Аранзах
Аранзах | |
---|---|
Обожествление реки Тигр | |
Генеалогия | |
Родители | Ану и Кумарби |
Братья и сестры | Тешуб , Ташмис |
Эквиваленты | |
Месопотамский эквивалент | Идиклат |
Аранза (альтернативно латинизированный как Аранза [ 1 ] ), также известный как Аранзих [ 2 ] или Араших [ 3 ] был хурритским божеством , олицетворявшим реку Тигр . Считалось, что он был одним из божеств, рожденных в результате того, что Кумарби откусил гениталии Ану во время битвы за царствование на небесах. Он также появляется в мифе, посвященном герою, названному в его честь, Гурпаранзаху , в котором он выступает его союзником. Он также засвидетельствован многочисленными хурритскими теофорными именами . Несколько подтверждений его имени были обнаружены в угаритских и месопотамских также текстах. Кроме того, было высказано предположение, что ассирийские упоминания о подношениях, сделанных источнику Тигра в Шубрии в первом тысячелетии до нашей эры, были связаны с более ранним хурритским поклонением Тигру как божеству.
Имя и характер
[ редактировать ]Предполагается, что Аранзах, название, используемое хурритами для обозначения реки Тигр , [ 1 ] имеет хурритское происхождение, но его точная этимология остается неизвестной. [ 4 ] Река воспринималась как нумен в хурритской религии . [ 2 ] Аранзах также можно понимать как имя речного бога, представляющего его. [ 5 ] Принято считать, что он был мужским божеством. [ 5 ] [ 6 ]
В отличие от Аранзаха, хурриты не имели собственного названия для Евфрата . [ 1 ]
Другие обожествления Тигра
[ редактировать ]Ран Садок сравнивает атрибуцию Аранзаха в хурритских теофорных именах с аккадскими именами, такими как Мигир-Идиклат. [ 7 ] Они аналогичным образом отражают восприятие Тигра как божества . [ 8 ] Известны также шумерские теофорные имена, отсылающие к обожествленному Тигру, например Ур-Идигина, но они менее распространены. [ 9 ] В единственном источнике обожествленный Тигр, именуемый Идиклатом, фигурирует как слуга Энлиля , тогда как в древневавилонском предшественнике позднего списка богов Ан = Анум это же божество считается членом круга Энки . [ 10 ]
Мифология
[ редактировать ]Аранзах входит в число божеств, которые появляются в так называемом « Цикле Кумарби» , группе хурритских мифов, описывающих конфликт между Тешубом и Кумарби . [ 11 ] По словам Гарри Хоффнера, можно предположить, что его причисляли к союзникам первого из двух воюющих сторон. [ 12 ] Его происхождение описано в « Песне о выходе» . [ 6 ] также известный как Песня Появления [ 13 ] и в более старых публикациях как «Песнь Кумарби» . [ 14 ] Во время конфликта за царствование на небесах Кумарби откусывает гениталии Ану , ранее свергнувшего первородного бога Алалу , и в результате оплодотворяется рядом божеств, включая изображение Тигра. [ 6 ] Ану продолжает насмехаться над ним по этому поводу:
Не радуйся о чреве твоем, ибо Я положил бремя на чрево твое. Во-первых, я оплодотворил тебя могущественным Богом Бури . Во-вторых, я оплодотворил тебя рекой Тигр, чтобы ты не выносила ее. В-третьих, я оплодотворил тебя могучим Ташмишу . Я поместил в твое чрево три ужасных божества в качестве бремени, и в конце концов ты будешь биться головой о скалы горы Ташша! [ 15 ]
Следующий раздел того же мифа, вероятно, описывает рождение Аранзаха. [ 16 ] По-видимому, это произошло после того, как череп Кумарби был сломан и впоследствии исправлен, чтобы обеспечить рождение Тешуба, и поэтому неизвестно, как родился другой ребенок. [ 17 ] Согласно интерпретации Фолькерта Хааса , Кумарби выплюнул его на горе Канзура. [ 18 ] Эта интерпретация основана на предположении, что Канзура понималась как источник Тигра, но, по мнению Эрика ван Донгена, она неправдоподобна, тем более что кажется, что гора упоминается только после предполагаемого рождения Аранзаха. [ 19 ] Он отмечает, однако, что нельзя исключать, что новорожденного речного бога тут же перевезли в Канзуру. [ 20 ] По словам Гэри Бекмана, хотя Кумарби действительно выплевывает одного из своих сыновей на Канзуре, этот отрывок относится к Ташмишу (под именем его хеттского аналога Шувалията ). [ 21 ] а Аранзах рождается только позже, выйдя из тела Кумарби неизвестным образом. [ 22 ]
Упоминание о том, что кто-то был беременен Аранзахом, также присутствует в «Эа и звере» . [ 23 ] что может представлять собой другую версию той же сказки [ 24 ] или другая часть того же цикла мифов. [ 25 ] В тексте основное внимание уделяется пророчествам, выданным суппаланцой , неопознанным животным, Эа . [ 26 ] На основании упоминаний о рождении божеств и присутствии Аранзаха было высказано предположение, что они могут быть связаны с возвышением Тешуба и его конфликтом с Кумарби. [ 27 ]
Аранзах - один из главных героев мифа о Гурпаранзахе (также латинизированном как Курпаранза [ 1 ] ), одноименный герой которого — король, имя которого можно перевести как «колчан Аранзаха». [ 28 ] Говорят, что он управляет городом Айланува, местонахождение которого еще не обнаружено. [ 29 ] Ни в каких других текстах он не упоминается. [ 28 ] хотя, по мнению Франки Печчиоли Дадди, его название могло быть хеттским вариантом Алиланума, города, расположенного недалеко от гор Хабур и Синджар, чей хурритский царь Масум-атал упоминается в текстах из Телль-Лейлана . [ 30 ] Речной бог изображается как союзник Гурпаранзаха. [ 1 ] Его интерпретировали как его личное защитное божество. [ 31 ]
Предполагается, что рассказ о Гурпаранзахе изначально представлял собой длинное сочинение, но сохранилось лишь несколько небольших позднехеттских фрагментов. [ 32 ] Два эпизода реконструированы, но порядок их расположения не определен. [ 33 ] Действие повествования происходит в Аккаде . [ 33 ] Предполагается, что выбор этого места отражает его восприятие как идеального примера управления в ранней хурритской традиции. [ 1 ] Раздел текста, который обычно считается его началом, описывает, как Гурпаранзах получил известность во время охоты, организованной царем Аккада Импакру, как его выбрали жениться на его дочери Тадизули и как он выиграл соревнование по стрельбе из лука. [ 34 ] Сам Аранзах принимает активную роль только позже, когда Гурпаранзах и Тадизули расстаются перед заключением брака. [ 35 ] Не исключено, что последний из главных героев призывает его вмешаться. [ 36 ] По интерпретации Мэри Р. Бачваровой, для путешествия он принимает облик орла. [ 31 ] Он улетает, чтобы найти Гурпаранзаха, который скорбит вместе с другими участниками соревнований в городе Нуаду, и спрашивает его о причине его печали. [ 36 ] Его ответ, очевидно, касается вопроса приданого его жены, но его интерпретация неясна. [ 34 ] Затем Аранзах встречается с богинями судьбы, чтобы попросить совета, поскольку судьба смертных зависит от их решений. [ 37 ] Последний сохранившийся абзац перед обрывом текста снова упоминает Аранзаха и богинь судьбы. [ 38 ]
Как название реки Тигр, Аранзах упоминается в хеттской адаптации Шар Тамкари . [ 39 ] Эта композиция посвящена экспедиции Саргона в земли к северо-западу от Аккадской империи . [ 40 ] По хеттской версии, по дороге в Пурушанду Саргон принес в жертву Аранзаху одного быка и семь овец. [ 39 ] Такое сочетание жертвенных животных редко встречается в хеттских текстах. [ 41 ]
Разные подтверждения
[ редактировать ]Подобно другим рекам, горам и городам, считающимся сверхъестественными в хурритской религии , Аранзах мог называться теофорическими именами. [ 3 ] Известно множество примеров. [ 4 ] Некоторые из них встречаются уже в источниках древневавилонского периода . [ 42 ] Хотя большинство рек появляются только в названиях с элементом ar- и его производными, наличие нескольких предикативов в случае Аранза засвидетельствовано , включая арип- , хашип- , -атал , -иври и кирип- , в дополнение к использованию лицемерных слов, таких как Аранзи, которые, по мнению Рана Садока, могут отражать древность их использования, происходящую из хурритской культуры, вероятно, зародившейся в близость Тигра. [ 7 ] Некий Хазип-Аранзих, «Аранза дарован», [ 2 ] фигурирует в перечне людей, посланных в Мари союзниками короля Зимри-Лима и местными чиновниками, ответственными за их прием, как член последней группы. [ 43 ] Другие люди, носящие имена, напоминающие Аранза, были идентифицированы в текстах из мест, расположенных во всех регионах, населенных хурритами, например, Чагар-Базар , Телль-ар-Римах и Тикунани . [ 7 ]
Топоним Аршшиху ( арш в угаритском алфавитном письме), упомянутый как место назначения Хаурона в историоле RS 24.244, одном из угаритских текстов , [ 44 ] По мнению Денниса Парди, его следует понимать как угаритскую форму хурритского названия Тигра, хотя он отмечает, что в этом контексте это название, по-видимому, относится к городу, не имеющему аналогов. [ 45 ]
В месопотамском лексическом списке Малку (таблица II, строка 46) «Аранзу» и «Арансуу» записаны как хурритские названия Тигра. [ 9 ] Предполагаемая хеттская производная от имени Аразахи также засвидетельствована в аккадских текстах из Хаттусы . [ 42 ]

По мнению Карен Раднер , значение грота Тигр в Шубрии в первом тысячелетии до нашей эры, сравнимое с положением Кумме и Мусасира , может быть связано с хурритскими традициями, относящимися к поклонению реке как божеству. [ 46 ] Шубрия — это всего лишь ассирийское название этой области, происходящее от более ранних терминов Субир и Субарту , родовых обозначений северных земель, а ее коренное название неизвестно, но можно предположить, что в культурном отношении она была хурритской. [ 47 ] О его религии известно очень мало, хотя известно, что Грот Тигр («источник Тигра») посещали Тиглатпаласар I и Салманасар III , чтобы принести жертвы, что может указывать на то, что это было всемирно известное религиозное место. [ 48 ] Визит последнего короля входит в число сцен, изображенных на воротах Балават (полоса X). [ 46 ] Поскольку Шубрия хорошо зарекомендовала себя как место назначения для беженцев из Урарту и Ассирии, в том числе жителей таких отдаленных городов, как Ме-Туран в районе Диялы , возможно, что обычай предоставления религиозно мотивированного убежища в непосредственной близости от окружающего святого места был заметили местные жители. [ 49 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Вильгельм 1989 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с Рихтер 2010 , с. 511.
- ^ Перейти обратно: а б Вильгельм 1998 , с. 125.
- ^ Перейти обратно: а б Тауэрс 2009 , стр. 112.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2001 , с. 448.
- ^ Перейти обратно: а б с ван Донген 2012 , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б с Садок 1999 , с. 210.
- ^ Бэгг 2014 , стр. 28–29.
- ^ Перейти обратно: а б Хеимпель 2014 , с. 25.
- ^ Бэгг 2014 , с. 29.
- ^ Хоффнер 1998 , стр. 40–41.
- ^ Хоффнер 1998 , с. 41.
- ^ Бекман 2011 , с. 25.
- ^ ван Донген 2012 , с. 23.
- ^ Бекман 2011 , стр. 27–28.
- ^ ван Донген 2012 , с. 51.
- ^ ван Донген 2012 , с. 76.
- ^ Хаас 2015 , с. 84.
- ^ ван Донген 2012 , стр. 56–57.
- ^ ван Донген 2012 , с. 57.
- ^ Бекман 2011 , с. 28.
- ^ Бекман 2011 , с. 29.
- ^ ван Донген 2012 , с. 62.
- ^ ван Донген 2012 , с. 64.
- ^ Резерфорд 2011 , стр. 217–218.
- ^ Резерфорд 2011 , с. 217.
- ^ Резерфорд 2011 , стр. 218–219.
- ^ Перейти обратно: а б Бачварова 2014 , с. 287.
- ^ Хаас 2015 , с. 334.
- ^ Пекчиоли Дадди 2003 , с. 493.
- ^ Перейти обратно: а б Бачварова 2014 , с. 288.
- ^ Хаас 2006 , с. 217.
- ^ Перейти обратно: а б Печчиоли Дадди 2003 , с. 476.
- ^ Перейти обратно: а б Печчиоли Дадди 2003 , с. 488.
- ^ Бачварова 2014 , стр. 287–288.
- ^ Перейти обратно: а б Бачварова 2014 , с. 289.
- ^ Пекчиоли Дадди 2003 , с. 491.
- ^ Бачварова 2014 , с. 290.
- ^ Перейти обратно: а б Вестенхольц 2007 , стр. 24–25.
- ^ Вестенхольц 1997 , с. 57.
- ^ Вестенхольц 2007 , с. 25.
- ^ Перейти обратно: а б Бэгг 2014 , с. 28.
- ^ Сассон 1974 , с. 361.
- ^ Парди 2002 , с. 178.
- ^ Парди 2002 , с. 187.
- ^ Перейти обратно: а б с Раднер 2012 , с. 264.
- ^ Раднер 2012 , стр. 260–261.
- ^ Раднер 2012 , стр. 263–264.
- ^ Раднер 2012 , с. 263.
Библиография
[ редактировать ]- Бачварова, Мэри Р. (2014). «Хурро-хеттские истории и хеттские ритуалы беременности и родов» . В Чаваласе, Марк В. (ред.). Женщины на древнем Ближнем Востоке: справочник . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-44855-0 . OCLC 782990632 .
- Бэгг, Ариэль М. (2014), «Тигр Б. Во 2-м и 1-м тысячелетиях» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке), том. 14 , получено 24 марта 2023 г.
- Бекман, Гэри (2011). «Изначальное акушерство. «Песнь возникновения» (CTH 344)» . Хеттская литература: процессы передачи, структуры текста, формы выражения и последствия: файлы с симпозиума с 18 по 20 февраля 2010 г. в Бонне . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-063-0 . OCLC 768810899 .
- Хаас, Волкерт (2006). Хеттская литература . Вальтер де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110193794 . ISBN 978-3-11-018877-6 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 23 марта 2023 г.
- Хеймпель, Вольфганг (2014), «Тигр А. 3. бис Митте 2. Яртаусенд · Тигр А. От 3-го тысячелетия до первой половины 2-го тысячелетия до нашей эры» , Reallexikon der Assyriologie , vol. 14 , получено 24 марта 2023 г.
- Хоффнер, Гарри (1998). Хеттские мифы . Атланта, Джорджия: Scholars Press. ISBN 0-7885-0488-6 . OCLC 39455874 .
- Парди, Деннис (2002). Ритуал и культ в Угарите Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-90-04-12657-2 . OCLC 558437302 .
- Печчиоли Дадди, Франка (2003). «От Аккада до Хаттуши: история Гурпаранзаха и реки, давшей ему свое имя » Семитские и ассириологические исследования: представлено Пелио Фронзароли учениками и коллегами . Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04749-4 . Проверено 24 марта 2023 г.
- Раднер, Карен (2012). «Между молотом и наковальней: Мусасир, Кумме, Укку и Шубрия – буферные государства между Ассирией и Урарту» . Биайнили-Урарту: материалы симпозиума, состоявшегося в Мюнхене 12-14 октября 2007 г. Левен: Питерс. ISBN 978-90-429-2438-3 . OCLC 779881614 .
- Рихтер, Томас (2010). «Хуррит рождается... и получает имя» . В Беккере, Йорг; Хемпельманн, Ральф; Рем, Эллен (ред.). Культурный ландшафт Сирии: центр и периферия. Festschrift для Яна-Ваалке Мейера (на немецком языке). Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-034-0 . OCLC 587015618 .
- Резерфорд, Ян (2011). «Эа и зверь. Хеттский текст и его связь с греческой поэзией» . Хеттская литература: процессы передачи, структуры текста, формы выражения и последствия: файлы с симпозиума с 18 по 20 февраля 2010 г. в Бонне . Мюнстер: Угарит-Верлаг. ISBN 978-3-86835-063-0 . OCLC 768810899 .
- Сассон, Джек М (1974). «Хурриты и хурритские личные имена в марийских текстах» (PDF) . В Курте Бергерхофе; Манфрид Дитрих; Освальд Лорец (ред.). Исследования угарита . Том 6. Издательство Butzon & Bercker Kevelaer / Neukirchener Verlag Neukirchen-Vluyn. стр. 353–400.
- Швемер, Дэниел (2001). Фигуры богов погоды Месопотамии и Северной Сирии в эпоху клинописных культур: материалы и исследования на основе письменных источников (на немецком языке). Висбаден: Харрасовиц. ISBN 978-3-447-04456-1 . OCLC 48145544 .
- Торри, Джулия (2009). «Саргон, Анитта и хеттские цари против Пурушанды» . Altorientalische Forschungen . 36 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aofo.2009.0005 . ISSN 0232-8461 .
- ван Донген, Эрик (2012). «Хеттская песня о выходе» (CTH 344): Переосмысление повествования» . Die Welt des Orients . 42 (1). Vandenhoeck & Ruprecht (GmbH & Co. KG): 23–84. doi : 10.13109/wdor .2012.42.1.23 . 0043-2547 . JSTOR 23342111. Получено 23 марта 2023 г.
- Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). «Деяния Саргона» Легенды королей Аккада Издательство Пенсильванского государственного университета. дои : 10.1515/9781575065038 . ISBN 978-1-57506-503-8 .
- Вестенхольц, Джоан Гудник (2007). «Заметки о древнеассирийской легенде о Саргоне» . Ирак . 69 . Британский институт изучения Ирака: 21–27. ISSN 0021-0889 . JSTOR 25608644 . Проверено 23 марта 2023 г.
- Вильгельм, Гернот (1989). Хурриты . Уорминстер, Англия: Арис и Филлипс. ISBN 978-0-85668-442-5 . ОСЛК 21036268 .
- Вильгельм, Гернот (1998), «Имя, называя Д. среди хурритов» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 23 марта 2023 г.
- Садок, Ран (1999). «Географические, ономастические и лексические заметки» . Архив востоковедения . 46/47. Архив востоковедения (AfO) / Институт востоковедения: 208–212. ISSN 0066-6440 . JSTOR 41668449 . Проверено 23 марта 2023 г.