Атра-Хасис
Часть серии о |
Древний Месопотамская религия |
---|
|
Атра-Хасис ( аккадский : 𒀜𒊏𒄩𒋀 , латинизированный: Атра-Хасис XVIII века до нашей эры ) — аккадский эпос , записанный в различных версиях на глиняных табличках . [ 1 ] назван в честь своего главного героя Атрахасиса («чрезвычайно мудрого»). [ 2 ] Таблички Атра-Хасис включают в себя как космологический миф о сотворении мира , так и один из трех сохранившихся о вавилонском мифов потопе . Имя «Атра-Хасис» также встречается в качестве царя Шуруппака во времена перед потопом в одном из шумерских списков царей .
Самая старая известная копия эпической традиции об Атрахасисе. [ я ] (идентификатору писца) можно датировать По колофону время правления Амми правнука Хаммурапи -Садуки (1646–1626 гг. до н.э.). Однако существуют различные фрагменты древневавилонского диалекта , и эпос продолжал копировать и в первом тысячелетии до нашей эры. [ 3 ] : 8–15
История Атрахасиса также существует в более поздней версии на ассирийском диалекте, впервые обнаруженной в Библиотеке Ашшурбанипала , хотя ее переводы были неопределенными из-за того, что артефакт находился во фрагментарном состоянии и содержал неоднозначные слова. Тем не менее, его фрагменты были впервые собраны и переведены Джорджем Смитом как « Халдейское повествование о Бытии» , имя героя которого Генрих Циммерн исправил на Хасис Атра - в 1899 году.
В 1965 году Уилфред Дж. Ламберт и Алан Миллард. [ 4 ] опубликовал множество дополнительных текстов, принадлежащих к эпосу, в том числе старовавилонскую копию (написанную около 1650 г. до н. э.), которая представляет собой наиболее полную из сохранившихся версий сказки. Эти новые тексты значительно расширили знания об эпосе и легли в основу первого английского перевода эпоса Атрахасис, сделанного Ламбертом и Миллардом, в чем-то почти полном. [ 3 ] Еще один фрагмент был обнаружен в Угарите .
Краткое содержание
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Ноябрь 2011 г. ) |
Таблетка I
[ редактировать ]происходит Согласно замыслу , «когда боги были путями людей», , действие Таблицы I Атра-Хасиса и содержит сотворении миф о Ану , Энлиля и Энки — шумерских богов неба, ветра и воды. клеромантия («жеребьевка»), небом управляет Ану, Землей — Энлиль, а пресноводным морем — Энки. [ ii ]
Энлиль, бог Земли, назначил младших дингиров ( шумерский : 𒀭 , букв. «божественные»). [ iii ] заниматься сельскохозяйственной работой, а также поддерживать реки и каналы. Однако через 40 лет меньшие дингиры восстали и отказались выполнять тяжелую работу. Энки, который также является добрым и мудрым советником богов, предположил, что вместо того, чтобы наказывать этих мятежников, вместо этого следует создать людей для выполнения такой работы. Впоследствии богине-матери Мами поручается задача создать людей путем формирования глиняных фигурок, смешанных с плотью и кровью убитого бога Гешту-Э («ухо» или «мудрость»; «бог, обладающий разумом»). [ iv ] Все боги по очереди плюнули на глину. Через 10 месяцев специально созданная матка раскрывается и рождаются люди.
Табличка I продолжается легендами о перенаселении и эпидемиях, упоминая Атра-Хасис только в конце.
Таблетка II
[ редактировать ]Таблетка II начинается с растущего перенаселения человечества. Чтобы сократить это население, Энлиль посылает голод и засуху с шаблонными интервалами в 1200 лет. Соответственно, в этом эпосе Энлиль изображен жестоким, своенравным богом, а Энки добрым и отзывчивым. Можно увидеть, что Энки имеет параллели с Прометеем в том смысле, что он рассматривается как благодетель человека и бросает вызов приказам других богов, когда их намерения злы по отношению к людям.
Табличка II остается в основном поврежденной, но она заканчивается решением Энлиля уничтожить человечество с помощью потопа, при этом Энки дал клятву хранить этот план в секрете.
Таблетка III
[ редактировать ]Табличка III эпоса Атра-Хасис содержит миф о потопе . Там рассказывается о том, как Энки, говоря через тростниковую стену, [ v ] предупреждает героя Атра-Хасиса («чрезвычайно мудрый») о плане Энлиля уничтожить человечество наводнением, говоря герою разобрать свой дом (возможно, чтобы предоставить строительную площадку) и построить лодку, чтобы спастись. Более того, эта лодка должна иметь крышу, «подобную Абзу » (или Апси; подземное пресноводное царство, которым управляет Энки); иметь верхнюю и нижнюю палубы; и загерметизировать битумом .
Атра-Хасис садится в лодку со своей семьей и животными, а затем запечатывает дверь. Начинаются буря и наводнение, и даже боги боятся. Через семь дней потоп заканчивается, и Атра-Хасис приносит жертвы богам. Энлиль в ярости из-за того, что Энки нарушил свою клятву, но Энки отрицает это: «Я позаботился о том, чтобы жизнь была сохранена». В заключение Энки и Энлиль договариваются о других средствах контроля над человеческим населением.
Слова «река» и «берег реки» используются в Таблице III. [ 5 ] вероятно, имеется в виду Евфрат , река, на которой находился древний город Шуруппак , которым правил Атра-Хасис, [ 6 ] был расположен.
Изменения и адаптации
[ редактировать ]Родословная Атра-Хасиса
[ редактировать ]В более поздних версиях истории о потопе, содержащихся в « Эпосе о Гильгамеше» и «Эриду Бытие» , героя не зовут Атра-Хасис.
В «Гильгамеше » имя героя потопа — Утнапиштим , который считается сыном Убара-Туту , царя Шуруппака : «Гильгамеш говорил с Утнапиштимом, Далеким… О человек Шуруппака, сын Убара-Туту. " [ 7 ] Многие доступные таблички, включающие шумерские списки царей, подтверждают происхождение героя потопа, данное в Гильгамеше , опуская царя по имени Шуруппак как исторического правителя Шуруппака, подразумевая веру в то, что история о потопе произошла после или во время правления Убара-Туту.
В «Эпосе о Гильгамеше», впервые записанном в 17 веке до нашей эры (т.е. Старовавилонская империя ), героя зовут Зиусудра , который также фигурирует в « Наставлениях Шуруппака» как сын одноименного Шуруппака, который сам именуется сыном Убара-Туту. [ 8 ]
В списках шумерских царей также не упоминаются Атра-Хасис, Утнапиштим или Зиусудра. [ 9 ] Табличка WB 62 , однако, дает другую хронологию: Атра-Хасис указан как правитель Шуруппака и священник- гудуг , которому предшествовал его отец Шуруппак, которому, в свою очередь, предшествовал его отец Убара-Туту, как в «Инструкциях». из Шуруппака . [ 9 ] Эта табличка уникальна тем, что в ней упоминаются и Шуруппак, и Атра-Хасис.
Гильгамеш и миф о потопе
[ редактировать ]Последующие версии мифа о потопе на Древнем Ближнем Востоке, очевидно, изменяют (опускают и/или редакционно изменяют) информацию о потопе и герое потопа, найденную в оригинальной истории Атра-Хасиса . [ 10 ] : ххх В частности, утерянная, промежуточная версия мифа о потопе Атра-Хасис , похоже, была перефразирована или скопирована в позднем издании « Эпоса о Гильгамеше» ( Таблица XI ). [ 11 ] Это современное дополнение к Гильгамешу , известное как «стандартная версия», традиционно связывается с вавилонским писцом Син-леки-уннинни ( около 1300–1000 гг. до н.э.), хотя с его времени могли быть внесены некоторые незначительные изменения. [ 10 ] : xxiv – xxv
Что касается редакционных изменений в тексте Атра-Хасиса в «Гильгамеше» , Джеффри Х. Тигей комментирует: «Перенос отдельных строк между другими, которые сохранились, но не являются их синонимами, кажется более преднамеренным редакционным актом. Эти строки разделяют общая тема — голод и жажда богов во время потопа». [ 11 ]
Изменения
[ редактировать ]Примеры изменений в истории Атра-Хасиса в «Гильгамеше» включают:
- Опускание информации, например:
- Герой на пиру, когда начинается буря и наводнение: «Он пригласил своих людей... на банкет... Он отправил свою семью на борт. Они ели и пили. Но он [Атрахасис] то приходил, то уходил. Он не мог сидеть, не мог приседать, потому что сердце его было разбито, и его рвало желчью». [ 12 ]
- «Она была пресыщена горем и жаждала пива». [ 13 ]
- «От голода у них были судороги». [ 13 ]
- Редакционные изменения, например:
- Ослабление антропоморфных описаний богов, например:
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Варианты версий не являются прямым переводом одного оригинала.
- ^ Вальтер Буркерт прослеживает модель, взятую из Атрахасиса, до соответствующего отрывка, разделения на части воздуха, подземного мира и моря между Зевсом , Аидом и Посейдоном в «Илиаде» , в котором «переустановка, посредством которой все еще проявляется внешняя структура» ( стр. 88–91). Буркерт, Уолтер . 1992. Ориентализирующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики . Издательство Гарвардского университета .
- ^ Грин, Маргарет Уитни. 1975. «Эриду в шумерской литературе» (кандидатская диссертация). Чикагский университет . п. 224. Аккадский ) в определитель дингир ( 𒀭 первую очередь переводится как «бог» или «богиня». Однако оно также может означать «жрец» или «жрица», хотя другие аккадские слова (например, ēnu и ēntu ) также переводятся как таковые. « Таким образом , существительное божественный» используется для сохранения этой двусмысленности в дингир .
- ↑ На некоторых табличках для этой цели был убит нижний бог Вейла или Ав-илу .
- ^ Наводит на мысль об оракуле .
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Боттеро, Жан . 2000. Предок Запада: письменность, рассуждение и религия в Месопотамии, Эламе и Греции . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0226067155 . п. 40.
- ^ Хелле, Софус (26 октября 2021 г.). Гильгамеш: новый перевод древнего эпоса . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-26259-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт, Уилфред Г. и Алан Р. Миллард . 1999 [1969]. Атрахасис: Вавилонская история Потопа . Лондон: Айзенбраунс . ISBN 1-57506-039-6 .
- ^ Ламберт, Уилфред Г. и Алан Миллард . 1965. Клинописные тексты с вавилонских табличек в Британском музее . Лондон.
- ^ Атра-Хасис III, IV.7–9.
- ^ « Список шумерских царей ». ВБ 62 . около 2000 г. до н.э.
- ^ Ковач, Галерея Морин, пер. 1998. « История потопа ». Эпос о Гильгамеше XI (электронное издание) под редакцией У. Карнахана. Академия древних текстов.
- ^ Золёми, Габор, пер. 2003 [1999]. « Указания Шуруппага ». Корпус электронных текстов шумерской литературы (2-е изд.) под редакцией Г. Золёми, Дж. А. Блэка , Э. Робсона и Г. Каннингема. Лондон: Факультет востоковедения университета Оксфордского . Проверено 15 мая 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Золёми, Габор, пер. 2001 [1999]. « Список шумерских царей: перевод ». Корпус электронных текстов шумерской литературы (2-е изд.) под редакцией Г. Золёми, Дж. А. Блэка , Г. Каннингема и Э. Робсона . Лондон: Факультет востоковедения университета Оксфордского . Архивировано . 16 июля 2011 года. Проверено 15 мая 2020 года
- ^ Перейти обратно: а б Джордж, Эндрю Р. , пер. 2003 [1999]. Эпос о Гильгамеше (переиздание и исправленное издание) под редакцией А. Р. Джорджа. Лондон: Книги Пингвинов . ISBN 0-14-044919-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Тигай, Джеффри Х. 1982. Эволюция эпоса о Гильгамеше . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . ISBN 0-8122-7805-4 . стр. 238–39.
- ^ Атра-Хасис III, II.40–47.
- ^ Перейти обратно: а б Атра-Хасис III.iv.
- ^ Атра-Хасис III.iv 6–7.
- ^ Эпос о Гильгамеше XI 123.
- ^ Атра-Хасис III 30–31.
- ^ Эпос о Гильгамеше XI 113.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лессо, К. 1956. «Эпос об Атрахасисе: вавилонская история человечества». Восточная библиотека 13: 90–102. ISSN 0006-1913
- Вассерман, Натан. 2020. Потоп: Аккадские источники: новое издание, комментарии и литературная дискуссия . Питерс . ISBN 9-0429417-4-X .