Эррагал
Эррагал | |
---|---|
Бог грозы, апотропное астральное божество | |
Другие имена | Ракаль |
Главный культовый центр | Ме-Туран , Ниппур |
Генеалогия | |
Супруг | Ниншар |
Эррагал или Эрракал был месопотамским богом, предположительно связанным с Эррой . нет Однако единого мнения о характере связи между ними в ассириологии . Хотя Эррагал мог быть связан с бурями и вызванными ими разрушениями, в основном он считается доброжелательным божеством, например, как астральный бог с апотропными функциями. Его считали мужем богини Ниншар , божественного мясника Экура , и их можно было представить как пару звезд в астрономических трактатах, таких как МУЛ.АПИН . Ссылки на поклонение Эррагалу редки, хотя он, тем не менее, появляется в различных источниках от периода Исин-Ларса до нововавилонских времен. Он также появляется в « Эпосе о Гильгамеше» и в «Атра-Хасисе» как божество, связанное с великим потопом .
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Эррагала этимологически связано с именем Эрра. [ 1 ] и было высказано предположение, что это слово можно перевести как «великая Эрра». [ 2 ] Более короткий теоним , в свою очередь, восходит к корню ḥrr , возможно, «палящий», что засвидетельствовано в различных семитских языках , включая аккадский . [ 3 ] Утверждалось, что Эррагал и Эрра были идентичны друг другу из-за уравнений между ними, датируемых периодом Старого Вавилона . [ 4 ] или что Эррагал был «слитной ипостасью » Эрры и Нергала , сравнимой с двойными теонимами, обозначающими единое божество, распространенное в угаритских текстах, таких как Никкал -ва-Иб, Котар-ва-Хасис или Кудшу-ва-Амрур , [ 5 ] но, по мнению Франса Виггермана, роль Эррагала в месопотамском пантеоне была различна, и его следует считать отдельным богом по происхождению, а не просто формой Эрры. [ 6 ] Фрэнк Саймонс также считает это возможным. [ 7 ] Однако Кинтия Тейлор не согласна с Виггерманном и утверждает, что из-за близости этих двух божеств в списках богов и того факта, что Эррагал хорошо засвидетельствован в текстах, написанных на Эмесаль диалекте шумерском , вполне вероятно, что они возникли при аналогичных обстоятельствах, причем изначально Эррагал это эпитет, применяемый к Эрре в текстах Эмесала, который в конечном итоге стал рассматриваться как отдельная фигура. [ 8 ] Другие родственные теонимы включают Эрракал, Эрракалкал, Эрракар и Эркаль. [ 9 ] Предполагается, что первый из них функционально является двойником Эррагала. [ 10 ] и, судя по распространению в известных текстах, это может представлять собой аккадское написание того же имени, следуя хорошо подтвержденному явлению обмена звонкими и глухими согласными в шумерских заимствованиях на этом языке. [ 8 ] Форму Эррагала можно найти, например, в древневавилонском списке богов Вейднера и в списке богов из Суз , тогда как Эрракал встречается в более позднем An = Anum (табличка VI, строка 10). [ 4 ] а также в «Атра-Хасисе» и « Эпосе о Гильгамеше» . [ 11 ]
Утверждалось, что Эррагал изначально ассоциировался с штормами и вызванными ими разрушениями. [ 7 ] По словам Никлы де Зорзи, отрывок в разделе «Энума Ану Энлиль», посвященный погоде, можно перевести как относящееся к нему предзнаменование: «Эррагал принесет на землю тяжелые времена». [ 12 ] Однако в большинстве текстов, упоминающих его, он изображается доброжелательным. [ 10 ] Он действовал как астральное божество. [ 13 ] В серии заклинаний Хулбазизи («Зло исчезло!») его призывают вместе с Плеядами , Сириусом и Юпитером в апотропных целях. [ 14 ] Его также описывают как бога, связанного с подземным миром . [ 15 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В списке богов Ан = Анум (табличка I, строка 332) Эррагал появляется среди богов Ниппура как муж Ниншар , богини, описанной как мясник и повар Экура . [ 6 ] Нет никаких указаний на то, что он когда-либо был связан с женой Эрры, Мами . [ 7 ] Согласно астрономическому сборнику MUL.APIN , Эррагаль и Ниншар соответствовали двум парным звездам. [ 16 ] расположенная в непосредственной близости от связанной с « Ламмой , посланницей Бабы », частью созвездия, известного как «Коза», [ 17 ] современная лира . [ 18 ] Предполагается, что «звезда Эррагала» соответствует Зета Лиры . [ 19 ] Эррагал и Ниншар также вместе ассоциировались с нигкалагу , которые, как предполагалось, были апотропными колоколами. [ 6 ] или гонг, издающий звук, похожий на гром. [ 7 ] У них также была общая связь с ножами. [ 15 ] и в объяснении ритуала их все вместе называют «носителями бронзового кинжала». [ 6 ]
Двуязычное издание списка богов Вейднера из Эмара могло бы приравнять Эррагала к Таркунне или Таркунту , соответственно хеттскому и лувийскому богу погоды, хотя причины этого неясны. [ 20 ] Было отмечено, что многоязычные версии этого текста вряд ли могут быть надежными источниками богословской информации. [ 21 ]
Было высказано предположение, что имя греческого героя Геракла произошло от имени Эррагала. [ 2 ] Однако из-за критической оценки этого предложения Уолтером Буркертом принято считать, что оно опирается на «необычайно скользкую почву». [ 22 ]
Поклонение
[ редактировать ]Упоминания об Эррагале в известных источниках скудны. [ 1 ] Самыми древними определенными свидетельствами являются теофорные имена периода Исин-Ларса , такие как КУГ-Эррагал и Пузур-Эррагал; более старое имя Ура III , написанное Эр-ра-гал, скорее всего, следует читать как Эрра-раби и не вызывает его. [ 23 ] В древневавилонском юридическом документе неизвестного происхождения он упоминается рядом с Ададом из Шухатума, совершенно неизвестного в остальном поселения. [ 24 ] В других современных текстах его свидетельства в основном ограничиваются записями в списках богов. [ 23 ]
В среднеассирийском (Сирара) упоминается тексте Ме-Туран как культовый центр Эррагала, хотя его имя может использоваться только как замена Нергала в этом контексте, поскольку последний хорошо засвидетельствован в связи с этим городом. [ 6 ] Перестройка расположенного там храма Эррагала упоминается на сломанной призме Нинурта-тукулти-Ашура . [ 10 ]
В ряде писем, предположительно возникших в Вавилоне и датированных либо последними годами правления Асархаддона , либо первыми годами правления Ашшурбанипала, описывается ремонт статуй ряда божеств, которым, очевидно, поклонялись в этом городе, включая Эррагала, а также Ураша . Белет-екалли , Шаррахиту , Забаба и Лугал-Марада . [ 25 ] Ниппурский сборник , известный по нововавилонским копиям, [ 26 ] утверждает, что в этом городе Эррагалу поклонялись во «внешнем дворе со скипетром» и в храме Нергала. [ 27 ] Надпись Набонида из так называемого цилиндра Эйгикалама. [ 28 ] описывает Эррагала как «самого могущественного среди богов» и считает его одним из божеств, даровавших ему царствование. [ 29 ]
Мифология
[ редактировать ]И в « Эпосе о Гильгамеше» (табличка XI, строка 102), и в неоассирийской версии «Атра-Хасис » Эррагал несет ответственность за «вырывание причальных шестов» перед потопом . [ 4 ] Франс Виггерман предварительно предполагает, что это может быть игра слов, включающая имя Эрракал и термин таркуллу . [ 6 ] Дословно его можно перевести как « причальный столб», но метафорически оно может относиться к связям между различными элементами Вселенной. [ 30 ] Роль Эррагала в месопотамской литературе ограничивается этими текстами, но утверждается, что ссылку на эти два отрывка можно найти в мифе об Эрре и Ишуме (табличка IV, строки 118–120), где описывается первый из одноименных богов. разрушения, которые он способен вызвать:
Давай я вырву швартовку, чтобы корабль продолжал дрейфовать,
Давай я сломаю руль, чтобы он не смог причалить к берегу,
Дай мне вырвать мачту, дай мне вырвать ее снасти [ 31 ]
Согласно недавней публикации Элиз Зомер, дальнейшая возможная ссылка на Эррагала в аналогичном контексте также встречается в тексте HS 1885+ из Ниппура , «царском эпосе» ( Königsepos ), описывающем конфликт между Гулкишаром , шестым царем Первой династии. Силенда и Самсу-Дитаны , первый из которых изображен в качестве главного героя. [ 32 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тейлор 2017 , с. 123.
- ^ Jump up to: а б Резерфорд 2017 , с. 89.
- ^ Виггерманн 1998 , с. 217.
- ^ Jump up to: а б с Висном 2020 , стр. 210.
- ^ Смит 1994 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Виггерманн 1998 , с. 218.
- ^ Jump up to: а б с д Саймонс 2017 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2017 , с. 126.
- ^ Виггерманн 1998 , стр. 217–218.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 2017 , с. 125.
- ^ Тейлор 2017 , с. 127.
- ^ Де Зорзи 2015 , с. 254.
- ^ Крул 2018 , с. 185.
- ^ Крул 2018 , стр. 184–185.
- ^ Jump up to: а б Кавинье и Креберник 1998 , с. 486.
- ^ Hunger & Pingree 1999 , с. 60.
- ^ Watson & Horowitz 2011 , стр. 187–188.
- ^ Hunger & Pingree 1999 , с. 275.
- ^ Hunger & Pingree 1999 , с. 272.
- ^ Саймонс 2017 , с. 88.
- ^ Тугендхафт 2016 , с. 177.
- ^ Лионс 1996 , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 2017 , с. 124.
- ^ Швемер 2001 , с. 346.
- ^ Холлоуэй 2002 , с. 282.
- ^ Джордж 1992 , с. 145.
- ^ Джордж 1992 , с. 159.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , стр. 106–107.
- ^ Weiershäuser & Novotny 2020 , с. 108.
- ^ Джордж 1992 , с. 245.
- ^ Висном 2020 , стр. 209–210.
- ^ Лето 2021 г. , с. 324.
Библиография
[ редактировать ]- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д Nin-SAR" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 10 января 2023 г.
- Де Зорзи, Никла (2015). «Обзор: Эрленд Гелькен: Погодные предзнаменования Энума Ану Энлиля. Грозы, ветер и дождь (Таблицы 44–49)». Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 105 (2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1515/za-2015-0020 . ISSN 0084-5299 . S2CID 199486970 .
- Джордж, Эндрю Р. (1992). Вавилонские топографические тексты . Ориенталия Лованиенсия аналекта. Кафедра ориентализма. ISBN 978-90-6831-410-6 . Проверено 10 января 2023 г.
- Холлоуэй, Стивен В. (2002). Ашшур – король! Ашшур – король! Религия в осуществлении власти в Неоассирийской империи . Лейден: Брилл. ISBN 1-4175-9092-0 . OCLC 60245860 .
- Голод, Германн; Пингри, Дэвид (1999). Астральные науки в Месопотамии . Лейден. ISBN 978-90-04-29413-4 . OCLC 944920350 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Лайонс, Дебора (1996). Гендер и бессмертие . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400864386 . ISBN 978-1-4008-6438-6 .
- Резерфорд, Ян (2017). «Сандас в переводе» . Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша . Французский институт анатолийских исследований. ISBN 978-2-36245-083-9 . OCLC 1286359422 .
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164771112 .
- Смит, Марк С. (1994). Угаритский цикл Ваала. Том I. Введение с текстом, переводами и комментариями КТУ 1.1-1.2 . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-09995-1 . OCLC 30914624 .
- Тейлор, Синтия (2017). Песня Эрры. Религиозный, литературный и сравнительный анализ (PDF) (доктор философии) . Проверено 10 января 2023 г.
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- Уотсон, Рита; Горовиц, Уэйн (2011). Написание науки до греков: натуралистический анализ вавилонского астрономического трактата МУЛ.АПИН . Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-20231-3 . OCLC 727949975 .
- Висном, Селена (2020). Оружие слова. Интертекстуальная конкуренция в вавилонской поэзии: исследование Анзу, Энума элиш, Эрры и Ишума . Лейден. ISBN 978-90-04-41297-2 . OCLC 1120783834 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Вайерсхойзер, Фрауке; Новотный, Джейми (2020). Царские надписи Амеля-Мардука (561–560 до н. э.), Нериглиссара (559–556 до н. э.) и Набонида (555–539 до н. э.), царей Вавилона (PDF) . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021178 . ISBN 978-1-64602-117-8 .
- Виггерманн, Франс AM (1998), «Нергал А. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 10 января 2023 г.
- Зомер, Элиз (2021). «Вражда против Самсу-дитаны». Закон и (бес)порядок на Древнем Ближнем Востоке . Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781646021208-028 .