Jump to content

Малия

Малия
Богиня рек, садов и ремесел.
Главный культовый центр Канеш , Хаттуса , Кумманни , Родиаполис
Эквиваленты
Греческий эквивалент Афина

Малия была богиней, которой поклонялись хетты в бронзовом веке . Скорее всего, по происхождению она была обожествленной рекой, но она также была связана с садами и ремеслами, в частности с кожевенным и столярным делом. Самые древние свидетельства о ней были выявлены в древнеассирийских текстах из Канеша . Этот город продолжал ассоциироваться с ней и в более поздних традициях, хотя ей также поклонялись в Хаттусе и других местах Хеттской империи . Она также присутствует в текстах, происходящих из Киццуватны , которые указывают на то, что у нее был храм в Кумманни , где ей поклонялись наряду с различными хурритскими божествами .

Предполагается, что богиня с таким же именем, засвидетельствованная в ликийских текстах первого тысячелетия до нашей эры, соответствует более ранней хеттской Малии. Ей поклонялись в Родиаполисе и других городах Ликии, и она могла быть богиней войны. Малис , известный из лидийских источников и упоминаний в греческой литературе , также считается большинством авторов производным от Малии. В сообщении с Лесбоса она описывается как ткачиха. Ликийская и лидийская формы Малии считались аналогами греческой Афины, хотя среди исследователей остается предметом споров то, как изначально было установлено соответствие между ними. Малис также сохранился в греческих источниках как имя одной из наяд, ответственных за похищение Гиласа , или, альтернативно, как рабыня царицы Омфалы .

Второе тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Малия изначально принадлежала пантеону Канеша (современный Кюльтепе). [ 1 ] [ 2 ] Самыми старыми свидетельствами ее имени являются теофорические имена женщин (например, Малиавасай) и топонимы (например, Малитта), упомянутые в древнеассирийских текстах с этого сайта. [ 3 ] [ 4 ]

Предполагается, что Малия первоначально могла быть нуменом одноименной реки. [ 5 ] на что указывает случайное написание ее имени клинописью с определяющим ÍD. [ 6 ] Было высказано предположение, что река Малия может соответствовать либо Парфениосу (Παρθένιος) в исторической Фригии , либо Меласу (Μέλας) возле Кесарии в Каппадокии . [ 7 ] Этимология названия неясна. [ 4 ] В прошлом утверждалось, что Малию можно считать «протолувийской » . [ 8 ] но, согласно более позднему исследованию Манфреда Хаттера , она не имела лувийского происхождения. [ 9 ] Калверт Уоткинс предлагает связать ее имя с существительным māl- , «внутренняя сила» или «умственная сила», встречающимся как на хеттском , так и на лувийском языках. [ 10 ] Эту этимологию принимает и Мэри Р. Бачварова. [ 11 ] Матильда Серанджели интерпретирует имя Малии как «богиню мысли», опираясь на аналогичное предположение. [ 12 ] На ранних этапах исследования были предприняты попытки доказать, что Малия была касситским божеством . по происхождению [ 4 ]

Хеттские свидетельства

[ редактировать ]

Поклонение Малии продолжалось в Анатолии под властью хеттов . [ 1 ] и она хорошо засвидетельствована в различных хеттских источниках. [ 13 ] В хеттской традиции она ассоциировалась с водой, особенно с реками. [ 14 ] В инвентарной табличке (КУБ 38.33; строка 5 на лицевой стороне) упоминается железная статуя Малии, описанная как женское речное божество. [ 15 ] Она также выступала в роли богини садов. [ 16 ] «Малия Сада» упоминается в тексте КУБ 42.23, где она названа «матерью вина и зерна». [ 17 ] Эта ипостась богини получала подношения наряду с богом растительности Телипину . [ 5 ] Как богиню, ответственную за рост растений, ее также можно было призывать вместе с Инарой и речной богиней Шахирией. [ 18 ] В списке подношений времен правления Туддалии IV также упоминается горное божество по имени Малия, которое, возможно, отождествляется с Малалией, известной из других хеттских текстов. [ 19 ] Однако последний был мужским божеством. [ 20 ] Соответствующей горой может быть Маму Даг, расположенный к северо-востоку от Токата в Турции . [ 4 ] Есть также свидетельства того, что Малия была связана с кожевниками . [ 21 ] Посвященная ей община кожевников и кожевников жила недалеко от ручья, расположенного недалеко от ворот Ашуша в Хаттусе . [ 22 ] В тексте IBoT 3.1 упоминается высокопоставленный кожевник, предлагающий сосуд, используемый для хранения духов ( талла/и- ) во время обряда питья Малии, совершаемого перед королевской четой. [ 23 ] Также засвидетельствована связь Малии с плотниками. [ 14 ] «Малия Плотника» была среди божеств города Саллунтасси. [ 24 ]

В хеттской религии Малия традиционно ассоциировалась с городом Канеш, и в ряде посвященных ей церемоний участвовала «певица Канеша», исполнявшая песни на «неситском» (хеттском) языке. [ 25 ] Предполагается, что канешитские божества образовали древнейший пласт хеттской религии , [ 6 ] но возможно, что более поздняя группа «богов Канеша» в ритуалах представляла собой конгломерат божеств, первоначально принадлежавших к различным традициям, и что в целом она не обязательно отражала состав самого раннего хеттского пантеона. [ 26 ] В древнейших источниках из Хаттусы Малии, культ по-видимому, имел бытовой характер, но она также появляется в контексте царских ритуалов после возникновения Хеттской империи. [ 15 ] Она упоминается, например, в тексте, посвященном празднику, призванному обеспечить удачу дому правителя и гарантировать ему наследника. [ 27 ] и молитва, в которой ее призывают вместе с богом погоды Нериком, чтобы помочь страждущим просителям. [ 28 ] Во время правления Тудхалии IV центральным местом, связанным с ней, как и с другими божествами Канеша, был так называемый «Великий храм» в этом городе. [ 29 ] Божествам из этой группы, включая Малию, а также Пирву и Ашкашепу , также поклонялись в Иштануве. [ 30 ] Другая группа, состоящая из Малии, местного бога бури и д У.ГУРУ (в этом контексте, возможно, логографическое написание имени Зилипури , хаттского хтонического бога из круга Лелуани или, что менее правдоподобно, месопотамского бога Нергала ), по-видимому, поклонялись в Хулаше. [ 31 ] Существование города, названного в честь Малии во времена хеттов, хотя и предполагалось в древней литературе, сейчас считается недоказанным. [ 6 ]

Малия обычно ассоциировалась с Камрушепой, богиней магии и акушерства. [ 15 ] В повествовательном введении к формуле исцеления Малия является одним из божеств, которые следят за тем, чтобы информация о состоянии пациента доходила до Камрушепы. [ 32 ] В других хеттских источниках Малию сопровождают помощники, известные как Малиянни, чье имя является множественным числом от уменьшительной формы ее собственного имени Малияна, «маленькая Малия». [ 33 ] По мнению Фолькерта Хааса , подобно другим группам божеств, имена которых были построены аналогично, таким как Нинаттанни ( Нинатта и Кулитта ) или Шарруманни , их следует рассматривать как группу из двух человек. [ 34 ] Петр Тарача предполагает, что это были ипостаси самой Малии. [ 35 ] В одном случае они появляются в ритуале, призванном обеспечить процветание виноградника . [ 35 ] Их сравнивали с более поздними греческими нимфами . [ 4 ] [ 36 ] Другой группой божеств, связанных с Малией, были «мужские боги Малии» ( д малияш DINGIR.LÚ СЕТКА ), предположительно второстепенные божества, сравнимые с концепцией гения места , связанные с конкретными природными особенностями, например, реками и источниками, и, возможно, основанные на хурритских традициях, которые достигли Хеттской империи через Киццуватну . [ 6 ]

Лувийские сертификаты

[ редактировать ]

Малия была включена в лувийскую религию и является одной из наиболее известных богинь, которым поклоняются лувийцы . [ 9 ] [ 37 ] Манфред Хаттер предполагает, что информация о ее характере, содержащаяся в хеттских текстах, применима и к ней в лувийском контексте. [ 9 ] Хотя, по мнению Петра Тарачи, неверно предполагать существование единого лувийского пантеона, некоторым божествам, в том числе ей, а также таким божествам, как Камрушепа , Тархант , Тивад , Арма , Иярри и Шанта, тем не менее, поклонялись все лувийские общины. [ 37 ] Лучше всего она засвидетельствована в текстах юга Анатолии. [ 15 ] В лувийском контексте она появляется в источниках из бассейна Зулии (современная река Чекерек ), хотя отдельные связанные с ней топонимы не сохранились в большинстве известных документов. [ 38 ] Она также присутствует в перечислении божеств неизвестного, предположительно лувийского города, известного из хеттского списка подношений начала имперского периода. [ 39 ]

Киццуватнеанские сертификаты

[ редактировать ]

Малии также поклонялись в « хурринизированной » религии Киццуватна , где у нее был храм в городе Кумманни . [ 15 ] Частично сохранившийся текст утверждает, что здесь также находились статуи шести групп других божеств, включая Нинатту и Кулитту , Хутену и Хутеллуру , диаду, называемую Тиябенти, Куззина-Кузпазена, Кунизизи (в паре с божеством, имя которого не сохранилось). и Анналия (возможно, упоминается вместе с Ишхарой ). [ 40 ] Куззина-Кузпазена представляла собой группу хурритских божеств, связанных с ней в местной традиции. [ 15 ] По словам Фолькерта Хааса, они, скорее всего, действовали как ее помощники. [ 41 ]

В текстах времен правления Пудухепы , описывающих ежегодный праздник Кишува , призванный гарантировать благополучие королевской семьи, Малия упоминается наряду с другими божествами Куммии: « Тешуб Манузи », Леллури , Ишхара, Аллани и парой проявлений божества Куммии . Нупатик . [ 42 ] Сюзанна Гёрке утверждает, что ее присутствие в этом тексте может быть результатом лувийского влияния, хотя она также отмечает, что других доказательств этого можно найти очень мало. [ 43 ] Вся церемония длилась девять дней. [ 42 ] Малия упоминается в конце таблички, посвященной второму дню. [ 43 ] где описано ритуальное омовение ее статуи, а также церемония одевания, во время которой она получала красную одежду и пояс. [ 44 ] Другая, описывая третий день, упоминает обряды, происходящие в ее храме. [ 45 ] В одном из них участвовал божественный конь Эрама. [ 46 ]

Первое тысячелетие до нашей эры

[ редактировать ]

Хотя многим божествам, принадлежащим к различным анатолийским пантеонам бронзового века , перестали поклоняться в железном веке , [ 47 ] Предполагается, что это производное от Малии, которому продолжали поклоняться в первом тысячелетии до нашей эры. [ 48 ] [ 49 ] [ 13 ] Однако связь между свидетельствами второго и первого тысячелетий до нашей эры не является общепризнанной, и из-за очевидного отсутствия аналогичных функций Калверт Уоткинс утверждал, что хеттская Малия и более поздние божества с аналогичным названием просто имели гомофонные имена. [ 50 ] Ян Резерфорд, который в отличие от Уоткинса считает правдоподобным, что Малия первого тысячелетия была идентична богине, известной из более ранних источников, также подчеркивает, что ее характер не идентичен. [ 51 ]

Ликийские свидетельства

[ редактировать ]

Многие свидетельства о Малии имеются в Ликии , где она считалась богиней-покровительницей Родиаполя . [ 13 ] В этом городе она была известна под эпитетом Ведренни , а в Фелосе ее называли Эриюпамой, возможно, либо «высоковозвышенной», либо «победившей врага», причем последняя трактовка позволяла интерпретировать ее как воинственную богиню. [ 52 ] Тревор Р. Брайс отмечает, что мнение о том, что ликийская форма Малии играла такую ​​роль, также подтверждается надписью из Ксанфа и крышкой саркофага, изображающей ее рядом с амазонками в сцене битвы. [ 48 ] Малия также упоминается в надгробной надписи некоего Иямара, которая может указывать на него как на жреца этой богини. [ 53 ] В некоторых ликийских городах Малии поклонялись наряду с местным богом погоды Трккасом . [ 54 ]

В ликийской традиции греческая богиня Афина понималась как аналог Малии. [ 55 ] Ассимиляция этих двух народов могла быть изначально политически мотивированной, поскольку местная династия стремилась придерживаться греческой культурной модели. [ 52 ] Надпись на серебряной вазе из Пифома , украшенной изображением суда Париса, называет богиню, подобную Афине, Малией. [ 13 ] Другие фигуры упоминаются с использованием ликийского написания их греческих имен: Педрита ( Афродита ) и Алисса (Александр = Парис ). [ 56 ] Принято считать, что переписка между Малией и Афиной основывалась на том, что обе богини имели аспект Полиас , но интерпретация местного эпитета Ведренни, принадлежащего первой, как «городская», теперь считается неправдоподобной в свете открытия ликийских терминов, обозначающих город ( тетери и минна , а не ведри , последнее, возможно, означает «страна»), и, по мнению Эрика Раймонда, возможно, он опирался на аналогичную воинственную функцию, обозначенную соответственно титулами Эриюпама и Птолипортос («который разграбляет города»), применяемыми к Афина в надписи на Ксанфском обелиске ). [ 52 ] Вместо этого Ян Рутерфорд предполагает, что уравнение могло быть основано на влиянии Родоса , где Афина была широко почитаемым божеством (особенно в Линдосе ), на ликийскую культуру пятого века до нашей эры. [ 57 ] Вторая возможность, которую он рассматривает, — это их общие персонажи как богини ремесел. [ 58 ] Матильда Серанджели, опираясь на предложенную этимологию имени Малии, утверждает, что уравнение могло быть основано на связи между значением ее имени, возможно, связанным с такими терминами, как «мысль» или «умственная сила», с хорошо подтвержденной ролью Афины как богиня мудрости. [ 12 ]

Лидийские сертификаты

[ редактировать ]

Принято считать, что Малия была предшественницей лидийской богини Малис. [ 59 ] [ 13 ] Ее понимали как аналог греческой Афины, на что указывает греко- лидийский двуязычный текст из Пергама и ряд литературных ссылок, обнаруженных в произведениях таких авторов, как Гиппонакс и Исихий . [ 60 ] Вышеупомянутый двуязычный текст является одним из немногих лидийских текстов, которые не были найдены в окрестностях Сард , и он написан существенно позже, чем остальная часть корпуса, причем большинство оценок датируют его концом четвертого века до нашей эры, а именно периодом между 330 г. и 325 г. до н.э. на основании того факта, что в нем упоминается, что некий Пайтар был донором, ответственным за финансирование колонны, на которой она была написана, воздвигнутой во время строительства местного храма Афины. [ 61 ] Пайтара не известен ни из каких других источников, хотя тот факт, что он говорит на двух языках, может указывать на то, что в Пергаме в то время существовала влиятельная и процветающая лидийская община. [ 62 ]

Хотя греческая литературная традиция представляет царей Лидии как спонсоров культа Афины, она не появляется в источниках из Сард, предшествующих правлению династии Атталидов (180–133 гг. до н.э.), и поэтому было высказано предположение, что такие свидетельства могут отражать традиции. относящийся к культу Малиса до периода эллинизации . [ 63 ]

Греческие сертификаты

[ редактировать ]

Множественные упоминания о Малисе также известны из греческих источников. [ 64 ] На основании подтвержденного греческого написания ее имени предполагается, что греческие авторы узнали о ней из лидийских источников, а не из ликийских или лувийских. [ 65 ] Однако степень их знакомства с ней остается неопределенной. [ 47 ] Ян Резерфорд сравнивает ее случай с случаем Сандаса : [ 66 ] и с меньшей уверенностью - Кубабу , которая также сохранила определенную актуальность после второго тысячелетия до нашей эры и продолжала упоминаться в греческих текстах. [ 47 ]

Литературный фрагмент с Лесбоса изображает Малис (Μᾶλις) как ткачиху, и, по мнению Анник Пейн, это может быть указанием на то, что греки также поклонялись богине. [ 13 ] Резерфорд отмечает, что, если это описание отражает анатолийскую традицию, оно могло быть причиной частого уравнения между Малидой и Афиной, хотя он также считает возможным, что это было греческое изобретение, основанное на ранее существовавшем уравнении. [ 66 ] В то же время он предварительно предполагает, что, поскольку миф об Арахне не зафиксирован в источниках, предшествовавших Овидию , согласно которым состязание мифических ткачей происходило в Гипепе в Лидии, первоначально он мог быть лидийским мифом о Малисе, если принимается гипотеза, что она была богиней-ткачихой. [ 67 ] Пейн в своем анализе имеющихся свидетельств отмечает, что фигурка ткачихи в лидийском головном уборе, найденная в Эфесе, также может быть свидетельством греческого поклонения Малиду как божеству такого характера. [ 13 ] Гиппонакс , ранний греческий поэт, который, очевидно, говорил и по-гречески, и по-лидийски, оставил после себя короткое обращение, адресованное Малису (Μαλὶς):

О Малис, помоги мне (?), и поскольку мне суждено иметь безумного хозяина, я умоляю тебя, чтобы меня не били. [ 66 ]

Гилас и нимфы (1896) Джона Уильяма Уотерхауса

Водяная нимфа ( наяда ) по имени Малис (Μαλίς) засвидетельствована в « Феокрита » Идиллиях . [ 13 ] Вместе с двумя другими нимфами, Юникой и Никеей, [ 68 ] она проживала в Киосе на Пропонтиде , и вместе они были ответственны за похищение Гиласа . [ 54 ] Ян Резерфорд отмечает, что мнение о том, что Малис была речной нимфой, похоже, соответствует первоначальной роли Малии как речной богини. [ 14 ] Софокл в пьесе «Филоктет» упоминает множество нимф с похожим именем: [ 13 ] Малиадес (Μαλιάδες) из реки Сперхейос . [ 33 ] Однако, по мнению Резерфорда, они, скорее всего, не связаны с единственным Малисом, а вместо этого следует предположить, что они связаны с Малисом в Греции. [ 54 ]

В другой греческой традиции Малис, хотя и ассоциировалась с Лидией, рассматривалась только как рабыня Омфалы , мифической царицы этого царства. [ 59 ] [ 54 ] Эту точку зрения можно встретить в трудах Стефана Византийского и Гелланикоса . [ 13 ] Согласно последнему из этих двух авторов, у нее был сын от Геракла , Акелес, что может отражать традицию, в которой богине Малис поклонялись наряду с Сандасом, анатолийским богом, отождествляемым с греческим героем, хотя определенных доказательств в пользу этого нет. этой интерпретации, [ 69 ] и никакие известные тексты второго тысячелетия до нашей эры не связывают их друг с другом. [ 2 ]

Были предприняты попытки связать предполагаемый теоним Дамалис, присутствующий в « Жизни и чудесах святой Феклы» первого века нашей эры наряду с Сандасом, с Малисом, но они не считаются правдоподобными, а «город Сандаса и Дамалиса», упомянутый в этом текст может быть переосмыслением Далисандоса в Исаврии . [ 69 ]

  1. ^ Перейти обратно: а б Франц-Сабо 1987 , с. 304.
  2. ^ Перейти обратно: а б Уоткинс 2007 , с. 123.
  3. ^ Вегнер 1981 , с. 214.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и Франц-Сабо 1987 , с. 305.
  5. ^ Перейти обратно: а б Швемер 2022 , с. 376.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Барсакки 2016 , с. 9.
  7. ^ Серанджели 2015 , с. 377.
  8. ^ Вегнер 1981 , с. 215.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Хаттер 2003 , с. 231.
  10. ^ Уоткинс 2007 , с. 124.
  11. ^ Бачварова 2016 , с. 447.
  12. ^ Перейти обратно: а б Серангели 2015 , с. 385–386.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Пейн 2019 , с. 242.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Резерфорд 2020 , с. 331.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Тарача 2009 , с. 115.
  16. ^ Хаас 2015 , с. 410.
  17. ^ Тарача 2009 , с. 115-116.
  18. ^ Хаас 2015 , с. 479.
  19. ^ Хаас 2015 , стр. 410–411.
  20. ^ Хаас 2015 , с. 496.
  21. ^ Штайтлер 2019 , с. 131.
  22. ^ Тарача 2009 , с. 132.
  23. ^ Штайтлер 2019 , стр. 131–132.
  24. ^ Каммарозано 2015 , с. 216.
  25. ^ Тарача 2009 , с. 30.
  26. ^ Архи 2010 , с. 32.
  27. ^ Тарача 2009 , с. 51.
  28. ^ Хаас 2015 , с. 607.
  29. ^ Тарача 2009 , с. 133.
  30. ^ Тарача 2009 , стр. 116–117.
  31. ^ Барсакки 2016 , с. 10.
  32. ^ Хаас 2015 , с. 412.
  33. ^ Перейти обратно: а б Серангели 2015 , с. 379.
  34. ^ Хаас 2015 , с. 313.
  35. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 116.
  36. ^ Штайтлер 2019 , с. 132.
  37. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 107.
  38. ^ Тарача 2009 , с. 100.
  39. ^ Тарача 2009 , с. 101.
  40. ^ Хаас 2015 , с. 850.
  41. ^ Хаас 2015 , с. 468.
  42. ^ Перейти обратно: а б Тарача 2009 , с. 138.
  43. ^ Перейти обратно: а б Гёрке 2022 , с. 153.
  44. ^ Хаас 2015 , с. 855.
  45. ^ Хаас 2015 , стр. 855–856.
  46. ^ Хаас 2015 , с. 417.
  47. ^ Перейти обратно: а б с Резерфорд 2017 , с. 81.
  48. ^ Перейти обратно: а б Брайс 1983 , с. 6.
  49. ^ Хаттер 2003 , стр. 231–232.
  50. ^ Уоткинс 2007 , стр. 123–124.
  51. ^ Резерфорд 2020 , стр. 330–331.
  52. ^ Перейти обратно: а б с Раймонд 2007 , с. 154.
  53. ^ Брайс 1981 , с. 83.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Резерфорд 2020 , с. 330.
  55. ^ Раймонд 2007 , с. 153.
  56. ^ Брайс 1981 , с. 84.
  57. ^ Резерфорд 2017 , с. 88.
  58. ^ Резерфорд 2020 , с. 332.
  59. ^ Перейти обратно: а б Хаас 2015 , с. 411.
  60. ^ Пейн 2019 , с. 241.
  61. ^ Пейн и Сассвилл, 2016 , с. 67.
  62. ^ Пейн и Сассвилл, 2016 , с. 68.
  63. ^ Пейн 2019 , стр. 241–242.
  64. ^ Пейн 2019 , с. 244.
  65. ^ Пейн и Сассвилл, 2016 , с. 77.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Резерфорд 2020 , с. 329.
  67. ^ Резерфорд 2020 , стр. 329–220.
  68. ^ Серанджели 2015 , с. 378.
  69. ^ Перейти обратно: а б Резерфорд 2017 , с. 91.

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (2010). «Гептада в Анатолии» . В Лебрене, Рене (ред.). Анатолийский этюд памяти Эриха Нейдиката . Лувен-ла-Нев: Петерс. ISBN  978-90-429-2338-6 . OCLC   682137206 .
  • Бачварова, Мэри Р. (2016). «Слои анатолийского влияния в «Илиаде». От хетта до Гомера. Анатолийская подоплека древнегреческого эпоса . Издательство Кембриджского университета. стр. 418–457. дои : 10.1017/cbo9781139048736.018 . ISBN  9781139048736 .
  • Барсакки, Франческо Г. (2016). «KBo 20.64: ​​Хеттский ритуал призывания с упоминанием грома». Древние исследования Ближнего Востока . 43 (1-2). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 1–16. дои : 10.1515/aofo-2016-0002 . HDL : 2158/1106067 . ISSN   2196-6761 . S2CID   164704846 .
  • Брайс, Тревор Р. (1981). «Дисциплинарные агенты в могильных надписях Ликии» . Анатолийские исследования . 31 . Британский институт в Анкаре, Издательство Кембриджского университета: 81–93. дои : 10.2307/3642759 . ISSN   0066-1546 . JSTOR   3642759 . S2CID   163840084 . Проверено 20 ноября 2022 г.
  • Брайс, Тревор Р. (1983). «Прибытие богини Лето в Ликию» . Historia: Журнал древней истории . 32 (1). Франц Штайнер Верлаг: 1–13. ISSN   0018-2311 . JSTOR   4435828 . Проверено 20 ноября 2022 г.
  • Каммарозано, Микеле (2015). «Иностранные боги в Хатти. Новое издание CTH 510» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 12 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN   1971-8608 .
  • Франц-Сабо, Габриэль (1987), «Malija(nni), Malimalija» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 20 ноября 2022 г.
  • Гёрке, Сюзанна (2022). «Хурритские и лувийские элементы в религиозных текстах Киццуватны» . Altorientalische Forschungen . 49 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ: 148–157. дои : 10.1515/aofo-2022-0011 . ISSN   2196-6761 .
  • Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 19 ноября 2022 г.
  • Хаттер, Манфред (2003). «Аспекты лувийской религии». В Мелчерте, Крейг (ред.). Лувийцы . Справочник востоковедения. Раздел 1 Ближний и Средний Восток. Том. 68. Лейден: Брилл. ISBN  90-474-0214-6 . OCLC   995012566 .
  • Пейн, Анник (2019). «Родные религиозные традиции с лидийской точки зрения» . Религиозная конвергенция в Древнем Средиземноморье . Локвуд Пресс. дои : 10.2307/j.ctvd1c9d4.17 . S2CID   200168691 .
  • Пейн, Анник; Сассвилл, Дэвид (2016). «Лидийская Афина: новое издание LW 40» . Историческая лингвистика/Историческая лингвистика (на немецком языке). 129 . Ванденхук и Рупрехт (GmbH & Co. KG): 66–82. дои : 10.13109/hisp.2016.129.1.66 . ISSN   0935-3518 . JSTOR   44113343 . Проверено 20 ноября 2022 г.
  • Раймонд, Эрик А. (2007). «Эллинизация и ликийские культы в период Ахеменидов» . В Таплине, Кристофер (ред.). Персидские ответы: политическое и культурное взаимодействие с империей Ахеменидов . Классическая пресса Уэльса. дои : 10.2307/j.ctvvnb3j.12 .
  • Резерфорд, Ян (2017). «Сандас в переводе» . Хиттитология сегодня: исследования хеттской и неохеттской Анатолии в честь 100-летия со дня рождения Эммануэля Лароша . Французский институт анатолийских исследований. ISBN  978-2-36245-083-9 . OCLC   1286359422 .
  • Резерфорд, Ян (2020). «Афина, Малия и Плотник» . В Д'Алессио, Джован Баттиста (ред.). Сила слова: исследования греческой литературы для Марии Канната Фера . Алессандрия: Edizioni dell'Orso. ISBN  978-88-3613-069-6 . OCLC   1204268990 .
  • Швемер, Дэниел (2022). «Религия и власть». Справочник Хеттской империи . Грютер. стр. 355–418. дои : 10.1515/9783110661781-009 . ISBN  9783110661781 .
  • Серанджели, Матильда (2015). «Хет. Малия, Лик. Малия и греческая Афина» . В Зинко, Кристиан; Кайнц, Беренике; Зинко, Микаэла (ред.). Древний человек в поле напряжения между ритуалом и магией 1-й Грацский симпозиум по индоевропейской древности, Грац, 14.-15. Ноябрь 2013 г. (на немецком языке). Грац: Книжное издательство Лейкам. ISBN  978-3-7011-0292-1 . OCLC   936779143 .
  • Стейтлер, Чарльз В. (2019). «Хеттские профессионалы и божества-покровители». Экономика религий в Анатолии и Северной Сирии . Угарит-Верлаг. дои : 10.2307/j.ctv1t4m1xv.15 . S2CID   241673679 .
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN  978-3447058858 .
  • Уоткинс, Калверт (2007). «Гиппонактея квадам». Гесперос . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 118–125. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199285686.003.0009 . ISBN  978-0199285686 .
  • Вегнер, Ильза (1981). Форма и культ Иштар-Шавушки в Малой Азии (на немецком языке). Кевелаер Нойкирхен-Флуйн: Буцон и Беркер Нойкирхенер Верлаг. ISBN  3-7666-9106-6 . OCLC   7807272 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 43aad54befb8d4712a472ad684f93b05__1719582960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/43/05/43aad54befb8d4712a472ad684f93b05.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maliya - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)