Jump to content

Атра-Хасис

(Перенаправлено из «Эпоса об Атрахасисе »)

Атра-Хасис ( аккадский : 𒀜𒊏𒄩𒋀 , латинизированный: Атра-Хасис XVIII века до нашей эры ) — аккадский эпос , записанный в различных версиях на глиняных табличках . [ 1 ] назван в честь своего главного героя Атрахасиса («чрезвычайно мудрого»). [ 2 ] Таблички Атра-Хасис включают в себя как космологический миф о сотворении мира , так и один из трех сохранившихся о вавилонском мифов потопе . Имя «Атра-Хасис» также встречается в качестве царя Шуруппака во времена перед потопом в одном из шумерских списков царей .

Самая старая известная копия эпической традиции об Атрахасисе. [ я ] (идентификатору писца) можно датировать По колофону время правления Амми правнука Хаммурапи -Садуки (1646–1626 гг. до н.э.). Однако существуют различные фрагменты древневавилонского диалекта , и эпос продолжал копировать и в первом тысячелетии до нашей эры. [ 3 ] : 8–15 

История Атрахасиса также существует в более поздней версии на ассирийском диалекте, впервые обнаруженной в Библиотеке Ашшурбанипала , хотя ее переводы были неопределенными из-за того, что артефакт находился во фрагментарном состоянии и содержал неоднозначные слова. Тем не менее, его фрагменты были впервые собраны и переведены Джорджем Смитом как « Халдейское повествование о Бытии» , имя героя которого Генрих Циммерн исправил на Хасис Атра - в 1899 году.

В 1965 году Уилфред Дж. Ламберт и Алан Миллард. [ 4 ] опубликовал множество дополнительных текстов, принадлежащих к эпосу, в том числе старовавилонскую копию (написанную около 1650 г. до н. э.), которая представляет собой наиболее полную из сохранившихся версий сказки. Эти новые тексты значительно расширили знания об эпосе и легли в основу первого английского перевода эпоса Атрахасис, сделанного Ламбертом и Миллардом, в чем-то почти полном. [ 3 ] Еще один фрагмент был обнаружен в Угарите .

Краткое содержание

[ редактировать ]

Таблетка I

[ редактировать ]
Клинописная табличка с эпосом Атра-Хасис в Британском музее

происходит Согласно замыслу , «когда боги были путями людей», , действие Таблицы I Атра-Хасиса и содержит сотворении миф о Ану , Энлиля и Энки — шумерских богов неба, ветра и воды. клеромантия («жеребьевка»), небом управляет Ану, Землей — Энлиль, а пресноводным морем — Энки. [ ii ]

Энлиль, бог Земли, назначил младших дингиров ( шумерский : 𒀭 , букв. «божественные»). [ iii ] заниматься сельскохозяйственной работой, а также поддерживать реки и каналы. Однако через 40 лет меньшие дингиры восстали и отказались выполнять тяжелую работу. Энки, который также является добрым и мудрым советником богов, предположил, что вместо того, чтобы наказывать этих мятежников, вместо этого следует создать людей для выполнения такой работы. Впоследствии богине-матери Мами поручается задача создать людей путем формирования глиняных фигурок, смешанных с плотью и кровью убитого бога Гешту-Э («ухо» или «мудрость»; «бог, обладающий разумом»). [ iv ] Все боги по очереди плюнули на глину. Через 10 месяцев специально созданная матка раскрывается и рождаются люди.

Табличка I продолжается легендами о перенаселении и эпидемиях, упоминая Атра-Хасис только в конце.

Таблетка II

[ редактировать ]

Таблетка II начинается с растущего перенаселения человечества. Чтобы сократить это население, Энлиль посылает голод и засуху с шаблонными интервалами в 1200 лет. Соответственно, в этом эпосе Энлиль изображен жестоким, своенравным богом, а Энки добрым и отзывчивым. Можно увидеть, что Энки имеет параллели с Прометеем в том смысле, что он рассматривается как благодетель человека и бросает вызов приказам других богов, когда их намерения злы по отношению к людям.

Табличка II остается в основном поврежденной, но она заканчивается решением Энлиля уничтожить человечество с помощью потопа, при этом Энки дал клятву хранить этот план в секрете.

Таблетка III

[ редактировать ]

Табличка III эпоса Атра-Хасис содержит миф о потопе . Там рассказывается о том, как Энки, говоря через тростниковую стену, [ v ] предупреждает героя Атра-Хасиса («чрезвычайно мудрый») о плане Энлиля уничтожить человечество наводнением, говоря герою разобрать свой дом (возможно, чтобы предоставить строительную площадку) и построить лодку, чтобы спастись. Более того, эта лодка должна иметь крышу, «подобную Абзу » (или Апси; подземное пресноводное царство, которым управляет Энки); иметь верхнюю и нижнюю палубы; и загерметизировать битумом .

Атра-Хасис садится в лодку со своей семьей и животными, а затем запечатывает дверь. Начинаются буря и наводнение, и даже боги боятся. Через семь дней потоп заканчивается, и Атра-Хасис приносит жертвы богам. Энлиль в ярости из-за того, что Энки нарушил свою клятву, но Энки отрицает это: «Я позаботился о том, чтобы жизнь была сохранена». В заключение Энки и Энлиль договариваются о других средствах контроля над человеческим населением.

Слова «река» и «берег реки» используются в Таблице III. [ 5 ] вероятно, имеется в виду Евфрат , река, на которой находился древний город Шуруппак , которым правил Атра-Хасис, [ 6 ] был расположен.

Изменения и адаптации

[ редактировать ]

Родословная Атра-Хасиса

[ редактировать ]

В более поздних версиях истории о потопе, содержащихся в « Эпосе о Гильгамеше» и «Эриду Бытие» , героя не зовут Атра-Хасис.

В «Гильгамеше » имя героя потопа — Утнапиштим , который считается сыном Убара-Туту , царя Шуруппака : «Гильгамеш говорил с Утнапиштимом, Далеким… О человек Шуруппака, сын Убара-Туту. " [ 7 ] Многие доступные таблички, включающие шумерские списки царей, подтверждают происхождение героя потопа, данное в Гильгамеше , опуская царя по имени Шуруппак как исторического правителя Шуруппака, подразумевая веру в то, что история о потопе произошла после или во время правления Убара-Туту.

В «Эпосе о Гильгамеше», впервые записанном в 17 веке до нашей эры (т.е. Старовавилонская империя ), героя зовут Зиусудра , который также фигурирует в « Наставлениях Шуруппака» как сын одноименного Шуруппака, который сам именуется сыном Убара-Туту. [ 8 ]

В списках шумерских царей также не упоминаются Атра-Хасис, Утнапиштим или Зиусудра. [ 9 ] Табличка WB 62 , однако, дает другую хронологию: Атра-Хасис указан как правитель Шуруппака и священник- гудуг , которому предшествовал его отец Шуруппак, которому, в свою очередь, предшествовал его отец Убара-Туту, как в «Инструкциях». из Шуруппака . [ 9 ] Эта табличка уникальна тем, что в ней упоминаются и Шуруппак, и Атра-Хасис.

Гильгамеш и миф о потопе

[ редактировать ]

Последующие версии мифа о потопе на Древнем Ближнем Востоке, очевидно, изменяют (опускают и/или редакционно изменяют) информацию о потопе и герое потопа, найденную в оригинальной истории Атра-Хасиса . [ 10 ] : ххх В частности, утерянная, промежуточная версия мифа о потопе Атра-Хасис , похоже, была перефразирована или скопирована в позднем издании « Эпоса о Гильгамеше» ( Таблица XI ). [ 11 ] Это современное дополнение к Гильгамешу , известное как «стандартная версия», традиционно связывается с вавилонским писцом Син-леки-уннинни ( около 1300–1000 гг. до н.э.), хотя с его времени могли быть внесены некоторые незначительные изменения. [ 10 ] : xxiv – xxv

Что касается редакционных изменений в тексте Атра-Хасиса в «Гильгамеше» , Джеффри Х. Тигей комментирует: «Перенос отдельных строк между другими, которые сохранились, но не являются их синонимами, кажется более преднамеренным редакционным актом. Эти строки разделяют общая тема — голод и жажда богов во время потопа». [ 11 ]

Изменения

[ редактировать ]

Примеры изменений в истории Атра-Хасиса в «Гильгамеше» включают:

  • Опускание информации, например:
    • Герой на пиру, когда начинается буря и наводнение: «Он пригласил своих людей... на банкет... Он отправил свою семью на борт. Они ели и пили. Но он [Атрахасис] то приходил, то уходил. Он не мог сидеть, не мог приседать, потому что сердце его было разбито, и его рвало желчью». [ 12 ]
    • «Она была пресыщена горем и жаждала пива». [ 13 ]
    • «От голода у них были судороги». [ 13 ]
  • Редакционные изменения, например:
    • «Как стрекозы, они наполнили реку» [ 14 ] было изменено на «Как икра рыб, они наполняют море». [ 15 ]
  • Ослабление антропоморфных описаний богов, например:
    • « Ануннаки (старшие боги) [сидели] в жажде и голоде» [ 16 ] изменено на «Боги боялись потопа». [ 17 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Варианты версий не являются прямым переводом одного оригинала.
  2. ^ Вальтер Буркерт прослеживает модель, взятую из Атрахасиса, до соответствующего отрывка, разделения на части воздуха, подземного мира и моря между Зевсом , Аидом и Посейдоном в «Илиаде» , в котором «переустановка, посредством которой все еще проявляется внешняя структура» ( стр. 88–91). Буркерт, Уолтер . 1992. Ориентализирующая революция: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в эпоху ранней архаики . Издательство Гарвардского университета .
  3. ^ Грин, Маргарет Уитни. 1975. «Эриду в шумерской литературе» (кандидатская диссертация). Чикагский университет . п. 224. Аккадский ) в определитель дингир ( 𒀭 первую очередь переводится как «бог» или «богиня». Однако оно также может означать «жрец» или «жрица», хотя другие аккадские слова (например, ēnu и ēntu ) также переводятся как таковые. « Таким образом , существительное божественный» используется для сохранения этой двусмысленности в дингир .
  4. На некоторых табличках для этой цели был убит нижний бог Вейла или Ав-илу .
  5. ^ Наводит на мысль об оракуле .
  1. ^ Боттеро, Жан . 2000. Предок Запада: письменность, рассуждение и религия в Месопотамии, Эламе и Греции . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN   978-0226067155 . п. 40.
  2. ^ Хелле, Софус (26 октября 2021 г.). Гильгамеш: новый перевод древнего эпоса . Издательство Йельского университета. ISBN  978-0-300-26259-9 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Ламберт, Уилфред Г. и Алан Р. Миллард . 1999 [1969]. Атрахасис: Вавилонская история Потопа . Лондон: Айзенбраунс . ISBN   1-57506-039-6 .
  4. ^ Ламберт, Уилфред Г. и Алан Миллард . 1965. Клинописные тексты с вавилонских табличек в Британском музее . Лондон.
  5. ^ Атра-Хасис III, IV.7–9.
  6. ^ « Список шумерских царей ». ВБ 62 . около 2000 г. до н.э.
  7. ^ Ковач, Галерея Морин, пер. 1998. « История потопа ». Эпос о Гильгамеше XI (электронное издание) под редакцией У. Карнахана. Академия древних текстов.
  8. ^ Золёми, Габор, пер. 2003 [1999]. « Указания Шуруппага ». Корпус электронных текстов шумерской литературы (2-е изд.) под редакцией Г. Золёми, Дж. А. Блэка , Э. Робсона и Г. Каннингема. Лондон: Факультет востоковедения университета Оксфордского . Проверено 15 мая 2020 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Золёми, Габор, пер. 2001 [1999]. « Список шумерских царей: перевод ». Корпус электронных текстов шумерской литературы (2-е изд.) под редакцией Г. Золёми, Дж. А. Блэка , Г. Каннингема и Э. Робсона . Лондон: Факультет востоковедения университета Оксфордского . Архивировано . 16 июля 2011 года. Проверено 15 мая 2020 года
  10. ^ Перейти обратно: а б Джордж, Эндрю Р. , пер. 2003 [1999]. Эпос о Гильгамеше (переиздание и исправленное издание) под редакцией А. Р. Джорджа. Лондон: Книги Пингвинов . ISBN   0-14-044919-1 .
  11. ^ Перейти обратно: а б Тигай, Джеффри Х. 1982. Эволюция эпоса о Гильгамеше . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета . ISBN   0-8122-7805-4 . стр. 238–39.
  12. ^ Атра-Хасис III, II.40–47.
  13. ^ Перейти обратно: а б Атра-Хасис III.iv.
  14. ^ Атра-Хасис III.iv 6–7.
  15. ^ Эпос о Гильгамеше XI 123.
  16. ^ Атра-Хасис III 30–31.
  17. ^ Эпос о Гильгамеше XI 113.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Лессо, К. 1956. «Эпос об Атрахасисе: вавилонская история человечества». Восточная библиотека 13: 90–102. ISSN   0006-1913
  • Вассерман, Натан. 2020. Потоп: Аккадские источники: новое издание, комментарии и литературная дискуссия . Питерс . ISBN   9-0429417-4-X .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b04f9191dda709c1a54952635e86b756__1723437360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b0/56/b04f9191dda709c1a54952635e86b756.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atra-Hasis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)