Транспортное средство
Ваагн или Ваагн ( арм . Ваагн ), также известный как Ваагн Вишапаках ( Ваагн Вишапаках , «Ваагн -Жнец драконов ») — бог-воин в армянской мифологии . [1] Ученые считают его либо богом грома, либо богом солнца и огня дохристианского армянского пантеона, а также богом войны, храбрости и победы. [2] [3] Он образовал триаду с Арамаздом и Анаит . [4] Ваагн этимологически происходит от *Varhraγn , парфянского имени индоиранского бога Веретрагны , хотя между этими двумя божествами существуют ключевые различия. [5]
Ваагну поклонялись в трехстороннем храмовом комплексе вместе с его невестой Астхик и богиней Анаит в округе Тарон , на склонах горы Карке близ селения Аштишат . [3] [6] [7] После того, как Армения попала под эллинистическое влияние в древности, Ваагна отождествляли с эллинским божеством Гераклом , но также редко с Аполлоном . [1]
Имя
[ редактировать ]Теоним Авесте Ваагн родственен Веретрагне , имени индоиранского бога победы, упомянутому в , а также ведическому Врахану , обычному эпитету бога-громовержца Индры . [1] Оно было заимствовано в армянский язык из парфянского *Varhraγn и развилось из более ранней формы *Varhagn . [8] В старом армянском календаре двадцать седьмой день месяца назывался Ваагном. [3] планету Марс называли Атрахер («огненные волосы») в честь Ваагна. Кроме того, древние армяне [3] Сегодня Ваагн используется как мужское имя среди армян. [9]
Исторические свидетельства
[ редактировать ]Ваагн упоминается в ряде классических армянских письменных источников. [4] Например, в истории, приписываемой Агафангелу , армянский царь Тиридат III в приветствии своему народу вызывает триаду Арамазда, Анаит и Ваагна: «Пусть здоровье и процветание придут к вам с помощью богов, богатая полнота от мужественного Арамазда , провидение от Анаит Госпожи, и храбрость придет к тебе от храброго Ваагна». [10]
Историк Мовсес Хоренаци называет Ваагна одним из сыновей Тиграна (мифологизированная составная фигура нескольких армянских царей в истории Хоренаци) и записывает о нем следующую песню: [11] [8]
Оригинальный классический армянский Небо на небо, небо на землю |
Транслитерация Эркнер эркин, эркнер эркир, |
English translation by Vyacheslav Ivanov Небо рожало, земля рожала, |
Хоренаци не приводит остальную часть песни, но утверждает, что она повествует о том, как Ваагн сражался и победил армянской из мифологии вишапов, драконов . [11] Этот атрибут Ваагна является причиной его титула вишапаках , что означает «жнец вишапов » или «дракон-жнец». [1]
Армянский писатель 7-го века Анания Ширакаци рассказывает миф, в котором Ваагн крадет соломинку у Баршама (то есть Баалшамина ) и бросает ее на обратном пути, создавая Млечный Путь . Предполагается, что отсюда произошло одно из народных названий Млечного Пути на армянском языке, Хардагоги чанапар , буквально «путь вора соломы». [12]
Храм
[ редактировать ]Главный храм Ваагна в Аштишате на склонах горы Карке часто назывался храмом Вахеванеан или Вахевахеан, потому что его священники были членами благородного дома Вахевуни или Вахнуни, которые заявляли о своем происхождении от Ваагна. [3] Ваагну поклонялись в храме вместе с Анаит и Астхик. [3] [6] [7] По словам Агафангела, после обращения царя Тиридата III в христианство в начале четвертого века первый глава Армянской церкви Григорий Просветитель отправился в Аштишат и разрушил храм Ваагна. [13] [3] На месте разрушенного храма была построена церковь, ставшая первой Первопрестольной Армянской Церкви . [13] [3]
Интерпретации и сравнительная мифология
[ редактировать ]Жорж Дюмезиль сказал, что Ваагн кажется ближе к ведическому Врахану Индре, чем к авестийскому Веретрагне, поскольку первый изображается как убийца драконов/змей, как Ваагн, а второй - нет. [14] Ваагна часто рассматривали как аналог Индры, но Армен Петросян считает, что сходство между ними лежит в основе индоевропейских общностей, а не является результатом прямого заимствования, поскольку в этом случае несходство с Веретрагной было бы необъяснимым. [1] [15] Филолог Вячеслав Иванов считал «Песнь о Ваагне», записанную Хоренаци, «одним из ярких образцов индоевропейской поэзии». [16] Иванов говорит, что миф о Ваагне состоит из нескольких слоев, включая более поздний иранский миф о Веретрагне и более ранний индоевропейский слой о боге, преследующем врага. [17] Армен Петросян говорит, что Ваагн – это доиранский армянский бог, принявший иранское имя, а не полное заимствование. [16] Петросян также провел параллели между Ваагном и ведическим огненным божеством Агни , основываясь на сходстве рассказов об их рождении. [1] Ваагн, возможно, получил свой атрибут убийцы драконов от хурро-урартского божества Тешуба . [18]
Ваагн отождествлялся с Гераклом в эллинистический период . [7] В армянском переводе Библии V века Ваагн используется для перевода Геракла во 2 Маккавейской 4:19, а Хоренаци утверждает, что песня Ваагна повествует о героических поступках, напоминающих Геракла. [19] Реже его отождествляли с богом Солнца Аполлоном . [1] Иоанна Крестителя называли «христианским наследником характера Ваагна», поскольку рядом с разрушенным храмом Ваагна была построена посвященная ему церковь. [1]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Петросян 2007 , с. 6.
- ^ Петросян 2002 , с. 36.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Катвалян 1985 .
- ^ Jump up to: а б Рассел 1987 , с. 192.
- ^ Петросян 2002 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Петросян 2007 , стр. 6–7.
- ^ Jump up to: а б с Петросян 2018 , с. 207.
- ^ Jump up to: а б Иванов 2011 , с. 8.
- ^ «Ваагн» . www.anun.am (на армянском языке) . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Петросян 2018 , с. 206.
- ^ Jump up to: а б Томсон 1978 , с. 123.
- ^ Абегян 1948 , с. 32.
- ^ Jump up to: а б Рассел 1987 , стр. 192–193.
- ^ Дюмезиль 1970 , с. 123.
- ^ Петросян 2018 , стр. 211–212.
- ^ Jump up to: а б Петросян 2018 , с. 211.
- ^ Иванов 2011 , с. 9.
- ^ Рассел 1986 .
- ^ Рассел 1987 , с. 196.
Библиография
[ редактировать ]- Abegi͡an, Manuk (1948). Istorii͡a drevnearmi͡anskoĭ literatury [ History of Old Armenian Literature ] (in Russian). Erevan: Izd.-vo Akedemii nauk Arm. SSR .
- Дюмезиль, Джордж (1970). Судьба воина . Перевод Хилтебайтеля, Альф. Издательство Чикагского университета.
- Иванов, Вячеслав (2011). «Вероятная структура протоформы древней армянской песни Ваагна» (PDF) . Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 6 :7–23. ISSN 1829-1376 .
- Катвалян, М. (1985). «Ваагн» . Амбарцумян, Виктор (ред.). Советская Армянская энциклопедия (на армянском языке). Том. 11. Ереван. п. 242.
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Томсон, Роберт В. (1978). Моисей Хоренаци , История армян . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-39571-9 .
- Петросян, Армен (2018). «Из армянской демонологии: Кайсы» . Журнал индоевропейских исследований . 46 : 206–218. ISSN 0092-2323 .
- Петросян, Армен (2007). «Государственный пантеон Великой Армении: Древнейшие источники» . Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN 1829-1376 .
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-96850-6 .
- Рассел, младший (1986). «Армения и Иран iii. Армянская религия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника, Том II/4: Архитектура IV – Армения и Иран IV . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж и Кеган Пол. стр. 438–434. ISBN 978-0-71009-104-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- История Армении (армянская мифология) Ваана М. Куркджяна. Издано Всеобщим армянским благотворительным союзом Америки, 1958 г./Г.Р.