Шамаш
Шамаш 𒀭𒌓 | |
---|---|
Бог солнца и справедливости | |
![]() Изображение Шамаша из Скрижали Шамаша ( ок. 888–855 до н.э.), изображающее его сидящим на своем троне, отправляющим правосудие, сжимая в руках символ жезла и кольца. | |
Другие имена | Уту, Амна |
Главный культовый центр | Сиппер , Ларса |
Обитель | Небеса |
Планета | Солнце |
Символ | пила, лучи света, солнечный диск , крылатое солнце |
Число | 20 |
Устанавливать | Солнечная колесница |
Генеалогия | |
Родители | Нанна и Нингаль |
Братья и сестры | |
Супруга | Ая / Шерида |
Дети | Маму , Киттум , Сисиг , Закар , Сумуган , Ишум |
Эквиваленты | |
Хурритский эквивалент | Шимигэ |
Угаритовый эквивалент | Шапаш |
Хеттский эквивалент | Богиня Солнца Аринны , богиня Солнца Земли , бог Солнца Неба. |
Лувийский эквивалент | Тиват |
Эламский эквивалент | Наххунте |
Шамаш ( аккадский : шаша [а] ), также известный как Уту ( шумерский : д плати 𒀭𒌓 " Солнце " [2] ) был древним месопотамским богом Солнца . Считалось, что он каждый день видит все, что происходит в мире, и поэтому несет ответственность за справедливость и защиту путешественников. Как божественный судья, он мог быть связан с подземным миром . Кроме того, он мог служить богом гадания , обычно вместе с богом погоды Ададом . Хотя его повсеместно считали одним из главных богов, его особенно почитали в Сиппаре и Ларсе . близнецом была Инанна ( Иштар Его родителями считались бог луны Нанна (Син) и его жена Нингаль, а его сестрой- ) . другие богини, такие как Манзат и Пиникир Иногда его сестрами могли считаться и . Богиня рассвета Ая (Шерида) была его женой, и во многих текстах описывается их ежедневное воссоединение, происходящее на горе, где, как считалось, заходило солнце. Среди их детей были Киттум , олицетворение истины, божества снов, такие как Маму , а также бог Ишум . Имя Уту можно было использовать для логографического написания имен многих иностранных солнечных божеств. Связь между ним и Особенно хорошо засвидетельствован хурритский солнечный бог Шимиге , который также может быть связан с Аей.
Хотя никаких мифов об Уту не известно, он часто появляется как союзник других фигур как в шумерских, так и в аккадских сочинениях. Согласно рассказам о демоны смерти Думузи, он помог защитить его, когда - галлы попытались утащить его в подземный мир. В различных вариантах «Эпоса о Гильгамеше» и в более ранних мифах о Гильгамеше он помогает этому герою победить чудовищного Хумбабу . В мифе «Инанна и Ан» он помогает своей сестре приобрести храм Эанны . В книге «Как зерно пришло в Шумер » он призван дать совет Ниназу и Нинмаде .
Имя
[ редактировать ]Два наиболее распространенных имени бога Солнца, используемые в месопотамских текстах, — шумерское Уту и аккадское Шамаш. [3] Еще одно относительно часто встречающееся имя - Амна, происхождение которого неизвестно. [4]
Имя Шамаш является родственным аккадскому термину шамшу («солнце»). [5] и шамшату (« солнечный диск »), а также слова, относящиеся к солнцу, в других семитских языках , [2] такие как арабский шамс и еврейский шамеш . [6] Лингвистическую связь между именем бога и соответствующим небесным телом сравнивают с связью между Ададом (и сирийским Хададом) и словом адду , «буря». [5] Аморейская теофорное форма имени — Самсу, о чем свидетельствует, например, имя Самсу-илуна («Самсу — наш бог»). [7] Древняя арамейская форма имени, скорее всего, была Шамеш, хотя засвидетельствовано множество вариантов слогового написания. [7] Кроме того, название Солнца в мандейской космологии , Шамиш ( мандейский язык : ࡔࡀࡌࡉࡔ ), происходит от аккадского Шамаша. [8]
Уту понимали как мужское божество. [3] По мнению Манфреда Креберника, это, скорее всего, также привело к тому, что его аккадский коллега стал рассматриваться как таковой, хотя в большинстве семитских языков и слово, относящееся к самому солнцу, и имена солнечных божеств грамматически женского рода . [3] повлиял на пол месопотамского божества Джулия М. Ашер-Грив считает это старейшим засвидетельствованным примером того, как синкретизм . [9] Однако не все исследователи согласны с предположением, что имя Шамаш когда-либо понималось как относящееся к женскому божеству в аккадскоязычных регионах. [10] Кристофер Вудс утверждает, что единственными доступными свидетельствами являются ранние неоднозначные теофорные имена, которые, по его мнению, не обязательно указывают на существование женщин-Шамаш и могут опускать предлоги, необходимые для определения пола вызываемого в них божества. [10] Манфред Креберник отмечает, что хорошо известным примером женского божества в так называемой «клинописной культурной сфере» является Шапаш . [3] При этом и амореи , и арамейцы рассматривали солнечное божество как мужское, подобно шумерам и аккадцам. [7]
По мнению Манфреда Креберника, имя Амна, засвидетельствованное как синоним Уту в списке богов Ан = Анум и используемое для обозначения бога Солнца в надписи Набонида , могло быть связано либо с топонимом Сиппар-Амнанум , либо с корнем Засвидетельствовано в северо-западных семитских языках , ' -mn , что можно перевести как «быть надежным» или «быть твердым». [4]
Самым распространенным написанием имени бога Солнца была логограмма. д УТУ, что можно прочитать как Уту, Шамаш или, как свидетельствует список богов Ан = Анум , как Амна. [4] Известны также слоговые варианты написания всех трех этих имен. [4] В дальнейшем логографическом написании использовалась цифра 20, которая была связана с ним. [4] В списках богов засвидетельствованы десятки других вариантов имен, эпитетов или, возможно, второстепенных божеств, которые стали рассматриваться как синонимы Уту. [11] Примеры включают Каркара (возможно, связанный с Нинкаром, одним из имен его жены Айи ), Ниминду (возможно, связанный с именем богини Ниминтаббы ), Сиэ («сияющий»), Салам (возможно, имя, относящееся к символ крылатого солнца ) и Уэ («восход солнца»). [12]
Характер
[ редактировать ]Бог Солнца был одним из главных божеств месопотамского пантеона . [13] В раннединастическом списке богов из Фара он является шестым среди перечисленных божеств после Ану , Энлиля , Инанны , Энки и Нанны . [14] В более поздних списках богов, например, в Ан = Анум , он и его круг появляются между Нанной (Грех) и Ишкуром (Адад). [14] Вместо этого в списке богов Старого Вавилона Ниппура он помещается между Ишкуром и Нинуртой . [14] Несмотря на типичный высокий статус Уту, общепризнано, что роль солнца и представляющих его божеств в месопотамской религии не сравнима с той, которая известна из древнеегипетской религии . [3] На основе свидетельств теофорных имен, таких как Шамаш-бел-или ( аккадский : «Шамаш — владыка богов»), Шамаш-Энлиль-или («Шамаш — Энлиль богов») и Шамаш-ашаред-или («Шамаш — главный из богов»), Уилфред Г. Ламберт предположил, что традиция, в которой он был верховным богом пантеона, действительно существовала, но так и не нашла официальной поддержки, и ее распространение ограничивалось духовенством в Сиппаре и меньшая степень Ларса . [15]
Распространенные эпитеты характеризуют Уту как «юношу» ( шумерский шул , аккадский eṭlu ) и «героя» (шумерский ursaĝ , аккадский qarrādu ). [16] Считалось, что как олицетворение солнца он каждый день путешествовал по небу с востока на запад, а ночью в противоположном направлении через АН.ШАГ 4 , «нижнее небо», расположенное прямо над подземным миром . [17] хотя представление о ночном путешествии возникло лишь позже, и в источниках третьего тысячелетия до нашей эры Уту обычно отдыхает ночью. [18] Упоминание о последней традиции известно также из «стандартной вавилонской» версии эпоса о Гильгамеше , где Шамаш встречается со своей женой Айей после захода солнца. [19] Транспортным средством Уту была солнечная колесница , [20] которого тянули четыре животных с шумерскими именами Ухегаланна («обильный небесный свет»), Ухушгаланна («ужасающий великий небесный свет»), Усурмургаланна («ужасающий великий небесный свет») и Униргаланна («благородный свет небес»). свет небес»). [21] Вид их не совсем однороден, хотя в большинстве случаев солнечная колесница, по-видимому, связана с непарнокопытными : «отборными конями» ( нискум ) в надписи Гудеа , конями в различных молитвах и заклинаниях и мулами в « Эпосе о Гильгамеше» . [22] Манфред Креберник утверждает, что в ранних источниках его колесницу затягивали львы, [16] но это было подвергнуто сомнению Марко Бонечи. [23] Натан Вассерман в своем переводе фрагмента гимна Уту, где упоминаются животные, называет их только «зверями». [24] Восход и закат описывались как прохождение бога Солнца через космические врата, расположенные на горах-близнецах на противоположных концах мира. [25] Считалось, что его ежедневные путешествия позволяли ему видеть все, что происходит на земле. [26] Он также отвечал за защиту путешественников. [27] Формулы, распространенные как в молитвах, так и в литературных сочинениях, указывают на то, что его, вероятно, часто призывали вне храмов, предположительно как астральное тело. [28] Раннее утро, вероятно, считалось наиболее подходящим временем для того, чтобы просить его о помощи. [29]
Уту также был главным богом справедливости. [30] предположительно потому, что считалось, что благодаря ежедневным путешествиям по небу он видел все, что происходило в мире. [26] В этой роли ему могли помогать его отец Нанна , его сестра Инанна и различные второстепенные божества-судьи. [31] По крайней мере, в третьем тысячелетии до нашей эры Иштаран считался божественным судьей, равным по рангу Уту. [32] а во фрагменте мифа из Эблы упоминается божественный суд, в котором они оба принимают участие вместе с Идлуругу ( д ИДЕНТИФИКАТОР), [33] речной бог, также известный своей связью со справедливостью и судом, который олицетворял испытания водой . [32] В гимне Уту говорится, что Идлуругу не может выносить суждения без его присутствия. [34] В продолжение своей роли божественного судьи Уту мог быть связан с подземным миром. [35] [36] хотя эта связь не засвидетельствована до периода Старого Вавилона . [37] Во время экзорцизма его можно было попросить помочь привести беспокойных призраков в страну мертвых. [38] В этом качестве его можно было ассоциировать с обожествленным легендарным королем Гильгамешем , которого обычно изображали в аналогичной роли. [39]
Шамаш и Адад вместе считались богами гадания , особенно экстипического . [40] Связь между богом солнца и богом погоды хорошо засвидетельствована в месопотамских источниках. [40] и восходит к древневавилонскому периоду. [41] Его происхождение неясно, но поскольку в самых ранних шумерских источниках Ишкур, который был аналогом Адада, не был связан с гаданием, возможно, что оно было основано на ассоциации между Хададом и солнечным божеством в Эбле и, возможно, где-либо еще в Сирии и Верхняя Месопотамия . [41] Согласно позднему ритуальному тексту, Шамаш и Адад обучали гаданию мифического короля Энмедуранки . [42] Впоследствии он научил ей жителей Сиппара, Ниппура и Вавилона . [42]
Иконография
[ редактировать ]
Независимо от того, назывался ли он Уту или Шамашом, бог Солнца имел одинаковую иконографию. [43] Благодаря своим отличительным качествам он считается одним из немногих месопотамских божеств, которых можно с уверенностью идентифицировать в искусстве. [44] Его изображения известны на многих сайтах, например, в Эшнунне, Телль-ар-Риме , Сиппаре , Уре и Сузах . [45] Его лучшие качества — большая пила ( шашшару ). [46] и лучи света [43] исходящий из его плеч. [47] Причины, по которым он ассоциировался с первым, плохо изучены, и были предложены различные интерпретации, например, что это было изображение первого солнечного луча дня, что он был связан с судом, [48] возможно, как оружие, которым обезглавливали преступников, или что бог Солнца использовал его, чтобы прорваться через горы во время своего ежедневного путешествия. [49] Кристофер Вудс указывает, что и в шумерском, и в аккадском языках суждения нужно было «вырезать» ( kud / parāsum ), и поэтому считает наиболее вероятной ассоциацию с суждением. [49] Присутствие пилы часто используется для идентификации изображений богов как Уту. [50] Его также можно было изобразить держащим в руках символ жезла и кольца , который обычно ассоциируется с главными божествами. [50] В некоторых случаях показано, как он передает их правителям-людям. [51]
Уту обычно изображался на цилиндрических печатях еще в третьем тысячелетии до нашей эры. [52] На них повторяется множество мотивов, некоторые из которых неизвестны из текстовых источников. [45] На печатях саргонического периода он мог быть изображен взбирающимся на две горы. [53] который был интерпретирован как изображение восхода солнца. [45] Его также часто изображали путешествующим в лодке. [54] Этот мотив является единственным наиболее достоверным типом изображения цилиндрической печати третьего тысячелетия до нашей эры, в настоящее время известно более пятидесяти примеров. [54] Еще одно повторяющееся изображение — это изображение Уту, иногда в сопровождении другого бога, участвующего в битве между божествами. [45] Сопутствующее божество иногда интерпретируется как Бунене . [55] В некоторых случаях Инанна показана наблюдающей за битвой или участвующей в ней на стороне Уту. [55] Было высказано предположение, что это символическое изображение конфликта между днем и ночью. [45] или что божества, которым противостоит Уту и его союзники, являются мятежными горными богами. [55] Уилфред Г. Ламберт предположил, что в некоторых случаях фигуры из батальных сцен с лучами, исходящими из их плеч, могут быть изображениями Энмешарры, а не бога Солнца, поскольку в традиции, известной из позднего мифа «Поражение Энмешарры», он был их первоначальным владельцем. [56]
Во втором тысячелетии до нашей эры Уту обычно изображали перед прихожанами стоящим или сидящим на троне. [50] хорошо известных примеров такого изображения является стела Хаммурапи Вавилонского Одним из , на которой записан его юридический кодекс . [50]
лишь одно изображение бога Солнца в антропоморфной первого тысячелетия до нашей эры выявлено Анна Курмангалиева указывает, что среди произведений искусства Вавилонии форме , так называемая «Скрижаль Бога Солнца» . [50] Он широко обсуждается в науках и описывается как «один из шедевров древнего ближневосточного искусства». [57] Он был обнаружен Хормуздом Рассамом в декабре 1880 года во время его раскопок в Абу-Хаббе в современном Ираке . [58] Его открытие впоследствии позволило отождествить это место с Сиппаром. [59] Оно относится к нововавилонскому периоду. [60] но его стиль был описан как «архаичный», [61] и, скорее всего, был вдохновлен мотивами, встречающимися в сценах представлений периода Ура III . [62] На нем изображены три человека, заступническая младшая богиня ( ламма ) и двое мужчин, возможно, царь Набу-апла-иддина и жрец Набу-надин-шуми, стоящие лицом к Шамашу. [62] того же периода известны и другие антропоморфные изображения бога Солнца Хотя в Ассирии , в Вавилонии его стали обычно изображать в форме символа. [50]
Символическим изображением Уту был солнечный диск . [50] обычно представляет собой четырехконечную звезду с волнистыми линиями, расположенными между точками. [63] Это засвидетельствовано еще в саргонический период и продолжало изображаться в искусстве на протяжении всей истории древней Месопотамии. [50] Он хорошо известен по кудурру (пограничным камням), где его обычно изображают в первом ряду символов, рядом с восьмиконечной звездой, представляющей Инанну (Иштар), и полумесяцем, представляющим Нанну (Грех). [64] Кроме того, символ крылатого солнца стал ассоциироваться с богом Солнца в Ассирии в первом тысячелетии до нашей эры. [65] На некоторых изображениях также добавлен птичий хвост. [48] В Вавилонию он прибыл только во время правления Набонида . [48]
- Деталь цилиндрической печати из Сиппара (2300 г. до н. э.), изображающая Шамаша с лучами, поднимающимися из его плеч и держащим пилообразный нож, которым он на рассвете прорубает себе путь через горы востока ( Британский музей )
- Стела Хаммурапи с изображением Шамаша (справа)
- Отпечаток старой вавилонской цилиндрической печати с изображением Шамаша в окружении верующих ( ок. 1850–1598 до н.э.)
- Цилиндрическая печать и оттиск из месопотамского известняка с изображением людей, поклоняющихся Шамашу ( Лувр )
- Мужская фигура на ассирийской эмблеме крылатого солнца (Северо-западный дворец Нимруда , 9 век до н.э.).
- Звезда Шамаша
- Звездный символ Шамаша с волнистыми лучами используется как символ ассирийского народа на ассирийском флаге .
- Современное использование в гербе Ирака 1959-1965 годов , избегая панарабской символики, слияния звезды Шамаша и звезды Иштар.
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Семья
[ редактировать ]Бог Солнца традиционно считался сыном бога Луны в месопотамской религии, как в шумерских, так и в аккадских текстах. [3] Они уже засвидетельствованы как отец и сын в списке раннединастических богов Фары . [14] Связь между ними можно проиллюстрировать сопоставлением эпитетов, например в списке богов Ан = Анум Уту — «маленькая небесная лодка» (Мабанда-анна), а его отец Нанна — «великая небесная лодка» (Магула-анна). Анна). [3] Нингаль считалась матерью Уту. [26] [66] и Инанна как его сестра. [32] В гимне царице Ниппура они называются близнецами. [67] Вследствие отождествления с Иштар (Инанной) хурритско - эламская богиня Пиникир упоминается как сестра-близнец Шамаша и дочь Сина (Нанны) и Нингаль в тексте, написанном на аккадском языке , но обнаруженном в корпусе хурро - хеттских ритуалов. [68] В одном заклинании Маклу радужная богиня Манзат упоминается как сестра Шамаша и дочь Сина и Нингаль. [69]
Женой бога Солнца неизменно была богиня рассвета и света, обычно известная под именем Айя , хотя также хорошо известны формы Нинкара, Суда, Шериды и Судгана. [70] Обычно им поклонялись вместе, хотя иногда Шамаш вместо этого делил свои храмы с другими богами. [42] Уту/Шамаш и Айя — единственная наиболее распространенная божественная пара в надписях на цилиндрических печатях из Сиппара , причем лишь количество посвящений Ишкуру и Шале сравнительно велико. [71] Считалось, что Ая заступалась перед мужем за верующих. [72] эта функция также хорошо засвидетельствована для других божественных супругов, таких как Нинмуг и Шала. [73] Также отмечалось, что в случае с Инанной ее суккал Ниншубур . аналогичную роль выполнял [73] В юридических текстах Сиппара бог солнца и его жена обычно выступают в качестве божественных свидетелей. [74] Единственная божественная пара, засвидетельствованная в этой роли в этом городе, — это Маму и Бунене . [74] Будухудуг, мифическая гора, где, как считалось, заходит солнце, считалась «входом Шамаша в Аю» ( нереб д Шамаш <ана> д Ая ), место, где они могли воссоединиться каждый день после того, как он закончил свое путешествие по небу. [75] [76]
Среди божеств, причисленных к детям Уту, есть богиня снов Маму. [77] (а также два других божества снов мужского пола, Сисиг и Закар ), [70] Шумуган , бог, связанный с животными, [78] Ниггина ( Киттум ), обожествленная концепция истины , по словам Якоба Кляйна, считавшаяся его главной дочерью, [79] и Ишум . [80]
В мифах как о себе [81] а что касается Лугальбанды , то легендарный король Энмеркар упоминался как сын Уту. [82] Однако в шумерском списке царей Уту — его дедушка, а его отец — человеческий правитель Мешкиагашер . [81] В отличие от других легендарных царей Урука, а именно Лугальбанды и Гильгамеша , Энмеркар не был обожествлен, несмотря на существование традиции, приписывающей ему божественное происхождение. [83] В различных источниках Уту, кажется, служит особым защитником нескольких других королей Урука. [84]
д АМАР.УД, раннее написание имени Мардука , можно перевести как «бычок Уту», поскольку предполагается, что знак УД следует понимать как написание имени Уту без божественного определителя ( клинопись знак, предшествующий именам божеств), что также засвидетельствовано в некоторых теофорных именах раннединастического периода. [85] Однако не существует никаких доказательств того, что Мардук когда-либо считался членом семьи какого-либо солнечного божества в Сиппаре, Ларсе или любом другом месте Месопотамии, что заставляет Уилфреда Г. Ламберта предположить, что эта этимология неправдоподобна с теологических точек зрения. [85]
Суд
[ редактировать ]Известно несколько божеств, которых можно рассматривать как суккал (божество-помощник) Уту, и в этой роли одновременно может выступать несколько божеств. [20] Бунене , также известный под именем Папнунна. [86] считался его колесничим. [87] Франс Виггерманн отмечает, что его имя и характер (как и у других хорошо засвидетельствованных суккалов главных городских богов: Ниншубура , Аламмуша , Нуски и Исимуда ), похоже, не показывают прямой связи с характером его хозяина, а это означает, что он не может быть считали олицетворением эффекта действий соответствующего главного божества (в отличие от таких божеств, как Набиум, обожествленного пламени и суккала бога огня Гирры или Нимгира, обожествленной молнии и суккала бога погоды Ишкура ) или божественной персонификации конкретных повелений (в отличие от такие божества, как Этурамми, «не расслабляйтесь», суккал Биртума ). [88] Нинпириг называли суккалмах Уту («великий суккал»). [89] Было высказано предположение, что его имя может намекать на связь со светом. [88] Он засвидетельствован под несколькими теофорными именами, в основном из Сиппара. [90] Некоторые исследователи, в том числе Антуан Кавиньо и Манфред Креберник, считают чтение второго элемента его имени неопределенным из-за переменной орфографии и транскрибируют его как Нин-ПИРИГ. [91] Пара Нигзида и Нигсиса, чьи имена означают соответственно «закон» и «порядок», [92] идентифицируются как «визирь левого» и «визирь правого» в списке богов An = Anum . [20] Только Нигсиса упоминается Нинсуном как суккал Шамаша в « Эпосе о Гильгамеше» . [19] Нигзиду можно приравнять к Ниггине, другой богине, считающейся суккалом бога Солнца, хотя роль последнего божества в известных копиях списка богов Ан = Анум варьируется от роли слуги до старшей дочери . [93] Ее аккадским коллегой была Киттум, чье имя имеет то же значение — «истина». [93] В An = Anum Киттум вместо этого является мужчиной и братом Ниггины. [93] У нее был свой суккал Икби-Дамик . [93] [70]
Ни один из известных из других источников суккалов Уту не присутствует в документах архива Первой Силендской династии . [94] Одетта Бойвен предполагает, что в местной традиции эту роль выполняли божества Лугал-намтарра и д СУККАЛ, который часто появляется рядом с богом Солнца, и что первый выполнял роль его суккала во время его ночного путешествия по подземному миру, а второй выполнял ту же роль в течение дня. [95] Лугал-намтарра в остальном мало засвидетельствована и может быть аналогом Намтара . [94] Бойвен предполагает, что д СУККАЛ произошел от мужской версии Ниншубура и предполагает вероятную связь между последним и богом Солнца, возникшую во время правления Рим-Сина I , короля Ларсы, хорошо известного своей преданностью Ниншубуру. [94]
Многие божества, принадлежавшие двору Уту, считались божественными судьями. [30] Их можно было сгруппировать вместе, и из разных источников известны такие коллективные названия, как «Одиннадцать стоящих богов Эбаббара» или «Шесть судей Шамаша». [96] Одним из хорошо известных примеров такого божества является Ишмекараб . [96] который также мог быть связан с Иншушинаком и Лагамалом . [97]
Кусарикку (люди-быки, или, как утверждает Франс Виггерманн, бизоны люди - [98] ) часто ассоциировались с Уту, и особенно во втором тысячелетии до нашей эры обычно изображались как члены его двора, например, как знаменосцы. [53] Точно так же бык с человеческой головой ( алима ) мог сопровождать солнечный диск в искусстве. [99] известно упоминание о его голове, служащей эмблемой Уту. [100] Вполне возможно, что связь между мифическими существами, похожими на бизонов, и богом Солнца была основана на их общей связи с восточными горами. [101] Еще одним типом апотропного существа, связанного с Уту, был гиртаблуллу («человек-скорпион»). [102] В стандартном вавилонском эпосе о Гильгамеше мужчина-скорпион и женщина-скорпион охраняют гору восхода солнца. [25]
По мнению Кристофера Вудса, возможно, что в одном случае младший змеиный бог Нира засвидетельствован как член двора Шамаша. [103] Он предполагает, что это было результатом хорошо подтвержденной связи между богом Солнца и Иштараном , чьей служанкой обычно была Нира. [104]
Иностранные божества
[ редактировать ]Имя эблаитского солнечного божества было представлено в логограмме. д ПЛАТИТЬ. [14] Манфред Креберник предполагает, что его следует читать как Шамаш, что божество было мужчиной и что богиня Нинкар, о которой также свидетельствуют тексты из Эблы, была его супругой. [14] Вместо этого Альфонсо Арчи на основании лексических данных заключает, что божество было преимущественно женским, но указывает, что эблаиты определенно знали о мужском восточном боге Солнца и, по-видимому, приняли его в свой пантеон как вторичную ипостась . [105] Иногда пол солнечного божества приходилось указывать прямо, и то и другое д УТУ - мунус (женщина) и д УТУ- нита (самец) аттестованы. [105] Джоан Гудник Вестенхольц предложила интерпретировать Нинкара в эблаитских текстах как Нинкаррак, а не как фонетически схожий, но более неясный месопотамский Нинкар. [106] Случайное сокращение имени Нинкаррака до «Нинкар» известно также из месопотамских источников. [107] Эту теорию также принимает Арчи, который отмечает, что она облегчает объяснение широко распространенного поклонения Нинкару. [105]

Хурритский . бог солнца Симигэ уже представлен логограммой д УТУ в надписи Аталшена, раннего царя Уркеша . [108] Это самое старое известное упоминание о нем. [109] Он напрямую приравнивается к Уту в трехъязычной шумеро-хурро- угаритской версии списка богов Вейднера из Угарита . [110] Утверждалось, что на его характер, по крайней мере частично, повлиял его месопотамский коллега. [109] [111] Гэри Бекман доходит до того, что предполагает, что, по крайней мере, в хеттских текстах его «нельзя (пока?) достаточно отличить» от последних. [112] Из-за этой ассоциации Айя считалась его супругой в хурритской традиции, о чем свидетельствуют источники из Хаттусы и Угарита. [109] В трехъязычном списке богов Бунене (расшифровывается как д у-у-ун-ни-ну-ва-ан ) появляется в связи с Симигэ. [109] В нем Шимигэ дополнительно приравнивается к Лугальбанде , скорее всего, потому, что хурритский пантеон был меньше, чем тот, который указан в месопотамских списках, что создавало необходимость того, чтобы одно хурритское божество соответствовало множеству месопотамских божеств. [110] Тот же список также подтверждает эквивалентность Уту, Шимиге и угаритской богини солнца Шапаш (Шапшу). [113] Видимо, чтобы избежать предположения о том, что у Шапаша была жена, писцы интерпретировали имя Айя, присутствующее в шумерском оригинале, как нетрадиционное написание Эа . [114] Вместо хурритского написания Айя ему в хурритском столбце соответствует имя Эйан, а в угаритском указан местный бог-ремесленник Котар-ва-Хасис . [114]
Логотипограмма д УТУ хорошо засвидетельствован в хеттских текстах. [115] Помимо самого Уту и его аккадского аналога, божествами, представленными им, были богиня Солнца Аринна ( д ПЛАТИТЬ ценить Аринна ), богиня Солнца Земли ( taknaš д УТУ), мужской бог Солнца Неба ( непишаш д ПЛАТИТЬ, д ОПЛАТИТЬ И , д УТУ ШАМЭ), а также лувийский Тиват , Палаик Тияз и хуррит Шимиге. [116] Гэри Бекман отмечает, что хеттская концепция солнечных божеств не демонстрирует какого-либо индоевропейского влияния, а вместо этого во многом похожа на ту, которая известна из Месопотамии. [117] Он указывает даже на тот факт, что считалось, что бог Солнца Неба путешествовал в квадриге, запряженной лошадьми, подобно греческому Гелиосу , не обязательно является примером первого, поскольку божества, путешествующие на колесницах, уже изображены на месопотамских печатях начиная с Саргонический период. [118]
Логотипограмма д УТУ также обозначал солнечное божество или божества в Эмаре в позднем бронзовом веке . [119] По мнению Гэри Бекмана, месопотамские, западно-семитские, хурритские и хеттские солнечные божества потенциально могут быть представлены им в текстах из этого города. [119] Эдуардо Торресилья отмечает в более поздней публикации, что логограмма обычно обозначает Шамаша в районе среднего Евфрата, а слоговое написание его имени там встречается редко, хотя он также утверждает, что в некоторых случаях нельзя исключать Шимигэ как возможное прочтение. [120]
В текстах из Суз , Хафт-Тепе и Маламира в Эламе имя бога Солнца обычно записывалось логографически как д УТУ и неясно, когда оно относится к месопотамскому божеству, а когда к местному Наххунте . [121] Возможно, что в юридических текстах, когда д УТУ встречается рядом с эламскими божествами Иншушинаком , Рухуратером или Симутом , последний вариант верен. [122] Хотя в списке богов Ан=Анум упоминается Наххунте, он явно не обозначен как аналог Уту и появляется только как член группы, называемой «Божественная семерка Элама», связанной с богиней Нарунди . [123] Месопотамский комментарий к заклинанию рождения ошибочно идентифицирует его как бога луны, а Нарунди - как божества солнца, объясняя их имена соответственно Син и Шамаш. [123]
Поклонение
[ редактировать ]
Главными центрами культа бога Солнца были Ларса и Сиппар , [16] в частности Сиппар-Арурум (Абу Хабба). [124] Последний город в месопотамской традиции считался более древним, и в списках храмов он обычно упоминается раньше Ларсы. [125] В обоих городах главный храм, посвященный Уту и его супруге Айе, назывался Эбаббар. [126] Менее важные храмы, посвящённые ему, расположенные в Гирсу и Ассуре , носили то же имя. [127] это означает «сияющий белый дом» По -шумерски . [124]
Самыми старыми засвидетельствованными вотивными предметами, посвященными Уту (или Шамашу), являются голова булавы из Ура, подаренная царем по имени Анбу или Анунбу, и статуэтка из Сиппара времен правления Икун-Шамаша из Мари . [128] Оба предшествуют саргоническому периоду . [128] Свидетельства поклонения Шамашу в третьем тысячелетии до нашей эры доступны на всей территории, где говорят на аккадском языке, от Мари и западно-месопотамских городов, таких как Сиппар, через Агаде до района Диялы . [129]
Торжества, связанные с богом Солнца, проводились восьмого, пятнадцатого, двадцатого и, возможно, первого числа каждого месяца. [16]
Потягивая
[ редактировать ]В раннединастический период короли Мари, скорее всего, посетили Эбаббар в Сиппаре, чтобы воздать должное его божеству. [129] В более поздние периоды он был отремонтирован несколькими правителями, в том числе Нарам-Сином из Аккада (который назначил свою дочь Шумшани Энтум-жрицей), Сабиумом из Вавилона , [130] Самсу-илуна из Вавилона, называвший себя «возлюбленным Шамаша и Айи», [131] один из касситских правителей, носивший имя Куригалзу ( Куригальзу I или Куригалзу II ), Ашшурбанипал , Шамаш-шум-укин , Навуходоносор II и Набонид . [130] Известно, что в какой-то момент ему покровительствовали или посещали его многие другие цари, в том числе Маништушу , Апил-Син , Хаммурапи , Аби-Эшух , Амми-Дитана , Амми-Садука , Самсу-Дитана , Симбар-шипак и Набу-апла-иддина . [130] Помимо Эбаббара, в Сиппаре также существовал зиккурат, посвященный богу-хранителю города. [132] Он был известен как Экунанкуга (по-шумерски: «дом, чистая лестница в небо»). [132] Его перестроили Самсу-илуна, Амми-Садука, Нериглиссар и Набонид. [132] Положение Сиппара и его бога-покровителя сравнивают с положением Ниппура и Энлиля – хотя оба эти бога были высокопоставленными членами пантеона, а их города были центрами религиозной и научной деятельности, они никогда не представляли собой крупную политическую силу в мире. свое право. [133]
Было высказано предположение, что Эбаббар в Сиппаре служил сокровищницей, в которой хранились особенно редкие предметы, поскольку раскопки нововавилонского уровня сооружения обнаружили ряд ваз раннединастического и саргонического периодов, некоторые из которых также имели признаки ремонта. как вотивная статуя Икун-Шамаша, фрагмент монолита Маништушу, булава Шар -Кали-Шарри , точильный камень Тукульти-Мер Хана и другие предметы из более ранних периодов месопотамской истории. [134]
Особой группой, связанной с Шамашем в Сиппаре, были женщины, которых называли надиту . [135] Их существование особенно хорошо засвидетельствовано в древневавилонский период. [136] и утверждалось, что это учреждение впервые возникло примерно в 1880 году до нашей эры, во время правления Суму-ла-Эля в Вавилоне. [137] Надиту жил в здании, называемом гагум , что условно переводится как « монастырь ». [136] и Тоня Шарлах отмечает, что их можно сравнить со средневековыми христианскими монахинями . [138] В современной литературе их иногда называют «жрицами», но, хотя хорошо известно, что они считались посвященными определенному божеству, существует мало свидетельств их участия в религиозной деятельности, кроме личной молитвы. Не исключено, что их понимали как совершенно отдельный социальный класс. [139] Семейное происхождение отдельных надиту было разным, хотя они происходили преимущественно из высших слоев общества. [140] Хотя многие из них происходили из семей ремесленников, писцов или военных чиновников, некоторые из них были дочерьми или сестрами королей. [138] И Зимри-Лим из Мари, и Хаммурапи из Вавилона имели надиту Шамаша среди членов своей семьи женского пола. [138]
Церемония под названием лубушту была учреждена в Сиппаре Набу-апла-иддиной. [141] Он включал в себя предоставление статуям Шамаша, Аи и Бунене новой одежды в определенные даты в течение года. [141] Записи показывают, что его еще отмечали в период Ахеменидов , во время правления Дария I. [141]
Ларса
[ редактировать ]Эбаббар в Ларсе впервые упоминается в тексте времен правления Эаннатума . [130] Его перестраивали, расширяли или ремонтировали Ур-Намму , Ура Забайя, Син-Иддинам , Хаммурапи, один из двух правителей, носивших имя Кадашман-Энлиль ( Кадашман-Энлиль I или Кадашман-Энлиль II ), Бурнабуриаш I , Навуходоносор II. и Набонид. [130] Другие правители, которые в какой-то момент покровительствовали ему, включают Гунгунум , Абисаре , Сумуэль , Нур-Адад , Син-Икишам , Кудур-Мабук , Варад-Син и Рим-Син I. [130]
Одетта Бойвен отмечает, что божества Ларсы, по-видимому, были хорошо представлены в пантеоне Первой Силендской династии . [142] Она предполагает, что эти короли могли связывать свое положение как с Ларсой, так и с ее богом-покровителем. [143]
Ларсеанской форме бога Солнца также поклонялись в Уруке. [144] и тесная связь между этими двумя городами хорошо документирована. [145] В неизвестный момент времени после потери статуса Ларсы, возможно, в касситский период , Урук, скорее всего, получил над ней влияние, [146] а в нововавилонский период Эбаббар был функционально подчиненным храмом Эанны . [147] Многочисленные письма свидетельствуют о том, что последняя отвечала за поставку товаров, необходимых для совершения различных обрядов в первой, например, жертвенных животных или шерсти для одежды божественных статуй Шамаша и Белет Ларсы («Леди Ларсы», скорее всего, титул Айя). [148] Мастера, нанятые Эанной, также отвечали за ремонт атрибутов божеств Эбаббара. [147] В остальном такая ситуация неизвестна, поскольку каждый храм обычно имел свою мастерскую. [149] Тем не менее засвидетельствовано наличие сокровищницы Шамаша и Айи, отличной от сокровищницы Эанны. [146] Эбаббар, скорее всего, оставался под контролем храмовой администрации из Урука в эллинистический период , хотя известные имена жителей города этого периода преимущественно греческие, а не месопотамские. [144]
Другие города
[ редактировать ]Уту входил в число божеств, которым поклонялись на территории Лагаша в раннединастический период . [150] В Намнуда-кигарре существовал помост, посвященный ему. [151] Первоначально он был воздвигнут Эаннатумом, затем разрушен Ур-Луммой из Уммы и, наконец, восстановлен Энтеменой . [151] Не исключено, что эти события произошли во время пограничного конфликта между Уммой и Лагашем. [152] Теофорические имена, призывающие Уту, хорошо засвидетельствованы в текстах этой области. [153] Примеры включают Шубур-Уту, Уту-аму и Уту-киаг. [152]
В Уре также существовал храм Уту, Эхили («дом роскоши»). [154] Его перестроила Энаннатумма, дочь Ишме-Дагана , чьи надписи называют его «чистой кладовой» бога. [154] Городок, расположенный недалеко от этого города, скорее всего, где-то между ним и Ларсой, носил название Кар-Шамаш, [142] ЧТО. д ПЛАТИТЬ к . [155] Скорее всего, там же существовал храм, посвященный одноименному богу. [155]
В Вавилоне Шамашу поклонялись в храме Эдикукаламма («дом судьи земли»), впервые засвидетельствованном в древневавилонский период и до сих пор упоминаемом в надписях времен правления Навуходоносора II. [156] Он также был одним из многих богов, которым поклонялись в храмовом комплексе Эсагил , где его резиденцией был Э-эшбаранки («дом решений небес и подземного мира»). [157] Посвященный ему цоколь под названием Эдикугал («дом великого судьи») присутствовал и в Эрабрири, скорее всего, храм, носивший это имя, находился в Вавилоне. [156] который был посвящен Мандану . [158]
В Ассуре храм Шамаша был заново основан царем Арик-ден-или , хотя, поскольку в источниках, упоминающих это событие, не приводится имени, неясно, был ли он идентичен храму Эбаббара Ассурского, упомянутого в более позднем топографическом тексте. [159] Кроме того, Эхулхульдирдирра («дом непревзойденных радостей»), хотя он в первую очередь был посвящен Греху , также был связан с Шамашем, о чем свидетельствуют строительные надписи Ашур-нирари I , Тукульти-Нинурты I и Ашурнасирпала II . [160]
Святилище в Ниппуре, известное на аккадском языке как бит далили , «дом славы», было совместно посвящено Нисабе , Кусу , Нингалу , Шамашу и Бел-Алии. [156]
В старовавилонский период Шамашу поклонялись в Сузах в Эламе , где местный пантеон состоял как из эламских божеств, таких как Иншушинак и Симут , так и из месопотамских. [161] Он появляется в формулах клятв и теофорных именах. [161]
В Мари Шамашу поклонялись в храме Эгирзаланки («дом радости неба и подземного мира»), построенном Яхдун-Лимом . [162]
Надпись Навуходоносора II может указывать на то, что проявлению бога Солнца из Ларсы также поклонялись в Экарре («доме у пристани»), храме, расположенном в Дилмуне , на острове Файлака , который был посвящен местным божествам Инзаку и Мескилаку . [163]
Канонический список храмов , датируемый касситским периодом, [164] упоминает и другие храмы, местоположение которых не указано: Эантасурра («дом, который мерцает с небес»; не путать с одноименным храмом Нингирсу, построенным Акургалом где-то недалеко от Гирсу), [165] Екукина («чистый дом, палата»), [132] Энамтаркаламма («дом судеб земли») [166] и Энугаланна (чтение и перевод неопределенны, возможно, «дом великого небесного света»). [167]

В парфянский период Хатра стала рассматриваться как культовый центр бога Солнца, и, по мнению Манфреда Креберника, ее важность можно сравнить с Сиппаром и Ларсой в более ранние времена. [16]
Мифология
[ редактировать ]Хотя в настоящее время не известно никаких мифов об Уту, он появляется во второстепенной роли во многих известных композициях. [14] Обычно ему нравятся другие фигуры, [168] особенно когда сталкиваешься с проблемами, связанными с местами, удаленными от городских центров, например, в степи или горах. [169]
Во многих рассказах о смерти Думузи он умоляет Уту спасти его от посланных за ним демонов -галла . [168] Этот мотив засвидетельствован в Инанны «Нисхождении » , «Смерти Думузи » и других произведениях. [28] В и Гештинанне Думузи Уту специально упоминается как судья. [168] Во всех случаях обстоятельства, приводящие к этому, одни и те же: Думузи уже преследуют, и его жизнь в опасности. [28] И в «Смерти Думузи» , и в «Нисхождении Инанны» он утверждает, что Уту должен помочь ему, потому что он его зять . [170] Некоторые копии последнего повествования также включают двустишие, в котором он также заявляет, что выразил почтение матери Уту и Инанны, Нингаль . [170] Хотя во всех известных мифах о его смерти Уту выполняет просьбу Думузи, ни в одном из них этого недостаточно для его спасения, и максимум, на что способен бог Солнца, — это отсрочка его смерти. [171]
В мифе « Как зерно пришло в Шумер » Нинмада советует Ниназу попросить Уту помочь с доставкой ячменя из далекой страны. [172] Поскольку остальная часть повествования не сохранилась, неизвестно, каким образом он помог им достичь этой цели. [172]
В мифе «Инанна и Ан» Уту помогает своей сестре снести храм Эанны с небес. [173] Возможно, что это послужило мифическим объяснением происхождения месопотамских храмов . [174]
известен миф о боге Солнца и других божествах Из Эблы . [175] Возможно, он был импортирован из Киша , а язык, на котором он был написан, был описан как «архаичный аккадский диалект». [176] Из-за множества неопределенностей перевод и интерпретация этого текста считаются трудными. [177] Утверждалось, что это могло быть описание встречи Энки и Уту во время путешествия последнего через Абзу . [54]
Шамаш упоминается в мифе о происхождении бога Ишума , который известен только по единственному фрагменту древневавилонского периода. [178] Ишум описывается как сын Нинлиль и бога Солнца, которого бросили на улице. [178] Предполагается, что эта история представляет собой пережиток связи между богиней Суд, которую стали отождествлять с Нинлиль, и Судаг , одним из имен жены Уту. [80] Вместо этого Ишум обычно считался сыном этой пары. [80] Манфред Креберник считает, что композиция является результатом путаницы между именами Суд и Судай и, следовательно, между Нинлиль и матерью Ишум, а не синкретизмом . [179]
В мифе « Энмешарры Поражение » , который известен только по единственной плохо сохранившейся копии, относящейся либо к селевкидскому , либо к парфянскому периоду, [180] Сияние Шамаша было даровано ему Мардуком после заключения в тюрьму одноименного существа, которое было его первоначальным владельцем. [181] Для его описания используется термин зиму ( зи-му-у ), который может относиться к нимбу и , возможно, к лучам солнца. [56] Уилфред Г. Ламберт предположил, что эта сцена может быть отголоском некоторых изображений битв между богами на саргонских цилиндрических печатях. [56]
Мифы о Гильгамеше
[ редактировать ]
В шумерском мифе о Гильгамеше и Хумбабе Энкиду говорит Гильгамешу , что ему следует спросить разрешения у Уту, прежде чем они отправятся в путешествие к жилищу Хумбабы. [182] Узнав, что Гильгамеш хочет прославиться, потому что знает, что не будет жить вечно, Уту дарует ему семь созвездий (описываемых как зооморфные существа). [183] ) предназначалось для того, чтобы безопасно доставить его к месту назначения. [182] Позже Хумбаба пытается умолять Уту, когда тот собирается умереть, но его молитва безуспешна. [184] Возможно, что в несколько отличающейся версии мифа его пощадили, хотя это остается неопределенным, поскольку его финал не сохранился. [185]
В другом раннем повествовании о Гильгамеше, «Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» , Уту впервые упоминается Инанной, которая просит Гильгамеша помочь ей избавиться от существ, наводнивших дерево, которое она посадила на берегу Евфрата . [186] Она заявляет, что Уту отказался вмешиваться. [187] Причины его решения не поясняются. [188] Позже, когда Энкиду заточен в подземном мире, Гильгамеш обращается к Энки за помощью. [186] Последний велит Уту взять с собой тень Энкиду, когда он поднимется, что позволяет героям временно воссоединиться. [186] Пересказ этого эпизода известен также из финальной таблички «Стандартного вавилонского» эпоса о Гильгамеше , не имеющий прямой связи с остальной частью этой версии повествования. [189] Старое ошибочное мнение заключалось в том, что богом, действующим по приказу Эа (Энки) в этой версии, является Нергал , а не Шамаш. [190]
В древневавилонской версии « Эпоса о Гильгамеше » Гильгамеш молится Шамашу после того, как решил отправиться в Кедровый лес, чтобы победить Хумбабу. [191] Позже старейшины Урука велят ему вырыть колодцы, чтобы иметь возможность совершать возлияния богу Солнца и Лугальбанде (в этой версии действующему как его личный бог). [192] ) во время путешествия на запад. [193] По дороге, незадолго до достижения земли Эбла, Гильгамешу снится сон, который Энкиду интерпретирует как знак того, что Шамаш (или, в варианте из Телль Хармал , Шамаш и Лугальбанда [194] ) положительно относится к его усилиям. [195] Возможно, что в одном из вариантов древневавилонской версии, известной только из Телль-Хармаля, Хумбаба говорит, что Шамаш сообщил ему во сне, что он будет побежден, хотя состояние сохранности таблички делает это невозможным. определите это с уверенностью. [196] Согласно табличке, предположительно созданной в Сиппаре, Гильгамеш позже встречает Шамаша, блуждая по степи, оплакивая смерть Энкиду. [197] Бог Солнца предупреждает его о тщетности поисков вечной жизни. [197] Этот отрывок отсутствует ни в одной из более поздних версий. [197] но совет Шамаша тесно связан с другой уникальной сценой из той же версии, а именно с советом анонимной хозяйки. [198] который соответствует Шидури из стандартной вавилонской версии. [199]
В стандартной вавилонской версии эпоса о Гильгамеше Шамаш изображается как божественный покровитель Гильгамеша. [200] Его по-прежнему призывают защитить на пути к лесу Хумбаба, но герой не молится ему самостоятельно. [29] Вместо этого его мать, богиня Нинсун , призывает бога Солнца на крыше своего храма. [29] Она обвиняет Шамаша в желании Гильгамеша отправиться в далекие страны и просит его жену Аю заступиться за ее сына, чтобы гарантировать его безопасность. [201] Во время противостояния с Хумбабой вмешивается Шамаш, посылая тринадцать ветров, чтобы вывести монстра из строя, что позволяет Гильгамешу нанести решающий удар. [202] Эндрю Р. Джордж отмечает, что, поскольку эта версия описывает Хумбабу как mimma lemnu , термин, который можно перевести как «все зло» или «злое существо», часто встречающийся в экзорцистической литературе, где он относится к враждебным силам, это естественно для Шамаша. , который был богом справедливости, чтобы противостоять ему. [203] В более ранней интерпретации Джеффри Тигей утверждал, что Шамаш сразу же становится зачинщиком квеста, который, по его словам, был «окончательным и логическим развитием его роли». [204] Однако, по мнению Георгия Шамаша, участие в убийстве Хумбаба является реализацией просьбы молитвы Нинсуна. [205] В этом же варианте композиции после победы над Небесным Быком Гильгамеш и Энкиду предлагают сердце животного Шамашу, [206] что может быть отсылкой к обычаю, также упомянутому в одном из мифов о Лугальбанде, в котором он предлагает Уту сердце обычного дикого быка после успешной охоты. [207] После празднования победы Энкиду видит во сне спор между богами, во время которого Шамаш протестует против решения Энлиля о том, что один из героев должен умереть в наказание за убийство Хумбаба и Небесного Быка. [208] Проснувшись, он сетует на то, что дверь, сделанную из кедрового дерева из леса Хумбаба, посвятили Энлилю, а не Шамашу. [208]
В мифе о потопе, который стал частью стандартной версии «Эпоса о Гильгамеше» , Шамаш отвечает за объявление о начале потопа, когда он встает утром, что, по мнению Натана Вассермана, представляет собой относительно молодую традицию, как и в большинстве мифов о потопе. по другим версиям катаклизм начинается посреди ночи. [209] Он предполагает, что, скорее всего, составитель текста счел это подходящим, учитывая роль бога Солнца как помощника человечества в этой истории. [209]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Аккадский шамаш был родственным финикийскому : : 𐤔𐤌𐤔 šmš , классический , ukhyyyye semša иврит : , שֶׁמֶשׁ šemeš sh арабский : شَمْس ) a сирийский «Солнце » ( [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всеобъемлющий арамейский лексикон» . Cal.huc.edu . Проверено 20 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Креберник 2011 , стр. 599–600.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Креберник 2011 , с. 599.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Креберник 2011 , с. 600.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Швемер 2007 , с. 136.
- ^ Ужас 2013 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Креберник 2011а , с. 616.
- ^ Бхайро 2020 , стр. 572–573.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудс 2005 , с. 43.
- ^ Креберник 2011 , стр. 600–601.
- ^ Креберник 2011 , с. 601.
- ^ Ламберт 2013 , с. 263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Креберник 2011 , с. 606.
- ^ Ламберт 2013 , стр. 262–263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Креберник 2011 , с. 604.
- ^ Бекман 2012 , стр. 131–132.
- ^ Кац 2003 , с. 50.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 2003 , с. 461.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Креберник 2011 , с. 603.
- ^ Вассерман 1997 , стр. 262–263.
- ^ Бонечи 2011 , с. 102.
- ^ Бонечи 2011 , стр. 102–103.
- ^ Вассерман 1997 , с. 263.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 2003 , стр. 492–493.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бекман 2012 , с. 132.
- ^ Джордж 2003 , с. 194.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кац 2006 , с. 106.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордж 2003 , с. 459.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Креберник 2008 , с. 354.
- ^ Креберник 2008 , стр. 354–355.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Креберник 2008 , с. 355.
- ^ Креберник 1992 , с. 85.
- ^ Вудс 2005 , с. 32.
- ^ Джордж 2003 , с. 127.
- ^ Креберник 2008 , с. 359.
- ^ Кац 2003 , с. 28.
- ^ Джордж 2003 , с. 134.
- ^ Джордж 2003 , с. 814.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Швемер 2007 , с. 140.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Швемер 2007 , с. 149.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Креберник 2011 , с. 605.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Курмангалиев 2011 , с. 616.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 173.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Курмангалиев 2011 , с. 617.
- ^ Вудс 2009 , стр. 217–218.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 180.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Курмангалиев 2011 , с. 619.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудс 2009 , с. 218.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Курмангалиев 2011 , с. 618.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 271.
- ^ Курмангалиев 2011 , с. 616–617.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудс 2004 , с. 55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вудс 2004 , с. 71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Виггерманн 1992 , с. 153.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ламберт 2013 , с. 288.
- ^ Вудс 2004 , стр. 24–25.
- ^ Вудс 2004 , стр. 23–24.
- ^ Вудс 2004 , с. 24.
- ^ Вудс 2004 , с. 32.
- ^ Вудс 2004 , с. 47.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудс 2004 , с. 49.
- ^ Вудс 2004 , с. 50.
- ^ Зайдль 1989 , с. 74.
- ^ Курмангалиев 2011 , с. 618–619.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 49.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 98.
- ^ Бекман 1999 , с. 27.
- ^ Абуш 2015 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Креберник 2011 , с. 602.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 257.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 119.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 273.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 260.
- ^ Джордж 2003 , с. 863.
- ^ Вудс 2009 , с. 187.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 262.
- ^ Ламберт 2013 , с. 517.
- ^ Кляйн 1998 , стр. 311–312.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 77.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кац 2017 , с. 201.
- ^ Гадотти 2014 , с. 250.
- ^ Кац 2017 , с. 207.
- ^ Черное и Зеленое 1992 , с. 184.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ламберт 2013 , с. 163.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 9.
- ^ Харрис 1975 , с. 148.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Виггерманн 1987 , с. 22.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 16.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 481.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , стр. 481–482.
- ^ Виггерманн 1987 , с. 23.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Кляйн 1998 , с. 311.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бойвин 2018 , с. 220.
- ^ Бойвин 2018 , стр. 220–221.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Креберник 2008 , с. 358.
- ^ Ламберт 1980 , с. 196.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 177.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 160.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 176.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 152.
- ^ Виггерманн 1992 , с. 180.
- ^ Вудс 2004 , с. 67.
- ^ Вудс 2004 , стр. 72–74.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Архи 2019 , с. 43.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 397.
- ^ Вестенхольц 2010 , с. 380.
- ^ Арки 2013 , стр. 6–7.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джорджьери 2011 , с. 614.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Саймонс 2017 , с. 86.
- ^ Архи 2013 , с. 11.
- ^ Бекман 2012 , с. 131.
- ^ Добродетельный 2016 , с. 176.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Добродетельный 2016 , с. 180.
- ^ Бекман 2011 , с. 611.
- ^ Бекман 2011 , стр. 611–612.
- ^ Бекман 2011 , с. 612.
- ^ Бекман 2012 , с. 134.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бекман 2002 , с. 49.
- ^ Торресилья 2017 , с. 11.
- ^ Столпер 1998 , стр. 83.
- ^ Столпер 1998 , стр. 83–84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Столпер 1998 , стр. 84.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 255.
- ^ Джордж 1993 , с. 28.
- ^ Джордж 1993 , с. 69.
- ^ Джордж 1993 , стр. 70–71.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Креберник 2011 , с. 608.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вудс 2005 , с. 29.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Джордж 1993 , с. 70.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 256.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Джордж 1993 , с. 115.
- ^ Вудс 2005 , с. 30.
- ^ Вудс 2004 , с. 42.
- ^ Харрис 1975 , с. 307.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шарлах 2007 , с. 67.
- ^ Шарлах 2007 , с. 70.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Шарлах 2007 , с. 68.
- ^ Шарлах 2007 , стр. 67–68.
- ^ Харрис 1975 , с. 306.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Вудс 2004 , с. 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бойвин 2018 , с. 63.
- ^ Бойвин 2018 , с. 67.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Крул 2018 , с. 64.
- ^ Болье 1991 , с. 58.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Болье 1991 , с. 60.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Болье 1991 , с. 59.
- ^ Болье 1991 , стр. 58–59.
- ^ Болье 1991 , стр. 59–60.
- ^ Зельц 1995 , стр. 285–287.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 170.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Зельц 1995 , с. 287.
- ^ Зельц 1995 , с. 288.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 1993 , с. 98.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бойвин 2018 , с. 70.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордж 1993 , с. 74.
- ^ Джордж 1993 , с. 82.
- ^ Джордж 1993 , с. 137.
- ^ Джордж 1993 , с. 71.
- ^ Джордж 1993 , стр. 98–99.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Попка 2018 , с. 154.
- ^ Джордж 1993 , с. 95.
- ^ Джордж 1993 , стр. 107–108.
- ^ Джордж 1993 , с. 6.
- ^ Джордж 1993 , стр. 68–69.
- ^ Джордж 1993 , с. 130.
- ^ Джордж 1993 , с. 136.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кац 2006 , с. 105.
- ^ Кац 2006 , с. 118.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кац 2006 , с. 107.
- ^ Кац 2006 , с. 110.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кац 2006 , с. 115.
- ^ Крул 2018 , с. 11.
- ^ Крул 2018 , с. 12.
- ^ Джордж 2003 , с. 5.
- ^ Креберник 1992 , с. 63.
- ^ Креберник 1992 , с. 64.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 2015 , с. 7.
- ^ Креберник 2013 , с. 242.
- ^ Ламберт 2013 , с. 281.
- ^ Ламберт 2013 , с. 293.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 2003 , с. 9.
- ^ Джордж 2003 , с. 306.
- ^ Джордж 2003 , с. 10.
- ^ Джордж 2003 , с. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордж 2003 , с. 13.
- ^ Гадотти 2014 , с. 5.
- ^ Гадотти 2014 , с. 40.
- ^ Джордж 2003 , стр. 528–529.
- ^ Джордж 2003 , с. 529.
- ^ Джордж 2003 , с. 203.
- ^ Джордж 2003 , с. 213.
- ^ Джордж 2003 , с. 94.
- ^ Джордж 2003 , с. 251.
- ^ Джордж 2003 , с. 235.
- ^ Джордж 2003 , с. 253.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Джордж 2003 , с. 273.
- ^ Джордж 2003 , с. 275.
- ^ Джордж 2003 , с. 148.
- ^ Джордж 2003 , с. 801.
- ^ Джордж 2003 , стр. 459–460.
- ^ Джордж 2003 , с. 468.
- ^ Джордж 2003 , с. 812.
- ^ Тигай 2002 , с. 79.
- ^ Джордж 2003 , с. 826.
- ^ Крул 2018 , с. 168.
- ^ Джордж 2003 , с. 476.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джордж 2003 , с. 478.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вассерман 2020 , с. 124.
Библиография
[ редактировать ]- Абуш, Цви (2015). Колдовской сериал «Маклу» . Атланта, Джорджия: SBL Press. ISBN 978-1-62837-082-9 . OCLC 908065326 .
- Арчи, Альфонсо (2013). «Западно-хурритский пантеон и его предыстория» . В Коллинзе, Би Джей; Михаловски П. (ред.). За пределами Хатти: дань уважения Гэри Бекману . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 978-1-937040-11-6 . OCLC 882106763 .
- Арчи, Альфонсо (2019). «Шамаган и мулы Эблы. Сирийские боги в шумерском обличии». Между Сирией и горной местностью: этюды в честь Джорджио Буччеллати и Мэрилин Келли-Буччеллати . Рим: Редактор Arbor Sapientiae. ISBN 978-88-31341-01-1 . OCLC 1137837171 .
- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 . Архивировано (PDF) из оригинала 4 ноября 2018 г.
- Болье, Поль-Ален (1991). «Неовавилонская Ларса: предварительное исследование» . Ориенталия . 60 (2). GBPress - Григорианская библейская пресса: 58–81. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43075908 . Проверено 11 июня 2022 г.
- Бекман, Гэри (1999). «Богиня Пиринкир и ее ритуал из Хаттуши (CTH 644)» (PDF) . Ктема: Цивилизации Востока, Греции и антиквариата Рима . 24 (1). Программа ПЕРСЕЕ: 25–39. дои : 10.3406/ktema.1999.2206 . hdl : 2027.42/77419 . ISSN 0221-5896 . Архивировано (PDF) из оригинала 15 апреля 2021 г.
- Бекман, Гэри (2002). «Пантеон Эмара» . Сильва Анатолика: Анатолийские исследования, подаренные Мачею Попко по случаю его 65-летия . Варшава: Агаде. hdl : 2027.42/77414 . ISBN 83-87111-12-0 . OCLC 51004996 .
- Бекман, Гэри (2011), «Бог Солнца А. II. В Анатолии. Филологический · Бог Солнца А. II. В Анатолии. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie , получено 6 июня 2022 г.
- Бекман, Гэри (2012). «Шамаш у хеттов» . В Эгмонде — Вольферт С. ван; Сольдт, Уилфред Х. ван (ред.). Теория и практика передачи знаний: исследования школьного образования на древнем Ближнем Востоке и за его пределами . Лейден: Нидерландский институт Ближнего Востока (NINO). ISBN 978-90-6258-332-4 . OCLC 827926593 .
- Бхайро, Сиам (2020). «Космология в мандейских текстах». Эллинистическая астрономия . Брилл. стр. 572–579. дои : 10.1163/9789004400566_046 . ISBN 9789004243361 . S2CID 213438712 .
- Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , Лондон, Англия: The British Museum Press, ISBN 0-7141-1705-6
- Бойвен, Одетта (2018). Первая династия Силенда в Месопотамии . Де Грютер. дои : 10.1515/9781501507823 . ISBN 978-1-5015-0782-3 .
- Бонечи, Марко (2011). «Животные команды бога Солнца в заклинании Уту А» . Nouvelles Assyriologiques Brèves et Utilitaires (NABU) . 86 (4).
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), " д Nin-PIRIG/PÌRIG" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 июня 2022 г.
- Гадотти, Альена (2014). Гильгамеш, Энкиду, преисподняя и шумерский цикл Гильгамеша . Бостон: Де Грюйтер. ISBN 978-1-61451-545-6 . ОСЛК 890070953 .
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Джордж, Эндрю Р. (2003). Вавилонский эпос о Гильгамеше: введение, критическое издание и клинописные тексты . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814922-0 . OCLC 51668477 .
- Джордж, Эндрю Р. (2015). «Боги Ишум и Кендурсанга: ночные сторожа и уличное освещение в Вавилонии» . Журнал ближневосточных исследований . 74 (1). Издательство Чикагского университета: 1–8. дои : 10.1086/679387 . ISSN 0022-2968 . S2CID 161546618 .
- Джорджьери, Мауро (2011), «Бог Солнца А. III. б. Хуррит. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 8 июня 2022 г.
- Харрис, Ривка (1975). Древний Сиппар: демографическое исследование древневавилонского города, 1894–1595 гг. До н.э. Издано Голландским историко-археологическим институтом в Стамбуле. Нидерландский историко-археологический институт . Проверено 23 апреля 2022 г.
- Хорри, Рут (2013). «Уту/Шамаш (бог)» . Древние месопотамские боги и богини . Открытый богато аннотированный корпус клинописи, Академия высшего образования Великобритании.
- Кац, Дина (2003). Образ загробного мира в шумерских источниках . Бетесда, Мэриленд: CDL Press. ISBN 1-883053-77-3 . OCLC 51770219 .
- Кац, Дина (2006). «Обращение к Уту в шумерских повествованиях» . Подходы к шумерской литературе . БРИЛЛ. стр. 105–122. дои : 10.1163/9789047410683_009 . ISBN 9789047410683 .
- Кац, Дина (2017). «Взлёты и падения в карьере Энмеркара, короля Урука» . В Древновской, Ольга; Сандович, Малгожата (ред.). Удача и несчастье на Древнем Ближнем Востоке: материалы 60-го Международного ассириологического собрания в Варшаве 21-25 июля 2014 г. Озеро Вайнона, Индиана. ISBN 978-1-57506-466-6 . OCLC 987250947 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Кляйн, Джейкоб (1998), «Niĝina/Kittum» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 9 июня 2022 г.
- Креберник, Манфтед (1992). «Месопотамские мифы в Эбле: ARET 5, 6 и ARET 5, 7» . Литература и литературный язык в Эбле . Семитские тетради. Кафедра лингвистики Флорентийского университета. doi : 10.11588/пропилаеумдок.00002790 . Проверено 7 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2008), «Судья Бог (и)» , Real Lexicon of Assyriology (на немецком языке) , получено 7 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011), «ИИ Бога Солнца в Месопотамии. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2011a), «Бог Солнца AV NW-семитский. Филологический» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 июня 2022 г.
- Креберник, Манфред (2013), "Sudaĝ" , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 11 июня 2022 г.
- Круль, Юлия (2018). Возрождение культа Ану и ночная огненная церемония в поздневавилонском Уруке . Брилл. дои : 10.1163/9789004364943_004 . ISBN 9789004364936 .
- Курмангалиев, Анна (2011), «Бог Солнца Б.И. В Месопотамии. Археологические» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 6 июня 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (1980), «Ишме-караб» , Reallexikon der Assyriologie , получено 11 июня 2022 г.
- Ламберт, Уилфред Г. (2013). Вавилонские мифы о сотворении мира . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-861-9 . OCLC 861537250 .
- Швемер, Дэниел (2007). «Боги бури Древнего Ближнего Востока: Краткое изложение, синтез, недавние исследования, часть I» (PDF) . Журнал древних религий Ближнего Востока . 7 (2). Брилл: 121–168. дои : 10.1163/156921207783876404 . ISSN 1569-2116 . Архивировано (PDF) из оригинала 02 декабря 2014 г.
- Зайдль, Урсула (1989). Вавилонские рельефы Кудурру: символы месопотамских божеств . Orbis biblicus et orientalis (на немецком языке). Университетское издательство. ISBN 978-3-7278-0603-2 . Проверено 11 июня 2022 г.
- Зельц, Гебхард (1995). Исследования пантеона древнего шумерского города-государства Лагаш (на немецком языке). Филадельфия: Музей Пенсильванского университета. ISBN 978-0-924171-00-0 . OCLC 33334960 .
- Шарлах, Тоня (2007). «Социальные изменения и переход от Третьей династии Ура к старовавилонскому периоду» . В Кроуфорде, Харриет Э.В. (ред.). Смена режима на древнем Ближнем Востоке и в Египте: от Саргона Агаде до Саддама Хусейна . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-726390-7 . OCLC 71163766 .
- Саймонс, Фрэнк (2017). «Новое присоединение к хурро-аккадской версии списка богов Вейднера от Эмара (Msk 74.108a + Msk 74.158k)» . Altorientalische Forschungen . 44 (1). Де Грютер. дои : 10.1515/aofo-2017-0009 . ISSN 2196-6761 . S2CID 164771112 .
- Столпер, Мэтью В. (1998), «Nahhunte» , Reallexikon der Assyriologie , получено 8 июня 2022 г.
- Тигай, Джеффри Х. (2002) [1982], Эволюция эпоса о Гильгамеше , Воконда, Иллинойс: Bolchazzy-Carucci Publishers, Inc., ISBN 0-86516-546-7
- Торресилья, Эдуардо (2017). «Божественные имена в текстах Телль-Хадиди/Азу» . КАСКАЛ. Журнал истории, окружающей среды и культуры Древнего Ближнего Востока . 14 . Флоренция: издательство LoGisma. ISSN 1971-8608 .
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- Вассерман, Натан (1997). «Еще один фрагмент двуязычного гимна Уту» . Акта Шумерология . 19 . Ближневосточный культурный центр в Японии. ISSN 0387-8082 .
- Вассерман, Натан (2020). Потоп: аккадские источники. Новое издание, комментарии и литературная дискуссия (PDF) . Левен: Питерс. ISBN 978-90-429-4174-8 . OCLC 1148875011 . Архивировано (PDF) из оригинала 26 марта 2020 г.
- Вестенхольц, Джоан Г. (2010). «Нинкаррак – аккадская богиня в шумерском обличье». О богах и людях . Блестящий. стр. 377–405. дои : 10.1163/9789004187474_020 . ISBN 9789004187481 .
- Виггерманн, Франс AM (1987). «Посох Ниншубуры: Исследования вавилонской демонологии II» . Экс Ориенте Люкс . 29 . БРИЛЛ.
- Виггерманн, Франс AM (1992). Месопотамские духи-покровители: ритуальные тексты . Гронинген: Публикации STYX & PP. ISBN 978-90-72371-52-2 . ОСЛК 27914917 .
- Вудс, Кристофер Э. (2004). «Возвращение к Табличке Бога Солнца Набу-апла-иддина» . Журнал клинописных исследований . 56 . Американские школы восточных исследований: 23–103. дои : 10.2307/3515920 . ISSN 0022-0256 . JSTOR 3515920 . S2CID 163512399 . Проверено 6 июня 2022 г.
- Вудс, Кристофер (2005). «На Евфрате» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 95 (1-2). Де Грютер. дои : 10.1515/zava.2005.95.1-2.7 . ISSN 0084-5299 . S2CID 162245901 .
- Вудс, Кристофер (2009). «На краю света: космологические концепции восточного горизонта в Месопотамии» . Журнал древних религий Ближнего Востока . 9 (2): 183–239. дои : 10.1163/156921109X12520501747912 . ISSN 1569-2116 . Проверено 8 июня 2022 г.
- Садок, Ран (2018). «Народы Элама». Эламский мир . Абингдон, Оксон. ISBN 978-1-315-65803-2 . OCLC 1022561448 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Гимны Уту в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Инанна и Ан в ETCSL
- Как зерно попало в Шумер в ETCSL
- Мифы о Гильгамеше в ETCSL
Цитаты, связанные с Шамашем , в Wikiquote
Словарное определение Шамаша в Викисловаре
Словарное определение Уту в Викисловаре