Никель
Никель | |
---|---|
Супруга бога луны | |
![]() | |
Другие имена | Никель-ва-Иб |
Главный культовый центр | Угарит |
Генеалогия | |
Родители |
|
Супруг | |
Дети | Бог Солнца Неба (в хеттских источниках) |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Видеть |
Никкаль (логографически д NIN.GAL, [ 2 ] по алфавиту 𐎐𐎋𐎍 нкл [ 3 ] ) или Никкал-ва-Иб ( нкл виб [ 4 ] ) была богиней, которой поклонялись в различных областях древнего Ближнего Востока к западу от Месопотамии . Она произошла от месопотамской богини Нингал и, как и ее предшественница, считалась супругой лунного бога , чья точная личность различалась в зависимости от места. Хотя она хорошо засвидетельствована в хурритских и хеттских источниках, а также в Угарите , она практически отсутствует в документах из западной части древней Сирии .
Имя и характер
[ редактировать ]Никкаль произошел от месопотамской богини Нингаль ( шумерское : «великая госпожа»), жены бога луны Нанны . [ 5 ] Подобно таким божествам, как Эа , Дамкина , Айя или Пиникир, она была завезена из Месопотамии в хурритские районы, возможно, еще в третьем тысячелетии до нашей эры. [ 6 ] Альфонсо Арчи предполагает, что присутствие Нингаль в пантеоне королевства Мари , в частности, было частично ответственно за ее усыновление хурритами и ее позднее выдающееся положение в их религии . [ 7 ] Он подчеркивает, что Нингаль была известна на Западе уже в период Ура III . [ 8 ]
В хеттских источниках имя Никкала обычно записывалось логографически как д НИН . GAL , хотя фонетические слоговые варианты написания, такие как д Ни-ик-кал Известны также , тогда как в хурритских текстах преобладают последние. [ 9 ] Дополнительная форма имени, Никкал-ва-Иб («Никкал и Иб»), известна из Угарита . [ 10 ] Принято считать, что второй элемент на угаритском языке означает «плод» и что он аналогичен аналогичному эпитету месопотамской Нанны, [ 11 ] д Ин-би , «фрукт». [ 12 ] Однако реставрации угаритских текстов, включая фразу илат инби , «богиня фруктов», сейчас считаются ошибочными, и нет никаких свидетельств того, что такой эпитет когда-либо применялся к Никкалу независимо от имени Никкал-ва-Иб. [ 12 ] Альтернативная интерпретация связывает Иба с Умбу , [ 5 ] имя бога луны в хурритских источниках, возможно, возникшее в Верхней Месопотамии . [ 8 ] Однако, по мнению Мауро Джорджьери, связывать этот эпитет с Умбу или трактовать последнее как эпитет Никкала проблематично. [ 13 ] Он заключает, что случаи, когда имя Умбу предшествует Никкалу, следует рассматривать как ссылку на диаду божеств, причем первое в этом контексте является именем хурритского бога луны. [ 14 ] Этимология этого теонима в конечном итоге остается неопределенной. [ 13 ]
Из-за нечастого появления Никкал в мифологических текстах обсуждение ее характера считается в значительной степени спекулятивным. [ 15 ] В хеттской традиции она могла выступать в качестве одного из божеств, связанных с клятвами, наряду с Ишхарой и богом луны. [ 16 ] [ а ] Однако такие свидетельства встречаются нечасто. [ 18 ]
Ассоциация с другими божествами
[ редактировать ]Представление о Нингаль как о жене бога луны сохранилось в культурах, которые приняли ее в свои пантеоны как Никкаль. [ 9 ] В хурритских текстах Никкал встречается в паре с богом луны под обоими его именами: Кушух и Умбу. [ 8 ] Диада Умбу-Никкал впервые упоминается в пятнадцатом веке до нашей эры. [ 19 ] Петр Тарача отмечает, что это можно считать примером более широкого феномена поклонения диадам божеств в хурритской религии , и сравнивает этот случай с соединением таких божеств, как Чепат и Шаррума , Нинатта и Кулитта , Хутена и Хутеллура , Ишхара и Аллани или две ипостаси Нупатика в культовом контексте из-за схожих характеристик. [ 5 ] В Угарите Никкал упоминается рядом с Кушухом, но она также считалась супругой местного бога луны Яриха . [ 8 ]
Махитти (единственное число) или Махиттена (множественное число) засвидетельствованы как члены круга Никкала в хурро-хеттском контексте. [ 20 ] Фолькерт Хаас предположил, что они были божественными пророчицами , и интерпретировал их имя как аккадское заимствованное на хурритском языке слово на основании сходства с терминами maḫḫitu и maḫḫutu(m), засвидетельствованными в марийских текстах. [ 21 ] В ритуале, приписываемом царице Никкал-мати, перечислены различные дополнительные божества, принадлежавшие к кругу Никкал, в том числе Зеду (возможно, ее божественная служанка ), Алвил, Агашшари, « боги отца » Никкала, [ б ] а также другие группы божеств, не имеющие индивидуальных имен ( ширини , хавари и врата ), божественные гончие и поросята. [ 21 ]
») упоминается В хеттском тексте, известном как «Молитва Кантуцили», Иштану (« Бог Солнца Неба как сын Никкала. [ 9 ]
Было высказано предположение, что бог, известный только из угаритского мифа «Брак Никкала и Яриха» , Хреб . отцом Никкала мог быть [ 15 ] Однако современные реставрации текста указывают на отсутствие явных ссылок на такую связь. [ 23 ] Его называют двумя эпитетами, первый из которых по общему мнению означает «король лета». [ 15 ] или «король летних фруктов», [ 12 ] в то время как значение второго рассматривается как связанное с институтом брака (предложения включают «король свадеб» , «король свадебного сезона» и «король брака»). [ 24 ] В прошлом также предлагались такие интерпретации, как «король сезона набегов». [ 24 ] Предполагается, что он божество хурритского происхождения. [ 15 ] и возможно, что его имя могло означать «он с горы Кирих(i)» и заканчиваться суффиксом - би ( Ḫiriḫ(i)bi ). [ 25 ] Этот тип божественного имени подобен именам хурритских божеств Кумарби и Набарби . [ 25 ] что означает соответственно «он из Кумме» и «она из Навара». [ 26 ]
Поклонение
[ редактировать ]Никкаль занимала видное положение в хурритском пантеоне , и Альфонсо Арчи подчеркивает, что она является единственной супругой месопотамского божества, включенного в хурритский пантеон, которое также само появляется в хурритских источниках. [ 7 ] Области, в которых ей поклонялись, включали Хурритское царство Киццуватна , Хеттскую империю и Угарит . [ 9 ] Предполагается, что в двух последних областях она была принята через хурритских посредников. [ 18 ] Фолькерт Хаас приписывал ее знакомство с хеттским пантеоном царице Никкаль-мати жене Туддалии I. , [ 27 ] Предполагается, что большинство хеттских ритуальных текстов, в которых упоминается Никкал, находятся под влиянием культуры Киццуватны. [ 9 ] Молитва Муваталли II определила ее как одно из божеств Кумманни . [ 28 ] В хурро-хеттских источниках она фигурирует в списках подношений ( калути ), посвящённых кругу богини Чепат . [ 29 ] Она также входит в число божеств, изображенных в святилище Язылыкая в процессии божеств по сравнению со списками, известными из этих текстов, где она появляется между Дамкиной и Аей . [ 1 ] Однако в Анкуве во время правления Туддалии IV она получала подношения как божество от калути Тешуба вместо этого . [ 2 ] особый калути с ее центром. Также известен [ 30 ] В киццуватнеанском ритуале Аммикатны Никкаль (хуррит: ḫeyarunna aštuḫina ). [ 31 ] Во фрагментарном ритуальном тексте КУБ 51.73 упоминаются подношения Никкаль и ее трону. [ 32 ]
ряд хеттских теофорных имен, Известен ссылающихся на Никкаль, в том числе имена царицы Никкал-мати и ее дочери Ашму-Никкаль . [ 33 ] Хаас отмечал, что этимологически хурритские теофорные имена цариц, ссылающиеся на Никкаль и Чепат, могут указывать на связь среднехеттского царского дома с южной Анатолией и северной Сирией, где поклонялись обеим этим богиням. [ 34 ] Возможно, Никкал-мати была царицей, которая, согласно среднехеттскому документу, руководила частным ритуалом в честь Никкала, в котором также приняли участие два ее сына, священник (возможно, по имени Кантуцили) и Тульпи-Тешуб. [ 9 ]
Угаритический прием
[ редактировать ]В Угарите Никкаль засвидетельствован как в угаритских , так и в хурритских текстах. [ 35 ] Некоторые исследователи, например Айша Рахмуни, называют ее хурритским божеством даже при обсуждении угаритских источников. [ 36 ] По мнению Гернота Вильгельма и Петра Тарачи город можно считать крупным культовым центром Никкала. [ 37 ] [ 5 ] В тексте RS 24.250+ упоминается посвященное ей святилище, обозначенное термином Хмн . [ 38 ] В одном из текстов с этого сайта сохранился хурритский гимн посвящённый ей , сопровождаемый нотными обозначениями . [ 39 ] Его содержание было первоначально опубликовано Эммануэлем Ларошем вместе с другими хурритскими текстами из Угарита в 1968 году, а первым автором, предположившим, что текст может представлять собой нотную запись, был Ганс Густав Гютербок в 1970 году. [ 40 ] Подношения Никкалю упоминаются в хурритском контексте в тексте RS 24.254. [ 41 ] Еще один из ритуальных текстов, в которых она фигурирует, КТУ. 3 1.111, сочетает в себе угаритские и хурритские элементы и перечисляет подношения ей наряду с ними как Кушуху , так и Яриху . [ 42 ] Она также входит в число божеств, упомянутых в RS 24.261: [ 43 ] который аналогичным образом сочетает в себе угаритские и хурритские элементы и фокусируется на Шаушке и ее коллеге Аштарте . [ 44 ] Во время ритуала, который проходил в последний месяц угаритского лунного календаря, Рашу-Йени («первое вино»), [ 45 ] корову она получила в подношение сразу после жертвоприношения Яриху. [ 46 ]
Множественные теофорные имена, связанные с Никкалом, также известны из Угарита. [ 3 ] По состоянию на 2016 год было идентифицировано семь человек, носящих их. [ 47 ] Одним из них был Эли-Никкал . [ 18 ] Она единственная известная в настоящее время хеттская принцесса, вышедшая замуж за представителя угаритской царской семьи. [ 48 ]
В договоре между Угаритом и Кархемишем указывается, что Никкалу поклонялись также в двух других близлежащих поселениях, Гурату и Нубанну, оба из которых находились под контролем последнего королевства. [ 3 ]
Разные подтверждения
[ редактировать ]Никкаль не засвидетельствован в нехурритских и неугаритских источниках из западной Сирии бронзового века . [ 49 ] По мнению Джины Константопулос, возможно, что упоминание Никкал, которое она сравнивает с свидетельствами этой богини из Угарита, может присутствовать в договоре между Ашур-нирари V из Ассирии и Мати-илу из Арпада первого тысячелетия до нашей эры, который взывает ко многим западным божествам, например Хададу из Алеппо , Кархухе и Кубабе из Каркемиша или Мелькарту и Эшмуну из Финикии , наряду с ассирийскими. [ 50 ]
В Египте Никкаль упоминается только в Лейденском магическом папирусе I, датированном правлением Двадцатой династии Египта , где она предстает как иностранное божество, умоляющее исцелить конкретный недуг. [ 49 ]
Мифология
[ редактировать ]Никкал появляется в угаритском тексте (CAT 1.24), описывающем обстоятельства ее брака с богом луны Ярихом . [ 51 ] Предполагается, что миф представляет собой либо перевод хурритского текста, либо, по крайней мере, адаптацию мотивов, относящихся к Никкалю и Кушуху в хурритской мифологии . [ 4 ] Возможным указанием на то, что предшественники текста возникли за пределами Угарита, является также наличие ссылки на Дагана из Туттула . в нем [ 3 ] В тексте Никкаль упоминается как glmt , «молодая женщина». [ 52 ] На основании использования этого термина в других угаритских текстах, особенно в « Эпосе о царе Кирте» , предполагается, что он может обозначать невесту . [ 53 ] Ярих хочет жениться на Никкале, но Хреб изначально предлагает ему вместо этого других потенциальных невест, Пидрай дочь Ваала и дочь йбрдми Аттара , что заставляет некоторых исследователей предполагать, что он просто сваха, а не отец Никкала, как часто предполагается. [ 54 ] Ярих не проявляет интереса ни к одной из этих богинь. [ 15 ] Показав, что он готов предложить большое количество серебра, золота и лазурита и пообещав, что он способен родить ребенка, он получает разрешение жениться на Никкале. [ 55 ] Он заявляет, что «сделает ее поля виноградниками, полями садов ее любви», что является одновременно образным и метафорическим указанием на плодотворность брака, по мнению Стива А. Виггинса. [ 55 ] Было высказано предположение, что плохо сохранившаяся часть текста описывает сексуальный контакт между Никкалом и Ярихом, но это остается неопределенным. [ 56 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шумерограмма , обозначающая это божество, д RU.ZU или д XXX обычно относится к Арме в хеттских источниках, при этом Хаттиан Кашку имеет второстепенную фигуру. [ 17 ]
- ^ энна(-ша) аттани-ве-на(-ша)' ; концепция божеств-предков, скорее всего, возникла из месопотамского богословия, в котором такие фигуры, как предки Энлиля развивались божественные предки таких божеств, как Тешуб , Чепат , Шаушка , Леллури и Шимиге . ; в хурритских источниках упоминаются также [ 22 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д Вейперт 1998 , с. 358.
- ^ Перейти обратно: а б Виггинс 1998 , с. 767.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тарача 2009 , с. 128.
- ^ Тарача 2009 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Архи 2013 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Архи 2013 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Импарати 1998 , стр. 356.
- ^ Виггинс 1998 , с. 766.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 767–768.
- ^ Перейти обратно: а б с Рахмуни 2008 , с. 233.
- ^ Перейти обратно: а б Джорджьери 2014 , с. 333.
- ^ Джорджьери 2014 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Виггинс 1998 , с. 769.
- ^ Тарача 2009 , с. 86.
- ^ Тарача 2009 , с. 110.
- ^ Перейти обратно: а б с Импарати 1998 , стр. 357.
- ^ Хаас 1994 , с. 375.
- ^ Франц-Сабо 1987 , с. 259.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 1994 , с. 376.
- ^ Архи 2015 , с. 654.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 28
- ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 229.
- ^ Перейти обратно: а б Рахмуни 2008 , с. 230.
- ^ Архи 2013 , с. 7.
- ^ Хаас 1994 , с. 620.
- ^ Хаас 1994 , с. 580.
- ^ Тарача 2009 , с. 199.
- ^ Архи 2013 , с. 21.
- ^ Хаас 1994 , стр. 376–377.
- ^ Хаас 1994 , с. 377.
- ^ Изучено 1998 , стр. 356–357.
- ^ Хаас 1994 , с. 20.
- ^ Вейперт 1998 , стр. 357–358.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 342.
- ^ Вильгельм 1989 , с. 53.
- ^ Парди 2002 , с. 55.
- ^ Дюшен-Гиймен 1984 , с. 14.
- ^ Дюшен-Гиймен 1984 , с. 13.
- ^ Парди 2002 , с. 90.
- ^ Война 2021 , стр. 52.
- ^ Парди 2002 , с. 95.
- ^ Парди 2002 , с. 93.
- ^ Парди 2002 , с. 56.
- ^ Парди 2002 , с. 64.
- ^ ван Солдт 2016 , с. 100.
- ^ Война 2021 , стр. 50–51.
- ^ Перейти обратно: а б Вейперт 1998 , с. 357.
- ^ Константинопулос 2023 , с. 142.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 766–767.
- ^ Рахмуни 2008 , с. 141.
- ^ Рахмуни 2008 , стр. 269–270.
- ^ Виггинс 1998 , стр. 769–770.
- ^ Перейти обратно: а б Виггинс 1998 , стр. 771–772.
- ^ Виггинс 1998 , с. 771.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2015). Эбла и ее архивы . Де Грютер. дои : 10.1515/9781614517887 . ISBN 978-1-61451-716-0 .
- Дюшен-Гиймен, Марсель (1984). Хурритская партитура из Угарита: открытие месопотамской музыки (PDF) . Малибу, Калифорния: Публикации Ундены. ISBN 0-89003-158-4 .
- Франц-Сабо, Габриэль (1987), «Махитти, Махиттена» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 июля 2023 г.
- Джорджьери, Мауро (2014), «Умпу» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 июля 2023 г.
- Хаас, Волкерт (1994). История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 14 июля 2023 г.
- Импарати, Фиорелла (1998), «Нингал А. II. В хеттской и хурритской традиции» , Reallexikon der Assyriologie , получено 14 февраля 2022 г.
- Константинопулос, Джина (2023). Божественная/Демоническая семерка и место демонов в Месопотамии . ISBN 978-90-04-54614-1 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Рахмуни, Айша (2008). Божественные эпитеты в угаритских алфавитных текстах . Лейден Бостон: Брилл. ISBN 978-90-474-2300-3 . OCLC 304341764 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Издательство Харрасовиц. ISBN 978-3447058858 .
- ван Сольдт, Уилфред Х. (2016). «Божества в личных именах в Угарите, Рас Шамра» . Угаритические исследования IV . Пэрис Левен Уолпол, Массачусетс: Издания, посвященные исследованиям цивилизаций, Петерс. ISBN 978-90-429-3439-9 . ОСЛК 51010262 .
- Валек, Франтишек (2021). «Иностранцы и религия в Угарите» . Студия Восточной Электроники . 9 (2): 47–66. дои : 10.23993/store.88230 . ISSN 2323-5209 .
- Вейперт, Манфред (1998), " д НИН.ГАЛ/Никкал А. III. В Египте и Сирии» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 14 февраля 2022 г.
- Виггинс, Стив А. (1998). «Что в имени? Ярих в Угарите» . Угарит-Форшунген (30): 761–780. ISSN 0342-2356 . Проверено 14 февраля 2022 г.
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты (PDF) . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .