Малия
Малия | |
---|---|
Богиня рек, садов и ремесел. | |
Главный культовый центр | Канеш , Хаттуса , Кумманни , Родиаполис |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Афина |
Малия была богиней, которой поклонялись хетты в бронзовом веке . Скорее всего, по происхождению она была обожествленной рекой, но она также была связана с садами и ремеслами, в частности с кожевенным и столярным делом. Самые древние свидетельства о ней были выявлены в древнеассирийских текстах из Канеша . Этот город продолжал ассоциироваться с ней и в более поздних традициях, хотя ей также поклонялись в Хаттусе и других местах Хеттской империи . Она также присутствует в текстах, происходящих из Киццуватны , которые указывают на то, что у нее был храм в Кумманни , где ей поклонялись наряду с различными хурритскими божествами .
Предполагается, что богиня с таким же именем, засвидетельствованная в ликийских текстах первого тысячелетия до нашей эры, соответствует более ранней хеттской Малии. Ей поклонялись в Родиаполисе и других городах Ликии, и она могла быть богиней войны. Малис , известный из лидийских источников и упоминаний в греческой литературе , также считается большинством авторов производным от Малии. В сообщении с Лесбоса она описывается как ткачиха. Ликийская и лидийская формы Малии считались аналогами греческой Афины, хотя среди исследователей остается предметом споров то, как изначально было установлено соответствие между ними. Малис также сохранился в греческих источниках как имя одной из наяд, ответственных за похищение Гиласа , или, альтернативно, как рабыня царицы Омфалы .
Второе тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Малия изначально принадлежала пантеону Канеша (современный Кюльтепе). [ 1 ] [ 2 ] Самыми старыми свидетельствами ее имени являются теофорические имена женщин (например, Малиавасай) и топонимы (например, Малитта), упомянутые в древнеассирийских текстах с этого сайта. [ 3 ] [ 4 ]
Предполагается, что Малия первоначально могла быть нуменом одноименной реки. [ 5 ] на что указывает случайное написание ее имени клинописью с определяющим ÍD. [ 6 ] Было высказано предположение, что река Малия может соответствовать либо Парфениосу (Παρθένιος) в исторической Фригии , либо Меласу (Μέλας) возле Кесарии в Каппадокии . [ 7 ] Этимология названия неясна. [ 4 ] В прошлом утверждалось, что Малию можно считать «протолувийской » . [ 8 ] но, согласно более позднему исследованию Манфреда Хаттера , она не имела лувийского происхождения. [ 9 ] Калверт Уоткинс предлагает связать ее имя с существительным māl- , «внутренняя сила» или «умственная сила», встречающимся как на хеттском , так и на лувийском языках. [ 10 ] Эту этимологию принимает и Мэри Р. Бачварова. [ 11 ] Матильда Серанджели интерпретирует имя Малии как «богиню мысли», опираясь на аналогичное предположение. [ 12 ] На ранних этапах исследования были предприняты попытки доказать, что Малия была касситским божеством . по происхождению [ 4 ]
Хеттские свидетельства
[ редактировать ]Поклонение Малии продолжалось в Анатолии под властью хеттов . [ 1 ] и она хорошо засвидетельствована в различных хеттских источниках. [ 13 ] В хеттской традиции она ассоциировалась с водой, особенно с реками. [ 14 ] В инвентарной табличке (КУБ 38.33; строка 5 на лицевой стороне) упоминается железная статуя Малии, описанная как женское речное божество. [ 15 ] Она также выступала в роли богини садов. [ 16 ] «Малия Сада» упоминается в тексте КУБ 42.23, где она названа «матерью вина и зерна». [ 17 ] Эта ипостась богини получала подношения наряду с богом растительности Телипину . [ 5 ] Как богиню, ответственную за рост растений, ее также можно было призывать вместе с Инарой и речной богиней Шахирией. [ 18 ] В списке подношений времен правления Туддалии IV также упоминается горное божество по имени Малия, которое, возможно, отождествляется с Малалией, известной из других хеттских текстов. [ 19 ] Однако последний был мужским божеством. [ 20 ] Соответствующей горой может быть Маму Даг, расположенный к северо-востоку от Токата в Турции . [ 4 ] Есть также свидетельства того, что Малия была связана с кожевниками . [ 21 ] Посвященная ей община кожевников и кожевников жила недалеко от ручья, расположенного недалеко от ворот Ашуша в Хаттусе . [ 22 ] В тексте IBoT 3.1 упоминается высокопоставленный кожевник, предлагающий сосуд, используемый для хранения духов ( талла/и- ) во время обряда питья Малии, совершаемого перед королевской четой. [ 23 ] Также засвидетельствована связь Малии с плотниками. [ 14 ] «Малия Плотника» была среди божеств города Саллунтасси. [ 24 ]
В хеттской религии Малия традиционно ассоциировалась с городом Канеш, и в ряде посвященных ей церемоний участвовала «певица Канеша», исполнявшая песни на «неситском» (хеттском) языке. [ 25 ] Предполагается, что канешитские божества образовали древнейший пласт хеттской религии , [ 6 ] но возможно, что более поздняя группа «богов Канеша» в ритуалах представляла собой конгломерат божеств, первоначально принадлежавших к различным традициям, и что в целом она не обязательно отражала состав самого раннего хеттского пантеона. [ 26 ] В древнейших источниках из Хаттусы Малии, культ по-видимому, имел бытовой характер, но она также появляется в контексте царских ритуалов после возникновения Хеттской империи. [ 15 ] Она упоминается, например, в тексте, посвященном празднику, призванному обеспечить удачу дому правителя и гарантировать ему наследника. [ 27 ] и молитва, в которой ее призывают вместе с богом погоды Нериком, чтобы помочь страждущим просителям. [ 28 ] Во время правления Тудхалии IV центральным местом, связанным с ней, как и с другими божествами Канеша, был так называемый «Великий храм» в этом городе. [ 29 ] Божествам из этой группы, включая Малию, а также Пирву и Ашкашепу , также поклонялись в Иштануве. [ 30 ] Другая группа, состоящая из Малии, местного бога бури и д У.ГУРУ (в этом контексте, возможно, логографическое написание имени Зилипури , хаттского хтонического бога из круга Лелуани или, что менее правдоподобно, месопотамского бога Нергала ), по-видимому, поклонялись в Хулаше. [ 31 ] Существование города, названного в честь Малии во времена хеттов, хотя и предполагалось в древней литературе, сейчас считается недоказанным. [ 6 ]
Малия обычно ассоциировалась с Камрушепой, богиней магии и акушерства. [ 15 ] В повествовательном введении к формуле исцеления Малия является одним из божеств, которые следят за тем, чтобы информация о состоянии пациента доходила до Камрушепы. [ 32 ] В других хеттских источниках Малию сопровождают помощники, известные как Малиянни, чье имя является множественным числом от уменьшительной формы ее собственного имени Малияна, «маленькая Малия». [ 33 ] По мнению Фолькерта Хааса , подобно другим группам божеств, имена которых были построены аналогично, таким как Нинаттанни ( Нинатта и Кулитта ) или Шарруманни , их следует рассматривать как группу из двух человек. [ 34 ] Петр Тарача предполагает, что это были ипостаси самой Малии. [ 35 ] В одном случае они появляются в ритуале, призванном обеспечить процветание виноградника . [ 35 ] Их сравнивали с более поздними греческими нимфами . [ 4 ] [ 36 ] Другой группой божеств, связанных с Малией, были «мужские боги Малии» ( д малияш DINGIR.LÚ СЕТКА ), предположительно второстепенные божества, сравнимые с концепцией гения места , связанные с конкретными природными особенностями, например, реками и источниками, и, возможно, основанные на хурритских традициях, которые достигли Хеттской империи через Киццуватну . [ 6 ]
Лувийские сертификаты
[ редактировать ]Малия была включена в лувийскую религию и является одной из наиболее известных богинь, которым поклоняются лувийцы . [ 9 ] [ 37 ] Манфред Хаттер предполагает, что информация о ее характере, содержащаяся в хеттских текстах, применима и к ней в лувийском контексте. [ 9 ] Хотя, по мнению Петра Тарачи, неверно предполагать существование единого лувийского пантеона, некоторым божествам, в том числе ей, а также таким божествам, как Камрушепа , Тархант , Тивад , Арма , Иярри и Шанта, тем не менее, поклонялись все лувийские общины. [ 37 ] Лучше всего она засвидетельствована в текстах юга Анатолии. [ 15 ] В лувийском контексте она появляется в источниках из бассейна Зулии (современная река Чекерек ), хотя отдельные связанные с ней топонимы не сохранились в большинстве известных документов. [ 38 ] Она также присутствует в перечислении божеств неизвестного, предположительно лувийского города, известного из хеттского списка подношений начала имперского периода. [ 39 ]
Киццуватнеанские сертификаты
[ редактировать ]Малии также поклонялись в « хурринизированной » религии Киццуватна , где у нее был храм в городе Кумманни . [ 15 ] Частично сохранившийся текст утверждает, что здесь также находились статуи шести групп других божеств, включая Нинатту и Кулитту , Хутену и Хутеллуру , диаду, называемую Тиябенти, Куззина-Кузпазена, Кунизизи (в паре с божеством, имя которого не сохранилось). и Анналия (возможно, упоминается вместе с Ишхарой ). [ 40 ] Куззина-Кузпазена представляла собой группу хурритских божеств, связанных с ней в местной традиции. [ 15 ] По словам Фолькерта Хааса, они, скорее всего, действовали как ее помощники. [ 41 ]
В текстах времен правления Пудухепы , описывающих ежегодный праздник Кишува , призванный гарантировать благополучие королевской семьи, Малия упоминается наряду с другими божествами Куммии: « Тешуб Манузи », Леллури , Ишхара, Аллани и парой проявлений божества Куммии . Нупатик . [ 42 ] Сюзанна Гёрке утверждает, что ее присутствие в этом тексте может быть результатом лувийского влияния, хотя она также отмечает, что других доказательств этого можно найти очень мало. [ 43 ] Вся церемония длилась девять дней. [ 42 ] Малия упоминается в конце таблички, посвященной второму дню. [ 43 ] где описано ритуальное омовение ее статуи, а также церемония одевания, во время которой она получала красную одежду и пояс. [ 44 ] Другая, описывая третий день, упоминает обряды, происходящие в ее храме. [ 45 ] В одном из них участвовал божественный конь Эрама. [ 46 ]
Первое тысячелетие до нашей эры
[ редактировать ]Хотя многим божествам, принадлежащим к различным анатолийским пантеонам бронзового века , перестали поклоняться в железном веке , [ 47 ] Предполагается, что это производное от Малии, которому продолжали поклоняться в первом тысячелетии до нашей эры. [ 48 ] [ 49 ] [ 13 ] Однако связь между свидетельствами второго и первого тысячелетий до нашей эры не является общепризнанной, и из-за очевидного отсутствия аналогичных функций Калверт Уоткинс утверждал, что хеттская Малия и более поздние божества с аналогичным названием просто имели гомофонные имена. [ 50 ] Ян Резерфорд, который в отличие от Уоткинса считает правдоподобным, что Малия первого тысячелетия была идентична богине, известной из более ранних источников, также подчеркивает, что ее характер не идентичен. [ 51 ]
Ликийские свидетельства
[ редактировать ]Многие свидетельства о Малии имеются в Ликии , где она считалась богиней-покровительницей Родиаполя . [ 13 ] В этом городе она была известна под эпитетом Ведренни , а в Фелосе ее называли Эриюпамой, возможно, либо «высоковозвышенной», либо «победившей врага», причем последняя трактовка позволяла интерпретировать ее как воинственную богиню. [ 52 ] Тревор Р. Брайс отмечает, что мнение о том, что ликийская форма Малии играла такую роль, также подтверждается надписью из Ксанфа и крышкой саркофага, изображающей ее рядом с амазонками в сцене битвы. [ 48 ] Малия также упоминается в надгробной надписи некоего Иямара, которая может указывать на него как на жреца этой богини. [ 53 ] В некоторых ликийских городах Малии поклонялись наряду с местным богом погоды Трккасом . [ 54 ]
В ликийской традиции греческая богиня Афина понималась как аналог Малии. [ 55 ] Ассимиляция этих двух народов могла быть изначально политически мотивированной, поскольку местная династия стремилась придерживаться греческой культурной модели. [ 52 ] Надпись на серебряной вазе из Пифома , украшенной изображением суда Париса, называет богиню, подобную Афине, Малией. [ 13 ] Другие фигуры упоминаются с использованием ликийского написания их греческих имен: Педрита ( Афродита ) и Алисса (Александр = Парис ). [ 56 ] Принято считать, что переписка между Малией и Афиной основывалась на том, что обе богини имели аспект Полиас , но интерпретация местного эпитета Ведренни, принадлежащего первой, как «городская», теперь считается неправдоподобной в свете открытия ликийских терминов, обозначающих город ( тетери и минна , а не ведри , последнее, возможно, означает «страна»), и, по мнению Эрика Раймонда, возможно, он опирался на аналогичную воинственную функцию, обозначенную соответственно титулами Эриюпама и Птолипортос («который разграбляет города»), применяемыми к Афина в надписи на Ксанфском обелиске ). [ 52 ] Вместо этого Ян Рутерфорд предполагает, что уравнение могло быть основано на влиянии Родоса , где Афина была широко почитаемым божеством (особенно в Линдосе ), на ликийскую культуру пятого века до нашей эры. [ 57 ] Вторая возможность, которую он рассматривает, — это их общие персонажи как богини ремесел. [ 58 ] Матильда Серанджели, опираясь на предложенную этимологию имени Малии, утверждает, что уравнение могло быть основано на связи между значением ее имени, возможно, связанным с такими терминами, как «мысль» или «умственная сила», с хорошо подтвержденной ролью Афины как богиня мудрости. [ 12 ]
Лидийские сертификаты
[ редактировать ]Принято считать, что Малия была предшественницей лидийской богини Малис. [ 59 ] [ 13 ] Ее понимали как аналог греческой Афины, на что указывает греко- лидийский двуязычный текст из Пергама и ряд литературных ссылок, обнаруженных в произведениях таких авторов, как Гиппонакс и Исихий . [ 60 ] Вышеупомянутый двуязычный текст является одним из немногих лидийских текстов, которые не были найдены в окрестностях Сард , и он написан существенно позже, чем остальная часть корпуса, причем большинство оценок датируют его концом четвертого века до нашей эры, а именно периодом между 330 г. и 325 г. до н.э. на основании того факта, что в нем упоминается, что некий Пайтар был донором, ответственным за финансирование колонны, на которой она была написана, воздвигнутой во время строительства местного храма Афины. [ 61 ] Пайтара не известен ни из каких других источников, хотя тот факт, что он говорит на двух языках, может указывать на то, что в Пергаме в то время существовала влиятельная и процветающая лидийская община. [ 62 ]
Хотя греческая литературная традиция представляет царей Лидии как спонсоров культа Афины, она не появляется в источниках из Сард, предшествующих правлению династии Атталидов (180–133 гг. до н.э.), и поэтому было высказано предположение, что такие свидетельства могут отражать традиции. относящийся к культу Малиса до периода эллинизации . [ 63 ]
Греческие сертификаты
[ редактировать ]Множественные упоминания о Малисе также известны из греческих источников. [ 64 ] На основании подтвержденного греческого написания ее имени предполагается, что греческие авторы узнали о ней из лидийских источников, а не из ликийских или лувийских. [ 65 ] Однако степень их знакомства с ней остается неопределенной. [ 47 ] Ян Резерфорд сравнивает ее случай с случаем Сандаса : [ 66 ] и с меньшей уверенностью - Кубабу , которая также сохранила определенную актуальность после второго тысячелетия до нашей эры и продолжала упоминаться в греческих текстах. [ 47 ]
Литературный фрагмент с Лесбоса изображает Малис (Μᾶλις) как ткачиху, и, по мнению Анник Пейн, это может быть указанием на то, что греки также поклонялись богине. [ 13 ] Резерфорд отмечает, что, если это описание отражает анатолийскую традицию, оно могло быть причиной частого уравнения между Малидой и Афиной, хотя он также считает возможным, что это было греческое изобретение, основанное на ранее существовавшем уравнении. [ 66 ] В то же время он предварительно предполагает, что, поскольку миф об Арахне не зафиксирован в источниках, предшествовавших Овидию , согласно которым состязание мифических ткачей происходило в Гипепе в Лидии, первоначально он мог быть лидийским мифом о Малисе, если принимается гипотеза, что она была богиней-ткачихой. [ 67 ] Пейн в своем анализе имеющихся свидетельств отмечает, что фигурка ткачихи в лидийском головном уборе, найденная в Эфесе, также может быть свидетельством греческого поклонения Малиду как божеству такого характера. [ 13 ] Гиппонакс , ранний греческий поэт, который, очевидно, говорил и по-гречески, и по-лидийски, оставил после себя короткое обращение, адресованное Малису (Μαλὶς):
О Малис, помоги мне (?), и поскольку мне суждено иметь безумного хозяина, я умоляю тебя, чтобы меня не били. [ 66 ]

Водяная нимфа ( наяда ) по имени Малис (Μαλίς) засвидетельствована в « Феокрита » Идиллиях . [ 13 ] Вместе с двумя другими нимфами, Юникой и Никеей, [ 68 ] она проживала в Киосе на Пропонтиде , и вместе они были ответственны за похищение Гиласа . [ 54 ] Ян Резерфорд отмечает, что мнение о том, что Малис была речной нимфой, похоже, соответствует первоначальной роли Малии как речной богини. [ 14 ] Софокл в пьесе «Филоктет» упоминает множество нимф с похожим именем: [ 13 ] Малиадес (Μαλιάδες) из реки Сперхейос . [ 33 ] Однако, по мнению Резерфорда, они, скорее всего, не связаны с единственным Малисом, а вместо этого следует предположить, что они связаны с Малисом в Греции. [ 54 ]
В другой греческой традиции Малис, хотя и ассоциировалась с Лидией, рассматривалась только как рабыня Омфалы , мифической царицы этого царства. [ 59 ] [ 54 ] Эту точку зрения можно встретить в трудах Стефана Византийского и Гелланикоса . [ 13 ] Согласно последнему из этих двух авторов, у нее был сын от Геракла , Акелес, что может отражать традицию, в которой богине Малис поклонялись наряду с Сандасом, анатолийским богом, отождествляемым с греческим героем, хотя определенных доказательств в пользу этого нет. этой интерпретации, [ 69 ] и никакие известные тексты второго тысячелетия до нашей эры не связывают их друг с другом. [ 2 ]
Были предприняты попытки связать предполагаемый теоним Дамалис, присутствующий в « Жизни и чудесах святой Феклы» первого века нашей эры наряду с Сандасом, с Малисом, но они не считаются правдоподобными, а «город Сандаса и Дамалиса», упомянутый в этом текст может быть переосмыслением Далисандоса в Исаврии . [ 69 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Франц-Сабо 1987 , с. 304.
- ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 2007 , с. 123.
- ^ Вегнер 1981 , с. 214.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Франц-Сабо 1987 , с. 305.
- ^ Перейти обратно: а б Швемер 2022 , с. 376.
- ^ Перейти обратно: а б с д Барсакки 2016 , с. 9.
- ^ Серанджели 2015 , с. 377.
- ^ Вегнер 1981 , с. 215.
- ^ Перейти обратно: а б с Хаттер 2003 , с. 231.
- ^ Уоткинс 2007 , с. 124.
- ^ Бачварова 2016 , с. 447.
- ^ Перейти обратно: а б Серангели 2015 , с. 385–386.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Пейн 2019 , с. 242.
- ^ Перейти обратно: а б с Резерфорд 2020 , с. 331.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тарача 2009 , с. 115.
- ^ Хаас 2015 , с. 410.
- ^ Тарача 2009 , с. 115-116.
- ^ Хаас 2015 , с. 479.
- ^ Хаас 2015 , стр. 410–411.
- ^ Хаас 2015 , с. 496.
- ^ Штайтлер 2019 , с. 131.
- ^ Тарача 2009 , с. 132.
- ^ Штайтлер 2019 , стр. 131–132.
- ^ Каммарозано 2015 , с. 216.
- ^ Тарача 2009 , с. 30.
- ^ Архи 2010 , с. 32.
- ^ Тарача 2009 , с. 51.
- ^ Хаас 2015 , с. 607.
- ^ Тарача 2009 , с. 133.
- ^ Тарача 2009 , стр. 116–117.
- ^ Барсакки 2016 , с. 10.
- ^ Хаас 2015 , с. 412.
- ^ Перейти обратно: а б Серангели 2015 , с. 379.
- ^ Хаас 2015 , с. 313.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 116.
- ^ Штайтлер 2019 , с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 107.
- ^ Тарача 2009 , с. 100.
- ^ Тарача 2009 , с. 101.
- ^ Хаас 2015 , с. 850.
- ^ Хаас 2015 , с. 468.
- ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 138.
- ^ Перейти обратно: а б Гёрке 2022 , с. 153.
- ^ Хаас 2015 , с. 855.
- ^ Хаас 2015 , стр. 855–856.
- ^ Хаас 2015 , с. 417.
- ^ Перейти обратно: а б с Резерфорд 2017 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б Брайс 1983 , с. 6.
- ^ Хаттер 2003 , стр. 231–232.
- ^ Уоткинс 2007 , стр. 123–124.
- ^ Резерфорд 2020 , стр. 330–331.
- ^ Перейти обратно: а б с Раймонд 2007 , с. 154.
- ^ Брайс 1981 , с. 83.
- ^ Перейти обратно: а б с д Резерфорд 2020 , с. 330.
- ^ Раймонд 2007 , с. 153.
- ^ Брайс 1981 , с. 84.
- ^ Резерфорд 2017 , с. 88.
- ^ Резерфорд 2020 , с. 332.
- ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 411.
- ^ Пейн 2019 , с. 241.
- ^ Пейн и Сассвилл, 2016 , с. 67.
- ^ Пейн и Сассвилл, 2016 , с. 68.
- ^ Пейн 2019 , стр. 241–242.
- ^ Пейн 2019 , с. 244.
- ^ Пейн и Сассвилл, 2016 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Резерфорд 2020 , с. 329.
- ^ Резерфорд 2020 , стр. 329–220.
- ^ Серанджели 2015 , с. 378.
- ^ Перейти обратно: а б Резерфорд 2017 , с. 91.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2010). «Гептада в Анатолии» . В Лебрене, Рене (ред.). Анатолийский этюд памяти Эриха Нейдиката . Лувен-ла-Нев: Петерс. ISBN 978-90-429-2338-6 . OCLC 682137206 .
- Бачварова, Мэри Р. (2016). «Слои анатолийского влияния в «Илиаде». От хетта до Гомера. Анатолийская подоплека древнегреческого эпоса . Издательство Кембриджского университета. стр. 418–457. дои : 10.1017/cbo9781139048736.018 . ISBN 9781139048736 .
- Барсакки, Франческо Г. (2016). «KBo 20.64: Хеттский ритуал призывания с упоминанием грома». Древние исследования Ближнего Востока . 43 (1-2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 1–16. дои : 10.1515/aofo-2016-0002 . HDL : 2158/1106067 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164704846 .
- Брайс, Тревор Р. (1981). «Дисциплинарные агенты в могильных надписях Ликии» . Анатолийские исследования . 31 . Британский институт в Анкаре, Издательство Кембриджского университета: 81–93. дои : 10.2307/3642759 . ISSN 0066-1546 . JSTOR 3642759 . S2CID 163840084 . Проверено 20 ноября 2022 г.
- Брайс, Тревор Р. (1983). «Прибытие богини Лето в Ликию» . Historia: Журнал древней истории . 32 (1). Франц Штайнер Верлаг: 1–13. ISSN 0018-2311 . JSTOR 4435828 . Проверено 20 ноября 2022 г.
- Каммарозано, Микеле (2015). «Иностранные боги в Хатти. Новое издание CTH 510» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 12 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN 1971-8608 .
- Франц-Сабо, Габриэль (1987), «Malija(nni), Malimalija» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 ноября 2022 г.
- Гёрке, Сюзанна (2022). «Хурритские и лувийские элементы в религиозных текстах Киццуватны» . Altorientalische Forschungen . 49 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 148–157. дои : 10.1515/aofo-2022-0011 . ISSN 2196-6761 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 19 ноября 2022 г.
- Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN 90-474-0214-6 . OCLC 995012566 .
- Пейн, Анник (2019). «Родные религиозные традиции с лидийской точки зрения» . Религиозная конвергенция в Древнем Средиземноморье . Локвуд Пресс. дои : 10.2307/j.ctvd1c9d4.17 . S2CID 200168691 .
- Пейн, Анник; Сассвилл, Дэвид (2016). «Лидийская Афина: новое издание LW 40» . Историческая лингвистика/Историческая лингвистика (на немецком языке). 129 . Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 66–82. дои : 10.13109/hisp.2016.129.1.66 . ISSN 0935-3518 . JSTOR 44113343 . Проверено 20 ноября 2022 г.
- Раймонд, Эрик А. (2007). «Эллинизация и ликийские культы в период Ахеменидов» . В Таплине, Кристофер (ред.). Персидские ответы: политическое и культурное взаимодействие с империей Ахеменидов . Классическая пресса Уэльса. дои : 10.2307/j.ctvvnb3j.12 .
- Резерфорд, Ян (2017). «Сандас в переводе» . Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша . Французский институт анатолийских исследований. ISBN 978-2-36245-083-9 . OCLC 1286359422 .
- Резерфорд, Ян (2020). «Афина, Малия и Плотник» . В Д'Алессио, Джован Баттиста (ред.). Сила слова: исследования греческой литературы для Марии Канната Фера . Алессандрия: Edizioni dell'Orso. ISBN 978-88-3613-069-6 . OCLC 1204268990 .
- Швемер, Дэниел (2022). «Религия и власть». Справочник Хеттской империи . Грютер. стр. 355–418. дои : 10.1515/9783110661781-009 . ISBN 9783110661781 .
- Серанджели, Матильда (2015). «Хет. Малия, Лик. Малия и греческая Афина» . В Зинко, Кристиан; Кайнц, Беренике; Зинко, Микаэла (ред.). Древний человек в поле напряжения между ритуалом и магией 1-й Грацский симпозиум по индоевропейской древности, Грац, 14.-15. Ноябрь 2013 г. (на немецком языке). Грац: Книжное издательство Лейкам. ISBN 978-3-7011-0292-1 . OCLC 936779143 .
- Стейтлер, Чарльз В. (2019). «Хеттские профессионалы и божества-покровители». Экономика религий в Анатолии и Северной Сирии . Угарит-Верлаг. дои : 10.2307/j.ctv1t4m1xv.15 . S2CID 241673679 .
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Уоткинс, Калверт (2007). «Гиппонактея квадам». Гесперос . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 118–125. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199285686.003.0009 . ISBN 978-0199285686 .
- Вегнер, Ильза (1981). Форма и культ Иштар-Шавушки в Малой Азии (на немецком языке). Кевелаер Нойкирхен-Флуйн: Буцон и Беркер Нойкирхенер Верлаг. ISBN 3-7666-9106-6 . OCLC 7807272 .