Jump to content

Никель

Никель
Супруга бога луны
Никкал (второй слева) на Язылыкая. рельефе процессии [ 1 ]
Другие имена Никель-ва-Иб
Главный культовый центр Угарит
Генеалогия
Родители
Супруг
  • Кушух / Умбу (в хурро-хеттских источниках)
  • Ярих (в Угарите)
Дети Бог Солнца Неба (в хеттских источниках)
Эквиваленты
Месопотамский эквивалент Видеть

Никкаль (логографически д NIN.GAL, [ 2 ] по алфавиту 𐎐𐎋𐎍 нкл [ 3 ] ) или Никкал-ва-Иб ( нкл виб [ 4 ] ) была богиней, которой поклонялись в различных областях древнего Ближнего Востока к западу от Месопотамии . Она произошла от месопотамской богини Нингал и, как и ее предшественница, считалась супругой лунного бога , чья точная личность различалась в зависимости от места. Хотя она хорошо засвидетельствована в хурритских и хеттских источниках, а также в Угарите , она практически отсутствует в документах из западной части древней Сирии .

Имя и характер

[ редактировать ]

Никкаль произошел от месопотамской богини Нингаль ( шумерское : «великая госпожа»), жены бога луны Нанны . [ 5 ] Подобно таким божествам, как Эа , Дамкина , Айя или Пиникир, она была завезена из Месопотамии в хурритские районы, возможно, еще в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 6 ] Альфонсо Арчи предполагает, что присутствие Нингаль в пантеоне королевства Мари , в частности, было частично ответственно за ее усыновление хурритами и ее позднее выдающееся положение в их религии . [ 7 ] Он подчеркивает, что Нингаль была известна на Западе уже в период Ура III . [ 8 ]

В хеттских источниках имя Никкала обычно записывалось логографически как д НИН . GAL , хотя фонетические слоговые варианты написания, такие как д Ни-ик-кал Известны также , тогда как в хурритских текстах преобладают последние. [ 9 ] Дополнительная форма имени, Никкал-ва-Иб («Никкал и Иб»), известна из Угарита . [ 10 ] Принято считать, что второй элемент на угаритском языке означает «плод» и что он аналогичен аналогичному эпитету месопотамской Нанны, [ 11 ] д Ин-би , «фрукт». [ 12 ] Однако реставрации угаритских текстов, включая фразу илат инби , «богиня фруктов», сейчас считаются ошибочными, и нет никаких свидетельств того, что такой эпитет когда-либо применялся к Никкалу независимо от имени Никкал-ва-Иб. [ 12 ] Альтернативная интерпретация связывает Иба с Умбу , [ 5 ] имя бога луны в хурритских источниках, возможно, возникшее в Верхней Месопотамии . [ 8 ] Однако, по мнению Мауро Джорджьери, связывать этот эпитет с Умбу или трактовать последнее как эпитет Никкала проблематично. [ 13 ] Он заключает, что случаи, когда имя Умбу предшествует Никкалу, следует рассматривать как ссылку на диаду божеств, причем первое в этом контексте является именем хурритского бога луны. [ 14 ] Этимология этого теонима в конечном итоге остается неопределенной. [ 13 ]

Из-за нечастого появления Никкал в мифологических текстах обсуждение ее характера считается в значительной степени спекулятивным. [ 15 ] В хеттской традиции она могла выступать в качестве одного из божеств, связанных с клятвами, наряду с Ишхарой ​​и богом луны. [ 16 ] [ а ] Однако такие свидетельства встречаются нечасто. [ 18 ]

Ассоциация с другими божествами

[ редактировать ]

Представление о Нингаль как о жене бога луны сохранилось в культурах, которые приняли ее в свои пантеоны как Никкаль. [ 9 ] В хурритских текстах Никкал встречается в паре с богом луны под обоими его именами: Кушух и Умбу. [ 8 ] Диада Умбу-Никкал впервые упоминается в пятнадцатом веке до нашей эры. [ 19 ] Петр Тарача [ де ] отмечает, что это можно считать примером более широкого феномена поклонения диадам божеств в хурритской религии , и сравнивает этот случай с соединением таких божеств, как Чепат и Шаррума , Нинатта и Кулитта , Хутена и Хутеллура , Ишхара и Аллани или две ипостаси Нупатика в культовом контексте из-за схожих характеристик. [ 5 ] В Угарите Никкал упоминается рядом с Кушухом, но она также считалась супругой местного бога луны Яриха . [ 8 ]

Махитти (единственное число) или Махиттена (множественное число) засвидетельствованы как члены круга Никкала в хурро-хеттском контексте. [ 20 ] Фолькерт Хаас предположил, что они были божественными пророчицами , и интерпретировал их имя как аккадское заимствованное на хурритском языке слово на основании сходства с терминами maḫḫitu и maḫḫutu(m), засвидетельствованными в марийских текстах. [ 21 ] В ритуале, приписываемом царице Никкал-мати, перечислены различные дополнительные божества, принадлежавшие к кругу Никкал, в том числе Зеду (возможно, ее божественная служанка ), Алвил, Агашшари, « боги отца » Никкала, [ б ] а также другие группы божеств, не имеющие индивидуальных имен ( ширини , хавари и врата ), божественные гончие и поросята. [ 21 ]

») упоминается В хеттском тексте, известном как «Молитва Кантуцили», Иштану (« Бог Солнца Неба как сын Никкала. [ 9 ]

Было высказано предположение, что бог, известный только из угаритского мифа «Брак Никкала и Яриха» , Хреб . отцом Никкала мог быть [ 15 ] Однако современные реставрации текста указывают на отсутствие явных ссылок на такую ​​связь. [ 23 ] Его называют двумя эпитетами, первый из которых по общему мнению означает «король лета». [ 15 ] или «король летних фруктов», [ 12 ] в то время как значение второго рассматривается как связанное с институтом брака (предложения включают «король свадеб» , «король свадебного сезона» и «король брака»). [ 24 ] В прошлом также предлагались такие интерпретации, как «король сезона набегов». [ 24 ] Предполагается, что он божество хурритского происхождения. [ 15 ] и возможно, что его имя могло означать «он с горы Кирих(i)» и заканчиваться суффиксом - би ( Ḫiriḫ(i)bi ). [ 25 ] Этот тип божественного имени подобен именам хурритских божеств Кумарби и Набарби . [ 25 ] что означает соответственно «он из Кумме» и «она из Навара». [ 26 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Никкаль занимала видное положение в хурритском пантеоне , и Альфонсо Арчи подчеркивает, что она является единственной супругой месопотамского божества, включенного в хурритский пантеон, которое также само появляется в хурритских источниках. [ 7 ] Области, в которых ей поклонялись, включали Хурритское царство Киццуватна , Хеттскую империю и Угарит . [ 9 ] Предполагается, что в двух последних областях она была принята через хурритских посредников. [ 18 ] Фолькерт Хаас приписывал ее знакомство с хеттским пантеоном царице Никкаль-мати жене Туддалии I. , [ 27 ] Предполагается, что большинство хеттских ритуальных текстов, в которых упоминается Никкал, находятся под влиянием культуры Киццуватны. [ 9 ] Молитва Муваталли II определила ее как одно из божеств Кумманни . [ 28 ] В хурро-хеттских источниках она фигурирует в списках подношений ( калути [ де ] ), посвящённых кругу богини Чепат . [ 29 ] Она также входит в число божеств, изображенных в святилище Язылыкая в процессии божеств по сравнению со списками, известными из этих текстов, где она появляется между Дамкиной и Аей . [ 1 ] Однако в Анкуве во время правления Туддалии IV она получала подношения как божество от калути Тешуба вместо этого . [ 2 ] особый калути с ее центром. Также известен [ 30 ] В киццуватнеанском ритуале Аммикатны Никкаль (хуррит: ḫeyarunna aštuḫina ). [ 31 ] Во фрагментарном ритуальном тексте КУБ 51.73 упоминаются подношения Никкаль и ее трону. [ 32 ]

ряд хеттских теофорных имен, Известен ссылающихся на Никкаль, в том числе имена царицы Никкал-мати и ее дочери Ашму-Никкаль . [ 33 ] Хаас отмечал, что этимологически хурритские теофорные имена цариц, ссылающиеся на Никкаль и Чепат, могут указывать на связь среднехеттского царского дома с южной Анатолией и северной Сирией, где поклонялись обеим этим богиням. [ 34 ] Возможно, Никкал-мати была царицей, которая, согласно среднехеттскому документу, руководила частным ритуалом в честь Никкала, в котором также приняли участие два ее сына, священник (возможно, по имени Кантуцили) и Тульпи-Тешуб. [ 9 ]

Угаритический прием

[ редактировать ]

В Угарите Никкаль засвидетельствован как в угаритских , так и в хурритских текстах. [ 35 ] Некоторые исследователи, например Айша Рахмуни, называют ее хурритским божеством даже при обсуждении угаритских источников. [ 36 ] По мнению Гернота Вильгельма [ де ] и Петра Тарачи [ де ] город можно считать крупным культовым центром Никкала. [ 37 ] [ 5 ] В тексте RS 24.250+ упоминается посвященное ей святилище, обозначенное термином Хмн . [ 38 ] В одном из текстов с этого сайта сохранился хурритский гимн посвящённый ей , сопровождаемый нотными обозначениями . [ 39 ] Его содержание было первоначально опубликовано Эммануэлем Ларошем вместе с другими хурритскими текстами из Угарита в 1968 году, а первым автором, предположившим, что текст может представлять собой нотную запись, был Ганс Густав Гютербок в 1970 году. [ 40 ] Подношения Никкалю упоминаются в хурритском контексте в тексте RS 24.254. [ 41 ] Еще один из ритуальных текстов, в которых она фигурирует, КТУ. 3 1.111, сочетает в себе угаритские и хурритские элементы и перечисляет подношения ей наряду с ними как Кушуху , так и Яриху . [ 42 ] Она также входит в число божеств, упомянутых в RS 24.261: [ 43 ] который аналогичным образом сочетает в себе угаритские и хурритские элементы и фокусируется на Шаушке и ее коллеге Аштарте . [ 44 ] Во время ритуала, который проходил в последний месяц угаритского лунного календаря, Рашу-Йени («первое вино»), [ 45 ] корову она получила в подношение сразу после жертвоприношения Яриху. [ 46 ]

Множественные теофорные имена, связанные с Никкалом, также известны из Угарита. [ 3 ] По состоянию на 2016 год было идентифицировано семь человек, носящих их. [ 47 ] Одним из них был Эли-Никкал [ де ] . [ 18 ] Она единственная известная в настоящее время хеттская принцесса, вышедшая замуж за представителя угаритской царской семьи. [ 48 ]

В договоре между Угаритом и Кархемишем указывается, что Никкалу поклонялись также в двух других близлежащих поселениях, Гурату и Нубанну, оба из которых находились под контролем последнего королевства. [ 3 ]

Разные подтверждения

[ редактировать ]

Никкаль не засвидетельствован в нехурритских и неугаритских источниках из западной Сирии бронзового века . [ 49 ] По мнению Джины Константопулос, возможно, что упоминание Никкал, которое она сравнивает с свидетельствами этой богини из Угарита, может присутствовать в договоре между Ашур-нирари V из Ассирии и Мати-илу из Арпада первого тысячелетия до нашей эры, который взывает ко многим западным божествам, например Хададу из Алеппо , Кархухе и Кубабе из Каркемиша или Мелькарту и Эшмуну из Финикии , наряду с ассирийскими. [ 50 ]

В Египте Никкаль упоминается только в Лейденском магическом папирусе I, датированном правлением Двадцатой династии Египта , где она предстает как иностранное божество, умоляющее исцелить конкретный недуг. [ 49 ]

Мифология

[ редактировать ]

Никкал появляется в угаритском тексте (CAT 1.24), описывающем обстоятельства ее брака с богом луны Ярихом . [ 51 ] Предполагается, что миф представляет собой либо перевод хурритского текста, либо, по крайней мере, адаптацию мотивов, относящихся к Никкалю и Кушуху в хурритской мифологии . [ 4 ] Возможным указанием на то, что предшественники текста возникли за пределами Угарита, является также наличие ссылки на Дагана из Туттула . в нем [ 3 ] В тексте Никкаль упоминается как glmt , «молодая женщина». [ 52 ] На основании использования этого термина в других угаритских текстах, особенно в « Эпосе о царе Кирте» , предполагается, что он может обозначать невесту . [ 53 ] Ярих хочет жениться на Никкале, но Хреб изначально предлагает ему вместо этого других потенциальных невест, Пидрай дочь Ваала и дочь йбрдми Аттара , что заставляет некоторых исследователей предполагать, что он просто сваха, а не отец Никкала, как часто предполагается. [ 54 ] Ярих не проявляет интереса ни к одной из этих богинь. [ 15 ] Показав, что он готов предложить большое количество серебра, золота и лазурита и пообещав, что он способен родить ребенка, он получает разрешение жениться на Никкале. [ 55 ] Он заявляет, что «сделает ее поля виноградниками, полями садов ее любви», что является одновременно образным и метафорическим указанием на плодотворность брака, по мнению Стива А. Виггинса. [ 55 ] Было высказано предположение, что плохо сохранившаяся часть текста описывает сексуальный контакт между Никкалом и Ярихом, но это остается неопределенным. [ 56 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Шумерограмма , обозначающая это божество, д RU.ZU или д XXX обычно относится к Арме в хеттских источниках, при этом Хаттиан Кашку имеет второстепенную фигуру. [ 17 ]
  2. ^ энна(-ша) аттани-ве-на(-ша)' ; концепция божеств-предков, скорее всего, возникла из месопотамского богословия, в котором такие фигуры, как предки Энлиля развивались божественные предки таких божеств, как Тешуб , Чепат , Шаушка , Леллури и Шимиге . ; в хурритских источниках упоминаются также [ 22 ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 95.
  2. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 102.
  3. ^ Перейти обратно: а б с д Вейперт 1998 , с. 358.
  4. ^ Перейти обратно: а б Виггинс 1998 , с. 767.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Тарача 2009 , с. 128.
  6. ^ Тарача 2009 , с. 120.
  7. ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 11.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д Архи 2013 , с. 12.
  9. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Импарати 1998 , стр. 356.
  10. ^ Виггинс 1998 , с. 766.
  11. ^ Виггинс 1998 , стр. 767–768.
  12. ^ Перейти обратно: а б с Рахмуни 2008 , с. 233.
  13. ^ Перейти обратно: а б Джорджьери 2014 , с. 333.
  14. ^ Джорджьери 2014 , с. 332.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Виггинс 1998 , с. 769.
  16. ^ Тарача 2009 , с. 86.
  17. ^ Тарача 2009 , с. 110.
  18. ^ Перейти обратно: а б с Импарати 1998 , стр. 357.
  19. ^ Хаас 1994 , с. 375.
  20. ^ Франц-Сабо 1987 , с. 259.
  21. ^ Перейти обратно: а б Хаас 1994 , с. 376.
  22. ^ Архи 2015 , с. 654.
  23. ^ Рахмуни 2008 , с. 28
  24. ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 229.
  25. ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 230.
  26. ^ Архи 2013 , с. 7.
  27. ^ Хаас 1994 , с. 620.
  28. ^ Хаас 1994 , с. 580.
  29. ^ Тарача 2009 , с. 199.
  30. ^ Архи 2013 , с. 21.
  31. ^ Хаас 1994 , стр. 376–377.
  32. ^ Хаас 1994 , с. 377.
  33. ^ Изучено 1998 , стр. 356–357.
  34. ^ Хаас 1994 , с. 20.
  35. ^ Вейперт 1998 , стр. 357–358.
  36. ^ Рахмуни 2008 , с. 342.
  37. ^ Вильгельм 1989 , с. 53.
  38. ^ Парди 2002 , с. 55.
  39. ^ Дюшен-Гиймен 1984 , с. 14.
  40. ^ Дюшен-Гиймен 1984 , с. 13.
  41. ^ Парди 2002 , с. 90.
  42. ^ Война 2021 , стр. 52.
  43. ^ Парди 2002 , с. 95.
  44. ^ Парди 2002 , с. 93.
  45. ^ Парди 2002 , с. 56.
  46. ^ Парди 2002 , с. 64.
  47. ^ ван Солдт 2016 , с. 100.
  48. ^ Война 2021 , стр. 50–51.
  49. ^ Перейти обратно: а б Вейперт 1998 , с. 357.
  50. ^ Константинопулос 2023 , с. 142.
  51. ^ Виггинс 1998 , стр. 766–767.
  52. ^ Рахмуни 2008 , с. 141.
  53. ^ Рахмуни 2008 , стр. 269–270.
  54. ^ Виггинс 1998 , стр. 769–770.
  55. ^ Перейти обратно: а б Виггинс 1998 , стр. 771–772.
  56. ^ Виггинс 1998 , с. 771.

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN  978-1-937040-11-6 . OCLC   882106763 .
  • Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN  978-1-61451-716-0 .
  • Дюшен-Гиймен, Марсель (1984). Хурритская партитура из Угарита: открытие месопотамской музыки (PDF) . Малибу, Калифорния: Публикации Ундены. ISBN  0-89003-158-4 .
  • Франц-Сабо, Габриэль (1987), «Махитти, Махиттена» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 июля 2023 г.
  • Джорджьери, Мауро (2014), «Умпу» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 июля 2023 г.
  • Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 14 июля 2023 г.
  • Импарати, Фиорелла (1998), «Нингал А. II. В хеттской и хурритской традиции» , Reallexikon der Assyriologie , получено 14 февраля 2022 г.
  • Константинопулос, Джина (2023). Божественная/Демоническая семерка и место демонов в Месопотамии . ISBN  978-90-04-54614-1 .
  • Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN  978-90-04-12657-2 . OCLC   558437302 .
  • Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN  978-90-474-2300-3 . OCLC   304341764 .
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Издательство Харрасовиц. ISBN  978-3447058858 .
  • ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN  978-90-429-3439-9 . ОСЛК   51010262 .
  • Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN   2323-5209 .
  • Вейперт, Манфред (1998), " д НИН.ГАЛ/Никкал А. III. В Египте и Сирии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 февраля 2022 г.
  • Виггинс, Стив А. (1998). «Что в имени? Ярих в Угарите» . Угарит-Форшунген (30): 761–780. ISSN   0342-2356 . Проверено 14 февраля 2022 г.
  • Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты (PDF) . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN  978-0-85668-442-5 . ОСЛК   21036268 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 4bfd72f6ce43aaea21816304a973e93e__1715835720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/4b/3e/4bfd72f6ce43aaea21816304a973e93e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Nikkal - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)