Учитель
Такульту был разновидностью религиозной церемонии в древней Месопотамии . Оно приняло форму ритуального банкета , во время которого царь предлагал напитки божествам . Самые древние свидетельства были выявлены в текстах Вавилонии древневавилонского периода , хотя уже во времена правления Шамши-Адада I такульту начали исполняться в Верхней Месопотамии и . Ассирийские ссылки доступны из среднеассирийского и неоассирийского периодов. Во время правления династии Саргонидов целью ритуала было создание связи между центром Неоассирийской империи и ее периферией путем призыва божеств из разных мест для благословения царя.
Имя
[ редактировать ]Термин tākultu происходит от аккадского глагола akālu , «есть», и его можно буквально перевести как «банкет» или «праздничная трапеза». [ 1 ] Соответствующий шумерский термин — гишбун . [ 1 ] возможное заимствование (от аккадского kispum ), логографически написанное как KI.KAŠ.GAR (буквально «место, куда ставят пиво»). [ 2 ] Соответственно, обозначаемая им церемония была охарактеризована как тип подношения еды. [ 3 ] «банкетный ритуал». [ 4 ] Неоассирийские источники указывают, что в нем участвовал царь, предлагающий напитки божествам. [ 5 ] Уильям В. Халло отмечает, что развитие религиозного значения tākultu отражает более широкий феномен месопотамских культовых терминов, заимствованных из повседневного языка. [ 2 ]
Ранние аттестации
[ редактировать ]Вавилония
[ редактировать ]По мнению Стефана Мола, возможно, что такульту развилось из более ранних ритуалов, ориентированных на Энлиля . [ 6 ] Самые старые упоминания о нем были обнаружены в текстах Вавилонии древневавилонского периода . [ 1 ]
Уильям В. Халло предположил, что миф « Лугальбанда в горной пещере» описывает такульту . [ 7 ] В соответствующем отрывке Лугальбанда готовит пир, состоящий из мяса козлов и зубров , а также различных алкогольных напитков, и приглашает Ана , Энлиля, Энки и Нинхурсаг принять участие в нем. [ 8 ] Для его обозначения используется шумерский термин « гишбун» , известный из других источников как перевод слова «такулту» . [ 9 ]
В единственном тексте из Силенда упоминается приготовление еды для такульту , хотя Одетта Бойвен отмечает, что нет никаких доказательств того, что имеется в виду отдельный праздник, и предполагает, что этот отрывок касается ниндабу , хорошо подтвержденного ежемесячного подношения еды. [ 10 ]
только три подтверждения использования термина tākultu текстах было обнаружено В средневавилонских , и неясно, имеется ли в виду в каждом из этих случаев религиозная церемония или регулярный банкет. [ 11 ]
Другие области
[ редактировать ]Такульту также был включен в традиции Верхней Месопотамии . [ 1 ] Оно уже упоминается в надписи Шамши-Адада I , что, по-видимому, указывает на то, что оно проводилось в Ассуре во время его правления. [ 12 ] Сохранившаяся копия ( Лувр А 889) представляет собой табличку, обнаруженную в королевском дворце Мари , хотя предполагается, что формула также была начертана на упомянутых в ней вотивных предметах. [ 13 ]
Ссылки на такульту , проводимый в Ассуре, особенно в храме Ашура, снова появляются в среднеассирийских текстах времен правления Адад-нирари I и его преемника Салманасара I. [ 14 ] Надписи на фрагментах горшков и кувшинов указывают на то, что за время правления первого он проводился как минимум три или четыре раза. [ 15 ] и не менее трех раз за время правления последнего. [ 16 ]
Неоассирийские свидетельства
[ редактировать ]Обзор
[ редактировать ]Никаких свидетельств такульту в период между правлением Салманасара I и восхождением династии Саргонидов на трон Неоассирийской империи не имеется . [ 17 ] Стефан Маул утверждает, что, тем не менее, возможно, что его продолжали выполнять на протяжении оставшейся части среднеассирийского периода и на протяжении всего неоассирийского периода. [ 6 ] версии времен правления Сеннахирима , Асархаддона , Ашшурбанипала , Ашшур-этил-илани и Син-шар-ишкуна . Известны [ 18 ] Отдельные экземпляры были обнаружены при раскопках в Ассуре, Ниневии и Султантепе . [ 17 ] Хотя Маул утверждает, что такульту предположительно совершался в Ассуре в храме Ашура, [ 6 ] Беате Понгратц-Лейстен отмечает, что географическое распространение текстов может указывать на то, что ритуал проводился одновременно в нескольких городах или, альтернативно, более одного раза во время правления одного правителя. [ 17 ] Сохранившиеся колофоны указывают на то, что тексты были подготовлены высокопоставленными придворными, такими как астролог Иссар-шуму-эреш и экзорцист Кишир-Ашшур , советники Асархаддона и Ашшурбанипала. [ 19 ]
Понгратц-Лейстен отмечает, что неоассирийские тексты такульту не фокусируются на ритуальном потреблении. [ 20 ] Однако новая форма ритуала добавила ему отчетливое пространственное измерение, основной целью которого стала привязка периферии Неоассирийской империи к ее центру. [ 1 ] К божествам из разных мест были призваны благословить царя , город Ассур и Ассирию в целом. [ 21 ]
В отличие от многих других неоассирийских ритуальных текстов, сохранившиеся копии такульту не содержат подробных инструкций по исполнению, за исключением версии времен правления Сеннахирима. [ 20 ]
Вызванные божества
[ редактировать ]Месопотамские божества
[ редактировать ]Неоассирийские тексты такульту содержат длинные списки вызываемых божеств. [ 22 ] Они считаются важным источником информации о пантеонах ассирийских городов, хотя Джон Макгиннис подчеркивает, что они не упоминают каждое божество, которому поклоняются в этой области. [ 18 ]
Большинство перечисленных божеств были связаны с Ассуром. [ 18 ] В некоторых случаях их группировки отражают традиции этого города, восходящие еще ко времени правления Эришума I ; например, группа божественных судей из храма Ашура, впервые упомянутая в его надписях, до сих пор фигурирует в неоассирийском такульту . [ 23 ] Также перечислены божества из других крупных ассирийских городов (например, Ниневии, Курбаила или Арбаила ), а в конце списка можно упомянуть и те, которым поклонялись в более отдаленных частях империи. [ 18 ] Например, в такульту времен правления Сеннахирима упоминаются божества из Вавилонии , такие как Иштаран и Шаррат-Дери из Дера . [ 24 ]
В одном и том же тексте может быть упомянуто более одного проявления божества, например, различные проявления Ашура, некоторые из которых представляют собой примеры синкретизма между ним и другими божествами. [ 25 ] времен В такульту правления Ашшурбанипала Син и Шамаш упоминаются дважды. [ 26 ] В «Сеннахирим такульту» Эбих упоминается трижды: дважды как персонифицированное божество и один раз как гора. [ 27 ] Однако Спенсер Л. Аллен отмечает, что в некоторых случаях один и тот же теоним используется несколько раз для обозначения отдельных божеств, например, Иштар, связанных с определенными городами. [ 28 ] Барбара Невлинг Портер отмечает, что в версии времен правления Ашшурбанипала Иштар Иштар Арбелы и «Леди Ниневии» (Иштар Ниневийская) рассматриваются как отдельные. [ 29 ]
Иностранные божества
[ редактировать ]Иностранные божества могли упоминаться в такульту наряду с месопотамскими. [ 30 ] К такульту из царства Ашурбанипал относятся хурриты Кумарби , Набарби , Самнуха , [ 31 ] Нупатик («Умбидаки»), Нинатта и Кулитта , [ 32 ] Хеттский Пирва («Бируа»), [ 33 ] Урартские Халди-асира, Эламские Наприш , Ябриту и Нарунди и иранские Ахура Мазда («Ассара-маза»). [ 31 ] Альфонсо Арчи дополнительно утверждает, что божество Иблаиту могло быть Ишхарой, вызываемой под титулом, подчеркивающим ее связь с Эблой , о которой, как он предполагает, ассирийцы могли знать из-за контактов с хурритами. [ 34 ]
В некоторых случаях, например, в случае с Нарунди и хурритскими божествами , неясно, отражало ли включение в такульту существование современных ассирийских культов или представляло собой только ссылку на более ранние источники. [ 35 ]
Обожествленные предметы и природные особенности
[ редактировать ]Помимо богов, списки в такульту могли также включать обожествленные культовые атрибуты, такие как штандарты ( шуринну ; одним из примеров является знамя Ашура, упомянутое в Сеннахирим такульту ) и статуи, изображающие апотропных существ, включая львов, леопардов, быков, анзу птиц , лахму и курибу (грифоны). [ 36 ] Можно также упомянуть изображения царей, помещенные в храмы, в том числе изображения Тиглатпаласара III и Эриба-Адада , стелу, предположительно изображающую Ашшурбанипала, и ряд изображений неуказанных царей и принцев из храма Ашура в Ассуре. [ 25 ] Кроме того, можно также включить природные объекты. [ 37 ] В Ашшурбанипал такульту упоминаются небесные тела , хотя неясно, отражает ли это влияние аналогичных отрывков из ассирийских договоров или просто личное предпочтение переписчика таблички Иссар-шуму-эреша, который был астрологом. [ 38 ]
Связанные ритуалы
[ редактировать ]значение, Другие месопотамские ритуальные термины, имеющие сходное с tākultu включают наптану (шумерский бур ; «церемониальный банкет») и qerītu («праздничный банкет»). [ 39 ]
Беате Понгратц-Лейстен утверждает, что некоторые условности, присутствующие в неоассирийских текстах такульту , например, включение обожествленных природных объектов, представляют собой пережиток традиций, берущих свое начало в сиро-анатолийской культурной сфере, где они обычно встречаются в договорах. [ 37 ] Она отмечает, что обожествленные горы, реки и регионы отсутствуют в ассирийских ритуалах, но встречаются в старовавилонских текстах из Телль-Лейлана , а также в хурритских и хеттских источниках. [ 40 ] Фолькерт Хаас считал «бесспорным», что черты неоассирийского такульту отражают хеттское влияние. [ 41 ]
Гэри Бекман отмечает, что подобная аккадская терминология, относящаяся к подношениям еды, встречается как в такульту , так и в наборе заклинаний из Хаттусы, обозначенных термином бабилили и сосредоточенных на призыве Пиникира ( CTH 718), но заключает, что этого недостаточно, чтобы установить, является ли одно из этих заклинаний церемонии влияли на другие. [ 42 ] Он отмечает, что корпус текстов бабилили , написанный в основном на аккадском языке и предположительно основанный на месопотамских предшественниках, в конечном итоге во многом уникален. [ 43 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Понгратц-Лейстен 2015 , с. 392.
- ^ Jump up to: а б Привет 2009 , с. 537.
- ^ Аллен 2015 , с. 133.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 216.
- ^ Портер 2004 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с Мол 2017 , с. 348.
- ^ Привет 2009 , с. 497.
- ^ Привет 2009 , с. 509.
- ^ Привет 2009 , с. 525.
- ^ Бойвин 2018 , с. 203.
- ^ Девекки 2020 , с. 170.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 393.
- ^ Грейсон и др. 1987 , с. 58.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 393–394.
- ^ Грейсон и др. 1987 , с. 162.
- ^ Грейсон и др. 1987 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б с Понгратц-Лейстен 2015 , с. 394.
- ^ Jump up to: а б с д МакГиннис 2020 , с. 106.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 396.
- ^ Jump up to: а б Понгратц-Лейстен 2015 , с. 399.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 407.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 401.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 115.
- ^ MacGinnis 2020 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б МакГиннис 2020 , с. 110.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 111.
- ^ Пердибон 2020 , стр. 131–132.
- ^ Аллен 2015 , с. 2.
- ^ Портер 2004 , стр. 43–44.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 113.
- ^ Jump up to: а б МакГиннис 2020 , с. 114.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 107.
- ^ Архи 2020 , с. 23.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 400.
- ^ МакГиннис 2020 , с. 112.
- ^ Jump up to: а б Понгратц-Лейстен 2015 , с. 48.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 402.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 392–393.
- ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 401–402.
- ^ Хаас 2007 , с. 117.
- ^ Бекман 2014 , с. 73.
- ^ Бекман 2014 , стр. 73–74.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование Иштар, Ваала и Яхве: божественные имена и божественная множественность на древнем Ближнем Востоке . Де Грюйтер. ISBN 978-1-61451-236-3 .
- Арчи, Альфонсо (2020). «Ишхара и Аштар в Эбле: некоторые определения». Третье тысячелетие . Брилл. стр. 1–34. дои : 10.1163/9789004418080_002 . ISBN 9789004418080 . S2CID 213456127 .
- Бекман, Гэри М. (2014). Ритуал Бабилили из Хаттусы . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-280-8 .
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Девички, Елена (2020). Средневавилонские тексты в собраниях Корнелла, Часть 2. Ранние цари . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN 978-1-64602-083-6 .
- Грейсон, Альберт Кирк; Фрейм, Грант; Фрейн, Дуглас; Мейдман, Мейнард П. (1987). Ассирийские правители третьего и второго тысячелетий до нашей эры (до 1115 года до н.э.) . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-2605-7 .
- Хаас, Волкерт (2007). «Хеттские ритуалы против угроз и других болезней и их связь с месопотамскими традициями». В Финкеле, Ирвинг Л.; Геллер, Маркхэм Дж. (ред.). Болезнь в Вавилонии . Брилл. doi : 10.1163/ej.9789004124011.i-226.22 . ISBN 978-90-474-0418-7 .
- Привет, Уильям В. (2009). Самая старая литература в мире. Исследования шумерской беллетристики . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 35. Брилл. ISBN 978-90-474-2727-8 .
- МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . Проверено 8 июня 2024 г.
- Мол, Стефан М. (2017). «Ассирийская религия» . Во Фраме, Эккарте (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN 978-1-4443-3593-4 . Проверено 9 июня 2024 г.
- Пердибон, Анна (2020). «Природа в понимании месопотамцев и современные антропологические дебаты по поводу анимизма и личности» . Журнал далеких миров (4): 124–136. дои : 10.11588/DWJ.2020.4.70453 . Проверено 8 июня 2024 г.
- Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грюйтер. ISBN 978-1-61451-426-8 . Проверено 8 июня 2024 г.
- Портер, Барбара Невлинг (2004). «Иштар Ниневийская и ее соратница Иштар из Арбелы во время правления Ассурбанипала» . Ирак . 66 . Британский институт изучения Ирака: 41–44. ISSN 0021-0889 . JSTOR 4200556 . Проверено 9 июня 2024 г.