Ной
Ной | |
---|---|
Рожденный | 2948 г. до н.э. |
Умер | 1998 г. до н.э. |
Почитается в | иудаизм мандеизм христианство Друзская вера [1] [2] Езидизм ислам Вера Бахаи |
Главный храм | на холме в Караке , Ливан |
Ной [а] ( / ˈ n oʊ . ə / ) [3] предстает как последний из Допотопных патриархов в традициях авраамических религий . Его история появляется в еврейской Библии ( Книга Бытия , главы 5–9), Коране и писаниях бахаи . Ной упоминается в различных других книгах Библии, включая Новый Завет , и в связанных с ним второканонических книгах .
Повествование о потопе из Книги Бытия является одним из самых известных библейских рассказов . В этом рассказе Ной добросовестно трудился, чтобы построить Ковчег по повелению Бога , в конечном итоге спасая не только свою семью, но и само человечество, и всех наземных животных от вымирания во время Потопа , который Бог создал после того, как пожалел, что мир был полон грех. После этого Бог заключил завет с Ноем и пообещал никогда больше не уничтожать всех земных существ потопом. Ной также изображается как «земледельец» и пьющий вино. После потопа Бог повелевает Ною и его сыновьям «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю».
Библейское повествование
[ редактировать ]Десятый и последний из допотопных ( допотопных ) патриархов, сын Ламеха и матери, имя которой не упоминается, [4] Ною исполнилось 500 лет, прежде чем у него сыновья Сим , Хам и Иафет . родились [5]
Рассказ о потопе в книге Бытие
[ редактировать ]потопе содержится в главах 6–9 Книги Бытия Библии Повествование о . [6] В повествовании указывается, что Бог намеревался вернуть Землю в состояние водного хаоса, существовавшее до Творения , путем затопления Земли из-за проступков человечества, а затем переделать ее, используя микрокосм Ноева ковчега . Таким образом, потоп был не обычным разливом, а изменением Творения . [7] В повествовании обсуждается зло человечества, которое побудило Бога уничтожить мир посредством потопа, подготовка ковчега для некоторых животных, Ноя и его семьи, а также Божья гарантия ( Ноев завет ) для дальнейшего существования жизни под землей. обещание, что он никогда не вызовет еще один потоп. [8]
После наводнения
[ редактировать ]После потопа Ной принес Богу всесожжения. Бог принял жертву и заключил завет с Ноем, а через него и со всем человечеством, что он не будет опустошать землю и не уничтожать людей новым потопом. [5]
«И благословил Бог Ноя и сыновей его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». [9] В залог этого благодатного завета с человеком и зверем радуга была поставлена на облаках (ib. VIII. 15–22, IX. 8–17). На Ноя были наложены два предписания: хотя разрешалось есть животную пищу, строго предписывалось воздержание от крови; и пролитие крови человека человеком было объявлено преступлением, наказуемым смертью от руки человека (ib. ix. 3–6). [10]
Ной, как последний из чрезвычайно долгоживших патриархов Допотопа , умер через 350 лет после потопа, в возрасте 950 лет, когда Фарре было 128 лет. [5] Максимальная продолжительность жизни человека, изображенная в Библии, постепенно уменьшается с почти 1000 лет до 120 лет Моисея . [11] [12]
пьянство Ноя
[ редактировать ]В Библии говорится, что после потопа Ной стал земледельцем и посадил виноградник . Он выпил вино, приготовленное из этого виноградника, и опьянел ; и лежал «непокрытым» в своей палатке. Сын Ноя Хам, отец Ханаана, увидел своего отца обнаженным и рассказал об этом своим братьям, что привело к тому, что проклял сына Хама Ханаана . Ной [10]
Еще в классическую эпоху комментаторы Бытия 9:20–21 [13] извинили Ноя за чрезмерное употребление алкоголя, потому что он считался первым, кто пил вино; первый человек, открывший действие вина. [14] Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский и отец церкви , писал в IV веке, что поведение Ноя оправдано: как первый человек, попробовавший вино, он не знал о его последствиях: «По незнанию и неопытности в отношении надлежащего количества выпитого, впал в пьяный ступор». [15] Филон , еврейский философ- эллинист , также оправдал Ноя, отметив, что можно пить двумя разными способами: (1) пить вино в избытке, что является особым грехом для порочного злого человека, или (2) пить вино как мудрец. Ной был последним. [16] В еврейской традиции и раввинской литературе о Ное раввины обвиняют Сатану в опьяняющих свойствах вина. [17] [10]
В контексте пьянства Ноя: [18] рассказывает о двух фактах: (1) Ной напился, и «он был обнаружен в своем шатре», и (2) Хам «увидел наготу своего отца и рассказал об этом двум своим братьям снаружи». [19] [20]
Из-за его краткости и текстовых несоответствий было высказано предположение, что это повествование является «осколком более существенного рассказа». [21] [22] Более полный отчет объяснил бы, что именно Хам сделал своему отцу, или почему Ной проклял Ханаан за проступок Хама, или как Ной осознал, что произошло. В области критики психологической библейской Дж. Х. Элленс и В. Г. Роллинз проанализировали нетрадиционное поведение, которое происходит между Ноем и Хамом, как вращающееся вокруг сексуальности и обнажения гениталий, по сравнению с другими библейскими текстами на иврите, такими как Аввакум 2:15. [23] и Плач 4:21. [24] [19]
В других комментариях упоминается, что «обнажение чьей-либо наготы» может означать вступление в половую связь с этим человеком или его супругой, как указано в Левит 18: 7–8. [25] и 20. [26] Из этой интерпретации вытекает предположение, что Хам был виновен в инцесте и изнасиловании Ноя. [27] или его собственная мать. Последняя интерпретация прояснит, почему Ханаан, как продукт этого незаконного союза, был проклят Ноем. [20] В качестве альтернативы, Ханаан мог быть сам преступником, поскольку Библия описывает незаконное деяние, совершенное «младшим сыном Ноя», а в других стихах Хам постоянно описывается как средний сын. [28]
Таблица наций
[ редактировать ]Бытие 10 [29] излагает потомков Сима, Хама и Иафета, от которых народы разошлись по Земле после потопа. Среди потомков Иафета были морские народы (10:2–5). У сына Хама Хуша был сын по имени Нимрод , который стал первым сильным человеком на земле, могучим охотником, царем Вавилона и земли Сеннаар (10:6–10). Оттуда пошел Ашур и построил Ниневию . (10:11–12) Потомки Ханаана – Сидон, Хет , Иевусеи , Аморреи , Гиргашиты , Хивеи , Аркеяне, Синеи, Арвадеи, Земареи и Хаматеи – распространились от Сидона до Герара. , недалеко от Газы и до Содома и Гоморры (10:15–19). Среди потомков Сима был Евер (10:21).
Эти генеалогии структурно отличаются от генеалогий, изложенных в Бытие 5 и 11. Они имеют сегментированную или древовидную структуру, идущую от одного отца ко множеству потомков. Странно, что таблица, предполагающая, что население распределено по Земле, предшествует описанию Вавилонской башни , в котором говорится, что все население находится в одном месте, прежде чем оно рассеется. [30]
Генеалогическое древо
[ редактировать ]Бытие 5:1–32 передает генеалогию сифитов вплоть до Ноя, взятую из священнической традиции. [31] Генеалогия канитов иудейской традиции находится в Бытие 4:17–26. [32] Библеисты видят в них варианты одного и того же списка. [33] Однако, если мы возьмем объединенный текст Бытия как единое повествование, мы сможем построить следующее генеалогическое древо, которое в таком виде дошло до иудейской и христианской традиций.
- ^ Иврит : נֹחַ Ной ; Сирийский : ������ Noḥ ; Амхарский : Ной , Ной ; Арабский : نُح Ной ; Древнегреческий : Νῶε Ной.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бытие 4:1
- ^ Бытие 4:2
- ^ Бытие 4:25; 5:3
- ^ Бытие 4:17
- ^ Бытие 4:26; 5:6–7
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бытие 4:18
- ^ Бытие 5: 9–10.
- ^ Бытие 5: 12–13.
- ^ Бытие 5: 15–16.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бытие 4:19
- ^ Бытие 5: 18–19.
- ^ Бытие 4:20
- ^ Бытие 4:21
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бытие 4:22
- ^ Бытие 5: 21–22.
- ^ Бытие 5: 25–26.
- ^ Бытие 5: 28–30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бытие 5:32
Нарративный анализ
[ редактировать ]Согласно документальной гипотезе , первые пять книг Библии ( Пятикнижие / Тора ), включая Бытие, были сопоставлены в течение V века до нашей эры на основе четырех основных источников, которые сами датируются не ранее X века до нашей эры. Два из них, «Яхвист» , составленный в 10 веке до нашей эры, и « Жреческий источник» , датируемый концом 7 века до нашей эры, составляют главы Бытия, посвященные Ною. Попытка редактора V века объединить два независимых, а иногда и противоречивых источника объясняет путаницу в таких вопросах, как количество каждого животного, которое взял Ной, и продолжительность потопа. [34] [35]
Оксфордская энциклопедия библейских книг отмечает, что эта история частично перекликается с историей Эдемского сада : Ной — первый винодел, а Адам — первый фермер; у обоих проблемы с продукцией; обе истории связаны с наготой; и оба связаны с разделением между братьями, ведущим к проклятию. Однако после наводнения истории изменились. Именно Ной, а не Бог, сажает виноградник и произносит проклятие, поэтому «Бог в этом менее замешан». [36]
Другие аккаунты
[ редактировать ]Помимо основной истории в Бытии, еврейская Библия (христианский Ветхий Завет ) также ссылается на Ноя в Первой книге Паралипоменон , Исайю и Иезекииля . Ссылки во второканонических книгах включают книги Товита , Премудрости , Сираха , 2 Ездры и 4 Маккавеев . Ссылки на Новый Завет включают Евангелия от Матфея и Луки , а также некоторые послания ( Послание к Евреям , 1 Петра и 2 Петра ).
Ной стал предметом многочисленных разработок в литературе более поздних авраамических религий, включая ислам ( суры 71 , 7 , 11 , 54 и 21 Корана) и веру бахаи ( Китаб-и-Икан и «Жемчужины божественных тайн» ). [37] [38]
Псевдоэпиграфы
[ редактировать ]В « Книге Юбилеев» упоминается Ной и говорится, что ангел научил его искусству врачевания, чтобы его дети могли победить «потомков Стражей » . [39]
В 10:1–3 Книги Еноха (которая является частью ортодоксального библейского канона Тевахедо ) и канонической для Бета-Израиля , Уриэль был послан «Всевышним», чтобы сообщить Ною о приближающемся «потопе». [40]
Свитки Мертвого моря
[ редактировать ]Существует около 20 фрагментов свитков Мертвого моря , которые, по-видимому, относятся к Ною. [41] Лоуренс Шиффман пишет: «Среди свитков Мертвого моря сохранились как минимум три разные версии этой легенды». [42] В частности, « Апокриф Бытия значительное место уделяет Ною». Однако «похоже, что этот материал имеет мало общего с 5-й главой Бытия, в которой сообщается о рождении Ноя». Кроме того, сообщается, что отец Ноя обеспокоен тем, что его сын на самом деле был отцом одного из Наблюдателей . [43]
Религиозные взгляды
[ редактировать ]иудаизм
[ редактировать ]Праведность Ноя является предметом многочисленных дискуссий среди раввинов. [10] Описание Ноя как «праведника своего поколения» подразумевало для некоторых, что его совершенство было лишь относительным: в его поколении нечестивых людей его можно было считать праведным, но в поколении такого цадика , как Авраам , его не считали бы таковым. праведный. Они указывают на то, что Ной не молился Богу за тех, кого собирались уничтожить, как Авраам молился за нечестивцев Содома и Гоморры . На самом деле, Ноя никогда не видели говорящим; он просто слушает Бога и действует по его приказам. Это побудило некоторых комментаторов представить образ Ноя как «праведника в шубе», который обеспечивал себе комфорт, игнорируя при этом своего соседа. [44] Другие, например, средневековый комментатор Раши , напротив, считали, что строительство Ковчега растянулось на 120 лет намеренно, чтобы дать грешникам время покаяться. Раши интерпретирует высказывание своего отца об имени Ноя (на иврите – Ноах נֹחַ): «Этот утешит нас (на иврите – yeNaĦamenu יְנַחֲמֵנו) в нашей работе и в труде рук наших, которые исходят из земли, которую Господь проклятый", [45] сказав, что Ной провозгласил новую эру процветания, когда произошло ослабление (на иврите - нах - נחה) от проклятия времен Адама, когда Земля произвела тернии и волчцы даже там, где люди сеяли пшеницу, и что Ной затем ввел плуг. [46]
Согласно Еврейской энциклопедии , « Книга Бытия содержит два рассказа о Ное». В первом Ной — герой потопа, а во втором — отец человечества и земледелец, посадивший первый виноградник. «Несоответствие характеров этих двух повествований заставило некоторых критиков настаивать на том, что предмет последнего рассказа не совпадает с предметом первого». [10]
Энциклопедия иудаики отмечает, что пьянство Ноя не представлено как предосудительное поведение. Скорее: «Очевидно, что... занятие Ноя виноградарством создает основу для бичевания ханаанских соседей Израиля». Именно Хам совершил преступление, когда увидел наготу своего отца. Однако «проклятие Ноя... странным образом направлено на Ханаан, а не на неуважительного Хама». [47]
мандеизм
[ редактировать ]В мандеизме Ной ( классический мандейский язык : ࡍࡅ ) упоминается в Книге 18 «Правой Гиндзы» . В тексте жену Ноя зовут Нурайта ( классический мандейский язык : ࡍࡅࡓࡀࡉࡕࡀ ), а его сына зовут Шум (т. е. Шем ; классический мандейский язык : ࡔࡅࡌ ). [48] [49]
христианство
[ редактировать ]2 Петра 2:5 называет Ноя «проповедником праведности». [50] В Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки Иисус сравнивает Ноев потоп с грядущим Судным Днем : «Как было во дни Ноя, так будет и в дни пришествия Сына Человеческого . Ибо во дни перед потопом люди ели и пили, женились и выходили замуж, до того дня, как Ной вошел в ковчег, и ничего не знали о том, что произойдет, пока не пришел потоп и не унес их всех. это будет в пришествие Сына Человеческого». [51] [52]
Первое послание Петра сравнивает силу крещения с Ковчегом, спасающим тех, кто находился в нем. В более поздней христианской мысли Ковчег стал сравниваться с Церковью : спасение можно было найти только во Христе и Его Светлости, как во времена Ноя оно было найдено только в Ковчеге. Св. Августин Гиппонский (354–430), продемонстрировал в «Граде Божием» , что размеры Ковчега соответствовали размерам человеческого тела, которое соответствует телу Христа ; отождествление Ковчега и Церкви до сих пор встречается в англиканском обряде крещения, который просит Бога, «который по Своей великой милости спас Ноя», принять в Церковь младенца, которого собираются крестить. [53]
В средневековом христианстве трое сыновей Ноя обычно считались основателями населения трёх известных континентов : Иафета /Европы, Сима /Азии и Хама /Африки, хотя более редкий вариант считал, что они представляли три класса средневекового общества – священники (Сим), воины (Иафет) и крестьяне (Хам). В средневековой христианской мысли Хам считался предком народов черной Африки. Таким образом, в расистских аргументах проклятие Хама стало оправданием рабства черных рас. [54]
Исаак Ньютон в своих религиозных трудах, посвященных развитию религии, писал о Ное и его потомках. По мнению Ньютона, хотя Ной был монотеистом, боги языческой древности отождествлялись с Ноем и его потомками. [55]
Гностицизм
[ редактировать ]Важный гностический текст, Апокриф Иоанна , сообщает, что главный архонт вызвал потоп, потому что желал уничтожить созданный им мир, но Первая Мысль сообщила Ною о планах главного архонта, а Ной сообщил остальному человечеству. В отличие от рассказа в Бытии, не только семья Ноя спасена, но и многие другие люди также прислушиваются к призыву Ноя. В этом аккаунте нет ковчега. По словам Элейн Пейджелс , «Скорее, они спрятались в определенном месте не только Ноя, но и многих других людей из непоколебимого рода. Они вошли в то место и скрылись в светлом облаке». [56]
Друзская вера
[ редактировать ]Друзы , который помог передать основополагающие учения считают Ноя вторым представителем ( натик ) после Адама монотеизма ( таухид ), предназначенные для более широкой аудитории. [57] Он считается важным пророком Бога среди друзов, входя в число семи пророков, появившихся в разные периоды истории. [1] [2]
ислам
[ редактировать ]Ной – очень важная фигура в исламе , и его считают одним из самых значительных пророков . Коран . содержит 43 упоминания Ноя, или Нуха , в 28 главах, а семьдесят первая глава, Сура Нух ( араб ) سورة نوح , названа в его честь. О его жизни также говорится в комментариях и исламских легендах.
Повествования Ноя в основном охватывают его проповедь, а также историю Потопа . Повествование Ноя служит прототипом для многих последующих пророческих историй, которые начинаются с того, что пророк предупреждает свой народ, а затем сообщество отвергает это послание и подвергается наказанию.
Ной имеет несколько титулов в исламе, основанных главным образом на восхвалении его в Коране, в том числе «Надежный посланник Божий» ( 26:107 ) и «Благодарный раб Божий» ( 17:3 ). [47] [58]
Коран уделяет больше внимания нескольким случаям из жизни Ноя, чем другим, и одним из наиболее значительных событий является Потоп. Бог заключает завет с Ноем точно так же, как он заключил завет с Авраамом, Моисеем , Иисусом и Мухаммедом позже ( 33:7 ). Позже его народ поносил Ноя и упрекал его за то, что он был всего лишь человеком-посланником, а не ангелом ( 10:72-74 ). Более того, люди высмеивают слова Ноя и называют его лжецом ( 7:62 ) и даже предполагают, что Ной одержим дьяволом, когда пророк перестает проповедовать ( 54:9 ). Лишь самые низшие члены общества присоединяются к Ною и верят в послание Бога ( 11:29 ), и в повествовании Ноя далее описывается его проповедь как в частном порядке, так и публично. Коран повествует, что Ной получил откровение построить ковчег после того, как его люди отказались поверить в его послание и услышать предупреждение. Далее в повествовании описывается, что воды пролились как с земли, так и с небес, истребив всех грешников. Даже один из его сыновей не поверил ему, остался и утонул. После окончания Потопа Ковчег остался на вершине Гора Джуди (Коран 11:44 ).
Кроме того, исламские верования отрицают идею о том, что Ной был первым человеком, который выпил вино и испытал на себе последствия этого. [47] [58]
В Коране 29:14 говорится, что Ной жил среди людей, к которым он был послан, в течение 950 лет, когда начался потоп.
Воистину, Мы послали Ноя к его народу, и он оставался среди них тысячу лет, без учета пятидесяти. Затем их настиг Потоп, а они упорствовали в своих беззакониях.
Вера Бахаи
[ редактировать ]Вера Бахаи считает Ковчег и Потоп символическими. [59] По вере бахаи, только последователи Ноя были духовно живы и сохранились в ковчеге его учений, тогда как другие были духовно мертвы. [60] [61] Священное Писание бахаи «Китаб-и-Икан» подтверждает исламскую веру в то, что у Ноя было большое количество товарищей, 40 или 72, помимо его семьи в Ковчеге, и что он учил в течение 950 (символических) лет до потопа. [62]
Ахмадия
[ редактировать ]Согласно ахмадийскому пониманию Корана, период, описанный в Коране, является эпохой его устроения , которая продолжалась до времен Ибрагима (Авраама, 950 лет). Первые 50 лет были годами духовного прогресса, за которыми последовали 900 лет духовного упадка народа Ноя. [63]
Сравнительная мифология
[ редактировать ]Индийские и греческие мифы о потопе также существуют, хотя мало свидетельств того, что они произошли от месопотамского мифа о потопе, лежащего в основе библейского повествования. [64]
Месопотамский
[ редактировать ]История Ноя из Пятикнижия очень похожа на историю о потопе, содержащуюся в месопотамском эпосе о Гильгамеше , написанном ок. 1800 год до нашей эры . В версии Гильгамеша месопотамские боги решают наслать великий потоп, чтобы уничтожить человечество. Различные корреляции между историями о Ное и Гильгамеше (потоп, строительство ковчега, спасение животных и выпуск птиц после потопа) привели к тому, что эта история стала рассматриваться как источник истории о Ное. Несколько вариантов включают количество дней потопа, порядок птиц и название горы, на которой стоит ковчег. История о потопе в Бытие 6–8 настолько точно соответствует мифу о потопе Гильгамеша , что «мало кто сомневается, что [он] происходит из месопотамских рассказов». [65] Что особенно примечательно, так это то, как история о потопе в книге Бытия следует за историей о потопе Гильгамеша «пункт за пунктом и в том же порядке», даже когда история допускает другие альтернативы. [66]
Самый ранний письменный миф о потопе встречается в текстах месопотамского эпоса об Атрахасисе и эпоса о Гильгамеше. говорится В Британской энциклопедии : «Эти мифологии являются источником таких особенностей библейской истории о Всемирном потопе, как строительство и обеспечение ковчега, его плавучесть и опускание вод, а также роль главного героя-человека». [67] В «Энциклопедии иудаики» добавляется, что существует сильное предположение о том, что «действовал промежуточный агент. Люди, которые, скорее всего, выполнили эту роль, - это хурриты , территория которых включала город Харран , где патриарх Авраам имел свои корни. Хурриты унаследовали история Потопа из Вавилонии». [47] В энциклопедии упоминается еще одно сходство между историями: Ной — десятый патриарх, а Берос отмечает, что «герой великого потопа был десятым допотопным царем Вавилонии». Однако имеется несоответствие в возрасте героев. Для месопотамских предшественников «продолжительность правления допотопных царей варьировалась от 18 600 до почти 65 000 лет». В Библии продолжительность жизни «далеко отстает от самого короткого правления, упомянутого в соответствующих месопотамских текстах». Кроме того, имя героя различается в разных традициях: «Самый ранний отчет о месопотамском потопе, написанный на шумерском языке , называет героем потопа Зиусудру ». [47]
Однако Йи Самуэль Чен пишет, что в самых старых версиях эпоса о Гильгамеше никогда не упоминается потоп, а лишь упоминается, что он отправился поговорить с Утнапиштимом, чтобы найти секрет бессмертия. Начиная с древневавилонского периода , предпринимались попытки синкретизировать Утнапиштима с Зиусудрой, хотя ранее они рассматривались как разные фигуры. Встреча Гильгамеша с героем потопа впервые упоминается в древневавилонский период в «Смерти Гильгамеша» и в конечном итоге была импортирована и стандартизирована в «Эпосе о Гильгамеше», вероятно, в средневавилонский период. [68]
Считается, что историческое правление Гильгамеша приходится примерно на 2700 г. до н. э. [69] незадолго до первых известных письменных рассказов. Обнаружение артефактов, связанных с Агой и Энмебарагеси из Киша , двумя другими королями, упомянутыми в историях, придало достоверность историческому существованию Гильгамеша. [70]
Самые ранние шумерские стихотворения о Гильгамеше датируются периодом Третьей династии Ура (2100–2000 гг. до н.э.). [71] В одном из этих стихотворений упоминается путешествие Гильгамеша к герою потопа, а также короткая версия истории о потопе, хотя Чен пишет, что его история была включена в тексты, написанные в старовавилонский период. [68] [72] Самые ранние аккадские версии единого эпоса датируются ок. 2000–1700 до н.э. [73] Из-за фрагментарного характера этих старовавилонских версий неясно, включали ли они расширенное описание мифа о потопе; хотя один фрагмент определенно включает в себя рассказ о путешествии Гильгамеша на встречу с Утнапиштимом . «Стандартная» аккадская версия включала длинную версию истории о потопе и была отредактирована Син-лике-уннини где-то между 1300 и 1000 годами до нашей эры. [74]
И Самуэль Чен, анализируя различные тексты от раннего династического периода III до древневавилонского периода, утверждает, что повествование о потопе было добавлено только в тексты, написанные во время позднего старовавилонского периода. Наблюдения экспертов показывают, что части шумерского списка царей , в которых упоминается время до потопа, стилистически отличаются от собственно списка царей. Чен пишет, что древневавилонские копии, как правило, демонстрируют отдельную традицию допотопа, отличную от Царского списка. Кроме того, копия Царского списка Ура III , а также аналогичные документы указывают на то, что собственно Царский список когда-то существовал независимо от повествований о потопе или допотопных традиций. Чен приводит доказательства того, что разделы Шумерского списка царей, в которых упоминаются упоминания о потопе, были более поздними дополнениями, добавленными в период Старого Вавилона посредством более поздних обновлений и правок. Потоп как водораздел в ранней мировой истории, вероятно, был новой историографической концепцией, появившейся в месопотамских литературных традициях в старовавилонский период, о чем свидетельствует тот факт, что мотив потопа не появился в копии Ура III и что самые ранние хронографические источники, связанные с потопом, относятся к древневавилонскому периоду. Чен заключает, что имя Зиусудры как героя потопа, а также любые намеки на потоп в Старовавилонской версии Инструкции Шуруппака были более поздними разработками в старовавилонский период и возникли на основе обновленной информации, добавленной к тексту из растущей Допотопной традиции. [68]
Древнегреческий
[ редактировать ]Ноя часто сравнивали с Девкалионом , сыном Прометея и Пронойи в греческой мифологии . Как и Ной, Девкалион предупрежден о потопе ( Зевсом и Посейдоном ); он строит ковчег и наполняет его существами, а когда завершает свое путешествие, благодарит и принимает советы богов о том, как заново заселить Землю. Девкалион также отправляет голубя узнать о ситуации в мире, и птица возвращается с оливковой ветвью. [75] [76] Девкалион в некоторых вариантах мифа также становится изобретателем вина, как и Ной. [77] Филон [78] и Юстин приравнивают Девкалиона к Ною, а Иосиф Флавий использовал историю Девкалиона как доказательство того, что потоп действительно произошел и, следовательно, Ной существовал. [79] [80]
Мотив божества погоды, возглавлявшего пантеон, вызвавшего великий потоп, а затем обманщика, создавшего людей из глины, спасающего человека, присутствует и в шумерской мифологии , поскольку Энлиль вместо Зевса вызывает потоп, а Энки , а не Прометей, спасает человека. Стефани Уэст писала, что, возможно, это связано с тем, что греки заимствовали истории с Ближнего Востока. [81]
См. также
[ редактировать ]- Бергельмир , йотунн в скандинавской мифологии , переживший всемирный потоп в плавучем контейнере.
- Кессайр , дочь Ноя из Лебора Габала Эренн , которая отправляется в Ирландию с флотом по указанию Ноя, чтобы попытаться спастись от потопа.
- Джамшид , персонаж Шахнаме, имеющий сходство с историей Ноя.
- Ману , центральный персонаж индуистского мифа о потопе, и Вишну .
- Вино Ноя — термин, обозначающий алкогольный напиток .
- Ноев пудинг
- Ну'у , мифологический гавайский персонаж, построивший ковчег и спасшийся от Великого потопа.
- Патриархальный век
- Поиски Ноева ковчега , иногда называемые археологией.
- Семь законов Ноя
- Специальный Генезис
- Могила Ноя
- Таманин
- Зиусудра
- Утнапиштим
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хитти, Филип К. (1928). Происхождение друзов и религии: с выдержками из их священных писаний . Александрийская библиотека. п. 37. ИСБН 9781465546623 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дана, Ниссим (2008). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Издательство Мичиганского университета. п. 17. ISBN 9781903900369 .
- ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN 9781405881180 .
- ^ Фуллом, SW (1855). История женщины и ее связь с религией, цивилизацией и домашними обычаями с древнейших времен . стр.10
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Бектель, флорентиец Станислав (1911). «Нет». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- ^ Сильверман, Джейсон (2013). Открытие небесных шлюзов: повествование о Потопе из Книги Бытия, его контекст и восприятие . Горгиас Пресс .
- ^ Барри Л. Бандстра (2008). Чтение Ветхого Завета: Введение в еврейскую Библию . Cengage Обучение. п. 61. ИСБН 978-0-495-39105-0 .
- ^ Cotter 2003 , стр. 49, 50.
- ^ Бытие 9:1
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «НОА — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com .
- ^ Бытие 6:3
- ^ Второзаконие 31:22 , 34:37.
- ^ Бытие 9: 20–21.
- ^ Рашков, Илона (2004). «Сексуальность в еврейской Библии: призма Фрейда». В Элленс, Дж. Гарольд; Роллинз, Уэйн Г. (ред.). Психология и Библия: От вражды до Кохута . Психология и Библия: новый способ чтения Священного Писания. Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger . п. 52. ИСБН 978-0-275-98348-2 .
- ^ Гамильтон 1990 , стр. 202–203.
- ^ Филон , 1971, с. 160
- ^ Быт. Раба 36:3
- ^ Бытие 9: 18–27.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рашков 2004 , с. 53.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Зитце Бергсма/Скотт Уокер Хан. 2005. «Нагота Ноя и проклятие Ханаана». Журнал «Библейская литература» 124/1 (2005), с. 25-40.
- ^ Speiser 1964 , стр. 62.
- ^ Т. А. Бергрен. Библейские персонажи вне Библии , 2002, ( ISBN 1563384116 , ISBN 978-1-56338-411-0 ), с. 136
- ^ Аввакум 2:15
- ^ Плач 4:21
- ^ Левит 18: 7–8.
- ^ Левит 20:11
- ^ Левенсон 2004 , с. 26.
- ^ Кугель 1998 , с. 223 .
- ^ Бытие 10
- ^ Бандстра, Б. (2008), Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию , Cengage Learning, стр. 67–68, ISBN 978-0495391050
- ^ фон Рад, Герхард (1961). Бытие: комментарий . Лондон: СКМ Пресс . стр. 67–73.
- ^ фон Рад, Герхард (1961). Бытие: комментарий . Лондон: СКМ Пресс . стр. 109–113.
- ^ фон Рад, Герхард (1961). Бытие: комментарий . Лондон: СКМ Пресс . п. 71.
- ^ Коллинз, Джон Дж. (2004). Введение в еврейскую Библию . Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 56–57. ISBN 0-8006-2991-4 .
- ^ Фридман, Ричард Эллиотти (1989). Кто написал Библию? . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. п. 59 . ISBN 0-06-063035-3 .
- ^ Оксфордская энциклопедия книг Библии , Oxford University Press, 2011, стр. 318.
- ^ «Китаб-и-Икан | Справочная библиотека бахаи» . www.bahai.org . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ «Жемчужины Божественных Тайн» . Справочная библиотека бахаи . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Льюис, Джек Перл, Исследование интерпретации Ноя и Потопа в еврейской и христианской литературе , BRILL, 1968, стр. 14.
- ^ Роберта Х. Чарльза . Лондон: Общество распространения христианских знаний. 1917.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) . Книга Еноха . перевод - ^ Питерс, Д.М., Традиции Ноя в свитках Мертвого моря: беседы и споры древности , Общество библейской литературы, 2008, стр. 15–17.
- ^ Шиффман, Л.Х., Энциклопедия свитков Мертвого моря, Том 2 , Granite Hill Publishers, 2000, стр. 613–614.
- ^ Льюис, Джек Перл, Исследование интерпретации Ноя и Потопа в еврейской и христианской литературе , BRILL, 1968, стр. 11. «Потомок Наблюдателей».
- ^ Мамет Д., Кушнер Л., Пять городов-убежищ: еженедельные размышления о Бытии, Исходе, Левите, Числах и Второзаконии , Schocken Books, 2003, стр. 1.
- ^ Бытие 5:29
- ^ Фришман, Дж., Ромпей, Л. фон, Книга Бытия в еврейской и восточно-христианской интерпретации: Сборник эссе , Peeters Publishers, 1997, стр. 62–65.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Янг, Дуайт (2007). «Ной» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл; Томсон Гейл (Фирма) (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 15 (2-е изд.). стр. 287–291. ISBN 978-0-02-865943-5 . OCLC 123527471 . Проверено 29 ноября 2019 г.
Самый ранний отчет о месопотамском потопе, написанный на шумерском языке, называет героя потопа Зиусудру, что, как полагают, несет в себе коннотацию «тот, кто ухватился за жизнь далеких дней».
- ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN 9780958034630 .
- ^ Лидзбарский, Марк (1925). Гиндза: Сокровище или Великая книга мандеев . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт.
- ^ 2 Петра 2:5 ( Новая американская стандартная Библия )
- ^ Мэтью 24:38
- ^ Луки 17:26
- ^ Питерс, Д.М., Традиции Ноя в свитках Мертвого моря: беседы и споры древности , Общество библейской литературы, 2008, стр. 15–17.
- ^ Джексон, Дж.П., Вайдман, Н.М., Раса, расизм и наука: социальное воздействие и взаимодействие , ABC-CLIO, 2004, стр. 4.
- ^ Форс, Дж. Э. (1999), «Очерк 12: Ньютон, «древние» и «современники» » , в Попкине, Р. Х.; Форс, Дж. Э. (ред.), Ньютон и религия: контекст, природа и влияние , Международный архив истории идей, Kluwer, стр. 253–254, ISBN 9780792357445 – через Google Книги
- ^ Пейджелс, Элейн (2013). Гностические Евангелия . Орион. п. 163. ИСБН 978-1-78022-670-5 .
- ^ Суэйд 2009 , с. 3.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гибб, Гамильтон Александр Росскин (1995). Энциклопедия ислама: NED-SAM . Брилл. стр. 108–109. ISBN 9789004098343 .
- ^ Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди, 28 октября 1949 г.: Новости Бахаи, № 228, февраль 1950 г., стр. 4. Переиздано в Сборнике 1983 г. , с. 508
- ^ Пуарье, Брент. «Китаб-и-Иган: ключ к разгадке тайн Библии» . Проверено 25 июня 2007 г.
- ^ Шоги Эффенди (1971). Послания к миру бахаи, 1950–1957 гг . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. п. 104. ИСБН 0-87743-036-5 .
- ↑ Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди одному верующему, 25 ноября 1950 г. Опубликовано в Сборнике 1983 г. , стр. 494
- ^ Рашид Ахмад Чаудри (2005). Хазрат Нух (PDF) . Международные публикации ислама. ISBN 1-85372-758-Х .
- ^ Фрейзер, Дж.Г., в Дандес, А. (ред.), Миф о потопе , University of California Press, 1988 г.,стр. 121–122.
- ^ Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Издательство Оксфордского университета. п. 70. ИСБН 978-0-19-927841-1 . Проверено 8 ноября 2012 г. - через Google Книги.
- ^ Рендсбург, Гэри. «Библейская история о потопе в свете рассказа о потопе Гильгамеша», в книге «Гильгамеш и мир Ассирии » , ред. Азизе, Дж. и Уикс, Н. Питерс, 2007, стр. 117
- ^ Ной в Британской энциклопедии
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чен, Йи Самуэль. Первобытный Потоп: истоки и раннее развитие в месопотамских традициях. Издательство Оксфордского университета, 2013.
- ^ Ру, Жорж (апрель 1964 г.). Древний Ирак . Лондон: Джордж Аллен и Анвин . стр. 123, 502.
- ^ Дэлли, Стефани , Мифы из Месопотамии , Oxford University Press (1989), стр. 40–41
- ^ Джордж 2003 , с. XIX.
- ^ «Электронный текстовый корпус шумерской литературы» . etcsl.orinst.ox.ac.uk .
- ^ Джордж 2003 , с. 101 : «Большой список царей Шумера и Аккада был в том виде, в котором мы его знаем, составлен в начале второго тысячелетия на основе уже существующих источников, чтобы узаконить царей Исина как преемников династии Ура III ».
- ^ Джордж 2003 , стр. xxiv – xxv.
- ^ ' Девкалион в Британской энциклопедии
- ^ Вайденбаум, П., Аргонавты пустыни: структурный анализ еврейской Библии , Routledge, 2014, стр. 104–108.
- ^ Андерсон, Г., Греческий и римский фольклор: Справочник , Greenwood Publishing Group, 2006. стр. 129–130.
- ^ Льюис, JP.; Льюис, Дж. П., Исследование интерпретации Ноя и Потопа в еврейской и христианской литературе , BRILL, 1968, с. 47.
- ^ Питерс, Д.М., Традиции Ноя в свитках Мертвого моря: беседы и споры древности , Общество библейской литературы, 2008, с. 4.
- ^ Фельдман, Л.Х., Толкование Библии Иосифом Флавием , University of California Press, 1998, стр. 133.
- ^ Вест, С. (1994). Прометей ориентализированный. Музей Гельветикум, 51 (3), 129–149.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- Альтер, Роберт (2008). Пятикнижие Моисея . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-33393-0 .
- Бретт, Марк Г. (2000). Бытие: деторождение и политика идентичности . Рутледж. ISBN 978-0203992029 .
- Сборник (1983), Хорнби, Хелен (редактор), Путеводные огни: справочный файл бахаи , Издательский фонд бахаи, Нью-Дели, Индия, ISBN 81-85091-46-3
- Димант, Девора (2001). «Ной в ранней еврейской литературе» . У Майкла Э. Стоуна; Теодор Э. Бергрен (ред.). Библейские персонажи вне Библии . Тринити Пресс. ISBN 9781563384110 .
- Фридман, Пол Х. (1999). Образы средневекового крестьянина . Издательство Стэнфордского университета. ISBN 9780804733731 .
- Гольденберг, Дэвид М. (2005). «Что Хам сделал с Ноем?» . В Штембергере, Гюнтер; Перани, Мауро (ред.). Слова уст мудрого человека милостивы . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110188493 .
- Гольденберг, Дэвид М. (2003). Проклятие Хама: раса и рабство в раннем иудаизме, христианстве и исламе . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691114651 .
- Гольденберг, Дэвид М. (1997). «Проклятие Хама: случай раввинистического расизма?» . В Зальцмане, Джек; Уэст, Корнел (ред.). Борьба на земле обетованной: к истории черно-еврейских отношений . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198024927 .
- Гольденберг, Дэвид М. (2009). Проклятие Хама: раса и рабство в раннем иудаизме, христианстве и исламе . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400828548 .
- Грейвс, Роберт; Патай, Рафаэль (1964). Еврейские мифы: Книга Бытия . Издательство Принстонского университета, Кассель.
- Хэм, Кен ; Сарфати, Джонатан ; Виланд, Карл (2001). Баттен, Дон (ред.). «Являются ли черные люди результатом проклятия Хама» . ChristianAnswers.net . Проверено 28 сентября 2013 г.
- Кейл, Карл; Делич, Франц (1885). Библейский комментарий к Ветхому Завету . Том. 1. Пер. Джеймс Мартин. Эдинбург: T&T Кларк.
- Кисслинг, Пол (2004). Бытие . Том. 1. Колледж Пресс. ISBN 9780899008752 .
- Кугл, Джеймс Л. (1998). Традиции Библии . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674791510 .
- Левенсон, Джон Д. (2004). «Бытие: Введение и аннотации» . В Берлине Адель; Бреттлер, Марк Цви (ред.). Еврейская учебная Библия . Издательство Оксфордского университета. п. 26 . ISBN 978-0-19-529751-5 . ( Примечание автора Левенсона ).
- Лулат, Г. (2005). История высшего образования в Африке от древности до наших дней: критический синтез . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 85, 86. ISBN. 9780313068669 .
идеологическое заблуждение...
- Меткалф, Алида К. (2005). Посредники и колонизация Бразилии, 1500–1600 (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета . п. 164. ИСБН 978-0292712768 .
- Рив, В. Пол (2015). Религия другого цвета: раса и борьба мормонов за белизну . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-975407-6 .
- Робертсон, Джон М. (1910). Христианство и мифология . Kessinger Publishing (переиздание 2004 г.). п. 496. ИСБН 978-0-7661-8768-9 .
- Сэдлер, Р.С. (2005). Может ли кушит изменить свою кожу? . Т&Т Кларк. ISBN 9780567029607 .
- Сарна, Наум (1981). «Упреждающее использование информации как литературная особенность повествований Книги Бытия» . У Фридмана, Ричард Эллиотт (ред.). Создание священной литературы: составление и редактирование библейского текста . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-09637-0 .
- Трост, Трэвис Д. (2010). Кто должен быть царем в Израиле? . Издательство Питера Лэнга. ISBN 9781433111518 .
- ВандерКам, Джеймс Клэр (1980). «Праведность Ноя» . У Джона Джозефа Коллинза; Джордж В.Е. Никельсбург (ред.). Идеальные фигуры в древнем иудаизме: профили и парадигмы, тома 12–15 . Чико: Scholars Press. стр. 13–32. ISBN 978-0891304340 . Проверено 1 декабря 2013 г. ВандерКам-Витае
- Ван Сетерс, Джон (2000). «География как оценочный инструмент» . В ВандерКаме, Джеймс (ред.). От откровения к канону: исследования еврейской Библии и литературы Второго Храма . Брилл. ISBN 0391041363 .
- Уитфорд, Дэвид М. (2009). Проклятие Хама в эпоху раннего Нового времени . Издательство Эшгейт. ISBN 9780754666257 .
- Суэйд, Сэми С. (2009). От А до Я друзов . ISBN 9780810868366 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Ной» из Еврейской энциклопедии 1901–1906 гг.
- «Нух» —MuslimWiki
- Британская энциклопедия . Том. 19 (11-е изд.). 1911. с. 722. .