Jump to content

Ной

Ной
Фрагмент картины Жертвоприношение Ноя». « Джованни Баттиста Гаулли
Рожденный 2948 г. до н.э.
Умер 1998 г. до н.э.
Почитается в иудаизм
мандеизм
христианство
Друзская вера [1] [2]
Езидизм
ислам
Вера Бахаи
Главный храм на холме в Караке , Ливан

Ной [а] ( / ˈ n . ə / ) [3] предстает как последний из Допотопных патриархов в традициях авраамических религий . Его история появляется в еврейской Библии ( Книга Бытия , главы 5–9), Коране и писаниях бахаи . Ной упоминается в различных других книгах Библии, включая Новый Завет , и в связанных с ним второканонических книгах .

Повествование о потопе из Книги Бытия является одним из самых известных библейских рассказов . В этом рассказе Ной добросовестно трудился, чтобы построить Ковчег по повелению Бога , в конечном итоге спасая не только свою семью, но и само человечество, и всех наземных животных от вымирания во время Потопа , который Бог создал после того, как пожалел, что мир был полон грех. После этого Бог заключил завет с Ноем и пообещал никогда больше не уничтожать всех земных существ потопом. Ной также изображается как «земледельец» и пьющий вино. После потопа Бог повелевает Ною и его сыновьям «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю».

Библейское повествование

[ редактировать ]
XII века, Венецианская мозаика изображающая Ноя, посылающего голубя.

Десятый и последний из допотопных ( допотопных ) патриархов, сын Ламеха и матери, имя которой не упоминается, [4] Ною исполнилось 500 лет, прежде чем у него сыновья Сим , Хам и Иафет . родились [5]

Рассказ о потопе в книге Бытие

[ редактировать ]

потопе содержится в главах 6–9 Книги Бытия Библии Повествование о . [6] В повествовании указывается, что Бог намеревался вернуть Землю в состояние водного хаоса, существовавшее до Творения , путем затопления Земли из-за проступков человечества, а затем переделать ее, используя микрокосм Ноева ковчега . Таким образом, потоп был не обычным разливом, а изменением Творения . [7] В повествовании обсуждается зло человечества, которое побудило Бога уничтожить мир посредством потопа, подготовка ковчега для некоторых животных, Ноя и его семьи, а также Божья гарантия ( Ноев завет ) для дальнейшего существования жизни под землей. обещание, что он никогда не вызовет еще один потоп. [8]

После наводнения

[ редактировать ]

После потопа Ной принес Богу всесожжения. Бог принял жертву и заключил завет с Ноем, а через него и со всем человечеством, что он не будет опустошать землю и не уничтожать людей новым потопом. [5]

«И благословил Бог Ноя и сыновей его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». [9] В залог этого благодатного завета с человеком и зверем радуга была поставлена ​​на облаках (ib. VIII. 15–22, IX. 8–17). На Ноя были наложены два предписания: хотя разрешалось есть животную пищу, строго предписывалось воздержание от крови; и пролитие крови человека человеком было объявлено преступлением, наказуемым смертью от руки человека (ib. ix. 3–6). [10]

Ной, как последний из чрезвычайно долгоживших патриархов Допотопа , умер через 350 лет после потопа, в возрасте 950 лет, когда Фарре было 128 лет. [5] Максимальная продолжительность жизни человека, изображенная в Библии, постепенно уменьшается с почти 1000 лет до 120 лет Моисея . [11] [12]

пьянство Ноя

[ редактировать ]
Опьянение Ноя, Хам издевается над Ноем, Ной покрыт, Ханаан проклят. Эгертон Генезис.

В Библии говорится, что после потопа Ной стал земледельцем и посадил виноградник . Он выпил вино, приготовленное из этого виноградника, и опьянел ; и лежал «непокрытым» в своей палатке. Сын Ноя Хам, отец Ханаана, увидел своего отца обнаженным и рассказал об этом своим братьям, что привело к тому, что проклял сына Хама Ханаана . Ной [10]

Еще в классическую эпоху комментаторы Бытия 9:20–21 [13] извинили Ноя за чрезмерное употребление алкоголя, потому что он считался первым, кто пил вино; первый человек, открывший действие вина. [14] Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский и отец церкви , писал в IV веке, что поведение Ноя оправдано: как первый человек, попробовавший вино, он не знал о его последствиях: «По незнанию и неопытности в отношении надлежащего количества выпитого, впал в пьяный ступор». [15] Филон , еврейский философ- эллинист , также оправдал Ноя, отметив, что можно пить двумя разными способами: (1) пить вино в избытке, что является особым грехом для порочного злого человека, или (2) пить вино как мудрец. Ной был последним. [16] В еврейской традиции и раввинской литературе о Ное раввины обвиняют Сатану в опьяняющих свойствах вина. [17] [10]

Ной проклинает Хама, Гюстав Доре

В контексте пьянства Ноя: [18] рассказывает о двух фактах: (1) Ной напился, и «он был обнаружен в своем шатре», и (2) Хам «увидел наготу своего отца и рассказал об этом двум своим братьям снаружи». [19] [20]

Из-за его краткости и текстовых несоответствий было высказано предположение, что это повествование является «осколком более существенного рассказа». [21] [22] Более полный отчет объяснил бы, что именно Хам сделал своему отцу, или почему Ной проклял Ханаан за проступок Хама, или как Ной осознал, что произошло. В области критики психологической библейской Дж. Х. Элленс и В. Г. Роллинз проанализировали нетрадиционное поведение, которое происходит между Ноем и Хамом, как вращающееся вокруг сексуальности и обнажения гениталий, по сравнению с другими библейскими текстами на иврите, такими как Аввакум 2:15. [23] и Плач 4:21. [24] [19]

В других комментариях упоминается, что «обнажение чьей-либо наготы» может означать вступление в половую связь с этим человеком или его супругой, как указано в Левит 18: 7–8. [25] и 20. [26] Из этой интерпретации вытекает предположение, что Хам был виновен в инцесте и изнасиловании Ноя. [27] или его собственная мать. Последняя интерпретация прояснит, почему Ханаан, как продукт этого незаконного союза, был проклят Ноем. [20] В качестве альтернативы, Ханаан мог быть сам преступником, поскольку Библия описывает незаконное деяние, совершенное «младшим сыном Ноя», а в других стихах Хам постоянно описывается как средний сын. [28]

Таблица наций

[ редактировать ]
Рассеяние потомков Сима, Хама и Иафета (карта из Исторического учебника 1854 года и Атласа библейской географии )

Бытие 10 [29] излагает потомков Сима, Хама и Иафета, от которых народы разошлись по Земле после потопа. Среди потомков Иафета были морские народы (10:2–5). У сына Хама Хуша был сын по имени Нимрод , который стал первым сильным человеком на земле, могучим охотником, царем Вавилона и земли Сеннаар (10:6–10). Оттуда пошел Ашур и построил Ниневию . (10:11–12) Потомки Ханаана – Сидон, Хет , Иевусеи , Аморреи , Гиргашиты , Хивеи , Аркеяне, Синеи, Арвадеи, Земареи и Хаматеи – распространились от Сидона до Герара. , недалеко от Газы и до Содома и Гоморры (10:15–19). Среди потомков Сима был Евер (10:21).

Эти генеалогии структурно отличаются от генеалогий, изложенных в Бытие 5 и 11. Они имеют сегментированную или древовидную структуру, идущую от одного отца ко множеству потомков. Странно, что таблица, предполагающая, что население распределено по Земле, предшествует описанию Вавилонской башни , в котором говорится, что все население находится в одном месте, прежде чем оно рассеется. [30]

Генеалогическое древо

[ редактировать ]

Бытие 5:1–32 передает генеалогию сифитов вплоть до Ноя, взятую из священнической традиции. [31] Генеалогия канитов иудейской традиции находится в Бытие 4:17–26. [32] Библеисты видят в них варианты одного и того же списка. [33] Однако, если мы возьмем объединенный текст Бытия как единое повествование, мы сможем построить следующее генеалогическое древо, которое в таком виде дошло до иудейской и христианской традиций.

Адам [б] Канун [б]
Каин [б] Авель [с] Сет [д]
Енох [и] Энос [ф]
Ирад [г] Кенан [час]
Мехуджаэль [г] Махалалель [я]
Матушаил [г] Джаред [Дж]
Ада [к] Ламех [г] Зилла [к] Енох [л]
Джабаль [м] Джубал [н] Тубал-Каин [the] Наама [the] Мафусаил [п]
Ламех [д]
Ной [р]
Сим [с] Также [с] Иафет [с]
  1. ^ Иврит : נֹחַ Ной ; Сирийский : ������ Noḥ ; Амхарский : Ной , Ной ; Арабский : نُح Ной ; Древнегреческий : Νῶε Ной.
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бытие 4:1
  3. ^ Бытие 4:2
  4. ^ Бытие 4:25; 5:3
  5. ^ Бытие 4:17
  6. ^ Бытие 4:26; 5:6–7
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Бытие 4:18
  8. ^ Бытие 5: 9–10.
  9. ^ Бытие 5: 12–13.
  10. ^ Бытие 5: 15–16.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бытие 4:19
  12. ^ Бытие 5: 18–19.
  13. ^ Бытие 4:20
  14. ^ Бытие 4:21
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бытие 4:22
  16. ^ Бытие 5: 21–22.
  17. ^ Бытие 5: 25–26.
  18. ^ Бытие 5: 28–30.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бытие 5:32

Нарративный анализ

[ редактировать ]

Согласно документальной гипотезе , первые пять книг Библии ( Пятикнижие / Тора ), включая Бытие, были сопоставлены в течение V века до нашей эры на основе четырех основных источников, которые сами датируются не ранее X века до нашей эры. Два из них, «Яхвист» , составленный в 10 веке до нашей эры, и « Жреческий источник» , датируемый концом 7 века до нашей эры, составляют главы Бытия, посвященные Ною. Попытка редактора V века объединить два независимых, а иногда и противоречивых источника объясняет путаницу в таких вопросах, как количество каждого животного, которое взял Ной, и продолжительность потопа. [34] [35]

Оксфордская энциклопедия библейских книг отмечает, что эта история частично перекликается с историей Эдемского сада : Ной — первый винодел, а Адам — первый фермер; у обоих проблемы с продукцией; обе истории связаны с наготой; и оба связаны с разделением между братьями, ведущим к проклятию. Однако после наводнения истории изменились. Именно Ной, а не Бог, сажает виноградник и произносит проклятие, поэтому «Бог в этом менее замешан». [36]

Другие аккаунты

[ редактировать ]

Помимо основной истории в Бытии, еврейская Библия (христианский Ветхий Завет ) также ссылается на Ноя в Первой книге Паралипоменон , Исайю и Иезекииля . Ссылки во второканонических книгах включают книги Товита , Премудрости , Сираха , 2 Ездры и 4 Маккавеев . Ссылки на Новый Завет включают Евангелия от Матфея и Луки , а также некоторые послания ( Послание к Евреям , 1 Петра и 2 Петра ).

Ной стал предметом многочисленных разработок в литературе более поздних авраамических религий, включая ислам ( суры 71 , 7 , 11 , 54 и 21 Корана) и веру бахаи ( Китаб-и-Икан и «Жемчужины божественных тайн» ). [37] [38]

Псевдоэпиграфы

[ редактировать ]

В « Книге Юбилеев» упоминается Ной и говорится, что ангел научил его искусству врачевания, чтобы его дети могли победить «потомков Стражей » . [39]

В 10:1–3 Книги Еноха (которая является частью ортодоксального библейского канона Тевахедо ) и канонической для Бета-Израиля , Уриэль был послан «Всевышним», чтобы сообщить Ною о приближающемся «потопе». [40]

Свитки Мертвого моря

[ редактировать ]
Апокриф Бытия , часть свитков Мертвого моря , в которой изображен Ной.

Существует около 20 фрагментов свитков Мертвого моря , которые, по-видимому, относятся к Ною. [41] Лоуренс Шиффман пишет: «Среди свитков Мертвого моря сохранились как минимум три разные версии этой легенды». [42] В частности, « Апокриф Бытия значительное место уделяет Ною». Однако «похоже, что этот материал имеет мало общего с 5-й главой Бытия, в которой сообщается о рождении Ноя». Кроме того, сообщается, что отец Ноя обеспокоен тем, что его сын на самом деле был отцом одного из Наблюдателей . [43]

Религиозные взгляды

[ редактировать ]
Еврейское изображение Ноя

Праведность Ноя является предметом многочисленных дискуссий среди раввинов. [10] Описание Ноя как «праведника своего поколения» подразумевало для некоторых, что его совершенство было лишь относительным: в его поколении нечестивых людей его можно было считать праведным, но в поколении такого цадика , как Авраам , его не считали бы таковым. праведный. Они указывают на то, что Ной не молился Богу за тех, кого собирались уничтожить, как Авраам молился за нечестивцев Содома и Гоморры . На самом деле, Ноя никогда не видели говорящим; он просто слушает Бога и действует по его приказам. Это побудило некоторых комментаторов представить образ Ноя как «праведника в шубе», который обеспечивал себе комфорт, игнорируя при этом своего соседа. [44] Другие, например, средневековый комментатор Раши , напротив, считали, что строительство Ковчега растянулось на 120 лет намеренно, чтобы дать грешникам время покаяться. Раши интерпретирует высказывание своего отца об имени Ноя (на иврите – Ноах נֹחַ): «Этот утешит нас (на иврите – yeNaĦamenu יְנַחֲמֵנו) в нашей работе и в труде рук наших, которые исходят из земли, которую Господь проклятый", [45] сказав, что Ной провозгласил новую эру процветания, когда произошло ослабление (на иврите - нах - נחה) от проклятия времен Адама, когда Земля произвела тернии и волчцы даже там, где люди сеяли пшеницу, и что Ной затем ввел плуг. [46]

Согласно Еврейской энциклопедии , « Книга Бытия содержит два рассказа о Ное». В первом Ной — герой потопа, а во втором — отец человечества и земледелец, посадивший первый виноградник. «Несоответствие характеров этих двух повествований заставило некоторых критиков настаивать на том, что предмет последнего рассказа не совпадает с предметом первого». [10]

Энциклопедия иудаики отмечает, что пьянство Ноя не представлено как предосудительное поведение. Скорее: «Очевидно, что... занятие Ноя виноградарством создает основу для бичевания ханаанских соседей Израиля». Именно Хам совершил преступление, когда увидел наготу своего отца. Однако «проклятие Ноя... странным образом направлено на Ханаан, а не на неуважительного Хама». [47]

мандеизм

[ редактировать ]

В мандеизме Ной ( классический мандейский язык : ࡍࡅ ) упоминается в Книге 18 «Правой Гиндзы» . В тексте жену Ноя зовут Нурайта ( классический мандейский язык : ࡍࡅࡓࡀࡉࡕࡀ ), а его сына зовут Шум (т. е. Шем ; классический мандейский язык : ࡔࡅࡌ ). [48] [49]

христианство

[ редактировать ]
Раннехристианское изображение, изображающее Ноя, делающего жест оранта при возвращении голубя.

2 Петра 2:5 называет Ноя «проповедником праведности». [50] В Евангелии от Матфея и Евангелии от Луки Иисус сравнивает Ноев потоп с грядущим Судным Днем : «Как было во дни Ноя, так будет и в дни пришествия Сына Человеческого . Ибо во дни перед потопом люди ели и пили, женились и выходили замуж, до того дня, как Ной вошел в ковчег, и ничего не знали о том, что произойдет, пока не пришел потоп и не унес их всех. это будет в пришествие Сына Человеческого». [51] [52]

Первое послание Петра сравнивает силу крещения с Ковчегом, спасающим тех, кто находился в нем. В более поздней христианской мысли Ковчег стал сравниваться с Церковью : спасение можно было найти только во Христе и Его Светлости, как во времена Ноя оно было найдено только в Ковчеге. Св. Августин Гиппонский (354–430), продемонстрировал в «Граде Божием» , что размеры Ковчега соответствовали размерам человеческого тела, которое соответствует телу Христа ; отождествление Ковчега и Церкви до сих пор встречается в англиканском обряде крещения, который просит Бога, «который по Своей великой милости спас Ноя», принять в Церковь младенца, которого собираются крестить. [53]

В средневековом христианстве трое сыновей Ноя обычно считались основателями населения трёх известных континентов : Иафета /Европы, Сима /Азии и Хама /Африки, хотя более редкий вариант считал, что они представляли три класса средневекового общества – священники (Сим), воины (Иафет) и крестьяне (Хам). В средневековой христианской мысли Хам считался предком народов черной Африки. Таким образом, в расистских аргументах проклятие Хама стало оправданием рабства черных рас. [54]

Исаак Ньютон в своих религиозных трудах, посвященных развитию религии, писал о Ное и его потомках. По мнению Ньютона, хотя Ной был монотеистом, боги языческой древности отождествлялись с Ноем и его потомками. [55]

Гностицизм

[ редактировать ]

Важный гностический текст, Апокриф Иоанна , сообщает, что главный архонт вызвал потоп, потому что желал уничтожить созданный им мир, но Первая Мысль сообщила Ною о планах главного архонта, а Ной сообщил остальному человечеству. В отличие от рассказа в Бытии, не только семья Ноя спасена, но и многие другие люди также прислушиваются к призыву Ноя. В этом аккаунте нет ковчега. По словам Элейн Пейджелс , «Скорее, они спрятались в определенном месте не только Ноя, но и многих других людей из непоколебимого рода. Они вошли в то место и скрылись в светлом облаке». [56]

Друзская вера

[ редактировать ]

Друзы , который помог передать основополагающие учения считают Ноя вторым представителем ( натик ) после Адама монотеизма ( таухид ), предназначенные для более широкой аудитории. [57] Он считается важным пророком Бога среди друзов, входя в число семи пророков, появившихся в разные периоды истории. [1] [2]

Исламское изображение Ноя и ковчега в миниатюре Великих Моголов XVI века.

Ной – очень важная фигура в исламе , и его считают одним из самых значительных пророков . Коран . содержит 43 упоминания Ноя, или Нуха , в 28 главах, а семьдесят первая глава, Сура Нух ( араб ) سورة نوح , названа в его честь. О его жизни также говорится в комментариях и исламских легендах.

Повествования Ноя в основном охватывают его проповедь, а также историю Потопа . Повествование Ноя служит прототипом для многих последующих пророческих историй, которые начинаются с того, что пророк предупреждает свой народ, а затем сообщество отвергает это послание и подвергается наказанию.

Ной имеет несколько титулов в исламе, основанных главным образом на восхвалении его в Коране, в том числе «Надежный посланник Божий» ( 26:107 ) и «Благодарный раб Божий» ( 17:3 ). [47] [58]

Коран уделяет больше внимания нескольким случаям из жизни Ноя, чем другим, и одним из наиболее значительных событий является Потоп. Бог заключает завет с Ноем точно так же, как он заключил завет с Авраамом, Моисеем , Иисусом и Мухаммедом позже ( 33:7 ). Позже его народ поносил Ноя и упрекал его за то, что он был всего лишь человеком-посланником, а не ангелом ( 10:72-74 ). Более того, люди высмеивают слова Ноя и называют его лжецом ( 7:62 ) и даже предполагают, что Ной одержим дьяволом, когда пророк перестает проповедовать ( 54:9 ). Лишь самые низшие члены общества присоединяются к Ною и верят в послание Бога ( 11:29 ), и в повествовании Ноя далее описывается его проповедь как в частном порядке, так и публично. Коран повествует, что Ной получил откровение построить ковчег после того, как его люди отказались поверить в его послание и услышать предупреждение. Далее в повествовании описывается, что воды пролились как с земли, так и с небес, истребив всех грешников. Даже один из его сыновей не поверил ему, остался и утонул. После окончания Потопа Ковчег остался на вершине Гора Джуди (Коран 11:44 ).

Османское изображение Ноева ковчега и потопа из Зубдат-аль-Тавариха , 1583 год.

Кроме того, исламские верования отрицают идею о том, что Ной был первым человеком, который выпил вино и испытал на себе последствия этого. [47] [58]

В Коране 29:14 говорится, что Ной жил среди людей, к которым он был послан, в течение 950 лет, когда начался потоп.

Воистину, Мы послали Ноя к его народу, и он оставался среди них тысячу лет, без учета пятидесяти. Затем их настиг Потоп, а они упорствовали в своих беззакониях.

Вера Бахаи

[ редактировать ]

Вера Бахаи считает Ковчег и Потоп символическими. [59] По вере бахаи, только последователи Ноя были духовно живы и сохранились в ковчеге его учений, тогда как другие были духовно мертвы. [60] [61] Священное Писание бахаи «Китаб-и-Икан» подтверждает исламскую веру в то, что у Ноя было большое количество товарищей, 40 или 72, помимо его семьи в Ковчеге, и что он учил в течение 950 (символических) лет до потопа. [62]

Согласно ахмадийскому пониманию Корана, период, описанный в Коране, является эпохой его устроения , которая продолжалась до времен Ибрагима (Авраама, 950 лет). Первые 50 лет были годами духовного прогресса, за которыми последовали 900 лет духовного упадка народа Ноя. [63]

Сравнительная мифология

[ редактировать ]

Индийские и греческие мифы о потопе также существуют, хотя мало свидетельств того, что они произошли от месопотамского мифа о потопе, лежащего в основе библейского повествования. [64]

Месопотамский

[ редактировать ]
Джордж Смит , который транслитерировал и прочитал так называемую «Историю Вавилонского потопа» из Таблицы XI эпоса о Гильгамеше.

История Ноя из Пятикнижия очень похожа на историю о потопе, содержащуюся в месопотамском эпосе о Гильгамеше , написанном ок. 1800 год до нашей эры . В версии Гильгамеша месопотамские боги решают наслать великий потоп, чтобы уничтожить человечество. Различные корреляции между историями о Ное и Гильгамеше (потоп, строительство ковчега, спасение животных и выпуск птиц после потопа) привели к тому, что эта история стала рассматриваться как источник истории о Ное. Несколько вариантов включают количество дней потопа, порядок птиц и название горы, на которой стоит ковчег. История о потопе в Бытие 6–8 настолько точно соответствует мифу о потопе Гильгамеша , что «мало кто сомневается, что [он] происходит из месопотамских рассказов». [65] Что особенно примечательно, так это то, как история о потопе в книге Бытия следует за историей о потопе Гильгамеша «пункт за пунктом и в том же порядке», даже когда история допускает другие альтернативы. [66]

Самый ранний письменный миф о потопе встречается в текстах месопотамского эпоса об Атрахасисе и эпоса о Гильгамеше. говорится В Британской энциклопедии : «Эти мифологии являются источником таких особенностей библейской истории о Всемирном потопе, как строительство и обеспечение ковчега, его плавучесть и опускание вод, а также роль главного героя-человека». [67] В «Энциклопедии иудаики» добавляется, что существует сильное предположение о том, что «действовал промежуточный агент. Люди, которые, скорее всего, выполнили эту роль, - это хурриты , территория которых включала город Харран , где патриарх Авраам имел свои корни. Хурриты унаследовали история Потопа из Вавилонии». [47] В энциклопедии упоминается еще одно сходство между историями: Ной — десятый патриарх, а Берос отмечает, что «герой великого потопа был десятым допотопным царем Вавилонии». Однако имеется несоответствие в возрасте героев. Для месопотамских предшественников «продолжительность правления допотопных царей варьировалась от 18 600 до почти 65 000 лет». В Библии продолжительность жизни «далеко отстает от самого короткого правления, упомянутого в соответствующих месопотамских текстах». Кроме того, имя героя различается в разных традициях: «Самый ранний отчет о месопотамском потопе, написанный на шумерском языке , называет героем потопа Зиусудру ». [47]

Однако Йи Самуэль Чен пишет, что в самых старых версиях эпоса о Гильгамеше никогда не упоминается потоп, а лишь упоминается, что он отправился поговорить с Утнапиштимом, чтобы найти секрет бессмертия. Начиная с древневавилонского периода , предпринимались попытки синкретизировать Утнапиштима с Зиусудрой, хотя ранее они рассматривались как разные фигуры. Встреча Гильгамеша с героем потопа впервые упоминается в древневавилонский период в «Смерти Гильгамеша» и в конечном итоге была импортирована и стандартизирована в «Эпосе о Гильгамеше», вероятно, в средневавилонский период. [68]

Считается, что историческое правление Гильгамеша приходится примерно на 2700 г. до н. э. [69] незадолго до первых известных письменных рассказов. Обнаружение артефактов, связанных с Агой и Энмебарагеси из Киша , двумя другими королями, упомянутыми в историях, придало достоверность историческому существованию Гильгамеша. [70]

Самые ранние шумерские стихотворения о Гильгамеше датируются периодом Третьей династии Ура (2100–2000 гг. до н.э.). [71] В одном из этих стихотворений упоминается путешествие Гильгамеша к герою потопа, а также короткая версия истории о потопе, хотя Чен пишет, что его история была включена в тексты, написанные в старовавилонский период. [68] [72] Самые ранние аккадские версии единого эпоса датируются ок. 2000–1700 до н.э. [73] Из-за фрагментарного характера этих старовавилонских версий неясно, включали ли они расширенное описание мифа о потопе; хотя один фрагмент определенно включает в себя рассказ о путешествии Гильгамеша на встречу с Утнапиштимом . «Стандартная» аккадская версия включала длинную версию истории о потопе и была отредактирована Син-лике-уннини где-то между 1300 и 1000 годами до нашей эры. [74]

И Самуэль Чен, анализируя различные тексты от раннего династического периода III до древневавилонского периода, утверждает, что повествование о потопе было добавлено только в тексты, написанные во время позднего старовавилонского периода. Наблюдения экспертов показывают, что части шумерского списка царей , в которых упоминается время до потопа, стилистически отличаются от собственно списка царей. Чен пишет, что древневавилонские копии, как правило, демонстрируют отдельную традицию допотопа, отличную от Царского списка. Кроме того, копия Царского списка Ура III , а также аналогичные документы указывают на то, что собственно Царский список когда-то существовал независимо от повествований о потопе или допотопных традиций. Чен приводит доказательства того, что разделы Шумерского списка царей, в которых упоминаются упоминания о потопе, были более поздними дополнениями, добавленными в период Старого Вавилона посредством более поздних обновлений и правок. Потоп как водораздел в ранней мировой истории, вероятно, был новой историографической концепцией, появившейся в месопотамских литературных традициях в старовавилонский период, о чем свидетельствует тот факт, что мотив потопа не появился в копии Ура III и что самые ранние хронографические источники, связанные с потопом, относятся к древневавилонскому периоду. Чен заключает, что имя Зиусудры как героя потопа, а также любые намеки на потоп в Старовавилонской версии Инструкции Шуруппака были более поздними разработками в старовавилонский период и возникли на основе обновленной информации, добавленной к тексту из растущей Допотопной традиции. [68]

Древнегреческий

[ редактировать ]

Ноя часто сравнивали с Девкалионом , сыном Прометея и Пронойи в греческой мифологии . Как и Ной, Девкалион предупрежден о потопе ( Зевсом и Посейдоном ); он строит ковчег и наполняет его существами, а когда завершает свое путешествие, благодарит и принимает советы богов о том, как заново заселить Землю. Девкалион также отправляет голубя узнать о ситуации в мире, и птица возвращается с оливковой ветвью. [75] [76] Девкалион в некоторых вариантах мифа также становится изобретателем вина, как и Ной. [77] Филон [78] и Юстин приравнивают Девкалиона к Ною, а Иосиф Флавий использовал историю Девкалиона как доказательство того, что потоп действительно произошел и, следовательно, Ной существовал. [79] [80]

Мотив божества погоды, возглавлявшего пантеон, вызвавшего великий потоп, а затем обманщика, создавшего людей из глины, спасающего человека, присутствует и в шумерской мифологии , поскольку Энлиль вместо Зевса вызывает потоп, а Энки , а не Прометей, спасает человека. Стефани Уэст писала, что, возможно, это связано с тем, что греки заимствовали истории с Ближнего Востока. [81]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хитти, Филип К. (1928). Происхождение друзов и религии: с выдержками из их священных писаний . Александрийская библиотека. п. 37. ИСБН  9781465546623 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дана, Ниссим (2008). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Издательство Мичиганского университета. п. 17. ISBN  9781903900369 .
  3. ^ Уэллс, Джон К. (2008). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Лонгман. ISBN  9781405881180 .
  4. ^ Фуллом, SW (1855). История женщины и ее связь с религией, цивилизацией и домашними обычаями с древнейших времен . стр.10
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Бектель, флорентиец Станислав (1911). «Нет». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  6. ^ Сильверман, Джейсон (2013). Открытие небесных шлюзов: повествование о Потопе из Книги Бытия, его контекст и восприятие . Горгиас Пресс .
  7. ^ Барри Л. Бандстра (2008). Чтение Ветхого Завета: Введение в еврейскую Библию . Cengage Обучение. п. 61. ИСБН  978-0-495-39105-0 .
  8. ^ Cotter 2003 , стр. 49, 50.
  9. ^ Бытие 9:1
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и «НОА — JewishEncyclepedia.com» . jewishencyclepedia.com .
  11. ^ Бытие 6:3
  12. ^ Второзаконие 31:22 , 34:37.
  13. ^ Бытие 9: 20–21.
  14. ^ Рашков, Илона (2004). «Сексуальность в еврейской Библии: призма Фрейда». В Элленс, Дж. Гарольд; Роллинз, Уэйн Г. (ред.). Психология и Библия: От вражды до Кохута . Психология и Библия: новый способ чтения Священного Писания. Том. 1. Вестпорт, Коннектикут: Издательство Praeger . п. 52. ИСБН  978-0-275-98348-2 .
  15. ^ Гамильтон 1990 , стр. 202–203.
  16. ^ Филон , 1971, с. 160
  17. ^ Быт. Раба 36:3
  18. ^ Бытие 9: 18–27.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рашков 2004 , с. 53.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Зитце Бергсма/Скотт Уокер Хан. 2005. «Нагота Ноя и проклятие Ханаана». Журнал «Библейская литература» 124/1 (2005), с. 25-40.
  21. ^ Speiser 1964 , стр. 62.
  22. ^ Т. А. Бергрен. Библейские персонажи вне Библии , 2002, ( ISBN   1563384116 , ISBN   978-1-56338-411-0 ), с. 136
  23. ^ Аввакум 2:15
  24. ^ Плач 4:21
  25. ^ Левит 18: 7–8.
  26. ^ Левит 20:11
  27. ^ Левенсон 2004 , с. 26.
  28. ^ Кугель 1998 , с. 223 .
  29. ^ Бытие 10
  30. ^ Бандстра, Б. (2008), Чтение Ветхого Завета: введение в еврейскую Библию , Cengage Learning, стр. 67–68, ISBN  978-0495391050
  31. ^ фон Рад, Герхард (1961). Бытие: комментарий . Лондон: СКМ Пресс . стр. 67–73.
  32. ^ фон Рад, Герхард (1961). Бытие: комментарий . Лондон: СКМ Пресс . стр. 109–113.
  33. ^ фон Рад, Герхард (1961). Бытие: комментарий . Лондон: СКМ Пресс . п. 71.
  34. ^ Коллинз, Джон Дж. (2004). Введение в еврейскую Библию . Миннеаполис: Фортресс Пресс. стр. 56–57. ISBN  0-8006-2991-4 .
  35. ^ Фридман, Ричард Эллиотти (1989). Кто написал Библию? . Нью-Йорк: Издательство HarperCollins. п. 59 . ISBN  0-06-063035-3 .
  36. ^ Оксфордская энциклопедия книг Библии , Oxford University Press, 2011, стр. 318.
  37. ^ «Китаб-и-Икан | Справочная библиотека бахаи» . www.bahai.org . Проверено 31 января 2022 г.
  38. ^ «Жемчужины Божественных Тайн» . Справочная библиотека бахаи . Проверено 31 января 2022 г.
  39. ^ Льюис, Джек Перл, Исследование интерпретации Ноя и Потопа в еврейской и христианской литературе , BRILL, 1968, стр. 14.
  40. ^ «Глава Х» . Книга Еноха . перевод Роберта Х. Чарльза . Лондон: Общество распространения христианских знаний. 1917. {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  41. ^ Питерс, Д.М., Традиции Ноя в свитках Мертвого моря: беседы и споры древности , Общество библейской литературы, 2008, стр. 15–17.
  42. ^ Шиффман, Л.Х., Энциклопедия свитков Мертвого моря, Том 2 , Granite Hill Publishers, 2000, стр. 613–614.
  43. ^ Льюис, Джек Перл, Исследование интерпретации Ноя и Потопа в еврейской и христианской литературе , BRILL, 1968, стр. 11. «Потомок Наблюдателей».
  44. ^ Мамет Д., Кушнер Л., Пять городов-убежищ: еженедельные размышления о Бытии, Исходе, Левите, Числах и Второзаконии , Schocken Books, 2003, стр. 1.
  45. ^ Бытие 5:29
  46. ^ Фришман, Дж., Ромпей, Л. фон, Книга Бытия в еврейской и восточно-христианской интерпретации: Сборник эссе , Peeters Publishers, 1997, стр. 62–65.
  47. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Янг, Дуайт (2007). «Ной» . В Скольнике, Фред; Беренбаум, Майкл; Томсон Гейл (Фирма) (ред.). Энциклопедия иудаики . Том. 15 (2-е изд.). стр. 287–291. ISBN  978-0-02-865943-5 . OCLC   123527471 . Проверено 29 ноября 2019 г. Самый ранний отчет о месопотамском потопе, написанный на шумерском языке, называет героя потопа Зиусудру, что, как полагают, несет в себе коннотацию «тот, кто ухватился за жизнь далеких дней».
  48. ^ Гельберт, Карлос (2011). Гинза Рба . Сидней: Книги о живой воде. ISBN  9780958034630 .
  49. ^ Лидзбарский, Марк (1925). Гиндза: Сокровище или Великая книга мандеев . Геттинген: Ванденхук и Рупрехт.
  50. ^ 2 Петра 2:5 ( Новая американская стандартная Библия )
  51. ^ Мэтью 24:38
  52. ^ Луки 17:26
  53. ^ Питерс, Д.М., Традиции Ноя в свитках Мертвого моря: беседы и споры древности , Общество библейской литературы, 2008, стр. 15–17.
  54. ^ Джексон, Дж.П., Вайдман, Н.М., Раса, расизм и наука: социальное воздействие и взаимодействие , ABC-CLIO, 2004, стр. 4.
  55. ^ Форс, Дж. Э. (1999), «Очерк 12: Ньютон, «древние» и «современники» » , в Попкине, Р. Х.; Форс, Дж. Э. (ред.), Ньютон и религия: контекст, природа и влияние , Международный архив истории идей, Kluwer, стр. 253–254, ISBN  9780792357445 – через Google Книги
  56. ^ Пейджелс, Элейн (2013). Гностические Евангелия . Орион. п. 163. ИСБН  978-1-78022-670-5 .
  57. ^ Суэйд 2009 , с. 3.
  58. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гибб, Гамильтон Александр Росскин (1995). Энциклопедия ислама: NED-SAM . Брилл. стр. 108–109. ISBN  9789004098343 .
  59. ^ Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди, 28 октября 1949 г.: Новости Бахаи, № 228, февраль 1950 г., стр. 4. Переиздано в Сборнике 1983 г. , с. 508
  60. ^ Пуарье, Брент. «Китаб-и-Иган: ключ к разгадке тайн Библии» . Проверено 25 июня 2007 г.
  61. ^ Шоги Эффенди (1971). Послания к миру бахаи, 1950–1957 гг . Уилметт, Иллинойс, США: Издательский фонд Бахаи. п. 104. ИСБН  0-87743-036-5 .
  62. Из письма, написанного от имени Шоги Эффенди одному верующему, 25 ноября 1950 г. Опубликовано в Сборнике 1983 г. , стр. 494
  63. ^ Рашид Ахмад Чаудри (2005). Хазрат Нух (PDF) . Международные публикации ислама. ISBN  1-85372-758-Х .
  64. ^ Фрейзер, Дж.Г., в Дандес, А. (ред.), Миф о потопе , University of California Press, 1988 г.,стр. 121–122.
  65. ^ Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Издательство Оксфордского университета. п. 70. ИСБН  978-0-19-927841-1 . Проверено 8 ноября 2012 г. - через Google Книги.
  66. ^ Рендсбург, Гэри. «Библейская история о потопе в свете рассказа о потопе Гильгамеша», в книге «Гильгамеш и мир Ассирии » , ред. Азизе, Дж. и Уикс, Н. Питерс, 2007, стр. 117
  67. ^ Ной в Британской энциклопедии
  68. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Чен, Йи Самуэль. Первобытный Потоп: истоки и раннее развитие в месопотамских традициях. Издательство Оксфордского университета, 2013.
  69. ^ Ру, Жорж (апрель 1964 г.). Древний Ирак . Лондон: Джордж Аллен и Анвин . стр. 123, 502.
  70. ^ Дэлли, Стефани , Мифы из Месопотамии , Oxford University Press (1989), стр. 40–41
  71. ^ Джордж 2003 , с. XIX.
  72. ^ «Электронный текстовый корпус шумерской литературы» . etcsl.orinst.ox.ac.uk .
  73. ^ Джордж 2003 , с. 101 : «Большой список царей Шумера и Аккада был в том виде, в котором мы его знаем, составлен в начале второго тысячелетия на основе уже существующих источников, чтобы узаконить царей Исина как преемников династии Ура III ».
  74. ^ Джордж 2003 , стр. xxiv – xxv.
  75. ^ ' Девкалион в Британской энциклопедии
  76. ^ Вайденбаум, П., Аргонавты пустыни: структурный анализ еврейской Библии , Routledge, 2014, стр. 104–108.
  77. ^ Андерсон, Г., Греческий и римский фольклор: Справочник , Greenwood Publishing Group, 2006. стр. 129–130.
  78. ^ Льюис, JP.; Льюис, Дж. П., Исследование интерпретации Ноя и Потопа в еврейской и христианской литературе , BRILL, 1968, с. 47.
  79. ^ Питерс, Д.М., Традиции Ноя в свитках Мертвого моря: беседы и споры древности , Общество библейской литературы, 2008, с. 4.
  80. ^ Фельдман, Л.Х., Толкование Библии Иосифом Флавием , University of California Press, 1998, стр. 133.
  81. ^ Вест, С. (1994). Прометей ориентализированный. Музей Гельветикум, 51 (3), 129–149.

Общие и цитируемые ссылки

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1944dabbda3f7bc1dbd0c72b74123a63__1721377440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/63/1944dabbda3f7bc1dbd0c72b74123a63.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Noah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)