Астлик
Астлик [1] ( Армянский : Աստղիկ ) была армянской богиней плодородия и любви, супругой Ваагна . В более поздний дохристианский период она стала богиней любви, девичьей красоты, водных источников и родников. [2]
Фестиваль Вардавар , посвященный Астлику, который отмечался в середине июля, стал христианским праздником Преображения Господня и до сих пор отмечается в Армении. Как и в дохристианские времена, люди выпускают голубей и обливают друг друга водой.
Одна традиция гласит, что она была Ноя дочерью , родившейся после его потопа . [3]
Мифология
[ редактировать ]Первоначально Астлик была богиней-создательницей неба и земли, а позже была понижена в должности до положения «девицы». Это изменение в пантеоне произошло, когда Арамазд стал творцом, а Анаит стала известна как Великая Госпожа и Божество-Мать (луне поклонялись как ее олицетворению). Они составляют троицу в пантеоне армянских божеств. В период эллинистического влияния Астлик стала похожа на греческую Афродиту и месопотамскую Иштар .
Этимология
[ редактировать ]Ее имя — уменьшительное от армянского աստղ астл . [4] означает « звезда » . Это слово происходит от протоиндоевропейского *h₂stḗr и родственно санскритскому stṛ́ , авестийской звезде Пехлеви , звезде , персидскому setār , древнегреческому : astḗr .
Культовые места
[ редактировать ]Ее главное местонахождение было в Аштишате (Тарон), расположенном к северу от Муша , где ее комната была посвящена имени Ваагна и известна как «спальня Ваагна». Ваагн был олицетворением бога солнца, ее любовника или мужа согласно народным сказаниям.
Другие храмы и культовые сооружения Астлика располагались в различных городах и деревнях, например, на горе Палаты (к юго-западу от озера Ван ), в Артамете (12 км от Вана), [5] и т. д.
Уникальные памятники доисторической Армении, вишап («камни-драконы») [а] распространены во многих провинциях исторической Армении (например, Гегаркуник, Арагацотн, Джавахк, Тайк и т. д.) и являются дополнительными проявлениями ее поклонения.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Армянский вишап «змей, дракон», происходит от персидского языка .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Петросян 2015 , с. 100.
- ^ Люркер, Манфред. Словарь Рутледжа богов, богинь, дьяволов и демонов . Рутледж. 2004. С. 22-23. ISBN 978-04-15340-18-2
- ^ «Астхик |armeniacultural.am» .
- ^ Ачарян 1971 , с. 278.
- ^ с. 107, «Пантеон армянских языческих божеств», Гагик Арцруни, Ереван, 2003 г.
Библиография
[ редактировать ]- Ачарян, Грачья (1971). Словарь армянских корневых слов (2-е изд.). Издательство Ереванского университета.
- Петросян, Армен (2002). Индоевропейские и древнеближневосточные источники армянского эпоса . Вашингтон, округ Колумбия: Институт изучения человека. ISBN 9780941694810 .
- Петросян, Армен (2007). «Государственный пантеон Великой Армении: древнейшие источники». Арамазд: Армянский журнал ближневосточных исследований . 2 : 174–201. ISSN 1829-1376 .
- Петросян, Армен (2015). Проблемы армянской предыстории. Миф, язык, история . Ереван: Гитутюн. ISBN 9785808012011 .