagn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)