не звони
Арамазд ( арм . Арамазд ) был главным богом-создателем в армянской версии зороастризма . [ 1 ] Божество и его имя произошли от божества Ахура Мазды после мидийского завоевания Армении в VI веке до нашей эры. [ 2 ] Арамазд считался щедрым богом плодородия, дождя и изобилия, а также отцом других богов, включая Анаит , Михра и Нане . Как и Ахура Мазда, Арамазд считался отцом других богов, редко имея жену, хотя иногда и мужа Анаит или Спандарамета . Арамазд был парфянской формой Ахура Мазды. [ 3 ]
Имя
[ редактировать ]Слияние двух слов Ахура Мазды впервые появляется в древнеперсидском разделе Бехистунской надписи , вырезанной ахеменидским царем Дарием Великим ( годы правления 522–486 до н.э. ), который называет божество Аурамаздахой. [ 4 ] В авестийских документах имя по-прежнему записывалось двумя словами, форма, которая, возможно, была принята в Армении. [ 5 ] Арамазд — парфянская форма имени Ахура Мазда. [ 3 ]
История
[ редактировать ]Арамазд, Михр, Анаит, Ваагн и Тир были доминирующими божествами армянского пантеона. [ 6 ] Позже были предприняты попытки реформировать пантеон, в том числе, возможно, сократить его до трех ведущих божеств: Арамазда, Анаит и Ваагна. [ 7 ] Главное святилище Арамазда находилось в Камахе на севере Армении. Другое святилище Арамазда находилось в Багаване , который находился недалеко от центра власти на Араратской равнине . [ 8 ] В зороастризме Ахура Мазда считается создателем богатства, и поэтому армяне восхищались Арамаздом как дарителем парарт-утива (заимствованное из иранского слова, означающее «упитанность, изобилие»). [ 9 ] Одной из особенностей парфянского зороастризма было наличие у них культовых статуй богов, которым подражали армяне. Арамазд ассоциировался с греческим богом Зевсом . [ 10 ]
Отождествление с другими божествами
[ редактировать ]Арамазда легко отождествляли с Зевсом через интерпретацию Греки , оба часто имели определенные титулы, связанные с величием, храбростью или силой. В науке существовали некоторые разногласия относительно отношений между Арамаздом, Аманором и Ванатуром, но факты наиболее убедительно указывают на то, что Ванатур («Господин Вана ») был титулом главного божества (будь то Халди или Ахура Мазда/Арамазд). , хотя зарегистрированное использование используется только как титул Арамазда), и что Аманор был одновременно нарицательным существительным, обозначающим новый год, и титулом божества, празднование которого проводилось в новый год (Ванатур, будь то Халди или Арамазд).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рассел 2005 , с. 29; Эллерброк 2021 ; Ла Порта 2018 , с. 1613; Бойс 2001 , с. 84; Френшковский 2015 , с. 469; Канепа 2018 , с. 199
- ^ Рассел 2005 , с. 29.
- ^ Jump up to: а б Бойс 2001 , с. 84.
- ^ Рассел 1987 , стр. 207–208.
- ^ Рассел 1987 , с. 208.
- ^ Гарсоян 1985 , стр. 181–182.
- ^ Гарсоян 1985 , с. 182.
- ^ Рассел 2004 , с. 378.
- ^ Рассел 2004 , с. 126.
- ^ Рассел 2004 , с. 383.
Источники
[ редактировать ]- Бойс, Мэри (2001). Зороастрийцы: их религиозные верования и практики . Психология Пресс. ISBN 978-0415239035 .
- Канепа, Мэтью (2018). Иранское пространство: трансформация королевской идентичности посредством архитектуры, ландшафта и искусственной среды, 550 г. до н.э. – 642 г. н.э. Окленд: Издательство Калифорнийского университета . ISBN 9780520379206 .
- Эллерброк, Уве (2021). Парфяне: Забытая империя . Оксфорд: Рутледж. ISBN 978-0367481902 .
- Гарсоян, Нина (1985). Армения между Византией и Сасанидами . Различные репринты. ISBN 978-0860781660 .
- Ла Порта, Серджио (2018). «Зороастризм, армянский» . Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866277-8 .
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Петросян, Армен (2007). «Государственный пантеон Великой Армении: Древнейшие источники» (PDF) . Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN 1829-1376 .
- Рассел, Джеймс Р. (1987). Зороастризм в Армении . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674968509 .
- Рассел, Джеймс Р. (2004). Арменоведение и ирановедение . Гарвардские армянские тексты и исследования. Том. 9. Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0935411195 .
- Рассел, Джеймс Р. (2005). «Армянская мифология». Оксфордский справочник мировой мифологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19991-648-1 .
- Френчковски, Марко (2015). "Христианство". В Стаусберге, Майкл ; Веваина, Юхан Сохраб-Диншоу; Тессманн, Анна (ред.). Уайли Блэквелл, компаньон зороастризма . John Wiley And Sons Ltd., стр. 457–477.