Пирва
Пирва | |
---|---|
Бог лошадей | |
Главный культовый центр | Канеш |
Животные | лошадь |
Генеалогия | |
Супруг | возможно, Хашшушара |
Пирва , также известный под разными именами Перва и Перува , был богом, которому поклонялись хетты и лувийцы в древней Анатолии . Он был связан с лошадьми. Есть также свидетельства того, что его считали воинственным божеством. Впервые он засвидетельствован в документах из Канеша , в которых упоминается священник, находившийся у него на службе. Он сохранил свою связь с этим городом в более поздних источниках, но ему также стали поклоняться в ряде других мест, включая Хаттусу . Возможное позднее упоминание о нем встречается в неоассирийском тексте, в котором перечислены божества, которым поклонялись в Арбеле , хотя это свидетельство остается неопределенным и может быть ошибкой переписчика.
Имя и характер
[ редактировать ]Засвидетельствованные варианты формы имени Пирвы включают Перва и Перува, причем последнее является старым написанием, используемым в текстах из Канеша . [ 1 ] По словам Петра Тарачи , оно, скорее всего, возникло на языке, который он называет «центрально-анатолийским субстратом », похожим на имена Шарихари, Кигиша, Нипаш , Парка, Тухтухани и, возможно, Анна . [ 2 ] Вместо этого Фолькерт Хаас считал, что это слово связано с рядом слов, присутствующих в анатолийских языках , таких как перуна , «камень» или «камень». NA 4 piru=luwa- , «высвобождать зерно из камней», а также древнеиндийское parwata , «гора», хотя он подчеркивал, что связь между предложенными этимологиями и характером Пирвы определить невозможно. [ 3 ] Объяснение имени как производного от термина, обозначающего скалу или камень, также было принято Франкой Печчиоли Дадди, который спекулятивно отнес Пирву к числу горных божеств. [ 4 ]
считали неопределенным, Хотя первоначально хеттилоги считался ли Пирва исключительно мужским божеством или сосуществовали как женские, так и мужские формы, современный консенсус заключается в том, что первая точка зрения верна, а вторая является результатом трактовки женского титула MUNUS . ЛУГАЛ как эпитет этого бога из-за неправильных переводов. [ 4 ]
Пирва считался богом лошадей, и связь между ним и этими животными хорошо засвидетельствована. [ 5 ] Доказательства включают как текстовые источники, связывающие его с лошадьми в предзнаменованиях, так и описания его иконографии. [ 4 ] Известны два примера последних: один из Шиппы, другой из Зипаривы; в обоих случаях он описывается как мужская фигура, стоящая на коне. [ 6 ] Другими животными, связанными с ним, были орел и лев. [ 4 ] Пирву также можно было изображать как грозного бога-воина. [ 7 ] Об этом аспекте его характера лучше всего свидетельствуют районы, населенные лувийцами . [ 4 ] Его эпитеты включают parḫant , «погоня, охота, скачок », и, возможно, ma-a-ya-[...] / ma-ae-eš , «могучий». [ 7 ] Первое могло отражать его связь с лошадьми. [ 4 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]В списках подношений Пирва обычно появляется рядом с другими божествами, связанными с Канешем у хеттов , такими как Ашкашепа , Малия , Хашамили , Хашшушара. [ 6 ] и Камрушепа . [ 8 ] Однако эта группа, скорее всего, была изобретением позднего времени, и не всем из них обязательно поклонялись в самые ранние периоды истории хеттской религии. [ 9 ] В формуле, открывающей хеттский ритуал исцеления, Пирва отвечает за передачу Камрушепе информации, переданной ему Малией. [ 3 ]
Связь между Пирвой и Хашшушарой была особенно тесной, и, например, в Киззимаре им, очевидно, поклонялись как диаде. [ 6 ] Они также появляются вместе во фрагменте мифа хеттского или лувийского происхождения, и было высказано предположение, что Хашшушара была пархедрой (партнером). [ 10 ] В ритуале, посвященном лувийскому богу погоды Тархунцу , который должен был обеспечить процветание виноградника, вместо этого Пирва сочетается с Ашкашепой. [ 11 ] Им также вместе поклонялись в Иштануве , городе на северо-западе Лувии. [ 12 ] Эта же пара могла также образовать триаду вместе с Катахой , хотя последняя могла образовать дуэт и с самой Пирвой. [ 13 ] В одном случае Пирва появляется в ритуале вместе с Хашшушарой и Ашкашепой. [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]Первоначально Пирве поклонялись в Канеше. [ 15 ] По словам Франки Печчиоли Дадди. он был главным божеством этого города. [ 16 ] Эту точку зрения также поддерживает Джон Макгиннис. [ 15 ] Однако принято считать, что вместо этого эту роль выполнила Анна . [ 17 ] [ 18 ] [ 2 ] Предложение Печчиоли Дадди основано на том факте, что в древнеассирийских текстах из Канеша упоминается множество людей, носящих теофорные имена, упоминающие Пирву, включая членов местной царской семьи. [ 16 ] Лишь в единственном документе с сайта упоминается состоявший на его службе священник ( кумрум ) некий Хапуала. [ 1 ]
Хеттские и лувийские источники
[ редактировать ]В более поздние периоды Пирве поклонялись хетты и лувийцы . [ 15 ] Он сохранил связь с Канешем, в отличие от таких божеств, как Анна или Парка. [ 19 ] В самых ранних хеттских текстах упоминается множество теофорических имен, упоминающих Пирву, хотя их частота со временем снизилась. [ 20 ] Поскольку о нем упоминают лишь немногие ритуальные тексты того же периода, если таковые имеются, скорее всего, географические масштабы его культа оставались ограниченными до возникновения Хеттской империи , когда он, по-видимому, распространился на Хаттусу и распространился на большую территорию. [ 7 ] Гора Лиша служила его административным центром. [ 4 ] Согласно хеттским текстам, другими культовыми центрами Пирвы были Хашшува, Шиппа, Тенизидаша и Зипарива. [ 6 ] Ему также поклонялись в Икшунуве, Ненишанкуве и Дурувадуруве. [ 7 ] Посвященные ему храмы существовали в Шиппе и Виджанаванте, также известны упоминания о Чекуре , типе религиозного и административного учреждения. [ 4 ] Этот тип святилищ также засвидетельствован для таких божеств, как Каммамма и неуказанный бог, обозначенный логограммой. д LAMMAЛАММА [ 21 ]
Возможные более поздние сертификаты
[ редактировать ]Батька ( д Би-ру-у-а ) засвидетельствовано в неоассирийском тексте такульту времен правления Ашшурбанипала как одно из божеств, которым поклонялись в храме Иштар Арбелы. [ 22 ] может быть идентичен Пирве, возможно, в какой-то момент завезенный в Ассирию через сеть торговли лошадьми. [ 15 ] Однако также возможно, что Бируа был всего лишь ошибкой переписчика, и подразумевалось божество Шеруа . [ 23 ] Неопределенность возникает из-за необычайно высокого положения Бируа в перечислении божеств. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Крысат 2006 , стр. 115.
- ^ Jump up to: а б Тарача 2009 , с. 28.
- ^ Jump up to: а б Хаас 2015 , с. 412.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Печчиоли Дадди 2005 , с. 575.
- ^ Хаас 2015 , стр. 412–413.
- ^ Jump up to: а б с д Хаас 2015 , с. 413.
- ^ Jump up to: а б с д Печчиоли Дадди 2005 , с. 574.
- ^ Тарача 2009 , с. 115.
- ^ Архи 2010 , с. 32.
- ^ Хаас 2015 , с. 414.
- ^ Хаас 2015 , стр. 413–414.
- ^ Хаас 2015 , с. 582.
- ^ Хаас 2015 , стр. 475–476.
- ^ Хаас 2015 , с. 614.
- ^ Jump up to: а б с д и МакГиннис 2020 , с. 107.
- ^ Jump up to: а б Печчиоли Дадди 2005 , с. 573.
- ^ Крышат 2006 , стр. 118–119.
- ^ Veenhof & Eidem 2008 , с. 236.
- ^ Крысат 2006 , стр. 119.
- ^ Пекчиоли Дадди 2005 , стр. 573–574.
- ^ Тарача 2009 , с. 166.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 106.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 111.
Библиография
[ редактировать ]- Арчи, Альфонсо (2010). «Гептада в Анатолии» . В Лебрене, Рене (ред.). Анатолийский этюд памяти Эриха Нейдиката . Лувен-ла-Нев: Петерс. ISBN 978-90-429-2338-6 . OCLC 682137206 .
- Хаас, Волкерт (2015) [1994]. История хеттской религии . Справочник востоковедения. Раздел 1: Ближний и Средний Восток (на немецком языке). Брилл. ISBN 978-90-04-29394-6 . Проверено 1 декабря 2022 г.
- Крышат, Гвидо (2006). «Правители, правление и культовая традиция в Анатолии по источникам из древнеассирийских торговых колоний - Часть 2: Боги, жрецы и праздники Старой Анатолии» . Древние ближневосточные исследования (на немецком языке). 33 (1). Вальтер де Грюйтер ГмбХ. дои : 10.1524/aofo.2006.33.1.102 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164077437 .
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . S2CID 234551379 . Проверено 30 ноября 2022 г.
- Печчиоли Дадди, Франка (2005), «Пирва» , Королевский лексикон ассириологии , получено 0 декабря 2022 г.
- Тарача, Петр (2009). Религии второго тысячелетия Анатолии . Вклад Дрездена в хеттитологию. Том 27. Висбаден: Harrassowitz Verlag. ISBN 978-3447058858 .
- Винхоф, Клаус Р.; Эйдем, Джеспер (2008). Месопотамия: древнеассирийский период . Фрайбург: Академическая пресса. ISBN 978-3-525-53452-6 . OCLC 244654503 .