Jump to content

Пирва

Пирва
Бог лошадей
Главный культовый центр Канеш
Животные лошадь
Генеалогия
Супруг возможно, Хашшушара

Пирва , также известный под разными именами Перва и Перува , был богом, которому поклонялись хетты и лувийцы в древней Анатолии . Он был связан с лошадьми. Есть также свидетельства того, что его считали воинственным божеством. Впервые он засвидетельствован в документах из Канеша , в которых упоминается священник, находившийся у него на службе. Он сохранил свою связь с этим городом в более поздних источниках, но ему также стали поклоняться в ряде других мест, включая Хаттусу . Возможное позднее упоминание о нем встречается в неоассирийском тексте, в котором перечислены божества, которым поклонялись в Арбеле , хотя это свидетельство остается неопределенным и может быть ошибкой переписчика.

Имя и характер

[ редактировать ]

Засвидетельствованные варианты формы имени Пирвы включают Перва и Перува, причем последнее является старым написанием, используемым в текстах из Канеша . [ 1 ] По словам Петра Тарачи [ де ] , оно, скорее всего, возникло на языке, который он называет «центрально-анатолийским субстратом », похожим на имена Шарихари, Кигиша, Нипаш , Парка, Тухтухани и, возможно, Анна . [ 2 ] Вместо этого Фолькерт Хаас считал, что это слово связано с рядом слов, присутствующих в анатолийских языках , таких как перуна , «камень» или «камень». NA 4 piru=luwa- , «высвобождать зерно из камней», а также древнеиндийское parwata , «гора», хотя он подчеркивал, что связь между предложенными этимологиями и характером Пирвы определить невозможно. [ 3 ] Объяснение имени как производного от термина, обозначающего скалу или камень, также было принято Франкой Печчиоли Дадди, который спекулятивно отнес Пирву к числу горных божеств. [ 4 ]

считали неопределенным, Хотя первоначально хеттилоги считался ли Пирва исключительно мужским божеством или сосуществовали как женские, так и мужские формы, современный консенсус заключается в том, что первая точка зрения верна, а вторая является результатом трактовки женского титула MUNUS . ЛУГАЛ как эпитет этого бога из-за неправильных переводов. [ 4 ]

Пирва считался богом лошадей, и связь между ним и этими животными хорошо засвидетельствована. [ 5 ] Доказательства включают как текстовые источники, связывающие его с лошадьми в предзнаменованиях, так и описания его иконографии. [ 4 ] Известны два примера последних: один из Шиппы, другой из Зипаривы; в обоих случаях он описывается как мужская фигура, стоящая на коне. [ 6 ] Другими животными, связанными с ним, были орел и лев. [ 4 ] Пирву также можно было изображать как грозного бога-воина. [ 7 ] Об этом аспекте его характера лучше всего свидетельствуют районы, населенные лувийцами . [ 4 ] Его эпитеты включают parḫant , «погоня, охота, скачок », и, возможно, ma-a-ya-[...] / ma-ae-eš , «могучий». [ 7 ] Первое могло отражать его связь с лошадьми. [ 4 ]

Ассоциации с другими божествами

[ редактировать ]

В списках подношений Пирва обычно появляется рядом с другими божествами, связанными с Канешем у хеттов , такими как Ашкашепа , Малия , Хашамили , Хашшушара. [ 6 ] и Камрушепа . [ 8 ] Однако эта группа, скорее всего, была изобретением позднего времени, и не всем из них обязательно поклонялись в самые ранние периоды истории хеттской религии. [ 9 ] В формуле, открывающей хеттский ритуал исцеления, Пирва отвечает за передачу Камрушепе информации, переданной ему Малией. [ 3 ]

Связь между Пирвой и Хашшушарой была особенно тесной, и, например, в Киззимаре им, очевидно, поклонялись как диаде. [ 6 ] Они также появляются вместе во фрагменте мифа хеттского или лувийского происхождения, и было высказано предположение, что Хашшушара была пархедрой Пирвы [ де ] (партнером). [ 10 ] В ритуале, посвященном лувийскому богу погоды Тархунцу , который должен был обеспечить процветание виноградника, вместо этого Пирва сочетается с Ашкашепой. [ 11 ] Им также вместе поклонялись в Иштануве [ де ] , городе на северо-западе Лувии. [ 12 ] Эта же пара могла также образовать триаду вместе с Катахой , хотя последняя могла образовать дуэт и с самой Пирвой. [ 13 ] В одном случае Пирва появляется в ритуале вместе с Хашшушарой и Ашкашепой. [ 14 ]

Поклонение

[ редактировать ]

Первоначально Пирве поклонялись в Канеше. [ 15 ] По словам Франки Печчиоли Дадди. он был главным божеством этого города. [ 16 ] Эту точку зрения также поддерживает Джон Макгиннис. [ 15 ] Однако принято считать, что вместо этого эту роль выполнила Анна . [ 17 ] [ 18 ] [ 2 ] Предложение Печчиоли Дадди основано на том факте, что в древнеассирийских текстах из Канеша упоминается множество людей, носящих теофорные имена, упоминающие Пирву, включая членов местной царской семьи. [ 16 ] Лишь в единственном документе с сайта упоминается состоявший на его службе священник ( кумрум ) некий Хапуала. [ 1 ]

Хеттские и лувийские источники

[ редактировать ]

В более поздние периоды Пирве поклонялись хетты и лувийцы . [ 15 ] Он сохранил связь с Канешем, в отличие от таких божеств, как Анна или Парка. [ 19 ] В самых ранних хеттских текстах упоминается множество теофорических имен, упоминающих Пирву, хотя их частота со временем снизилась. [ 20 ] Поскольку о нем упоминают лишь немногие ритуальные тексты того же периода, если таковые имеются, скорее всего, географические масштабы его культа оставались ограниченными до возникновения Хеттской империи , когда он, по-видимому, распространился на Хаттусу и распространился на большую территорию. [ 7 ] Гора Лиша служила его административным центром. [ 4 ] Согласно хеттским текстам, другими культовыми центрами Пирвы были Хашшува, Шиппа, Тенизидаша и Зипарива. [ 6 ] Ему также поклонялись в Икшунуве, Ненишанкуве и Дурувадуруве. [ 7 ] Посвященные ему храмы существовали в Шиппе и Виджанаванте, также известны упоминания о Чекуре , типе религиозного и административного учреждения. [ 4 ] Этот тип святилищ также засвидетельствован для таких божеств, как Каммамма и неуказанный бог, обозначенный логограммой. д LAMMAЛАММА [ 21 ]

Возможные более поздние сертификаты

[ редактировать ]

Батька ( д Би-ру-у-а ) засвидетельствовано в неоассирийском тексте такульту времен правления Ашшурбанипала как одно из божеств, которым поклонялись в храме Иштар Арбелы. [ 22 ] может быть идентичен Пирве, возможно, в какой-то момент завезенный в Ассирию через сеть торговли лошадьми. [ 15 ] Однако также возможно, что Бируа был всего лишь ошибкой переписчика, и подразумевалось божество Шеруа . [ 23 ] Неопределенность возникает из-за необычайно высокого положения Бируа в перечислении божеств. [ 15 ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Арчи, Альфонсо (2010). «Гептада в Анатолии» . В Лебрене, Рене (ред.). Анатолийский этюд памяти Эриха Нейдиката . Лувен-ла-Нев: Петерс. ISBN  978-90-429-2338-6 . OCLC   682137206 .
  • Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN  978-90-04-29394-6 . Проверено 1 декабря 2022 г.
  • Крышат, Гвидо (2006). «Правители, правление и культовая традиция в Анатолии по источникам из древнеассирийских торговых колоний - Часть 2: Боги, жрецы и праздники Старой Анатолии» . Древние ближневосточные исследования (на немецком языке). 33 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aofo.2006.33.1.102 . ISSN   2196-6761 . S2CID   164077437 .
  • МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . S2CID   234551379 . Проверено 30 ноября 2022 г.
  • Печчиоли Дадди, Франка (2005), «Пирва» , Королевский лексикон ассириологии , получено 0 декабря 2022 г.
  • Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN  978-3447058858 .
  • Винхоф, Клаус Р.; Эйдем, Джеспер (2008). Месопотамия: древнеассирийский период . Фрайбург: Академическая пресса. ISBN  978-3-525-53452-6 . OCLC   244654503 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 19d969fb1693245b394dc3054d56676e__1715800140
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/19/6e/19d969fb1693245b394dc3054d56676e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pirwa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)