Jump to content

Учитель

Такульту был разновидностью религиозной церемонии в древней Месопотамии . Оно приняло форму ритуального банкета , во время которого царь предлагал напитки божествам . Самые древние свидетельства были выявлены в текстах Вавилонии древневавилонского периода , хотя уже во времена правления Шамши-Адада I такульту начали исполняться в Верхней Месопотамии и . Ассирийские ссылки доступны из среднеассирийского и неоассирийского периодов. Во время правления династии Саргонидов целью ритуала было создание связи между центром Неоассирийской империи и ее периферией путем призыва божеств из разных мест для благословения царя.

Термин tākultu происходит от аккадского глагола akālu , «есть», и его можно буквально перевести как «банкет» или «праздничная трапеза». [ 1 ] Соответствующий шумерский термин — гишбун . [ 1 ] возможное заимствование (от аккадского kispum ), логографически написанное как KI.KAŠ.GAR (буквально «место, куда ставят пиво»). [ 2 ] Соответственно, обозначаемая им церемония была охарактеризована как тип подношения еды. [ 3 ] «банкетный ритуал». [ 4 ] Неоассирийские источники указывают, что в нем участвовал царь, предлагающий напитки божествам. [ 5 ] Уильям В. Халло отмечает, что развитие религиозного значения tākultu отражает более широкий феномен месопотамских культовых терминов, заимствованных из повседневного языка. [ 2 ]

Ранние аттестации

[ редактировать ]

Вавилония

[ редактировать ]

По мнению Стефана Мола, возможно, что такульту развилось из более ранних ритуалов, ориентированных на Энлиля . [ 6 ] Самые старые упоминания о нем были обнаружены в текстах Вавилонии древневавилонского периода . [ 1 ]

Уильям В. Халло предположил, что миф « Лугальбанда в горной пещере» описывает такульту . [ 7 ] В соответствующем отрывке Лугальбанда готовит пир, состоящий из мяса козлов и зубров , а также различных алкогольных напитков, и приглашает Ана , Энлиля, Энки и Нинхурсаг принять участие в нем. [ 8 ] Для его обозначения используется шумерский термин « гишбун» , известный из других источников как перевод слова «такулту» . [ 9 ]

В единственном тексте из Силенда упоминается приготовление еды для такульту , хотя Одетта Бойвен отмечает, что нет никаких доказательств того, что имеется в виду отдельный праздник, и предполагает, что этот отрывок касается ниндабу , хорошо подтвержденного ежемесячного подношения еды. [ 10 ]

только три подтверждения использования термина tākultu текстах было обнаружено В средневавилонских , и неясно, имеется ли в виду в каждом из этих случаев религиозная церемония или регулярный банкет. [ 11 ]

Другие области

[ редактировать ]

Такульту также был включен в традиции Верхней Месопотамии . [ 1 ] Оно уже упоминается в надписи Шамши-Адада I , что, по-видимому, указывает на то, что оно проводилось в Ассуре во время его правления. [ 12 ] Сохранившаяся копия ( Лувр А 889) представляет собой табличку, обнаруженную в королевском дворце Мари , хотя предполагается, что формула также была начертана на упомянутых в ней вотивных предметах. [ 13 ]

Ссылки на такульту , проводимый в Ассуре, особенно в храме Ашура, снова появляются в среднеассирийских текстах времен правления Адад-нирари I и его преемника Салманасара I. [ 14 ] Надписи на фрагментах горшков и кувшинов указывают на то, что за время правления первого он проводился как минимум три или четыре раза. [ 15 ] и не менее трех раз за время правления последнего. [ 16 ]

Неоассирийские свидетельства

[ редактировать ]

Никаких свидетельств такульту в период между правлением Салманасара I и восхождением династии Саргонидов на трон Неоассирийской империи не имеется . [ 17 ] Стефан Маул утверждает, что, тем не менее, возможно, что его продолжали выполнять на протяжении оставшейся части среднеассирийского периода и на протяжении всего неоассирийского периода. [ 6 ] версии времен правления Сеннахирима , Асархаддона , Ашшурбанипала , Ашшур-этил-илани и Син-шар-ишкуна . Известны [ 18 ] Отдельные экземпляры были обнаружены при раскопках в Ассуре, Ниневии и Султантепе . [ 17 ] Хотя Маул утверждает, что такульту предположительно совершался в Ассуре в храме Ашура, [ 6 ] Беате Понгратц-Лейстен отмечает, что географическое распространение текстов может указывать на то, что ритуал проводился одновременно в нескольких городах или, альтернативно, более одного раза во время правления одного правителя. [ 17 ] Сохранившиеся колофоны указывают на то, что тексты были подготовлены высокопоставленными придворными, такими как астролог Иссар-шуму-эреш [ де ] и экзорцист Кишир-Ашшур , советники Асархаддона и Ашшурбанипала. [ 19 ]

Понгратц-Лейстен отмечает, что неоассирийские тексты такульту не фокусируются на ритуальном потреблении. [ 20 ] Однако новая форма ритуала добавила ему отчетливое пространственное измерение, основной целью которого стала привязка периферии Неоассирийской империи к ее центру. [ 1 ] К божествам из разных мест были призваны благословить царя , город Ассур и Ассирию в целом. [ 21 ]

В отличие от многих других неоассирийских ритуальных текстов, сохранившиеся копии такульту не содержат подробных инструкций по исполнению, за исключением версии времен правления Сеннахирима. [ 20 ]

Вызванные божества

[ редактировать ]

Месопотамские божества

[ редактировать ]

Неоассирийские тексты такульту содержат длинные списки вызываемых божеств. [ 22 ] Они считаются важным источником информации о пантеонах ассирийских городов, хотя Джон Макгиннис подчеркивает, что они не упоминают каждое божество, которому поклоняются в этой области. [ 18 ]

Большинство перечисленных божеств были связаны с Ассуром. [ 18 ] В некоторых случаях их группировки отражают традиции этого города, восходящие еще ко времени правления Эришума I ; например, группа божественных судей из храма Ашура, впервые упомянутая в его надписях, до сих пор фигурирует в неоассирийском такульту . [ 23 ] Также перечислены божества из других крупных ассирийских городов (например, Ниневии, Курбаила [ pl ] или Арбаила ), а в конце списка можно упомянуть и те, которым поклонялись в более отдаленных частях империи. [ 18 ] Например, в такульту времен правления Сеннахирима упоминаются божества из Вавилонии , такие как Иштаран и Шаррат-Дери из Дера . [ 24 ]

В одном и том же тексте может быть упомянуто более одного проявления божества, например, различные проявления Ашура, некоторые из которых представляют собой примеры синкретизма между ним и другими божествами. [ 25 ] времен В такульту правления Ашшурбанипала Син и Шамаш упоминаются дважды. [ 26 ] В «Сеннахирим такульту» Эбих упоминается трижды: дважды как персонифицированное божество и один раз как гора. [ 27 ] Однако Спенсер Л. Аллен отмечает, что в некоторых случаях один и тот же теоним используется несколько раз для обозначения отдельных божеств, например, Иштар, связанных с определенными городами. [ 28 ] Барбара Невлинг Портер отмечает, что в версии времен правления Ашшурбанипала Иштар Иштар Арбелы и «Леди Ниневии» (Иштар Ниневийская) рассматриваются как отдельные. [ 29 ]

Иностранные божества

[ редактировать ]

Иностранные божества могли упоминаться в такульту наряду с месопотамскими. [ 30 ] К такульту из царства Ашурбанипал относятся хурриты Кумарби , Набарби , Самнуха , [ 31 ] Нупатик («Умбидаки»), Нинатта и Кулитта , [ 32 ] Хеттский Пирва («Бируа»), [ 33 ] Урартские Халди-асира, Эламские Наприш , Ябриту и Нарунди и иранские Ахура Мазда («Ассара-маза»). [ 31 ] Альфонсо Арчи дополнительно утверждает, что божество Иблаиту могло быть Ишхарой, вызываемой под титулом, подчеркивающим ее связь с Эблой , о которой, как он предполагает, ассирийцы могли знать из-за контактов с хурритами. [ 34 ]

В некоторых случаях, например, в случае с Нарунди и хурритскими божествами , неясно, отражало ли включение в такульту существование современных ассирийских культов или представляло собой только ссылку на более ранние источники. [ 35 ]

Обожествленные предметы и природные особенности

[ редактировать ]

Помимо богов, списки в такульту могли также включать обожествленные культовые атрибуты, такие как штандарты ( шуринну ; одним из примеров является знамя Ашура, упомянутое в Сеннахирим такульту ) и статуи, изображающие апотропных существ, включая львов, леопардов, быков, анзу птиц , лахму и курибу (грифоны). [ 36 ] Можно также упомянуть изображения царей, помещенные в храмы, в том числе изображения Тиглатпаласара III и Эриба-Адада , стелу, предположительно изображающую Ашшурбанипала, и ряд изображений неуказанных царей и принцев из храма Ашура в Ассуре. [ 25 ] Кроме того, можно также включить природные объекты. [ 37 ] В Ашшурбанипал такульту упоминаются небесные тела , хотя неясно, отражает ли это влияние аналогичных отрывков из ассирийских договоров или просто личное предпочтение переписчика таблички Иссар-шуму-эреша, который был астрологом. [ 38 ]

[ редактировать ]

значение, Другие месопотамские ритуальные термины, имеющие сходное с tākultu включают наптану (шумерский бур ; «церемониальный банкет») и qerītu («праздничный банкет»). [ 39 ]

Беате Понгратц-Лейстен утверждает, что некоторые условности, присутствующие в неоассирийских текстах такульту , например, включение обожествленных природных объектов, представляют собой пережиток традиций, берущих свое начало в сиро-анатолийской культурной сфере, где они обычно встречаются в договорах. [ 37 ] Она отмечает, что обожествленные горы, реки и регионы отсутствуют в ассирийских ритуалах, но встречаются в старовавилонских текстах из Телль-Лейлана , а также в хурритских и хеттских источниках. [ 40 ] Фолькерт Хаас считал «бесспорным», что черты неоассирийского такульту отражают хеттское влияние. [ 41 ]

Гэри Бекман отмечает, что подобная аккадская терминология, относящаяся к подношениям еды, встречается как в такульту , так и в наборе заклинаний из Хаттусы, обозначенных термином бабилили и сосредоточенных на призыве Пиникира ( CTH 718), но заключает, что этого недостаточно, чтобы установить, является ли одно из этих заклинаний церемонии влияли на другие. [ 42 ] Он отмечает, что корпус текстов бабилили , написанный в основном на аккадском языке и предположительно основанный на месопотамских предшественниках, в конечном итоге во многом уникален. [ 43 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д и Понгратц-Лейстен 2015 , с. 392.
  2. ^ Jump up to: а б Привет 2009 , с. 537.
  3. ^ Аллен 2015 , с. 133.
  4. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 216.
  5. ^ Портер 2004 , с. 43.
  6. ^ Jump up to: а б с Мол 2017 , с. 348.
  7. ^ Привет 2009 , с. 497.
  8. ^ Привет 2009 , с. 509.
  9. ^ Привет 2009 , с. 525.
  10. ^ Бойвин 2018 , с. 203.
  11. ^ Девекки 2020 , с. 170.
  12. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 393.
  13. ^ Грейсон и др. 1987 , с. 58.
  14. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 393–394.
  15. ^ Грейсон и др. 1987 , с. 162.
  16. ^ Грейсон и др. 1987 , с. 215.
  17. ^ Jump up to: а б с Понгратц-Лейстен 2015 , с. 394.
  18. ^ Jump up to: а б с д МакГиннис 2020 , с. 106.
  19. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 396.
  20. ^ Jump up to: а б Понгратц-Лейстен 2015 , с. 399.
  21. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 407.
  22. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 401.
  23. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 115.
  24. ^ MacGinnis 2020 , стр. 114–115.
  25. ^ Jump up to: а б МакГиннис 2020 , с. 110.
  26. ^ МакГиннис 2020 , с. 111.
  27. ^ Пердибон 2020 , стр. 131–132.
  28. ^ Аллен 2015 , с. 2.
  29. ^ Портер 2004 , стр. 43–44.
  30. ^ МакГиннис 2020 , с. 113.
  31. ^ Jump up to: а б МакГиннис 2020 , с. 114.
  32. ^ МакГиннис 2020 , с. 109.
  33. ^ МакГиннис 2020 , с. 107.
  34. ^ Архи 2020 , с. 23.
  35. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 400.
  36. ^ МакГиннис 2020 , с. 112.
  37. ^ Jump up to: а б Понгратц-Лейстен 2015 , с. 48.
  38. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , с. 402.
  39. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 392–393.
  40. ^ Понгратц-Лейстен 2015 , стр. 401–402.
  41. ^ Хаас 2007 , с. 117.
  42. ^ Бекман 2014 , с. 73.
  43. ^ Бекман 2014 , стр. 73–74.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Спенсер Л. (2015). Расколотое божество: исследование Иштар, Ваала и Яхве: божественные имена и божественная множественность на древнем Ближнем Востоке . Де Грюйтер. ISBN  978-1-61451-236-3 .
  • Арчи, Альфонсо (2020). «Ишхара и Аштар в Эбле: некоторые определения». Третье тысячелетие . Брилл. стр. 1–34. дои : 10.1163/9789004418080_002 . ISBN  9789004418080 . S2CID   213456127 .
  • Бекман, Гэри М. (2014). Ритуал Бабилили из Хаттусы . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN  978-1-57506-280-8 .
  • Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN  978-1-5015-0782-3 .
  • Девички, Елена (2020). Средневавилонские тексты в собраниях Корнелла, Часть 2. Ранние цари . Издательство Пенсильванского государственного университета. ISBN  978-1-64602-083-6 .
  • Грейсон, Альберт Кирк; Фрейм, Грант; Фрейн, Дуглас; Мейдман, Мейнард П. (1987). Ассирийские правители третьего и второго тысячелетий до нашей эры (до 1115 года до н.э.) . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN  978-0-8020-2605-7 .
  • Хаас, Волкерт (2007). «Хеттские ритуалы против угроз и других болезней и их связь с месопотамскими традициями». В Финкеле, Ирвинг Л.; Геллер, Маркхэм Дж. (ред.). Болезнь в Вавилонии . Брилл. doi : 10.1163/ej.9789004124011.i-226.22 . ISBN  978-90-474-0418-7 .
  • Привет, Уильям В. (2009). Самая старая литература в мире. Исследования шумерской беллетристики . Культура и история Древнего Ближнего Востока. Том. 35. Брилл. ISBN  978-90-474-2727-8 .
  • МакГиннис, Джон (2020). «Боги Арбайля» . В контексте: Reade Festschrift . Archaeopress Publishing Ltd. doi : 10.2307/j.ctv1ddckv5.12 . Проверено 8 июня 2024 г.
  • Мол, Стефан М. (2017). «Ассирийская религия» . Во Фраме, Эккарте (ред.). Спутник Ассирии . Хобокен, Нью-Джерси: John Wiley & Sons. ISBN  978-1-4443-3593-4 . Проверено 9 июня 2024 г.
  • Пердибон, Анна (2020). «Природа в понимании месопотамцев и современные антропологические дебаты по поводу анимизма и личности» . Журнал далеких миров (4): 124–136. дои : 10.11588/DWJ.2020.4.70453 . Проверено 8 июня 2024 г.
  • Понгратц-Лейстен, Беате (2015). Религия и идеология в Ассирии . Исследования древних записей Ближнего Востока (SANER). Де Грюйтер. ISBN  978-1-61451-426-8 . Проверено 8 июня 2024 г.
  • Портер, Барбара Невлинг (2004). «Иштар Ниневийская и ее соратница Иштар из Арбелы во время правления Ассурбанипала» . Ирак . 66 . Британский институт изучения Ирака: 41–44. ISSN   0021-0889 . JSTOR   4200556 . Проверено 9 июня 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0750e419e4492c3eb358cdb6ead95b3f__1723779240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/07/3f/0750e419e4492c3eb358cdb6ead95b3f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tākultu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)